Научная статья на тему 'БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА И БЮДЖЕТНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА И БЮДЖЕТНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
304
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОХОДЫ И РАСХОДЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА / НАЛОГОВАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ / КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ / БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА / БЮДЖЕТНОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Орлов А. В.

В статье рассматриваются особенности реализации бюджетной политики в условиях обеспечения бюджетной безопасности Российской Федерации. Автором проводится оценка действующего механизма формирования доходов и расходов федерального бюджета, аргументируется положение о том, что проблемным вопросом до настоящего времени является зависимость федерального бюджета от уровня нефтегазовых доходов, что в условиях падения мировых цен на нефть ставит под угрозу обеспечение экономической безопасности России. Кроме того, автором отмечается острая необходимость решения проблемы эффективности контроля за налоговыми доходами федерального бюджета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUDGETARY POLICY AND BUDGETARY SECURITY OF THE RUSSIAN FEDERATION

The presented article examines the features of the practical application of the budgeting policy in the context of observing the budgetary security of the Russian Federation. The author studies the implemented mechanism for the receipt of income and expenditure of funds from the federal budget, argues the position that the problematic issue until now is the dependence of the federal budget on the level of oil and gas revenues, which, in the context of falling world oil prices, jeopardizes the economic security of Russia. In addition, the author focuses on the great need for solving the problem of excellent control over tax revenues to the federal budget.

Текст научной работы на тему «БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА И БЮДЖЕТНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

-OTHER SCIENTIFIC RESEARCH IN THE FIELD OF JURISPRUDENCE AND ECONOMICS-

УДК 338.23 © А.В. Орлов 2021

NIION: 2021-0084-4/21-036 MOSURED: 77/27-026-2021-4-235

БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА И БЮДЖЕТНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Александр Викторович Орлов,

доцент кафедры экономической безопасности, финансов и экономического анализа Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат экономических наук, доцент Контакты: ул. Академика Волгина, д. 12, Москва, Россия, 117997

alexandr_orlof@mail.ru

Аннотация. В статье рассматриваются особенности реализации бюджетной политики в условиях обеспечения бюджетной безопасности Российской Федерации. Автором проводится оценка действующего механизма формирования доходов и расходов федерального бюджета, аргументируется положение о том, что проблемным вопросом до настоящего времени является зависимость федерального бюджета от уровня нефтегазовых доходов, что в условиях падения мировых цен на нефть ставит под угрозу обеспечение экономической безопасности России. Кроме того, автором отмечается острая необходимость решения проблемы эффективности контроля за налоговыми доходами федерального бюджета.

Ключевые слова: доходы и расходы федерального бюджета, налоговая задолженность, консолидированный бюджет, бюджетная политика, бюджетное администрирование, государственный контроль

Для цитирования: Орлов А.В. Бюджетная политика и бюджетная безопасность Российской Федерации // Безопасность дорожного движения. 2021. № 4. С. 71-73.

BUDGETARY POLICY AND BUDGETARY SECURITY OF THE RUSSIAN FEDERATION

Alexander V. Orlov,

docent of department of economic security, finance and economic analysis Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikotya, Candidate of Economic Sciences, Associate professor Contacts: ul. Akademika Volgin, d. 12, Moscow, Russia, 117997

Abstract. The presented article examines the features of the practical application of the budgeting policy in the context of observing the budgetary security of the Russian Federation. The author studies the implemented mechanism for the receipt of income and expenditure of funds from the federal budget, argues the position that the problematic issue until now is the dependence of the federal budget on the level of oil and gas revenues, which, in the context of falling world oil prices, jeopardizes the economic security of Russia. In addition, the author focuses on the great need for solving the problem of excellent control over tax revenues to the federal budget.

Keywords: federal budget revenues and expenditures, tax arrears, consolidated budget, budget policy, budget administration, state

control

For quotation: Orlov A.V. Budgetary policy and budgetary security of the Russian Federation // Road safety. 2021. № 4. P. 71-73.

Бюджетная безопасность представляет собой важнейшую часть финансовой безопасности страны и является показателем ее социально-экономического развития, эффективности проводимой бюджетной политики и в целом бюджетного процесса [1].

При этом бюджетная политика и бюджетный процесс, проводимые государством, строятся на незыблемом факте, что доходы федерального бюджета являются ключевым источником финансирования расходов. Таким образом, эффективное формирование и последующее использование доходов государством выступает одним из основных факторов обеспечения его бюджетной безопасности, а также повышения уровня и качества жизни населения страны, что и является заявленной целью социально-экономической политики, проводимой Правительством Российской Федерации.

Безусловно, в процессе формирования доходной части федерального бюджета возникает ряд серьезных проблем, для решения которых необходимо совершенствовать вышеуказанный механизм.

Для этого достаточно рассмотреть динамику поступления средств в федеральный бюджет за период 2011-2020 гг., разделив их на две части «Нефтегазовые доходы» и «Ненефтегазовые доходы».

п

I I ГМ I I г

I Ненефтегазовые доходы

Рис. 1. Динамика поступлений финансовых средств в федеральный бюджет за 2011-2020 гг., млрд руб. [3]

ИНЫЕ НАУЧНЫЕ И^ЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ЮРИСПРУДЕНЦИИ И ЭКОНОМИКИ

Согласно статистическим данным, в анализируемый период наблюдается рост ненефтегазовых доходов и заметное сокращение нефтегазовых доходов федерального бюджета. Особенно интересным данный факт представляется в условиях, когда продажа полезных ископаемых за рубеж на протяжении длительного периода времени является основным инструментом финансирования государственного бюджета России.

Весной 2020 г. цена российской нефти бренда Urals снизилась и переломила отметку в 10 долларов за баррель [2]. Указанная цена на нефть уже длительное время занимает ключевые позиции при расчете и формировании бюджета государства, а также напрямую влияет на макроэкономическую стабильность в России в целом.

Федеральным бюджетом предусмотрена оптимальная цена на нефть - 42,45 доллара за баррель. В реальности же все выглядит иначе, так как когда цена на нефть снижается и достигает «дна», правительству и Минфину приходится секвестировать бюджет, переоценивать и переносить сроки исполнения уже принятых решений по ряду ключевых задач государственного значения. Сверхдоходы, получаемые от продажи нефти (то есть когда цена выше 42,45 долларов), поступают в Фонд национального благосостояния1, а если цена ниже, то Центральный банк Российской Федерации продает из ФНБ валюту для финансирования бюджетных расходов.

Динамика ненефтегазовых доходов федерального бюджета представлена на рисунке 2.

Рис. 2. Динамика ненефтегазовых доходов федерального бюджета за 2011-2020 гг., млрд руб. [3]

Можно отметить, что за весь исследуемый период поступление налогов увеличивалось ежегодно. При этом больше всего денежных средств поступает в федеральный бюджет от взимания НДС.

Пандемия COVID-19 и сопутствующий мировой финансовый кризис серьезно повлияли на экономику России, в частности, вследствие повсеместного снижения цен на энергоресурсы, доходы от экспорта которых формируют значительную часть доходов госбюджета. Это привело к тому, что государство переложило фискальную (налоговую) нагрузку на участников экономических процессов внутри государства: бизнес-структуры и население (повышение акцизов и неналоговых доходов (пошлины за госуслуги, штрафы и т.п.), усиление контроля за собираемостью налога на прибыль, НДС (так как в условиях инфляции стоимость продукции возрастает и автоматически увеличивается налогооблагаемая база у предприятий).

Однако зависимость от экспорта энергоресурсов никуда не исчезла. Если ненефтегазовые доходы за 2017-2018 гг. в целом возросли на 21%, а доходы, связанные с внутренним производством, - на 43%, то нефтегазовые увеличились на 86% [4], что является свидетельством медленного развития внутренней экономики России. Безусловно, свою лепту в этот процесс вносит налоговая политика - налоговая нагрузка на население и бизнес растет независимо от фазы экономического цикла. Правительство, на наш взгляд, крайне редко использует инструменты стимулирующей налоговой политики для обеспечения экономического роста.

Анализ расходной части государственного бюджета дает нам картину тех направлений использования средств бюджета, которые возникают в процессе выполнения государством своих функций. Рассмотрим динамику и структуру расходов федерального бюджета за 2011-2020 гг.

1 Далее - ФНБ.

72

Безопасность дорожного движения

№ 4/2021

OTHER SCIENTIFIC RESEARCH IN THE FIELD OF JURISPRUDENCE AND ECONOMICS

Традиционно основными направлениями расходования средств являются социальная политика, оборона и безопасность, национальная экономика.

Социальная политика в течение всего рассматриваемого периода занимает наибольший удельный вес (примерно треть). Здесь реализуются следующие основные госпрограммы: Социальная поддержка граждан, Доступная среда, Молодая семья, Содействие занятости населения и др.

Расходы на здравоохранение в 2011-2019 гг. были невелики, так как основным источником их финансирования остаются региональные бюджеты, и растут они медленно вследствие сокращения числа медицинских учреждений, в основном в сельской местности, что снижает доступность медицинской помощи населению. Вместе с тем из-за неблагоприятной обстановки, сложившейся в 2020 году в условиях пандемии СОУГО-19, в России возникла необходимость в утверждении Президентом доплат медицинским работникам. На решение этой задачи из бюджета выделено дополнительно 10 млрд рублей [5].

Финансирование образования из федерального бюджета увеличивается медленно, что связано с политикой сокращения числа вузов и бюджетных мест. Большая часть расходов федерального бюджета приходится на высшее и послевузовское профессиональное образование, а все остальные уровни образования финансируются из региональных и местных бюджетов.

Расходы на национальную экономику, за исключением 2014 года (проведение Олимпиады в г. Сочи), остаются приблизительно на одном уровне. Основные направления финансирования здесь - это развитие транспортной системы, поддержка сельского хозяйства и рыбохозяйственного комплекса. Также имеются приоритеты в направлении финансирования перехода экономики на инновационный тип развития: производство авиакосмической техники, нанотехнологий, композитных материалов, развитие атомной и водородной энергетики.

Начиная с 2015 г. раздел «Национальная оборона» стабильно и с большим отрывом занимает второе место по объему расходов федерального бюджета. До этого вторую строчку в разные годы зани-

мали «Национальная экономика» и «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» [6]. На наш взгляд, это, наиболее вероятно, связано с внешнеполитическим кризисом, начавшимся в марте 2013 г. и связанным с присоединением Крыма к России и конфликтом на востоке Украины.

Финансирование национальной обороны осуществляется по нескольким направлениям: закупки вооружений и военной техники, финансирование НИОКР оборонной тематики, развитие военной инфраструктуры, повышение денежного и других видов довольствия военнослужащих и т.д.

Много средств федерального бюджета уходит на финансирование других уровней бюджета, и если эти трансферты исключить из доходов и расходов, то федеральный бюджет остается профицитным даже с учетом падения нефтегазовых доходов. Межбюджетные трансферты необходимы для выравнивания финансового положения региональных бюджетов.

Таким образом, бюджетная политика играет важную роль в системе бюджетной безопасности страны, входящей в состав национальной безопасности. Обеспечение бюджетной безопасности находится среди ключевых задач государства при реализации стратегии социально-экономического развития.

Список источников:

1. Орлов А.В. Бюджетная безопасность в системе экономической безопасности Российской Федерации // Вестник экономической безопасности. 2020. № 3. С. 299-301.

2. Шаблова Е.Д., Агапова Т.Н. Налоговый контроль в системе финансового контроля государства // Обеспечение экономической безопасности России в современных условиях: сборник научных статей. М., 2021. С. 520-524.

3. Аналитический вестник Совета Федерации «Об исполнении федерального бюджета за истекший период 2020 года» // URL: https://www.minfin.ru/common/upload/li-brary/2021/03/main/Ispolnenie_2020_god.pdf (дата обращения: 16.08.2021).

4. Зотиков Н.З. Нефтегазовые и ненефтегазовые доходы, их роль в формировании доходов бюджетов // Вестник евразийской науки. 2020. № 4. Том 12. 2020.

5. Кабмин выделит 10 млрд рублей на доплаты медикам до конца 2020 года // URL: https://tass.ru/ekonomika/10103303 (дата обращения: 16.08.2021).

6. Арсентьев А.Н. Анализ особенностей исполнения федерального бюджета за период с 2000 по 2018 год // Научные записки молодых исследователей. 2020. № 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.