ческого лица, а его функциональным назначением или целевым предназначением и может выступать даже в виде имущественного комплекса, как это происходит в случае с оптовым продовольственным рынком.
1 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 48, ст. 6726.
2 Абросимова Е. А. Торговый оборот и специальные субъекты коммерческого права // Коммерческое право: актуальные проблемы и перспективы развития: сборник статей к юбилею Б. И. Пугинского. М., 2011. С. 50-60.
3 См.: Закон РФ от 20 февраля 1992 г. № 2383-I «О товарных биржах и биржевой торговле» (в ред. от 23 июля 2013 г.) // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. № 18, ст. 961; 2013. № 30, ч. 1, ст. 4082.
4 См.: Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 20, ст. 1763.
5 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации.2003, № 13, ст. 1177.
6 См., например: Абросимова ЕА. Функции торгово-промышленных палат по организации торгового оборота // Актуальные проблемы коммерческого права: сборник статей. Вып. 3 / под ред. Б.И. Пугинского. М., 2007. С. 74-88.
7 См.: ФроловаН.К. Правовое регулирование оптовой торговли: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2011. С. 12-28.
8 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. № 1, ст. 2.
9 Утвержден Постановлением Госстандарта России от 11 августа 1999 г. № 242-ст. М., 1999.
10 Утвержден Приказом Федерального агентства по техническому регулированию метрологии от 18 декабря 2008 г. № 512-ст. URL: http://docs.cntd.ru/document/gost-r-53103-2008 (дата обращения: 12.05.2014).
11 URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8311/ (дата обращения: 04.04. 2014).
12 URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8311/ (дата обращения: 04.04. 2014).
13 См.: Ведомости Московской городской Думы. 2006. № 8, ст. 213.
И.В. Шугурова
МОДЕЛЬНОЕ ЗАКОНОТВОРЧЕСТВО В СФЕРЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В СТРАНАХ СНГ* ш
т I
Статья посвящена вопросам сотрудничества государств СНГ в форме модельного зако- |
нотворчества, направленного на гармонизацию законодательства в области интеллектуаль- а
ной собственности. Исследуются основные положения модельных законов и кодексов, т
о
принятых Межпарламентской Ассамблеей государств-участников СНГ. с
Ключевые слова: модельный закон, гармонизация законодательства, интеллектуальная й
собственность, Содружество Независимых Государств, Межпарламентская Ассамблея СНГ. о
д
I.V. Shugurova в
е
MODEL LAWMAKING IN THE SPHERE OF INTELLECTUAL I
PROPERTY IN CIS COUNTRIES I
д
X
The article is devoted to the issues of cooperation within the framework of Commonwealth К
of Independent States (CIS) by means of model lawmaking with a view to harmonization of in- й
tellectual property legislation. The author refers to the main provisions of model laws adopted |
by CIS Inter-Parliamentary Assembly. е
Keywords: model law, harmonization of legislation, intellectual property, Commonwealth |
of Independent States (CIS), CIS Inter-Parliamentary Assembly. •
UJ 9
)
Одним из приоритетных направлений российской внешней политики является 0 сотрудничество с государствами-участниками Содружества Независимых Госу- 4
© Шугурова Ирина Викторовна, 2014
Кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры международного частного права (Саратовская государственная юридическая академия); [email protected]
*Работа выполнена по Заданию Министерства образования и науки РФ № 2014/205 на выполнение государственных работ в сфере научной деятельности в рамках базовой части государственного задания. Тема НИР «Проблемы международно-правовой политики и их влияние на национальное законодательство»
дарств (далее - СНГ) в двустороннем и многостороннем формате. Государства СНГ традиционно представляют для России поле многоплановых стратегических интересов, служат цели расширения международной интеграции, в т.ч. в экономической сфере1. Одним из направлений экономической интеграции в рамках СНГ является создание цивилизованного рынка интеллектуальной собственности. Необходимым условием данного процесса служит унификация соответствующих правовых норм и гармонизация внутригосударственного законодательства. Гармонизация национальных законодательств обеспечивается в странах СНГ координацией законопроектной работы, принятием согласованных актов национального законодательства, проведением предварительной экспертизы законопроектов на соответствие их нормам международного права и документам, принятым в рамках объединения2.
Важную роль в процессе гармонизации законодательства играет Межпарламентская Ассамблея государств - участников СНГ (далее - МПА), в рамках которой разрабатываются модельные законодательные акты для государств-участников СНГ. Модельные (типовые) законы и рекомендации выступают эффективным инструментом интеграции, обеспечивающим гармонизацию, а в ряде случаев и унификацию законодательств государств СНГ. В разработке модельных законов МПА сотрудничает с международными организациями (ООН, ЮНЕСКО, ВОИС и др.), правительствами отдельных иностранных государств, однако главная роль принадлежит Совету Федерации Федерального Собрания РФ3. Юридическая природа модельных (рекомендательных) актов, а также их потенциальное влияние на внутригосударственный законотворческий процесс рассматривались в трудах юристов-международников. Как отмечает К.А. Бризкун, воздействие на правовую * систему элементов системы мягкого права (рекомендаций международных органи-? заций, модельных законов) осуществляется в различных формах - от использования а. отдельных концептуальных положений до практически полного включения неко-! торых положений рекомендаций в тексты законодательных актов4. Как полагает I Е.Г. Белькова, рекомендательные акты выступают важным фактором, влияющим на
1 национальное законодательство и правовую доктрину разных государств. По ее мне-
го
| нию, рекомендательные правовые акты выполняют нормативно-консолидирующую
| роль, поскольку выработка общих принципов, единых подходов, рекомендаций
| по правовому регулированию обеспечивает интерес государств к сотрудничеству5.
2 Действительно, рассматриваемые акты направлены на гармонизацию правового ° регулирования и зачастую являются первым шагом на пути принятия междуна-I родного договора или изменения национального закона. Что касается государств | СНГ, то, по мнению И. Барковского, современные тенденции правотворческой
0 деятельности оказывают значительное влияние на формирование правовой базы
1 организации, способствуют приданию нормотворческому процессу системного и
0
° планового характера6. Вместе с тем следует признать уникальность такого юри-
го
3 дического явления, как модельный закон, который в отличие от международного
1 договора, предоставляет возможность более гибко использовать положения модели, | поскольку отступление от нее не влечет для государств юридических последствий.
Следует согласиться с тем, что модельные законы и рекомендательные акты используют более мягкие механизмы воздействия на внутригосударственное право7.
Положение о разработке модельных законодательных актов и рекомендаций МПА СНГ определяет модельный законодательный акт СНГ в качестве законодательного акта рекомендательного характера, принятого МПА в установленном 132 порядке, в целях формирования и осуществления согласованной законодательной
деятельности государств - участников МПА по вопросам, представляющим общий интерес, приведения законодательства государств-участников Содружества в соответствие с международными договорами, заключенными в рамках Содружества, и иными международными договорами, участие в которых для государств-участников Содружества весьма желательно для достижения общих целей8. К модельным законодательным актам относятся, прежде всего, модельный кодекс и модельный закон, однако в необходимых случаях такие акты могут иметь форму типовых положений, уставов, соглашений. Использование модельных законодательных актов в целом или отдельных их положений может осуществляться в формах разработки и принятия внутригосударственных нормативных правовых актов.
Многие из рекомендательных актов, принятых МПА, содержат положения, в той или иной степени касающиеся интеллектуальной собственности. В частности, модельный Гражданский кодекс (разд. V), модельный закон о реализации прав государства на объекты интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий, модельный кодекс интеллектуальной собственности, модельный закон об авторском праве и смежных правах, модельный закон о фирменных наименованиях и др. Опосредованное отношение к рассматриваемой тематике имеют положения таких рекомендательных актов, как модельные законы о научно-технической информации, о научной и научно-технической деятельности, о статусе ученого и научного работника, об инновационной деятельности, о научных парках, рекомендательный законодательный акт о защите высоких технологий. В частности, в модельном законе о статусе ученого и научного работника приводится определение научной интеллектуальной собственности. Это исключительное право физического и (или) юридического лица на результаты ш интеллектуальной творческой научной, научно-технической и инновационной н деятельности (ст. 2)9. С
____а
В Постановлении МПА 2000 г. «О предложениях по совершенствованию на- т
о
ционального законодательства государств - участников СНГ в области интел- к
о
лектуальной собственности с учетом требований современных международных о' стандартов»10 была обоснована необходимость модернизации законодательства | стран СНГ в сфере интеллектуальной собственности в условиях развития теле- в
коммуникационных, компьютерных и цифровых технологий. В Постановлении нн
о
подчеркивалась особая роль современных международных стандартов в данной Ю области и, прежде всего, положений Договоров ВОИС 1996 г. |
С учетом международных стандартов в рамках СНГ были разработаны новые с
к
редакции модельных законов, а также модельных норм об уголовной и адми- а нистративной ответственности за нарушение авторских и смежных прав и о д
е
мерах таможенного контроля в этой области. В результате были приняты новые | редакции модельного закона об авторском праве и смежных правах и модельного № Гражданского кодекса, разд. V которого посвящен интеллектуальной собствен- 33 ности. В процессе разработки новых модельных норм принимались во внимание ^ Рекомендации по совершенствованию национальных законов об авторском праве 4 и смежных правах государств-участников СНГ с учетом Договора ВОИС по авторскому праву и Договора ВОИС по исполнениям и фонограммам 1996 г. (далее - Рекомендации). В частности, стало применяться новое толкование понятия «воспроизведение», подразумевающее не только изготовление одного или более экземпляров произведения в любой материальной форме, но также постоянное или временное хранение в цифровой форме в электронном формате. В Рекомен- 133
дациях уточнялись и другие понятия в области авторского права и смежных прав, в т.ч. понятия «базы данных», «фонограмма», а также термины «сдавать в прокат (внаем)», «передача в эфир». Документом было рекомендовано включить дополнительные термины «информация об управлении правами», «техническое средство». Кроме того, в нем были сформулированы правила, касающиеся запрета обхода технических средств защиты авторских прав. Положение о праве на распространение как имущественном праве было рекомендовано уточнить и выделить из него право на прокат. Дополнить модельное законодательство предлагалось путем закрепления нового имущественного права - права на сообщение до всеобщего сведения в интерактивном режиме. Что касается регламентации смежных прав, то здесь также предлагалось включить в национальные законы право на доведение до всеобщего сведения исполнения, записанного на фонограмму, по проводам или средствами беспроволочной связи таким образом, что представители публики могут осуществлять к ним доступ из любого места и в любое время по их собственному выбору. С учетом новых реалий, связанных с масштабным воздействием Интернета на сферу авторского права, модельный закон об авторском праве и смежных правах был принят в новой редакции11.
Раздел V «Интеллектуальная собственность» Модельного Гражданского кодекса (часть третья) в новой редакции содержит 13 статей12. В частности, Кодекс определяет виды охраняемых объектов интеллектуальной собственности: произведения науки, литературы и искусства, включая программы для электронно-вычислительных машин и базы данных; исполнение, фонограммы, передачи эфирного и кабельного вещания (объекты смежных прав); изобретения; полез* ные модели; промышленные образцы; селекционные достижения; топологии ? интегральных микросхем; фирменные наименования; товарные знаки и знаки а. обслуживания; наименования мест происхождения товаров. Перечень является ! неисчерпывающим. Предполагается, что иные результаты интеллектуальной I деятельности и средства индивидуализации могут признаваться и охраняться на
1 территории соответствующего государства в качестве объектов интеллектуаль-
го
| ной собственности в соответствии с законами и международными договорами. § Согласно Модельному кодексу содержание права интеллектуальной собствен-
| ности составляют исключительные права, принадлежащие обладателю права
2 интеллектуальной собственности в отношении результата интеллектуальной дея-° тельности или средства индивидуализации и защищаются против всех и каждого. « Следует отметить, что исключительные права согласно Кодексу включают личные | неимущественные и имущественные правомочия, состав которых применительно е к конкретным объектам интеллектуальной собственности определяется соот-° ветствующими законами. Однако согласно положениям Гражданского кодекса
0
° РФ исключительное право является имущественным, в то время как личные
го
неимущественные права составляют самостоятельную разновидность интеллек-
1 туальных прав. Вместе с тем подобное расхождение с внутригосударственным | законодательством вполне допустимо, тем более что в модельном акте содержатся
многочисленные отсылки к национальным законам, в которых те или иные положения должны найти свою конкретизацию. Например, в Модельном кодексе говорится, что права обладателей прав интеллектуальной собственности могут быть ограничены соответствующими законами, и одновременно формулируется общее правило о том, что такие ограничения не должны наносить ущерба нормальному
134
использованию объектов интеллектуальной собственности и ущемлять личные
неимущественные права. К числу оснований возникновения права интеллектуальной собственности Кодекс относит такие факты, как создание объекта, начало использования, государственную регистрацию, при этом подчеркивая, что иные основания могут предусматриваться законом или международным договором.
Модельный кодекс предусматривает, что имущественные права на объекты интеллектуальной собственности могут осуществляться индивидуально или на коллективной основе. При этом основные требования к управлению имущественными правами на коллективной основе устанавливаются законами и иными правовыми актами. По вопросу защиты права интеллектуальной собственности Кодекс также называет такие способы, как выплата компенсации, определяемой по усмотрению суда; изъятие материалов и оборудования, с помощью которых совершается нарушение, и материальных объектов, созданных в результате такого нарушения; публикации в средствах массовой информации о допущенном нарушении. Возможно применение и иных способов, предусмотренных законом и иными правовыми актами.
Гармонизации национального законодательства в сфере интеллектуальной собственности призван способствовать Модельный кодекс интеллектуальной собственности для государств-участников СНГ13. Данный Кодекс направлен на обеспечение единообразного регулирования имущественных и связанных с ними личных неимущественных отношений, возникающих в связи с созданием и использованием объектов интеллектуальной собственности, распоряжением правами интеллектуальной собственности, а также с охраной и защитой прав. В Кодексе содержится определение права интеллектуальной собственности. Это право лица на результат интеллектуальной, творческой деятельности или на иные приравненные к ним объекты, конкретный перечень которых установлен ш Кодексом и другими законами. Данное право составляют личные неимуще- н ственные права и (или) имущественные права, содержание которых в отноше- С
а
нии определенных объектов устанавливается Кодексом и другими законами. т
о
Ограничения права интеллектуальной собственности допускается в случаях, к
о
предусмотренных законом. Таким образом, Кодекс приводит толкование понятия о' «права интеллектуальной собственности», наиболее распространенное в миро- | вой практике. Вместе с тем, как уже отмечалось, ГК РФ закрепляет несколько в
иную терминологию, в т.ч. такие категории, как интеллектуальные права, ис- нн
о
ключительное право. Помимо имущественных и личных неимущественных Ю прав, предусмотрены также иные интеллектуальные права. и
Обращает на себя внимание особенность модельного кодекса, связанная с с
к
закреплением прав на научное открытие и рационализаторское предложение а
(гл. 6 и 7), охрана которых не регламентируется в рамках российского законода- |
тельства. В частности, научным открытием признается установление неизвест- |
ных ранее, но объективно существующих закономерностей, свойств и явлений №
материального мира, которые вносят коренные изменения в уровень научного 9
познания. Автор имеет право присвоить научному открытию свое имя или 22
специальное название. Право на научное открытие удостоверяется дипломом и 4 охраняется в порядке, установленном законом. Следовательно, специфика охраны определяется на уровне законодательства отдельных государств. Рационализаторским предложением согласно Кодексу является признанное юридическим лицом предложение, содержащее технологическое (техническое) или организационное решение в любой сфере деятельности. Объектом рационализаторского
предложения может быть материальный объект или процесс. Решение вопроса о 135
необходимости и условиях правовой охраны рассматриваемых объектов остается прерогативой национального законодателя.
Работа в направлении гармонизации законодательства в сфере интеллектуальной собственности в странах СНГ проводится не только путем модельного законотворчества, но и другими способами. Так, в целях унификации законодательства в 2012 г. был принят Глоссарий модельного законодательства для государств - участников СНГ в области интеллектуальной собственности14. Определение терминологии является важным шагом в совершенствовании модельного законодательства об интеллектуальной собственности. Глоссарий, включающий современный понятийный аппарат в области интеллектуальной собственности, прежде всего, может служить основой юридической терминологии для модельного законодательства. Вместе с тем легальные и доктринальные дефиниции, сформулированные в документе, послужат задаче сближения национальных законов государств СНГ. В глоссарии приводятся понятия, термины и определения, содержащиеся в международных соглашениях, актах модельного законодательства МПА, в национальном законодательстве государств-участников СНГ, а также в отдельных Директивах Европейского союза.
Глоссарий содержит дефиниции, которые разработчиками названы легальными. К ним относятся определения, данные законодателем, иными правотворческими органами, судами в принимаемых ими правовых актах, вынесенных в пределах компетенции этих органов. Помимо этого, включены научные, доктринальные определения, сформулированные учеными-юристами. Следует отметить довольно подробное толкование различных понятий и терминов, включенных в Глоссарий. * Например, приводится несколько определений автора, в т.ч. автора произведе-? ния; автора изобретения, полезной модели, промышленного образца; автора как $ первичного субъекта авторского права; автора (соавторов) научно-технической g информации; автора топологии интегральных микросхем, программ для ЭВМ и i баз данных. Таким образом, унифицированное понимание юридических понятий I и терминов, относящихся к вопросам интеллектуальной собственности, послужит
го
J целям дальнейшего развития модельного правотворчества и гармонизации на-§ ционального законодательства государств-участников СНГ.
у
а. 1 См.: Скурко Е.В. Правовая политика России в условиях глобализации и международной экономической ин-
теграции // Правовая политика и правовая жизнь. 2007. № 1. С. 22; Лукьянова В.Ю. О формировании единого £ экономического пространства // Журнал российского права. 2012. № 9. С. 105.
| 2 См.: Барков А.В. Проблемы гармонизации в Евразийском экономическом сообществе // Журнал рос-
| сийского права. 2003. № 8. С. 137.
5 3 Подробнее об этом см: Ярышев С.Н. Договоры между государствами-участниками СНГ (ЕврАзЭС)
g и унификация их законодательства по вопросам Единого экономического пространства // Московский
ix журнал международного права. 2011. № 4 (84). С. 65.
g 4 См.: Бризкун К.А. О видах рекомендательных актов международных организаций и формах их влияния на на-
0 циональное законодательство // Журнал российского права. 2010. № 8. С. 111.
S. 5 См.: БельковаЕ.Г. Значение рекомендательных актов в международном частном праве // Роль международных
^ и внутригосударственных рекомендательных актов в правовой системе России. Иркутск, 2013. С. 65, 69.
1 6 См. :Барковский И. Современные тенденции развития правотворческой деятельности Содружества й Независимых Государств // Журнал международного права и международных отношений. 2013. № 2.
7 См. Бризкун К.А. Указ. раб. С. 115-116.
8 Принято 14 апреля 2005 г. (с доп. от 25 ноября 2008 г. и от 23 ноября 2012 г.). URL: http://www.iacis.ru/upload/ iblock/f14/.pdf (дата обращения: 13.03.2014).
9 См.: Постановление МПА государств-участников СНГ от 25 ноября 2008 г. № 31-14. URL: http://www. iacis.ru/upload/iblock/8c9/ass_31_14a.pdf (дата обращения: 13.03.2014).
10 См.: Постановление МПА государств-участников СНГ от 9 декабря 2000 г. № 16-11. URL: http://www. iacis.ru/upload/iblock/298/r11.pdf (дата обращения: 12.03.2014).
11 См.:Постановление МПА государств-участников СНГ от 18 ноября 2005 г. № 26-13. URL: http://www. 136 iacis.ru/upload/iblock/318/189.pdf (дата обращения: 13.03.2014).
Ю.Б. Аверкина • Некоторые вопросы правового положения некоммерческих организаций
12 См.:Постановление МПА государств-участников СНГ от 16 июня 2003 г. № 21-7. URL: http://www. iacis.ru/upload/iblock/67e/140.pdf (дата обращения: 13.03.2014).
13 См.: Постановление МПА государств-участников СНГ от 7 апреля 2010 г. № 34-6. URL: http://www. iacis.ru/upload/iblock/61d/kodeks_07_04_10.pdf (дата обращения: 15.03.2014).
14 См.: Приложение к постановлению МПА государств-участников СНГ от 17 мая 2012 г. № 37-17. URL: http://www.iacis.ru/upload/iblock/7c0/17_a_2012.pdf (дата обращения: 17.03.2014).
Ю.Б. Аверкина
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ВЫПОЛНЯЮЩИХ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА
В статье рассматриваются некоторые спорные вопросы о правовом положении некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. Анализируются положения Федерального закона, регулирующего деятельность таких организаций. Дается краткая характеристика их правового статуса и деятельности на территории Российской Федерации. Формулируются выводы о дальнейшем совершенствовании законодательства.
Ключевые слова: некоммерческие организации, иностранный агент, правовое положение, деятельность, федеральный закон, государственный контроль.
U.B. Averkina
SOME QQUESTIONS OF THE LEGAL STATUS OF NON-PROFIT ORGANIZATIONS PERFORMING FUNCTIONS OF THE FOREIGN AGENT
The article is devoted to the designation of some of the controversial issues on the legal status of non-profit organizations performing functions of a foreign agent. Analyses the provisions of the Federal law governing the activities of such organizations. Brief characteristic of their legal status and activity on the territory of the Russian Federation. Conclusions on further improvement of the legislation.
Key words: non-profit organizations, foreign agent, the legal status, activities, federal law, state control.
Согласно Федеральному закону РФ от 20 июля 2012 г. № 121-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента» (далее - Закон)1, под такой организацией понимается российская некоммерческая организация, которая получает денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ), и которая участвует в т.ч. в интересах иностранных источников, в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации. При этом данное понятие не распространяется на государственные корпорации, государственные компании, а также на созданные ими некоммер-
© Аверкина Юлия Борисовна, 2014
Старший преподаватель кафедры гражданского и семейного права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: [email protected]