УДК 616.935-022.3:614.7
A.A. Алланазоров, Э. А. Арутюнова, Н. М. Поляева
РОЛЬ ФАКТОРОВ ПЕРЕДАЧИ ДИЗЕНТЕРИИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЗАГРЯЗНЕННОСТИ ОБЪЕКТОВ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ
Бухарская городская санэпидстанция
Нами изучена роль различных путей передачи дизентерии в зависимости от загрязненности объектов внешней среды и пищевых продуктов шигел-лами и санитарно-показательной флорой. С этой целью исследовано 6743 смыва на кишечную палочку с мягкого и твердого инвентаря, кухонной посуды, рук обслуживающего персонала детских дошкольных учреждений, взято 9486 анализов с объектов общественного питания и торговли продовольственными продуктами, 1109 смывов с овощей, ягод на кишечную и дизентерийную палочку, 171 проба воды из открытых водоемов на возбудители дизентерии, 1302 пробы воды из водопроводной сети, 330 проб из скважин, 74 пробы из абиссинских колодцев на коли-титр.
Анализ заболеваемости дизентерией в Бухаре в зависимости от путей ее передачи показал, что в 38,5±2,9% случаев она передавалась контактно-бытовым путем, в 52,6±3,0% случаев — пищевым и в 8,8±1,7% случаев — водным.
v Контактно-бытовой путь в 71,6±3,5% наблюдений был обусловлен шигеллами Флекснера, в 12±2,6% наблюдений — шигеллами Зонне и в 15±2,8% наблюдений шигеллами Ньюкасла. При дизентерии Флекснера он активнее, чем при дизентерии Зонне и Ньюкасла соответственно в 4,8 и 3,4 раза. Контактно-бытовой путь наиболее активен осенью и зимой. Он был основным у детей дошкольного возраста, особенно ясельного (35,1±3,9%). Косвенно возможность осуществления контактно-бытового пути передачи в детских учреждениях находит подтверждение в результатах исследования смывов с различных объектов на кишечную палочку. Наиболее обсемененными оказались игрушки (21,7%), оборудование и инвентарь (23%), ручки дверей (19%), обеденные столы (20,2%). Обсеме-ненность кишечной палочкой в яслях была несколько выше, чем в детских садах.
Исследование 707 смывов на кишечную палочку до дезинфекции в 80 домашних очагах дизентерии, где заболели дети, показало, что обсеме-ненность кишечной палочкой в семьях, проживающих в старой части города и индивидуальном секторе, выше, чем в семьях, живущих в новых микрорайонах (71,5 против 63% и 80,5 против 74,4%).
На степень обсемененности предметов домашнего обихода влияло и число детей в семье. Там, где их было более 4, она была больше, чем в малодетных семьях: соответственно 80,5 и 71,5% в старой части города, 74,4 и 63% в новых микрорайонах.
Таким образом, в многодетных и проживающих в старой части города семьях предметы домашнего обихода, полы, игрушки, ручки дверей, подоконники, стены и другие объекты были значительно загрязнены кишечной палочкой. Наиболее обсемененными оказались ковры (82,1%), подоконники (80,7%), полы (79,6%), ручки дверей (75,8%), детские люльки-бешики (75,5%). Эти данные убедительно доказывают ведущую роль контактно-бытового пути передачи в заболеваемости дизентерией детей дошкольного возраста.
Из пищевых продуктов наибольшую эпидемиологическую значимость приобретают овощи, фрукты и ягоды, среди пищевых факторов передачи они составляют 51,4%. Санитарно-показательная флора обнаружена в 60,1% смывов с 23 видов овощей, фруктов и ягод. С 15 видов овощей и фруктов было выделено 35 штаммов, которые по биохимическим свойствам не отличались от различных видов шигелл, но не агглютинировались поливалентными и монорецепторными сыворотками. При этом 22 штамма
выделены с овощей (зеленый лук, капуста, укроп, редис и др.). Наиболее обсемененными кишечной палочкой оказались овощи (77,2%), а среди них — редис и капуста (89,7%). Обсемененность зеленого лука, укропа, петрушки, щавеля составила 78,3%, огурцов и помидоров — 68%. По степени обсе-мененности на втором месте находились фрукты (48,3%), на третьем — ягоды (45,8%).
Другие пищевые продукты также играли важную эпидемиологическую роль в передаче дизентерии пищевым путем (41%). Исследование смывов с предметов внешней среды, рук и спецодежды персонала, а также с различной посуды показало, что процент обнаружения кишечной палочки на предприятиях общественного питания составил 31,7—39,0, на предприятиях торговли продовольственными товарами — 28,2—39,8. Наименее обсемененными были пищеблоки детских дошкольных учреждений — 9,8—18,8%.
При изучении динамики высеваемости кишечных палочек и заболеваемости бактериологически подтвержденной дизентерией установлено, что максимум высеваемости их наблюдается в мае и августе, а подъем заболеваемости зарегистрирован в июне и сентябре. Эту эпидемиологическую связь мы объясняем тем, что вначале интенсивно загрязняются возбудителями объекты внешней среды, происходит активизация пищевого фактора передачи. Роль молока и молочных продуктов при этом отмечена в 7,6± ±2,2% случаев, что связано с приобретением молочных продуктов у частных лиц. Пищевой путь передачи в 72,7±5,2% случаев был обусловлен дизентерией Флекснера, в 12,5±3,8% случаев — дизентерией Зонне и в 13,9±4,0% случаев — дизентерией Ньюкасла. Удельный вес пищевого пути передачи среди детей дошкольного возраста был в 2 раза меньше, чем при бытовом пути (19,4±2,8 против 39,7±3,9%), а среди взрослых он был ведущим.
Рост городов и строительство новых промышленных предприятий вызывает резкое повышение водопотребления. Соответственно прогрессивно увеличивается и объем сточных вод промышленного и фекально-хозяйст-венного происхождения. Вместе с тем строительство канализационных сооружений значительно отстает от возрастающих потребностей. Несоответствие между количеством поступающих в водоемы загрязнений и способностью их к самоочищению представляет опасность как для малых, так и больших рек. В Бухаре главной водной артерией является арык Щахруд, который протекает через центральную часть старого города. Перед входом в город от него ответвляются три ветви, и они, огибая город с разных сторон, идут на полив хлопчатника колхозных полей, а в некоторых населенных пунктах эта вода используется в качестве питьевой.
Кроме этого, в городе имеются 4 водоема и 3 коллектора, которые служат для понижения уровня подпочвенных вод и сброса канализационных стоков отдельными предприятиями. Открытые водоемы, оросители играют большую роль в распространении кишечных инфекций, в том числе дизентерии. Это связано с массовым купанием в них населения в весенний, летний и осенний периоды. При исследовании воды открытых водоемов на кишечную группу инфекций из 171 пробы в 8 пробах были выделены возбудители дизентерии.
Наибольшее число культур выделено в разгар купального сезона и из тех водоемов, где происходит массовое купание населения. Водный фактор, связанный с открытыми водоемами, наибольшее влияние оказывал на самые активные возрастные группы населения — лиц 15—19 лет (27,8±7,4%) и 20—29 лет (36,2±8,0%).
Не меньшее эпидемиологическое значение в передаче дизентерии может иметь вода скважин и абиссинских колодцев, коли-титр и санитарно-химические показатели которых на 100% не соответствуют требованиям ГОСТа. Эти источники водоснабжения используются населением (7,8%) на окраинах города, где еще отсутствует водопроводная вода. Интенсивное загрязнение подпочвенных грунтовых вод происходит в результате фильт-
рации содержимого санитарно-технических установок и поглощающих ям (ташнавы). Водопроводная вода по санитарно-бактериологическим и сани-тарно-химическим показателям отвечает требованиям и ею обеспечено 92,2% населения.
Выводы
1. Степень обсемененности объектов внешней среды возбудителями кишечных инфекций, в том числе дизентерии, определяет ведущий фактор передачи. В условиях Бухары по эпидемиологической значимости пути передачи распределяются в следующей последовательности: пищевой 52,6± ±3,0%, бытовой 38,5±2,9%, водный 8,8±1,7%.
2. Контактно-бытовой путь оказался ведущим среди детей дошкольного возраста, пищевой — среди взрослых, водный — среди школьников и взрослых. Однако активность различных путей передачи в течение года неодинакова: контактно-бытовой путь наиболее активен осенью и зимой, пищевой и водный — летом и осенью.
3. Степень обсемененности предметов домашнего обихода санитарно-показательной флорой зависит от благоустроенности жилищ и числа членов семьи: в благоустроенных квартирах обсемененность меньше, чем в жилищах старой части города (63 против 71,5%), в семьях с числом детей более 4 она выше, чем в малодетных (74,5 и 80,5 против 63 и 71,5%).
4. Среди пищевых продуктов наибольшую эпидемиологическую роль играют овощи, фрукты и ягоды, составляющие 51,4% случаев передачи заболевания с помощью пищевого фактора. Наиболее обсеменены шигел-лами и санитарно-показательными микроорганизмами овощи, затем фрукты и менее ягоды.
5. Интенсификация загрязненности объектов внешней среды санитар-но-показательной флорой ведет к активизации факторов передачи и служит серьезным эпидемиологическим сигналом, предупреждающим о повышении заболеваемости дизентерией.
Поступила 10/Ш 1977 г.
УДК в 14.4:[в 14.78:711.4
Канд. мед. наук В. Е. Поляк
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ГИГИЕНЫ ПЛАНИРОВКИ ГОРОДА В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ САНЭПИДСТАНЦИИ
Щелковская санэпидстанция Московской области
Многие современные города имеют исторически сложившуюся систему застройки. В них нет четкого районирования, промышленные предприятия различного профиля и мощности размещены не только на периферии города, но и в его центральной части, среди жилых кварталов, и окружены жилыми домами, детскими, лечебными учреждениями и другими зданиями. Организация санитарно-защитной зоны вокруг таких предприятий не всегда возможна, так как связана со сносом значительного числа жилых и общественных зданий и сооружений, представляющих зачастую не только материальную, но также архитектурную или историческую ценность. Кроме того, затрудняется правильная организация территории города, исключенная из застройки, как входящая в пределы санитарно-защитной зоны. В подобных случаях целесообразно перепрофилирование или вынос предприятия либо отдельных его цехов, имеющих вредные выбросы в атмосферный воздух, за пределы жилой зоны города.
Примером может служить застройка г. Щелково, созданного в 1925 г. путем слияния нескольких поселков при промышленных предприятиях, некоторым из которых 150, 200 лет и более. Так, генеральным планом го-