Частота обнаружения возбудителей кишечных инфекций в смывах с объектов внешней среды детских дошкольных учреждений (М ± т)
Объект исследования
Частота обнаружения, %
Посуда столовая Посуда кухонная Столы кухонные Горшки детские Ковры, ковровые дорожки Двери, дверные ручки Подоконники, окна Мебель детская Стулья детские Игрушки
Одежда и постель детей Полотенце детей Руки детей
Одежда и руки персонала
7,0±1,4 5,4±1,3 27,5±6,1 23,5±7,0 29,4±8,2 16,0±4,9 15,6±4,2 8,6±1,5 15,5±4,2 11,4±2,5 5,5±1,1 12,2±3,6 О
15,4±2,3
Целью настоящей работы явилось установление возможности применения РНАт для изучения саннтарно-гигие-нического состояния объектов внешней среды детских дошкольных учреждений и оценки их роли в передаче возбудителей кишечных инфекций. Исследования прозсдены в течение 3 лет в 4 дошкольных детских комбинатах, характеризующихся повышенным уровнем заболеваемости дизентерией и прочими кишечными инфекциями (опытная группа), и в 4 контрольных детских комбинатах, в которых показатели заболеваемости аналогичными инфекцнями были ниже среднегородских (контроль). Смывы с объектов внешней среды и рук персонала и детей брались еженедельно с февраля по апрель каждого года и исследовались классическим бактериологическим методом на присутствие патогенных микробов кишечной группы и кишечную палочку. После суточного подращивания в смывах определяли антигены шигелл и сальмонелл в РНАт с эритро-цитарными диагностнкумамн, полученными из местных штаммов шигелл Зонне, Флекснера, Ньюкастл и сальмонелл брюшного тифа [1]. Чувствительность диагностику-мов составляла 1 : 25 600—1 : 51 200.
Всего было исследовано 1759 смывов. Классическим бактериологическим методом патогенные микробы не выделе-
ны, а кишечная палочка обнаружена в 7,6±0,б % смывов. С помощью РНАт в 10,6±0,5 % смывов выявлены антигены шигелл Флекснера и в 0,3±0,01 % — антигены сальмонелл. причем в опытной группе антигены обнаружены в 12,2±1,1 % случаев, а в контрольной — в 8,9±0,9 %• Антигены патогенных микробов обнаруживались преимущественно в тех же смывах, в которых бактериологическим методом высевались кишечная палочка. Шигеллезные антигены выделялись с разных объектов внешней сре^а детских дошкольных учреждений, а сальмонеллезные -только с кухонного оборудования и инвентаря.
При оценке ролн конкретных объектов внешней среды в передаче возбудителей кишечных инфекций по данным РНАт (см. таблицу) было установлено, что самыми инфицированными объектами оказались ковры и ковровые дорожки (29,4±8,2 %), столы кухонные (27,5±6,1 %) и детские горшки (23,5±7,0%). Антигены шигелл Флекснера обнаруживались на дверях и дверных ручках (16,0± ±4,9%), подоконниках и окнах (15,6±4,2%), детских стульях (15,5±4,2%), полотенцах детей (12,2±3,6 %) и игрушках (11,4±2,5%). Менее инфицированными оказались детская и кухонная посуда, детская мебель (кроме стульев), одежда и постель детей. В смывах с рук детей антигены обнаружены не были, что, по-видимому, можно объяснить небольшим числом анализов.
Результаты исследований позволяют рекомендовать использование РНАт в санитарно-эпидемиологической практике для расшифровки путей и факторов передачи возбудителя.
#
Литература
1. Кравцов Ф. Е., Левина В. П., Цурган А. М. // Вопросы этиологии, клиники и эпидемиологии наиболее распространенных кишечных инфекций. — Рязань, 1976. — С. 41 — 43.
2. Леей М. И., Момот А. Г. // Сборник науч. работ Элист. противочумной станции. — 1961. — Вып. 2. — С. 111 — 121.
3. Наумович Л. С., Кравцов Ф. Е., Замотин Б. А., Аверина Г. А. и др. О возможности использования реакции нейтрализации антител в расшифровке факторов передачи при кишечных инфекциях у детей разного возраста//Мед. реф. журн. V. — 1981. — № 8. — С. 10. — № 1762 (Рукопись деп. во ВНИИМИ МЗ СССР, № 4050-81).
4. Покровский В. И., Блюгер А. Ф., Солодовников Ю. П., Новицкий И. И. Дизентерия: Шигеллезы. — Рига, 1979.
Поступила 30.03.S7
УДК 613.2: [579.67:579.842.17)-07:Г613.2:547.965
Абдул Али Маджид
ВЛИЯНИЕ МИКРООРГАНИЗМОВ РОДА ЭНТЕРОБАКТЕР НА АМИНОКИСЛОТНЫЙ СОСТАВ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ
II ММИ м. Н. И. Пирогова
В последние годы значительно расширился круг микроорганизмов, способных вызывать кишечные заболевания или пищевые токсикоинфекции у человека. Это обусловило необходимость разработки нормативов для оценки качества продуктов питания по микробиологическим показателям. При этом в качестве основного параметра, как правило, используется эпидемиологическая безопасность продуктов. Вместе с тем микрофлора способна оказывать влияние на пищевую и биологическую ценность продуктов питания, что следует учитывать при оценке ее возможного неблагоприятного (снижение биологической ценности, порча продуктов), а также положительного действия (закваски, созревание продукта и т. д.).
Так, установлено, что микроорганизмы кишечной группы интенсивно потребляют в процессе своего развития аспарагиновую, глутаминовую кислоты, треонин, серии,
алонин. Брюшнотифозные бактерии потребляют аспарагиновую и глутаминовую кислоты, треонин, гистидин.
Одновременно в клетках бактерий кишечной группы идут процессы синтеза аминокислот — из органических кислот синтезируется глутаминовая кислота, аланин, ва-лин, лейцин. Синтез аминокислот микроорганизмами увеличивается при культивировании на углеводах. Большое значение для микроорганизмов имеют количественные и качественные характеристики жирных кислот. Например, ненасыщенные жирные кислоты вызывают изменение химического состава мембран, что снижает скорость транспорта аминокислот из питательной среды.
Вышеизложенные данные получены в лабораторных условиях при росте микроорганизмов на питательных средах [1—7], в то время как роль этих микробов в измене-
нии биологической и пищевой ценности продуктов питания до настоящего времени не изучалась.
Целью настоящей работы явилось изучение влияния микроорганизмов Егй. с1а(1сее, Еп!:. аегодепеэ на биологическую и пищевую ценность продуктов питания, в частности на содержание в них аминокислот (аспарагиновая и глутаминовая кислоты, треонин, серии, аланин, валин).
«В качестве объекта исследования использовали говяжий арш. Аминокислотный состав продуктов изучали на аппарате «Аминохром».
Перед началом работы были проведены калибровочные анализы стандартной смеси аминокислот, позволившие определить величины пересчетных коэффициентов для отдельных аминокислот, в дальнейшем с помощью этих коэффициентов рассчитывали концентрации свободных аминокислот в исследуемых пробах пищевых продуктов.
Тест-микроорганизмы вносились в продукты в концентрации 103 микробных клеток на 1 г и пробы помещали на 24 ч в термостат с температурой 37 "С. Далее проводили гидролиз белков и определяли состав свободных аминокислот.
В результате исследований установлено, что после заражения продуктов содержание лизина уменьшается на 7,5 %, треонина — на 40,6 %, аспарагиновой кислоты— на 8,1%, глутаминовой кислоты — на 32,4%, се-рина — на 43,6%, пролина — на 27,3%, цистина — на 43,4 %, валина — на 44,4%. Одновременно происходило увеличение концентрации гистидина на 27,8%, аргинина на \ ^6,6 %, глицина на 16,4 %, метионина на 8 %, аланина на "б 4 %.
Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о достаточно выраженном и разнонаправленном изменении аминокислотного состава продуктов питания под воздействием микроорганизмов рода Enterobacter.
В дальнейших исследованиях необходимо расширить спектр изучаемых микроорганизмов и продуктов питания, а также изучить влияние микроорганизмов на содержание жирных кислот и углеводов в пищевых продуктах.
Литература
1. Блохина И. Н. // Биохимия микробов. — Горький, 1964. — С. 298—310.
2. Воронкина И. М. Некоторые особенности аминокислотного питания кишечной палочки М-17 в связи с производством колибактерия: Автореф. дис.... канд. биол. наук. — Горький, 1970.
3. Каган 3. С. // Регуляция биосинтеза аминокислот у микроорганизмов.— Пущино, 1970. — С. 5—10.
4. Локтионов А. М. Потребление аминокислот брюшно-ти-фозными бактериями: Дис.... канд. мед. наук. — Волгоград, 1970.
5. Пивоваров Ю. П. II Принципы бактериального нормирования продуктов питания. — М., 1982.— С. 41—44.
6. Справочник по микробиологическим и вирусологическим методам исследования / Под ред. М. О. Биргера.— М., 1982.
7. Храмов В. Л.// Сборник науч. работ Волгоград, мед. ин-та. — 1970. — Т. 23. — С. 580—581.
Поступила 16-11.87
УДК 579.678:579.842.17
А. Т. Замулюкин
ОБСЕМЕНЕННОСТЬ МИКРООРГАНИЗМАМИ РОДА ENTEROBACTER ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ
II ММИ им. Н. И. Пирогова
В последние годы увеличилось число сообщений о пищевых токсиконнфекциях, вызываемых условно-патогенными микроорганизмами. Видимо, это связано с нарушением экологических соотношений внутри бактериальных ассоциаций, с изменением нормальной микрофлоры человека, с уменьшением уровня естественного иммунитета, с применением антибиотиков, к которым устойчивы многие услов-"о-патогенные микроорганизмы [4].
Необходимо иметь в виду, что почти в каждой родовой группе семейства кишечных бактерий есть штаммы, обладающие патогенными свойствами [3]. В настоящее время доказана возможность возникновения пищевых ток-сикоинфекций, обусловленных бактериями Citrobacter, Klebsiella. Эти заболевания нередко диагностируются как дизентерия, энтероколит, острые кишечные заболевания невыясненной этиологии. Описаны пищевые токсикоинфек-ции, причиной которых явились бактерии Hafnia, Enterobacter. Следует отметить, что сведения о заболеваниях, вызываемых' условно-патогенными микроорганизмами, немногочисленны [I].
В связи с изложенным выше мы изучали распространение условно-патогенных представителей рода Enterobacter на различных продуктах питания, а также факторы, способствующие обсеменению пищевых продуктов. Пробы продуктов высевались на плотные питательные среды Эндо, Левина. Чашки с посевами помещали в термостат при 22, 37 и 42 °С. Результаты учитывали через 24, 48 и 72 ч. Для получения чистой культуры микроорганизмов колонии пересевали на скошенный столбик агара и инкубировали при 37 °С. Полученные чистые культуры микроорганизмов идентифицирозали по кодовой системе [2]
Для оценки степени обсеменения продуктов питания микроорганизмами рода Enterobacter было отобрано 1277 проб продуктов в магазинах, на рынках, на пред-
приятиях общественного питания. Отбирались пробы мяса и мясных продуктов как наиболее вероятных источников пищевых отравлений, а также пробы других продуктов питания: рыбы и рыбных продуктов, молока и молочных продуктов, продуктов растительного происхождения (хлеб, крупа, овощи, мука), консервы.
В результате исследований было установлено, что процент обсеменения продуктов микроорганизмами рода Enterobacter колеблется в довольно широких пределах. Мясо и мясные продукты были обсеменены микроорганизмами рода Enterobacter в среднем в 5,4 % случаев при содержании данного микроорганизма в количествах от десятков до десятков тысяч и более клеток в 1 г продукта. Наиболее часто Enterobacter обнаруживаются на мясе и мясных продуктах в количестве тысячи клеток в 1 г (43,2% положительных проб). Меньший уровень обсеменения (десятки и сотни клеток в 1 г) был выявлен в 17,1 и 23,4 % положительных проб. Отмечался уровень обсеменения десятки тысяч в 1 г (13,! %). Высокий уровень обсеменения наблюдался редко— 105 в 2,8% и 106 и выше в 0,4 % положительных проб.
Мясо животных было обсеменено Enterobacter в среднем в 2,9% случаев, полуфабрикаты — в 19,6%, а готовые мясные изделия — в 1,2% случаев. Высокий уровень загрязнения полуфабрикатов объясняется прежде всего тем, что при их изготовлении возможно дополнительное загрязнение за счет пищевых добавок, наполнителей и их компонентов, специй, которые могут содержать Enterobacter. Не исключена также возможность размножения самого микроорганизма
Приготовление готовых мясных блюд сопровождается значительным снижением в них процента Enterobacter. Готовые мясные блюда были обсеменены этим микроорганизмом в среднем в 1,6 % случаев. Чаще всего Entero-