Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ САНКЦИЙ В СФЕРЕ НЕФТЕГАЗОВОГО СЕКТОРА НА БЮДЖЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ВЛИЯНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ САНКЦИЙ В СФЕРЕ НЕФТЕГАЗОВОГО СЕКТОРА НА БЮДЖЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
126
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЕ САНКЦИИ / БЮДЖЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Погорелов С.В.

Российская экономика функционирует в условиях выраженного санкционного давления со стороны США, Евросоюза и других стран более 6 лет. Это давление постепенно нарастало, а в 2022 году в связи с изменением геополитической ситуацией привело к его увеличению в разы. Поскольку доходы федерального бюджета имеют связь с нефтегазовыми доходами, то влияние санкций на нефтегазовую отрасль отразилось на бюджете Российской Федерации. В статье описаны виды международных санкций, реакция бюджета на их введение, приведены статистические показатели бюджетных доходов. Автор рассматривает основные риски сохранения международных санкций в будущем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPACT OF INTERNATIONAL SANCTIONS IN THE OIL AND GAS SECTOR ON THE BUDGET OF THE RUSSIAN FEDERATION

The Russian economy has been operating under the conditions of pronounced sanctions pressure from the United States, the European Union and other countries for more than 6 years. This pressure gradually increased, and in 2022, due to the changing geopolitical situation, it led to an increase at times. Since federal budget revenues are linked to oil and gas revenues, the impact of sanctions on the oil and gas industry has affected the budget of the Russian Federation. The article describes the types of international sanctions, the budget's reaction to their introduction, and provides statistical indicators of budget revenues. The author examines the main risks of maintaining international sanctions in the future.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ САНКЦИЙ В СФЕРЕ НЕФТЕГАЗОВОГО СЕКТОРА НА БЮДЖЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 336.1

Погорелов С.В. студент 3 курса магистратуры ФГАОУ ВО «Волгоградский государственный университет»

Научный руководитель: Горшкова Н.В., доктор экономических наук

профессор

заведующий кафедрой финансов, учета и экономической безопасности ФГАОУ ВО «Волгоградский государственный университет»

Россия, г.Волгоград

ВЛИЯНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ САНКЦИЙ В СФЕРЕ НЕФТЕГАЗОВОГО СЕКТОРА НА БЮДЖЕТ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация: Российская экономика функционирует в условиях выраженного санкционного давления со стороны США, Евросоюза и других стран более 6 лет. Это давление постепенно нарастало, а в 2022 году в связи с изменением геополитической ситуацией привело к его увеличению в разы. Поскольку доходы федерального бюджета имеют связь с нефтегазовыми доходами, то влияние санкций на нефтегазовую отрасль отразилось на бюджете Российской Федерации. В статье описаны виды международных санкций, реакция бюджета на их введение, приведены статистические показатели бюджетных доходов. Автор рассматривает основные риски сохранения международных санкций в будущем.

Ключевые слова: международные санкции; бюджет Российской Федерации; проблемы и перспективы.

Pogorelov S. V.

3rd year master's student Volgograd State University

THE IMPACT OF INTERNATIONAL SANCTIONS IN THE OIL AND GAS SECTOR ON THE BUDGET OF THE RUSSIAN FEDERATION

Abstract: The Russian economy has been operating under the conditions of pronounced sanctions pressure from the United States, the European Union and other countries for more than 6 years. This pressure gradually increased, and in 2022, due to the changing geopolitical situation, it led to an increase at times. Since federal budget revenues are linked to oil and gas revenues, the impact of sanctions on the oil and gas industry has affected the budget of the Russian Federation. The article describes the types of international sanctions,

the budget's reaction to their introduction, and provides statistical indicators of budget revenues. The author examines the main risks of maintaining international sanctions in the future.

Keywords: international sanctions; budget of the Russian Federation; problems and prospects.

Специальная военная операция на Украине, которая была объявлена Президентом Российской Федерации в феврале 2022 года, спровоцировала введение множество ограничений, которые затронули финансовый сектор, торговлю со странами Европы, Америки и других стран мира.

Для России критическими показателями выступают добыча и экспорт природных ископаемых. В последние годы на потерю доходов федерального бюджета и ВВП оказывал влияние обвал мировых цен на углеводороды, снижение спроса на нефть из-за введенных карантинных ограничений в развитых и развивающихся странах, а также отсутствие единства в рамках соглашения ОПЕК+ в 2020 году привели к падению среднегодовой цены нефти. С целью лишения власти Российской Федерации продолжать специальную военную операцию на Украине европейские страны отказались от импорта российской нефти, газа и прочих энергоресурсов. Однако полное эмбарго создает риски дестабилизации экономики европейских стран. В связи с этим, в странах Европы были приняты пакеты санкций, которые содержали в себе частичное эмбарго нефти.

Рассмотрим санкции, введенные странами Европы в отношении нефти и газа России. Частичное эмбарго на импорт нефти из России в страны Европейского союза означает отказ от доставки по морю и соответственно наложение запрета на страхование судов, что окажет влияние на снижение импорта нефти России в районе 90%. Следует отметить, что ограничения данного типа будут действовать к концу 2022 года. В результате по итогам 6 месяцев 2022 года в России наблюдался рост добычи нефти и производства нефтепродуктов, а именно на 3,4 и 4,5% соответственно.25

Было замечено увеличение объемов поставок в такие страны, как Китай, Индия и другие дружественные страны, при этом учитывался дисконт в размере 30%.

Относительно природного газа наблюдается следующая тенденция. Следует отметить, что от поставок из России больше всех зависят страны Европы, и они в кратчайший срок, вероятно, не смогут перейти на других поставщиков газа или другие источники энергии без существенных затрат. На основании данного факта запрет на импорт газа России принят не был.

25 https://www. interfax.ru/business/853277

Однако страны Европы отметили, что они планируют сократить потребление газа из России.

Правительством России были введены контрмеры в части торговли природным газом, под которыми подразумевалось осуществление расчета за поставки для покупателей из недружественных стран в российских рублях.Указ вступил в силу с 01 апреля 2022 года, в котором изложен специальный порядок исполнения обязательства перед поставщиками природного газа России со стороны покупателей иностранных государств.

Одновременно была прекращена поставка газа ПАО «Газпром» в страны, отказавшиеся расплачиваться за газ по схеме, которая была утверждена президентом Российской Федерации. Также следует отметить, что в связи с плановым ремонтом, который проводился на трубопроводе «Северной поток» была сокращена поставка газа в Европу. В связи с этим, впервые 4 месяца 2022 года произошло сокращение поставок газа в страны дальнего зарубежья, что составило 26,9% относительно периода 4 месяцев

2021 года. 26 Всего по данным Росстата за 6 месяцев 2022 года было произведено на 5,1% меньше природного газа (по объему), относительно 6 месяцев 2021 года.

Падение объемов добычи и экспорта газа оказывало влияние на беспрецедентный рост цены. К августу 2022 года спотовая цена газа в Европе составила около 3 000 долл. США за 1 тыс. м3. Увеличение цены отражается на выручке, несмотря на то, что большая часть газа в Европу поступает по контрактам долгосрочного характера. Согласно прогнозным ожиданиям планируется, что финансовые результаты ПАО «Газпром» в

2022 году будут не хуже показателей 2021 года, который считается удачным для нефтегазового сектора.

Кроме того, остаются в выигрышном положении от роста цен на нефть и нефтедобывающие компании. Риски геополитического характера оказывают стимулирующее воздействие на рост ажиотажного спроса на углеводороды, несмотря на рецессию в США и странах ЕС, которая была ожидаема, и падение спроса со стороны Китая в связи с карантином по причине распространения коронавирусной инфекции. В период с 24 февраля 2022 года - с момента начала специальной военной операцией на Украине до августа 2022 годацена на нефть сорта «Брент» не опускалась ниже 100,0 долл. США за баррель. 27

На основании вышеизложенного, можно отметить, что санкции, которые были введены в отношении России странами запада с целью прекращения военной операции на Украине, в настоящее время действуют в противоположном направлении. По мере введения данных санкций в большей степени пострадали другие секторы, которые не связаны с военной промышленностью и армией.

26 https://www.vedomosti.ru/business/articles/2022/05/03/920770-eksport-gazproma-evropu

27 https://quote.rbc.ru/ticker/181206

Далее рассмотрим, как отразилось влияние санкций в сфере нефтегазового сектора на федеральныйбюджет Российской Федерации.

При этом следует заметить, что с марта 2022 года перестали опубликовываться ежемесячные отчеты об исполнении консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

В связи с чем, анализ будем проводить, основываясь на предварительных оценках исполнения федерального бюджета. При этом Министерство финансов не публикует расходы в разрезе функциональных статей, следовательно, будем проводить анализ только обобщенных показателей исполнения бюджета.

На рисунке 1 представим величину нефтегазовых и ненефтегазовых доходов федерального бюджета в 1 полугодии 2021 и 2022 гг. При этом следует отметить, что ненефтегазовые доходы включают в себя и налоговые доходы.

9000

о и н о и ЕТ К Ч

3

8000 7000 6000 5000 4000 3000 2000 1000 0

7423.7 7640.9

6375.9

3775.9

1

1 полугодие 2021

1 полугодие 2022

Годы

Нефтегазовые доходы | Ненефтегазовые

Рисунок 1 - Величина нефтегазовых и ненефтегазовых доходов федерального бюджета в 1 полугодии 2021 и 2022 гг., млрд. руб.

Источник: составлено автором.

Анализируя доходы бюджета, следует отметить, что наблюдается рост доходов с 11 199,6 млрд. руб. до 14 016,8 млрд руб., а именно на 2817,2 млрд руб. в абсолютном и 25,2% в относительном выражении. Таким образом, номинальный рост составил 25% с поправкой на инфляцию потребительского типа, доходы увеличились на 8,9 %. На увеличение доходов большое влияние оказал рост нефтегазовых доходов. Средняя цена нефти сорта «Юралс», которая используется для расчета

НДПИ, за 6 месяцев 2022 года увеличилась на 34,7% и составила 85,4 долл. США за баррель.

Нефтегазовые доходы увеличились с 3775,9 млрд руб. до 6 375,9 млрд руб. или на 2600 млрд руб. в абсолютном и 68,8% в относительном выражении.

Относительно ненефтегазовых доходов следует заметить, что их динамика практически не изменилась за анализируемый период, что связано с обвалом доходов, которые связаны с импортом. Что касается поступлений НДС на товары, ввозимые на территорию России, то поступления снизились на 21,2% в сопоставимых ценах 1 полугодия 2021 года. Произошло снижение акцизов на ввозимые товары почти на 40%. Большой урон нефтегазовым доходам нанес обвал импорта, который выступает одним из факторов укрепления рубля. Относительно среднего курса доллара США к рублю, который как отмечалось выше, используется при расчете НДПИ,

в 1 полугодии 2022 года составил 76,2 руб., что связано с обесценением рубля в марте 2022 года. Положительным аспектом является принятие Центральным банком своевременных мер и сжатие импорта в результате санкций финансового и торгового характера, что способствовало существенному укреплению рубля: так во 2 квартале 2022 года средний курс долл. США составлял уже 66,7 руб. Во 2 полугодии 2022 года дорогой рубль будет также способствовать сокращению нефтегазовых доходов.

С момента объявления начала специальной военной операции дополнительные нефтегазовые доходы федерального бюджета не направлялись на покупку валюты, а оставались в составе доходов федерального бюджета.

Так в 1 полугодии 2022 года наблюдалось увеличение дополнительных нефтегазовых доходов в 3,4 раза в сопоставимых ценах относительно аналогичного периода 2021 года.

Далее представим сведения о дополнительных нефтегазовых доходах (таблица 1).

Таблица 1 - Сведения о формировании и использовании дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета в I полугодии 2021 и 2022 гг., млрд руб._

Наименование 1 полугодие 2021 1 полугодие 2022 Изменение в сопоставимых условиях в %

Нефтегазовые доходы, всего 3775,9 6375,9 147,7

Налог на добычу полезных 3015 5548,4 161,0

ископаемых

Нефть 2627,2 4959,0 165,1

Газ 278,2 378,4 119,0

Газовый конденсат 109,5 211,0 168,6

Экспортная пошлина 827,1 1664,2 176,0

Нефть 295,6 343,9 101,8

Газ 372,0 1174,7 в 2,8 раза

Нефтепродукты 159,6 145,7 79,9

Акциз на нефтяное сырье без Клемп и Кинв -235,0 -516,3

Клемп -131,1 -1282,1

Кинв -13,4 -61,9

НДД 313,1 1023,5 в 2,9 раза

Базовый месячный объем 2924,5 3072,2 91,9

нефтегазовых доходов

Дополнительные нефтегазовые 851,4 3303,8 в 3,4 раза

доходы

Объем покупки (продажи) 830,3 1220,6 128,6

иностранной валюты и золота

Источник: ://mmfm.gov.ra/ra/statistics/fedbud/oil/

Анализируя данные таблицы, следует заметить, что основными источниками роста являются поступления от НДПИ при добыче нефти и газа и пошлины экспортного характера на газ и налог на дополнительный доход. За первые 2 месяца 2022 года объем покупки иностранной валюты и золота увеличился в сопоставимых ценах относительно периода 6 месяцев 2021 года порядка 30% и составил 1 220,6 млрд руб. При этом следует отметить, что физические покупки в этот период не осуществлялись, весь объем приходится непосредственно на положительную курсовую разницу, которая в первый месяц 2022 года сформировалась впервые. Далее курсовая разница приняла отрицательное значение. За 6 месяцев 2022 года произошло сокращение объема Фонда национального благосостояния (ФНБ) до 10 775,0 млрд руб., что составило в районе 8,1% ВВП. По состоянию на август 2022 года практически все активы ФНБ в иностранной валюте были заблокированы, а точнее около 30% по курсу. В настоящий период идет обсуждение в части возобновления покупок иностранной валюты в рамках правила бюджета. Китайские юани и валюта других дружественных стран рассматриваются в качестве основного актива.

Финансовые ресурсы для выполнения своих обязательств у Правительства Российской Федерации имеются в достаточном количестве несмотря на то, что резервы в иностранной валюте заблокированы. Итоговым результатом федерального бюджета в 2022 году будет профицит. При этом, для покрытия дефицита могут быть использованы дополнительные нефтегазовые доходы.

Говоря о наличии рисков, следует отметить, что риски, прежде всего, связаны с тем, что расходы федерального бюджета, безусловно, будут увеличиваться по причине необходимости поддержки экономики, восстановления территорий, которые пострадают от специальной военной

операции, а нефтегазовые доходы в свою очередь сократятся. В связи с финансовыми санкциями и контрсанкциями возможности по финансированию дефицита бюджета ограничены.

Увеличение дополнительных нефтегазовых доходов дает возможность осуществлять финансирование растущего нефтегазового дефицита.

По мере введения ограничений по продаже энергоресурсов в страны Европы и поступления платежей за прошедшие отчетные периоды федеральный бюджет понесет потери. Так, за 6 месяцев 2022 года исполнение бюджета было с профицитом в размере около 1,4 трлн руб. или 2,1% ВВП по предварительным оценкам. В связи с ростом нефтегазовых доходов получилось компенсировать падение ненефтегазовых доходов, а именно налог на импорт.

В связи с увеличением цен на нефть и природный газ федеральный бюджет смог получить дополнительные нефтегазовые доходы в 3,4 раза больше относительно 6 месяцев 2021 года.

Отрицательное влияние на исполнение бюджетного правила оказало замораживание активов. По этой причине с целью сбережения дополнительных нефтегазовых доходов власти начали рассматривать вопрос об использовании валют дружественных стран. В данный период времени на счетах федерального правительства имеет необходимое количество средств для покрытия возросших расходов. Но дальнейшие возможности по финансированию дефицита бюджета ограничены санкциями относительно валютных активов, покупки ценных бумаг правительства России.

Использованные источники:

1. Букина И.С. Влияние санкций и перспективы бюджетно-налоговой политики в России // Федерализм. 2022. Т. 27. № 3 (107). С. 109-124.

2. Влияние западных санкций на бюджет Российской Федерации / Г. В. Морунова, Д. И. Тимошенко, В. А. Королева, А. А. Аптекарев // Молодой ученый. - 2022. - № 47(442). - С. 116-118.

3. Габидулина, Л. Б. Сырьевое противостояние в условиях санкций: вызовы для бюджета / Л. Б. Габидулина, Л. А. Файрушина, Г. Т. Гафурова // Экономика и управление: проблемы, решения. - 2022. - Т. 1. - № 5(125). - С. 111-121.

4. Зотиков, Н. З. Доходы федерального бюджета как инструмент экономической безопасности государства / Н. З. Зотиков // Социальные и экономические системы. - 2022. - № 4(28). - С. 254-274.

5. Лыкова, Л. Н. Российская бюджетная система в условиях санкций / Л. Н. Лыкова // Глобальная неопределенность. Развитие или деградация мировой экономики?: Сборник статей XI Международной научной конференции. В 2-х томах, Москва, 17-18 мая 2022 года / Под редакцией С.Д. Валентея.

Том 2. - Москва: Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, 2022. - С. 132-139.

6. Морунова, Г. В. Влияние западных санкций на бюджет Российской Федерации / Г. В. Морунова, Д. И. Тимошенко, В. А. Королева, А. А. Аптекарев. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2022. - № 47 (442). - С. 116-118.

7. Filipenko A., Bazhenova O., Stakanov R. Economic Sanctions: Theory, Policy, Mechanisms // Baltic Journal of Economic Studies. 2020. Vol. 6 (2). P. 69-80.

8. Официальный сайт Минфина - https://minfin.gov.ru.

9. Официальный сайт Интерфакс - https://www.interfax.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.