Научная статья на тему 'ИСПОЛНЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА ЗА ПЕРВЫЕ ТРИ КВАРТАЛА 2021 Г.'

ИСПОЛНЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА ЗА ПЕРВЫЕ ТРИ КВАРТАЛА 2021 Г. Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
51
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ / ДОХОДЫ / НЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ / НЕНЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ / РАСХОДЫ / НАЛОГИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Белёв Сергей Геннадьевич, Тищенко Татьяна Владимировна

Поступления доходов в федеральный бюджет опережают плановые объемы как по нефтегазовой компоненте, так и по ненефтегазовой составляющей: по итогам первых трех кварталов 2021 г. доходы федерального бюджета составили 17,9 трлн руб., что эквивалентно 95,5% от прогнозируемого годового объема и на 35,6% выше поступлений за аналогичный период прошлого года. Расходы федерального бюджета за январь-сентябрь текущего года по сравнению с соответствующим периодом предыдущего выросли на 1,4 трлн руб. при кассовом исполнении в 76,6% от годовых утвержденных объемов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Белёв Сергей Геннадьевич, Тищенко Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEDERAL BUDGET EXECUTION FOR THREE QUARTERS OF 2021

Revenue receipts to the federal budget are above planned volumes both for the oil and gas and the non-oil and gas components. According to results for three quarters of 2021, federal budget revenues amounted to Rb 17.9 trillion, which is equivalent of 95.5% of the projected annual volume and 35.6% higher than revenues for the same period last year. Federal budget expenditures for the three quarters of 2021 increased by Rb 1.4 trillion compared to the same period in 2020 with cash execution of 76.6% of the annual approved volumes.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛНЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА ЗА ПЕРВЫЕ ТРИ КВАРТАЛА 2021 Г.»

Макроэкономика

ИСПОЛНЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА ЗА ПЕРВЫЕ ТРИ КВАРТАЛА 2021 г.

С. Г. БЕЛЁВ Т. В. ТИЩЕНКО

Поступления доходов в федеральный бюджет опережают плановые объемы как по нефтегазовой компоненте, так и по ненефтегазовой составляющей: по итогам первых трех кварталов 2021 г. доходы федерального бюджета составили 17,9 трлн руб., что эквивалентно 95,5% от прогнозируемого годового объема и на 35,6% выше поступлений за аналогичный период прошлого года. Расходы федерального бюджета за январь-сентябрь текущего года по сравнению с соответствующим периодом предыдущего выросли на 1,4 трлн руб. при кассовом исполнении в 76,6% от годовых утвержденных объемов.

Ключевые слова: федеральный бюджет, доходы, нефтегазовые доходы, ненефтегазовые доходы, расходы, налоги. JEL Н11, ИБО, Н62, Н63.

Доходы федерального бюджета за январь-сентябрь 2021 г. превысили аналогичный показатель за тот же период предыдущего года на 4,7 трлн руб., или на 1,6 п.п. ВВП. В частности, по нефтегазовым поступлениям прирост составил 2,7 трлн руб., или 1,9 п.п. ВВП, а ненефтегазовые поступления выросли на 2 трлн руб., что соответствует их падению на 0,3 п.п. ВВП.

По итогам января-сентября текущего года объем дополнительных нефтегазовых доходов составил 1,8 трлн руб. против их сокращения на 0,2 трлн руб. в соответствующем периоде 2020 г. при средней цене на нефть марки ига15 за первые девять месяцев 2021 г. и 2020 г. в 66 и 40,8 долл./барр. соответственно. (См. табл. 1.)

Источником роста ненефтегазовых доходов федерального бюджета за январь-сентябрь 2021 г. по сравнению с тем же периодом предыдущего года стало увеличение поступлений по внутреннему и «импортному» НДС на 1029,3 и 678,7 млрд руб., или на 0,4 и 0,1 п.п. ВВП, соответственно. Динамика поступлений по налогу на прибыль за исследуемый

период также была положительной относительно первых трех кварталов 2020 г. - рост составил 256,7 млрд руб.

Расходы федерального бюджета за январь-сентябрь 2021 г. выросли в годовом выражении на 1425,4 млрд руб., хотя в долях ВВП они сократились на 2,3%. (См. табл. 2.) Кассовое исполнение за январь-сентябрь 2021 г. составило 69,6% от утвержденного годового объема, что на 6,9 п.п. выше уровня того же периода предыдущего года. Повышение ритмичности исполнения федерального бюджета в текущем году наблюдается практически по всем функциональным разделам. Наивысший уровень исполнения был зафиксирован по разделу «Социальная политика» (79,8% от годовых значений), наименьший - по разделу «Физическая культура и спорт» (56,1%).

По итогам первых девяти месяцев 2021 г. по сравнению с соответствующим периодом 2020 г. наибольшее сокращение бюджетных ассигнований в долях ВВП было отмечено по разделам «Социальная политика»- на 0,9 п.п. ВВП, «Национальная оборона» - на 0,6 п.п.

Белёв Сергей Геннадьевич, заведующий лабораторией бюджетной политики Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара; старший научный сотрудник РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, канд. экон. наук (Москва), е-таИ: belev@iep.ru; Тищенко Татьяна Владимировна, старший научный сотрудник Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара; старший научный сотрудник РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, канд. экон. наук (Москва), е-таУ: tishenko@iep.ru

ВВП, «Межбюджетные трансферты» - на 0,5 п.п. ВВП. Незначительный рост в долях ВВП был зафиксирован по разделам «Национальная экономика» - на 0,2 п.п. ВВП, «Охрана окружающей среды» и «Обслуживание государственного долга» - на 0,1 п.п. ВВП по каждому.

Рост расходов по разделу «Национальная экономика» связан с увеличением бюджетных субсидий, предоставляемых юридическим лицам, объем которых по открытым статьям по

итогам трех кварталов 2021 г. составил 805,9 млрд руб. против 415,0 млрд руб. за аналогичный период 2020 г.

Основными получателями поддержки являются кредитные организации, которым за январь-сентябрь текущего года было направлено 421,2 млрд руб. на компенсацию недополученных ими доходов или понесенных затрат по выданным предприятиям кредитам, а также еще 56,3 млрд руб. - на аналогичные

Таблица 1

Основные параметры исполнения федерального бюджета за январь-сентябрь 2020 и 2021 гг.

Январь-сентябрь 2020 г. Январь-сентябрь 2021 г. Изменение

млрд руб. кассовое млрд руб. кассовое млрд руб.

___ исполнение, ВЦ11 „, в % „__ исполнение, DDI 1 В % ВВП

Доходы 13 216,7 17,4 70,6 17 923,9 19,0 95,5 4707,2 1,6

в том числе:

Нефтегазовые 3652,0 4,8 73,8 6324,6 6,7 115,9* 2672,6 1,9

из них:

НДПИ 2861,0 3,8 74,9 4918,5 5,2 116,8 2057,5 1,4

вывозные пошлины 791,0 1,0 71,1 1406,1 1,5 114,7 615,1 0,5

Ненефтегазовые 9564,7 12,6 69,5 11 599,3 12,3 91,9 2034,6 -0,3

из них:

налог на прибыль организаций 820,1 1,1 75,2 1076,8 1,1 89,9 256,7 0,0

НДС на товары, реализуемые в РФ 3001,1 3,9 70,3 4030,4 4,3 90,1 1029,3 0,4

НДС на товары, ввозимые в РФ 2007, 9 2,7 75,0 2686,6 2,8 86,5 678,7 0,1

акцизы на товары, реализуемые в РФ 775,9 1,0 74,9 765,5 0,8 80,5 -10,4 -0,2

ввозные таможенные пошлины 475,1 0,6 66,6 631,6 0,7 88,6 156,5 0,1

прочие доходы 2484,6 3,3 77,0 2408,4 2,6 76,5 -76,2 -0,7

Расходы 14 873,5 19,6 65,2 16 298,9 17,3 76,6 1425,4 -2,3

в том числе:

Процентные 532,6 0,7 67,9 780,5 0,8 64,8 247,9 0,1

Непроцентные 14 340,9 18,9 65,1 15 518,4 16,5 77,3 1177,5 -2,4

Профицит (+) / Дефицит (-) -1656,8 -2,2 - 1625,0 1,7 - 3281,8 3,9

Ненефтегазовый профицит (+) / дефицит (-) -5308,8 -7,0 - -4699,6 -5,0 - 609,2 2,0

Справочно: ВВП (в текущих ценах), млрд руб. 76000 94 000

* - Без учета вычетов на акциз на нефтяное сырье, направленное на переработку, демпфирующей компоненты

и инвестиционного вычета.

Источник: Минфин России, Федеральное казначейство, Росстат, расчеты авторов, ВВП за третий квартал 2021 г.

- оценка авторов.

МАКРОЭКОНОМИКА

цели по кредитам, выданным сельскохозяйственным товаропроизводителям по льготной ставке.

Бюджетная поддержка предприятий осуществлялась путем сокращения стоимости заимствований: по данным ЦБ РФ, объем кредитов, предоставленных предприятиям МСП, вырос с 441,5 млрд руб. в январе 2020 г. до 941,6 млрд руб. в сентябре 2021 г., а количество субъектов МСП, получивших кредиты, увеличилось за этот период с 96,4 до 154,8 тыс. ед.1.

Расходы федерального бюджета на реализацию национальных проектов за исследуемый период составили 1,6 трлн руб. по сравнению с 1,2 трлн руб. годом ранее; существенно улучшилось и кассовое исполнение по этим расходам (66,9% против 56,8% соответственно).

По итогам января-сентября текущего года федеральный бюджет исполнен с профицитом в 1,6 трлн руб. (за аналогичный период прошлого года наблюдался отрицательный баланс исполнения бюджета - -1,6 трлн руб.).

Объем средств, привлеченных на внутреннем и внешнем рынках за первые девять месяцев 2021 г., составил 2287,9 и 134,2 млрд руб. соответственно, или 61,8 и 62,4% от утвержденных годовых объемов. Объем средств Фонда национального благосостояния за январь-сентябрь увеличился на 352,8 млрд руб. - до 13,9 трлн руб.

Таким образом, общий рост доходов за первые три квартала 2021 г. пришелся главным образом на нефтегазовые доходы и НДС. В первом случае источником их роста стало повышение цен на нефть, а во втором - отложенное потребление, в первую очередь товаров длительного пользования. При этом Правительство РФ не увеличивает расходы в реальном выражении, за исключением неизбежного роста расходов на обслуживание государственного долга, вызванного большими заимствованиями в прошлом году. Тем не менее по итогам 2021 г. можно ожидать достижения Минфином России запланированного

Таблица 2

Расходы федерального бюджета в январе-сентябре 2020 и 2021 гг.

Январь-сентябрь 2020 г. Январь-сентябрь 2021 г. Изменение

млрд руб. %ВВП млрд руб. %ВВП млрд руб. п.п. ВВП

Расходы - всего 14 873,5 19,6 16 298,9 17,3 1425,4 -2,3

в том числе:

Общегосударственные вопросы 1005,2 1,3 1192,8 1,3 187,6 0,0

Национальная оборона 2097,7 2,8 2060,1 2,2 -37,6 -0,6

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

1464,4 2,0 1528,8 1,6 64,4 -0,4

Национальная экономика 1785,6 2,3 2379,7 2,5 594,1 0,2

Жилищно-коммунальное хозяйство 282,1 0,4 358,7 0,4 76,6 0,0

Охрана окружающей среды 182,0 0,2 296,2 0,3 114,2 0,1

Образование 630,6 0,8 733,2 0,8 102,6 0,0

Здравоохранение 927,9 1,2 970,7 1,0 42,8 -0,2

Социальная политика 4764,8 6,3 5010,6 5,4 245,8 -0,9

Обслуживание государственного долга 532,6 0,7 780,5 0,8 247,9 0,1

Межбюджетные трансферты 1003,7 1,3 779,5 0,8 -224,2 -0,5

Прочие расходы 196,9 0,3 208,1 0,2 11,2 -0,1

Источник: Федеральное казначейство, расчеты авторов.

1 Статистический бюллетень Банка России. Кредитование субъектов малого и среднего предпринимательства. Москва. Сен тябрь 2021 г.

превышения общей величины расходов над верхним пределом, предписываемым временно приостановленным бюджетным правилом, в размере 875 млрд руб.2.

Само по себе отступление от бюджетного правила в условиях пандемии 2020 г. было вызвано объективными обстоятельствами. Падение ненефтегазовых доходов3 при одновременном следовании бюджетному правилу требовало сокращения бюджетных расходов в 2020 г. Согласно принятым поправкам в Бюджетный кодекс РФ4 размер первичного структурного дефицита устанавливается не в фиксированном объеме, а в размере 0,5% ВВП.

Эту поправку вряд ли следует считать универсальным способом не допустить проциклич-ного характера расходов, поскольку при падении ВВП номинальный структурный дефицит будет сокращаться, следуя за ВВП.

Итак, повышается актуальность задачи совершенствования бюджетного правила, которое в настоящей редакции направлено исключительно на сглаживание колебаний нефтегазовых доходов федерального бюджета - между тем снижение зависимости бюджетной политики от внешней конъюнктуры и внутреннего делового цикла является более широкой проблемой. ■

Federal Budget Execution for Three Quarters of 2021

Sergey G. Belev — Head of Budget Policy Department of the Gaidar Institute for Economic Policy; Senior Researcher of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Candidate of Economic Sciences (Moscow, Russia). E-mail: belev@iep.ru

Tatyana V. Tischenko — Senior Researcher of the Gaidar Institute for Economic Policy; Senior Researcher of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Candidate of Economic Sciences (Moscow, Russia). E-mail: tishenko@iep.ru

Revenue receipts to the federal budget are above planned volumes both for the oil and gas and the non-oil and gas components. According to results for three quarters of 2021, federal budget revenues amounted to Rb 17.9 trillion, which is equivalent of 95.5% of the projected annual volume and 35.6% higher than revenues for the same period last year. Federal budget expenditures for the three quarters of 2021 increased by Rb 1.4 trillion compared to the same period in 2020 with cash execution of 76.6% of the annual approved volumes.

Key words: federal budget, revenue, oil and gas revenues, non-oil and gas revenues, expenditure, taxes. JEL-codes: H11, H50, H62, H63.

2 URL: https://m.minfin.gov.ru/ru/press-center/?id_4=37453-v.v._kolychev_o_byudzhetnom_pravile_fnb_dokhodakh_ ¡_raskhodakh_byudzheta_v_intervyu_reuters

3 Сокращение нефтегазовых доходов такую проблему не создало, потому что падение цены на нефть ниже цены отсечения в 2020 г. позволило использовать средства ФНБ для финансирования расходных обязательств.

4 Федеральный закон «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2022 году» от 29.11.202l г. № 384-Ф3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.