Научная статья на тему 'Межпарламентское сотрудничество в Черноморском регионе: 25 лет ПАЧЭС'

Межпарламентское сотрудничество в Черноморском регионе: 25 лет ПАЧЭС Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
381
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Современная Европа
Scopus
ВАК
ESCI

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Денисов Сергей Николаевич, Забелин Сергей Александрович, Кобилев Алексей Геннадьевич

Парламентская Ассамблея Черноморского экономического сотрудничества (ПАЧЭС) парламентское измерение Организации Черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС) и на сегодняшний день представляет собой одну из важнейших составляющих этой Организации. Члены Ассамблеи парламентарии стран-участниц Организации ЧЭС на регулярной основе, два раза в год, участвуют в сессиях Генеральной Ассамблеи ПАЧЭС и оценивают различные аспекты ситуации в Черноморском регионе. По итогам докладов, представляемых членами Ассамблеи в ходе сессий ГА ПАЧЭС, консенсусом принимаются рекомендации для национальных парламентов стран-членов ОЧЭС и правительств этих стран. Ассамблея поддерживает отношения с межпарламентскими объединениями Европейским парламентом, Парламентской Ассамблеей Совета Европы и др. За годы своей деятельности она зарекомендовала себя в качестве активной и эффективной структуры межпарламентского взаимодействия в Черноморском регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Межпарламентское сотрудничество в Черноморском регионе: 25 лет ПАЧЭС»

УДК 327, 328 Сергей ДЕНИСОВ Алексей КОБИЛЕВ Сергей ЗАБЕЛИН

МЕЖПАРЛАМЕНТСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ЧЕРНОМОРСКОМ РЕГИОНЕ: 25 ЛЕТ ПАЧЭС

Аннотация. Парламентская Ассамблея Черноморского экономического сотрудничества (ПАЧЭС) - парламентское измерение Организации Черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС) и на сегодняшний день представляет собой одну из важнейших составляющих этой Организации. Члены Ассамблеи - парламентарии стран-участниц Организации ЧЭС - на регулярной основе, два раза в год, участвуют в сессиях Генеральной Ассамблеи ПАЧЭС и оценивают различные аспекты ситуации в Черноморском регионе. По итогам докладов, представляемых членами Ассамблеи в ходе сессий ГА ПАЧЭС, консенсусом принимаются рекомендации для национальных парламентов стран-членов ОЧЭС и правительств этих стран. Ассамблея поддерживает отношения с межпарламентскими объединениями - Европейским парламентом, Парламентской Ассамблеей Совета Европы и др. За годы своей деятельности она зарекомендовала себя в качестве активной и эффективной структуры межпарламентского взаимодействия в Черноморском регионе.

Ключевые слова: Парламентская Ассамблея Черноморского экономического сотрудничества, Организация Черноморского экономического сотрудничества, ЕС и ОЧЭС.

В 2018 г. исполнилось 25 лет с момента создания Парламентской Ассамблеи Черноморского экономического сотрудничества. Она была создана в 1993 г. парламентами девяти причерноморских стран и объединяет сейчас парламентариев 12 стран: Албании, Армении, Азербайджана, Болгарии, Грузии, Греции, Молдовы, Румынии, России, Сербии, Турции и Украины. Ассамблея является важной составляющей ОЧЭС - действующей в Черноморском регионе полноформатной международной региональной экономической организации.

© Денисов Сергей Николаевич - д.и.н., независимый эксперт. Адрес: 125009, Россия,

Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 3. E-mail: denisovvox@mail.ru Кобилев Алексей Геннадьевич - д.э.н., депутат Государственной Думы Федерального собрания РФ VII созыва. Адрес: 103265, Россия, Москва, ул. Охотный ряд, д.

1. E-mail: kobilevag@mail.ru Забелин Сергей Александрович - с.н.с. Отдела Черноморско-Средиземноморских исследований Института Европы РАН. Адрес: 125009, Россия, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 3. E-mail: zabelinvox@mail.ru DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope62018112122

Главным документом, определяющим правила и порядок деятельности Ассамблеи и одобренным парламентариями всех стран-членов ОЧЭС, является Регламент1. Ключевое положение этого документа: Ассамблея стремится через парламентариев стран-членов способствовать пониманию и одобрению народами стран-участниц ОЧЭС идеалов, целей и задач на основе общих исторических ценностей, с целью создания правовой основы для экономического, торгового, социального, культурного и политического сотрудничества в рамках ПАЧЭС и стоящих перед ним задач2.

Участие в ПАЧЭС парламентов стран-участниц ОЧЭС

Только после создания ПАЧЭС стало возможным вести речь о совместных подходах к решению вопросов по проблематике Черноморского региона всех парламентов стран Причерноморья.

Ассамблея состоит из национальных делегаций, образованных членами соответствующих национальных парламентов. Члены делегируются парламентами стран-участниц Организации ЧЭС и не могут быть членами национальных правительств3. В этом состоит отличие ПАЧЭС от Европейского парламента, депутаты которого избираются напрямую гражданами стран-членов Евросоюза. Членами Ассамблеи сейчас являются 76 депутатов национальных парламентов 12 стран-участниц этой Организации.

Парламенты причерноморских стран разные - по названиям, по форме (одно-или двухпалатные) и по численности участвующих в их работе депутатов. Количество мест в Ассамблее государств-членов зависит от численности населения каждой страны. В соответствии с этим критерием установлено шесть групп стран: с населением от 1 млн чел. до 5 млн чел., от 5 млн чел. до 10 млн чел., от 10 млн чел. до 20 млн чел., от 20 млн чел. до 50 млн чел., от 50 млн чел. до 100 млн чел. и с населением от 100 млн чел. и выше 4. В парламентах России и Румынии по две палаты, парламенты остальных причерноморских стран однопалатные.

Кувенд Албании, Национальное Собрание Армении и парламент Молдовы представляют по четыре депутата.

Милли Меджлис Азербайджана, Народное Собрание Болгарии и парламент Грузии представляют по пять депутатов.

От парламента Греции и Народной Скупщины Сербии участвуют по шесть депутатов.

От парламента Румынии семь депутатов.

От Федерального Собрания Российской Федерации двенадцать депутатов.

1 В английской версии этот документ носит название PABSEC Rules of Procedure - то есть, в дословном переводе, Правила процедуры ПАЧЭС. По своему содержанию это достаточно многоплановый документ, устанавливающий не только процедурные моменты, формат и правила работы ПАЧЭС, но и определяющий саму суть работы Ассамблеи.

2 Регламент ПАЧЭС. Стамбул, 2017. Статья 1, часть 1 - Цели и задачи Ассамблеи. Стамбул, 2017, с. 5.

3 Регламент ПАЧЭС. Стамбул, 2017. Статья 3, части 1 и 4 - Членство. Стамбул, 2017, с. 6.; Приложение 1, с. 27.

4 В данной статье сведения о составе каждой национальной делегации в ПАЧЭС приводятся по информации Международного секретариата ПАЧЭС.

Современная Европа, 2018, №6

От Великого Национального Собрания Турции и от Верховного Совета Украины по девять депутатов.

Состав своей делегации в ПАЧЭС парламент каждой причерноморской страны формирует самостоятельно, но кандидатура каждого участника национальной парламентской делегации утверждается на сессии Генеральной Ассамблеи ЧЭС. Это подразумевает их равенство вне зависимости от страновой принадлежности. В Ассамблее голоса участников парламентских делегаций равноценны.

Создавая ПАЧЭС в феврале 1993 г., руководители парламентов девяти причерноморских стран ОЧЭС заявили в соответствующей Декларации, что Ассамблея будет содействовать созданию атмосферы доверия и добрососедских отношений между народами, обеспечивать правовую основу для реализации принципов и целей уважения прав человека, власти закона и демократических ценностей, обеспечивать демократическое участие и поддержку народов; развивать дружественные отношения между парламентариями и парламентами стран-участниц ЧЭС1.

Согласно ст. 20 Устава ОЧЭС, Парламентская Ассамблея ЧЭС, представляющая национальные парламенты государств-членов Организации, обеспечивает постоянную поддержку процесса Черноморского сотрудничества на консультативной основе2.

Постепенно Ассамблея стала одним из важных компонентов всей деятельности Организации ЧЭС, что наглядно демонстрируют принимаемые ею документы. Так, в принятых в ходе последних сессий Генассамблеи в 2017-2018 гг. рекомендациях проанализированы актуальные для всех причерноморских стран вопросы развития новых и возобновляемых источников энергии, формирования в странах ЧЭС национальных инновационных систем, перспективы развития цифровой экономики, укрепления сотрудничества в сфере культуры и др.

Главный орган ПАЧЭС - сессия Генеральной Ассамблеи, заседания которой проводятся два раза в год (весной и осенью) в парламенте страны, осуществляющей сессионное председательство. В проводимых в рамках очередной сессии мероприятиях участвуют национальные парламентские делегации стран-участниц, делегации парламентов и парламентских организаций - наблюдателей и партнёров в Ассамблее.

Должностные лица ПАЧЭС - председатель и шесть заместителей - в совокупности составляют Бюро. Имеется Постоянный Комитет, состоящий из глав национальных делегаций. В числе его задач - контроль над выполнением решений Ассамблеи, определение повестки дня и др.3

Каждый член Ассамблеи имеет один голос в индивидуальном качестве при выборах членов Бюро Ассамблеи, председателей и заместителей председателей Комитетов, а также Генерального секретаря и его заместителей. По другим вопросам каждая национальная делегация имеет один голос4.

Парламентскую Ассамблею в порядке очерёдности и в соответствии с английским алфавитом на протяжении 6 месяцев возглавляет национальный парламент

1 Декларация о создании Парламентской Ассамблеи Черноморского экономического сотрудничества. Стамбул, 26 февраля 1993 г.

2 BSEC Charter. BSEC Statutory Documents. Istanbul, May 2009, p. 11.

3 Регламент ПАЧЭС. Стамбул, 2017. Статья 4 часть 1 - Должностные лица Ассамблеи и статья 7 части 1 и 7. Постоянный Комитет. Стамбул, 2017, с. 6.

4 Регламент ПАЧЭС. Стамбул, 2017. Статья 22 часть 1 - Право голоса. Стамбул, 2017, с. 15.

Современная Европа, 2018, №6

одной из стран-участниц. Функции Председателя выполняет руководитель парламента председательствующей страны. В 2018 г. обязанности Председателя были возложены на Председателя Кувенда Албании Г. Ручи (1-ое полугодие) и Председателя Национального Собрания Армении А. Баблояна (2-ое полугодие).

Роль парламентариев ПАЧЭС в развитии сотрудничества в Черноморском регионе

Организация ЧЭС, согласно её Уставу, создана для того, чтобы развивать и диверсифицировать двустороннее и многостороннее сотрудничество на основе принципов и норм международного права1. Перечень направлений сотрудничества зафиксирован в ст.4 Устава Организации с пояснением, что именно их следует развивать "для обеспечения устойчивого роста национальной экономики и социального благосостояния своих народов". Это торговля и экономическое развитие, банковское дело и финансы, связь, энергетика, транспорт и др.2

На сегодняшний день практически по всем предусмотренным Уставом ОЧЭС направлениям созданы рабочие группы. Вполне естественно, что есть такие рабочие группы, деятельность которых не просто интересна всем странам-участницам Организации, но является для них чуть ли не главным приоритетом их экономической активности. Это группы по транспорту и энергетике. Практически все страны-участницы уделяют внимание и вопросам борьбы с оргпреступностью, экологии, преодоления чрезвычайных ситуаций, образования, науки и технологий. По этим направлениям функционируют рабочие группы, их деятельность находится в фокусе внимания руководителей профильных министерств и ведомств причерноморских стран.

Парламентарии стран ОЧЭС - члены ПАЧЭС приняли к сведению перечисленные в ст. 4 Устава Организации договоренности об основных направлениях регионального сотрудничества причерноморских государств, но по-другому организовали обсуждение вопросов такого сотрудничества. Так было сделано с учётом того, что перед законодателями и перед органами исполнительной власти стоят в принципе сходные задачи, но предполагающие разные пути их решения. В Ассамблее акцент был сделан на использовании возможностей, прежде всего парламентариев как законодателей, способных воздействовать в нужном направлении на органы исполнительной власти.

Комитеты ПАЧЭС: особенности деятельности. Вопросами регионального сотрудничества в Ассамблее занимаются три комитета, которые возглавляют, в порядке очередности, парламентарии причерноморских стран, избираемые Генеральной Ассамблеей в руководство этих комитетов на двухлетний срок. Это комитеты по экономическим, торговым, технологическим и экологическим вопросам; по правовым и политическим вопросам; по культуре, образованию и социальным вопросам. Согласно ст.28 Регламента, они разрабатывают документы и принимают проекты докладов и рекомендаций, которые передаются докладчиками на рассмотрение Генеральной Ассамблеи3. Доклады, представляемые на заседаниях комитетов,

1 BSEC Charter. BSEC Statutory Documents. Istanbul, May 2009, p. 5.

2 BSEC Charter. BSEC Statutory Documents. Istanbul, May 2009, p. 6.

3 Регламент ПАЧЭС. Международный секретариат ПАЧЭС. Стамбул, 2017. Статья 28, части 1-3 - Функции Комитетов. Стамбул, 2017, с. 18.

Современная Европа, 2018, №6

ориентированы на то, чтобы привлечь внимание парламентариев и органов государственной власти стран ОЧЭС к ситуации в различных областях.

Именно в этих подразделениях вырабатываются оценки экономического положения стран Черноморского региона и состояния регионального сотрудничества и предлагаются возможные варианты действий законодательной и исполнительной властей стран-членов Организации ЧЭС.

Комитет по экономическим, торговым, технологическим и экологическим вопросам. Председатель Комитета - Красимир Вельчев (Болгария), его заместители -Ваге Энфиаджян (Армения) и Георге-Габриел Вишан (Румыния).

Из принятых этим комитетом в последнее время материалов особо выделяется доклад представителя от парламента Греции С. Вултепси о перспективах развития цифровой экономики в странах ОЧЭС (представлен в июне 2018 г. на сессии ГА ПАЧЭС в Тиране)1. В принятой по итогам обсуждения этого доклада рекомендации отмечалось, что переход к цифровой экономике рассматривается Организацией ЧЭС в качестве ключевой движущей силы экономического роста и что в последние годы в причерноморских странах зафиксирован ощутимый прогресс по многим направлениям цифрового развития2.

Комитет по правовым и политическим вопросам. Председатель Комитета - Михаил Васильевич Емельянов (Россия), его заместители - Эльдар Гулиев (Азербайджан) и Рамаз Николаишвили (Грузия).

Участники этого Комитета уделяют особое внимание правовым аспектам деятельности Ассамблеи. По направлению работы этого комитета следует отметить доклад (апрель 2017 г.) представителя от Великого Национального Собрания Турции Рамазана Джана, предложившего создать в рамках Организации ЧЭС аналитический центр по правовому регулированию вопросов экономического развития и социальной интеграции в причерноморских странах и комплексного изучения ситуации в этой сфере3.

Комитет по культуре, образованию и социальным вопросам. Председателем Комитета является Метин Гюндогду (Турция), его заместителями - Золтан Пек (Сербия) и Сергей Куницын (Украина).

Из одобренных в последнее время этим комитетом материалов отметим доклад представителя от Милли Меджлиса Азербайджана Мусы Гулиева по вопросам развития здравоохранения в странах ОЧЭС4.

1. Подробнее см.: С. Вултепси. Доклад "Перспективы развития цифровой экономики в государствах-членах ЧЭС". Утвержден на 50-м пленарном заседании ГА ПАЧЭС 20 июня 2018 г. в Тиране.

2 Рекомендация 161/2018 "Перспективы развития цифровой экономики в государствах-членах ЧЭС". Текст утверждён на Генеральной Ассамблее в Тиране 20 июня 2018 г. Раздел 5.

3 Подробнее см.: Рамазан Джан. Доклад "Роль парламентов в укреплении правовой основы для экономического роста и социальной интеграции". Утвержден на 49-м пленарном заседании ГА ПАЧЭС 5 июля 2017 г. в Стамбуле.

4 Подробнее см.: Гулиев М. Доклад "Роль парламентов в обеспечении устойчивой системы здравоохранения в государствах-членах ЧЭС". Текст рассмотрен на 48-м заседании Комитета ПАЧЭС по культуре, образованию и социальным вопросам 25 апреля 2017 г. в Баку.

Современная Европа, 2018, №6

Также были внесены предложения по решению вопросов науки и образования в регионе Организации ЧЭС. С подобной инициативой выступил член Комитета по культуре, образованию и социальным вопросам, депутат Государственной Думы РФ А.Г. Кобилев: "В 2018 году важным для Парламентской Ассамблеи событием стало обсуждение членами ПАЧЭС вопросов укрепления культурного сотрудничества государств-членов Организации. В апреле 2018 г. мне... довелось выступить на его очередном заседании в г.Нови-Сад (Сербия) с докладом на эту тему. Отметив необходимость содействия установлению и поддержанию взаимовыгодных связей между образовательными учреждениями стран ОЧЭС путем обмена специалистами, учёными, преподавателями, обучающимися, а также информационными материалами, подчеркнул большое значение создания межгосударственных образовательных учреждений. Также отметил, что законодатели причерноморских стран должны поддерживать предложения по созданию платформы многостороннего сотрудничества в сфере образования и науки в регионе на базе ведущих университетов в формате консорциума, сетевых университетов и т.д. Эти предложения были включены в текст рекомендации Генассамблеи, принятой 20 июня 2018 г. на сессии в Тиране".

Поскольку ПАЧЭС имеет консультативный статус в ОЧЭС, принимаемые парламентариями документы - а это их оценки по итогам обсуждения представленных докладов - являются по форме рекомендациями, адресованными парламентам и правительствам государств-членов.

Принятые Парламентской Ассамблеей ЧЭС рекомендации представляются на рассмотрение Совета Министров иностранных дел стран-участниц Организации ЧЭС (СМИД ЧЭС) и вступают в силу после утверждения этим органом. Координацию всей деятельности Ассамблеи осуществляет Международный секретариат (находится в Стамбуле), которым руководит Генеральный секретарь, избираемый на 5 лет. По состоянию на данный момент это представитель Азербайджана Асаф Гаджиев. Имеется три заместителя Генсекретаря. Сейчас это представители Греции, Турции и Румынии - соответственно, Мильтиадис Макриянис (зам. по организационным вопросам), Фуат Кючюкайдин (зам. по административным и финансовым вопросам) и Даниэль Дулька (зам. по межпарламентским отношениям и протоколу).

ПАЧЭС: ареал сотрудничества

В Ассамблее считают важным сотрудничество с парламентами европейских стран и другими международными парламентскими организациями и уделяют этому вопросу значительное внимание. По состоянию на сегодняшний день статус наблюдателя в ПАЧЭС предоставлен Народному Собранию Египта, Кнессету Израиля, Народной Раде Словакии, Бундестагу ФРГ, Сенату и Национальной Ассамблее Франции, Совету Республики и Палате Представителей Национального Собрания Беларуси.

Статус наблюдателя предоставлен также ряду парламентских организаций, в числе которых Европарламент, Межпарламентская Ассамблея государств-участников СНГ, Межпарламентский Союз, Парламентская Ассамблея Совета Европы (ПАСЕ), Парламентская Ассамблея Средиземноморья и др. Особый интерес в ПАЧЭС вызывает развитие контактов с Европарламентом - единственным напрямую избираемым органом Евросоюза.

В значительной степени именно с учётом интереса к возможностям сотрудничества с европейскими организациями, в том числе с Европейским Союзом и с Ев-

ропейским парламентом, в декабре 2003 г. в Ассамблее был представлен доклад о создании в Европе "общего экономического пространства, простирающегося от Урала до Атлантики", и перспективах возможной экономической интеграции стран Организации ЧЭС и ЕС. С этим докладом выступила М. Арсенис, депутат от парламента Греции, - единственной на тот момент страны ОЧЭС - участницы Евросоюза1. Во многом для наглядности в докладе были изложены известные положения о содержании основных элементов европейского экономического пространства2.

Цель такого подхода, в общем-то, понятна: подтолкнуть страны-участницы к тесному сотрудничеству с Евросоюзом. Однако вплоть до сегодняшнего дня Организация ЧЭС и Евросоюз не разработали чёткую концепцию своих долгосрочных отношений, их взаимоотношения базируются скорее на двусторонних соглашениях отдельных стран с ЕС, чем на едином подходе двух организаций.

Главный вывод доклада М. Арсенис состоит в том, что интересам ОЧЭС и Евросоюза отвечает их более тесное партнёрство, которое должно дополнять двусторонние отношения, имеющиеся у ЕС с каждым из членов Организации, и должно быть направлено на их гармонизацию3. Парламентская Ассамблея должна стимулировать такие отношения.

Вопросы сотрудничества ОЧЭС и ЕС в Черноморском регионе привлекали внимание парламентариев причерноморских стран не только в начале "нулевых" годов, но и в дальнейшем. Своё мнение по этому вопросу высказывали парламентарии Албании, Грузии, России и других стран. Члены Ассамблеи обращают внимание на разные аспекты этой темы, и дискуссия по этому вопросу продолжается и сейчас, что свидетельствует о её актуальности. К единому мнению пока прийти не получается. Видимо, потому, что не для всех причерноморских стран приемлема главная идея доклада М. Арсенис: предложить Организации ЧЭС развиваться по нормам и правилам ЕС, по сути, не обращая внимания на то, что она - самостоятельная международная организация, со своими сложившимися нормами и правилами.

В Ассамблее высказываются разные мнения относительно того, как развивать отношения с Евросоюзом, в том числе и относительно того, в какой степени при организации сотрудничества причерноморских стран следует использовать правила и положения ЕС, а также некоторые правовые нормы, используемые в ЕС. Хотя имеется настрой на такое сотрудничество - с учётом того, что ЕС - крупнейшая европейская организация. Уделяется внимание и контактам с Европарламентом -

1 Арсенис М. Доклад "Создание европейского экономического пространства". Утверждён на 22-м пленарном заседании ГА ПАЧЭС 9 декабря 2003 г. в Бухаресте.

2 Там же, раздел 24. В ОЧЭС о необходимости развития отношений с ЕС говорилось и до появления доклада М. Арсенис. Достаточно вспомнить документ "Платформа сотрудничества ЧЭС и ЕС", принятый на Встрече министров иностранных дел стран ЧЭС в апреле 1999 г. в Тбилиси. В апреле 2007 г., то есть практически сразу после вступления Болгарии и Румынии в Евросоюз, Комиссия Европейских сообществ инициировала "Черноморскую синергию" - стратегию развития отношений Евросоюза со странами Черноморского региона. Однако уже в 2010 г. эксперты Европарламента были вынуждены признать, что реализация "синергии" проблематична. См.: The EU's Black Sea Synergy: results and Possible Ways Forward. September 2010. In: European Parliament. Directorate-General for External Policies of the Union. Policy Department. EXP0/B/AFET/FWC/2009-01/Lot1/24

3 Там же, разделы 53, 55.

важной международной европейской структурой, о чём неоднократно говорилось и говорится в докладах членов Ассамблеи.

На всем протяжении существования этой Ассамблеи предлагались разные варианты развития сотрудничества с Европарламентом. Обсуждение этого вопроса активизировалось в конце 90-х - начале "нулевых" годов, когда вступил в силу Устав ОЧЭС (май 1999 г.) и она стала существовать в качестве полноформатной международной региональной экономической организации. Проблематика отношений между ПАЧЭС и Европарламентом рассматривалась в докладе, представленном на сессии Генассамблеи в 2004 г. членом Ассамблеи, депутатом Государственной Думы РФ М.В. Емельяновым1. В докладе чётко показаны параметры возможного взаимодействия ПАЧЭС и Европарламента, а также ОЧЭС и ЕС.

У Евросоюза есть особые экономические интересы в Черноморском регионе из-за его географической близости и значительного потенциала природных и человеческих ресурсов, отмечал М.В. Емельянов. Расширение ЕС на восток и последующее развитие двусторонней политики по отношению к соседним странам и прилегающим регионам постепенно вовлечёт ЕС в дела Черноморского региона. На этом фоне сотрудничество ЕС и Организацией ЧЭС в различных областях станет неизбежной, но довольно сложной задачей из-за разницы статуса стран ОЧЭС по отношению к ЕС, существующих двусторонних обязательств, различных подходов, политической и правовой основы их отношений2.

Черноморский регион, подчеркнул далее М.В. Емельянов, в целом не рассматривается Евросоюзом в качестве цели его региональных приоритетов, и с чисто географической точки зрения остаётся отсутствующим звеном в цепи инициатив и программ ЕС по региональному сотрудничеству в соседних регионах. Поэтому справедливо предположить, что страны ОЧЭС не имеют ясного представления относительно последствий расширения ЕС. Так, нет уверенности в том, чем может стать возможное движение причерноморских стран в сторону расширенного ЕС: движущей силой роста или увеличением разницы между темпами социально-экономического развития стран региона.

В связи с тем, что взаимоотношения Евросоюза с Черноморским регионом в целом развиваются, необходимо рассмотреть пути укрепления взаимодействия для того, чтобы начать политический диалог ОЧЭС и ЕС. В этом отношении развитие сотрудничества на межпарламентском уровне может оказаться особенно полезным3.

По докладу М.В. Емельянова была принята рекомендация, в которой Ассамблея предлагала парламентам и правительствам причерноморских стран прилагать всесторонние усилия для дальнейшего развития диалога на высшем уровне между ПАЧЭС и Европейским парламентом по приоритетным региональным вопросам4.

1 Емельянов М.В. Доклад "Рамкн сотрудничества между ПАЧЭС и Европейским парламентом". Утверждён на 23-м пленарном заседании ГА ПАЧЭС 2 июня 2004 г. в Санкт-Петербурге.

2 Там же, разделы 5 и 6.

3 Там же, разделы 8, 9, 10.

4 Рекомендация 76/2004 "О рамках сотрудничества между Парламентской Ассамблеей Черноморского экономического сотрудничества и Европейским парламентом". Текст одобрен Ассамблеей в Санкт-Петербурге 2 июня 2004 г. Разделы 3, 4, 5, 71.

Современная Европа, 2018, №6

О необходимости развития сотрудничества между ОЧЭС и ЕС и между ПАЧЭС и Европарламентом говорил и заместитель председателя Комитета по правовым и политическим вопросам Б. Ралчев (Болгария). В его докладе в июне 2007 г. отмечалось, что вступление в ЕС Болгарии и Румынии "распространило европейское правление до границ Чёрного моря", а регион ОЧЭС стал восточным соседом Евросоюза1. По словам Б. Ралчева, с появлением Чёрного моря в качестве внешней границы ЕС произойдёт интеграция Черноморского региона с европейской архитектурой, и будут устранены возможные разделительные линии на европейском континенте2. Впрочем, как известно, пока этого не произошло.

По докладу Б. Ралчева была принята рекомендация, в которой отмечалось, что активное участие ЕС в Черноморском регионе будет способствовать дальнейшей интеграции государств-участников ОЧЭС в европейскую архитектуру и послужит задаче по преодолению возможных разделительных линий на европейском континенте3.

В Европейском парламенте тоже обратили внимание на вопросы экономического сотрудничества в Черноморском регионе и в 2008 г. приняли резолюцию "О подходе к Черноморской региональной политике", в которой отмечалось, что у этих стран Черноморского региона большой потенциал, но есть и глубокие внутренние различия. Кроме того, утверждалось, что после вступления в ЕС в 2007 г. Болгарии и Румынии Черноморский регион в известной степени стал внутренним морем Евросоюза и тем самым приобрёл новое стратегическое измерение для ЕС (выделено нами. - Авт.). Расширение ЕС, согласно резолюции Европарла-мента, ведёт к росту вызовов, с которыми приходится сталкиваться как Евросоюзу, так и Организации ЧЭС.

* * *

Одним из критериев значимости любой международной организации является участие в проводимых ею мероприятиях высших должностных лиц представленных в ней государств - глав государств и правительств, руководителей парламентов и органов исполнительной власти.

С этой точки зрения значимость ПАЧЭС очевидна, поскольку Ассамблея постоянно находится в фокусе внимания руководителей парламентов причерноморских стран. Так, в юбилейных мероприятиях в мае 2018 г. в Стамбуле, посвященных 25-летию создания ПАЧЭС, участвовали руководители парламентов всех 12 стран ОЧЭС. Российскую делегацию возглавлял заместитель Председателя Государственной Думы РФ П.О. Толстой.

В выступлении П.О. Толстого на этом заседании прозвучала важная мысль: несмотря на сохраняющиеся разногласия причерноморских стран по ряду вопросов международной повестки, парламентарии этих стран открыты к диалогу и договариваются по многим актуальным для них вопросам.

1 Ралчев Б. Доклад "Соглашения о партнерстве и сотрудничестве со странами ЧЭС в контексте расширения Европейского Союза". Текст одобрен Ассамблеей в Варне, Болгария, 14 июня 2007 г., раздел 1.

2 Там же, разделы 15 и 31.

3 Рекомендация 96/2007 "Соглашения о партнерстве и сотрудничестве со странами ЧЭС в контексте 7расширения Европейского союза". Текст утвержден на Генеральной Ассамблее в Варне, Болгария, 14 июня 2007. г. Раздел 4.

Современная Европа, 2018, №6

По итогам встречи руководителей парламентов 12 стран ОЧЭС в мае 2018 г., посвященной 25-летию ПАЧЭС, было принято Заявление, в котором даётся высокая оценка положительного опыта, накопленного за время существования Ассамблеи. Также было заявлено о готовности руководителей парламентов этих стран и впредь оказывать широкую поддержку в дальнейшем укреплении многостороннего сотрудничества в регионе и большей координации деятельности для того, чтобы более эффективно служить делу мира, сотрудничества и экономического процветания всех народов региона на основе взаимного уважения и взаимного понимания1.

Во многом сходными по содержанию были и выступления председателей и руководителей парламентов других стран ОЧЭС, участвовавших в этом заседании. В таком подходе парламентариев - залог того, что ПАЧЭС сохранит возможность позитивно влиять на ситуацию в Черноморском регионе и предлагать решения, приемлемые для всех стран-участниц Организации ЧЭС.

В этом отношении хотелось бы завершить материал словами заместителя министра иностранных дел Российской Федерации A.B. Грушко: "Мы твёрдо убеждены в том, что проблемы региона должны решаться путём сотрудничества и прежде всего самими прибрежными государствами. Большим потенциалом в этом плане обладает Организация черноморского экономического сотрудничества"2.

Такая оценка подтверждена и на заседании Коллегии МИД России 26 октября 2018 г. по вопросам комплексного развития сотрудничества в регионе Чёрного моря. Коллегия МИД рассмотрела возможности более эффективного использования существующих в регионе многосторонних форматов взаимодействия, прежде всего ОЧЭС, и охарактеризовала её как уникальную профильную структуру, способствующую формированию общей экономической "повестки дня" в регионе3.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы

Босфорское заявление государств-участников ЧЭС. Стамбул, 25 июня 1992 года. - Дипломатический вестник. М., 1992, с.27-28. URL: http://old.lawru.info/base73/part5/d73ru5858.htm

Гончаренко С.Н. (2018), Черноморское экономическое сотрудничество: первые 25 лет. Доклады Института Европы РАН. № 348. М.

Декларация о создании Парламентской Ассамблеи Черноморского экономического сотрудничества. Стамбул, 26 февраля 1993 г. URL: http://www.pabsec.org/documents.asp?id=4&hl=ru

Декларация о Черноморском экономическом сотрудничестве. Стамбул, 25 июня 1992 года. -Внешняя политика России. Сборник документов. 1990-1992. М., 1996, с. 457-460. URL: http://www.conventions.ru/view_base.php?id=18421

Причерноморье в XXI веке: социально-экономическое развитие и межрегиональные взаимодействия в контексте глобализации. Ростов-на-Дону, 2011. 248 с.

Регламент ПАЧЭС. Стамбул, 2017. URL: http://www.pabsec.org/documents.asp?id=5&hl=ru Черноморское сотрудничество: на пути к партнёрству XXI века. Доклады ИЕ РАН № 202.М., 2007. 100 с.

1 Заявление Стамбульской встречи представителей парламентов государств-членов ЧЭС по случаю 25-й годовщины создания Парламентской Ассамблеи Черноморского экономического сотрудничества. Стамбул, 16 мая 2018 г.

2 Интервью заместителя Министра иностранных дел России А.В.Грушко информагентству ТАСС, 28 июня 2018 г.

3 О заседании Коллегии МИД России. Сообщение для СМИ. 26.10.2018, № 2019-26-10-2018. URL: http://www.mid.ru/ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/3383629

Черноморье-Каспий: поиск новых форматов безопасности и сотрудничества. Институт Европы РАН. М., 2011. 214 с.

Юго-Восточная Европа и Россия. Проблемы Средиземноморско-Черноморского региона. Доклады ИЕ РАН №162. М., 2005. 130 с.

References

Bosforskoe zayavlenie gosudarstv-uchastnikov CHEHS. Stambul, 25 iyunya 1992 goda. - Diplomatich-eskij vestnik. M., 1992, s.27-28. URL: http://old.lawru.info/base73/part5/d73ru5858.htm

BSEC Charter. BSEC Statutory Documents. Istanbul, 2009. URL: http://www.bsec-organization.org/charter

Chernomorskoe sotrudnichestvo: na puti k partnerstvu XXI veka. Doklady IE RAN № 202.M., 2007. 100 s.

Chernomor'e-Kaspij: poisk novyh formatov bezopasnosti i sotrudnichestva. Institut Evropy RAN. M., 2011. 214 s.

Communication from the Commission to the European Parliament and the Council. 11 April 2007. Com.2007.0160. URL: http://aei.pitt.edu/38857/

Deklaraciya o Chernomorskom ehkonomicheskom sotrudnichestve. Stambul, 25 iyunya 1992 goda. -Vneshnyaya politika Rossii. Sbornik dokumentov. 1990-1992. M., 1996, s.457-460. URL: http://www.conventions.ru/view_base.php?id=18421

Deklaraciya o sozdanii Parlamentskoj Assamblei CHernomorskogo ehkonomicheskogo sotrudnichestva. Stambul, 26 fevralya 1993 g. URL: http://www.pabsec.org/documents.asp?id=4&hl=ru

Goncharenko S.N. (2018), Chernomorskoe ehkonomicheskoe sotrudnichestvo: pervye 25 let. Doklady Instituta Evropy RAN. № 348. M.

Prichernomor'e v XXI veke: social'no-ehkonomicheskoe razvitie i mezhregional'nye vzaimodejstviya v kontekste globalizacii. Rostov-na-Donu, 2011. 248 s.

Reglament PACHEHS. Stambul, 2017. URL: http://www.pabsec.org/documents.asp?id=5&hl=ru

Terry D.Adams, Michael Emerson, Laurence David Mee and Marius Vahl (2002), Europe's Black Sea Dimension. Centre for European Policy studies. Athens-Brussels.

Yugo-Vostochnaya Evropa i Rossiya. Problemy Sredizemnomorsko-CHernomorskogo regiona. Doklady IE RAN №162. M., 2005. 130 s.

Interparliamentary Cooperation in the Black Sea Region: 25 Years of the PABSEC

Authors. Denisov S., Doctor of Science (History), independent expert. Address: 11-3, Mokhovaya Street, Moscow, Russia, 125009. E-mail: denisovvox@mail.ru

Kobelev A., Doctor of Science (Economy), Deputy of the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation (VII convocation). Address: 1, Okhotny Ryad Street, Moscow, Russia, 103265. E-mail: kobilevag@mail.

Zabelin S., Senior Researcher of the Department for Black Sea & Mediterranean Studies, Institute of Europe, Russian Academy of Sciences. Address: 11-3, Mokhovaya Street, Moscow, Russia, 125009. Email: zabelinvox@mail.ru

Abstract. The year of 2018 marks the 25th Anniversary from the date of creation of PABSEC that is the parliamentary dimension of the Organization of the Black Sea Economic Cooperation (BSEC). PABSEC members - parliamentarians of 12 BSEC countries - on a regular basis, twice a year, participate in the General Assembly Sessions of PABSEC considering and estimating different aspects of situation in the Black Sea Region. Based on the reports, provided by the PABSEC members at the regular PABSEC sessions and adopted on the consensus basis, PABSEC adopts recommendations for consideration by national parliaments of the BSEC Member States and governments of these countries. PABSEC supports and develops relations with other Interparliamentary organizations that are the European Parliament, Parliamentary Assembly of the Council of Europe and others. PABSEC proved to be an active and effective structure of parliamentary cooperation in the Black Sea Region.

Key words: Parliamentary Assembly of the Black Sea Economic Cooperation (PABSEC), Organization of the Black Sea Economic Cooperation (BSEC), European Union, European Parliament.

DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope62018112122

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.