Научная статья на тему 'ИСПОЛНЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА ЗА ПЕРВЫЙ КВАРТАЛ 2022 Г.'

ИСПОЛНЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА ЗА ПЕРВЫЙ КВАРТАЛ 2022 Г. Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
113
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ / ДОХОДЫ / НЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ / НЕНЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ / РАСХОДЫ / НАЛОГИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Белёв Сергей Геннадьевич, Тищенко Татьяна Владимировна

По итогам первых трех месяцев 2022 г. доходы федерального бюджета увеличились по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 4,2 п.п. ВВП за счет нефтегазовых доходов, достигнув 31,2% от прогнозируемого годового объема. Умеренный рост расходов федерального бюджета, на 1,5 п.п. ВВП, по итогам первого квартала текущего года относительно того же периода предыдущего и профицит бюджета в размере 1140,5 млрд руб. стали дополнительными факторами бюджетной устойчивости. Значимыми управленческими решениями в условиях наложенных на страну санкций в рассматриваемый период были досрочные выплаты по внешнему долгу, а также приостановка новых заимствований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Белёв Сергей Геннадьевич, Тищенко Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEDERAL BUDGET PERFORMANCE FOR Q1 2022

In the first three months of 2022, federal budget revenues increased by 4.2 p.p. of GDP compared to the same period of the previous year due to oil and gas revenues, reaching 31.2% of the projected annual volume. A moderate increase in federal budget expenditures by 1.5 p.p. of GDP in the first 3months of the current year relative to the 3 months of 2021 and the budget surplus of Rb 1140.5bn were additional factors of budgetary sustainability. Significant management solutions amid sanctions imposed on the country were the early repayment of the foreign debt, as well as the suspension of new borrowing.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛНЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА ЗА ПЕРВЫЙ КВАРТАЛ 2022 Г.»

ИСПОЛНЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА ЗА ПЕРВЫЙ КВАРТАЛ 2022 г.

С. Г. БЕЛЁВ Т. В. ТИЩЕНКО

По итогам первых трех месяцев 2022 г. доходы федерального бюджета увеличились по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 4,2 п.п. ВВП за счет нефтегазовых доходов, достигнув 31,2% от прогнозируемого годового объема. Умеренный рост расходов федерального бюджета, на 1,5 п.п. ВВП, по итогам первого квартала текущего года относительно того же периода предыдущего и профицит бюджета в размере 1140,5 млрд руб. стали дополнительными факторами бюджетной устойчивости. Значимыми управленческими решениями в условиях наложенных на страну санкций в рассматриваемый период были досрочные выплаты по внешнему долгу, а также приостановка новых заимствований.

Ключевые слова: федеральный бюджет, доходы, нефтегазовые доходы, ненефтегазовые доходы, расходы, налоги. JEL Н11, Н50, Н62, Н63.

Доходы федерального бюджета за январь-март 2022 г. составили 7169,5 млрд руб., или 23,8% ВВП, при кассовом исполнении в 28,7% относительно прогнозируемых годовых объемов. Нефтегазовые доходы за первые три месяца текущего года выросли по сравнению с первым кварталом предыдущего на 1695 млрд руб., или на 5 п.п ВВП, при средней цене на нефть 88,9 долл./барр. против 59,8 долл./барр. в январе-марте 2021 г. Дополнительный объем нефтегазовых доходов в исследуемый период составил 1399,5 млрд руб. против 240,2 млрд руб. годом ранее. При прогнозе1 на 2022 г. добычи нефти на уровне 490 млн т, а ее цены - на уровне 80,1 долл./барр. можно ожидать по итогам года поступлений нефтегазовых доходов около 11 трлн руб. (См. табл. 1.)

По ненефтегазовым доходам рост в первом квартале текущего года относительно аналогичного периода предыдущего был отмечен: по налогу на прибыль - на 171,5 млрд руб., или на 0,4 п.п. ВВП; по внутреннему и «импортному» НДС - на 298,5 и 189,9 млрд

руб., или на 0,5 и 0,3 п.п. ВВП, соответственно; по ввозным таможенным пошлинам - на 29,1 млрд руб. Однако общий объем ненефтегазовых поступлений за январь-март 2022 г. увеличился к аналогичному периоду 2021 г. в номинальном выражении всего на 174,6 млрд руб. и сократился в долях ВВП на 0,8 п.п. из-за снижения поступлений по внутренним акцизам на 1,6 п.п. ВВП, или на 486,2 млрд руб. В сценарных условиях Минэкономразвития России2 по итогам 2022 г. поступления ненефтегазовых доходов составят около 8,4 трлн руб.

Расходы федерального бюджета за первые три месяца 2022 г. относительно января-марта предыдущего года выросли на 1015,7 млрд руб., или на 1,5 п.п. ВВП; кассовое исполнение за первый квартал 2021 г. и 2022 г. составило 22,3 и 25,4% соответственно от утвержденного годового объема. Ритмичное исполнение федерального бюджета за первые три месяца текущего года зафиксировано по большинству разделов, с минимальным значением по разделу «Национальная экономика» (14,8%)

Белёв Сергей Геннадьевич, заведующий лабораторией бюджетной политики Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара; старший научный сотрудник РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, канд. экон. наук (Москва), е-таН; belev@iep.ru; Тищенко Татьяна Владимировна, старший научный сотрудник Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара; старший научный сотрудник РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, канд. экон. наук (Москва), е-таН: tishenko@iep.ru

1 См.; Основные параметры сценарных условий прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов / Министерство экономического развития Российской Федерации, 18 мая 2022 г.

2 Там же.

и максимальным значением по разделу «Жилищно-коммунальное хозяйство» (47,7%), что связано с ускоренным освоением средств по статье «Жилищное хозяйство» (57,2%). (См. табл. 2.)

За январь-март 2022 г. по сравнению с аналогичным периодом 2021 г. сократились расходы только по разделу «Социальная политика» - на 0,3 п.п. ВВП и выросли по разделам: «Здравоохранение» -на 0,7 п.п. ВВП, «Национальная оборона» и «Национальная экономи-

ка» - на 0,3 п.п. ВВП, «Общегосударственные вопросы» и «Обслуживание государственного долга» - на 0,2 п.п. ВВП, «Образование» -на 0,1 п.п. ВВП.

По итогам трех первых месяцев 2022 г. федеральный бюджет исполнен с профицитом в 1140,5 млрд руб. По движению денежных средств, учитываемых в качестве источников покрытия дефицита бюджета, в первом квартале 2022 г. следует отметить существенное замедление заимствований на внутреннем и

Таблица 1

Основные параметры исполнения федерального бюджета за первый квартал 2021 и 2022 гг.

Январь-март 2021 г. Январь-март 2022 г. Изменение

млрд руб. % ВВП кассовое млрд руб. % ВВП кассовое млрд руб.

исполнение, в % исполнение, в % ВВП

Доходы 5299,9 19,6 28,2 7169,5 23,8 28,7 1869,6 4,2

в том числе:

Нефтегазовые 1704,4 6,3 27,2 3399,4 11,3 31,2 1695,0 5,0

из них:

НДПИ 1331,0 4,9 21,8 2597,7 8,6 33,4 1266,7 3,7

Вывозные пошлины 373,4 1,4 29,9 801,7 2,7 48,3 428,3 1,3

Ненефтегазовые 3595,5 13,3 28,8 3770,1 12,5 27,1 174,6 -0,8

из них:

Налог на прибыль организаций 263,5 1,0 22,0 435,0 1,4 30,1 171,5 0,4

НДС на товары, реализуемые в РФ 1419,9 5,2 31,7 1718,4 5,7 32,6 298,5 0,5

НДС на товары, ввозимые в РФ 785,0 2,9 25,3 974,9 3,2 26,5 189,9 0,3

Акцизы на товары, реализуемые в РФ* 111,6 0,4 22,8 -374,6 -1,2 26,3 -486,2 -1,6

Ввозные таможенные пошлины 190,1 0,7 26,5 219,2 0,7 26,5 29,1 0,0

Прочие доходы 825,4 3,1 37,8 797,2 2,6 22,5 -28,2 -0,4

Расходы 5013,3 18,5 22,3 6029,0 20,0 25,4 1015,7 1,5

в том числе:

Процентные 238,5 0,9 19,8 348,8 1,1 24,1 110,3 0,2

Непроцентные 4774,8 17,6 23,9 5680,2 18,9 25,5 905,4 1,3

Профицит (+) / Дефицит (-) 286,6 1,0 1140,5 3,8 853,9 2,8

Ненефтегазовый профицит (+) / дефицит (-) -1417,8 -5,2 -2258,9 -7,5 -841,1 -2,3

Справочно: ВВП (в текущих ценах), млрд руб. 30100 **

* - В 2021 и 2022 гг. - с учетом обратного акциза на нефтяное сырье. ** - Оценка авторов. Источник: Минфин России, Федеральное казначейство, Росстат, расчеты авторов.

внешнем рынках - на 116,4 и 2,7 млрд руб. соответственно, что составляет 3,6 и 0,9% от утвержденных годовых объемов. Фактически новые размещения ОФЗ были прекращены после 9 февраля 2022 г.3. На погашение внешнего долга было направлено 143,8 млрд руб., или 75,4% от утвержденного годового объема. По информации Минфина России4, 31 марта 2022 г. был осуществлен досрочный выкуп у российских инвесторов за рубли 72,4% выпуска облигаций «Россия-2022», что позволило

сократить уже в апреле сумму платежа с 2045,0 до 564,8 млн долл.

Таким образом, в условиях прогнозируемых снижения ненефтегазовых доходов и роста расходов по итогам года следует ожидать дефицита бюджета в размере до 5% ВВП. В ситуации приостановки новых заимствований фактором, способствующим устойчивости бюджета, выступает увеличение остатков средств федерального бюджета за январь-март 2022 г. на 3,7 трлн руб. ■

Таблица 2

Расходы федерального бюджета в первом квартале 2021 и 2022 гг.

Январь-март 2021 г. Январь-март 2022 г. Изменение

млрд руб. %ВВП кассовое исполнение, в % млрд руб. %ВВП кассовое исполнение, в% млрд руб. п.п. ВВП

Расходы - всего 5013,3 18,5 22,3 6029,0 20,0 25,4 1015,7 1,5

в том числе:

Общегосударственные вопросы 354,6 1,3 17,5 437,7 1,5 24,1 83,1 0,2

Национальная оборона 903,6 3,3 28,0 1053,9 3,6 28,7 150,3 0,3

Национальная безопасность

и правоохранительная 467,3 1,7 19,3 501,6 1.7 18,1 34,3 0,0

деятельность

Национальная экономика 409,7 1,5 12,1 532,0 1,8 14,8 122,3 0,3

Жилищно-коммунальное хозяйство 183,9 0,7 46,4 223,2 0,7 47,7 39,3 0,0

Охрана окружающей среды 102,0 0,4 30,2 134,6 0,4 27,7 32,6 0,0

Образование 234,9 0,9 20,8 286,7 1,0 22,1 51,8 0,1

Здравоохранен ие 237,2 0,9 19,4 477,5 1,6 34,7 240,3 0,7

Социальная политика 1614,3 6,0 28,2 1719,1 5,7 29,2 104,8 -0,3

Обслуживание государственного долга 238,5 0,9 19,8 348,8 1,1 24,1 110,3 0,2

Межбюджетные трансферты 222,0 0,9 20,6 234,7 0,9 22,6 12,7 0,0

Прочие расходы 45,3 0,0 13,3 79,2 0,0 17,3 33,9 0,0

Источник: Федеральное казначейство, расчеты авторов.

3 URL; https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/public_debt/internal/operations/ofz/auction/

4 URL: https://minfin.gov.ru/ru/press-center/?id_4=37866-kommentarii_minfina_na_publikatsiyu_cnn_o_defolte_rossii

Federal Budget Performance for Q1 2022

Sergey G. Belev — Head of Budget Policy Department of the Gaidar Institute for Economic Policy; Senior Researcher of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Candidate of Economic Sciences (Moscow, Russia). E-mail: belev@iep.ru

Tatyana V. Tischenko — Senior Researcher of the Gaidar Institute for Economic Policy; Senior Researcher of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Candidate of Economic Sciences (Moscow, Russia). E-mail: tishenko@iep.ru

In the first three months of 2022, federal budget revenues increased by 4.2 p.p. of GDP compared to the same period of the previous year due to oil and gas revenues, reaching 31.2% of the projected annual volume. A moderate increase in federal budget expenditures by 1.5 p.p. of GDP in the first 3months of the current year relative to the 3 months of 2021 and the budget surplus of Rb 1140.5bn were additional factors of budgetary sustainability. Significant management solutions amid sanctions imposed on the country were the early repayment of the foreign debt, as well as the suspension of new borrowing.

Key words: federal budget, revenue, oil and gas revenues, non-oil and gas revenues, expenditure, taxes. JEL-codes: H11, H50, H62, H63.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.