Научная статья на тему 'Итоги исполнения федерального бюджета за первые девять месяцев 2019 г'

Итоги исполнения федерального бюджета за первые девять месяцев 2019 г Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
243
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ / ДОХОДЫ / НЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ / НЕНЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ / РАСХОДЫ / НАЛОГИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВНЕШНИЙ ДОЛГ / FEDERAL BUDGET / TAXES / REVENUES / OIL AND GAS REVENUES / NON-OIL AND GAS REVENUES / EXPENDITURES / STATE FOREIGN DEBT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тищенко Татьяна Владимировна, Белёв Сергей Геннадьевич

Динамика основных параметров федерального бюджета по итогам января-сентября 2019 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года показала, что: • имеет место стабилизация доходов на уровне 18,8 п.п. ВВП; при этом сокращение уровня нефтегазовых доходов было отчасти компенсировано ростом поступлений от НДС; • сокращение поступлений нефтегазовых доходов было связано главным образом с применением вычета по подакцизным товарам некоторых видов нефтяного сырья; • рост поступлений от НДС был обусловлен повышением основной ставки, который при этом не привел к серьезному снижению налоговой базы; • сокращение расходов на 0,3 п.п. ВВП привело к росту бюджетного профицита до 3,8% ВВП, что преимущественно связано с отставанием кассового исполнения по всем функциональным статьям бюджета, кроме межбюджетных трансфертов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Results of Budget Implementation during the First Nine Months of 2019

Based on the results of January-September 2019, the dynamics of the main parameters of the federal budget have revealed the following as compared to the same period of the previous year: • there is a stabilization of the revenues at the level of 18.8 p.p. of GDP; at the same time the reduction of the level of oil-and gas revenues was made up for by growth in VAT-related revenues; • the reduction of oil-and gas revenues was mainly caused by the application of exemptions in respect of excisable goods of some types of oil stock; • though growth in VAT-related revenues was feasible owing to raising of the main key rate, the former failed to result in a serious reduction of the taxable base; • with the expenditures reduced by 0.3 p.p. of GDP, the budget surplus increased to 3.8% of GDP, which situation can be explained mainly by lagging behind of cash administration across all the functional budget articles, except for inter-budget transfers.

Текст научной работы на тему «Итоги исполнения федерального бюджета за первые девять месяцев 2019 г»

Макроэкономика

ИТОГИ ИСПОЛНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА ЗА ПЕРВЫЕ ДЕВЯТЬ МЕСЯЦЕВ 2019 г.

Т. В. ТИЩЕНКО

С. Г. БЕЛЁВ

Динамика основных параметров федерального бюджета по итогам января-сентября 2019 г. по сравнению

с аналогичным периодом предыдущего года показала, что:

• имеет место стабилизация доходов на уровне 18,8 п.п. ВВП; при этом сокращение уровня нефтегазовых доходов было отчасти компенсировано ростом поступлений от НДС;

• сокращение поступлений нефтегазовых доходов было связано главным образом с применением вычета по подакцизным товарам некоторых видов нефтяного сырья;

• рост поступлений от НДС был обусловлен повышением основной ставки, который при этом не привел к серьезному снижению налоговой базы;

• сокращение расходов на 0,3 п.п. ВВП привело к росту бюджетного профицита до 3,8% ВВП, что преимущественно связано с отставанием кассового исполнения по всем функциональным статьям бюджета, кроме межбюджетных трансфертов.

Ключевые слова: федеральный бюджет, доходы, нефтегазовые доходы, ненефтегазовые доходы, расходы, налоги, государственный внешний долг.

По данным Федерального казначейства, объем доходов федерального бюджета за январь-сентябрь 2019 г. в долях ВВП не изменился по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года и составил 18,8% ВВП; в абсолютном выражении доходы выросли на 1048,6 млрд. руб. Следует отметить рост ненефтегазовых доходов в течение всех трех первых кварталов истекшего года: по итогам первого квартала - на 0,6 п.п. ВВП, по итогам первого полугодия на - 0,7 п.п. ВВП и по итогам первых девяти месяцев - на 1,0 п.п. ВВП относительно соответствующих периодов 2018 г., и отрицательную динамику поступлений по нефтегазовым доходам, которые сократились по итогам января-сентября 2019 г. по сравнению с тем же периодом предыдущего года на 1,0 п.п. ВВП. Фактическое исполнение доходной части федерального бюджета за исследуемый период составило 74,5% от прогнозируемого

годового объема против 71,9% от фактического годового объема за январь-сентябрь 2018 г.

Расходы федерального бюджета по итогам января-сентября 2019 г. относительно первых девяти месяцев 2018 г. сократились на 0,3 п.п. ВВП при незначительном снижении уровня кассового исполнения бюджета (62,4% против 68,0%); в абсолютном выражении наблюдался рост на 578,0 млрд. руб. Профицит федерального бюджета по итогам исследуемого периода составил 3,8% ВВП (3086,5 млрд. руб.), что на 0,3 п.п., или на 470,6 млрд. руб., больше положительного сальдо исполнения бюджета за аналогичный период 2018 г.; ненефтегазовый дефицит сократился с 5,0 до 3,7% ВВП, или на 764,7 млрд. руб. (См. табл. 1.)

В целом за январь-сентябрь 2019 г. налоговые доходы выросли к уровню первых девяти месяцев 2018 г. на 681,8 млрд. руб. и сократились на 0,2 п.п. ВВП. Сокращение налоговых

Тищенко Татьяна Владимировна, старший научный сотрудник Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара; старший научный сотрудник РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, канд. экон. наук (Москва), е-таУ: tishenko@iep.ru; Белёв Сергей Геннадьевич, заведующий лабораторией бюджетной политики Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара; старший научный сотрудник РАНХиГС при Президенте Российской Федерации (Москва), е-таУ: belev@iep.ru

поступлений было обусловлено отрицательной динамикой доходов от внешнеэкономической деятельности - на 317,9 млрд. руб., или на 0,6 п.п. ВВП, при фактическом исполнении в 75,1% от прогнозируемого годового объема. Кроме того, произошло сокращение поступлений по внутренним акцизам за счет вычета по подакцизным товарам некоторых видов нефтяного сырья на 0,4 п.п. ВВП. Улучшение динамики налоговых поступлений в номинальном выражении и в долях ВВП наблюдалось по налогу на прибыль организаций -на 0,1 п.п. ВВП (181,1 млрд. руб.), по внутреннему и внешнему НДС

- на 0,4 и 0,2 п.п. ВВП соответственно (504,4 и 286,6 млрд. руб. соответственно) и по НДПИ1

- на 0,1 п.п. ВВП (320,1 млрд. руб.). Доходы федерального бюджета за рассматриваемый период по «импортным» акцизам относительно ВВП не изменились и составили 0,1% ВВП при сокращении их в номинальном выражении на 2,8 млрд. руб. (См. табл. 2.)

Рост поступлений в бюджет от НДС связан с повышением основной ставки по этому налогу. Поскольку платежи по НДС идут с запаздыванием в квартал от своей налоговой базы, поступления по нему за второй и третий кварталы 2019 г. как раз соответствуют налоговой базе за эти периоды 2019 г., когда начала применяться ставка НДС в 20%.

Согласно данным Росстата объем импорта в первом полугодии 2019 г. составил 20,9% ВВП, что соответствует уровню того же периода предыдущего года. При этом эффективная ставка НДС по импорту за первое полугодие 2019 г. составила 13,4% против 12,6% за первое полугодие 2018 г., что свидетельствует о некотором улучшении администрирования «внешнего» НДС.

Конечное потребление в первом полугодии 2019 г. также осталось на уровне аналогичного периода предшествующего года (70% ВВП). При этом эффективная ставка НДС по

Таблица 1

Основные параметры исполнения федерального бюджета за январь-сентябрь 2018 и 2019 гг.

Январь-сентябрь 2018 г. Январь-сентябрь 2019 г. Изменение

млрд. руб. %ввп в % от фактического годового объема млрд. руб. %ввп в % от планируемого годового объема млрд. руб. п.п. ВВП

Доходы 13 986,1 18,8 71,9 15 034,7 18,8 74,5 1048,6 0,0

втом числе:

Нефтегазовые 6302,1 8,5 69,9 6008,0 7,5 72,9 -294,1 -1,0

Ненефтегазовые 7684,0 10,3 73,6 9026,7 11,3 75,6 1342,7 1,0

Расходы 11 370,2 15,3 68,0 11 948,2 15,0 62,4 578,0 -0,3

втом числе:

Процентные 621,3 0,8 77,1 532,2 0,7 65,0 -89,1 -0,2

Непроцентные 10 748,9 14,5 67,6 11 416,0 14,3 62,3 667,1 -0,1

Профицит (+) / Дефицит (-) 2615,9 3,5 - 3086,5 3,8 - 470,6 0,3

Ненефтегазовый профицит (+) / дефицит (-) -3686,2 -5,0 - -2921,5 -3,7 - 764,7 1,3

Справочно: ВВП (в текущих ценах), млрд. руб. * 74389 79 760

* - Предварительная оценка для января-сентября 2019 г. Источник: Минфин России, Росстат, Федеральное казначейство, расчеты авторов.

1 Более низкий уровень цен на нефть за первые три квартала 2019 г. (по сравнению с тем же периодом 2018 г.) был компенсирован более низким курсом рубля.

внутреннему потреблению выросла с 7,3 до 8,4% (первое полугодие 2018 г. к первому полугодию 2019 г.).

Столь низкая чувствительность налоговой базы к изменению основной ставки НДС объясняется тем, что замедление темпов роста физических объемов базы было компенсировано ростом стоимости товаров. В частности, данные Росстата показывают, что по итогам первого полугодия 2019 г. розничный товарооборот в номинальном выражении вырос относительно соответствующего уровня 2018 г. на 7,5%. В то же время его физические объемы увеличились всего на 1,5% против 2,8% годом ранее.

В разрезе функциональной классификации расходов федерального бюджета за первые девять месяцев 2019 г. относительно соответствующего периода 2018 г. (см. табл. 3) отмечаются следующие изменения: • сокращение объема финансирования в долях ВВП, в том числе на 0,1 п.п. ВВП по каждому из следующих разделов: «Националь-

ная оборона», «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность», «Социальная политика», «Межбюджетные трансферты», и на 0,2 п.п. ВВП по разделу «Обслуживание государственного долга»;

• увеличение объема расходования средств на 0,1 п.п. ВВП по разделам: «Жилищно-коммунальное хозяйство», «Охрана окружающей среды» и «Здравоохранение»;

• по остальным разделам расходы в долях ВВП не изменились.

Низкий уровень кассового исполнения бюджета за январь-сентябрь 2019 г. отмечается по разделам «Национальная экономика» и «Физическая культура и спорт» (менее 50%), а также по разделам «Общегосударственные вопросы», «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность», «Жилищно-коммунальное хозяйство», «Культура и кинематография» (менее 60%). Это частично связано с принятыми поправками в Закон о федеральном бюджете, в соответствии с ко-

Таблица 2

Поступления основных налогов в федеральный бюджет в январе-сентябре 2018 и 2019 гг.

Январь-сентябрь 2018 г. Январь-сентябрь 2019 г. Изменение

в%от в%от

млрд. руб. %ВВП фактического годового объема млрд. руб. %ВВП прогнозируемого годового объема млрд. руб. п.п. ВВП

Налоговые доходы - всего 12 721,4 17,0 13 403,2 16,8 681,8 -0,2

в том числе:

Налог на прибыль организаций 736,9 1,0 74,1 918,0 1,1 81,5 181,1 0,1

НДС на товары, реализуемые на территории РФ 2655,7 3,6 74,3 3160,1 4,0 76,8 504,4 0,4

НДС на товары, ввозимые на территорию РФ 1745,3 2,3 71,5 2031,9 2,5 70,0 286,6 0,2

Акцизы на товары, производимые на территории РФ 684,7 0,9 79,5 702,0 0,9 71,7 17,3 0,0

Акцизы на товары, ввозимые на территорию РФ 65,0 0,1 67,5 62,2 0,1 63,9 -2,8 0,0

НДПИ 4269,6 5,7 70,4 4589,7 5,8 74,8 320,1 0,1

Доходы от внешнеэкономической деятельности 2564,2 3,4 69,1 2246,3 2,8 75,1 -317,9 -0,6

Источник: Федеральное казначейство (оперативные данные), расчеты авторов.

торыми годовой объем утвержденных бюджетных ассигнований на 2019 г. был увеличен на 845,7 млрд. руб.2, в том числе по разделам: «Общегосударственные вопросы» - на 207,5 млрд. руб., включая 151,9 млрд. руб. по статье «Резервные фонды»; «Национальная экономика» - на 180,3 млрд. руб.; «Здравоохранение» - на 62,1 млрд. руб., включая 34,5 млрд. руб. по статье «Амбулаторная помощь».

За январь-сентябрь 2019 г. объем государственного внутреннего долга увеличился на 1337,6 млрд. руб. и по состоянию на 1 октября

2019 г. составил 10 514,0 млрд. руб., объем государственного внешнего долга вырос на

4469.0 млн. долл. - до 53 625,5 млн. долл. Совокупный объем средств Фонда национального благосостояния в рублевом эквиваленте на 1 октября 2019 г. составил 7927,7 млрд. руб., причем рост остатков за первые девять месяцев года составил 3891,6 млрд. руб., в том числе за счет зачисления в июне 2019 г. дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета, поступивших в 2018 г., - в объеме

4122.1 млрд. руб. ■

Таблица 3

Расходы федерального бюджета в январе-сентябре 2018 и 2019 гг.

Январь-сентябрь 2018 г. Январь-сентябрь 2019 г. Изменение

млрд. руб. % ВВП в % от фактического объема млрд. руб. % ВВП в % от кассового исполнения млрд. руб. п.п. ВВП

Расходы - всего 11 370,2 15,3 68,0 11 948,2 15,0 62,4 578,0 -0,3

в том числе:

Общегосударственные вопросы 814,6 1,1 64,8 853,1 1,1 52,3 38,5 0,0

Национальная оборона 1929,4 2,6 68,2 2018,1 2,5 62,8 88,7 -0,1

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 1304,3 1,8 66,1 1333,4 1,7 59,1 29,1 -0,1

Национальная экономика 1369,3 1,8 57,0 1430,8 1,8 49,5 61,5 0,0

Жилищно-коммунальное хозяйство 97,4 0,1 65,5 152,6 0,2 54,2 55,2 0,1

Охрана окружающей среды 86,0 0,1 74,2 145,4 0,2 74,2 59,4 0,1

Образование 485,8 0,7 67,2 555,6 0,7 62,0 69,8 0,0

Культура и кинематография 63,6 0,1 67,0 72,3 0,1 51,7 8,7 0,0

Здравоохранен ие 358,0 0,5 66,6 482,3 0,6 65,2 124,3 0,1

Социальная политика 3452,5 4,6 75,3 3599,4 4,5 74,1 146,9 -0,1

Физическая культура и спорт 39,1 0,1 61,1 38,2 0,1 42,9 -0,9 0,0

СМИ 58,9 0,1 66,6 63,1 0,1 69,9 4,2 0,0

Обслуживание государственного долга 621,3 0,8 77,1 532,2 0,7 65,0 -89,1 -0,2

Межбюджетные трансферты 689,8 0,9 63,0 671,5 0,8 64,6 -18,3 -0,1

Источник: Федеральное казначейство, расчеты авторов.

2 Кассовое исполнение за январь-сентябрь 2019 г. рассчитано исходя из объема бюджетных ассигнований с учетом изменений, принятых Федеральным законом от 18.07.2019 г. № 175-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов"».

Results of Budget Implementation during the First Nine Months of 2019

Tatyana V. Tischenko — Senior Researcher of the Gaidar Institute; Senior Researcher of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Candidate of Economic Sciences (Moscow, Russia). E-mail: tishenko@iep.ru

Sergey G. Belev — Head of Budget Policy Department of the Gaidar Institute; Senior Researcher of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Moscow, Russia). E-mail: belev@iep.ru

Based on the results of January-September 2019, the dynamics of the main parameters of the federal budget have revealed the following as compared to the same period of the previous year:

• there is a stabilization of the revenues at the level of 18.8 p.p. of GDP; at the same time the reduction of the level of oil-and gas revenues was made up for by growth in VAT-related revenues;

• the reduction of oil-and gas revenues was mainly caused by the application of exemptions in respect of excisable goods of some types of oil stock;

• though growth in VAT-related revenues was feasible owing to raising of the main key rate, the former failed to result in a serious reduction of the taxable base;

• with the expenditures reduced by 0.3 p.p. of GDP, the budget surplus increased to 3.8% of GDP, which situation can be explained mainly by lagging behind of cash administration across all the functional budget articles, except for inter-budget transfers.

Key words: federal budget, taxes, revenues, oil and gas revenues, non-oil and gas revenues, expenditures, state foreign debt.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.