< >
о о
А. В. Торопыгин, А. А. Марышев A. V. Toropygin, A. A. Maryshev
Совершенствование национального и наднационального управления в евразийском экономическом сообществе
Improvement of National and Supranational Governance in the Eurasian Economic Community
Торопыгин Андрей Владимирович
Санкт-Петербург
Секретариат Межпарламентской Ассамблеи
Евразийского экономического сообщества
Начальник управления межпарламентского
взаимодействия
Доктор политических наук
Марышев Александр Анатольевич
Санкт-Петербург
Секретариат Межпарламентской Ассамблеи Евразийского экономического сообщества Советник
[email protected] Ключевые слова:
Евразийское экономическое сообщество, Таможенный союз, Единое экономическое пространство, Евразийский экономический союз
Статья посвящена проблемам совершенствования национального и наднационального управления в Евразийском экономическом сообществе. Авторы подробно рассматривают существующую систему управления ЕврАзЭС, а также описывают возможные институциональные изменения Сообщества в связи с формированием Евразийского экономического союза.
Toropygin Andrey Vladimirovich
Saint-Petersburg
Secretariat of Interparliamentary Assembly of the Eurasian Economic Community Head of the Department of Interparliamentary Cooperation
Doctor of Science (Political Science) [email protected]
Maryshev Alexandr Anatolievich
Saint-Petersburg
Secretariat of the Interparliamentary Assembly of the
Eurasian Economic Community
Advisor
[email protected] Key words:
The Eurasian Economic Community, Customs Union, single economic space, Eurasian Economic Union
The article deals with the problems of improving the national and supranational control of the Eurasian Economic Community. The authors consider in detail the existing control system of the EurAsEC, and describe the possible institutional changes in the Community in connection with the formation of the Eurasian Economic Union.
Развитие и становление новых независимых государств на постсоветском пространстве, обретение ими политической и экономической самостоятельности не привели к утрате самой идеи объединения бывших союзных республик. Более того, форма и характер их взаимодействия нашли отражение в ряде совместных политических документов, а также в конкретной интеграционной деятельности, прежде всего, в экономической сфере.
За прошедшее десятилетие в интеграционных процессах постсоветских государств можно выделить несколько этапов.
Первый этап интеграции (самая «низкая» скорость) — это Содружество Независимых Государств (СНГ). Содружество представляет собой международную организацию политико-консультативного типа с определенными военно-политическими обязательствами в рамках о коллективной безопасности.
На втором этапе происходит экономическая интеграция более узкой группы государств в рамках Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). Евразийское экономическое сообщество было образовано десять лет тому назад. В настоящее время это наиболее динамично развивающееся интеграционное объединение на постсоветском пространстве. Сегодня объединение сосредоточено на решении следующих проблем в сфере экономики:
• реконструкция и модернизация экономики;
• восстановление, построение на современном уровне кооперационных связей между отраслями и предприятиями с учетом произошедших изменений;
• образование совместных производственных структур;
• предотвращение создания дублирующих производств;
• стимулирование экпортноориентиро-ванных производств, выход на международные товарные рынки;
• привлечение прямых иностранных инвестиций в виде кредитов и выход на международные рынки капиталов в противовес приоритетности помощи со стороны международных финансовых структур и развитых стран;
• сохранение и развитие научно-технического потенциала;
• достижение внутренней социально-экономической и политической стабильности, преодоление тенденции обнищания населения.
Таким образом, можно говорить о том, что Евразийское экономическое сообщество является одной из перспективных моделей развития евразийской интеграции. Максимальную скорость интеграции предполагают такие объединения, как Таможенный союз в рамках ЕврАзЭС и Союзное государство России и Белоруссии [1, с. 33].
С точки зрения рассматриваемой темы, развитие Евразийского экономического сообщества удобно разделить на три этапа:
1. Развитие интеграционного потенциала ЕврАзЭС. Временные рамки это-
го этапа, по нашему мнению, — 2000- о
2007 гг. н
о
2. Формирование Таможенного союза ^ и Единого экономического простран- ^ ства в рамках Евразийского эконо- о мического сообщества. ^
3. Формирование Евразийского эконо- о мического союза — нового этапа эко- ™ номической интеграции. ™ Говоря о первом этапе развития Со- ^
общества, можно говорить о том, что х образование ЕврАзЭС, в который вош- < ли Беларусь, Казахстан, Киргизия, Рос- ^ сия и Таджикистан, ознаменовало всту- | пление интеграционных процессов на о постсоветском пространстве в качественно новую фазу своего развития. Ее характерной чертой стали углубление экономического сотрудничества, повышение эффективности и качества организационного взаимодействия, выработка концептуальной и нормативно-правовой базы для перехода к реальной интеграции.
В этой связи основой концептуальных положений развития национальных экономик в свете развертывания интеграционных процессов, на наш взгляд, являются следующие документы ЕврАзЭС:
• Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 г.;
• Соглашение о предоставлении равных прав гражданам государств — участников Договора об углублении интеграции в экономической и гуманитарных областях от 29 марта 1996 г. на поступление в учебные заведения от 24 ноября 1998 г.;
• Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 г.;
• Договор о статусе Основ законодательства Евразийского экономического сообщества, порядке их разработки, принятия и реализации от 18 июня 2004 г.;
• Концепция сотрудничества государств — членов Евразийского экономического сообщества в валютной сфере;
• Концепция формирования общего энергетического рынка государств — членов ЕврАзЭС;
Национальный Межгосударственный Национальный
уровень (наднациональный) уровень уровень
Рис. 1. Схема разработок концептуальных предложений и нормативно-правовой базы развития интеграционных процессов в ЕврАзЭС
• Межгосударственная целевая программа «Инновационные биотехнологии»;
• Договор о Комиссии Таможенного союза от 6 октября 2007 г. [2, а 21]. Схема разработок концептуальных
предложений и нормативно-правовой базы развития интеграционных процессов в ЕврАзЭС представлена на рис. 1.
Знаковым событием для Евразийского экономического сообщества стало принятие в октябре 2007 г. главами Беларуси, Казахстана и России Плана действий по формированию Таможенного союза ЕврАзЭС, обозначившего четкие сроки и механизмы реализации этого стратегического проекта [3, с. 19].
Кроме того, интеграционные процессы получили мощный импульс развития в результате создания совместных финансовых институтов — Евразийского банка развития и Антикризисного фонда. Именно эти процессы, по нашему мнению, положили начало второму этапу развития Евразийского экономического сообщества, центральным событием которого стал прошедший в июле 2010 г. в Астане саммит ЕврАзЭС.
На нем было отмечено, что подписание президентами Беларуси, Казахстана и России соглашения о вступлении
с 6 июля 2010 г. в силу Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза ознаменовало завершение первого этапа формирования данного объединения и начало нового этапа — формирования Единого экономического пространства (ЕЭП) [4, c. 33].
Единое экономическое пространство — пространство, состоящее из территорий сторон, на котором функционируют однотипные механизмы регулирования экономики, основанные на рыночных принципах и применении гармонизированных правовых норм, существует единая инфраструктура и проводится согласованная налоговая, денежно-кредитная, валютно-финан-совая, торговая и таможенная политика, обеспечивающая свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы1.
Основными целями формирования Единого экономического пространства являются:
• эффективное функционирование общего (внутреннего) рынка товаров, услуг, капитала и труда;
1 Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 г. // Электронный фонд нормативных документов «Кодекс». URL: http://docs. kodeks.ru/document/901799762 (дата обращения: 25.06.2012).
• формирование условий стабильного развития структурной перестройки экономики сторон в интересах повышения жизненного уровня их населения;
• проведение согласованной налоговой, денежно-кредитной, валютно-финансовой, торговой, таможенной и тарифной политики;
• развитие единых транспортных, энергетических и информационных систем;
• создание общей системы мер государственной поддержки развития приоритетных отраслей экономики, производственной и научно-технологической кооперации.
Следует отметить, что работа по формированию ЕЭП была начата еще в декабре 2009 г., когда на неформальном саммите в Алматы президенты Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации утвердили План действий на 2010-2011 гг. по формированию Единого экономического пространства трех стран. Он предусматривает разработку и подписание в течение двух лет двадцати международных договоров, обеспечивающих создание ЕЭП1.
В целях его своевременного выполнения был утвержден Календарный план формирования правовой базы ЕЭП на 2010-2011 гг., предусматривающий разработку, принятие и введение в действие вышеуказанных документов до 1 января 2012 г. [5, с. 12].
План мероприятий по реализации соглашений, формирующих ЕЭП, который был утвержден решением Межгоссовета ЕврАзЭС (высшего органа Таможенного союза) от 15 марта 2011 г. № 77, включает в себя 111 позиций, 75 из которых выполняются правительствами сторон и их уполномоченными органами, а 36 отнесены к компетенции Комиссии Таможенного союза.
1 Единое экономическое пространство ЕврАзЭС // Евразийское экономическое сообщество: официальный сайт. URL: http:// evrazes.com/customunion/eepr (дата обращения: 01.07.2012).
Календарный план по разработке до- о кументов в целях реализации соглаше- н ний, формирующих ЕЭП, предусматрива- ç^ ет разработку 13 международных дого- ^ воров и 42 иных документов (протоколов, о порядков, методик, критериев, схем, планов мероприятий)2. о Для эффективного функционирования ™ Таможенного союза и Единого эконо- ™ мического пространства был сформи- ^ рован и начал действовать новый ор- х ган — Комиссия Таможенного союза, < состоящая из ряда структурных подраз- ^ делений (см. рис. 2). | Комиссия Таможенного союза явля- о
с
ется постоянно действующим регулирующим органом Таможенного союза. Основной ее задачей является обеспечение условий функционирования и развития Таможенного союза.
Комиссия осуществляет свою деятельность на основе следующих принципов:
• добровольная поэтапная передача Комиссии части полномочий государственных органов сторон;
• обеспечение взаимной выгоды и учет национальных интересов сторон;
• экономическая обоснованность принимаемых решений;
• открытость, гласность и объектив-ность3.
Таким образом, Комиссия Таможенного союза является первым наднациональным органом ЕврАзЭС в полном смысле этого слова. В Комиссию входят по одному представителю от стран — участниц Таможенного союза, которые занимают пост заместителя главы правительства или члена правительства, наделенного необходимыми полномочиями. Состав Комиссии утверждается
2 Комиссия Таможенного союза [Электронный ресурс] // Евразийская экономическая комиссия. URL: http://www.tsouz.ru/ AboutKTS/Pages/default.aspx (дата обращения: 03.07.2012).
3 План действий по формированию Единого экономического пространства [Электронный ресурс] // Евразийское экономическое сообщество URL: http://www.evra-zes-bc.ru/news/view/7318 (дата обращения: 1 1.07.2012).
Рис. 2. Структура Комиссии Таможенного союза
высшим органом Таможенного союза — Межгосударственным советом.
В целях дальнейшего углубления интеграционных процессов, предусматривающих развитие Таможенного союза и Единого экономического пространства, 9 декабря 2010 г. на заседании Межгоссовета ЕврАзЭС была принята Декларация о формировании Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации1.
В Декларации констатируется, что успешное развитие Таможенного союза и Единого экономического пространства позволяет говорить о новом этапе экономической интеграции — формировании Евразийского экономического союза.
В этой связи особую актуальность приобретает создание единого кодифицированного документа Таможенного союза и Единого экономического пространства. В настоящее время Межгоссоветом ЕврАзЭС рассматривается предложение российской стороны о ко-
1 Декларация о формировании Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. 9 декабря 2010 г. [Электронный ресурс] // Президент России. URL: http:// news.kremlin.ru/ref_notes/802 (дата обращения: 25.06.2012).
дификации законодательства Таможенного союза и Единого экономического пространства, а также о реализации положений Декларации о формировании Единого экономического пространства от 9 декабря 2010 г. Предполагается, что единый кодифицированный документ будет разработан в форме договора, в котором будут закреплены базовые принципы и подходы. В договоре представляется целесообразным отразить также институциональные составляющие Единого экономического пространства (наднациональный орган, суд, финансовый регулятор и другие институты наднационального регулирования).
На наш взгляд, следует провести аналогию с Римским договором 1957 г. — документом, заложившим основу для формирования Европейского экономического сообщества2. В нем, как известно, были установлены институциональные основы функционирования Европейского сообщества, в соответствии с которыми координация деятельности и реализация задач выполняются институциональной системой функционирования, включающей следующие институты: Ассамблея
2 Римский договор. [Электронный ресурс] // Правовой портал «Кадис». URL: http:// www.kadis.ru/texts/index.phtml?id=26343 (дата обращения: 01.07.2012).
(Европейский парламент), Совет, Комиссия, Суд.
В разделе Римского договора «Институты сообщества» прописаны общие положения, регулирующие взаимосвязанную деятельность указанных институтов, а именно, установлены общие полномочия, в пределах которых действует каждый институт; сферы взаимодействия и основные процедуры принятия решений, а также организационные вопросы деятельности институтов. По всей видимости, при формировании Таможенного союза и Единого экономического пространства следует учитывать этот положительный опыт.
Необходимо отметить, что работа по созданию единого кодифицированного правового документа Таможенного союза и Единого экономического пространства идет опережающими темпами, параллельно ведется подготовка документов в целях реализации соглашений, формирующих ЕЭП. Так, 18 ноября 2011 г. на встрече глав государств — членов Таможенного союза была принята Декларация о евразийской экономической интеграции1, в которой отмечается, что создание Евразийского экономического союза расширит возможности общего рынка, придаст экономике большую стабильность и будет способствовать устойчивому экономическому росту в интересах повышения благосостояния граждан. Единое экономическое пространство обретет общую стратегию развития посредством проведения единой торговой, промышленной, структурной и технической политики. Для этого будут расширены полномочия наднациональных институтов, они будут наделены необходимыми ресурсами.
Учитывая вышеизложенное, можно предположить, что произойдут изменения в институциональной системе Сообщества. Так, Комиссия Таможенного
1 Декларация о Евразийской экономической интеграции [Электронный ресурс] // Комиссия Таможенного союза URL: http:// tsouz.ru/MGS/18-11-11/Documents/Деклара-ция.pdf (дата обращения: 29.1 1.2011).
союза и Интеграционный Комитет Евр- о АзЭС могут быть объединены в Евразий- н скую экономическую комиссию Евразий- ^ ского союза, которая станет их право- ^ преемником по реализации всех функций о регулирования, планирования и управле- ^ ния, предусмотренных договорно-право- о вой базой ЕврАзЭС и Таможенного со- ™ юза. Будут созданы наднациональный ™ орган по регулированию финансового ^ рынка стран Единого экономического х пространства, Суд ЕврАзЭС и Палата по < рассмотрению споров по энергетическим ^ вопросам. Эти новые (или модернизиро- | ванные) структуры положат основу си- о стеме институтов Евразийского экономического союза. Советы руководителей национальных министерств и ведомств, комитеты, созданные в качестве вспомогательных органов ЕврАзЭС, продолжат свою работу в качестве вспомогательных органов Евразийского экономического союза. Решения Комиссии Евразийского экономического союза в пределах переданных ей полномочий будут носить для данных органов обязательный характер.
По мере дальнейшего углубления экономической интеграции функции и полномочия наднациональных органов будут расширяться. В перспективе предполагается создание единой денежной системы Евразийского экономического союза, общей системы стратегического планирования развития Союза, гармонизации налоговых систем образующих его государств. Создание нового парламентского измерения Евразийского экономического союза предполагается возложить на Межпарламентскую Ассамблею ЕврАзЭС, наделив ее полномочиями по рассмотрению вопросов совершенствования законодательства Таможенного союза и Единого экономического пространства, формирования кадрового состава и бюджета.
Как известно, Межпарламентская Ассамблея ЕврАзЭС является инструментом гармонизации и унификации национальных законодательств, синхронизации странами — членами Сообщества процедур ратификации международных договоров и соглашений. Если считать этот механизм межгосударственным, то можно говорить о том, что с подписани-
о ем Договора об Основах законодательна ства ЕврАзЭС формально он приобрел ^ черты наднационального. ^ Под Основами законодательства о ЕврАзЭС понимаются правовые акты Евр-АзЭС, которые устанавливают единые для о стран — участниц Союза нормы правово-™ го регулирования в базовых сферах пра-™ воотношений. Механизм разработки и ^ принятия Основ законодательства такой х же, как и у международных соглашений. < Таким образом, Межпарламентская Ас-¡Е самблея ЕврАзЭС разрабатывает норма-| тивно-правовые документы прямого дей-о ствия или по своей сути наднациональ-П ные. Но реально пока такой механизм, к сожалению, еще не в полной мере востребован. Поэтому в ближайшее время перед Межпарламентской Ассамблеей ЕврАзЭС стоит задача качественного улучшения взаимодействия с национальными парламентами. Надо обеспечить
более оперативное вступление в силу рекомендаций, принятых Межпарламентской Ассамблеей по гармонизации законодательств государств — членов ЕврАзЭС. Это означает, что необходимо на национальном уровне внести в регламенты национальных парламентов положение о безотлагательном рассмотрении документов Межпарламентской Ассамблеей ЕврАзЭС. Такое положение, в частности, уже есть в Регламенте парламента Белоруссии.
Нами были высказаны некоторые предложения по вопросу совершенствования национального и наднационального уровня управления. Возможно, что система управления в Евразийском экономическом сообществе будет не совсем такой. Но совершенно ясно, что ее развитие будет идти в направлении, прежде всего, передачи ряда национальных функций на наднациональный уровень.
Литература
1. Цветков А. Основные направления посткризисного развития ЕврАзЭС // Международный научно-аналитический журнал «Евразийская интеграция: экономика, право, политика».
2010. № 8. С. 47-57.
2. Рубинов А. Межпарламентская Ассамблея ЕврАзЭС: деятельность на современном этапе и перспективы развития // Евразийская интеграция: экономика, право, политика.
2011. № 9. С. 19-25.
3. Токаев К. ЕврАзЭС — успешный пример евразийской интеграции // Международный научно-аналитический журнал «Евразийская интеграция: экономика, право, политика». 2010. № 8. С. 20-23.
4. Глазев Ю. На верном пути интеграции // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2010. № 8. С. 32-35.
5. Мансуров Т. Создание Единого экономического пространства — мощный интеграционный прорыв ЕврАзЭС // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2011. № 9. С. 12-17.
References
1. TsvetkovA. Osnovnye napravleniya postkrizisnogo razvitiya EvrAzES // Evraziyskaya integratsiya: ekonomika, pravo, politika. 2010. № 8. S. 47-57.
2. Rubinov A. Mezhparlamentskaya Assambleya EvrAzES: deyatelnost na sovremennom etape i perspektivy razvitiya // Evraziyskaya integratsiya: ekonomika, pravo, politika. 2011. № 9. S. 19-25.
3. Tokaev K. EvrAzES — uspeshnyy primer evraziyskoy integratsii // Evraziyskaya integratsiya: ekonomika, pravo, politika». 2010. № 8. S. 20-23.
4. Glazev№. Na vernom puti integratsii // Evraziyskaya integratsiya: ekonomika, pravo, politika. 2010. № 8. S. 32-35.
5. Mansurov T. Sozdanie Edinogo ekonomicheskogo prostranstva — moschnyy integratsionnyy proryv EvrAzES // Evraziyskaya integratsiya: ekonomika, pravo, politika. 2011. № 9. S. 12-17.