Научная статья на тему 'Межпоколенная забота в семьях сельских мигрантов в Бурятии: гендерный аспект'

Межпоколенная забота в семьях сельских мигрантов в Бурятии: гендерный аспект Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
94
36
Поделиться
Ключевые слова
МЕЖПОКОЛЕННАЯ ЗАБОТА / ЖЕНСКАЯ МИГРАЦИЯ / СЕЛЬСКОГОРОДСКАЯ МИГРАЦИЯ / WOMEN'S MIGRATION / INTERGENERATIONAL CARE / RURAL-TO-URBAN MIGRATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Галиндабаева Вера Валериевна

В статье на основе эмпирических данных, собранных в Республике Бурятия, рассматривается межпоколенная забота о детях в расширенных бурятских семьях. Выявлено, что значение межпоколенных отношений поддержки и заботы актуализируется на фоне дефицита оказания институциональных услуг со стороны государства (недостаточное количество мест в детских садах). Выделены две формы вовлечения представителей старшего поколения (бабушек) в процесс воспитания детей: формальное прародительство и суррогатное родительство. Автор приходит к выводу о том, что представители старшего поколения поддерживают солидарность между средним и младшим поколениями.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Галиндабаева Вера Валериевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

THE INTERGENERATIONAL CARE IN FAMILIES OF RURAL MIGRANTS IN BURYATIA: GENDER ASPECT

Basing upon the empiric data obtained in the Republic of Buryatia the article considers the intergenerational childcare in extended Buryat families. It is noted, that the intergenerational relations, assistance and care are especially relevant on the background of scarce institutional childcare services from the state (for example, insufficient number of places in kindergartens). The author distinguishes two forms of involvement of older generation representatives (grandmothers) in the process of child-rearing: formal grand-parenthood and substitute parenthood. It is concluded that the elder generation support solidarity between the middle and the younger generations.

Текст научной работы на тему «Межпоколенная забота в семьях сельских мигрантов в Бурятии: гендерный аспект»

УДК 316.35.023.4 Галиндабаева Вера Валериевна

научный сотрудник Научно-образовательного центра культурных исследований постсоциализма Казанского федерального университета

МЕЖПОКОЛЕННАЯ ЗАБОТА В СЕМЬЯХ СЕЛЬСКИХ МИГРАНТОВ В БУРЯТИИ: ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ

Galindabaeva Vera Valerievna

Research associate, Center for Cultural Studies of Postsocialism, Kazan Federal University

THE INTERGENERATIONAL CARE IN FAMILIES OF RURAL MIGRANTS IN BURYATIA: GENDER ASPECT

Аннотация:

В статье на основе эмпирических данных, собранных в Республике Бурятия, рассматривается межпоколенная забота о детях в расширенных бурятских семьях. Выявлено, что значение межпоколенных отношений поддержки и заботы актуализируется на фоне дефицита оказания институциональных услуг со стороны государства (недостаточное количество мест в детских садах). Выделены две формы вовлечения представителей старшего поколения (бабушек) в процесс воспитания детей: формальное прародительство и суррогатное родительство. Автор приходит к выводу о том, что представители старшего поколения поддерживают солидарность между средним и младшим поколениями.

Ключевые слова:

межпоколенная забота, женская миграция, сельско-городская миграция.

Summary:

Basing upon the empiric data obtained in the Republic of Buryatia the article considers the intergenerational childcare in extended Buryat families. It is noted, that the intergenerational relations, assistance and care are especially relevant on the background of scarce institutional childcare services from the state (for example, insufficient number of places in kindergartens). The author distinguishes two forms of involvement of older generation representatives (grandmothers) in the process of child-rearing: formal grand-parenthood and substitute parenthood. It is concluded that the elder generation support solidarity between the middle and the younger generations.

Keywords:

intergenerational care, women's migration, rural-to-urban migration.

Семейная солидарность остается важным механизмом адаптации и выживания российских семей в условиях социально-экономических трансформаций. В России старшее поколение оказывает значительную поддержку среднему поколению не только в виде материальной помощи, но и посредством оказания помощи в воспитании внуков. Например, около 25 % россиян получают помощь в выполнении работы по дому и уходе за маленькими детьми от своих пожилых родителей [1]. Потребность в помощи бабушек становится особенно острой в условиях трудовой миграции женщин среднего поколения.

Поток сельско-городской миграции значительно увеличился в России связи с аграрными реформами начала 1990-х, которые привели к кризису сельского хозяйства и, как следствие, к резкому обнищанию сельского населения [2]. Показатели по безработице для сельской местности превышают аналогичные показатели для городского населения в 1,5-2 раза [3]. В таких условиях среднее поколение сельчан уезжает в город в поисках работы, оставляя своих пожилых родителей и детей, которых они не могут перевезти вместе с собой. Нас интересует, каким образом родители в России, вынужденные мигрировать в поисках работы, организуют заботу о своих детях дошкольного возраста, полагаясь на межпоколенную поддержку со стороны бабушек.

В качестве объекта исследования мы выбрали Республику Бурятию, на территории которой с середины 80-х гг. наблюдается интенсивная миграция из села в город. Среднегодовой отток населения из сельской местности во второй половине 80-х гг. составлял 13,9 человек на 1000 (в пиковом 1989 г. - 17,2) [4]. В 2004 г., например, миграция из села в единственный крупный город республики Улан-Удэ, столицу Бурятии, составила 14 тыс. человек. Важно отметить, что от общего числа сельских мигрантов 7,5 тыс. женщин, то есть женская миграция составляет чуть более 50 %. Цифры значительно не меняются, начиная с 1995 г. [5]. Основная причина миграции -это дефицит трудовых мест в сельской местности в связи с кризисом аграрного производства. Так, к 1998 г. доля безработных в сельской местности достигла 39,7 %, а в 1999 г. на долю сельской безработицы приходилось 35,6 % от общей численности безработных республики [6].

Межпоколенческие отношения заботы. Для анализа межпоколенных отношений в процессе организации заботы о детях мы привлекаем теорию межпоколенных отношений В. Бенгт-сона [7], которая описывает отношения между поколениями с помощью двух категорий: солидарность и конфликт. Изучая организацию заботы о детях в Бурятии, мы прежде всего опираемся на

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (2014, № 18)

категорию внутрисемейной солидарности. Под солидарностью в данном случае подразумеваются отношения материальной и эмоциональной поддержки между разными поколениями: родителями и детьми, бабушками и внуками.

Исследователи межпоколенческого контракта В. Бенгтсон и Э. Аченбаум выделяют несколько измерений солидарности между поколениями. Понятие аффективной солидарности исследователи используют, чтобы оценить отношения эмоциональной привязанности между представителями разных поколений. Почти все измерения солидарности предполагают поддержание реципрокных отношений между поколениями [8].

Бабушки в данной модели межпоколенной солидарности занимают центральное место, а забота о внуках рассматривается как особенно важная форма межпоколенной поддержки [9]. На бабушку может быть возложена основная ответственность за заботу о детях, она же может играть второстепенную или вспомогательную роль в воспитательном процессе.

Российские исследователи попытались вывести классификацию стилей вовлечения бабушек в процесс воспитания внуков и выделили два противоположных стиля: формальное праро-дительство (минимальное вовлечение в жизнь внуков) и суррогатное родительство (бабушки берут на себя ответственность за воспитание внуков) [10; 11]. Далее мы рассмотрим возможные причины, по которым среднее поколение вынуждено оставлять на попечение родителям своих детей, и проанализируем межпоколенные отношения в соответствии с теми измерениями солидарности, которые были выделены Бенгтсоном.

Трудовые мигрантки: баланс работы и заботы. Наше исследование показывает, что дефицит институциональной заботы государства становится главной причиной, по которой родители вынуждены оставлять своих детей с бабушками и дедушками. Под дефицитом институциональной заботы в данном случае подразумевается недостаточное количество мест в городских муниципальных яслях и детских садах. В результате дефицита мест в городских детских садах сельские женщины лишены в городе опоры как в виде родственной поддержки в организации заботы, так и в виде институциональных услуг, предоставляемых государством. Мигрантки вынуждены оставлять своих детей в родительских семьях, проживающих в сельской местности.

В одном случае, например, бабушка воспитывает двоих внуков от младшей дочери, которая переехала в город, и присматривает за детьми старшей дочери, которая живет и работает в том же селе. Первый внук от младшей дочери живет с бабушкой с самого рождения. Дочь родила его, когда ей было 19 лет, и через полгода уехала в город на поиски работы. В городе она вышла замуж и родила второго ребенка. Второго ребенка она также увезла и отдала на воспитание своей матери, хотя мать мужа проживает в городе, но она не может сидеть с ребенком, так как работает полный рабочий день. В отличие от городской бабушки, сельская бабушка, будучи на пенсии, уже не работает и может посвятить время внукам. Так рассказывает сама бабушка: «Сначала первого дома родила, а потом замуж вышла, второго родила. Родила, и второго привезли сюда, чтобы она на работу устроилась. Сейчас время-то, без работы как будешь жить?» (бабушка Ася, 57 лет, 3 детей, 4 внука).

Другой случай также демонстрирует, что родительская семья является главной опорой в поддержке баланса между работой и заботой о ребенке для одинокой матери. В одной семье две дочери уехали работать в северный регион: старшая сестра уехала в начале 90-х гг., а младшая сестра уехала вслед за старшей уже в конце 90-х. Обе дочери родили своих детей вне брака и привезли их на воспитание своим пожилым родителям. Младшая дочь, которая на период проведения полевого исследования вернулась в Бурятию и находилась у своих родителей, так описывает ситуацию: «Девочки здесь остались, потому что мы вдвоем работали: Сэсэг сутками, я тоже целыми днями работала. Девчонки здесь остались. Мама говорит:"Что туда в холод детей возить"» (Дарима, 33 г., дочь 5 лет, не замужем). Вследствие экономического кризиса в аграрном секторе и переизбытка трудового ресурса в сельской местности молодые родители переезжают в столицу республики или в другие регионы страны в поисках работы. Однако, как в первом случае, так и во втором, услуги детского сада либо недоступны, либо не могут полностью удовлетворить спрос родителей, поэтому единственным выходом становится передача внуков на воспитание старшему поколению.

С распространением современных средств связей (сотовая связь, интернет) поддерживать межпоколенные отношения на расстоянии стало значительно легче. Распространение по всей территории Сибири и удешевление услуг сотовой связи за последние годы также способствуют повышению включенности (солидарности) среднего поколения, проживающего отдельно, в жизнь пожилых родителей и своих детей.

Особое отношение к внукам бабушки объясняют тем, что, будучи родителями, у них не было достаточного времени на воспитание своих детей: «Не успеваешь, когда сами молодые, за своими детьми поухаживать. То работа, то то, то это. А вот внуки родятся, там уже

время есть и всё внимание на них» (бабушка Гэрэлма, 69 лет, 3 взрослых детей, 5 внуков). То есть женщины старшего поколения, которые были активно вовлечены в публичную сферу производства (колхоз), не успевали исполнить родительскую роль в отношении своих детей, поэтому уже на пенсии, когда проблема баланса работы и заботы не так актуальна, они могут сосредоточиться только на заботе о детях.

Все опрошенные бабушки живут на пенсию, поэтому нуждаются в дополнительных источниках дохода, чтобы содержать маленького ребенка. Бабушка Гэрэлма, которая живет только на пенсию, также постоянно получает помощь от дочерей. Другая наша информантка, например, не получает помощь от взрослых детей, оставивших ей внуков, а еще помогает самому младшему сыну, который недавно вернулся из армии и временно не работает.

Таким образом, мы рассмотрели форму организации заботы, в рамках которой бабушки берут на себя основную ответственность за воспитание внуков. Отметим, что данная форма межпо-коленческой солидарности становится единственной опорой для сельских мигранток в организации заботы о своих детях дошкольного возраста. Значение межпоколенных отношений поддержки и заботы актуализируется на фоне дефицита институциональных услуг со стороны государства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В данной форме межпоколенной заботы отношения между поколениями выстраиваются таким образом, что старшее поколение оказывается в центре: именно старшее поколение поддерживает самые тесные эмоциональные и материальные связи, с одной стороны, с младшим поколением, с другой стороны, со средним поколением, хотя обычно именно среднее поколение находится в центре триады, поддерживая солидарность большой семьи. Таким образом, роль старшего поколения заключается не только в замещении родителей, но и в поддержании солидарности между средним и младшим поколением.

Ссылки:

1. Родители и дети, мужчины и женщины в семье и обществе. М., 2007.

2. Калугина З.И. Вектор посткризисного развития российской деревни // Регион: экономика и социология. 2010. № 3. С. 115-135.

3. Калугина З.И. Трансформация аграрного сектора в России: проблемы эффективности и адаптации населения // Мир России. 2000. Т. 9. № 3. С. 48-95.

4. Миграция населения в Республике Бурятия : стат. сб. 02-03-02. Улан-Удэ, 2005.

5. Там же.

6. Байкальская Сибирь: из чего складывается стабильность. М. ; Иркутск, 2005.

7. Bengtson V.L. The Burgess Award Lecture : Beyond the Nuclear Family : The Increasing Importance of Multigenerational Bonds // Journal of Marriage and Family. 2001. № 63 (1). Р. 1-16.

8. The Changing contract across generations. New York, 1993.

9. Landry-Meyer L., Newman B.M. An Exploration of the Grandparent Caregiver Role // Journal of Family Issues. 2004. № 25 (8). Р. 1005-1025.

10. Краснова О.В. Бабушки в семье // Социологические исследования. 2000. № 11. С. 108-116.

11. Семенова В.В. Социальная динамика поколений: проблема и реальность. М., 2009.