Научная статья на тему 'ЗНАЧЕНИЕ ФИСКАЛЬНЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО СЕКТОРА ДЛЯ БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ'

ЗНАЧЕНИЕ ФИСКАЛЬНЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО СЕКТОРА ДЛЯ БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
44
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДОХОДЫ / БЮДЖЕТ / НАЛОГИ / ДЕФИЦИТ / НЕФТЕГАЗОВЫЙ ДЕФИЦИТ / НЕНЕФТЕГАЗОВЫЙ ДЕФИЦИТ / НЕФТЬ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / REVENUES / BUDGET / TAXES / DEFICIT / OIL AND GAS DEFICIT / NON-OIL AND GAS DEFICIT / OIL / MODERNIZATION / IMPORT SUBSTITUTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гордиенко М.С.

Доходы любого государства формируются за счет фискальных поступлений разного рода: налоговых и неналоговых источников. В РФ исторически сложилась структура доходов со значительной долей экспортных доходов от энергетического сектора, составляющей в разные периоды до 50-60 % от всего объема поступлений в бюджет. В последнее десятилетие предпринимаются меры по модернизации экономики и им-портозамещению, направленные на повышение стабильных и предсказуемые налоговых и снижение неналоговых (нефтегазовых) доходов бюджета. Представлено современное состояние энергетического сектора, инструментарий продвижения стратегического импортируемого отечественного сырья (нефти), а также влияющие на этот товар факторы. Анализируются параметры исполнения бюджета на 9 месяцев 2020 г. с позиции способов минимизация зависимости российской экономики и финансовой сферы от мировых цен на нефть.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPORTANCE OF FISCAL REVENUES IN THE ENERGY SECTOR FOR THE FISCAL SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION

Revenues of any state are formed from fiscal revenues of various kinds: tax and non-tax sources. Historically, the RF has a structure of income with a significant share of export revenues from the energy sector, which in different periods amounts to 50-60% of the total volume of budget revenues. In the past decade, measures have been taken to modernize the economy and import substitution, aimed at increasing stable and predictable tax and reducing nontax (oil and gas) budget revenues. The current state of the energy sector, tools for promoting strategic imported domestic raw materials (oil), as well as factors affecting this product are presented. The parameters of budget execution for 9 months of 2020 are analyzed from the standpoint of ways to minimize the dependence of the Russian economy and financial sector on world oil prices.

Текст научной работы на тему «ЗНАЧЕНИЕ ФИСКАЛЬНЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО СЕКТОРА ДЛЯ БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ»

2. Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ».

3. Горошко Н. В., Емельянова Е. К. СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ КАК ИНДИКАТОР РЫНКА ГЕРИАТРИЧЕСКИХ УСЛУГ И СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ГРАЖДАН ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2019. № 2.

4. Швец А. Е., Шеина С. Г. Исследование нормативной базы строительства домов для инвалидов и престарелых в РФ // Инженерный вестник Дона. 2020. № 5 (65).

5. В ЦБ сообщили подробности новой схемы пенсионных выплат [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/economics/12/01/2020/5e1 abe6a9a7947cbb4e02c00 .

6. Возраст согласия: нужно ли лицензирование частным домам престарелых [Электронный ресурс]. URL: https://iz.ru/1083758/aleksandra-iushkiavichiute/vozrast-soglasiia-nuzhno-li-litcenzirovanie-chastnym-domam-prestarelykh.

7. Доклад о результатах комплексного мониторинга социально-экономического положения пожилых людей в 2019 году [Электронный ресурс]. URL: https://mintrud.gov.ru/social/270.

8. Материалы совещания по вопросу состояния безопасности объектов социального обслуживания [Электронный ресурс]. URL: https://www.mchs.gov.ru/deyatelnost/press-centr/novosti/1442878.

9. МЧС нашло нарушения пожарной безопасности в более 150 домах престарелых [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5ebe05279a794758c68e0aaa.

10. Стационарные организации социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов. Росстат [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/13964.

11. Хронология пожаров в домах престарелых в России, которые привели к жертвам [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/info/8442815.

References:

1. Federal law of 28.12.2013 n. No. 443-FZ "On the basics of social services for citizens in the Russian Federation."

2. Federal Law "On Licensing Certain Types of Activities" dated 04.05.2011 No. 99-FZ ".

3. Goroshko NV, Emelyanova EK SOCIO-DEMOGRAPHIC PROCESSES OF MODERN RUSSIA AS AN INDICATOR OF THE MARKET OF GERIATRIC SERVICES AND SOCIAL SUPPORT OF ELDERLY AGED CITIZENS // Bulletin of Perm University. Philosophy. Psychology. Sociology. 2019. No. 2.

4. Shvets AE, Sheina SG Research of the regulatory framework for the construction of houses for the disabled and the elderly in the Russian Federation // Engineering Bulletin of the Don. 2020. No. 5 (65).

5. The Central Bank reported details of the new scheme of pension payments [Electronic resource]. URL: https://www.rbc.ru/economics/12/01/2020/5e1 abe6a9a7947cbb4e02c00.

6. Age of consent: is it necessary to license private homes for the elderly [Electronic resource]. URL: https://iz.ru/1083758/ale-ksandra-iushkiavichiute/vozrast-soglasiia-nuzhno-li-litcenzirovanie-chastnym-domam-prestarelykh.

7. Report on the results of comprehensive monitoring of the socio-economic situation of older people in 2019 [Electronic resource]. URL: https://mintrud.gov.ru/social/270.

8. Materials of the meeting on the state of safety of social service facilities [Electronic resource]. URL: https://www.mchs.gov.ru/deyatelnost/press-centr/novosti/1442878.

9. The Ministry of Emergency Situations found violations of fire safety in more than 150 nursing homes [Electronic resource]. URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5ebe05279a794758c68e0aaa.

10. Stationary social service organizations for elderly citizens and disabled people. Rosstat [Electronic resource]. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/13964.

11. Chronology of fires in nursing homes in Russia, which led to victims [Electronic resource]. URL: https://tass.ru/info/8442815.

DOI: 10.24412/2304-6139-2020-10766

М.С. Гордиенко - кандидат экономических наук, доцент кафедры финансового менеджмента РЭУ имени Г.В. Плеханова, gordienkomikhail@yandex.ru,

M.S. Gordienko - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Financial Management of the Plekhanov Russian University of Economics.

ЗНАЧЕНИЕ ФИСКАЛЬНЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО СЕКТОРА ДЛЯ БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ THE IMPORTANCE OF FISCAL RECEIPTS OF THE ENERGY SECTOR FOR THE BUDGET AND TAX SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация. Доходы любого государства формируются за счет фискальных поступлений разного рода: налоговых и неналоговых источников. В РФ исторически сложилась структура доходов со значительной долей экспортных доходов от энергетического сектора, составляющей в разные периоды до 50-60 % от всего объема поступлений в бюджет. В последнее десятилетие предпринимаются меры по модернизации экономики и им-портозамещению, направленные на повышение стабильных и предсказуемые налоговых и снижение неналоговых (нефтегазовых) доходов бюджета. Представлено современное состояние энергетического сектора, инструментарий продвижения стратегического импортируемого отечественного сырья (нефти), а также влияющие на этот товар факторы. Анализируются параметры исполнения бюджета на 9 месяцев 2020 г. с позиции способов минимизация зависимости российской экономики и финансовой сферы от мировых цен на нефть.

Abstract. Revenues of any state are formed from fiscal revenues of various kinds: tax and non-tax sources. Historically, the RF has a structure of income with a significant share of export revenues from the energy sector, which in different periods amounts to 50-60% of the total volume of budget revenues. In the past decade, measures have been taken to modernize the economy and import substitution, aimed at increasing stable and predictable tax and reducing nontax (oil and gas) budget revenues. The current state of the energy sector, tools for promoting strategic imported domestic raw materials (oil), as well as factors affecting this product are presented. The parameters of budget execution for 9 months of 2020 are analyzed from the standpoint of ways to minimize the dependence of the Russian economy and financial sector on world oil prices.

Ключевые слова: доходы, бюджет, налоги, дефицит, нефтегазовый дефицит, ненефтегазовый дефицит, нефть, модернизация, импортозамещение.

Keywords: revenues, budget, taxes, deficit, oil and gas deficit, non-oil and gas deficit, oil, modernization, import substitution.

Введение.

Доходы федерального бюджета РФ, как и любого другого государства, формируются за счет налоговых и неналоговых источников. Одним из важнейших сегментов экономики, формирующих значительные бюджетные доходы, является энергетический нефтедобывающий сектор. В процессе функционирования компаниями этого сектора генерируются налоговые и неналоговые платежи (налог на добычу полезных ископаемых, на прибыль добывающих компаний, налог на имущество, дивидендные выплаты государству и др.), а также поддерживается платежеспособный спрос сотрудников посредством перераспределения корпоративной прибыли. Совокупный финансовый результат компаний сектора зависит от биржевых цен на экспортируемые товары, что в свою очередь оказывает существенное влияние на исполнение федерального бюджета по доходам. В последние годы зависимость доходной части федерального бюджета РФ от нефтегазовых доходов сокращается, однако, не настолько динамично, как это планировалось в государственных программах и национальных проектах, направленных на модернизацию и импортозамещение. В связи с этим ключевым инструментарием остается прогнозирование цент на энергетические биржевые товары.

Прогнозирование цен на биржевые товары - это комплексный процесс, включающий в себя как исследование конъюнктуры рынка, возможных угроз и новых возможностей, так и анализ сложившейся ситуации в части соотношения спроса и предложения. Стоит отметить, что, как и любые другие цены, биржевые котировки чутко реагируют на любые экономические и политические потрясения. Это происходит за счет реакции инвесторов на потенциальное увеличение рисков: начинается отток денежных средств из отрасли, что ведет к дисбалансу на рынке в пользу предложения, что в свою очередь вынуждает продавцов снижать цены для обеспечения себе хотя бы минимальной доходности.

Результаты и обсуждение.

При более детальном рассмотрении динамики цен на нефть марки Urals за последние два десятилетия можно отметить несколько периодов значительного изменения цены (более $50 за баррель за период 6 - 7 месяцев). Резкое снижение нефтяных котировок произошло в 2008 году, когда цена на нефть с июля по декабрь упала, примерно, на $110. Это падение вызвано, прежде всего, перегревом кредитного рынка США и особенно проявившегося его следствием ипотечного кризиса, возникшей паники на банковском рынке США [1], спровоцировавшей мировой экономический кризис (см. рисунок 1). Кроме того, в сентябре, США сняли ограничения на добычу нефти на шельфовых месторождениях, хотя уже тогда наблюдались тенденции к снижению спроса на нефтепродукты в Европе. Все эти факторы привели к тотальному снижению инвестиционной активности (как на фондовых рынках, так и на рынках капиталов), а также заставили многих производителей «затянуть пояса», скорректировать свою финансовую политику.

140,00 120,00 100,00 80,00 60,00 40,00 20,00 0,00

V3

\v

cxV

\

V V V

^

о* с\>

с\>

сч\Ч

с\>

SV

о?

\v

\v

SV

SV

у /

Рисунок 1 - Динамика мировых цен на нефть, долл. за барр. Brent

Падение нефтяных котировок с июня 2014 по январь 2015 года составило, приблизительно, $70. Среди основных факторов можно назвать повышение объемов предложения при снижении спроса: США увеличили среднедневные объемы нефтедобычи при закрытии импорта нефти, что показано на рисунке 2; замедлились темпы роста китайской экономики, а европейская экономика впала в рецессию. Кроме того, ФРС США начала сворачивать политику «количественного смягчения», что начало укреплять доллар и, соответственно, негативно влиять на динамику цен различных активов.

В 2020 году, с января по апрель, цена упала, примерно на $50. Это падение связано с реакцией правительств всех стран на лавинообразное распространение коронавирусной инфекции по всему миру (как следствие: остановка производств, сокращение товарооборота ввиду закрытия границ, жесткие карантинные ограничения на перемещения людей не только между государствами, но и на территориях самих государств), что вызвало частичную или полную остановку производственных мощностей. Это, в свою очередь, повлияло на снижение цен на все энергоносители и, прежде всего, на нефть. Спрос на сырье упал на 30 %, а цена - ниже себестоимости добычи для многих производителей. В апреле цена на нефть марки Urals преодолела отметку, по данным Минэкономразвития [2], ниже $15 за баррель. Мировое сообщество оказалось неготовым к подобным катаклизмам.

Исходя из ретроспективного анализа мирового рынка нефти, можно выделить следующие факторы, влияющие на стоимость данного ресурса:

- динамика предложения на рынке нефти крупными экспортерами (США, Норвегия, ОПЕК+);

- замедление темпов роста крупнейших импортеров нефти (Китая, Европа);

- торговые войны и санкции;

- заградительные меры государств-импортеров, имеющих собственные источники добычи;

- прогнозы международных организаций (Всемирный банк, МВФ, ОПЕК);

- безответственная кредитная политика монополистов финансового рынка;

- неконтролируемое распространение заболеваний.

80000 70000 60000 50000 40000 30000 20000 10000

in^ooooc^o^fNro^in^ooooo^

ОООООООООО 0\0\0\0\0\0\0\0\0\0^

0\ 0\ 0\ 0\ 0\ 0\ 0\ 0\ 0\ 0\ 0\ 0\ 0\ 0\ о^

(NCO^in^OOOOO

(NCO^in^OOOOO

22222222222222222222

ОЭСР

Кроме ОПЕК

Кроме ОЭСР •Европейский союз

ОПЕК

•Российская Федерация

Рисунок 2 - Добыча нефти крупнейшими экономиками мира, тыс. барр. нефти

В случае, когда рынок находится в стадии ожидания (например, новых прогнозов от агентств и организаций или эскалации торговых войн), элемент неопределенности в значительной мере воздействует на рынок, а само событие является катализатором активных изменений рыночной конъюнктуры.

Перечисленные факторы имеют временное воздействие на биржевые котировки: положительное или отрицательное влияние на рынок они оказывают постфактум, так как не являются слабо предсказуемыми или слабо прогнозируемыми экономическими событиями. Прогнозирование цен на нефть с точки зрения фундаментального подхода затрудняется, во-первых, большим объемом необходимой для анализа информации, которая зачастую недоступна, во-вторых, случайностью возникающих факторов.

Кроме того, еще один фактор глобальной угрозы для снижения спроса на нефть в качестве источника выработки электроэнергии является создание и внедрение альтернативных источников энергии, т.е. ориентация на «зеленую экономику». В таких государствах еврозоны как Швеция, Дания, Латвия, Литва, Австрия и Хорватия порядка 50% электроэнергии вырабатывается при помощи возобновляемых источников [3]. Данная тенденция не столь сильна, и значительное снижение потребления нефти в качестве источника электроэнергии следует ожидать в долгосрочной перспективе, поэтому прогноз на снижение спроса по этому фактору планомерный, что позволяет государствам-экспортерам нефти либо найти альтернативные рынки, либо осуществить переориентацию национальной экономики на другие сырьевые или производственные товары. Некоторые эксперты утверждают, что влияние данного фактора на спрос на рынке нефти не будет иметь столь колоссального эффекта, отчего даже в долгосрочной перспективе не следует ожидать значительных изменений спроса на нефть и, соответственно, заметного снижения цен за счет данного фактора [4].

Повышенная волатильность нефтяного рынка затрудняет процессы прогнозирования стоимости нефти, а наличие большого числа источников неопределенности снижает их точность (особенно если речь идет о долгосрочных прогнозах). Тем не менее, многие международные организации и правительства государств-экспортеров осуществляют долгосрочное прогнозирование цен на нефть. Ниже, в таблице 1, приведены примеры прогнозов на востребованность нефти на мировом рынке на 2021 год исходя из текущей ситуации, а также учет конъюнктуры рынка нефти в планирующих документах государства, в частности Российской Федерации. Прогнозирование цен на российскую нефть является неоднозначным процессом, ввиду наличия «ручных» корректировок цен ценовыми агентствами: в зависимости от макроэкономических условий, санкций и прочих внешних факторов, ценовой дисконт может быть установлен на уровне, не отвечающем реальным рыночным условиям. Как следствие, остро встает вопрос о необходимости перехода к рыночному механизму ценообразования на российскую нефть.

В настоящее время котировки нефти Urals жестко привязаны к котировкам нефти Brent, что не дает нефтедобывающим компаниям возможности полноценного управления ценой контрактов. В целях придания российском нефтяному рынку большей независимости, в 2016 году Санкт-Петербургская международная товарно-сырьевая биржа (СПбМТСБ) совместно с ФАС, Минэнерго, Банком России и основными нефтедобывающими компаниями разработала и выпустила в обращение нефтяные фьючерсы на Urals, основной целью которых было введение свободного ценообразования на нефть сорта Urals [8] на экспортных направлениях поставок. Инструмент находится в обращении на бирже с ноября 2016 года, сумма торгов за данный период составляет 22,5 млрд.руб. (370 млн.долл), но количество фактических поставок на данный момент минимально [9]. По мнению экспертов [10], отсутствие интереса может объясняться большим размером торгуемого лота - 1000 баррелей, в то время, как фьючерсы на Brent торгуются на Московской бирже лотами по 10 баррелей. Параметры котируемого на СПбМТСБ поставочного фьючерса на нефть Urals на данный момент всё ещё являются пилотными и могут быть изменены посредством внесения корректировок в правила биржи.

Таблица 1 - Примеры прогнозов на востребованность нефти на мировом рынке на 2021 год

Организация Прогноз

Международное энергетическое агентство (International Energy Agency). Штаб квартира в Париже (Франция). «...Мы понизили нашу оценку мирового спроса на 2021 год... до 97,1 млн баррелей в сутки, в основном из-за слабости авиационного сектора [5]».

Организация стран - экспортёров нефти (The Organization of the Petroleum Exporting Countries). Штаб квартира в Вене (Австрия). «.в 2021 г. прогнозируется, что мировой спрос на нефть вырастет на 6,6 млн баррелей в сутки, что примерно на 0,4 млн баррелей в сутки ниже по сравнению с предыдущим годом [6].».

Центральный банк Российской Федерации. Москва (Россия). «В базовом сценарии Банк России исходит из постепенного снижения цены на нефть марки Urals до 50 долл. США за баррель к началу 2021 г.» [7]; «Рисковый сценарий предполагает значительное ухудшение внешних условий на всём прогнозном горизонте начиная с I квартала 2020 года. В основе такого развития событий лежит гораздо более существенное, чем в базовом сценарии, снижение темпов роста мировой экономики, носящее характер выраженной циклической рецессии...< >... При этом в 2021-2022 гг. дальнейшее закрепление мировых цен на нефть на низком уровне (около 30-35 долл. США за баррель).».

Источник: составлено автором по данным открытых источников

СПбМТСБ совместно с Московской биржей ведется разработка расчетного фьючерса на Urals, параметры которого должны благоприятно сказываться на росте ликвидности данного инструмента (к примеру, лот составит 10 баррелей, что привлечет к участию в торгах большее число участников). Прогнозируется, что на биржах будет регистрироваться большее количество сделок, а это, в свою очередь, позволит сформировать Urals Index - индикативную котировку, которая будет рассчитываться по методологии, схожей с расчетом LIBOR (London Interbank Offered Rate или лондонская межбанковская ставка предложения) и Dated Brent (котировки цен на нефть марки Brent).

Вместе с тем, в настоящее время существуют определенные проблемы налогового регулирования, которые затрудняют доступ иностранных игроков на российский рынок. К примеру, в рамках налогообложения доходов иностранных организаций, которые осуществляют деятельность на территории РФ не через постоянное представительство, в налоговой базе по налогу на прибыль учитываются доходы, полученные иностранной организацией по беспоставочным (то есть расчетным) фьючерсам и иным поставочным сделкам [11, 12]. Это означает, что налоговые резиденты государства, в соглашениях об избежании двойного налогообложения с которыми не указаны доходы от упомянутого выше вида деятельности, обязаны уплачивать налог на прибыль в двойном размере: в РФ и в государстве резидентства. Например, индийские компании формируют порядка 25% секции срочных торгов на Московской Бирже, однако проблема двойного налогообложения данных сделок остается нерешенной [13]. В октябре 2018 года, Комитет Государственной Думы по финансовому рынку провел парламентские слушания на тему: «Биржевой товарный рынок как инструмент государственной политики по развитию конкуренции: задачи и перспективы» [14]. На слушаниях по проблемам организованных товарных рынков было подчеркнуто, что при урегулировании вопроса об избежании двойного налогообложения, количество только индийских игроков может увеличиться в 5 раз [15]. Необходимо также отметить, что в начале 2018 года между СПбМТСБ и Шанхайской нефтегазовой биржей было заключено соглашение, направленное на разработку специализированных технологий по допуску китайских игроков к торгам на российском рынке [16]. Ввиду того, что Китай является крупнейшим импортером российской нефти в Азиатском регионе и занимает порядка 10% в общих объемах российского экспорта нефти, привлечение партнеров из данной юрисдикции является стратегически важным.

Благодаря созданию такого крупного ценообразующего инструмента, как поставочные и расчетные фьючерсы на Urals, цены на российскую экспортную нефть будут отвязаны от котировок Brent или WTI (правда только в долгосрочной перспективе), что подразумевает ограничение влияния крупных мировых институтов на цены Urals [17]. Более того, объемы торгов сортом Urals значительно превышают объемы торгов тем же Brent, что ставит под вопрос объективность и адекватность установления ценовой зависимости Urals от Brent.

Таким образом, при внесении определенных корректировок в правила биржевых торгов и спецификацию финансового инструмента, а также при внесении поправок в НК РФ, данный инструмент может получить широкое признание и выйти за пределы российских бирж. Также, среди препятствий к полноценному развертыванию российского ценообразующего инструмента можно отнести ряд несовершенств в валютном и таможенном регулировании, в вопросах клиринга и более жесткой стандартизации качественных параметров экспортируемой нефти. Формирование эффективного биржевого механизма ценообразования на экспортную нефть может стать одним из способов модернизации российской экономики в сфере нефтедобычи и нефтепереработки.

Положение, сложившееся в России из-за большой зависимости экономики от нефтегазового сектора можно охарактеризовать термином «голландская болезнь», который характеризует ситуацию в экономике, которая сложилась ввиду резкого увеличения экспорта товаров одного из секторов экономики приводит к укреплению курса национальной валюты, но при этом снижает конкурентоспособность товаров других отраслей [18]. До кризиса 2014-2015 годов Россия была особенно подвержена данному макроэкономическому явлению, однако с введением санкций и декларированием политики импортозамещения влияние рынка нефти на другие отрасли экономики несколько ослабло, однако продолжало оказывать значительное инерционное давление на экономику.

В целом, политика импортозамещения может оказать значительное влияние и на сферу нефтепереработки. По данным Федеральной службы государственной статистики, максимальный объем импорта нефтепродуктов в стоимостном выражении был произведен в 2011 году - тогда на территорию России было ввезено нефтепродуктов на сумму свыше 3,5 млрд. долл. - после чего к 2018 году объемы импорта планомерно снизились до 900 млн. долл. Снижение импорта нефтепродуктов способствует развитию российского сегмента нефтепереработки: в целях обеспечения постоянно растущего спроса на данный вид товаров, российские вертикально интегрированные нефтеперерабатывающие компании более активно развивают производственные мощности переработки сырой нефти, сети автозаправочных станций и цепи поставок. Развитие отрасли положительно сказывается на стоимости конечного продукта, что в свою очередь замедляет индексы инфляции (как в рамках промышленного производства, так и для потребительских цен).

Получение дополнительных доходов от нефтегазовой деятельности позволит перераспределить их в менее рентабельные отрасли экономики, направить средства на развитие перерабатывающей составляющей, что в целом, приведет к переориентации модели российской экономики. Высвобождение дополнительных доходов возможно путём корректирования бюджетного правила и установления более высокой базовой цены на нефть в целях отчисления сверхдоходов в Фонд национального благосостояния (ФНБ), который в свою очередь при переходе на норвежскую модель [19] будет получать большой объем доходов благодаря расширению перечня ак-

тивов для инвестирования. На сегодняшний день на законодательном уровне рассматривается возможность смягчения бюджетного правила в ракурсе увеличения предельного объема расходов федерального бюджета на 1 трлн. руб. Исходя из действующих положений расчетный объем дополнительных нефтегазовых доходов, которые возможно использовать в качестве финансового обеспечения расходных обязательств составляет 585 млрд. руб. Предлагается увеличить этот лимит до 1,46 трлн. руб. Помимо этого в качестве дополнительных мер предлагается востребовать средства ФНБ в 2021 г. для финансирования 1 % ВВП дефицита федерального бюджета, который предположительно может составить до 2,5 % ВВП.

Расширение списка компаний с государственным участием позволит государству получать дополнительные доходы по дивидендам. В случае, если в список разрешенных для инвестиций список активов ФНБ попадут российские компании, государство может установить минимальный порог чистой прибыли, направляемой на выплату дивидендов, не только для крупнейших российских компаний [20], но и для компаний среднего и крупного бизнеса (с плавающим лимитом отчислений на дивиденды в зависимости от размера предприятия, объемов прибыли и других параметров). Данная мера не должна носить характер национализации частного сектора: влияние государства на управленческие решения в нестратегических компаниях должно быть минимизировано для обеспечения самостоятельности ведения деятельности [21, 22].

Налоговое регулирование деятельности нефтедобывающих компаний является весьма комплексным вопросом. С одной стороны, нефтяные компании используют для ведения своей деятельности природные ресурсы, принадлежащие государству на правах собственности, и, несмотря на наличие специализированных лицензий и соглашений о разделе продукции, компании получают колоссальные прибыли. С другой стороны, повышение налогов и сборов приведет к росту цен на внутреннем рынке, так как компании будут аккумулировать недополученную при экспорте прибыль через национальный рынок. Как уже было описано ранее, изменение законодательства и пропорций выплаты налогов, а также смена ставки даже по одному налогу или сбору приводит к необходимости реформирования всей системы налогообложения в целях недопущения обременительной налоговой нагрузки на компании. Поэтому, оптимизация налогообложения компаний требует создания детализированных экономико-математических моделей в целях расчетов наиболее оптимальных размеров налогов и прочих обязательных платежей [23].

Снижения влияния мировых цен на энергоресурсы (нефть) на государственный сектор экономики можно достичь не только при прямом влиянии на нефтегазовый сектор: наращивание в абсолютном выражении ненефтегазовых доходов федерального бюджета также позволит ослабить давление нефти на российскую экономику . Одной из крайних мер, примененных государством в целях увеличения ненефтегазовых доходов федерального бюджета было повышение ставки НДС. Однако, повышение налогов и сборов негативно воспринимается экономическими агентами, поэтому данный способ наращивания доходов бюджетов является не самым привлекательным, особенно в период карантинных ограничений. Стоит отметить, что по итогам 9 месяцев 2020 г. в государственных финансах ситуация отнюдь не позитивная: общий объем доходов федерального бюджета составил 13 216,1 млрд. руб., или только 64,2 % прогнозируемого общего объема доходов, и уменьшился по сравнению с аналогичным периодом 2019 года на 1 818,6 млрд, рублей, или на 12,1 %, из них нефтегазовые доходы - на 2 154,0 млрд, рублей, или на 35,9%. При этом стоит отметить, что политика переориентации на внутренние источники финансовых ресурсов приносит свои первые результаты, поскольку ненефтегазовые доходы увеличились на 335,4 млрд, рублей, или на 3,7 % (см. рисунок 3).

25 000,0 20 000,0 15 000,0 10 000,0 5 000,0 0,0 -5 000,0 -10 000,0

июл.09 ноя.10 апр.12 авг.13 дек.14 май.16 сен.17 фев.19 июн.20 окт.21

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Доходы, всего —•— Расходы, всего

—•— Дефицит (-)/Профицит (+) Ф Ненефтегазовый дефицит

Рисунок 3 - Динамика доходов, расходов, сальдо, а также нефтегазового дефицита федерального бюджета РФ в 2009-2020 гг.

Одним из наиболее очевидных способов снижения влияния нефтегазовой отрасли на российскую экономику является развитие уже существующих конкурентных преимуществ российских компаний и отраслей производства, а также создание новых высокотехнологичных и высокоэффективных производственных комплексов. Помимо углеводородного сырья, Россия обладает потенциалом для развития и направления на экспорт товаров тяжелых отраслей промышленности: к примеру, металлообработки или химической промышленности - а также других добывающих сфер (алмазы, металлы, каменный уголь и прочее). Данная мера хоть и не снизит зависимость экономики от сырьевого сектора, но диверсифицирует его, что позволит снизить риски.

Развитие инфраструктуры финансового рынка России и повышение степени его регулирования позволит российским биржам повысить международный статус. В рамках глобальных интеграционных процессов, российские биржи смогут выходить на международную арену в качестве ведущих посредников финансового рынка, принимая на себя функции основного места торговли активами. В свою очередь, это предоставит российскому финансовому рынку широкий спектр возможностей для дальнейшего развития и наращивания положительного эффекта на экономику, и через увеличение поступлений налогов от сделок с банковскими и страховыми продуктами, ценными бумагами и производными финансовыми инструментами приведет к увеличению доходной части бюджетов. Повышение ликвидности рынка позволит продвигать биржевые инструменты на товарном рынке и на рынке капитала, увеличивать капитализацию компаний за счет роста спроса и вывести частный сектор экономики на более высокий уровень.

Таким образом, минимизация зависимости показателей российской экономики от мировых цен на нефть возможно не только через снижение налоговой нагрузки в целях стимулирования экономической активности или замещение нефтяного экспорта другими товарами, но и через наращивание ненефтегазовых доходов, в том числе по дивидендам, через перераспределение сверхдоходов от нефти в экономику, а не в фонды потребления, а также через формирование независимого метода ценообразования на российскую нефть.

Источники:

1. Макаренко Г., Ткачёв И., Макаров О. - Нефтяной шок: как и почему падали цены на нефть в XXI веке [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.rbc.ru/photoreport/15/10/2014/543e53a0cbb20f71659d9494

2. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.economy.gov.ru/material/directions/makroec/prognozy_socialno_ekonomicheskogo_razvitiya/prognoz_social no_ekonomicheskogo_razvitiya_rf_na_2021_god_i_na_planovyy_period_2022_i_2023_godov.html

3. The Guardian, Kommenda N. - The power switch: tracking Britain's record coal-free run [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.theguardian.com/environment/ng-interactive/2019/may/25/the-power-switch-tracking-britains-record-coal-free-run (дата обращения: 02.06.2019)

4. Dale S., Fattouh B. - Peak oil demand and long-run oil prices. Исследование компании BP [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.bp.com/content/dam/bp/business-sites/en/global/corporate/pdfs/energy-economics/bp-peak-oil-demand-and-long-run-oil-prices.pdf (дата обращения: 03.05.2020)

5. Отчет о нефтяном рынке - август 2020 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.iea.org/reports/oil-market-report-august-2020 г. (дата обращения: 02.10.2020)

6. Ежемесячный отчет о рынке нефти - сентябрь 2020 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://momr.opec.org/pdf-download/ (дата обращения: 03.10.2020)

7. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2020 год и период 2021 и 2022 годов [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cbr.ru/content/document/file/112392/on_2020(2021-2022).pdf (дата обращения: 03.10.2020)

8. Urals мог бы стать новым эталоном на рынке нефти // Financial One//, интервью с Михаилом Темниченко (первым вице-президентом СПбМТСБ) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://fomag.ru/news/urals-mog-by-stat-novym-etalonom-na-rynke-nefti/

9. Товарно-сырьевая биржа СПбМТСБ рассказала о результатах полугодия // Financial One [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://fomag.ru/news/tovarno-syrevaya-birzha-spbmtsb-rasskazala-o-rezultatakh-polugodiya/

10. Костюков В., Поляков С. Русский нефтяной фьючерс URALS: поставочный или постановочный? [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.forbes.ru/biznes/339067-russkiy-neftyanoy-fyuchers-urals-postavochnyy-ili-postanovochnyy

11. Ст. 309 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) от 31.07.1998 N 146-ФЗ

12. Письмо Министерства Финансов РФ от 28 октября 2014 г. N 03-08-05/54538

13. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Индия об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.nalog.ru/html/docs/conv/India.pdf (дата обращения - 03.10.2020)

14. Комитет Государственной Думы по финансовому рынку [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://komitet2-12.km.duma.gov.ru/Parlamentskie-slushaniya-i-kruglye-stoly/item/17349387/?filter[month]=8&filter[year]=1948 (дата обращения - 03.10.2020)

15. Гостева Е. - «Двойной налог на Urals» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://oilcapital.ru/article/general/31-10-2018/dvoynoy-nalog-na-urals (дата обращения - 01.06.2020)

16. Шмелев П. - «Российский бенчмарк» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.gazprom-neft.ru/press-center/sibneft-online/archive/2018-march/1489694/ (дата обращения: 01.06.2020)

17. Катюха П. - к.э.н., доцент кафедры нефтегазотрейдинга и логистики РГУ нефти и газа (НИУ) имени И. М. Губкина, «Несовершенное ценообразование», сайт: https://oilcapital.ru/article/general/09-04-2018/nesovershennoe-tsenoobrazovanie (дата обращения: 01.06.2020)

18. Кочерженко И. Н. Проблемы зависимости экономики России от колебаний мировых цен на нефть // Молодой ученый. — 2017. — №45. — С. 185-189. — URL https://moluch.ru/archive/179/46297/ (дата обращения: 01.06.2020)

19. Ткачев И., Фейнберг А., Минфин предложил использовать ФНБ по норвежской модели [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.rbc.ru/economics/01/04/2019/5ca202f99a794773af5974dd (дата обращения: 20.05.2020)

20. Пункт «Повышение эффективности госкомпаний» "Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" (утв. Минфином России) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_308390/ (дата обращения: 20.05.2020)

21. Журавская Г.С., Сокольникова И.В. Перспективы применения методики реальных опционов в нефтегазовых компаниях. Информационно-экономические аспекты стандартизации и технического регулирования. 2019. № 1 (47). С. 1.

22. Алиев А.А., Жукова А.Р., Коваль Е.В., Уланова Т.И. Система факторов, влияющих на финансовую устойчивость промышленных компаний на примере ПАО "Лукойл" и "Royal Dutch Shell". Проблемы и перспективы развития промышленности России. сборник Материалов пятой международной научно-практической конференции «Форсайт промышленного развития: выбор приоритетов и расстановка акцентов». 2019. С. 104-115.

23. Ващенко Т.В., Восканян Р.О. Роль глобального инновационного индекса в определении возможностей повышения эффективности российской экономики. Научное обозрение. Серия 1: Экономика и право. 2017. № 1. С. 105-116. References:

1. Makarenko G., Tkachyov I., Makarov O - Oil shock: as well as why prices of oil in the 21st century [An electronic resource] fell. Access mode: https://www.rbc.

2. The forecast of social and economic development of the Russian Federation for 2021 and for planning period of 2022 and 2023, [An electronic resource]. Access mode: https://www.economy.gov.ru/material/directions/makroec/prognozy_so-cialno_ekonomicheskogo_razvitiya/prognoz_socialno_ekonomicheskogo_razvitiya_rf_na_2021_god_i_na_planovyy_pe-riod_2022_i_2023_godov.html

3. The Guardian, Kommenda N. - The power switch: tracking Britain's record coal-free run [Electronic resource]. Access mode: https://www.theguardian.com/environment/ng-interactive/2019/may/25/the-power-switch-tracking-britains-record-coal-free-run (date of the address: 02.06.2019)

4. Dale S., Fattouh B. - Peak oil demand and long-run oil prices. Research of the BP company [Electronic resource]. Access mode: https://www.bp.com/content/dam/bp/business-sites/en/global/corporate/pdfs/energy-economics/bp-peak-oil-demand-and-long-run-oil-prices.pdf (date of the address: 03.05.2020)

5. The report on oil market - August, 2020 [An electronic resource]. Access mode: https://www.iea.org/reports/oil-market-report-august-2020 of (date of the address: 02.10.2020)

6. The monthly report on oil market - September, 2020 [An electronic resource]. Access mode: https://momr.opec.org/pdf-download/(date of the address: 03.10.2020)

7. The main directions of uniform state monetary policy for 2020 and the period of 2021 and 2022 [An electronic resource]. Access mode: http://www.cbr.ru/content/document/file/112392/on_2020 (2021-2022) .pdf (date of the address: 03.10.2020)

8. Urals could become a new standard in oil market//Financial One//, an interview with Mikhail Temnichenko (the senior vice president of St. Petersburg International Commodity Exchange) [An electronic resource]. Access mode: https://fo-mag.ru/news/urals-mog-by-stat-novym-etalonom-na-rynke-nefti/

9. The commodity and raw exchange St. Petersburg International Commodity Exchange told about results of half-year//Finan-cial One [An electronic resource]. Access mode: https://fomag.ru/news/tovarno-syrevaya-birzha-spbmtsb-rasskazala-o-re-zultatakh-polugodiya/

10. Kostyukov V., Polyakov S. Russian oil futures of URALS: deliverable or production? [Electronic resource]. Access mode: http://www.forbes.ru/biznes/339067-russkiy-neftyanoy-fyuchers-urals-postavochnyy-ili-postanovochnyy

11. Article 309 of the Tax Code of the Russian Federation (Tax Code of the Russian Federation) of 31.07.1998 N 146-FZ

12. Letter of the Ministry of Finance of the Russian Federation of October 28, 2014 N 03-08-05/54538

13. The agreement between the Government of the Russian Federation and the Government of Republic of India on avoidance of double taxation concerning taxes on income. [Electronic resource]. Access mode: https://www.na-log.ru/html/docs/conv/India.pdf (date of the address - 03.10.2020)

14. State Duma Financial Market Committee [Electronic resource]. Access mode: http://komitet2-12.km.duma.gov.ru/Parla-mentskie-slushaniya-i-kruglye-stoly/item/17349387/? filter[month] =8&filter [year]=1948 (date of the address - 03.10.2020)

15. Gosteva E. - "Double tax on Urals" [Electronic resource]. Access mode: https://oilcapital.ru/article/general/31-10-2018/dvoynoy-nalog-na-urals (date of the address - 01.06.2020)

16. Shmelyov P. - "Russian Benchmark" [An electronic resource]. Access mode: https://www.gazprom-neft.ru/press-center/sib-neft-online/archive/2018-march/1489694/(date of the address: 01.06.2020)

17. Katyukh P. - PhD Econ., the associate professor of oil and gas trading and logistics of RGU of oil and gas (NIU) of I.M. Gubkin, "Imperfect pricing", the website: https://oilcapital.ru/article/general/09-04-2018/nesovershennoe-tsenoobrazovanie (date of the address: 01.06.2020)

18. Kocherzhenko I. N. Problems of dependence of economy of Russia on fluctuations of the world oil prices//Young scientist. — 2017. — No. 45. — Page 185-189. — URL https://moluch.ru/archive/179/46297/(date of the address: 01.06.2020)

19. Tkachyov I., Feynberg A., the Ministry of Finance suggested to use NWF on the Norwegian model [An electronic resource]. Access mode: https://www.rbc. ((/economics/01/04/2019/5ca202f99a794773af5974dd (date of the address: 20.05.2020)

20. The point "Increase in Efficiency of State Companies" "The main directions of the budgetary, tax and customs and tariff policy for 2019 and for planning period of 2020 and 2021" (utv. Ministry of Finance of the Russian Federation) [Electronic resource]. Access mode: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_308390/(date of the address: 20.05.2020)

21. Zhuravskaya G.S., Sokolnikova I.V. The prospects of application of a technique of real options in the oil and gas companies. Information and economic aspects of standardization and technical regulation. 2019. No. 1 (47). Page 1.

22. Aliyev A.A., Zhukova A.R., Koval E.V., Ulanova T.I. Sistema of the factors affecting financial stability of the industrial companies on the example of PJSC Lukoil and Royal Dutch Shell. Problems and prospects of development of the industry of Russia. collection of Materials of the fifth international scientific and practical conference "Forsythe of industrial development: choice of priorities and arrangement of accents". 2019. Page 104-115.

23. Vashchenko T.V., Voskanyan R.O. A role of the global innovation index in determination of opportunities of increase in efficiency of the Russian economy. Scientific review. Series 1: Economy and right. 2017. No. 1. Page 105-116.

DOI: 10.24412/2304-6139-2020-10767

С.А. Гребенкина - старший преподаватель Департамента экономической безопасности и управления рисками, Финансовый университет при Правительстве РФ, s.greb@list.ru,

S.A. Grebenkina - senior lecturer of Risk Analysis and Economic Security Department, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia.

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ2 INNOVATIVE TECHNOLOGIES AS A FACTOR OF SUSTAINABLE REGIONAL DEVELOPMENT3

Аннотация. Статья посвящена значимости формирования высокотехнологичной инфраструктуры для обеспечения устойчивого развития субъектов РФ, а также национальной экономики в целом. В работе отмечена проблема высокого уровня пространственного различия в инновационном развитии и инвестиционной привлекательности субъектов РФ, обуславливая усиление социально-экономической дифференциации регионов, еще более ослабляя позиции отстающих регионов. Неравномерность развития наглядно подтверждена результатами анализа статистических данных. В работе на примере столицы раскрыты основные преимущества развития инновационной инфраструктуры, отражающие достижение целевых ориентиров устойчивого развития. Обозначена проблема отсутствия комплексного развития инновационных технологий на территории РФ, решение которых, с позиции автора, будет благоприятствовать ускорению темпов социально-экономического развития, усилению связанности территорий, укреплению позиций страны в международных рейтингах.

Abstract. The article is devoted to the importance of the formation of high-tech infrastructure to ensure sustainable development of the constituent entities of the Russian Federation, as well as the national economy as a whole. The paper notes the problem of a high level of spatial differences in innovative development and investment attractiveness of the constituent entities of the Russian Federation, causing an increase in the socio-economic differentiation of regions, further weakening the positions of lagging regions. The uneven development is clearly confirmed by the results of the analysis of statistical data. The work on the example of the capital reveals the main advantages of the development of innovative infrastructure, which are implemented in achieving the targets of sustainable development. The problem of the lack of integrated development of innovative technologies on the territory of the Russian Federation is outlined, the solution of which, from the position of the author, will favor the acceleration of the pace of socio-economic development, the strengthening of the connectedness of territories, and the strengthening of the country's position in international rankings.

Ключевые слова: инновации, регионы, инфраструктура, устойчивое развитие, конкурентоспособность.

Keywords: innovations, regions, infrastructure, sustainable development, competitiveness.

Современные экономические условия обусловливают неизбежность следования новым веяниям времени - развитию экономики «новой эры» или цифровизации экономики [2]. В настоящее время происходит переход на шестой технологический уклад, где значимую роль начинают играть нано- и геоинформационные технологии [13], неся в себе существенные преимущества для всех уровней иерархической структуры экономики. Внедрение передовых разработок способствует повышению качества производимой продукции, снижению издержек, росту производительности труда, усилению конкурентоспособности, увеличению темпов экономического роста, улучшению уровня жизни населения, тем самым обеспечивая устойчивое развитие национальной экономики в целом [8, 20].

В последние десятилетия проблеме устойчивого развития экономики в целом, а также регионов посвящено большое количество трудов [11, 7, 14, 1]. Согласно определению Комитета по окружающей среде и развитию ООН под устойчивым понимается «развитие, которое способно обеспечивать текущие потребности, не лишая будущие поколения возможности удовлетворять их собственные потребности» [9]. Изначально понятие подразумевало нивелирование угроз экологическим системам. Новый подход к обеспечению устойчивого развития выходит за рамки традиционного понимания минимизации ущерба экологической системе и реализуется сбалансированным достижением минимум трех целей или совокупности видов устойчивости: соблюдения экологических императивов, социальной удовлетворенности и экономической эффективности [18], выступая «<...>целе-вым ориентиром политики управления органов государственной и региональной властей» [6]. «В современных условиях развития проблеме обеспечения устойчивого развития территорий уделяется особое внимание» [3].

2 Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ, № 20-010-00350\20

3 This work was supported by the Russian Foundation for Basic Research, No. 20-010-00350 \ 20

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.