Влияние межпоколенного конфликта на воспитательный потенциал семьи Influence of an intergenerational conflict on the educational potential of the family
Тупикина Диана Валерьевна
Студент 2 курса
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»
Россия, г. Магнитогорск e-mail: dkristalnaa@gmail. com
Tupikina Diana Valeryevna
Student 2 term
Federal State Budget Educational Institution of Higher Education "Magnitogorsk State Technical University. G.I.
Nosov » Russia, Magnitogorsk e-mail: dkristalnaa@gmail. com
Безенкова Татьяна Александровна
Кандидат наук
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»
Россия, г. Магнитогорск e-mail:[email protected]
Bezenkova Tatiana Alexandrovna
Federal State Budget Educational Institution of Higher Education "Magnitogorsk State Technical University. G.I.
Nosov » Russia, Magnitogorsk e-mail: [email protected]
Аннотация.
Конфликт поколений рассматривается как актуальная проблема современной семьи в системе транзитивного общества. Данный конфликт отмечается следствием некорректно построенных межпоколенных взаимоотношений, проистекающих из временных, психофизиологических и духовно-нравственных факторов. В статье рассматривается феномен межпоколенного конфликта, а также развитие кризисных ситуаций в семье как следствие смены внутрисемейных ролей. Авторы анализируют причины подобного конфликта, сферы жизнедеятельности человека, которые конфликт поколений затрагивает. Проводится подробный анализ межпоколенного конфликта в семье, психологические аспекты конфликта, его влияние на семейные отношения. В статье рассматривается взаимодействие трех поколений (младшее, среднее и старшее) в семье и влияние характера взаимодействия на воспитательный потенциал семьи. Проводится анализ влияния межпоколенного сотрудничества или конфликта на воспитание ребенка в многопоколенной семье.
Annotation.
The conflict of generations is regarded as an actual problem of the modern family in the system of a transitive society. This conflict is marked by the consequence of incorrectly constructed intergenerational relationships resulting from temporary, psychophysiological and spiritual-moral factors. The article examines the phenomenon of intergenerational conflict, as well as the development of crisis situations in the family as a consequence of a change in family roles. The authors analyze the causes of such a conflict, the sphere of human activity, which the generation conflict affects. A detailed analysis of the intergenerational conflict in the family, the psychological aspects of the conflict, its impact on family relations are carried out. The article deals with the interaction of three generations (junior, middle and senior) in the family and the impact of the nature of interaction on the educational potential of the family. An analysis is made of the impact of intergenerational cooperation or conflict on the upbringing of the child in a multigenerational family.
Ключевые слова: семья, поколение, прародители, кризис, воспитательный потенциал.
Key words: family, generation, progenitors, crisis, educational potential.
Феномен конфликта является неотделимым компонентом жизнедеятельности человека. Конфликт возникает на основе противоречивых или отличающихся идей, потребностей, возможностей. Данный феномен проявляется в профессиональных и социальных сферах, в личностной сфере (семья, друзья и пр.), но также отмечаются ситуации, когда конфликт масштабный и перетекает в специализации сразу нескольких сфер.
Глобальным конфликтом в современном мире следует обозначить конфликт поколений. Проблема конфликта между представителями старшего поколения семьи и молодым поколением актуализировалась в современном мире, так как активно проявляется как на межличностном уровне, так и на государственном. Первостепенной проблемой межпоколенного конфликта выступает воспитание и развитие сторон конфликта в совершенно различных временных, социальных, моральных, нравственных периодах. Каждое поколение формируется в своей уникальной среде, что создает чувствительный разрыв между ними. Как следствие восприятие мира, а также отношение к любой сфере жизни имеют выраженные отличия. При этом общий прогресс (развитие технологий, увеличение коммуникативных возможностей и пр.) акцентирует межпоколенный разрыв. Постоянная смена технологий, структур общества протекает на высоком уровне, и представитель старшего поколения просто не успевает адаптироваться к изменениям, в то время как представитель младшего поколения адаптируется легко. Проблемой, обостряющей данные противоречия и усложняющей разрешение конфликта, отмечается нежелание поколений принять друг друга и переходить в сотрудническую позицию.
Рассмотрим более подробно конфликт поколений в семье. «Большинство исследователей считают, что семья, в которой есть представители трех поколений - наилучшая и наиболее ценная воспитательная среда благодаря своей социально-психологической дифференциации. При этом важно, чтобы все ее члены жили в атмосфере взаимной доброжелательности и понимания, чтобы их связывало единство взглядов и потребностей, устанавливалась эмоциональная психологическая связь» - отмечают Л.В. Тайкова и С.М. Тайков [1, с. 3]. Действительно, многие исследователи (А.Г.Асмолов, Л.С, Выготский, Е.И. Рассказова, М.В. Сапороская и пр.) отмечали важность преемственности поколений. Но при этом всегда отмечается сложность избегания конфликтов при большем количестве сторон. Межпоколенный конфликт имеет три стороны конфронтации: младшее поколение, среднее и старшее (пожилое). Наиболее ярко конфронтация происходит при совместном проживании всех трех поколений на одной жилплощади.
В семье межпоколенный конфликт может проистекать из разных причин, индивидуальных и многоаспектных. Но выделяют такие общие причины, как неуважение, отсутствие поддержки, непонимание, излишний эгоцентризм, проявляющийся в моментах принятия каких-либо решений и многие другие [2, с. 291]. Перечисленные категории являются причинами многих конфликтных ситуаций, но при межличностных и семейных конфликтах они выступают более чувствительно.
Разницу в ценностях можно рассматривать как фундамент конфликта между средним и пожилым поколениями в семье. Современная российская семья проходит серьезные и выраженные преобразования. Меняются гендерные роли, на смену традиционному (патриархальному) укладу приходит нетрадиционный (эгалитарный), многопоколенная семья считается вынужденной формой проживание и воспринимается весьма нежелательной.
Естественные смены ролей могут протекать кризисно. Представители старшего поколения принимают на себя новую внутрисемейную роль бабушки/дедушки, которая также сопровождает себя новыми конфликтными ситуациями из-за перестройки семейного быта. Часть принимают на себя роль следующим образом: активно озабочены воспитанием внуков, помощи детям (среднему поколению), разделяют их проблемы и гордятся ими. Но также встречается отстраненность и нежелание вступать в контакт с внуками «пока не
повзрослеет». Вследствие, трудности в воспитательном процессе усиливаются при непродуктивной межпоколенной системе коммуникации.
Следует отметить исследование общественного центра «Геронтолог», в котором проводился анализ взаимоотношений бабушек с внуками [3, с. 113]. В исследовании участвовали женщины (бабушки по внутрисемейной роли) от 40 до 85 лет. В ходе исследования были выделены три основных типа бабушек: «формальная», «увлеченная» и «отстраненная». Формальный тип бабушек наиболее распространен. Она проводит с внуками домашний досуг (просмотр телевизора, чтение, прогулки и пр.). В учебной школьной деятельности и играх, культурном просвещении бабушки не принимают участия или принимают, но не активно. Частое поощрение внуков без обоснованной причины, балуют. При непослушании или неподобающем поведении наказание ограничивается отстранением от ребенка или выговор. Высокая степень вовлеченности в проблемы внуков, их деятельность, межличностные отношения со сверстниками характеризует «увлеченных» бабушек. Они поддерживают внуков, но относятся к воспитанию как к своей обязанности, поэтому у данного типа наказания применяются чаще, но имеют обоснованность. Поощрения применяются только при обоснованной необходимости. «Отстраненные бабушки» выделяют на внуков малое количество времени, чем предыдущие типа. Их не интересует система воспитания внуков, бабушки принимают в воспитательном процессе незначительное участие.
Позиция, которую займет в воспитании внука прародитель, зависит от психологической готовности к внукам и общей системе взаимодействия с детьми, их взаимоотношений. Неподготовленность и некомпетентность прародителей к внукам выражается в двух направлениях. В первом направлении прародитель закрывается от внука и отказывается помогать. Во втором - тянется к внуку, «переступая» через его родителей, определяя свою персону главенствующей в семье. Необходимо отметить, что подобное направление проявляется в типе «увлеченной бабушки» и может вызвать новые причины конфликтного взаимодействия. При таком типе может происходить «захват» родительской роли на себя, тем самым нарушая стандартную систему воспитания ребенка. В таких семьях конфликты начинаются от различных взглядов на методы воспитания и доходят до запрета взаимодействия с внуками, что негативно сказывается на семейной атмосфере в целом и может преобразоваться в семейный кризис.
Подобные конфликтогенные позиции приводят к разрушению семейной целостности как социальной группы, так и ее духовно-морального настроя. Кризисная атмосфера между членами семьи снижает эффективность нравственного воспитания ребенка и общее воспитательное пространство. Если прародитель отрицает свою новую социальную роль и принимает позицию отстранения, то теряется преемственность поколений, которая так важна для правильного воспитания в ребенке уважения к старшему поколению. Активная идея «узурпирования» родительской позиции без обоснованной необходимости (неблагополучие семьи) приводит к диссонансу у ребенка. Роли, которые выполняют взрослые, путаются или постоянно противоречат друг другу. Данная ситуация может привести к непониманию, потере своей роли, стрессу, снижению самооценки ребенка и др.
Необходимо уточнить, что при корректном и гуманном сотрудничестве поколений появление внуков и примыкание к новой внутрисемейной роли пройдет комфортно и безболезненно для всех членов семьи, как и дальнейший воспитательный процесс. Для создания коллективной и позитивно окрашенной, эффективной и комфортной системы взаимодействия старшего и среднего поколения в воспитательной деятельности младшего поколения необходимо верно оценивать состояние прародителей, понимать и принимать их, иметь навыки компетентной коммуникации с ними.
Круг общения представителей старшего поколения достаточно сужен. Он состоит из членов семьи, которые являются главными субъектами, и нескольких сверстников. Деятельность направлена на семью, что опосредует необходимость взаимодействия и общения семьи с представителем старшего поколения [4, с 73]. Учитывая психологические особенности прародителей можно наблюдать обидчивость, упрямство, настойчивость при приятии решения, обоснованную возрастным опытом, а также рассеянность и фрустрацию. Данные особенности усложняют процесс коммуникации, вследствие чего развивается отрицание воспитательного потенциала прародителей.
Воспитательный потенциал старшего поколения признается необходимым, несмотря на множественные перемены в социальном обществе, но на данный момент повышается потребность в воспитании уважения к представителям старшего поколения у детей начиная с дошкольного возраста. Старшее поколение выступает свидетелем или участником исторических событий, носителем традиций как семейных, так и национальных. Буланова Д.Д. отмечает, что общение внуков с бабушками и дедушками несет в себе познавательную ценность. Внуки узнают не только про историю своей семьи, но также про особенности жизни, быта и межличностного общения в прошлом [5, с. 9]. Также в основу воспитательного процесса, в период активной жизнедеятельности старшего поколения, входили сказки, басни, быль и прочие атрибуты фольклора, которые они используют как средство воспитания младшего поколения. В современных условиях фольклор утрачивает актуальность у родителей, и практиками фольклора как средства воспитания остается старшее поколение, а также педагогически компетентные личности и специалисты. Дедушки и бабушки достаточно редко овладевают современными технологиями, новыми методами и средствами воспитания. Несмотря на это, они несут в своем общении этический характер, который прививается детям.
При принятии роли «бабушки» или «дедушки», общение прародителей носит дружелюбный характер, они более лояльны к внукам, делятся своей мудростью, дают советы, передают взгляды на жизнь, что расширяет кругозор детей. Также отмечается сплочение прародителями семьи.
Таким образом, прародители несут огромный воспитательный потенциал, который можно эффективно и благополучно реализовать при корректном взаимодействии поколений и устранений причин конфликтов, адаптацию к данным причинам. Важно осознавать разницу поколений, которая являлась источником отличающихся или противоречивых идей на протяжении исторического развития социума. Продолжение конфликта приводит только к потере преемственности поколений, а также снижению воспитательного потенциала и разрушению единой дружной семейной атмосферы.
Список используемой литературы:
1. Тайкова Л.В., Тайков С.М. Проблема межпоколенных отношений в современном обществе и семье // Вестник НовГУ. 2015. №5 (88). URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/problema-mezhpokolennyh-otnoshemy-v-sovremennom-obschestve-i-semie (дата обращения: 17.06.2018).
2. Быкова Е.А, Психологические аспекты семейных конфликтов между поколениями // ГОРИЗОНТЫ ЗРЕЛОСТИ Сборник тезисов участников Пятой всероссийской научно-практической конференции по психологии развития Редакторы: Л.Ф. Обухова, И.В. Шаповаленко, М.А. Одинцова. - Москва: Московский государственный психолого-педагогический университет, 2015. - С. 290-294.
3. Краснова О.В. Бабушки в семье // Социологические исследования. 2000. № 11. - С. 108-116
4. Хрупин С.И., Сустина Н.М. Духовные ценности старшего поколения как фактор социального единства и согласия содействия // Вестник Адыгейского государственного университета. 2006. С. 72-79.
5. Буланова Д.Д. Роль старшего поколения в воспитании дошкольников // Научное отражение. - 2017. -№4(8). - С. 9-11.