УДК 316.356
Межпоколенческая солидарность как фактор стабильности современной семьи*
Нагматуллина Л.К.
Кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии, политологии и менеджмента Казанского национального исследовательского технического университета им. А.Н.Туполева - КАИ
Ахметгалиева А.Р.
Кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии, политологии и менеджмента Казанского национального исследовательского технического университета им. А.Н.Туполева - КАИ
Максимова О.А.
Кандидат социологических наук, доцент кафедры общей и этнической социологии Казанского (Приволжского) федерального университета, доцент кафедры социологии, политологии и менеджмента Казанского национального исследовательского технического университета им. А.Н.Туполева - КАИ
Статья посвящена рассмотрению влияния межпоколенческой солидарности на стабильность семейных структур. На основе анализа результатов авторских исследований представлены выводы, касающиеся особенностей взаимодействия разных поколений семьи - детей/родителей/ прародителей - в разных сферах внутрисемейного общения: воспитании, обмене опытом, использовании информационных технологий.
Ключевые слова: семья, межпоколенческая солидарность, стабильность современной семьи, энтелехия поколений, информационные технологии.
В настоящее время по-прежнему не ослабевает интерес исследователей - представителей разных научных направлений к проблемам современной семьи, что обусловлено необходимостью обеспечения успешного функционирования социума и его продвижения по вектору инновационного развития. Прогрессивное развитие общества во многом зависит от того, насколько оно определилось с системой фундаментальных, базовых ценностей, среди которых важное место занимает семья.
Семья является своеобразным индикатором благополучия общества, отображающим все его пре-
образования и проблемы. Этим обусловлена необходимость изучения института семьи в связи с динамичными социально-экономическими, технологическими и информационными изменениями, происходящими в российском обществе, а также анализа новых тенденций в ее развитии, выявления факторов, оказывающих влияние на стабильность
* Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) в рамках научного проекта № 17-06-00474; при финансовой поддержке РФФИ и Правительства Республики Татарстан в рамках научного проекта № 17-46-160490.
семейных структур в современных условиях и на функционирование семьи в качестве агента социализации новых поколений. Одним из важных вопросов, требующих своего решения в контексте рассматриваемых проблем, является установление наличия зависимости между интенсивностью и качеством межпоколенческого взаимодействия в современной семье и ее стабильностью.
Проблема взаимодействия между представителями разных поколений семьи существовала всегда, но в условиях постиндустриального, информационного общества она претерпевает существенные качественные изменения. Представлялось интересным проследить и проанализировать взаимоотношения молодежи с представителями старших поколений семьи, особенно с представителями поколения прародителей - бабушек и дедушек. Поэтому целью представленного исследования является определение роли и значимости межпоколенческой солидарности для молодого поколения как фактора стабильности современной семьи.
При анализе проблем взаимоотношений поколений в семье в социологическом аспекте исследователи опираются на концепцию межпоколенных трансфертов, рассматривая обмен между поколениями как фундаментальный процесс, происходящий в рамках семьи [1], и основу межпоколенческой солидарности. Предметом изучения становятся две формы межпоколенческой солидарности: материальная (деньги, подарки, неоплачиваемый труд) и моральная (поддержка и уход) [2], виды материальных и инструментальных трансфертов [1]. При этом недостаточно внимания, по мнению авторов статьи, уделяется изучению влияния интенсивности восходящих потоков межпоколенческих трансфертов (от младшего поколения к старшему) на стабильность современной семьи и определению роли и значения эмоциональных связей в процессе внутрисемейного взаимодействия поколений.
Анализ специфики взаимоотношений между младшим и старшими поколениями семьи, оценка того, насколько они устойчивы и каково направление их развития, требует использования гибких исследовательских подходов в рамках качественной социологии. Опросные методы не всегда позволяют зафиксировать и получить информацию о глубинных процессах, происходящих в семье, об эмоциональной составляющей внутрисемейных отношений. Это связано с причинами психологического и ментального характера, нередко не позволяющими отвечать на вопросы, касающиеся такой относительно закрытой микросистемы, какой является семья. Именно указанным обстоятельством объясняется использование авторами при реализации цели исследования стратегий качественного анализа и, в частности, метода нарративного эссе, позволяющего его автору в свободно-композиционной форме, 300
творчески, креативно, с достаточной долей искренности выразить свою точку зрения на обсуждаемую проблему, а исследователям получить фактический материал для проведения анализа внутрисемейных процессов.
Для выяснения характера межпоколенческого взаимодействия в современной семье было проанализировано 312 эссе на тему «Диалог поколений в современном обществе», написанных студентами 1-4 курсов технических и социально-экономических направлений подготовки Казанского национального исследовательского технического университета им. А.Н. Туполева - КАИ в возрасте от 17 лет до 21 года. Обобщение полученного материала позволило сделать ряд выводов, касающихся особенностей взаимодействия разных поколений семьи и относительно роли межпоколенческой солидарности в формировании стабильных семейных структур. Эти выводы подтверждаются и материалами работ студентов.
Связь между представителями разных поколений семьи не утрачена, и в большинстве из них характер семейного общения ориентирован на поддержание уважительных, теплых и близких отношений, что не позволяет говорить о наличии взаимной изолированности поколений:
«У меня очень хорошие взаимоотношения со своими родителями. Как мама, так и папа во многом меня понимают и поддерживают. Да, несомненно, есть разногласия, как и у многих, но они настолько незначительны, что об этом даже не стоит говорить» (жен., 20 лет); «Дома с родителями у меня царит взаимопонимание. Они разделяют мои интересы и увлечения. Они дают мне советы, если они видят, что мне это нужно. Строгих запретов у меня нет, они в принципе мне и не нужны, я сама понимаю, что - плохо, а что - хорошо, поэтому родители видят во мне самостоятельного человека, которому можно доверять. Мы часто проводим время вместе, и я не считаю это стеснительным, это, наоборот, хорошо. Таким образом, родители узнают о том, как проходит моя повседневная жизнь, о том, какие проблемы у меня бывают, и многое другое» (жен., 19 лет); «Со старшим поколением в отношениях проблем я не имею, с самого детства воспитывали меня именно бабушка и дедушка, так как родители были в отъезде. И так получилось, что отношения с ними примерно такие же, как с родителями» (жен., 19 лет); «Мой отец и моя мать - мои идеалы. Я их безмерно уважаю и поэтому стремлюсь взять от них как можно больше. Сохранить и передать историю о них следующим поколениям, это одна из моих обязанностей и целей, по крайней мере, я так считаю и сделаю» (муж., 18 лет).
Характер взаимоотношений со старшими поколениями семьи молодежь оценивает как «добро-
желательные», «доверительные», «всякое бывает» и «нормальные», отмечая, что родители стараются «научить всему хорошему, переживают за нас, беспокоятся». Пережив период подросткового непонимания и конфликтов с родителями, многие информанты осознают, что во многом родители были правы. «В 16 лет мне казалось, что мама слишком сильно меня контролирует, в то время как я считала себя уже взрослой, а она постоянно учила меня правильному поведению и давала какие-то советы, как я считала, ненужные. Но в какое-то время начинаешь понимать, что есть множество проблем, с которыми без мамы не справиться: и одежду мою некому стирать, и котлеты никто не умеет готовить так, как мама» (жен, 19 лет). Лишь в пяти эссе из более чем трехсот отмечались сложности и конфликтность взаимоотношений авторов со старшими поколениями в семье.
В содержании части эссе прослеживается попытка не просто ограничиться пространными рассуждениями на тему существования или отсутствия диалога между поколениями в современном обществе, а желание проанализировать отношения между поколениями на примере именно своей семьи.
Анализ содержания работ позволил выявить существенную отличительную черту, присущую современным отношениям внуков и прародителей, - отсутствие дистанцированности и отчужденности между поколениями в большинстве семей. Отчасти это традиционно можно объяснить преобладанием нисходящих потоков межпоколенческих трансфертов, особенно материальных, в российской семье [1], и стремлением прародителей чаще помогать и поддерживать внуков, чем собственных детей. С другой стороны, в условиях констатируемого исследователями нарушения солидарности между представителями разных поколений семьи данный факт можно рассматривать как положительный в процессе семейного межпоколенческого взаимодействия, работающий на укрепление семейных структур: «Отношения к бабушкам и дедушкам очень уважительное и почётное. Очень берегу и забочусь о них, но, к сожалению, к родителям оно менее уважительное, стараюсь над этим работать, но пока получается плохо... Например, в нашей семье я много что беру от бабушки, она с детства мне привила любовь к поэзии, мы с ней до сих пор созваниваемся и читаем друг другу стихи, или она что-то вспомнит из молодости, и я быстренько ищу в Интернете и читаю ей, бывает, что и поплачем вместе, и посмеёмся от её рассказов как раньше было всё. С детства мы с ней пели старые песни, тем самым я познавала культуру нашего народа. Да и сейчас мы при возможности и попоём, и стихи почитаем. Так же моя бабулечка привела меня в храм, она открыла мне таинство религии, благодаря ей я по сей день посещаю церковь и придерживаюсь православных канонов. Что касается моего дедули,
благодаря ему раньше я очень увлекалась астрономией, сейчас из-за нехватки времени этого уже давно не происходит, но в школьные годы мне всегда это было интересно. В детстве мы любили сидеть под звёздным небом и разговаривать о небесных светилах, о законах гравитации, планетах и звёздах, фантазировать о пришельцах. В общем, всё было очень завораживающе и захватывающе. Безумно обожаю своих бабушку и дедушку, они всегда играли большую роль и играют по сей день в формировании моих взглядов на мир. Благодаря своим знаниям и опыту они многое заложили в меня, за что я им безумно благодарна» (жен., 21 год); «... моя бабушка очень добрая, веселая, красивая и рассудительная женщина. Дедушка же у меня очень добрый, умный. Он знает столько интересных историй. С ним никогда не бывает скучно... Потому, что для своего возраста они очень энергичны. Хотела бы и я в их возрасте быть такой же энергичной. А другие мои бабушка с дедушкой, по маминой линии, живут с нами по соседству. Они чуть моложе папиных родителей, им 65 и 70 лет. Они у меня очень интересные, всегда попадают в различные смешные истории. В общем, с ними никогда не бывает скучно. Я очень рада, что сейчас живу с родителями, часто навещаю бабушек с дедушками, ведь самое главное наше богатство -семья» (жен., 18 лет); «Ярадуюсь каждой встрече с бабушками и дедушками, и если у родителей я учился неосознанно, то у них я брал определённые уроки жизни, и особенно мне нравились истории из их прошлого» (муж., 18 лет).
Обращают на себя внимание в данных высказываниях уменьшительно-ласкательные слова - «бабу-лечка», «дедуля», которые использует молодежь при описании своих отношений с бабушками и дедушками, а также стиль изложения, который отличает эмоциональная, трепетная доброта и уважение к пожилым членам семьи. Исходя из приведенных высказываний, а также других, проанализированных авторами статьи, можно сделать вывод, что внуки не рассматривают общение со старшим поколением семьи как тяжелую обязанность.
В этой связи интересны мнения, в соответствии с которыми отношения с поколением прародителей описываются как более близкие, чем с родителями: «Но лучшее общение, если брать всех родственников, включая родителей, было с моей покойной бабушкой. Каждое лето на протяжении 19 лет моей жизни я проводил у нее в деревне. Это были лучшие моменты в моей жизни. Жалко, в то время я не так сильно ценил ее доброту и искренность как должен был» (муж., 19 лет); «Я обожаю свою бабушку, у нас с ней очень близкие отношения, даже ближе чем с мамой. С мамой просто я не смогла найти взаимопонимание, поэтому у нас часто возникают такие ситуации, когда мы не понимаем друг друга. Мама никогда меня не слушает, у нее свои дела» (жен, 17 лет).
Как показывает анализ эссе, чрезмерная занятость родителей, работа и, как следствие, нехватка внимания с их стороны часто становятся причиной непонимания и разногласий между ребенком и родителями. «В возрасте 12-16 лет я слушал, что они мне говорили, хотя родители не сильно интересовались моей жизнью, т.к. были сильно заняты работой, поэтому я учился решать свои проблемы самостоятельно» (муж., 18 лет).
Бабушки и дедушки часто заполняли этот вакуум, недостаток внимания со стороны родителей и принимали активное участие в воспитании внуков. «Так же и с бабушками, и с дедушками. Они всегда делятся своим жизненным опытом и подсказывают, как лучше себя повести в разных жизненных ситуациях. Я стараюсь прислушиваться к ним, так как они намного умнее и мудрее меня. ...С бабушками в деревне я проводила каждые летние каникулы. Они меня приучали к труду. Учили готовить и многому другому» (жен., 20 лет).
Сами внуки осознают необходимость ответных трансфертов и иллюстрируют готовность и желание к дальнейшему взаимодействию и тесному общению: «Как ни странно, отношения с бабушкой и дедушкой у меня лучше, чем с близким кругом семьи (отцом, мамой и братом). Я понимаю их с полуслова, постоянно помогаю по огороду и дому. И я рад стараться ради них. Ведь в детстве они так же помогали мне, огромное количество времени в моём детстве они проводили со мной» (муж., 18 лет).
Примечательно, что информанты очень часто, описывая состав семьи, включают в него и прародителей, хотя они живут отдельно. Это свидетельство значимости и ценности межпоколенческого взаимодействия, роли старших поколений в жизни молодых людей.
Фрагменты суждений, приведенные выше, позволяют заключить, что поведенческие стратегии молодого поколения семей ориентированы на поддержание достаточно интенсивного общения с поколением прародителей, что в свою очередь, как представляется, способствует формированию позитивного образа молодежи в глазах старшего поколения. Это подтверждается и данными исследования, посвященного изучению ценностных характеристик современной российской молодежи, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в канун Дня молодежи, в июне 2017 г. Его результаты наглядно демонстрируют положительную динамику в оценках молодежи представителями поколения 60-летних и старше («возраста социума»). Так, например, респонденты данной возрастной категории чаще склонны приписывать молодым людям дружелюбие (59 % в 2017 г. против 42 % в 2014 г.), готовность помочь (56 % против 41 %), бескорыстие (47 % против 32 %); выросли доли тех, кто приписывает молодежи такие 302
качества, как честность (с 48 % до 58 % и с 41 % до 56 % соответственно), трудолюбие (с 39 % до 45 % и с 32 % до 46 %), культурность (с 46 % до 56 % и с 31 % до 49 %). Это позволило исследователям сделать вывод о том, что межпоколенческий конфликт, характерный для 1990-х гг., ушел в прошлое [3].
Однако такое заключение не исключает вероятности появления конфликтов в определенные стадии жизненного цикла семьи и не означает факт их полного перевода в плоскость конструктивного диалога в наши дни. В связи с чем предметом отдельного исследования может стать рассмотрение причин возникновения внутрисемейных конфликтов, обусловленных нарушением межпоколенческой солидарности, их особенностей в современных условиях и поиск способов их предотвращения и разрешения.
Студенчество, как переходный период в жизни человека от юности к взрослой жизни, становится временем пересмотра и переосмысления многих жизненных ценностей и часто сопровождается не только изменением социального статуса, но и сменой места жительства, социокультурного контекста, необходимостью адаптации и аккультурации в новой среде. Как показывают материалы исследования, переосмыслению подлежат и ценности семьи, и значимости межпоколенческого общения. Для молодых людей, приехавших в Казань на учебу из сельской местности, других российских регионов и даже из других стран, сокращение частоты общения с родителями и территориальная отдаленность от них, от прародителей в лице бабушек, дедушек, а также других родственников способствовали не только осознанию ценности повседневной эмоциональной поддержки, одобрения и даже порицания с их стороны, но и благоприятствовали возникновению желания воспринимать советы старших, не пренебрегать ими и стараться им следовать, а значит, более активно усваивать социальный опыт, накопленный старшими поколениями: «В данный момент я живу отдельно от всех по причине поступления в университет. С переездом и наши отношения немного изменились, мы стали более внимательными и понимающими друг к другу» (жен., 19 лет); «Сейчас я проживаю в общежитии, отдельно от родителей. С родителями я общаюсь хорошо, они мне помогают в учебе, в новых начинаниях и т.п., наше общение построено не как "отец с сыном", а как брат с братом, то есть я всегда могу рассказать, что творится у меня на душе, попросить совета, мне это очень помогает. Я очень люблю и уважаю своих родителей» (муж., 17 лет); «Когда я жил с родителями, у меня с ними возникали различные конфликты, чаще всего из-за учебы, потому что мне нужно было всегда исправлять четверку на пятерку. В эти моменты я имел очень сильное желание поскорее поступить в университет и съехать от них. Но теперь я понимаю, что я ошибался. Теперь
мне всегда хочется домой, я скучаю по родителям и по вкусной еде, которую готовит мама. Я осознал, что родители не зря заставляли меня учиться на пятерки, потому что мне это хорошо помогло и при поступлении в университет, и в учебе в университете. Родителей нужно слушаться, даже не слушаться, а прислушаться к их словам, так как они прожили больше, чем я» (муж., 17 лет); «... на данный момент, так как я учусь в другом городе, мне пришлось уехать из дома. Отношения между мной и родителями с момента моего отъезда стали только крепче. Это очень сильно заметно по манере наших теперь разговоров и отношению друг к другу» (жен., 20 лет).
Таким образом, данные сюжеты подтверждают, что нахождение в период обучения вдали от родного дома и родительской семьи, необходимость быть самостоятельным в осмыслении личных проблем и принятии решений в различных жизненных ситуациях, могут способствовать упрочению межпоколен-ческих отношений, ускорению процессов передачи опыта от поколения к поколению и усилению интенсивности потоков внутрисемейных трансфертов.
Взаимоотношения между представителями одного поколения семьи определяют специфику меж-поколенческих процессов. В этой связи обращают на себя внимание мнения авторов эссе относительно принадлежности их младших братьев и сестер к определенному поколению. Имея небольшую разницу в возрасте (три-пять лет и даже один-два года) и являясь фактически представителями одного поколения они все же не склонны считать подобным образом и идентифицировать себя с одним поколением. Убежденность в том, что ценности и интересы младших в корне отличаются от их собственных, особенно в скорости освоения информационных технологий и гаджетов, их использования, а главное
- в степени зависимости от них, позволяет считать их представителями уже другого, «цифрового», поколения и видеть в этом причину возможных конфликтов: «И года не прошло, как я окончил лицей, уже заметна разница во взглядах между моими одноклассниками и учениками 8-10 классов. Складывается впечатление, что они совершенно по-другому смотрят на жизнь, хотя нас и отличают всего лишь 1-2 года. Возможно, я ошибаюсь, и это связано с жизненным опытом или чем-то еще, но порой весьма ощутима разница в ценностях. Это заметно при общении. Но если обратить внимание на подростков возраста 13-15 лет, например, наших младших братишек и сестренок, то разница уже будет колоссальна. На мой взгляд, именно они
- представители поколения 21 века, потому что новые технологии отразились на них сильнее всего» (муж., 17 лет); «Что касается моего брата Леши, которому 15 лет (девятый класс), то как раз на этом примере можно показать конфликт поколе-
ний. То, чем отличается мой брат, характерно для очень многих людей его поколения. Он очень много времени проводит с планшетом. Играет в игры, сидит в соцсетях, в Интернете. Наши родители, да и я категорически против такого времяпрепровождения. Мы считаем, что электронные технологии надо использовать преимущественно для работы, а не для развлечения... Мой брат находится в зависимости от этой техники. Он может не выпускать ее из рук несколько часов, если мы не вмешаемся. Когда же ему не дают планшет, он сердится на нас... Леша учится на тройки, и то благодаря бабушке, которая делает ему уроки. У него нет цели в жизни, ради которой он бы работал и достигал результатов. Я считаю, что одна из главных причин его лени - злоупотребление цифровыми технологиями, т.е. планшетом» (муж., 18 лет); «Поколение младше меня - это дети, которые жить без Интернета не могут совсем!» (муж., 20 лет).
Подобные характеристики «младшего» поколения иногда сопровождаются резко негативной оценкой их образа жизни, установок, поведения: «Многие из них невоспитанные, эгоистичные, злые. Частично из-за этого мне не хотелось бы иметь детей, так как я боюсь, что не смогу дать им все, чтобы они стали приличными членами социума» (жен., 19 лет); «... Поколение, которое младше меня, - это дети мультимедийных технологий, они более зависимы от цифровых технологий. Они нетерпеливы и сосредоточены в основном на краткосрочных целях, менее амбициозны. Они более ориентированы на потребление и более индивидуалистичные, не склонны становиться частью определённой группы» (жен, 19 лет).
Такое мнение вполне объяснимо с позиций теории К. Мангейма, который связывал частоту возникновения новых поколенческих «энтелехий» с темпом социальных изменений: чем он выше, тем больше скорость формирования «энтелехий», тем более высока вероятность сокращения «длины» поколения [4]. При этом специфической энтелехией молодых поколений становится именно цифрови-зация и виртуализация стиля жизни [5]. Собственно, об этом и пишут авторы эссе, четко обозначая границу между представителями своего возраста и тех, кто младше, и даже идентифицируя их с другим поколением по критерию оказываемого на них влияния информационных технологий. Таким образом, качественно новый компьютеризированный социум способен изменить внутрипоколенческие отношения в семье, трансформируя традиционное понимание возрастных границ поколений, по крайней мере, с точки зрения молодого поколения.
Интересно, что взаимоотношения со старшими братьями-сестрами студенты описывают совершенно иначе и идентифицируют их со «своим» поколением: «С братом мы в очень хороших отношениях,
мы всегда помогаем друг другу (особенно если это такие вещи, про которые не должны знать родители), всегда прикрываем и выручаем друг друга в нужных ситуациях» (муж., 18 лет); «У меня хорошие взаимоотношения со всеми членами моей семьи. Различия есть лишь в том, что сестра больше, так сказать, «на одной волне» со мной. Её взгляды более современны, чем взгляды моих родителей» (жен., 19 лет); «с братом мне легче общаться, ведь он понимает всё, что я говорю, может поддержать разговор, и у нас много общих интересов, которые мы можем обсудить» (муж., 20 лет):
Информатизация всех сфер жизнедеятельности современного социума, развитие цифровых технологий, сопровождаемая внедрением в практику повседневного общения семьи огромного количества цифровой техники - компьютеров, сотовых телефонов и других гаджетов оказывает воздействие на характер и качество внутрисемейных межпоколенче-ских взаимодействий. Более того, уровень владения, освоения информационных технологий, подверженность их влиянию и зависимость от них является, с точки зрения студентов, одним из основных различий между поколениями.
С одной стороны, в современных условиях информационные средства связи обеспечивают поддержание жизненно важных отношений между членами семьи, облегчая общение, с другой, ухудшая качество этого общения, обедняя его, делая опосредованным и даже формальным. У представителей младших и старших поколений современной семьи существуют разные представления о степени полезности средств информационной обмена, также как и разный уровень владения навыками работы с ними. Поэтому младшее поколение семьи, с детства воспитываемое в информационном пространстве и с легкостью его осваивающее, может выступить в роли хорошего и терпеливого учителя для старших. Такой подход не только повысит уровень их информационной культуры, увеличит интенсивность общения, сформирует среду уважительных партнерских отношений и взаимопомощи, заботы и сотрудничества, но и будет способствовать укреплению солидарности между разными поколениями. Тем более, что молодежь, осознавая всю сложность освоения информационных средств старшими поколениями, готова им в этом помочь: «Конечно, старшее поколение не очень хорошо разбирается в компьютерах и гаджетах. Однако мы всегда стараемся им помочь с их телефонами или найти для них какую-нибудь информацию» (жен., 21 год); «Поколение бабушек, дедушек серьезно отстает в усвоении новых технологий и часто обращается за помощью к молодежи. В нашей семье я полностью освоил навыки работы с компьютером, телефоном и другой цифровой техникой, как и моя младшая сестра в свои 12 лет. Она в своем возрасте ори-304
ентируется в новых технологиях куда лучше, чем наш отец. Мама тоже достаточно продвинута, хоть до нашего уровня и не дотягивает, но самостоятельно делает презентации и на своей работе в основном работает с компьютерной техникой. Папа самый отсталый в этом плане. Разногласий по поводу использования новой техники не возникает, потому что мы с сестрой понимаем, что старшему поколению труднее все это усваивать и всегда максимально все пытаемся объяснить и разжевать» (муж., 21 год); «Считаю своих "предков" достаточно продвинутыми и сообразительными в некоторых областях. Если они что-то не понимают, я стараюсь им объяснить какой-либо процесс. Так, я научил свою бабушку пользоваться хорошим телефоном и Интернетом. Теперь её главная забава вечерами — отправление различных картинок и смешных видео и их же поглощение. Что же касается моего деда, то его научить пользоваться Интернетом пока не получилось, хоть я научил его и другим вещам в сфере транспорта и компьютерных технологий» (муж., 18 лет).
Такое общение «на равных» представителей разных поколений является одним из условий, способствующих развитию интереса и мотивации к поддержанию постоянных контактов, формирует обратную связь между поколениями, отношения взаимопонимания и взаимопомощи, является ярким и актуальным примером восходящих внутрисемейных трансфертов. Существующая разнонаправлен-ность интересов представителей разных поколений семьи по отношению к использованию современных информационных новшеств не может, по мнению информантов, стать причиной внутрисемейных, деструктивных конфликтов: «Не каждый пожилой человек сможет разобраться или уследить за нововведениями современной жизни. А если сравнивать наше поколение и поколение наших родителей, то, конечно, нам проще приспособиться к этим технологиям, так как мы росли вместе с ними. Наш уровень пользования цифровыми технологиями очень высок. Мы легко приспосабливаемся к ним. В моей семье нет никаких разногласий по этому поводу. Каждый по-разному относится к этим технологиям, кто-то хорошо владеет ими, а кто-то не очень. Но мы всегда пытаемся помочь друг другу, потому что понимаем, что в нашей жизни без них никуда» (муж., 19 лет).
Старшее поколение семей «открыто» всему инновационному. Сколь бы ни казались устаревшими их установки, ценности и нормы, эмоциональная, духовная близость, отсутствие отчуждения со стороны младших поколений способно изменить траекторию эмоциональных межпоколенческих обменов в сторону преобладания в них направления, идущего от детей к родителям и прародителям: «Я стараюсь помогать не только по хозяйству, но
и разговором. Я знаю, как необходимо внимание, посидеть рядом, выслушать. Когда я прихожу к прабабушке, она сразу расцветает, хотя обычно чувствует себя не очень хорошо. Мы пьем чай, заводим беседу о жизни, потом я читаю ее любимые стих, и тут прабабушка вспоминает свою молодость, так как очень много стихов связаны с этим периодом в жизни. Меня всегда поражают ее рассказы, сколько в них искренности!» (муж., 18 лет).
Поэтому необоснованно, на наш взгляд, звучат высказывания, называющие поколение прародителей «возрастом дожития», «лишенным всякой жизненной перспективы». Не случайно, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) приняла новую квалификацию возрастов. В соответствии с ней, с 45 до 60 - это средний возраст, с 60 до 75 - пожилой, а старость начинается после 75 [3]. Представители среднего и даже пожилого возраста, какими являются поколения родителей и прародителей наших информантов, готовы постоянно учиться, осваивать новые технологии, соответствовать требованиям современного времени. Поддержка семьи играет в этом ключевую роль, и молодое поколение способно это понять. «Многие сейчас осваивают компьютерные технологии, Интернет, но старшему поколению гораздо сложнее привыкнуть к технике. Большинство пользуются простыми телефонами, хотя есть маленький процент бабушек и дедушек, которые осваивают социальные сети, делают фото с помощью смартфонов, одним из таких людей является мой дедушка. Мне кажется, это зависит от характера человека, его желания открыть для себя что-то новое, желание развиваться и идти в ногу со временем» (жен., 20 лет). Преодоление в семье сложившихся стереотипов восприятия мировоззрения и социальных представлений старшего поколения как устаревших, создание атмосферы любви и
понимания даже при наличии взглядов и мнений, не всегда совпадающих, а часто и противоречащих ценностям разных поколений, может содействовать улучшению внутрисемейных межпоколенческих взаимодействий.
Таким образом, результаты исследования позволяют заключить, что солидарность между представителями разных поколений семьи, проявляющаяся в виде взаимных эмоциональных, информационных, коммуникационных трансфертов, способна обеспечить стабильное функционирование данного социального института, создать гармоничную атмосферу в семье, обеспечить активное долголетие всем поколениям и тем самым способствовать росту рождаемости и снятию многих социальных проблем.
Литература:
1. Миронова А.А. Родственная межпоколенная солидарность в России // Социологические исследования (СОЦИС). - 2014. - № 10. - С. 136-142.
2. Галиндабаева В.В. Трудовые мигрантки: меж-поколенческие отношения в семьях сельских мигрантов в Бурятии // Вестник Томского государственного университета. - 2014. - № 1 (25).
- С. 31-41.
3. Пресс-выпуск ВЦИОМ № 3405. - URL: https:// wciom.ru/index.php?id=236&uid=116284 (дата обращения 05.11.2017).
4. Мангейм К. Проблема поколений // Новое литературное обозрение. - 1998. - № 30. - С. 7-47.
5. Максимова О.А. Энтелехии поколений российского общества в контексте исторической памяти // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. - 2015. - Т. 208.
- С. 32-37.
Intergenerational Solidarity as a Factor of Stability of Modern Family
Nagmatullina L.K., Ahmetgalieva A.R. Kazan National Research Technical University named after A.N. Tupolev — KAI
Maksimova O.A.
Kazan (Volga Region) Federal University Kazan National Research Technical University named after A.N. Tupolev — KAI
The article considers the impact of intergenerational solidarity on the stability of family structures. Based on the analysis of results of their research, the authors present findings related to the interaction of different generations of a family (children-parents-grandparents) in different spheres of intra-communication: education, exchange of experience, use of information technology.
Key words: family, intergenerational solidarity, stability of the modern family, entelechy of generations, information technology.