Научная статья на тему 'НЕФТЕГАЗОВЫЕ И НЕНЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ, ИХ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ДОХОДОВ БЮДЖЕТОВ'

НЕФТЕГАЗОВЫЕ И НЕНЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ, ИХ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ДОХОДОВ БЮДЖЕТОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3483
368
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ / НЕФТЬ МАРКИ BRENT И URALS / НЕНЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ БЮДЖЕТА / НЕНЕФТЕГАЗОВЫЙ ДЕФИЦИТ / ВЫПАДАЮЩИЕ НЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ / СОГЛАШЕНИЕ СО СТРАНАМИ ОПЕК+ / ФОНД НАЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОСОСТОЯНИЯ / OIL AND GAS REVENUES / BRENT AND URALS CRUDE OIL / NON-OIL AND GAS BUDGET REVENUES / NON-OIL AND GAS DEFICITS / LOST OIL AND GAS REVENUES / AGREEMENT WITH OPEC+ COUNTRIES / NATIONAL WELFARE FUND

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зотиков Николай Зотикович

Экономика России, как и других нефтегазодобывающих стран, крайне зависима от уровня развития нефтегазового комплекса. Российская Федерация является ключевым поставщиком нефти и нефтепродуктов странам ЕАЭС. Доля нефтегазовых доходов в доходах федерального, хотя в некоторой степени наблюдается ее снижение, продолжает оставаться на высоком уровне. Так, если нефтегазовые доходы в 2006 г. занимали 46,9 % доходов бюджета или 10,9 % ВВП, то в 2019 г. - соответственно 39,3 % и 7,2 %. В структуре нефтегазовых доходов большую часть занимает НДПИ (около 70 % доходов). Доля экспортных пошлин в величине нефтегазовых доходов постоянно снижается, так, с 33,4 % в 2018 г. до 21,5 % за 5 месяцев 2020 г., на что повлияли экономические санкции стран Запада, предпринимаемые в целях ослабления экономики России. Вместе с тем, в последнее время наблюдается непрекращающаяся тенденция снижения цен на нефтяное сырье, что, помимо прочего, негативно влияет на состояние международной торговли России, отрицательно сказывается на курсе национальной валюты и доходной части бюджета, что, в итоге приводит к снижению уровня экономики (ВВП) и уровня жизни населения. Так, если цена на нефть марки ЮРАЛС в 2012 г. составляла 110,52 долл. за баррель, то в среднем за 5 месяцев 2020 г. она составляла 39,2 долл. за баррель. На снижение спроса на нефть, что непременно ведет к снижению цены на нефть, повлияло также распространение коронавируса, который охватил экономику стран всего мира. В этих условиях большое значение приобретает заключенное соглашение со странами ОПЕК+, по которому в течение 2-х лет начиная с 1 мая 2020 г. суммарное снижение добычи нефти в мире может составить около 19 млн баррелей в сутки, что призвано стабилизировать цену на мировом рынке нефти. В статье автором на основании официальных статистических данных исследована роль ненефтегазовых и нефтегазовых доходов в федеральном бюджете и консолидированном бюджете РФ за 2006-2019 годы, структура нефтегазовых доходов федерального бюджета, влияние изменений стоимости нефти марки Brent и Urals на масштабы добычи нефти, на величину нефтегазовых доходов, на величину выпадающих доходов федерального бюджета, фонда национального благосостояния.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Зотиков Николай Зотикович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OIL AND GAS AND NON-OIL AND GAS REVENUES, THEIR ROLE IN THE FORMATION OF BUDGET REVENUES

The economy of Russia, like other oil and gas producing countries, is extremely dependent on the level of development of the oil and gas complex. The Russian Federation is a key supplier of oil and oil products to the EAEU countries. The share of oil and gas revenues in federal incomes, although its decrease is observed to some extent, continues to remain at a high level. So, while oil and gas revenues in 2006 accounted for 46.9 % of budget revenues or 10.9 % of GDP, in 2019, they accounted for 39.3 % and 7.2 %. In the structure of oil and gas revenues, the most significant is MET (about 70 % of revenues). The share of export duties in the amount of oil and gas revenues is constantly decreasing, for example, from 33.4 % in 2018 to 21.5 % in 5 months of 2020, which was influenced by economic sanctions of the Western countries undertaken to weaken the economy of Russia. At the same time, there has been a continuous tendency to lower prices for crude oil recently, which, in addition to, negatively affects the state of international trade in Russia, negatively affects the exchange rate of the national currency and the revenue side of the budget, which ultimately leads to decrease in the level of economy (GDP) and living standards of the population. So, if the price of URALS oil in 2012 amounted to $110.52 per barrel, then on average for 5 months of 2020 it amounted to $39.2 per barrel. The decline in oil demand, which will inevitably lead to a decrease in oil prices, was also affected by the spread of coronavirus, which swept the economy of countries around the world. Under these conditions, the agreement with OPEC+ countries is of great importance, according to which, over 2 years from May 1, 2020, the total reduction in oil production in the world can reach about 19 million barrels per day, which is designed to stabilize the price in the global oil market. In the article, the author, based on official statistics, studies the role of non-oil and gas and oil and gas revenues in the federal budget and the consolidated budget of the Russian Federation for 2006-2019, the structure of oil and gas revenues of the federal budget, the impact of changes in the cost of Brent and Urals crude oil on the scale of production oil, by the amount of oil and gas revenues, by the amount of shortfalls in the income of the federal budget and the national welfare fund.

Текст научной работы на тему «НЕФТЕГАЗОВЫЕ И НЕНЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ, ИХ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ДОХОДОВ БЮДЖЕТОВ»

Вестник Евразийской науки / The Eurasian Scientific Journal https://esj.todav 2020, №4, Том 12 / 2020, No 4, Vol 12 https://esj.todav/issue-4-2020.html URL статьи: https://esj.today/PDF/05ECVN420.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Зотиков Н.З. Нефтегазовые и ненефтегазовые доходы, их роль в формировании доходов бюджетов // Вестник Евразийской науки, 2020 №4, https://esj.today/PDF/05ECVN420.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Zotikov N.Z. (2020). Oil and gas and non-oil and gas revenues, their role in the formation of budget revenues. The Eurasian Scientific Journal, [online] 4(12). Available at: https://esj.today/PDF/05ECVN420.pdf (in Russian)

Работа выполнена в рамках Гранта РФФИ №18-010-00357 на тему «Совершенствование налогово-бюджетного механизма и его влияние на экономику региона» на 2018-2020 гг.

УДК 33

Зотиков Николай Зотикович

ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова», Чебоксары, Россия

Доцент кафедры «Финансов, кредита и экономической безопасности»

Кандидат экономических наук, доцент E-mail: [email protected]

Нефтегазовые и ненефтегазовые доходы, их роль в формировании доходов бюджетов

Аннотация. Экономика России, как и других нефтегазодобывающих стран, крайне зависима от уровня развития нефтегазового комплекса. Российская Федерация является ключевым поставщиком нефти и нефтепродуктов странам ЕАЭС. Доля нефтегазовых доходов в доходах федерального, хотя в некоторой степени наблюдается ее снижение, продолжает оставаться на высоком уровне. Так, если нефтегазовые доходы в 2006 г. занимали 46,9 % доходов бюджета или 10,9 % ВВП, то в 2019 г. - соответственно 39,3 % и 7,2 %.

В структуре нефтегазовых доходов большую часть занимает НДПИ (около 70 % доходов). Доля экспортных пошлин в величине нефтегазовых доходов постоянно снижается, так, с 33,4 % в 2018 г. до 21,5 % за 5 месяцев 2020 г., на что повлияли экономические санкции стран Запада, предпринимаемые в целях ослабления экономики России.

Вместе с тем, в последнее время наблюдается непрекращающаяся тенденция снижения цен на нефтяное сырье, что, помимо прочего, негативно влияет на состояние международной торговли России, отрицательно сказывается на курсе национальной валюты и доходной части бюджета, что, в итоге приводит к снижению уровня экономики (ВВП) и уровня жизни населения. Так, если цена на нефть марки ЮРАЛС в 2012 г. составляла 110,52 долл. за баррель, то в среднем за 5 месяцев 2020 г. она составляла 39,2 долл. за баррель.

На снижение спроса на нефть, что непременно ведет к снижению цены на нефть, повлияло также распространение коронавируса, который охватил экономику стран всего мира.

В этих условиях большое значение приобретает заключенное соглашение со странами ОПЕК+, по которому в течение 2-х лет начиная с 1 мая 2020 г. суммарное снижение добычи нефти в мире может составить около 19 млн баррелей в сутки, что призвано стабилизировать цену на мировом рынке нефти.

В статье автором на основании официальных статистических данных исследована роль ненефтегазовых и нефтегазовых доходов в федеральном бюджете и консолидированном

бюджете РФ за 2006-2019 годы, структура нефтегазовых доходов федерального бюджета, влияние изменений стоимости нефти марки Brent и Urals на масштабы добычи нефти, на величину нефтегазовых доходов, на величину выпадающих доходов федерального бюджета, фонда национального благосостояния.

Ключевые слова: нефтегазовые доходы; нефть марки Brent и Urals; ненефтегазовые доходы бюджета; ненефтегазовый дефицит; выпадающие нефтегазовые доходы; соглашение со странами ОПЕК+; фонд национального благосостояния

Введение

К нефтегазовым доходам федерального бюджета относятся доходы федерального бюджета от уплаты1:

• налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефть, газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья, газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья);

• вывозных таможенных пошлин на нефть сырую;

• вывозных таможенных пошлин на газ природный;

• вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти;

• акциза на нефтяное сырье, направленное на переработку;

• налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (НДД).2

При прогнозировании нефтегазовых доходов федерального бюджета используются среднегодовая цена на нефть сырую марки "Юралс" (40 долларов США за один баррель в ценах 2017 года, подлежащая ежегодной индексации на 2 процента начиная с 2018 года), среднегодовая экспортная цена на газ природный (прогнозируемое значение среднегодовой экспортной цены на газ природный, умноженное на соотношение базовой цены на нефть к прогнозируемой цене на нефть), среднегодовой обменный курс доллара США к рублю.

Разница между нефтегазовыми доходами федерального бюджета, рассчитанными исходя из прогнозируемых значений цены на нефть, экспортной цены на газ природный, прогнозируемых цен экспортной альтернативы для автомобильного бензина АИ-92 класса 5 и дизельного топлива класса 5 и прогнозируемого обменного курса доллара США к рублю либо поступившими в федеральный бюджет за отчетный финансовый год, и нефтегазовыми доходами федерального бюджета, рассчитанными исходя из базовой цены на нефть, базовой экспортной цены на газ природный, базовых цен экспортной альтернативы для автомобильного бензина АИ-92 класса 5 и дизельного топлива класса 5 и прогнозируемого либо фактически сложившегося за отчетный финансовый год обменного курса доллара США к рублю, принимающая:

• положительное значение, является дополнительными нефтегазовыми доходами федерального бюджета;

1 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 08.06.2020).

2 Налоговый кодекс Российской Федерации, часть 2. Глава 25.4 «Налог на дополнительный доход добычи углеводородного сырья».

• отрицательное значение, является недополученными нефтегазовыми доходами федерального бюджета.

Нефтегазовый дефицит - разница между объемов доходов федерального бюджета без учета нефтегазовых доходов и доходов от управления средствами ФНБ и общим объемом расходов федерального бюджета в соответствующем финансовом году. Он не может превышать 4,7 % прогнозируемого в соответствующем финансовом году ВВП, указанного в федеральном законе на очередной финансовый год и плановый период Дефицит финансируется за счет нефтегазового трансфера и источников финансирования дефицита федерального бюджета.

Ненефтегазовый дефицит - это разница между объемом доходов федерального бюджета без учета нефтегазовых доходов федерального бюджета и доходов от управления средствами ФНБ и общим объемом расходов. Он не может превышать 4,7 % прогнозируемого в соответствующем финансовом году ВВП.

Далее рассмотрим долю нефтегазовых и ненефтегазовых доходов в федеральном и консолидированном бюджетах.

Роль нефтегазовых и ненефтегазовых доходов в величине доходов бюджетов

Нефтегазовый комплекс России имеет большое значение не только для российской экономики, но и «играет важную роль в мировой энергетической безопасности, обеспечивая 13,9 % мирового производства нефти и 17,5 % добычи газа» [1].

«Роль ресурсных налогов в экономике рыночного типа заключается в том, что налоги за природные ресурсы являются одним из источников формирования доходной части бюджета, выполняя фискальную функцию и является инструментом распределения и перераспределения ВВП» [2].

Таблица 1

Федеральный бюджет (млрд руб.)

2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014

ВВП 26917,2 33247,5 41276,8 38807,2 46308,5 60282,5 68163,9 73133,9 79199,7

Доходы - всего 6278,9 7781,1 9275,9 7337,8 8305,4 11367,7 12855,5 13019,9 14496,9

То же, % от ВВП 23,3 23,4 22,5 18,9 17,9 18,9 18,9 17,8 18,3

1. Нефтегазовые доходы 2943,5 2897,4 4389,4 2984,0 3830,7 5641,8 6453,2 6534,0 7433,8

То же, % от доходов 46,9 37,2 47,3 40,7 46,1 49,6 50,2 50,2 51,3

То же, % от ВВП 10,9 8,7 10,6 7,7 8,3 9,3 9,5 8,9 9,4

2. Ненефтегазовые доходы 3335,3 4883,7 4886,5 4353,8 4474,7 5725,9 6402,4 6485,9 7063,1

а) связанные с внутренним производством 1527,3 2140,6 1884,8 1453,7 1697,7 2327,6 2603,8 2681,5 3113,6

НДС (внутренний) 924,2 1390,4 998,4 1176,6 1328,7 1753,2 1886,1 1868,2 2181,4

Акцизы 93,2 108,8 125,2 81,7 113,9 231,8 341,9 461,0 520,8

Налог на прибыль 509,9 641,3 761,1 195,4 255,0 342,6 375,8 352,2 411,3

б) связанные с импортом 945,6 1385,3 1794,6 1360,4 1787,1 2236,7 2445,8 2418,0 2474,3

НДС на ввозимые товары 586,7 871,1 1133,8 873,4 1169,5 1497,2 1659,7 1670,8 1750,2

Акцизы на ввозимые товары 17,3 26,2 35,3 19,8 30,1 46,6 53,4 63,4 71,6

Ввозные пошлины 341,6 488,0 625,6 467,2 587,5 692,9 732,8 638,8 652,5

в) прочие 862,5 1357,9 1207,1 1539,7 990,0 1161,6 1352,7 1386,4 1475,2

Расходы 4284,8 5986,6 7570,9 9660,1 10117,5 10925,6 12895,0 13342,9 14831,6

Дефицит, профицит 1994,1 1794,6 1705,1 -2322,3 -1812,0 442,0 -39,4 -323,0 -334,7

% к доходам - всего 31,7 23,1 18,4 31,6 21,8 3,9 0,3 2,5 2,3

Ненефтегазовый дефицит -949,5 -1102,8 -2684,4 -5306,3 -5642,7 -5199,7 -6492,6 -6857,0 -7768,5

% к ненефтегазовым доходам 28,5 22,6 54,9 121,9 126,1 90,8 101,4 105,7 110,0

% к ВВП 3,5 3,3 6,5 13,7 12,2 8,6 9,5 9,4 9.8

2015 2016 2017 2018 2019 2019 г. к 2006 г., разы, % Доля, % Проект на

2006 2019 2020 2021

ВВП 83232,6 86010,2 92089,3 103626,6 110046,1 4,1 раза - - 109992,3 118519,8

Доходы - всего 13659,2 13460 15088,9 19454,7 20188,8 3,2 раза 100 100 20218,6 20978

То же, % от ВВП 16,4 15,6 16,4 18,8 18,3 78,5 - - 18,3 17,7

1.Нефтегазовые доходы 5862,7 4844,0 5971,9 9017,8 7924,3 2,7 раза - - 7936,3 8018,2

То же, % от доходов 42,9 36,0 39,6 46,4 39,3 83,8 46,9 39,3 39,3 38,2

То же, % от ВВП 7,0 5,6 6,5 8,7 7,2 66,0 - - 7,2 6,8

2. Ненефтегазовые доходы 7796,6 8616,0 9117,0 10437,0 12264,5 3,7 раза 53,1 60,7 12282,3 12959,8

а) связанные с внутренним производством 3467,6 3780,6 4741,9 5430,9 6389,6 4,2 раза 45,8 52,1 6216,4 6577,9

НДС (внутренний) 2448,3 2657,4 3069,9 3574,6 4257,8 4,6 раза 27,7 34,7 4279,3 4609,4

Акцизы 527,9 632,2 909,6 860,7 946,7 10,1 раза 2,8 7,7 959,1 948,8

Налог на прибыль 491,4 491,0 762,4 995,5 1185,0 2,3 раза 15,3 9,7 978,0 1019,7

б) связанные с импортом 2404,4 2539,6 2728,6 3204,2 3644,5 3,8 раза 28,4 29,7 3916,9 4204,6

НДС на ввозимые товары 1785,2 1913,6 2067,2 2442,1 2837,4 4,8 раза 17,6 23,2 3115,9 3348,7

Акцизы на ввозимые товары 54,0 62,1 78,2 96,3 90,3 5,2 раза 0,5 0,7 106,3 111,9

Ввозные пошлины 565,2 563,9 583,2 665,8 716,9 2,1 раза 10,3 5,8 694,7 744,0

в) прочие 1924,6 2295,8 1646,5 1801,9 2230,4 2,3 раза 25,8 18,2 2149,0 2177,3

Расходы 15620,3 16416,4 16420,3 16709,3 18214,5 4,2 раза 68,2 90,2 - -

Дефицит (-), профицит (+) -1961,0 -2956,4 -1331,4 2745,5 1974,3 99,0 31,8 9,8 - -

% к доходам 14,4 22,0 8,8 14,1 9,8 30,9 - - - -

Ненефтегазовый дефицит -7823,7 -7800,4 -7303,3 -6272,3 -5950,0 6,5 раза - - - -

% к ненефтегазовым доходам 100,3 90,5 80,1 60,1 48,5 1,7 раза 28,5 48,5 - -

% к ВВП 9,4 9,1 7,9 6,0 5,4 1,54 раза - - - -

Источник: Приложение 3.1 Краткая информация об исполнении федерального бюджета: https://yandex.ru/search/7lr=45& 1ех1 %. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов (утв. Минфином России): https://www.minfin.ru/ru/document/7id_4=128344-osnovnve_napravleniva_bvudz; http://global-fmances.ru/vvp-rossii-po-godam/

Анализируя данные таблицы 1, можно сделать следующие выводы.

В 2019 г. по сравнению с 2006 г.:

• доходы федерального бюджета увеличились в 3,2 раза, в том числе нефтегазовые доходы - в 2,7 раза, ненефтегазовые доходы - в 3,7 раза. При этом доля нефтегазовых доходов в общей сумме доходов федерального бюджета уменьшилась с 46,9 % в 2006 г. до 39,3 % в 2019 г., доля ненефтегазовых доходов, наоборот, увеличилась с 53,1 до 60,7 %.

• доля доходов в ВВП снизилась с 23,3 % в 2006 г. до 18,3 % в 2019 г., или на 21,5 %;

• доля нефтегазовых доходов в ВВП снизилась с 10,9 % в 2006 г. до 7,2 % в 2019 г. или на 34,0 %.

При общем увеличении за указанный период ненефтегазовых доходов в 3,7 раза:

а) Доходы, связанные с внутренним производством, увеличились в 4,2 раза, их доля увеличилась с 45,8 до 52,1 %.

Поступления НДС (внутреннего) увеличились в 4,6 раза, его доля в общей сумме ненефтегазовых доходов увеличилась с 27,7 до 34,7 %. Поступления налога на прибыль организаций увеличились в 2,3 раза, его доля в общей сумме ненефтегазовых доходов уменьшилась с 15,3 до 9,7 %.

С увеличением поступлений акцизов в 10,1 раза их доля увеличилась с 2,8 до 7,7 %.

б) Доходы, связанные с импортом, увеличились в 3,8 раза, их доля в общей сумме ненефтегазовых доходов увеличилась с 28,4 до 29,7 %.

С увеличением суммы НДС на ввозимые товары в 4,8 раза его доля в общей сумме ненефтегазовых доходов увеличилась с 17,6 до 23,2 %. Ввозные пошлины увеличились в 2,1 раза, при этом их доля уменьшилась с 10,3 до 5,8 %.

в) Прочие доходы увеличились в 2,3 раза, их доля в общей сумме ненефтегазовых доходов уменьшилась с 25,8 до 18,2 %.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Расходы федерального бюджета за рассматриваемый период увеличились в 4,2 раза (при увеличении доходов в 3,2 раза), в связи с чем доля расходов в сумме доходов увеличилась с 68,2 до 90,1 %, что привело к снижению профицита бюджета с 31,8 % в 2006 г. до 9,8 % в 2019 г.

Величина ненефтегазового дефицита за анализируемый период увеличилась в 6,5 раза, ненефтегазовый дефицит имеет место в течение всего рассматриваемого периода. Ненефтегазовый дефицит в %-ах к ненефтегазовым доходам увеличился с 28,5 % в 2006 г. до 48,5 % в 2019 г., в отдельные периоды его величина составляла 100 % и более.

Таким образом, профицит федерального бюджета обеспечивался в основном за счет нефтегазовых доходов, увеличение дефицита связано с уменьшением доли нефтегазовых доходов в общей сумме доходов федерального бюджета.

Согласно Основным направлениям3 в последующие годы ожидается снижение доли доходов федерального бюджета к ВВП за счет дальнейшего снижения нефтегазовых доходов, что обусловлено следующими факторами:

• во-первых, ожидается, что после небольшого кратковременного всплеска цен на углеводороды в текущем году, приведшего к росту нефтегазовых доходов, возврат к структурно сбалансированному уровню (нефть марки Юралс 57,9 долларов США за баррель в 2021 году), в то время как курс рубля к доллару США в 2019-2021 годах будет оставаться стабильным в реальном выражении;

• во-вторых, в течение прогнозного периода доля самого нефтегазового сектора в структуре ВВП продолжит снижение физических объемов добычи и экспорта данной продукции, в том числе в рамках выполнения соглашения производителей нефти о заморозке ее добычи;

• в-третьих, по мере роста истощенности разрабатываемых запасов, а также переноса инвестиций на льготные месторождения продолжит расти размер льгот предприятий нефтегазового сектора;

3 Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов. URL: https://www.minfin.ru/ru/document/?id_4=128344-osnovnye_napravleniya_byudz.

Страница 5 из 18

05ECVN420

• в-четвертых, в результате введения налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья ожидается снижение поступлений НДПИ при добыче на льготируемых месторождениях.

Исследования показывают, что «для дотационных регионов присущ высокий удельный вес НДФЛ, для регионов с высоким уровнем бюджетной обеспеченности - высокая доля ресурсных налогов» [3].

В прогнозе доходов на 2019-2021 годы учтено завершение налогового маневра в нефтегазовой отрасли, при этом доходы в части налога на добычу полезных ископаемых увеличатся за счет повышения ставки НДПИ на нефть и отмены части льгот при добыче сверхвязкой и трудноизвлекаемой нефти при одновременном снижении экспортной пошлины на углеводородное сырье и нефтепродукты с доведением их к 2024 году до нулевого уровня.

Доходы федерального бюджета в 2020 г. увеличатся лишь на 0,1 % по сравнению с 2019 г., в 2021 г - на 3,9 %, в том числе нефтегазовые доходы - на 1,2 %. Увеличение ненефтегазовых доходов в 2021 г. на 5,7 % связано с повышением НДС (внутреннего) на 8,2 % (что связано с повышением ставки налога), акцизов на 23,9 %, доходов, связанных с импортом, на 15,4 % при снижении налога на прибыль на 14,0 %.

Ненефтегазовый дефицит в течение рассматриваемого периода лишь в 2006-2007 годах составлял менее 4,7 % от ВВП, в 2009 г. он имел максимальную величину (13,7 %).

Таблица 2

Консолидированный бюджет РФ (млрд руб.)

2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013

Доходы - всего 10625,8 13368,3 16169,1 13599,7 16031,9 20855,4 23435,1 24442,7

1. Нефтегазовые доходы 2943,5 2897,4 4389,4 2984,0 3830,7 5641,8 6453,2 6534,0

То же, % 27,7 21,7 27,1 21,9 23,9 27,0 27,5 26,7

2. Ненефтегазовые доходы 7682,3 10470,9 11779,7 10615,8 12201,3 15213,6 16981,9 17908,6

НДС 1510,9 2261,5 2132,2 2050,0 2498,3 3250,4 3545,8 3539,0

Акцизы 270,6 314,4 349,9 347,2 471,4 650,5 837,0 1015,8

Налог на прибыль 1670,6 2172,0 2513,2 1264,6 1774,6 2270,5 2355,7 2071,9

НДФЛ 930,4 1266,6 1666,3 1665,8 1790,5 1995,8 2261,5 2499,1

Ввозные пошлины 341,6 488,0 625,6 467,2 587,5 692,9 732,8 683,8

Страховые взносы 1441,3 1980,8 2279,0 2300,5 2477,1 3528,3 4103,7 4694,2

Прочие 1517,0 1987,6 2213,4 2520,3 2601,9 2825,1 3145,4 3404,9

Расходы - всего 8375,2 11378,6 14157,0 16048,3 17616,7 19994,6 23174,7 25290,9

Дефицит (-), профицит (+) 2250,6 1989,7 2012,1 -2448,6 -1584,7 860,7 260,4 -848,2

То же, % к доходам 21,2 14,9 12,4 18,0 9,9 4,1 1,1 3,5

Ненефтегазовый дефицит -693,0 -907,7 -2377,4 -5432,6 -5415,4 -4781,0 -6192,8 -7382,3

То же, % к ненефтегазовым доходам 9,0 8,7 20,2 51,2 44,4 31,4 36,5 41,2

2014 2015 2016 2017 2018 2019 2019 г. к 2006 г., разы, % Доля, %

2006 2019

Доходы - всего 26766,1 26922,0 28181,5 31046,7 37320,3 39497,6 3,7 100 100

1. Нефтегазовые доходы 7433,8 5862,7 4844,0 5971,9 9017,8 7924,3 2,7 - -

То же, % 27,8 21,8 17,2 19,2 24,2 20,1 27,7 27,7 20,1

2. Ненефтегазовые доходы 19332,3 21059,4 23337,5 25074,8 28302,5 31573.3 4,1 72,3 79,9

НДС 3931,7 4234,0 4571,3 5137,6 6017,0 7095,4 4,7 19,7 22,5

Акцизы 1072,2 1068,4 1356,0 1521,3 1589,5 1792,3 6,6 3,5 5,7

Налог на прибыль 2375,3 2599,0 2770,3 3290,1 4100,2 4543,2 2,7 21,7 14,4

НДФЛ 2702,6 2807,8 3018,5 3252,3 3654,2 3956,4 4,2 12,1 12,5

Ввозные пошлины 652,5 565,2 563,9 588,5 673,0 716,9 2,1 4,4 2,3

Страховые взносы 5035,7 5636,3 6326,0 6784,0 7476,9 8167,2 5,7 18,8 25,8

2014 2015 2016 2017 2018 2019 2019 г. к 2006 г., разы, % Доля, %

2006 2019

Прочие 3562,2 4148,8 4731,5 4501,0 4791,7 5301,9 3,5 19,7 16,8

Расходы - всего 27611,7 29741,5 31323,7 32395,7 34284,7 37382,2 4,5 78,8 94,6

Дефицит (-), профицит (+) -845,6 -2819,5 -3142,1 -1349,1 3035,6 2115,3 94 % 21,2 5,4

То же, % к доходам 3,1 10,5 11,1 4,3 8,1 5,4 25,5 21,2 5,4

Ненефтегазовый дефицит -8279,4 -8682,1 -7986,2 -7321,0 -5982,2 -5808,9 8,4 - -

То же, % к ненефтегазовым доходам 42,8 41,2 34,2 29,2 21,1 18,4 2 9,0 18,4

Источник: Приложение 8.1 Краткая информация об исполнении консолидированного бюджета РФ и государственных внебюджетных фондов https://yandex.ru/search/7lr=45& 1ех1

Из данных таблицы 2 следует, что в 2019 г. по сравнению с 2006 г.:

доходы консолидированного бюджета увеличились в 3,7 раза, в том числе нефтегазовые доходы - в 2,7 раза, ненефтегазовые доходы - в 4,1 раза. При этом доля нефтегазовых доходов с 27,7 % в 2006 г. уменьшилась до 20,1 % в 2019 г., ненефтегазовых доходов, наоборот, увеличилась с 72,3 % до 79,9 % соответственно. Тенденция снижения доли нефтегазовых доходов наметилась с 2015 года (в 2014 г. - 27,8 %, 2015 г. - 21,8 %).

В составе ненефтегазовых доходов значительное место занимают НДС, налог на прибыль организаций, страховые взносы. При этом в 2019 г. по сравнению с 2006 г. в общей сумме ненефтегазовых доходов увеличилась доля НДС - с 19,7 до 22,5 %, страховых взносов -с 18,8 до 25,8 %, НДФЛ - с 12,1 до 12,5 %; уменьшилась доля налога на прибыль организаций - с 21,7 до 14,4, ввозных пошлин - с 4,4 до 2,3 %.

При росте ненефтегазовых доходов за рассматриваемый период в 4,1 раза опережающими темпами увеличивались: НДС - в 4,7 раза, акцизы - в 6,6 раза, страховых взносов - в 5,7 раза; в меньших размерах: налог на прибыль организаций - в 2,7 раза, ввозные пошлины - в 2,1 раза.

В 2019 г. по сравнению с 2006 г. общая величина расходов увеличилась в 4,5 раза. Увеличение доли расходов в общей сумме доходов консолидированного бюджета РФ с 78,8 % в 2006 г. до 94,6 % в 2019 г. привело к снижению профицита с 21,2 до 5,4 %.

В течение всего рассматриваемого периода консолидированный бюджет РФ имел ненефтегазовый дефицит, его величина увеличилась в 8,4 раза, доля ненефтегазового дефицита в %-ах к ненефтегазовым доходам увеличилась с 9,0 % до 18,4 % или в 2 раза.

Таким образом, профицит консолидированного бюджета РФ за рассматриваемый период обеспечивался за счет профицита нефтегазовых доходов.

Структура нефтегазовых доходов федерального бюджета (млрд руб.)

Структуру нефтегазовых доходов рассмотрим на фактических данных за 2018-2019 г., 5 месяцев 2019-2020 г. и плановых данных на 2020 год.

Таблица 3

Нефтегазовые доходы федерального бюджета (млрд руб.)

Показатели 2018 2019 2019 г. к 2018 г., % 5 месяцев

2019 г. 2020 г. %

Нефтегазовые доходы - всего 9017,8 7924,3 87,9 3420,4 2436,7 71,2

1. НДПИ 6009,8 5971,7 99,4 2547,4 1812,7 71,2

- нефть 5232,3 5175,5 98,9 2168,3 1533,9 70,7

- газ 630,6 627,0 99,4 303,7 219,5 72,3

- газовый конденсат 147,0 169,3 115,2 75,5 59,2 78,4

Показатели 2018 2019 2019 г. к 2018 г., % 5 месяцев

2019 г. 2020 г. %

2. Экспортная пошлина 3007,9 2276,0 75,7 967,7 523,0 54,0

- нефть 1550,0 1115,5 72,0 434,5 222,0 51,1

- газ 809,2 695,7 86,0 359,5 172,7 48,0

- нефтепродукты 648,7 464,9 71,7 173,4 128,1 73,9

3. Акциз на нефтяное сырье без Кдемп - -142,4 - -43,0 -51,3 119,3

К демп - -282,2 - -79,2 62,8 -

4. Налог на дополнительный доход (НДД) - 101,1 - 27,4 89,6 3,3 раза

Доля в нефтегазовых доходах, %

НДПИ 66,6 75,4 113,2 74,5 74,3 99,7

Экспортные пошлины 33,4 28,7 85,9 28,3 21,5 76,0

Акцизы - -5,4 - -3,6 0,5 -

НДД - 1,3 - 0,8 3,7 4,6 раза

Источник: Сведения о формировании и использовании дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета https://www.minfin.ru/ru/statistics/fedbud/oil/7id_65=122094-svedeniya

Как показывают данные таблицы 3, в 2019 г. по сравнению с 2018 г. нефтегазовые доходы уменьшились на 12,1 %, на что повлияло снижение экспортных пошлин на 24,3 %,в том числе на нефть на 28,0 %, нефтепродукты на 28,3 %.

За 5 месяцев 2020 г. по сравнению с 5 месяцами 2019 г. нефтегазовые доходы федерального бюджета уменьшились на 28,8 %, в том числе НДПИ на 28,8 %, экспортные пошлины уменьшились на 54,0 %.

В структуре нефтегазовых доходов преобладает НДПИ, причем его доля не уменьшается, составляет более 70 % общей суммы доходов. «НДПИ является основным рентным платежом в сфере минерально-сырьевого комплекса» [4].

Экспортные пошлины уменьшаются не только в абсолютном выражении, уменьшается и их доля в структуре доходов (33,4 % в 2018 г., за 5 месяцев 2020 г. - 21,5 %). Налог на дополнительный доход (НДД) увеличился в 3,3 раза, однако его доля составляет лишь 3,7 % за 5 месяцев 2020 г. Данный налог введен с 1 января 2019 г. «в целях стимулирования разработки новых месторождений, модернизации существующих, а также, в целом, увеличения прибыльности нефтяной отрасли. НДД в уже совсем ближайшей перспективе позволит увеличить прибыльность нефтедобывающей отрасли, в том числе посредством освоения ранее нерентабельных участков» [5].

Нефтегазовые доходы и цены на нефть

Как указывалось выше, более трети доходов российского бюджета обеспечивает нефтегазовый комплекс. Следовательно, большое влияние на состояние бюджета продолжает оказывать ценовой фактор. Влияние ценового фактора на величину нефтегазовых доходов рассмотрим на основании данных цен по нефти марки Urals и Brent.

Urals - российская высокозернистая экспортная нефтяная смесь. Исторически её стоимость определяется, исходя из котировок североморской Brent - с дисконтом от одного до нескольких долларов США за "бочку".Сорт получают из нефти, добываемой в Ханты-Мансийском АО, Ямало-Ненецком АО, Татарстане, Башкортостане и Самарской области. Основными производителями являются компании «Роснефть», «Лукойл», «Газпром нефть», «Сургутнефтегаз», «Татнефть», «Башнефть». Экспорт Urals осуществляется через морские порты Новороссийска и Приморска, а также по системе нефтепроводов «Дружба».

Таблица 4

Стоимости нефти марки Brent (за декабрь года), марки Urals

Годы Цена на нефть марки Brent Цена на нефть марки Urals Добыча нефти Нефтегазовые доходы

долл./барр. % (+, -) долл./барр. % (+, -) млн тонн % (+, -) млрд долл. % (+, -)

2006 62,31 - 61,9 - 481 - 2943,5 -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2007 91,45 +46,8 69,9 +12,9 491 +2,1 2897,4 -1,6

2008 41,58 -54,5 94,4 +35,0 488,6 -0,5 4389,4 +51,5

2009 68,59 +65,0 61,0 -35,4 494,3 +1,2 2984,0 -32,0

2010 91,80 +33,8 78,2 +28,2 505,2 +2,2 3830,7 +28,4

2011 107,97 +17,6 109,3 +39,8 511,4 +1,2 5641,8 +47,3

2012 109,64 +1,5 110,52 +1,1 518 +1.3 6453,2 +14,4

2013 110,63 +0,9 107,88 -2,4 523,3 +1,0 6534,0 +1,2

2014 62,16 -43,8 97,6 -9,6 526,8 +0,7 7433,8 +13,8

2015 37,72 -39,3 51,23 -47,5 534,1 +1,4 5862,7 -21,1

2016 54.44 +44,3 41,9 -18,2 547,5 +3,0 4844,0 -17,4

2017 64,05 +17,6 53,03 +26,6 546,8 -0,1 5971,9 +23,3

2018 56,98 -11,0 70,01 +32,0 555,8 +1,6 9017,8 +51,0

2019 63,06 +10,7 63,59 -9,2 560,2 +0,8 7924,3 -12,1

2019 г. к 2006 г., % 101,2 - 102,7 - 116,5 - 269,2 -

Средняя за год 73,03 80,9 520,3 5480,6

Источник: https://worldtable.info/yekonomika/cena-na-neit-marki-brent-tablica-s-1986-po-20.html; http://global-finances.ru/tsena-nefti-marki-urals-po-godam/; http://global-finances.ru/dobyicha-ne_ fti-v-rossii-po-godam/; https://yandex.ru/images/search?text=нефтегазовыедоходыФБза2000-2019&s

Цена нефти марки Brent в 2020 году составляла: с 1 по 15 марта - 42,58 долл., с 16 по 31 марта - 28,37 долл., в апреле - 26,19 долл., мае - 31,83 долл.; марки Urals - за 5 месяцев 2020 г. - 39,20 долл.; добыто нефти за 5 месяцев 2020 г. - 226,48 млн тонн.

Из данных таблицы 4 следует, что в 2019 г. по сравнению с 2006 г.: цена на нефть марки Brent увеличилась на 1,2 %, марки Urals на 2,7 %, количество добытой нефти на 16,5 %, нефтегазовые доходы - в 2,7 раза.

В период с 2006 по 2019 год средние за год показатели составили:

• цена нефти марки Brent 73,03 долл. при минимальном значении 37,72 (в 2015 г.), максимальном - 110,63 (в 2013 г.);

• цена нефти марки Urals - 80,9 долл. при минимальном значении 41,9 (в 2016 г.), максимальном - 110,52 долл. (в 2012 г.);

• количество добытой нефти - 520,3 млн тонн при минимальном значении 481 (в

2006 г.), максимальном - 560,2 (в 2019 г.);

• нефтегазовые доходы - 5480,6 млрд долл. при минимальном значении 2897,4 (в

2007 г.), максимальном - 9017,8 (в 2018 г.).

Резкий спад цены на нефть марки Brent произошел в 2008 г. (на 54,5 %), 2014 г. (на 43,8 %); на нефть марки Urals - в 2015 г. (на 47,5 %).

20 апреля 2020 г. котировки Urals в ходе торгов рухнули до отрицательных значений (-2 USD за баррель). Это - абсолютный минимум за всю историю.

Добыча нефти в России в 2019г. достигла нового максимума за весь постсоветский период (560,2 млн тонн). Это немного уступает абсолютному рекорду, установленному советской нефтяной промышленностью в 1987 г. - 569,5 млн тонн.

Согласно OPEC Annual Statistical Bulletin 2019, по объемам производства "чёрного золота" Россия занимает 2 место в мире - после США.

В Основных направлениях предусмотрена цена нефти марки Urals (долл. за барр.) на: 2020 год - 57,0; на 2021 год - 56,0; 2022 год - 55.

Графически изменение цен на нефть за период с 1 января 2017 г. по 1 мая 2020 г. изображено на рис. 1.

90

■Urals Brent

Рисунок 1. https: yandex.ru images search?text Динамика цен на нефть за 2017-2020 г.

Из рис. 1 видно, что максимальная цена на нефть была в ноябре - декабре 2018 г. (более 80 долл. за баррель), выше которой она больше не поднималась. Цены, сложившиеся на 1.05.2020, меньше цен, которые были на в начале 2017 г.

Динамика курса нефти Брент (Brent) дол./баррель за 1990-2020 гг

50 ей НО' Ей 0' iw Н И*0

01.01.1331 El.01.1333 14.01.133« ОБ.01.1333 23.01.2001 1Б.01.200Ч 03.01.2007 27.01.200-= 13.01.2012 03.01.201Б 14.01.2017 11.01.2013

Рисунок 2. https://yandex.ru/images/search?text= Динамика курса цены нефти марки Брент

Из данных рис. 2 следует, что максимальная цена на нефть марки Brent составляла в 2012 г. (более 110 долл. за баррель).

Из-за распространения коронавируса нового типа спрос на мировом рынке нефти понемногу снижался, и тянул за собой цены. Но 9 марта 2020 г. котировки обвалились в среднем на 30 %. Так рынок отреагировал на фактический распад прежней сделки ОПЕК+. Экспортеры не только не договорились о новом сокращении добычи, но и отказались продлевать уже действующие договоренности. Саудовская Аравия заявила, что готова распечатать скважины и быстро нарастить добычу. Все это отразилось на падении стоимости черного золота.

Причина обвала цены на нефть в России в 2020 г.: из-за пандемии и строгих карантинных мероприятий создалась ситуация, когда предложение превысило спрос на миллионы литров нефти. Теперь ее попросту негде хранить, и спекулянты пытаются сбыть фьючерсы (предварительные договора на поставку сырья) по любой цене. Немаловажную роль в падении цен сыграло отсутствие у России страховки на понижение стоимости нефти, как это есть у Мексики. Южноамериканское государство смогло сохранить цену на свое сырье на уровне 60 долларов за баррель именно благодаря прозорливости основных держателей акций нефтедобывающих компаний.

Основными направлениями предусмотрена величина выпадающих доходов при различных ценах на нефть.

Таблица 5

Выпадающие нефтегазовые доходы федерального бюджета при различных ценах на нефть марки "Urals", % ВВП

Цена, долл./барр. 1 год 3 года 5 лет 7 лет 10 лет

40 0 0 0 0 0

35 -0,8 -2,5 -4,4 -6,5 -9,9

30 -1,6 -5,0 -8,9 -13,2 -20,4

25 -2,4 -7,6 -13,6 -20,2 -31,5

20 -3,4 -10,7 -19,0 -28,3 -43,6

15 -4,4 -13,9 -25,0 -37,5 -58,9

Источник: Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов: https://www.minfin.ru/ru/document/?id_4=128344-osnovnye_napravleniya_byudz

Из данных таблицы 5 следует, что при цене нефти марки Urals в размере 40 долл. за баррель федеральный бюджет выпадающих доходов в ощутимых размерах испытывать не будет. Риски начинаются при цене ниже 40 долл. за баррель.

Следует иметь ввиду, что бюджет недополучает средства также с наличием налоговых расходов, которые в настоящее время не являются объектом бюджетного контроля, хотя на практике являются альтернативой другим мерам государственной поддержки, включая прямые расходы. Только на федеральном уровне за последние 5 лет было предоставлено около 100 новых льгот (налоговых расходов), выпадающие доходы по которым к 2019 году превысили 1 трлн рублей. В первую очередь рост выпадающих доходов приходится на налоговые льготы нефтегазовому сектору. В целом же в настоящее время действует более 3,5 тысяч налоговых льгот и преференций (налоговых расходов), установленных на федеральном и на региональном уровнях, общим объемом более 4,5 трлн рублей.

Бюджет недобирает налоговые ресурсы и из-за наличия теневой экономики во внешнеэкономической деятельности, которая «принимает различные формы: это и уклонение от уплаты налогов и таможенных платежей, и проведение фиктивных операций, и сокрытие реальных финансовых оборотов за счет создания и использования подставных и фиктивных фирм, и незаконное перемещение через государственную границу товаров, ценностей и иных предметов (контрабанда)» [6].

«Минимизация налогов при осуществлении внешнеэкономической деятельности, а также использование возможностей низконалоговых гаваней вызывает беспокойство и недовольство, а также использование конкретных карательных мер со стороны международных и национальных организаций. 60 % международной торговли составляют транзакции компаний, и большая часть этого проходит через налоговые убежища, которые взимают нулевые или низкие ставки налога на прибыль» [7].

К снижению ВВП, объемов внешнеэкономической деятельности, увеличению бюджетного дефицита приводят также экономические санкции, включая санкции против проекта «Северный поток-2». Доля доходов федерального бюджета России от экспорта углеводородов значительно снижается. «Серьезное негативное влияние на экономику России оказывают ограничения на экспорт технологий нефтегазового вектора. Наравне с экономическими санкциями негативное влияние на экономику России оказали снижение цен на нефть и обесценивание национальной валюты» [8].

В сложившейся ситуации Россия имеет 3 разработанные сценарии.

Ситуация 1. Нефть отыграет падение и подорожает

По мнению экспертов, Россия не заинтересована в искусственных ограничениях на добычу нефти. Для освоения неразработанных, труднодоступных запасов нужны средства -прибыль от продажи нефти. И при низких ценах российские компании могут покрыть свои затраты, увеличив добычу. Очевидно, что, соглашаясь на сокращение добычи в рамках ОПЕК+, Россия теряла часть рынка, занятую США. При этом интересы России и США в вопросах ценообразования схожи: США, больше, чем Россия, заинтересована в более высокой цене на нефть, так как себестоимость добычи сланцевой нефти выше и нынешние цены неприемлемы для американских компаний.

Ситуация 2. Нефть продолжит дешеветь

Саудовская Аравия, заявив о резком увеличении добычи нефти, рассчитывает на то, что из-за очень низких цен ряд компаний уйдут с рынка, тогда они, оставаясь основным игроком на рынке, смогут увеличить цену на нефть. У Саудовской Аравии самая дешевая себестоимость добычи нефти. Но для бездефицитного бюджета стране нужна цена в 86,3 доллара за баррель, Россию же устроит цена в размере 42 долл. за баррель.

Ситуация 3. Цены будут быстро меняться

Как известно, на биржах торгуют так называемой бумажной нефтью. Это договоры на поставки в будущем. К тому же, биржевые трейдеры очень подвержены влиянию различных инфоповодов и высказываний властей. Ситуация ныне такова, что появление какой-либо хорошей новости повлечет увеличение цены, и, наоборот, плохая новость разрушит цены. Такая ситуация может сохраниться на рынке довольно долгое время.

Спрос на нефть падает из-за коронавируса, с падением спроса снижается цена.

По мнению ряда экспертов, в ближайшее время резких изменений не будет. По-прежнему ожидается восстановление приемлемых цен на нефть к концу 2020 года на отметках выше 55 долл. за баррель. При этом базовый курс рубля на конец 2020 г. в данной связи составит 65-70 руб. за доллар.

В таких условиях именно Россия была инициатором заключения сделки со странами

ОПЕК+.

Соглашение со странами ОПЕК+4

Предыдущее соглашение о сокращении добычи нефти перестало действовать с начала апреля 2020 г., однако цены на нефть резко обвалились уже с марта, когда стало известно, что сделку не будут продлевать. Цена Brent опускалась ниже $20 за баррель.

Страны ОПЕК+ заключили новое соглашение о рекордном сокращении добычи нефти, согласно которому с 1 мая 2020 г. участники сделки ОПЕК+, крупнейшими из которых являются Россия и Саудовская Аравия, сократят добычу нефти на 9,7 млн барр. в сутки. Сделка будет действовать два года - с 1 мая 2020 г. до начала мая 2022 г. Это рекордный уровень снижения добычи нефти за всю историю.

Сделка о сокращении добычи получила название ОПЕК+, как и предыдущая, которая действовала три года - с начала 2017-го до 31 марта 2020 года (в первом квартале 2020 года она предполагала снижение производства нефти лишь на 2,1 млн барр.).

В ОПЕК+ входят 23 страны, а часть членов G20, включая США и Канаду, формально не участвуют в сделке, но также намерены сократить добычу. Кувейт, Саудовская Аравия и ОАЭ согласились сократить добычу на дополнительные 2 млн барр. в сутки. Кроме того, страны G20 договорились о сокращении на 3,7 млн барр. Таким образом, общее сокращение составит минимум 15,4 млн барр. в сутки. Суммарное снижение добычи в мире может составить около 19 млн барр./сутки. Такое масштабное сокращение добычи соответствует резкому падению спроса из-за распространения эпидемии коронавируса - на 20 млн барр. или 20 %. По заявлению российского министра экономики А. Новак, такой ситуации не было никогда - три года назад предложение превышало спрос на 3 млн баррелей в сутки, а сейчас - уже на 20 млн баррелей из-за падения спроса.

Россия снизит добычу нефти на 2,5 млн барр. из оговоренных 9,7 млн в рамках сделки ОПЕК+. Базой снижения будет 11 млн барр., то есть Россия формально сократит добычу на 22,7 %. Но реально российские компании в марте 2020 года в сумме добывали по 10,3-10,4 млн барр., то есть реальное сокращение будет 17-18 %.

По мнению вице-президента ЛУКОЙЛа Леонид Федун, без новой сделки России пришлось бы снизить добычу значительно больше - до 50 %. Положение усложнялось тем, что у России не было бы возможности отгружать нефть, кроме как на собственные предприятия, а в России потребление нефти крайне низкое.

Российская нефть марки Urals в июне 2020 г. резко подорожала Стоимость барреля нефти выросла более чем на $7, цена колебалась на уровне $45-46. Тем временем нефть сорта Brent сейчас дешевеет на новостях о возросшей добыче в США и увеличении запасов до исторических максимумов (24 июня стоимость барреля нефти упала ниже $41, показав снижение более чем на 5 %).

Фонд национального благосостояния (ФНБ)

Формирование ФНБ связано с ликвидацией Стабилизационного фонда. В отличие от Резервного Фонд национального благосостояния предназначен для обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан РФ, а также обеспечения сбалансированности бюджета Пенсионного фонда.

Определение предельного объема расходов федерального бюджета производится исходя из базовых цен на нефть, в связи с чем дополнительные нефтегазовые доходы (доходы с цен выше 42 долл. за баррель) будут направлены на формирование Фонда национального

4 Соглашение о сокращении добычи нефти ОПЕК+. URL: https://ria.ru/20200501/1570845709.html

благосостояния. В ФНБ поступают также доходы от управления средствами Фонда национального благосостояния.

Таблица 6

Объем средств фонда национального благосостояния (ФНБ) на начало года (млрд руб.)

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 1.06.20

ФНБ 2769,0 2695,5 2794,4 2690,6 2900,6 4388,1 5227,2 4359,2 3752,9 4036,0 7773,0 12161,5

% ВВП 7,1 5,8 5,0 4,3 4,3 5,6 6,1 4,7 3,6 3,7 6,8 10,7

Источник: Информационное сообщение Минфина РФ. Объем фонда национального благосостояния Ыtps://www.mmfin.ru/ru/document/?id_4=27068-obem_fonda_natsюnalnog

Как следует из данных таблицы 6, величина ФНБ по состоянию на 1.06.2020 по сравнению с 2010 г. увеличилась в абсолютном размере в 4,4 раза, в относительном по отношению к ВВП - в 1,5 раза.

При реализации ценового шока средних масштабов (снижение цен на нефть до 25-30 $/барр. в течение 3-5 лет) объем выпадающих нефтегазовых доходов за соответствующий период может составить от 5 до 14 % ВВП. Гарантией исполнения всех обязательств государства и сохранения макроэкономической и финансовой стабильности в стрессовых условиях является наличие достаточного объема ликвидных активов в ФНБ.

В этой связи предполагается формирование целостной системы управления средствами ФНБ. Такая система должна:

1. предусматривать механизм минимизации бюджетных рисков посредством обеспечения достаточного объема средств ФНБ в форме ликвидных финансовых активов, необходимого для покрытия выпадающих доходов федерального бюджета в случае реализации масштабного внешнего стресса;

2. содействовать увеличению доходности управления средствами ФНБ при сохранении действенности механизма "бюджетных правил" в части обеспечения стабильности и предсказуемости экономических и финансовых условий вне зависимости от конъюнктуры рынка энергоносителей.

По прогнозам ЦБ РФ, снижение ВВП России может составить 4-6 % в 2020 году. В дальнейшем прогнозируется восстановительный рост российской экономики на 2,8-4,8 % в

2021 году и 1,5-3,5 % в 2022 году. Прогноз Банка России по развитию экономики в текущем году является первым официальным прогнозом российских властей после начала пандемии коронавируса. В базовый прогноз Банка России заложена средняя цена нефти марки Urals на уровне $27 за барр. в 2020 году и ее последующее повышение до $35 и $45 за барр. в 2021 и

2022 годах. Самый большой «вклад» в снижение ВВП в 2020 году внесет падение экспорта, которое может составить от 10 до 15 %.

С учетом вышеизложенного, большое значение приобретает наличие в стране Фонда национального благосостояния.

Заключение

«Вопросы формирования доходов бюджетов нефтегазодобывающих стран приобретают новую остроту в современных условиях, на которые влияют тенденции развития глобальной экономики, геополитические и макроэнергетические процессы. Для нефте- и газодобывающих стран ощутима стагнация на низком уровне цен на мировом рынке, которые, по мнению ряда аналитиков, сохранятся в долгосрочной перспективе» [9].

Для современной России вопросы, связанные с нефтяным сектором, являются жизненно важными, так проблема «нефтяной зависимости российской экономики остается актуальной и в настоящее время. Большую долю в общем объеме экспорта занимает экспорт сырой нефти, а экспорт нефтепродуктов не превышает 1/3 от общего объема экспорта нефти и нефтепродуктов» [10].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Исследование показало имеющуюся тенденцию снижения доли, но все же сохраняющуюся значительную роль нефтегазовых доходов в доходах федерального бюджета, в составе которых в связи со снижением экспорта, соответственно, вывозных таможенных пошлин, преобладает НДПИ.

В составе ненефтегазовых доходов велика доля доходов, связанных с производством (около 50 %), в том числе НДС (внутренний) занимает около 1/3.

Ненефтегазовый дефицит федерального бюджета превышает установленную БК РФ норму (не более 4,7 % прогнозируемого в финансовом году ВВП).

Нефтегазовые доходы бюджета зависят от цены на нефть и количества добычи нефти. В период с 2006 по 5 месяцев 2020 г. нефть марки Urals имела минимальную цену в 2016 г. (41,9 долл./барр.), максимальную - в 2012 г. (110,52 долл./барр.). за 5 месяцев 2020 г. -39,20 долл./барр.

Минимальное количество добытой нефти составило в 2006 г. (481 млн тонн), максимальное - в 2019 г. (560,2 млн тонн), в среднем за год - 520,3 млн тонн. При этом за 5 месяцев 2020 г. добыто нефти в количестве 226,48 млн тонн.

В соответствии с Основными направлениями бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов при цене нефти марки Urals в размере 40 долл./барр. федеральный бюджет риски в ощутимых размерах не будет испытывать. С заключением Соглашения с ОПЕК+ цены на нефть на рынке в некоторой степени стабилизировались. Так, на 2 июля 2020 г. она составляет 42,33 долл./барр.

В условиях дальнейшего непостоянства цен на нефть на мировом рынке на выполнение принятых государством социальных задач по защите населения, бизнеса в связи с пандемией будут направлены имеющиеся средства фонда национального благосостояния.

Между тем, задача сокращения нефтегазовых доходов («слезания с нефтяной иглы»), соответственно, увеличения ненефтегазовых доходов для российской экономики по-прежнему остается актуальной.

Как указывалось выше, согласно Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов ожидается снижение доходов федерального бюджета за счет снижения нефтегазовых доходов, что обусловлено в первую очередь снижением цен на нефть. В этих условиях остается единственный выход для увеличения доходов федерального бюджета: увеличение ненефтегазовых доходов, которое возможно решить двумя путями:

1. увеличить ставки налогов, формирующих ненефтегазовые доходы, что в условиях спада экономики реализовать невозможно;

2. увеличить налоговую базу, в том числе объем ВВП, доходы населения и др., то есть повышение эффективности производства. Как указывалось в проведенном исследовании, из-за имеющей место нефтяной зависимости этот путь решения вопроса во многом будет зависеть от внешних факторов, в том числе от изменений размера спроса потребителей на энергоресурсы. Следует иметь ввиду также то, что в ближайшие годы увеличатся безвозмездные выделения из

федерального бюджета Пенсионному фонду РФ в связи с установлением ставки страховых взносов в части, превышающей размер МРОТ, в пониженном (на 50 %) размере.

Вместе с тем, и при нынешней ситуации имеются возможности увеличения доходов федерального бюджета. Это заключается «в отмене порядка возмещения суммы «входного» НДС экспортерам из федерального бюджета при условии подтверждения реальности экспорта и отнесением этой суммы на расходы, связанные с изготовлением экспортной продукции» [11].

Как известно, если при реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ сумма «входного» НДС возмещается за счет покупателя, то при реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, при условии подтверждения реальности экспорта применяется ставка в размере 0 % и сумма «входного НДС по экспортной продукции возмещается из федерального бюджета.

По данным Сводного налогового паспорта РФ сумма возмещений экспортерам из федерального бюджета составила: в 2016 г. - 5,2 %, в 2017 г. - 5,1 %, 2018 г. - 5,5 % всей суммы налоговых вычетов. Так, начислено всеми налогоплательщиками РФ к уплате в бюджет по декларациям в 2016 г. 4 783 458,5 млн руб., 2017 г. - 5 256 985,1 млн руб., 2018 г. -6 016 705,8 млн руб., в то же время возмещено из федерального бюджета экспортерам соответственно 1 877 731,9 млн руб., 1 875 799,8 млн руб., 2 116 434,9 млн руб., или 39,2 %, 37,5 % и 35,2 % всех сумм НДС, начисленных к уплате в бюджет. Таким образом, более трети НДС, уплаченных в бюджет, возвращается экспортерам.

Как показывают расчеты, отнесение суммы «входного» НДС на затраты уменьшит величину налога на прибыль организаций, и бюджет понес бы потери в 2016 г. 375 546,4 млн руб., 2017 г. - 375 160,0 млн руб., 2018 г. - 423 287,0 млн руб., между тем выигрыш федерального бюджета составит ежегодно в размере 80,0 % от сумм НДС, подлежащего возмещению из бюджета, в нашем случае - в 2016 г. - 1 502 185,5 млн руб., 2017 г. - 1 500 639,8 млн руб., в 2018 г. - 1 693 147,9 млн руб.

При этом очевидно, что цена экспортной продукции подорожает на сумму невозмещенного НДС, что повысит конкурентоспособность экспортной продукции, российских же покупателей оно не коснется.

ЛИТЕРАТУРА

1. Черкасова Е.И., Муллахметова Л.И., Хворова Е.В. Государственное налоговое регулирование в нефтегазовом комплексе // Вестник ВГУИТ. 2018. Т.80 №1 (75), С. 348-356 https://yandex.ru/search/?lr=45&text.

2. Рожина В.Э., Гренадерова М.В. Влияние ресурсного налогообложения на развитие нефтяной отрасли России. В сборнике: Ресурсная экономика в контексте современных тенденций глобализации / Материалы международной научно-практической конференции. 2019. С. 743-747 https://yandex.ru/images/search?text=

3. Слепнева Л.Р. Роль налогов в стимулировании экономического роста регионов Вестник современных исследований. 2019. № 4.7 (31). С. 108-112. https://elibrary.ru/item.asp?id=38553485.

4. Юмаев М.М. Налог на добычу полезных ископаемых: эволюция и новые реалии / Журнал Экономика. Налоги. Право. 2019 https://cyberleninka.ru/article/n/nalog-na-dobychu-poleznyh-iskopaemyh-ev.

5. Пономарева Н.В., Луковкин А.Л. Налоговый маневр в нефтегазовой отрасли: первые итоги действия налога на дополнительный доход и перспективы его развития https://www.pp-mag.ru/jour/article/view/1404#.

6. Е.П. Криничная. Теневая экономика в сфере внешнеэкономической деятельности. В сборнике: Особенности государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в современных условиях // Материалы V Всероссийской научно-практической конференции. 2018. С. 207-214. https://elibrary.ru/item.asp?id=36920149.

7. Сизова А.О. Современные методы борьбы с уклонением от налогообложения в условиях глобализации мировой экономики. / Скиф. Вопросы студенческой науки. 2019. № 5-2 (33). С. 345-350.

8. Головин А.А., Головин А.А., Пархомчук М.А. Последствия мировых экономических санкций для национальной экономики России Фундаментальные исследования. 2018. № 11-2. С. 216-221 https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=42326.

9. Шарф И.В., Цибульникова М.Р. Современные тенденции в формировании и распределении нефтегазовых доходов в бюджетных системах разных стран https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-tendentsii-v-formirovanii-i-raspred.

10. Харвонен А.А. Роль нефтяного сектора в экономиках России и СССР: сравнительный анализ // StudArctic forum. Выпуск 1 (5), 2017, DOI: 10.15393/j 102.art.2017.142 https://www.elibrary.ru/item.asp?id=2982428.

11. Зотиков Н.З. Механизм исчисления НДС: направления совершенствования // Журнал «Финансовая экономика», №3, 2020. С. 353-360 https://elibrary.ru/item.asp?id=42799959.

Zotikov Nikolay Zotikovich

Chuvash state university named after I.N. Ulyanova, Cheboksary, Russia

E-mail: [email protected]

Oil and gas and non-oil and gas revenues, their role in the formation of budget revenues

Abstract. The economy of Russia, like other oil and gas producing countries, is extremely dependent on the level of development of the oil and gas complex. The Russian Federation is a key supplier of oil and oil products to the EAEU countries. The share of oil and gas revenues in federal incomes, although its decrease is observed to some extent, continues to remain at a high level. So, while oil and gas revenues in 2006 accounted for 46.9 % of budget revenues or 10.9 % of GDP, in 2019, they accounted for 39.3 % and 7.2 %.

In the structure of oil and gas revenues, the most significant is MET (about 70 % of revenues). The share of export duties in the amount of oil and gas revenues is constantly decreasing, for example, from 33.4 % in 2018 to 21.5 % in 5 months of 2020, which was influenced by economic sanctions of the Western countries undertaken to weaken the economy of Russia.

At the same time, there has been a continuous tendency to lower prices for crude oil recently, which, in addition to, negatively affects the state of international trade in Russia, negatively affects the exchange rate of the national currency and the revenue side of the budget, which ultimately leads to decrease in the level of economy (GDP) and living standards of the population. So, if the price of URALS oil in 2012 amounted to $110.52 per barrel, then on average for 5 months of 2020 it amounted to $39.2 per barrel.

The decline in oil demand, which will inevitably lead to a decrease in oil prices, was also affected by the spread of coronavirus, which swept the economy of countries around the world.

Under these conditions, the agreement with OPEC+ countries is of great importance, according to which, over 2 years from May 1, 2020, the total reduction in oil production in the world can reach about 19 million barrels per day, which is designed to stabilize the price in the global oil market.

In the article, the author, based on official statistics, studies the role of non-oil and gas and oil and gas revenues in the federal budget and the consolidated budget of the Russian Federation for 2006-2019, the structure of oil and gas revenues of the federal budget, the impact of changes in the cost of Brent and Urals crude oil on the scale of production oil, by the amount of oil and gas revenues, by the amount of shortfalls in the income of the federal budget and the national welfare fund.

Keywords: oil and gas revenues; Brent and Urals crude oil; non-oil and gas budget revenues; non-oil and gas deficits; lost oil and gas revenues; agreement with OPEC+ countries; national welfare fund

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.