Научная статья на тему 'Проблемы политической интеграции на постсоветском пространстве: к вопросу об учреждении Евразийского парламента'

Проблемы политической интеграции на постсоветском пространстве: к вопросу об учреждении Евразийского парламента Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
745
209
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРЛАМЕНТСКАЯ ДИПЛОМАТИЯ / МЕЖПАРЛАМЕНТСКИЕ АССАМБЛЕИ / ЕВРОПЕЙСКИЙ ПАРЛАМЕНТ / СНГ / ЕВРАЗЭС / ОДКБ / СОЮЗНОЕ ГОСУДАРСТВО РОССИИ И БЕЛОРУССИИ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Косов Юрий Васильевич, Торопыгин Андрей Владимирович

После значительного прогресса в реализации интеграционных проектов на постсоветском пространстве с созданием Евразийской экономической комиссии руководители трех государств Белоруссии, Казахстана, России предлагают идти дальше в процессе интеграции и приступить к формированию Евразийского союза. Изучение предпосылок политической интеграции в регионе подталкивает исследователей к изучению парламентского вектора международного сближения. Исходя из необходимости широкой общественной поддержки любым интеграционным проектам, в данной статье делается упор на фундаментальные принципы парламентаризма, которые представляют собой основы демократии. В качестве ключевой модели становления международного парламента в статье рассматривается Европейский парламент, которому свойственны черты как национального парламента, так и международной межпарламентской организации. Проводя сравнительный анализ подобных структур на постсоветском пространстве, межпарламентские ассамблеи Содружества Независимых Государств, Евразийского экономического сообщества, Межпарламентская Ассамблея Организации Договора о коллективной безопасности, Парламентского собрания Союза Белоруссии и России, Парламентская ассамблея ГУАМ (Ассамблея Организации за демократию и экономическое развитие) авторы приходят к выводам, что наиболее развернутыми функциями обладает Межпарламентская ассамблея Евразийского экономического сообщества. Именно там проходят согласование бюджета, разработка Основ законодательства, проведение межпарламентских слушаний, формирование судейского корпуса. Кроме того, данная структура оказалась наиболее близка к формируемым наднациональным институтам в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства России, Белоруссии и Казахстана. Наработанный опыт межпарламентской дипломатии и вековые традиции парламентаризма способны стать основой формирования регионального наднационального Евразийского парламента

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Косов Юрий Васильевич, Торопыгин Андрей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Problem of Political Integration in the Former SovietUnion: on the Creation of Eurasian Parliamentary

After significant progress on integration projects in the former Soviet Union with the creation of the Eurasian Economic Commission, the heads of the three states of Belarus, Kazakhstan and Russia offer to go further in the integration process and to start forming a Eurasian Union. The study of the preconditions of political integration in the region encourages researchers to study the parliamentary vector international convergence. Based on the need for broad public support for any integration project, this paper focuses on the fundamental principles of parliamentarism, which are the foundations of democracy. As a key model of the formation of the International Parliament of the article discusses the European Parliament, of the peculiar features of the structure, as the national parliament, and international inter-parliamentary organization. A comparative analysis of similar structures in the post-Interparliamentary Assembly of the Commonwealth of Independent States, the Eurasian Economic Community, the Inter-Parliamentary Assembly of the Collective Security Treaty, the Parliamentary Assembly of Belarus and Russia, the GUAM Parliamentary Assembly (Assembly of the Organization for Democracy and Economic Development — GUAM) The authors conclude that most functions has deployed the Interparliamentary Assembly of the Eurasian Economic Community. It is in this inter-parliamentary bodies are agreed budget, developing a legal framework, conducting parliamentary hearings, the formation of the judiciary. In addition, this structure was formed closest to the supranational institutions of the Customs Union and the Common Economic Space of Russia, Belarus and Kazakhstan. Accumulated experience of the interparliamentary diplomacy and centuries-old traditions of parliamentarianism can become a basis for the formation of the Eurasian regional supranational parliament.

Текст научной работы на тему «Проблемы политической интеграции на постсоветском пространстве: к вопросу об учреждении Евразийского парламента»

< >

о о

Ю. В. Косов, А. В. Торопыгин Yu. V. Kosov, A. V. Toropygin

Проблемы политической интеграции на постсоветском пространстве: к вопросу об учреждении Евразийского парламента*

The Problem of Political Integration in the Former Soviet Union: on the Creation of Eurasian Parliamentary

Косов Юрий Васильевич

Санкт-Петербург

Северо-Западный институт управления — филиал РАНХиГС

Декан факультета международных отношений, заведующий кафедрой международных отношений, профессор, доктор философских наук, kosov@szags.ru.

Торопыгин Андрей Владимирович

Санкт-Петербург

Секретариат Межпарламентской Ассамблеи

Евразийского экономического сообщества

Начальник управления межпарламентского

взаимодействия

Доктор политических наук

ToropyginAV@mail.ru

Ключевые слова:

парламентская дипломатия, межпарламентские ассамблеи, Европейский парламент, СНГ, ЕврАзЭС, ОДКБ, Союзное государство России и Белоруссии.

После значительного прогресса в реализации интеграционных проектов на постсоветском пространстве с созданием Евразийской экономической комиссии руководители трех государств Белоруссии, Казахстана, России предлагают идти дальше в процессе интеграции и приступить к формированию Евразийского союза. Изучение предпосылок политической интеграции в регионе подталкивает исследователей к изучению парламентского вектора международного сближения. Исходя из необходимости широкой общественной поддержки любым интеграционным проектам, в данной статье делается упор на фундаментальные принципы парламентаризма, которые представляют собой основы демократии. В качестве ключевой модели становления международного

Kosov Yury Vasilyevich

Saint-Petersburg

North-West Institute of Administration of Russian Presidential Academy

The Head of the Chair of International Relations Doctor of Philosophy, Professor pokosov@peterlink.ru

Toropygin Andrey Vladimirovich

Saint-Petersburg

Secretariat of Interparliamentary Assembly of the Eurasian Economic Community Head of the Department of Interparliamentary Cooperation

Doctor of Science (Political Science) ToropyginAV@mail.ru

Key words:

Parliamentary diplomacy, the Interparliamentary Assembly, the European Parliament, the CIS, EurAsEC, CSTO, the Union State of Russia and Belarus.

After significant progress on integration projects in the former Soviet Union with the creation of the Eurasian Economic Commission, the heads of the three states of Belarus, Kazakhstan and Russia offer to go further in the integration process and to start forming a Eurasian Union. The study of the preconditions of political integration in the region encourages researchers to study the parliamentary vector international convergence. Based on the need for broad public support for any integration project, this paper focuses on the fundamental principles of parliamentarism, which are the foundations of democracy. As a key model of the formation of the International Parliament of the article discusses the European Parliament, of the peculiar features of the structure, as the national parliament, and international inter-parliamentary organization. A comparative analysis of

* Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект № 12-03-00146 «Современное состояние и перспективы политической интеграции в Евразийском регионе».

парламента в статье рассматривается Европейский парламент, которому свойственны черты как национального парламента, так и международной межпарламентской организации. Проводя сравнительный анализ подобных структур на постсоветском пространстве, межпарламентские ассамблеи Содружества Независимых Государств, Евразийского экономического сообщества, Межпарламентская Ассамблея Организации Договора о коллективной безопасности, Парламентского собрания Союза Белоруссии и России, Парламентская ассамблея ГУАМ (Ассамблея Организации за демократию и экономическое развитие) авторы приходят к выводам, что наиболее развернутыми функциями обладает Межпарламентская ассамблея Евразийского экономического сообщества. Именно там проходят согласование бюджета, разработка Основ законодательства, проведение межпарламентских слушаний, формирование судейского корпуса. Кроме того, данная структура оказалась наиболее близка к формируемым наднациональным институтам в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства России, Белоруссии и Казахстана. Наработанный опыт межпарламентской дипломатии и вековые традиции парламентаризма способны стать основой формирования регионального наднационального Евразийского парламента.

similar structures in the post-Interparliamentary o Assembly of the Commonwealth of Independent h-States, the Eurasian Economic Community, the ^ Inter-Parliamentary Assembly of the Collective < Security Treaty, the Parliamentary Assembly of > Belarus and Russia, the GUAM Parliamentary As- o sembly (Assembly of the Organization for Democ- ^ racy and Economic Development — GUAM) The o authors conclude that most functions has deployed ™ the Interparliamentary Assembly of the Eurasian m Economic Community. It is in this inter-parliamen- 2 tary bodies are agreed budget, developing a legal c framework, conducting parliamentary hearings, ^ the formation of the judiciary. In addition, this ^ structure was formed closest to the supranation- hal institutions of the Customs Union and the Com- ,=E mon Economic Space of Russia, Belarus and o Kazakhstan. Accumulated experience of the inter- c parliamentary diplomacy and centuries-old traditions of parliamentarianism can become a basis for the formation of the Eurasian regional supranational parliament.

В ноябре прошлого, 2011 г., в Москве были подписаны Декларация о Евразийской экономической интеграции и Договор о Евразийской экономической комиссии. Безусловно, эти два документа во многом будут определять развитие евразийской интеграции в дальнейшем. В Декларации было заявлено о переходе с 1 января 2012 г. к следующему этапу интеграционного строительства — Единому экономическому пространству, и определена его конечная цель — создание к 2015 г. Евразийского экономического союза (ЕЭС). Руководители трех государств — Белоруссии, Казахстана, России — предлагают идти дальше в процессе интеграции и приступить к формированию Евразийского союза.

О Евразийском союзе заговорили давно. Наиболее известными в этой связи являются высказывания Н. А. Назарбаева, сделанные 29 марта 1994 г. на встрече с профессорско-преподавательским составом и студентами Мо-

сковского государственного университета в рамках первого официального визита главы дружественной страны в Российскую Федерацию. На тот момент идея создания Евразийского союза — совершенно нового объединения для стран — участниц СНГ, представлялась вариантом ускорения интеграционных процессов на постсоветском пространстве. Позднее главам государств Содружества был представлен конкретный проект его создания, в котором формирование единого экономического пространства определялось в качестве неотложной и приоритетной задачи для СНГ. В этом смысле можно говорить о том, что потребовалось без малого двадцать лет, чтобы перейти к реальным действиям.

Однако не столь долгий промежуток времени, а сам момент принятия решения внес некоторую неоднозначность в процесс евразийской интеграции. Один из самых успешных интеграционных проектов, Европейский союз угодил в самый

о серьезный кризис в своей истории. н- Часть экспертов считает, что именно о- кризис, как это ни парадоксально, со-с! служил хорошую службу, ускорив про-о цессы интеграции на постсоветском 2 пространстве. «Он (кризис) дал всем нам ^ возможность немного по-другому рас-т ставить приоритеты, переключив основ-2 ное внимание с далеких потенциальных £ партнеров по общемировому рынку на с ближайших соседей. Значимость регио-< нальных связей в условиях кризиса зна-^ чительно возросла» [4, с. 21].

Президент Республики Казахстан Н. На-^ зарбаев пишет: «Создание Евразийского ^ союза возможно только на основе широкой общественной поддержки. Вполне закономерно, что уже сейчас в наших странах есть свои „евразооптимисты" и „евразоскептики". Полемика между ними только помогает видеть и последовательно устранять издержки интеграционного процесса. Я думаю, что в недалеком будущем их дебаты будут вестись с трибуны Евразийской ассамблеи — наднациональной структуры, объединяющей парламентариев наших стран»1.

Такое предположение абсолютно оправдано. Фундаментальные принципы парламентаризма представляют собой основы демократии — выборность, открытость, состязательность, соблюдение определенных правил. Поэтому интерес стран постсоветского пространства к проблемам становления парламентаризма, к опыту деятельности парламентов в различных странах мира закономерен. Из опыта процессов демократизации в постсоветских странах можно выделить такие аспекты стабилизирующего влияния парламентов, как интеграция социально-политических сил государств, мирное урегулирование конфликтов между ними, укрепление легитимности нового демократического режима путем мобилизации и расширения поддержки новых политических институтов различными слоями и группами населения. Этим и обуславливается интерес к парламент-

1 Назарбаев Н. Евразийский союз: от идеи к истории будущего. [Электронный ресурс] // Известия. 2011. 18 октября / ИПрУ^ЕУевИа. ги/пе\№з/504908 (дата обращения 10.10.2012).

ской дипломатии.

Под современной институционализа-цией парламентской дипломатии понимают процессы возникновения значительного числа новых межпарламентских организаций и расширение спектра основных направлений деятельности этих международных институтов.

Во время посещения МПА стран СНГ в Санкт-Петербурге 22 февраля 2012 г. С. Е. Нарышкин сказал, что для дальнейшего продвижения по пути евразийской интеграции государствам Евразийского союза необходимо создать общее экономическое законодательство. Однако он убежден, что национальные парламенты не могут и не должны заниматься подобной работой. Председатель Государственной Думы отметил: «Впервые за двадцать лет создается ситуация, когда роль парламентской составляющей интеграции настолько велика, что крайне необходимо обсудить с представителями Белоруссии и Казахстана дальнейшие действия по решению общих задач»2.

Европейский парламент (ЕП) можно рассматривать в качестве модели становления международного парламента, ему свойственны черты как национального парламента, так и международной межпарламентской организации. В 1952 г. состоялось заседание Парламентской ассамблеи Европейского объединения угля и стали, в которой страны-участницы были представлены 78 членами. Европейский парламент — представительный орган Европейского сообщества создан Римским договором 1957 г. (до 1962 г. — Ассамблея). Компетенция ЕП прописана договорами Сообщества, Единым европейским актом 1986 г., а процедурные вопросы регулируются Регламентом.

Прямые выборы в высший европейский законодательный орган впервые были закреплены в Конвенции, которую приняла Парламентская ассамблея Европейского

2 Председатель Государственной Думы Сергей Нарышкин: «На повестке дня стоит вопрос формирования Евразийского парламента» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Государственной Думы РФ. URL: http:// www.duma.gov.ru/news/274/ 138417 (дата обращения 10.10.2012).

экономического сообщества в мае 1960 г. Но лишь в 1976 г. был принят Акт «Об избрании Европейского парламента всеобщими прямыми выборами». К настоящему времени достаточно четко и комплексно определены полномочия и процедуры деятельности Европейского парламента1. Рассмотрим более подробно некоторые наиболее важные из них.

С 2010 г. ЕП были уточнены условия права законодательной инициативы, введены более частые консультации между руководителями Еврокомиссии и Европарламента, гарантирован расширенный доступ депутатов к информации о подготовке международных соглашений с участием ЕС и другой законотворческой работе. Предусмотрен «парламентский час» для всех без исключения членов Еврокомиссии2.

Полномочия и функции Европейского парламента. В основном полномочия ЕП связаны с контролем за деятельностью других органов, назначением на ряд важных постов (председателя Комиссии), бюджетными полномочиями (с 1970 г., участвует в обсуждении и принятии всех финансовых документов). А вот применительно к нормотворческим полномочиям существуют значительные ограничения. Это привело к различным и достаточно сложным нормотворческим процедурам.

Процедура консультации с ЕП обяза-

1 Европарламент [Электронный ресурс] // Белорусский портал TIGA.BY. URL: http:// www.tiga.by/library/view/id/493/page/7 (дата обращения: 18.10.2012); Место и роль Европейского парламента в системе институтов ЕС [Электронный ресурс] // Он-лайн библиотека XServer.ru . URL: // http://www.xserver. ru/user/tvprl/1 .shtml (дата обращения: 18.10.2012); Russian Baltic in European Union [Электронный ресурс] // Сайт Russian Baltics in European Union. URL: http://www.ru-seu.org/article.php?id=32 (дата обращения: 18.10.2012); The European Parliament [Электронный ресурс] Официальный сайт Евро-парламента // URL: http://www.europarl.euro-pa.eu (дата обращения: 18.10.2012).

2 Стрелков А. «Демократический дефи-

цит» после Лиссабонского договора [Электронный ресурс] // Фонд исторической перспективы: информационно-публицистический ресурс. URL: http://www.perspektivy. info/print.php?ID=52397 (дата обращения: 20.10.2012)

тельна при принятии правил о свободе о передвижения товаров внутри Сообще- н-ства через границы государств-членов, ^ о совместной сельскохозяйственной по- ^ литике, при издании правовых норм, о имеющих целью экономическое и со- 2 циальное сближение, проведение со- ^ вместной политики в области исследо- т ваний, при выработке норм по охране 2 окружающей среды. Консультация — £ старейшее полномочие ЕП. с=

Процедура согласования связана с < согласованием бюджета на начальных ^ стадиях, а также правовых норм, затра- ^ гивающих сферу финансов. ^

Процедура сотрудничества дает воз- >= можность оказывать большее влияние на принятие правовых норм, относящихся к внутреннему рынку, социальной политике, экономической и социальной интеграции, исследовательской деятельности и техническому развитию. Юридически процедура закреплена в ст. 252 Договора о Европейском союзе. При рассмотрении этих норм проводится два чтения. В результате легче найти компромисс.

Процедура соучастия — участие ЕП в заключении договоров о принятии новых членов и соглашений об ассоциированном членстве.

Парламент вправе рассматривать наиболее значимые международные соглашения, заключаемые от имени Европейского сообщества. Комиссия и Совет обязаны информировать парламент, который высказывает свое мнение по поводу этих соглашений.

Развитие этих и других процедур дало возможность ЕП отойти от модели международной организации и приблизиться к полноценному парламенту. Многие эксперты считают, что это произошло со вступлением в силу Лиссабонского договора 1 декабря 2009 г.3

Политические группы Европейского парламента. Уже при выборах председа-

3 Кавешников Н. Лиссабонский договор: как меняется Европейский союз [Электронный ресурс] // Фонд исторической перспективы: информационно-публицистический ресурс. URL: http://www.perspektivy.info/oyku-mena/europe/lissabonskij_dogovor_kak_me-najetsa_jevropejskij_sojuz_2009-12-22.htm (дата обращения: 20.10.2012).

о теля первой Ассамблеи в 1952 г. депу-н- таты голосовали согласно принадлеж-о- ности к одной из политических тенденций с! (социалистической, демократической или о либеральной). Это послужило отправным 2 моментом институционализации полити-^ ческих, а не национальных групп в ЕП. т Безусловно, между Европарламентом 2 и «обычным» национальным парламентом £ много общего, если учесть, что основны-с ми функциями парламента являются:

Законодательная функция парламен-^ та. Парламент создается как орган за-^ конодательной власти. Его основная ^ функция — принятие законов или других ^ нормативно-правовых актов. Закон регулирует все общественные отношения в стране и на международной арене. Он направлен на защиту интересов государства, потребностей основных классов и социальных групп, а также отдельных личностей.

Финансово-бюджетная функция парламента. Рассмотрение и принятие бюджета является важнейшим направлением законотворческой работы. Законодательство в бюджетно-финансовой сфере является ключевым, ибо от него зависят многие стороны жизни общества.

Контрольная функция парламента. Успешная реализация законодательства, и прежде всего в бюджетно-финансовой сфере, невозможна без действенного контроля. Объектом контроля со стороны парламента чаще всего выступает исполнительная власть.

Контрольная функция парламента проявляется в разных странах не одинаково, что отражает специфику государственного устройства. Основными формами контроля являются отчеты правительства, информация об исполнении бюджета, парламентские слушания и т. д.

Властная функция парламента. Парламент является органической частью государственной власти и реализует волю своими, присущими ему формами и методами воздействия1.

Повышению роли ЕП придается большое значение в документах Европейско-

1 Законодательная власть [Электронный ресурс] // URL: http://knowledge.allbest.ru/poli-tical/2c0b65635a3ac78b5d53a88421316d27_0. html (дата обращения: 22.10.2012)

го союза. Такой подход находит поддержку у других межпарламентских организаций. Например, в документах саммита руководителей стран — членов Парламентской ассамблеи ПАЧЭС, который состоялся в июне 2008 г. в Афинах, отмечается: «Роль парламентов в современном мире изменяется. Согласно Договору о реформе ЕС (Лиссабонский пакт) роль ЕП существенным образом укрепляется. Таким образом в сотрудничестве с правительствами наших стран, нам необходимо наилучшим образом сделать так, чтобы национальные парламенты и межпарламентские организации могли вырабатывать рекомендации для наших стран, для того чтобы обеспечить экономическую и политическую стабильность»2.

В январе 2012 г. Председателем ЕП был избран Мартин Шульц, который будет работать на этом посту до следующих выборов в июне 2014 г. Шульц — старожил ЕП; в нем он работает с 1994 г., возглавляя с 2004 г. фракцию социалистов и социал-демократов3. Шульц сторонник придания ЕП «сильного голоса» — более активного участия депутатов в принятии жизненно важных решений для ЕС.

На постсоветском пространстве активно работают несколько межпарламентских структур: межпарламентские ассамблеи Содружества Независимых Государств (МПА СНГ), Евразийского экономического сообщества (МПА Ев-рАзЭС), межпарламентская ассамблея Организации Договора о коллективной безопасности (МПА ОДКБ), Парламентского собрания Союза Белоруссии и России (ПС БиР), Парламентская ассамблея ГУАМ (Ассамблея Организации за демократию и экономическое раз-

2 Meeting of the Presidents of Parliaments of the PABSEC Member Countries. Athens, 9 June 2008. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Парламентской Ассамблеи Организации Черноморского Экономического Сотрудничества. URL: http://www.pab-sec.org/NewsDetails.asp?id=158. P. 21 (дата обращения: 23.10.2012).

3 Немецкий социал-демократ стал новым председателем Европарламента [Электронный ресурс] // Lenta.ru. URL: http://lenta.ru/ news/2012/01/17/eu (дата обращения: 23.10.2012)

витие — ГУАМ, ранее ГУУАМ). При достаточно большой похожести все они имеют характерные особенности.

Так, согласно ст. 4 Межпарламентская ассамблея: а) обсуждает вопросы сотрудничества государств-участников в различных областях и направляет свои рекомендации по этим вопросам Совету глав государств и/или Совету глав правительств, другим органам Содружества Независимых Государств, Парламентам, в зависимости от существа рассматриваемого вопроса; б) рассматривает вопросы, переданные ей Советом глав государств и/или Советом глав правительств, и направляет рекомендации по ним соответственно Совету глав государств и/или Совету глав правительств, а также другим органам Содружества Независимых Государств; в) принимает рекомендации по сближению законодательства государств-участников; г) принимает типовые (модельные) законодательные акты и с соответствующими рекомендациями направляет их Парламентам государств-участников; д) принимает рекомендации по синхронизации процедур ратификации (утверждения) Парламентами государств — участников Содружества Независимых Государств договоров (соглашений), заключенных в рамках Содружества, а в случае соответствующего решения, принятого Советом глав государств или Советом глав правительств Содружества Независимых Государств, — и иных международных договоров, участие в которых государств — участников Содружества является весьма желательным для достижения их общих целей, закрепленных в Уставе Содружества Независимых Государств; е) принимает рекомендации по приведению законодательства государств-участников в соответствие с положениями международных договоров, заключенных этими государствами в рамках Содружества Независимых Государств; ж) содействует осуществлению обмена между государствами-участниками информацией правового характера; з) обсуждает иные вопросы межпарламентского сотрудничества1.

1 Межпарламентская ассамблея СНГ // Официальный сайт // URL: http://www.iacis.ru

Межпарламентскую ассамблею госу- о дарств — участников СНГ формируют н-парламентские делегации Азербайд- ^ жана, Армении, Беларуси, Казахстана, ^ Кыргызстана, Молдовы, Российской Фе- о дерации, Таджикистана, Украины. Узбе- 2 кистан формально входит в число участ- ^ ников Ассамблеи, но фактически в ее т работе не участвует. 2

С подписанием Договора об образо- £ вании Евразийского экономического со- с= общества (Астана, 10 октября 2000 г.), < была образована МПА ЕврАзЭС, которая ^ имеет ряд отличий по сравнению с МПА 2 СНГ, отражая принцип «разноскорост- ^ ной» и «разноформатной» интеграции >= на постсоветском пространстве. Так, численный состав делегации от каждого государства, а следовательно, и число голосов зависит от его экономического потенциала (критерием служит денежный взнос в организацию) и составляет: Белоруссия, Казахстан, Узбекистан2 — по 16; Киргизия, Таджикистан — 8; Россия — 42 депутата. И существуют следующие правила принятия решений: правило консенсуса для Бюро МПА и личное голосование каждого члена ассамблеи в Постоянных комиссиях и в ходе заседания Межпарламентской ассамблеи.

Шире и функции Ассамблеи, которая: а) разрабатывает и одобряет проекты Основ законодательства в базовых сферах правоотношений и направляет их в Интеграционный комитет для последующего внесения в установленном порядке на рассмотрение Межгосударственного Совета ЕвАзЭС; л)назначает по представлению Межгосударственного Совета судей Суда Сообщества; м)направляет в Межгосударственный Совет ежегодный доклад о своей деятельности по правовому обеспечению развития Сообщества; н) участвует в формировании и доработке бюджета Сообщества3.

^1^^=77 (дата обращения: 28.10.2012).

2 В настоящее время Узбекистан приостановил свое участие в МПА ЕврАзЭС.

3 Положение о Межпарламентской Ассамблее Евразийского экономического сообщества [Электронный ресурс] // Официальный

о В Парламентском собрании Союза Бе-^ ларуси и России по 72 делегируемых о- депутата (поровну от каждой стороны), с! представляющих высшие законодатель-о ные органы России и Белоруссии1. Пе-2 риодичность заседаний — 2 раза в год. ^ Нормативной основой деятельности т Парламентского собрания является Устав 2 Союза и Регламент Парламентского со-£ брания от 13 июня 1997 г. (с изменени-^ ями от 19 ноября 1998 г.). < Принципиальным является то, что ре-х шения Парламентского собрания Союза 2 принимаются большинством голосов от § каждой депутации — как белорусской, != так и российской. Такой подход позволяет в полной мере учитывать интересы каждого государства — участника Союза, поскольку ни одно решение не может быть принято без его согласия.

Парламентское собрание заслушивает послания Высшего Совета об основных направлениях развития Союза, а также осуществляет иные полномочия в соответствии с Уставом и Регламентом. В частности, рассматривает международные договоры, заключаемые от имени Союза, осуществляет соответствующие контрольные функции, обсуждает проекты союзного бюджета.

Хотя вопрос о преобразовании Парламентского собрания (принято постановление, в котором одобрен проект договора о преобразовании в представительный и законодательный орган — Союзный Парламент2) в Парламент Союза так и не был решен.

Итак, межпарламентские органы стран Содружества демонстрируют широкий спектр как организационных структур, так и нормативно-правовой базы.

сайт ЕврАзЭС . URL: http://www.evrazes.com/ docs/view/15 (дата обращения: 28.10.12).

1 Устав Союза Беларуси и России [Электронный ресурс] // BestPravo: информационно-правовой портал. URL: http://www.bestpravo. ru/kontakt.htm (дата обращения: 14.10.2012).

2 Постановление Парламентского собрания Союза Беларуси и России от 8 ноября 1998 года «О преобразовании Парламентского собрания в представительный орган Союза». № 9-10 [Электронный ресурс] // Официальный сайт В. С. Левоневского. URL: http://pravo. Ievonevsky.org/bazaby09/sbor67/text67401.htm (дата обращения:14.10.2012)

Парламентская Ассамблея Организации Договора о коллективной безопасности (ПА ОДКБ) образована в 2007 г. В ее деятельности просматриваются черты, характерные для МПА СНГ.

Парламентская ассамблея ГУАМ (Ассамблея Организации за демократию и экономическое развитие). В нее входят: Азербайджан, Грузия, Молдавия, Украина. Для этой структуры характерна политическая дискуссия, а принимаемые решения часто носят антироссийский подтекст.

В период становления парламентаризма внешнеполитические мероприятия и непосредственные связи с иностранными государствами осуществляла исполнительная власть. В дальнейшем роль парламента в международных отношениях повышалась [2]. Более того, парламенты играют весьма заметную роль как в образовании международных межправительственных организаций, так и в деятельности международных организаций парламентариев3.

Основными механизмами деятельности таких структур являются модельные законы и рекомендации парламентам, в отличие от ЕС, где принимаются регламенты, директивы, рамочные решения [3]. Можно сказать, что регламенты сходны с федеральными законами. Они вступают в силу на 20-й день после опубликования. Директивы и рамочные решения требуют определенной имплементации в национальные законодательства.

Попытка реализации подобного процесса предпринята в ЕврАзЭС. В 2004 г. был подписан, а в 2007 г. всеми ратифицирован Договор о статусе Основ законодательства Евразийского экономического сообщества, порядке их разработки, принятия и реализации. Основы законодательства ЕврАзЭС — базовый законодательный акт Сообщества, содержащий нормы и принципы правовой системы и устанавливающий единые для сторон начала правового регулирования в сферах правоотношений, определяемых договорами, имеющий обязательную

3 Договор о создании Союзного государства [Электронный ресурс // Российская газета. 1999. 8 декабря. URL: http://rg.ru>2008/ 05/26/dogovor-dok.htmI (дата обращения: 14.10.2012)

юридическую силу и подлежащий непосредственному применению государственными органами сторон. Но сама схема разработки и принятия подобного рода документов апробацию прошла. Так, был разработан Таможенный кодекс Таможенного союза, который представляет собой международно-правовой документ, являющийся приложением к международному договору. Несмотря на то, что Таможенный кодекс Таможенного союза, с точки зрения своего наименования, формы и структуры имеет много общего с внутригосударственными нормативно-правовыми актами, он является международно-правовым актом [4, с. 22].

В целом, анализ информации об использовании национальными парламентами нормативно-правовых актов, принятых Межпарламентской ассамблеей ЕврАзЭС, свидетельствует о широком применении парламентами государств Сообщества положений модельных законов, типовых проектов законодательных актов, рекомендаций, концепций, проектов Основ законодательства при разработке национального законодательства.

Штаб-квартиры межпарламентских ассамблей СНГ, ОДКБ, ЕврАзЭС находятся в Санкт-Петербурге в Таврическом дворце и Парламентском центре ПА БиР в Москве. Поэтому по праву Северную

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

столицу называют парламентской столи- о

цей СНГ1. 2

Резюмируя сказанное выше, на наш ^

взгляд, можно сделать следующие вы- ^

воды. Двадцатилетний опыт деятель- о

ности межпарламентских органов на 2

постсоветском пространстве позволил ^

достичь очень высокого уровня взаимо- т

действия национальных парламентов. 2

В совокупности межпарламентскими ас- £

самблеями отработаны практически все с=

необходимые для функционирования <

международного парламента механизмы ^

и организационные структуры (в част- 2

ности в сравнении с Европарламентом). ^

У межпарламентских ассамблей имеет- >= ся опыт деятельности, необходимый для развития интеграционных процессов (согласование бюджета, разработка Основ законодательства, проведение межпарламентских слушаний, формирование судейского корпуса). Все это, на наш взгляд, является достаточной основой для формирования Евразийского парламента уже в ближайшем будущем.

1 Косов Ю., Торопыгин А. Первая государственная дума [Электронный ресурс] // Санкт-Петербургский вестник высшей школы. 2011.

5 (68) май. URL: http://www.nstar-spb.ru/articles/ articI e_844.html (дата обращения: 30.09.2012)

Литература

1. Кутейников А. Е. Национальные парламенты и международные организации // Вестник Межпарламентской ассамблеи. 1999. № 2.

2. Парламентское право России. М.: Юристъ, 2003.

3. Право Европейского Союза. М.: Юрайт, 2011.

4. Современные проблемы содержания и организации правового мониторинга международно-правовых актов СНГ, ЕврАзЭС, Таможенного союза и Единого экономического пространства в их взаимодействии с национальным законодательством: Аналитический доклад. Минск: Бизнесофсет, 2011.

5. Язев В. А. Страны ЕврАзЭС на пороге нового этапа сотрудничества//Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2009. № 6.

References

1. Kuteinikov A. E. National Parliaments and International Organizations// Newsletter of Interparliamentary Assembly. 1999. № 2.

2. Parliamentary Law of Russia. M. Yurist, 2003.

3. The Law of European Union. M. Yuright, 2011.

4. Modern problems of Content and Organization of Legislative Monitoring of International Legal Acts of CIS, EurAsEC, Customs Union and Common Free Market Zone in Their Correlation with National Law. Analytical Report. - Minsk: Businessofset, 2011.

5. Yazev V. A. EurAsEC Countries Before New Stage of Cooperation// Eurasian Integration: Economics, Law, Policy. 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.