Научная статья на тему 'НЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА В УСЛОВИЯХ ЗАПАДНЫХ САНКЦИЙ'

НЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА В УСЛОВИЯХ ЗАПАДНЫХ САНКЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
502
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ / ЭНЕРГОНОСИТЕЛИ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ САНКЦИИ / НЕНЕФТЕГАЗОВЫЙ ДЕФИЦИТ / ЭКСПОРТНЫЕ ПОШЛИНЫ / ФОНД НАЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОСОСТОЯНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зотиков Н. З.

Несмотря на наметившуюся в последнее время положительную тенденцию сокращения нефтегазовых доходов в федеральном бюджете РФ, их доля продолжает оставаться значительной. На мировом энергетическом рынке происходят значительные изменения: США, добиваясь вытеснения России из европейского газового рынка, вместе с Евросоюзом объявили тотальную экономическую войну, ЕС объявил эмбарго на российский газ. Поставки газа в страны Евросоюза прекратились в связи с диверсией на газопроводах, отказом Украины принимать газ через станции Луганской народной республики, вошедшей в состав России. С целью остановки роста цен на энергоносители в связи с непрекращающимся спросом на них ЕС и США предпринимают попытки по установлению потолка цен на российский газ и нефть. В настоящее время Евросоюз установил потолок цен на российскую нефть в сумме 60 долл. за баррель. Цель исследования - проанализировать динамику изменения нефтегазовых доходов федерального бюджета за период с 2010 года по настоящее время и как повлияла на это складывающаяся ситуация на мировом энергетическом рынке. В статье расмотрены доходы бюджета в зависимости от двух факторов: цены и количества. Установлено, что в настоящее время при снижении количества поставок энергоносителей доходы бюджета растут из-за скачка цен, вызванного санкциями Запада.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OIL AND GAS REVENUES IN THE FEDERAL BUDGET IN WESTERN SANCTIONS CONDITIONS

Despite the recent upward trend in decreasing oil and gas revenues in the federal budget, their share remains significant. The global energy market faces dramatic changes, with the United States of America and the European Union declaring a total economic war on Russia in order to reduce Russia’s influence on the European gas market, as well as the European Union announcing an embargo on Russian gas. Gas deliveries to European Union countries were halted due to sabotage on gas pipelines and Ukraine’s refusal to receive gas through the stations of the Luhansk People’s Republic, which became part of Russia. The European Union and the United States of America are attempting to set a price ceiling for Russian gas and oil in order to stop the rise in energy prices caused by ongoing demand for them. At the current moment, the European Union has set a price ceiling for Russian oil at $60 per barrel. The aim of the study is to examine the dynamics of changes in oil and gas revenues in the federal budget since 2010, as well as the impact of the current global energy market situation. The article analyzes types of the budget revenues based on price and quantity. According to the study, despite a decrease in energy supplies, budget revenues are increasing due to a price increase caused by Western sanctions.

Текст научной работы на тему «НЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА В УСЛОВИЯХ ЗАПАДНЫХ САНКЦИЙ»

Научная статья

УДК 336.258:622.3

doi: 10.34822/2312-3419-2022-4-27-35

НЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА В УСЛОВИЯХ ЗАПАДНЫХ САНКЦИЙ

Николай Зотикович Зотиков

Чувашский государственный университет им. И. Н. Ульянова, Чебоксары, Россия [email protected], https://orcid.org/0000-0001-5631-9123

Аннотация. Несмотря на наметившуюся в последнее время положительную тенденцию сокращения нефтегазовых доходов в федеральном бюджете РФ, их доля продолжает оставаться значительной. На мировом энергетическом рынке происходят значительные изменения: США, добиваясь вытеснения России из европейского газового рынка, вместе с Евросоюзом объявили тотальную экономическую войну, ЕС объявил эмбарго на российский газ. Поставки газа в страны Евросоюза прекратились в связи с диверсией на газопроводах, отказом Украины принимать газ через станции Луганской народной республики, вошедшей в состав России. С целью остановки роста цен на энергоносители в связи с непрекращающимся спросом на них ЕС и США предпринимают попытки по установлению потолка цен на российский газ и нефть. В настоящее время Евросоюз установил потолок цен на российскую нефть в сумме 60 долл. за баррель. Цель исследования - проанализировать динамику изменения нефтегазовых доходов федерального бюджета за период с 2010 года по настоящее время и как повлияла на это складывающаяся ситуация на мировом энергетическом рынке. В статье расмотрены доходы бюджета в зависимости от двух факторов: цены и количества. Установлено, что в настоящее время при снижении количества поставок энергоносителей доходы бюджета растут из-за скачка цен, вызванного санкциями Запада.

Ключевые слова: нефтегазовые доходы, федеральный бюджет, энергоносители, экономические санкции, ненефтегазовый дефицит, экспортные пошлины, фонд национального благосостояния

Для цитирования: Зотиков Н. З. Нефтегазовые доходы федерального бюджета в условиях западных санкций //Вестник Сургутского государственного университета. 2022. № 4 (38). С. 27-35. DOI 10.34822/2312-3419-2022-4-27-35.

Original article

OIL AND GAS REVENUES IN THE FEDERAL BUDGET IN WESTERN SANCTIONS CONDITIONS

Nikolai Z. Zotikov

I. N. Ulianov Chuvash State University, Cheboksary, Russia [email protected], https://orcid.org/0000-0001-5631-9123

Abstract. Despite the recent upward trend in decreasing oil and gas revenues in the federal budget, their share remains significant. The global energy market faces dramatic changes, with the United States of America and the European Union declaring a total economic war on Russia in order to reduce Russia's influence on the European gas market, as well as the European Union announcing an embargo on Russian gas. Gas deliveries to European Union countries were halted due to sabotage on gas pipelines and Ukraine's refusal to receive gas through the stations of the Luhansk People's Republic, which became part of Russia. The European Union and the United States of America are attempting to set a price ceiling for Russian gas and oil in order to stop the rise in energy prices caused by ongoing demand for them. At the current moment, the European Union has set a price ceiling for Russian oil at $60 per barrel. The aim of the study is to examine the dynamics of changes in oil and gas revenues in the federal budget since 2010, as well as the impact of the current global energy market situation. The article analyzes types of the budget revenues based on price

and quantity. According to the study, despite a decrease in energy supplies, budget revenues are increasing due to a price increase caused by Western sanctions.

Keywords: oil and gas revenues, federal budget, energy carriers, economic sanctions, non-oil and gas deficit, export taxes, national wealth fund

For citation: Zotikov N. Z. Oil and Gas Revenues in the Federal Budget in Western Sanctions Conditions //Surgut State University Journal. 2022. No. 4 (38). P. 27-35. DOI 10.34822/2312-3419-2022-4-27-35.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования обусловлена: ролью и местом нефтегазовых доходов в федеральном бюджете; складывающейся неблагоприятно для России ситуацией на мировом энергетическом рынке; объявленной России тотальной экономической войной, переходящей в диверсии по уничтожению трубопроводов; неснижающимся спросом на энергоносители в экономиках Запада; деиндустриализацией экономики Запада, в первую очередь ФРГ, переводом их экономик в США.

Цель исследования - проанализировать, как изменились доходы федерального бюджета за период с 2010 года по настоящее время и как на них влияет ситуация, сложившаяся на мировом энергетическом рынке.

Объектом исследования являются нефтегазовые доходы федерального бюджета.

К числу экспортно-ориентированных относятся: 2 региона ДФО (Сахалинская область, Республика Саха-Якутия), 2 региона СЗФО (Республика Коми, Ненецкий АО); 3 региона УФО (ХМАО-Югра, Тюменская область, ЯНАО), обеспечивающие в течение нескольких лет первенство среди округов в рейтинге «РИА Рейтинг». При этом ХМАО-Югра стабильно занимает 3-е место среди субъектов РФ, ЯНАО - 6-е место, Тюменская область - 8-11-е места. На территории ХМАО-Югры находится ПАО «Сургутнефтегаз» - одна из крупнейших российских нефтяных и газодобывающих компаний, в 2021 г. стала пятой крупнейшей частной компанией в России. Добывающие мощности компании в основном сконцентрированы в ХМАО-Югре [1, 2].

Исследуя доходы бюджета, отметим тенденцию снижения нефтегазовых доходов, ссылаясь на то, что «в целом поступление доходов федерального бюджета с 2006 по 2020 гг. возросло почти в 3 раза, с 6278,9 до

18722,2 млрд руб. В связи с этим в 2020 г. фактическое исполнение федерального бюджета оказалось лучше ожидаемого, в основном за счет ненефтегазовых доходов» [3, с. 138].

В работе М. Е. Косова и В. Э. Кошевой отмечено, что увеличение доли нефтегазовых доходов повлечет за собой еще большее увеличение зависимости от продажи энергоресурсов. На наш взгляд, увеличение бюджетных доходов нельзя производить за счет повышения ставок имеющихся налогов или введения новых налогов, так как нагрузка на население и бизнес и сейчас достаточно высокая [4, с. 237]. Снижение поступлений НДС внутри России при увеличении доли НДС от импорта «свидетельствует об импор-тозамещении товаров и услуг и снижении экономической безопасности государства» [5, с. 191].

Федеральным законом [6] в целях уменьшения зависимости экономики и госфинансов от цен на углеводороды была принята новая конструкция «бюджетных правил», обозначенная авторами А. А. Сопченко и А. А. Яралиевым [7]:

- снижение зависимости курсовых колебаний к существующей динамике цен на нефть;

- снижение зависимости ненефтегазового сектора от цен на нефть;

- последовательное уменьшение зависимости доходов государственного бюджета от динамики цен на нефть.

В целях улучшения порядка формирования доходов федерального бюджета ученые в [8] предлагают: снижение зависимости доходной части бюджета от нефтегазовых доходов; проведение политики налогового стимулирования развития малого бизнеса; стимулирование инвестиций в долгосрочные высокоэффективные проекты; стимулирование развития импортозамещения.

«Политика использования средств Фонда национального благосостояния в современных условиях должна отвечать следующим требованиям:

- высокая ликвидность вложений;

- высокая доходность вложений;

- стимулирование экономического роста РФ» [9, а 266].

Основными причинами дефицита бюджетов субъектов РФ О. В. Бородкова [10] считает несовершенство налоговой политики, низкую эффективность финансовой системы, снижение общественного производства и рост затрат на оборону, чрезвычайные ситуации.

По мнению Ф. С. Агузаровой [11, с. 104], «необходимо выработать механизмы стимулирования субъектов Российской Федерации по повышению доходной и, соответственно, налоговой базы ресурсодобывающих предприятий, в том числе за счет передачи части

Исполнение феде

налоговых доходов в бюджеты субъектов Российской Федерации».

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

В исследовании использованы официальные данные Министерства финансов РФ об исполнении доходов федерального бюджета за ряд лет, данные ПАО «Газпром» по экспорту газа, сведения о динамике изменения цен на газ и нефть, а также динамике изменения курса доллара к рублю.

При проведении исследования применялись следующие методы: анализ и синтез, группировка, сравнение, индексный метод, табличный, обобщение и др.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В начале исследования приведем данные Минфина РФ об исполнении федерального бюджета за 2010-2021 гг. (табл.1).

Таблица 1

шьного бюджета

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2021/ 2010, %

Доходы - всего, млрд руб. 8 305,4 11 367,7 12 855,5 13 019,9 14 496,9 13 659,2 13 460,0 15 088,9 19 454,4 20 188,8 18 719,1 25 286,4 304,4

Нефтегазовые, млрд руб. 3 830,7 5 641,8 6 453,2 6 534,0 7 433,8 5 862,7 4 844,0 5 971,9 9 017,8 7 924,3 5 235,2 9 056,5 236,4

Нефтегазовые. % 46,1 49.6 50,2 50.2 51.3 42,9 36.0 39,6 46.4 39,3 28,0 35,8 77.7

Ненефтегязовые 4 474,7 5 725.9 6 402,4 6 485,9 7 063,1 7 796,6 8 616,0 9 117,0 10 436,6 12 264,5 13 483,8 16 229,9 362,7

1) связанные с внутренним производством 1 697,7 2 327,6 2 603,8 2 681,5 3 113,6 3 467,6 3 780,6 4 741,9 5 430,9 6 389,6 6 260,3 8 135,1 479,2

НДС (внутренний) 1 328,7 1 753.2 1 886,1 1 868.2 2 184,4 2 448,3 2 657,4 3 069,9 3 574,6 4 257,8 4 268.6 5 479,3 412,4

Акцизы 113,9 231.8 341,9 461,0 520,8 527,9 632.2 909,6 860,7 946,7 900,3 1012.8 8,9 раз

Налог на прибыль 255.0 342.6 375.8 352.2 411.3 491.4 491,0 762.4 995.5 1 185,0 1 091,4 1 552.4 608.8 раз

2) связанные с импортом 1 787,1 2 236,7 2 445,8 2 418,0 2 474,3 2 404,4 2 539,6 2 728,6 3 211,5 3 644,5 3 748,8 4 724,5 264,4

НДС на ввозимые товары 1 169,5 1 497,2 1 659,7 1 670,8 1 750,2 1 785,2 1 913,6 2 067,2 2 442,1 2 837,4 2 933,5 3 733,0 319,2

Акцизы на ввозимые товары 30,1 46,6 53,4 63,4 71,6 54,0 62,1 78,2 96,3 90,3 102,1 132,6 440,5

Ввозные пошлины 587.5 692.9 732.8 683.8 652.5 565.2 563,9 583.2 673.0 716.9 713.2 858.9 146,2

3) прочие 990.0 1 161.6 1 352,7 1 386,4 I 475.2 1 924,6 2 295,8 1 646,5 1 794,2 2 230,4 3 474.8 3 370.2 340,4

Расходы 10 117,5 10 925.6 12 895,0 13 342,9 14 831,6 15 620,3 16 416,4 16 420,3 16 713.0 18 214,5 22 821,6 24 762,1 244,7

Дефицит (-), профицит (■+) -1 812,0 442.0 -39.4 -323 -334,7 -1961 -2 956,4 13 31.4 2 741,4 1 974,3 -А 102.5 524.3 -

Ненефтегазовый дефицит -5 642,7 -5 199,7 -6 492,6 -6 857 -7 768,5 -7 823,7 -7 800,4 -7 303,3 -6 276,4 -5 950 -9 337,7 -8 532,2 -

Примечание: составлено автором по [12].

Как показывают данные табл. 1, в 2021 г., по сравнению с 2010 г., доходы федерального бюджета увеличились в 3,04 раза, в том числе нефтегазовые доходы в 2,35 раза, ненефтегазовые доходы - в 3,62 раза; доля нефтегазовых доходов в общей сумме доходов бюджета уменьшилась с 46,1 % до 28,0 % в 2020 г., вновь увеличилась до 35,8 % в 2021 г.; дохо-

ды, связанные с производством, увеличились в 4,79 раза, их доля в ненефтегазовых доходах увеличилась с 37,9 % в 2010 г. до 50,1 % в 2021 г., при этом преобладает доля НДС (78,3 % в 2010 г., 67,3 % в 2021 г.); доходы, связанные с импортом, увеличились в 2,64 раза, их доля в общей сумме ненефтегазовых доходов, уменьшилась с 39,9 % до 29,1 %; в дохо-

дах, связанных с импортом, преобладает доля НДС (65,4 % в 2010 г., 79,0 % в 2021 г.); прочие доходы увеличились в 3,4 раза, их доля в величине ненефтегазовых доходов уменьшилась с 22,1 % до 20,8 %; расходы увеличились в меньшей степени (в 2,44 раза), чем доходы (в 3,04 раза).

Ненефтегазовый дефицит федерального бюджета (далее - ФБ) - разница между объемом доходов ФБ без учета нефтегазовых доходов и доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния и общим объемом расходов ФБ в соответствующем финансовом году [13].

Ненефтегазовый дефицит уменьшился с 67,9 % от доходов бюджета до 33,7 % в 2021 г. Введение понятия «ненефтегазовый дефицит» позволило учитывать два вида поступлений раздельно друг от друга. И если общее сальдо бюджета РФ положительное, то без учета нефтегазовых доходов будет иметь место превышение расходов над доходами. Финансирование возникающего ненефтегазового дефицита производится за счет нефтегазовых доходов - это и есть нефтегазовый трансферт, его размер определяется на законодательном уровне: его максимальное значение указывается в бюджете на предстоящий год. При этом сумма перечислений на расходы не может превышать 3,7 % от ВВП за планируемый период.

При прогнозировании нефтегазовых доходов федерального бюджета используются [13]:

- среднегодовая цена на нефть сырую марки Urals;

- среднегодовая экспортная цена на газ природный;

- среднегодовой обменный курс доллара США к рублю.

Если нефтегазовые доходы, рассчитанные исходя из прогнозируемых значений цены на нефть, экспортной цены на газ природный, цен для бензина АИ-92 класса 5 и дизельного топлива класса 5, прогнозируемого обменного курса доллара США к рублю, превышают нефтегазовые доходы, рассчитанные исходя из базовой цены на нефть, базовой экспортной цены на газ природный, базовых цен бензина АИ-92 класса 5 и дизельного топлива класса 5, фактически сложившегося за отчетный финансовый год обменного курса доллара США к рублю, то образуются дополнительные нефтегазовые доходы; в обратном случае - образуются недополученные нефтегазовые доходы [13].

При этом за базовую цену на нефть принимается среднегодовая цена - 40 долл. США за один баррель в ценах 2017 г., ежегодно индексируемая на 2 процента начиная с 2018 г.; за базовую экспортную цену на газ природный - прогнозируемое значение среднегодовой экспортной цены на газ природный, умноженное на соотношение базовой цены на нефть к прогнозируемой цене; за базовую цену бензина АИ-92 и дизельного топлива класса 5 - условные значения средних оптовых цен их реализации на территории РФ, устанавливаемые Налоговым кодексом (далее - НК) РФ. Далее рассмотрим данные по экспорту нефти из России (табл. 2).

Таблица 2

Доходы от экспорта нефти из России

Годы Млн тонн Млрд долл. Курс доллара к рублю Цена на нефть марки на январь, долл. США

BRENT Urals

2010 250,7 135,79 30,18 76,37 78,2

2011 244,5 181,81 30,35 96,29 109,35

2012 240,0 180,92 32,19 110,99 110,52

2013 236,6 173,66 30,37 112,93 107,88

2014 223,5 153,89 32,65 107,57 97,6

2015 244,5 89,58 56,23 48,42 51,23

2016 254,9 73,71 72,92 30,80 41,9

2017 252,8 93,37 60,65 55,98 53,03

2018 260,6 129,20 57,60 68,77 70,01

2019 269,2 122,22 69,47 57,8 63,59

2020 238,6 72,36 61,90 62,48 41,78

2021 229,9 110,12 73,87 53,99 69,0

Январь 2022 17,7 10,11 84,38 80,58

2021/2010, % 91,7 81,1 2,4 раза 70,7 88,2

Примечание: составлено автором по [14-17].

Urals - это сорт высокосернистой нефти, которая представляет собой экспортную смесь из нефти, добываемой в ХМАО, ЯНАО, Татарстане, Башкортостане, Самарской области. Основные производители - компании «Роснефть», «Лукойл», «Газпромнефть», «Сургутнефтегаз», «Татнефть», «Башнефть» [13]. Экспорт осуществляется по системе нефтепровода «Дружба». Крупнейшим потребителем нефти является Китай (в 2021 г. 79,64 млн тонн на 40,29 млрд долл.). Из анализа данных по видам нефтегазовых доходов, представленных в табл. 3, следует, что в 2021 г., по сравнению с 2010 г., экспорт нефти в натуральном выражении уменьшился с 250,7 млн тонн до 229,9 млн тонн, или на 8,3 %; в денежном выражении - с 135,79 млрд долл. до 110,12 млрд долл., или на 18,9 %. Это обусловлено снижением цены на нефть марки BRENT с 76,37 долл. до 53,99 млрд долл., или на 15,62 %, марки Urals - на 19,42 % при увеличении курса доллара США к рублю за рассматриваемый период в 2,4 раза

(с 30,18 до 73,87). При этом в январе 2022 г. цена на нефть марки BRENT увеличилась до 84,38 долл., что на 10,5 % больше цены в 2010 г., марки Urals - до 80,58 долл. (в 2010 г. -78,2 млрд долл.).

Данные табл. 3 показывают, что в 2021 г., по сравнению с 2018 г., нефтегазовые доходы увеличились на 0,4 %, в том числе налог на добычу полезных ископаемых (далее -НДПИ) на 18,3 %, на нефть - на 20,3 % при уменьшении налога на газ на 8,4 %; экспортные пошлины уменьшились на 26,0 %, в том числе по нефти более чем на 50 %, нефтепродуктов - на 39,6 % при увеличении пошлин на газ на 39,1 %; при этом доля экспортных пошлин в величине нефтегазовых доходов уменьшилась с 33,3 % до 25,7 %. За 9 месяцев 2022 г. нефтегазовые доходы составили 8 506,5 млрд руб., или 93,9 % к доходам 2021 г., что свидетельствует о тенденции увеличения нефтегазовых доходов.

Данные по экспорту газа ПАО «Газпром» представлены в табл. 4.

Таблица 3

Нефтегазовые доходы, млрд руб.

Годы/Виды доходов 2018 2019 2020 2021 2021/ 2018, % Справочно: 9 мес 2022

Доходы (всего) 9017,8 7924,3 5235,2 9056,3 100,4 8506,5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Налог на добычу полезных ископаемых 6009,8 5971,7 3819,7 7110,9 118,3 7662,4

- нефть 5232,3 5175,5 3198,3 6295,7 120,3 6680,4

- газ 630,6 627,0 482,2 577,8 91,6 489,5

- газовый конденсат 147,0 169,3 139,1 237,6 161,6 292,3

2. Экспортные пошлины (всего) 3007,9 1952,6 1131,5 2224,7 74,0 2187,3

- нефть 1550,0 792,0 436,0 707,8 45,7 487,7

- газ 809,2 695,7 439,1 1125,5 139,1 1497,4

- нефтепродукты 648,7 464,9 256,4 391,5 60,4 205,7

Примечание: составлено автором по

18].

Экспорт газа ПАО «Газпром»

Таблица 4

Годы Всего, млрд. куб.м. в т. ч. в страны ближнего зарубежья

млрд куб. м % от общего экспорта

2013 217,590 56,100 25,8

2014 191,462 44,857 23,4

2015 196,139 37,579 19,2

2016 209,728 31,449 15,0

2017 225,892 33,648 14,9

2018 236,428 35,654 15,1

2019 229,051 36,493 15,9

2020 205,601 30,734 14,9

2020/2013, % 94,5 54,8 63,7

Примечание: составлено автором по [19].

Как показывают данные табл. 5, экспорт газа ПАО «Газпром» в 2020 г., по сравнению с 2013 г., снизился с 217,590 млрд куб. м до 205,601 млрд руб., или на 5,5 %, в том числе в страны ближнего зарубежья на 45,2 %, что привело к уменьшению доли экспорта в ближнее зарубежье в общем обьеме экспорта с 25,8 % до 14,9 %, или на 1/3, причем снижение наблюдается последовательно за все приведенные годы. ПАО «Газпром» в 2021 г. экспортировал в дальнее зарубежье 185,1 млрд куб. м газа [20]. За период с января по сентябрь 2022 г. компания добыла 313,3 млрд куб. м газа, при этом экспорт газа в дальнее зарубежье снизился на 40,4 % и составил 86,9 млрд куб. м [21]. По данным Федеральной таможенной службы (далее - ФТС), сырой нефти в 2021 г. продано 230,0 млн тонн на 110,1 млрд долл., причем физические объемы поставок нефти снизились на 3,8 %, однако из-за роста цен в стоимостном выражении, по сравнению с 2020 г., прибавка составила 54,8 %, нефтепродуктов продано 144,3 млн тонн (101,8 % к 2020 г.) на 70,0 млрд долл.

Размер ФНБ на начало

(+54,2 %). Экспорт природного газа в 2021 г. составил 203,5 млрд куб. м (100,5 % к 2020 г.) на 55,5 млрд долл. Физические объемы поставок остались без изменения, в стоимостном выражении рост составил 216,1 %. Сжиженного газа продано 66,1 млн куб. м (96,7 % к 2020 г.) на 7 320,2 млн долл. (108,5 % к 2020 г.) [22].

Фонд национального благосостояния (далее -ФНБ) - это часть средств, предназначенная для обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан, а также покрытия дефицита бюджета ПФР. С 01.01.2018 фонд был объединен с Резервным фондом в единый фонд. ФНБ формируется за счет:

1) дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета в соответствии с порядком, установленным Правительством РФ;

2) доходов от управления средствами ФНБ (п. 3 ст. 96.10 БК РФ).

Динамика изменения величины ФНБ представлена в табл. 5.

Таблица 5

и конец года, млрд руб.

Год На начало На конец +, -

2011 2 695,52 2 764,40 +68,88

2012 2 794,43 2 716,61 -77,82

2013 2 690,63 2 922,79 +232,16

2014 2 900,64 3 944,12 +1 043,48

2015 4 388,09 4 784,05 +395,96

2016 5 227,18 4 628,09 -599,09

2017 4 359,16 3 904,76 -454,40

2018 3 752,94 4 567,75 +814,81

2019 4 036,05 7 946,22 +3 910,17

2020 7 773,06 13 457,02 +5 683,96

2021 13 545,66 13 574,58 +28,92

2021/2011,% 5 раз 4,9 раз

Примечание: составлено автором по [23].

Согласно данным, представленным в табл. 5, размер средств ФНБ периодически повышался, за исключением 2017-2019 гг., к 2021 г., по сравнению с 2011 г., произошло увеличение в 5 раз. В 2018 г. на погашение дефицита ПФР направлено из ФНБ 1 101,2 млрд руб. При формировании бюджета РФ на 20202022 гг. предполагалось, что в эти годы средства фонда не будут использоваться на финансирование дефицита бюджета РФ и ПФР.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

2020 год для добывающего сектора экономики получился весьма драматичным: спад добычи нефти и газа стал самым глубоким с 2009 г. (93,1 %). На фоне мирового кризиса в большинстве газодобывающих регионов стала наблюдаться отрицательная динамика. Негативное влияние оказала на экономику пандемия, а также ситуация на рынке нефти и газа. Кризис был спровоциро-

ван развалом сделки ОПЕК+ из-за разногласий между Россией и Саудовской Аравией, что привело к выходу Саудовской Аравии из сделки. Цены на нефть снизились на треть, временами они принимали отрицательное значение. Об этом свидетельствуют следующие данные [24] в 2021 г. в долл. за 1 тыс. куб. м: январь - 358-360, февраль -май - 277-296, июнь - 358, август - 569, сентябрь - 1 031-1 060, октябрь - 1 021, ноябрь - 1 150, декабрь - 1 900. Причины изменений цен на газ: изменение погодных условий, форсированный переход на экологичную зеленую энергетику (солнечную и ветровую), отказ от угля с целью избежать загрязнения атмосферы, уменьшение доли атомной промышленности после аварии на Фукусиме в 2011 г. Но самый большой скачок цен возник после перевода оплаты на рубли. Стоимость 1 тыс. куб. м на торгах 23 марта 2022 г. подскочила до 1 500 долл. Цены по спотовым сделкам повышаются. Ситуация изменилась, когда 5 октября 2022 г. министры стран ОПЕК+, куда входит и Россия, договорились сократить добычу нефти на 2 млн баррелей в сутки, по сравнению с согласованными квотами на август. Сокращение добычи будет рекордным с 2020 г., когда участники ОПЕК+ согласились снижать добычу нефти на 9,7 млн баррелей в сутки.

В октябре 2022 г., чтобы лишить Россию доходов от продажи нефти и газа, США и страны-союзники утвердили очередной пакет санкций, который подразумевает введение потолка цен на российскую нефть, запрет на транспортировку нефти по морю третьим странам в случае, если стоимость топлива на борту составит выше устанавливаемого предела (64 долл. за баррель).

В 2021 г., по данным Федеральной таможенной службы России, при продаже газа и нефти в количественном выражении на уровне 2020 г. или очень незначительном отклонении от указанных данных, в денежном выражении получена значительная прибавка (по нефти сырой - на 54,8 %; нефтепродуктам -на 54,2 %, газу - более 2-х раз). Доля нефтегазовых доходов в федеральном бюджете оста-

нется значительной и в предстоящие периоды (34,2 % - в 2023 г., 30,3 % - в 2025 г.) [25]. В сложившейся в настоящее время ситуации на мировом энергетическом рынке снижение нефтегазовых доходов в федеральном бюджете России не наблюдается: при значительном сокращении поставок энергоресурсов в страны Евросоюза, направлении потока энергоресурсов на Восток, увеличивающейся цене на нефть и газ (в связи с непрекращающимся спросом на них) доля нефтегазовых доходов федерального бюджета повышается.

Вопрос соотношения нефтегазовых и ненефтегазовых доходов для федерального бюджета России свою актуальность сохранит и в последующем. Это связано со следующими обстоятельствами:

- значительная доля нефтегазовых доходов в федеральном бюджете;

- по мере снятия ограничений по соглашению ОПЕК+ начнет расти добыча нефти, что приведет к снижению цены на нефть;

- отсутствие договоренности стран Евросоюза по установлению потолка цен на нефть (с ограничением цены на нефть на уровне 65-70 долл. за баррель, предложенной Евро-комиссией, не согласны многие члены Евросоюза, Евросоюз в принципе не может договориться в вопросе об установлении потолка цен на нефть);

- намеченное на начало декабря введение эмбарго на российский газ и нефть;

- неопределенность спроса Запада на энергоносители в ближайший период и источника их покрытия.

В то же время при снижении доли нефтегазовых доходов вследствие падения спроса на энергоносители российская экономика имеет определенный запас прочности в виде одного из самых низких в мире уровня государственного долга и планомерного наращивания средств ФНБ.

С учетом сокращения поставок нефтепродуктов, необеспеченности стран Запада энергоносителями в условиях наступления зимнего периода вопрос о доле нефтегазовых доходов нуждается в дальнейшем исследовании.

Список источников

1. Рейтинг социально-экономического положения субъектов РФ. Итоги 2011 года. URL: http://vid1. rian.ru/ig/ratings/rating_regions_ 2012.pdf (дата обращения: 02.10.2022).

2. Рейтинг социально-экономического положения регионов по итогам 2020 г. URL: https://riara ting.ru/regions/20210531/630201367.html (дата обращения: 02.10.2022).

3. Кольцова Д. И. Анализ состояния федерального бюджета Российской Федерации // Юность науки : сб. студ. науч. ст. / под ред. Н. И. Архиповой. М., 2021. С. 136-142.

4. Косов М. Е., Кошевая В. Э. Факторы, негативно влияющие на формирование доходов федерального бюджета в период пандемии // Вестн. экон. безопасности. 2021. № 1. С. 231-240.

5. Сайдулаев Д. Д. Роль НДС в формировании доходов федерального бюджета // Междунар. журн. гуманитар. и естеств. наук. 2020. № 11-2 (50). С. 188-193.

6. О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части использования нефтегазовых доходов федерального бюджета : федер. закон от 29.07.2017 № 262-ФЗ. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

7. Сопченко А. А., Яралиев А. А. Бюджетная политика как инструмент социально-экономического и инновационного развития Российской Федерации // Вестн. РГЭУ РИНХ. 2019. № 1 (65). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/byudzhetnaya-politika-kak-instrument-sotsialno-ekonomicheskogo-i-inno-vatsionnogo-razvitiya-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 02.10.2022).

8. Пономарев А. С., Шубина Л. В. Проблема формирования доходной части федерального бюджета // Актуал. проблемы и перспективы развития экономики: российский и зарубежный опыт. 2016. № 5. С. 32-36.

9. Жукова К. А. Влияние кризиса 2020 года на изменение структуры и способов управления ФНБ // Экономика сегодня: современное состояние и перспективы развития (Вектор-2021) : сб. материалов Всерос. науч. конф. молодых исслед. с междунар. участием. M. : Российский гос. ун-т им. А. Н. Косыгина, 2021. С. 262-268.

10. Бородкова О. В. Исследование состояния консолидированного бюджета Российской Федерации // Науч. обозрение. Экон. науки. 2020. № 3. С. 15-19.

11. Агузарова Ф. С. Роль налога на добычу полезных ископаемых в бюджетной системе Российской Федерации // ЭТАП. 2017. № 6. URL: https://cyber leninka.ru/article/n/rol-naloga-na-dobychu-poleznyh-iskopaemyh-v-byudzhetnoy-sisteme-rossiyskoy-rede ratsii (дата обращения: 02.10.2022).

12. Краткая информация об исполнении федерального бюджета. URL: https://minfin.gov.ru/ru/statistics/ fedbud/execute/ (дата обращения: 02.10.2022).

References

1. Reiting sotsialno-ekonomicheskogo polozheniia subektov RF. Itogi 2011 goda. URL: http://vid1. rian.ru/ig/ratings/rating_regions_2012.pdf (accessed: 02.10.2022). (In Russian).

2. Reiting sotsialno-ekonomicheskogo polozheniia regionov po itogam 2020 g. URL: https://riarating.ru/ rsgions/20210531/630201367.html (accessed: 02.10.2022). (In Russian).

3. Koltsova D. I. Analiz sostoianiia federalnogo biu-dzheta Rossiiskoi Federatsii // Iunost nauki : Collection of Students Scientific Articles / Ed. N. I. Arkhipova. Moscow, 2021. P. 136-142. (In Russian).

4. Kosov M. E., Koshevaya V. E. Factors That Negatively Affect the Formation of Federal Budget Revenues during the Pandemic // Vestnik of Economic Security. 2021. No. 1. P. 231-240. (In Russian).

5. Saydulaev D. D. The Role of VAT in Generating Federal Budget Revenues // International Journal of Humanities and Natural Sciences. 2020. No. 11-2 (50). P. 188-193. (In Russian).

6. On Amendments to the Budget Code of the Russian Federation in the Part of Using Oil and Gas Redvenues of the Federal Budget : Federal Law No. 262-FZ of July 29, 2017. Accessed thorugh Law assistance system "Consultant Plus". (In Russian).

7. Sopchenko A. A., Yaraliev A. A. Budget Policy as a Tool for Socio-Economic and Innovative Development of Russian Federation // Vestnik of Rostov State University of Economics. 2019. No. 1 (65). URL: https ://cyberleninka. ru/article/n/byudzhetnaya-politika-kak-instrument-sotsialno-ekonomicheskogo-i-innovatsionnogo-razvitiya-rossiyskoy-federatsii (accessed: 02.10.2022). (In Russian).

8. Ponomarev A. S., Shubina L. V. Problema formiro-vaniia dokhodnoi chasti federalnogo biudzheta // Actual Problems and Prospects of Economic Development: Russian and Foreign Experience. 2016. No. 5. P. 32-36. (In Russian).

9. Zhukova K. A. Vliianie krizisa 2020 goda na iz-menenie struktury i sposobov upravleniia FNB // Ekonomika segodnia: sovremennoe sostoianie i per-spektivy razvitiia (Vektor-2021) : Proceedings of the All-Russian Scientific Conference of Young Scientists with International Participation. Moscow : Russian State University named after A. N. Kosygin, 2021. P. 262-268. (In Russian).

10. Borodkova O. V. Issledovanie sostoianiia konsolidi-rovannogo biudzheta Rossiiskoi Federatsii // Nauch. obozrenie. Ekon. nauki. 2020. No. 3. P. 15-19. (In Russian).

11. Aguzarova F. S. Rol naloga na dobychu poleznykh iskopaemykh v biudzhetnoi sisteme Rossiiskoi Federatsii // ETAP. 2017. No. 6. URL: https://cyber leninka.ru/article/n/rol-naloga-na-dobychu-poleznyh-iskopaemyh-v-byudzhetnoy-sisteme-rossiyskoy-rede ratsii (accessed: 02.10.2022). (In Russian).

12. Kratkaia informatsiia ob ispolnenii federalnogo biudzheta. URL: https://minfin.gov.ru/ru/statistics/ fedbud/execute/ (accessed: 02.10.2022). (In Russian).

13. Зотиков Н. З. Нефтегазовые и ненефтегазовые доходы, их роль в формировании доходов бюджетов // Вестн. евраз. науки. 2020. № 4. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/neftegazovye-i-nenef tegazovye-dohody-ih-rol-v-formirovanii-dohodov-byudzhetov (дата обращения: 02.10.2022).

14. Экспорт нефти из России: 2000-2022. URL: http://global-finances.ru/eksport-nefti-iz-rossii-po-godam/ (дата обращения: 02.10.2022).

15. Цена на нефть марки Brent - таблица с 1986 по сегодняшний день. URL: https://worldtable.info/ yekonomika/cena-na-neft-marki-brent-tablica-s-1986-po-20.html (дата обращения: 02.10.2022).

16. Цена нефти марки Urals: 2000-2022. URL: http://global-finances.ru/tsena-nefti-marki-urals-po-godam/ (дата обращения: 02.11.2022).

17. Курс доллара США к рублю: 1992-2022. URL: http://global-finances.ru/kurs-dollara-k-rublyu/ (дата обращения: 02.10.2022).

18. Сведения о формировании и использовании дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета в 2018-2022 году // Минфин России : сайт. URL: https://minfin.gov.ru/ru/statistics/ fedbud/oil/?id_57=122094-svedeniya_o_formirovanii_ i_ispolzovanii_dopolnitelnykh_neftegazovykh_dokh odov_federalnogo_byudzheta_v_2018-2022_godu& ysclid=lb0nay5kj8596555676 (дата обращения: 02.10.2022).

19. Экспорт Газпрома по странам в 2021 г. URL: https://www.reuters.com/article/russia-gas-export-europe-idRUL5N2N41X5 (дата обращения: 02.10.2022).

20. «Газпром» в 2021 году экспортировал в дальнее зарубежье 185,1 млрд куб. м газа. URL: https://www.interfax.ru/business/813725 (дата обращения: 02.10.2022).

21. Сколько экспортировал Газпром в сентябре. URL: https://bcs-express.ru/novosti-i-analitika/skol-ko-eksportiroval-gazprom-v-sentiabre (дата обращения: 02.10.2022).

22. Экспорт России 2021: статистика по странам и товарам, таблица по годам. URL: https://top-rf.ru/business/141-eksport.html (дата обращения: 02.10.2022).

23. Фонд национального благосостояния Российской Федерации URL: https://ratestats.com/funds/fnb/ (дата обращения: 02.10.2022).

24. Какие цены на газ в Европе на сегодня? URL: https://offshoreview.eu/2022/03/27/kakie-tseny-na-gaz-v-evrope-na-segodnya-poslednie-novosti/ (дата обращения: 02.10.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

25. Что нужно знать о проекте бюджета на 2023 год. Разбираемся в цифрах. URL: https://tass.ru/ ekonomika/15898737 (дата обращения: 02.10.2022).

Информация об авторе

Н. З. Зотиков - кандидат экономических наук,

доцент.

13. Zotikov N. Z. Oil and Gas and Non-Oil and Gas Revenues, Their Role in the Formation of Budget Revenues // The Eurasian Scientific Journal. 2020. No. 4. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/neftegazovye-i-nenefte gazovye-dohody-ih-rol-v-formirovanii-dohodov-byud zhetov (accessed: 02.10.2022). (In Russian).

14. Eksport nefti iz Rossii: 2000-2022. URL: http://global-finances.ru/eksport-nefti-iz-rossii-po-godam/ (accessed: 02.10.2022). (In Russian).

15. Tsena na neft marki Brent - tablitsa s 1986 po segodniashnii den. URL: https://worldtable.info/ yekonomika/cena-na-neft-marki-brent-tablica-s-1986-po-20.html (accessed: 02.10.2022). (In Russian).

16. Tsena nefti marki Urals: 2000-2022. URL: http://global-finances.ru/tsena-nefti-marki-urals-po-godam/ (accessed: 02.11.2022). (In Russian).

17. Kurs dollar SShA k rubliu: 1992-2022. URL: http://global-finances.ru/kurs-dollara-k-rublyu/ (accessed: 02.10.2022). (In Russian).

18. Svedeniia o formirovanii i ispolzovanii dopolnitel-nykh neftegazovykh dokhodov federalnogo biudzheta v 2018-2022 godu // Ministry of Finance of the Russian Federation : web-site. URL: https://minfin.gov.ru/ ru/statistics/fedbud/oil/?id_57=122094-svedeniya_o_ formirovanii_i_ispolzovanii_ dopolnitelnykh_neftega zovykh_dokhodov_federalnogo_byudzheta_v_2018-2022_godu&ysclid=lb0nay5kj8596555676 (accessed: 02.10.2022). (In Russian).

19. Eksport Gazproma po stranam v 2021 g. URL: https://www.reuters.com/article/russia-gas-export-europe-idRUL5N2N41X5 (accessed: 02.10.2022). (In Russian).

20. "Gazprom" v 2021 godu eksportiroval v dalnee zarubezhe 185.1 mlrd kub. m gaza. URL: https://www.interfax.ru/business/813725 (accessed: 02.10.2022). (In Russian).

21. Skolko eksportiroval Gazprom v sentiabre. URL: https://bcs-express.ru/novosti-i-analitika/skol-ko-eks portiroval-gazprom-v-sentiabre (accessed: 02.10.2022). (In Russian).

22. Eksport Rossii 2021: statistika po stranam i tovaram, tablitsa po godam. URL: https://top-rf.ru/business/ 141-eksport.html (accessed: 02.10.2022). (In Russian).

23. Fond natsionalnogo blagosostoianiia Rossiiskoi Federatsii. URL: https://ratestats.com/funds/fnb/ (accessed: 02.10.2022). (In Russian).

24. Kakie tseny na gaz v Evrope na segodnia? URL: https://offshoreview.eu/2022/03/27/kakie-tseny-na-gaz-v-evrope-na-segodnya-poslednie-novosti/ (accessed: 02.10.2022). (In Russian).

25. Chto nuzhno znat o proekte biudzheta na 2023 god. Razbiraemsia v tsifrakh. URL: https://tass.ru/ekono mika/15898737 (accessed: 02.10.2022). (In Russian).

Information about the author

N. Z. Zotikov - Candidate of Sciences (Economics),

Associate Professor.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.