Научная статья на тему 'Исполнение федерального бюджета в январе-апреле 2020 г. : профицит бюджета обеспечен за счет роста неналоговых доходов'

Исполнение федерального бюджета в январе-апреле 2020 г. : профицит бюджета обеспечен за счет роста неналоговых доходов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
102
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ / ДОХОДЫ / НЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ / НЕНЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ / РАСХОДЫ / НАЛОГИ / FEDERAL BUDGET / REVENUE / OIL AND GAS REVENUE / NON-OIL AND GAS REVENUE / EXPENDITURES / TAXES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Белёв Сергей Геннадьевич, Тищенко Татьяна Владимировна

За январь-апрель 2020 г. федеральный бюджет сведен с профицитом, однако следует помнить, что нефтегазовые доходы реагируют на изменение конъюнктуры в том же месяце и падение цен на нефть было компенсировано продажей валюты из средств Фонда национального благосостояния, тогда как ненефтегзаовые доходы отстают в своей реакции на изменение налоговой базы на квартал. С учетом того, что розничный оборот и промышленное производство заметно сократились по сравнению с уровнем предыдущих месяцев и соответствующего периода 2019 г., следует ожидать падения поступлений по НДС и налогу на прибыль во втором и третьем кварталах 2020 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXECUTION OF THE FEDERAL BUDGET IN JANUARY-APRIL 2020: BUDGET SURPLUS IS DUE TO NON-TAX REVENUES GROWTH

We analyze dynamic of budget receipts, federal budget expenditures and assets in the National Wealth Fund for January-April 2020. Over the period, the federal budget was executed with a surplus, however one should remember that oil and gas revenues reflect the changes on the market the same month and the plunge in oil prices was offset by the currency sale taken from the NWF and non-oil and gas revenues lag behind in their reaction towards the change in the tax base by a quarter. Provided that retail sales and industrial output declined against the previous months of the corresponding period of 2019, one should project decline in proceeds from VAT and income tax in Q2 and Q3 2020.

Текст научной работы на тему «Исполнение федерального бюджета в январе-апреле 2020 г. : профицит бюджета обеспечен за счет роста неналоговых доходов»

Макроэкономика

ИСПОЛНЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА В ЯНВАРЕ-АПРЕЛЕ 2020 г.: ПРОФИЦИТ БЮДЖЕТА ОБЕСПЕЧЕН ЗА СЧЕТ РОСТА НЕНАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ

С. Г. БЕЛЁВ Т. В. ТИЩЕНКО

За январь-апрель 2020 г. федеральный бюджет сведен с профицитом, однако следует помнить, что нефтегазовые доходы реагируют на изменение конъюнктуры в том же месяце и падение цен на нефть было компенсировано продажей валюты из средств Фонда национального благосостояния, тогда как ненефтегзаовые доходы отстают в своей реакции на изменение налоговой базы на квартал.

С учетом того, что розничный оборот и промышленное производство заметно сократились по сравнению с уровнем предыдущих месяцев и соответствующего периода 2019 г., следует ожидать падения поступлений по НДС и налогу на прибыль во втором и третьем кварталах 2020 г.

Ключевые слова: федеральный бюджет, доходы, нефтегазовые доходы, ненефтегазовые доходы, расходы, налоги.

По оперативным данным Минфина России, доходы федерального бюджета за январь-апрель 2020 г. выросли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года до 20,1% ВВП, или на 0,9 п.п. ВВП, что в основном может быть объяснено эффектом низкой базы (из-за падения ВВП).

Продолжается снижение нефтегазовых доходов бюджета: если за первые три месяца текущего года к аналогичному периоду предыдущего их объем сократился на 1,1 п.п. ВВП (до 7,0% ВВП), то по итогам января-апреля 2020 г. к тому же периоду предыдущего года сокращение составило 2,2 п.п. ВВП, или 588,2 млрд. руб.1, главным образом за счет нефтяной компоненты по НДПИ и экспортных пошлин. Объем дополнительных нефтегазовых доходов по итогам апреля текущего года составил 58,8 млрд. руб., однако, с учетом превышения фактической цены на нефть относительно базовой в январе-феврале, по итогам

первых четырех месяцев 2020 г. объем дополнительных нефтегазовых доходов составил 511,2 млрд. руб. против 966 млрд. руб. годом ранее. (См. табл. 1.)

Ненефтегазовые доходы федерального бюджета за первые четыре месяца 2020 г. выросли по сравнению с январем-апрелем предыдущего года на 1228,6 млрд. руб., или на 3 п.п. ВВП. Однако по основным налоговым расходам было зафиксировано их сокращение на 0,1-0,2 п.п. ВВП, кроме поступлений по внутренним акцизам, которые выросли на 0,2 п.п. ВВП, или на 67,6 млрд. руб.

Кассовое исполнение по нефтегазовым и ненефтегазовым доходам федерального бюджета по итогам рассматриваемого периода и аналогичного временного интервала предыдущего года находится в сопоставимых значениях.

Расходы федерального бюджета за январь-апрель текущего года относительно того

Белёв Сергей Геннадьевич, старший научный сотрудник РАНХиГС при Президенте Российской Федерации; заведующий лабораторией бюджетной политики Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара, канд. экон. наук (Москва), е-таУ; [email protected]; Тищенко Татьяна Владимировна, старший научный сотрудник Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара; старший научный сотрудник РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, канд. экон. наук (Москва), е-таУ: [email protected]

1 Без учета фактического возмещения акциза, который учитывается Минфином России при расчете нефтегазовых доходов.

же периода предыдущего увеличились на 1200 млрд. руб., или на 2,6 п.п ВВП. (См. табл. 2.) Наибольший рост наблюдался по следующим разделам:

• «Социальная политика» - на 0,9 п.п. ВВП, или на 378,9 млрд. руб., что связано с ускоренным освоением бюджетных средств на пенсионное и социальное обеспечение населения на уровне 41,1 и 51% соответственно от утвержденных годовых объемов;

• «Здравоохранение» - на 0,7 п.п. ВВП, или на 264,3 млрд. руб., в основном за счет прироста расходов по статье «Другие во-

просы в области здравоохранения» в 2,8 раза, или на 188,2 млрд. руб.; • «Национальная экономика» - на 0,3 п.п. ВВП, или на 119,2 млрд. руб. Рост бюджетных ассигнований по данному разделу в абсолютных величинах был отмечен практически по всем статьям, кроме подразделов «Топливно-энергетический комплекс» и «Сельское хозяйство и рыболовство». Рост расходов по указанным направлениям согласуется с запланированными мерами поддержки экономики и населения в условиях пандемии коронавируса.

Таблица 1

Основные параметры исполнения федерального бюджета за январь-апрель 2019 и 2020 гг.

2019 г. 2020 г. Изменение

млрд. руб. % кассовое ___ исполнение, ЦЦ п, в % млрд. руб. % кассовое ___ исполнение, DDI I п, в% млрд. руб. % ВВП

Доходы 6361,2 19,2 31,5 7001,6 20,1 34,0 640,4 0,9

в том числе:

Нефтегазовые 2765,1 8,4 33,5 2176,9 6,2 28,9 588,2 -2,2

из них:

НДПИ 1986,5 6,0 33,2 1679,6 4,8 29,0 -306,9 -1.2

вывозные пошлины 778,6 2,4 34,2 497,3 1,4 28,6 -281,3 -1,0

Ненефтегазовые 3596,1 10,9 30,1 4824,7 13,9 36,9 1228,6 3,0

из них:

налог на прибыль организаций 464,5 1,4 39,1 447,4 1,3 36,7 -17,1 -0,1

НДС на товары, реализуемые в РФ 1362,4 4,1 32,0 1354,4 3,9 29,7 -8,0 -0,2

НДС на товары, ввозимые в РФ 852,2 2,6 30,0 836,9 2,4 27,7 -15,3 -0,2

акцизы на товары, реализуемые в РФ 160,6 0,5 30,8 228,2 0,7 23,7 67,6 0,2

ввозные таможенные пошлины 220,0 0,7 30,7 200,8 0,6 30,2 -19,2 -0,1

прочие доходы 536,4 1,6 30,4 1757,0 5,0 34,5 1220,6 3,4

Расходы 5676,2 17,1 31,1 6876,2 19,7 31,5 1200,0 2,6

в том числе:

Процентные 228,4 0,7 31,2 254,5 0,7 28,4 26,1 0,0

Непроцентные 5447,8 16,4 31,1 6621,7 19,0 35,3 1173,9 2,6

Профицит (+) / Дефицит (-) 685,0 2,1 125,4 0,4 -559,6 -1,7

Ненефтегазовый профицит (+) / дефицит (-) -2080,1 -6,3 -2051,5 -5,8 28,6 0,5

Справочно: ВВП (в текущих ценах), млрд. руб. 33 100 34 882

Источник: Минфин России, Федеральное казначейство, ВВП за первый квартал и январь-апрель 2020 г. (оценка и расчеты авторов).

МАКРОЭКОНОМИКА

Профицит федерального бюджета по итогам января-апреля 2020 г. составил 125,4 млрд. руб., или 0,4% ВВП, против 2,1% ВВП за аналогичный период 2019 г.; одновременно сократился и ненефтегазовый дефицит - с 6,3 до 5,8% ВВП. По движению денежных средств федерального бюджета, учитываемых в качестве источников покрытия его дефицита, за исследуемый период следует отметить: ускоренное погашение ценных бумаг, размещенных на внутренних рынках, которое составило 52,1% от годовых назначений, или 304,4 млрд. руб., при объеме размещения в 842,9 млрд. руб.; и сокращение остатков средств федерального бюджета на депозитных счетах на 23,5 млрд. руб. Сальдированный результат по обороту государственных ценных бумаг в иностранной валюте по итогам первых четырех

месяцев текущего года составил 260 млрд. руб., объем выпуска - 405,3 млрд. руб. при кассовом исполнении 100% от утвержденных годовых объемов.

Объем Фонда национального благосостояния на 01.05.2020 г. составил 12,4 трлн. руб., или 10,9% ВВП. Размер государственного внутреннего долга вырос с начала года (10,2 трлн. руб.) незначительно - до 10,6 трлн. руб. Объем внешнего госдолга, напротив, сократился - с 54,8 до 50,9 млрд. долл.

Отрицательная динамика по нефтегазовым доходам в рассматриваемый период была компенсирована использованием средств ФНБ. Однако следует ожидать падения ненефтегазовых налоговых поступлений федерального бюджета во втором и третьем кварталах 2020 г. По данным Росстата, розничный обо-

Таблица 2

Расходы федерального бюджета в январе-апреле 2019 и 2020 гг.

2019 г. 2020 г. Изменение

млрд. руб. % ВВП кассовое исполнение, в % млрд. руб. %ВВП кассовое исполнение, в% млрд. руб. п.п. ВВП

Расходы - всего 5676,2 17,1 31,1 6876,2 19,7 31,5 1200,0 2,6

в том числе:

Общегосударственные вопросы 401,4 1.2 29,4 499,7 1.4 17,3 98,3 0,2

Национальная оборона 1120,1 3,4 37,4 1151,0 3,3 34,7 30,9 -0,1

Национальная безопасность

и правоохранительная 565,8 1,7 27,2 621,8 1,8 25,2 56,0 0,1

деятельность

Национальная экономика 454,9 1,4 16,1 574,1 1,7 19,5 119,2 0,3

Жилищно-коммунальное хозяйство 92,7 0,3 32,8 118,0 0,3 36,3 25,3 0,0

Охрана окружающей среды 79,4 0,2 40,2 105,8 0,3 30,4 26,4 0,1

Образование 330,0 1,0 39,9 385,4 1,1 37,3 55,4 0,1

Культура и кинематография 33,6 0,1 27,4 45,2 0,1 30,2 11,6 0,0

Здравоохранен ие 225,6 0,7 31,6 489,9 1,4 44,3 264,3 0,7

Социальная политика 1766,7 5,3 36,2 2145,6 6,2 41,5 378,9 0,9

Физическая культура и спорт 14,5 0,0 17,8 16,9 0,0 21,2 2,4 0,0

СМИ 20,0 0,1 19,3 25,7 0,1 27,0 5,7 0,0

Обслуживание государственного долга 228,4 0,7 31,2 254,5 0,7 28,4 26,1 0,0

Межбюджетные трансферты 343,1 1,0 34,2 444,9 1,3 42,6 101,8 0,3

Источник: Минфин России (оперативные данные), Федеральное казначейство, расчеты авторов.

рот в России в апреле нынешнего года составил в сопоставимых ценах 76,6% к уровню апреля 2019 г.; кроме того, происходило снижение доли непродовольственных товаров в пользу продовольственных, что означает падение налоговой базы по основной (а не по льготным) ставке НДС.

Также, согласно данным Росстата, в апреле 2020 г. объем промышленного производства

упал по сравнению с соответствующим месяцем 2019 г. на 6,6% и на 9,2% по сравнению с мартом 2020 г. По текущей конструкции бюджетного правила не предусмотрено использования средств ФНБ для компенсации падения ненефтегазовых доходов, поэтому существенного наращивания государственных заимствований сверх намеченного плана следует ожидать во второй половине текущего года. ■

Execution of the Federal Budget in January-April 2020: Budget Surplus is Due to Non-Tax Revenues Growth

Sergey G. Belev — Head of Budget Policy Department of the Gaidar Institute; Senior Researcher of the Budget Policy Department, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Candidate of Economic Sciences (Moscow, Russia). E-mail: [email protected]

Tatyana V. Tischenko — Senior Researcher of the Gaidar Institute; Senior Researcher of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Candidate of Economic Sciences (Moscow, Russia). E-mail: [email protected]

We analyze dynamic of budget receipts, federal budget expenditures and assets in the National Wealth Fund for January-April 2020. Over the period, the federal budget was executed with a surplus, however one should remember that oil and gas revenues reflect the changes on the market the same month and the plunge in oil prices was offset by the currency sale taken from the NWF and non-oil and gas revenues lag behind in their reaction towards the change in the tax base by a quarter.

Provided that retail sales and industrial output declined against the previous months of the corresponding period of 2019, one should project decline in proceeds from VAT and income tax in Q2 and Q3 2020.

Key words: federal budget, revenue, oil and gas revenue, non-oil and gas revenue, expenditures, taxes.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.