Научная статья на тему 'Влияние метода формирования ценностно-мотивационной установки на физкультурно- оздоровительную деятельность социальной системы высшего российского образования'

Влияние метода формирования ценностно-мотивационной установки на физкультурно- оздоровительную деятельность социальной системы высшего российского образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
69
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МОТИВАЦИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПОВЕДЕНИЕ / ДИДАКТИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пономарев Игорь Евгеньевич, Литвинов Виктор Александрович, Пономарев Олег Игоревич

В статье описываются методы проведения занятий по регулированию поведения и убеждений, как основные факторы формирования мотивационно-ценностного отношения студентов к физической культуре. Представлен дидактический подход формирования установки на физкультурно-оздоровительную деятельность, процесс закрепления новой схемы поведения в современной социально-культурной среде вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пономарев Игорь Евгеньевич, Литвинов Виктор Александрович, Пономарев Олег Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние метода формирования ценностно-мотивационной установки на физкультурно- оздоровительную деятельность социальной системы высшего российского образования»

УДК 796 + 378

Пономарев Игорь Евгеньевич

кандидат социологических наук, профессор. Ростовский государственный экономический университет [email protected]

Igor' E. Ponomarev

Doctor of sociology, associate professor. Rostov State University of Economics [email protected]

Литвинов Виктор Александрович .

университет путей сообщения. [email protected]

Victor A. Litvinov

Associate professor. Rostov State University [email protected]

Пономарев Олег Игоревич

преподаватель. Донской государственный технический университет [email protected]

Oleg I. Ponomarev

Teacher.

Rostov Don State Technical University [email protected]

Влияние метода формирования

ценностно-мотивационной установки на физкультурно-оздоровительную деятельность социальной системы высшего российского образования

Аннотация. В статье описываются методы проведения занятий по регулированию поведения и убеждений, как основные факторы формирования мотивационно-ценностного отношения студентов к физической культуре. Представлен дидактический подход формирования установки на физкультурно-оздоровительную деятельность, процесс закрепления новой схемы поведения в современной социально-культурной среде вуза.

Ключевые слова: высшее образование, физкультурно-оздоровительная деятельность, мотивация, физическая культура, поведение, дидактика.

Influence of

formation of value-motivational skills in sports and recreational activities in russian social system of higher education

Annotation. This article describes the methods of classes in the regulation of behavior and beliefs as the main factors of motivation and value attitude of students in physical education. Presented didactic approach of formation of installation on sports and recreational activities, the process of securing new patterns of behavior in the modern socio-cultural environment of the university.

Keywords: higher education, sports and recreation activities, motivation, physical education, behavior, didactics.

Надобность в физической культуре - основная побудительная, направляющая и регулирующая сила поведения фигуры, имеющая : -

, , -

дении свободного времени в кругу друзей. Задача приобщения студентов к ценностям физической культуры требует создания всеобщей системы образования в области физической культуры в учреждениях профессионального образования.

На сегодняшний день ярус физической подготовленности и состояние здоровья учащейся

молодежи не удовлетворяют надобностям соци-

.

факторов сознается физическая культура фигуры в совокупности. Впрочем, нередко общераз-вивающую роль физической культуры сводят лишь к преломляющей среде и видят в ней лишь совершенствование физической составляющей здоровья, а душевно-моральные и общественно-психологические стороны феномена здоровья отдаются на образование и становление иным сферам системы образования. Но при характеристике физической культуры нужно иметь ввиду три её аспекта деятельностный, предметно-

ценностный и персонифицировано-эффектив-,

близости представлений физической культуры и здорового образа жизни фигуры, потому что в обоих случаях речь идет о общественных явле-

ниях, относящихся к психофизическому становлению, оздоровлению, улучшению человека. Специальную важность занятия физической культурой имеют для студенческой молодежи как специальной социокультурной общности, представляющей человеческий потенциал производительных слоев социума.

С позиций методологического подхода основным путем образования личностной физической культуры студентов вузов сознается ее становление в процессе разных видов деятельности в области физической культуры, направленной на их физическое улучшение.

Такой подход к пониманию сущности физической

,

, - -

кого и двигательного компонентов, дозволяет не - -

ния физической культуры студента, но и довести до сознания обучаемых надобность занятий физической культурой и спортом.

При реализации такой цели обучения первоочередной задачей дозволено считать образование у студента мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, установке на здоровый образ жизни, физическое самосовершенствование и самовоспитание, надобность в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом как к социальному явлению. Таким образом, потребностно-мотивационная сфера является системообразующим фактором всех воспитательных воздействий и формируется в процессе общественно-психологического, умственного и двигательного (телесного) воспитания.

При поступлении в вуз студент вынужден приспособиться к комплексу новых факторов, специфичных для вузов. Для того, дабы адаптация происходила больше удачно, нужна специальная

методология ведения занятий по физическому , -

вить надобность к физической культуре и, как следствие, регулировать метаморфоза поведе-. -

дения включает в себя несколько стадий: пред-( -

, ),

(предисловие метаморфозы: взвешивание всех

«а» и «супротив», осознание возражений), ре-( ,

), ( -

лизация решения на практике, определенные ), ( , -

крепление изменений фигурой, реакция препо-), ( -

нее продолжительное и солидное возвращение к

). ,

,

показателем потенциального прогресса: чем

дальше он продвинулся по «спирали измене», -

.

,

по регулированию метаморфозы поведения базировалась на следующих тезисах: учебный

процесс ориентирован на всеобщее становление , -

ния; образовательный процесс затрагивает не -

,

; -

тельном процессе личностно-ориентированных

спецтехнологий и установокии; модели мета, -

волено возвести особенно наилучший путь разрешения проблемной либо конфликтной обстановки либо обстановки выбора.

На занятиях студент учится руководить душевными процессами, эмоциями, чувствами. За счет

, ,

учащийся должен возвести особенно наилучший путь разрешения обстановки. Задача вуза - создание такой социокультурной среды, которая владеет волей выбора. Такая воля нужна студенту для того, дабы обеспечить социальную и профессиональную мобильность фигуры, способной при необходимости стремительно менять профессию, постигать новые общественные роли и функции, быть конкурентоспособной.

При реализации данных тезисов построения занятий у студента формируется мотивационно-ценностное отношение к физической культуре. Дозволено выделить несколько мотивов, которые приводят к изменению в поведении студента: осознание задачи: студент поймет присутствие задачи и важность полученной информации, что создает предпосылки принятия результативных решений для решения поставленных задач; самопереоценка: на чувствительном и разумном ярусе оцениваются превосходства и

недочеты метаморфозы поведения; личное и

:

отрицательных последствиях для окружающих,

изолированность от группы, которая посещает

,

жизнь, надежда в собственные способности;

,

мотивации включает несколько стадий: создание уверенности в себе; приобретение нужной информации; появление чувства компетентности; происхождение понимания нужных изменений.

В процессе образования мотивационно-ценностного отношения студентов к физической культуре, удачное выполнение всякий, в том числе и физкультурно-оздорови-тельной деятельности, на занятиях обеспечивается для фигуры ее технологической устойчивостью при сохранении направленности вектора реализации. Сходственная подготовленность делать соответствующим образом выражена в представле-« », -

тором и регулятором всякий деятельности уча.

,

деятельности; подготовленность, «личная дей-

»,

. :

устойчивый, ступенчатый, целеустремленный нрав протекания деятельности студента, выступает как механизм её стабилизации, дозволяющий сберечь её целенаправленность в постоян-

но изменяющихся обстановках; освобождать учащегося от необходимости принимать решения и произвольно контролировать протекание деятельности в стандартных, ранее встречающихся обстановках.

Любая установка для студента на занятии доносится через убеждение, которое является основным дюже результативным способом воздействия, потому что основывается на субъект-субъектном типе коммуникативного воздействия учитель - уче-

Литература:

1. Виленский М.Я. Основные сущностные характеристики педагогической технологии формирования физической культуры личности // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2001.

2. Выдрин В.М. Физическая культура студентов вузов : учебное пособие. Воронеж : ВГУ, 1991.

3. Кобелев Я. С. Формирование физической культуры личности с использованием компьютерных технологий / Я.С. Кобелев, Ю.А. Умрихин // Теория и практика физической культуры. 2008.

4. Ильин ЕЛ. Психология физического воспитания. М. : Физкультура и спорт, 2007.

5. Факторы, влияющие на результат соревнова-

// .

№ 12, 2006.

6. Белкин АЛ. Идеомоторная подготовка в спорте. М. : Физкультура и спорт. 2009.

ник и полагает способность учителя встать на позиции студента, проанализировать особенности

востребованной речевой обстановки.

, -

онно-ценностной установки на физкультурно-оздоровительную действие у студентов во время занятий по физической культуре дозволяет решить задачи адаптации и закрепления новой

схемы поведения в нынешней социокультурной .

Literature:

1. Vilenskii M.J. The main essential characteristics of pedagogical technology of formation of physical training of the person // Physical culture: education, education and training. 2001.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Vydrin V.M. Physical training of students of high schools: a tutorial. Voronezh : VSU 1991.

3. Kobelev Y.S. Formation of physical training of the person using the computer technologies / Y.S. Kobelev, Y.A. Umrihin // Theory and Practice of Physical Culture. 2008.

4. Ilin E.P. Psychology of physical education. M. : Sport, 2007.

5. Crutial factors of competition // Psycology of physical education. № 12, 2006.

6. Belkin A.A. Ideomotor training in sports. M. Sport, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.