УДК 796 + 378
Пономарев Игорь Евгеньевич
кандидат социологических наук, доцент. Ростовский государственный экономический университет [email protected]
Литвинов Виктор Александрович
доцент. Ростовский государственный университет путей сообщения [email protected]
Решение проблем единства
ВОСПИТАНИЯ, ОБРАЗОВАНИЯ И ОЗДОРОВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ВУЗЕ»
Igor’ E. Ponomarev
Doctor of sociology, associate professor.
Rostov State University of Economics [email protected]
Victor A. Litvinov
associate professor.
Rostov State Transport University [email protected]
Addressing the unity of
UPBRINGING, EDUCATION AND REHABILITATION OF STUDENTS IN THE DEVELOPMENT OF THE PROGRAM «PHYSICAL CULTURE AT THE UNIVERSITY»
Аннотация. В статье отмечается, что проблема сохранения и укрепления здоровья учащейся молодежи является первоочередной задачей в модернизации высшего профессионального образования. Недостаточное воспитание и культура семьи, проблемы образования в школе проявляются в неумении первокурсников правильно строить свой рабочий день, режим труда и отдыха, питания, поддержания личной и общественной гигиены, психорегуляции. Студенты первого курса университета обнаруживают свою неподготовленность к вузовским формам обучения, общению в новом социуме. Только решение проблем единства воспитания, образования и оздоровления студентов в процессе освоения учебной программы «Физическая культура в вузе» способствует формированию будущего трудового, высококвалифицированного и здорового потенциала страны.
Ключевые слова: физическая культура в вузе, здоровье и физическое развитие, воспитательно-образовательный процесс.
Annotation. The problem of preservation and strengthening of students' health is a top priority in the modernization of higher education. Lack of education and culture of the family, problems of education at school are manifested in the inability of freshmen to build properly their working day, time of work and rest, diet, maintain personal and public hygiene, psycho-regulation. First-year students show their lack of preparation for college and university forms of education, communication in the new society. Only solution of the problems of unity of upbringing, education and rehabilitation of students in the development of the training program "Physical training in higher school" contributes to the formation of future employment, healthy and highly potential of the country.
Keywords: physical education in higher school, health and physical development, upbringing and educational process.
По мнению многих ведущих специалистов в области физиологии, психологии, гигиены, современные учебные нагрузки в школах и в вузах по объёму и интенсивности образовательного процесса приближаются к предельно допустимому уровню.
В Российской Федерации остро встал вопрос о сохранении и укреплении здоровья учащейся молодежи и студентов, восстановлении их жизненных сил, гармонизации физического развития в процессе учебных нагрузок. Речь идет о формировании будущего трудового потенциала страны, здоровых дипломированных специалистов, будущих защитников страны. Однако, поднимая проблему оздоровления студентов, мы
стоим перед фактом, что вопрос влияния интеграции современных образовательных систем и физкультурно-оздоровительных технологий на молодой, формирующийся организм пока недостаточно изучен. Особенно ярко и безболезненно проявляется дефицит функциональных, адаптивных и физических качеств в условиях резкой смены учебного и двигательных режимов у вчерашних школьников, ставших студентами университета. Это резко сказывается на их состояние здоровья, дополняя реакцию организма на экзаменационные стрессы и эффект кумуляции утомления к концу учебного года. Студенты первого курса университета обнаруживают свою неподготовленность к вузовским формам обучения, общению в новом социуме. Недостаточное
313
воспитание и культура семьи, проблемы образования в школе проявляются в неумении первокурсников правильно строить свой рабочий день, режим труда и отдыха, питания, поддержания личной и общественной гигиены, психорегуляции. В результате молодой организм не выдерживает, проявляется сбой функционирующих систем, которые несут основную нагрузку во время учебного процесса: центральная нервная система и сердечно-сосудистая, органы дыхания, зрительный, опорно-двигательный аппарат. Вот почему приоритет всей системы учебновоспитательной деятельности университета должен быть направлен на то, чтобы пробудить в студентах мотивацию и личную потребность в сохранении и укреплении здоровья, желание быть образованным и культурным человеком. Молодые люди должны осознать с первых дней пребывания в вузе, что культурный рост и разностороннее развитие, как в учебное, так и во внеучебное время, позволяет им в полной мере самореализоваться в процессе последующей жизни.
В современных условиях жизни психологически и физически слабые, инертные, болезненные люди не могут выдержать высокие нагрузки производственной деятельности, сложностей быта и учебы. В обществе востребованы здоровые, физически развитые, активные, проявляющие разносторонние способности, культурные, интеллектуальные личности.
Странно, но с трудом попав по конкурсу в университет, новоиспеченные студенты не дорожат своими местами в вузе. У 30-40 % нет готовности к учению, овладению знаниями в новых для них науках. Психическая расторможенность отдельных студентов демонстрирует их неумение управлять своими словами и поступками, неумением самоорганизовываться на занятиях. Все это мешает педагогам и целеустремленным, интеллектуально нацеленным студентам.
За последние годы перестройки и демократизации общества в вузовской образовательной системе обнаруживается рассогласованность в походах к учебно-методической работе. В прежние годы делался упор на образование и овладение узкоспециальными профессиональными навыками, но упускался процесс воспитания личности и сохранения ее здоровья.
Воспитательно-образовательный процесс современного российского университета осуществляется на основе новой концепции, где акцент переносится с узкопрофильного подхода к подготовке специалиста на гармоничное интеллектуально-духовное развитие личности. Интенсивный режим обучения при недостаточном уровне двигательной активности и нарушении элементов здорового образа жизни проявляет тенденцию ухудшения адаптационных и компенсаторных механизмов организма, прежде всего со стороны сердечно-сосудистой и нервной систем. Сказывается неумение адаптироваться к новому микро-социуму вузовской среды обитания, несформировавшаяся система сохранения здоровья. Высокая «физиологическая цена» адаптации приводит к истощению функциональ-
ных резервных возможностей организма. Работа «на пределе» провоцирует рецидив хронических заболеваний, особенно со стороны сердечнососудистой, нервной и дыхательной систем. На фоне весенних и зимних перепадов метеорологического комплекса и стресса зачетноэкзаменационного периода у физически ослабленных индивидов проявляются прогрессирующие признаки утомления, снижение физической и умственной работоспособности с вытекающими последствиями для итогов всего учебного года. На фоне плохого состоянии здоровья проявляется снижение мотивации к обучению, негативное отношение к занятиям физической культурой в вузе. Потеря мотивации к здоровью, к элементам оздоровления в личном режиме дня объясняется недостаточным воспитанием в семье и школе. В вузах слишком высок процент студентов, стремящихся любой ценой освободиться от академических занятий физической культурой.
Перед педагогами кафедр физического воспитания вузов стоит задача найти оптимальный баланс физического и образовательного компонентов воспитания на все пять лет обучения студентов, сформировать у них культуру здоровья с использованием средств физической культуры, здорового образа жизни без медикаментозной коррекции, высокой умственной и физической работоспособности. Возникла необходимость активизировать воспитательный процесс в вузе, увеличить удельный вес теоретической подготовки по сохранению и укреплению здоровья и работоспособности, развитию нравственности и духовности будущих специалистов. Единство воспитания, образования и оздоровления студентов удачно сочетается в процессе освоения учебной программы «Физическая культура». С первых дней занятий обнаруживается, что лекционная информация о научно-теоретических обоснованиях значимости физических упражнений для организма вполне адекватно усваивается большей частью студентов, но для 10-15 % других требуется индивидуализировать образовательно-воспитательный процесс.
В вузе ценный объем информации по общим и специальным учебным дисциплинам студент получает на лекциях, лабораторных и практических занятиях. Кроме того, планируется время для самостоятельных занятий для овладения полным объемом учебной программы и подготовке к выполнению тематики текущих занятий. Учитывая различный уровень теоретической подготовки студентов (сильные, средние, слабые), необходимо создавать условия индивидуализации учебного процесса: работа с каждым студентом с учетом его интеллектуальных и психофизических данных, его прилежания и учебной дисциплины. Сильные студенты должны вовлекаться в научно-исследовательскую работу, готовить научные доклады, писать рефераты.
Физически слабые студенты обязаны посещать дополнительные индивидуальные занятия, консультации, выполнять отработки пропущенных и неусвоенных тем учебной программы. Единый подход в предоставлении учебной информации
314
оказывается для слабых студентов неприемлемым в силу их психофизиологических данных, слабых адаптационных и резервных возможностей организма. Индивидуальная работа особенно важна со студентами первого курса, которые нуждаются в дополнительном воспитании, в формировании у них знаний и навыков личной гигиены, режимы питания, мотивации к физической культуре и здоровому образу жизни, самоконтроля за состоянием здоровья.
Острые проблемы здоровья студентов эффективно решаются самостоятельными занятиями студентов физической культурой. Они должны организовываться с учетом состояния их здоровья, уровнем физического развития и физической подготовленности, спортивной квалификации и других индивидуальных способностей личности. И здесь проявляется личная активная мотивация к здоровью, к профилактике, к физической культуре, сформированная на лекциях и методических занятиях. Овладение проблемами и методами самостоятельных занятий способствует в дальнейшем не только внедрению физической культуры и спорта в повседневный быт и отдых студента, но и рациональному использованию свободного времени. Самостоятельные занятия физическими упражнениями и закаливающими процедурами, гигиенический режим и
Литература:
1. Кураев ГА. Программно-аппаратные средства и психофизиологический мониторинг адаптации и здоровья учащихся школ и вузов. ГА. Кураев, ВБ. Бабенко, С. Ю. Карянова. // Валеология. 2003. № 4.
2. Шаханова А.В. Физиологические аспекты адаптации детей и подростков к различным образовательным и физкультурно-оздоровительным технологиям / АБ. Шаханова, К.Д. Чермит, Н.Н. Хасанова // Валеология. 2003. № 4.
3. Ев севе Ю.И. Физическая культура : учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений. Ростов н/Д., 2002. 4
4. Фролов А.Ф. Проблемы здоровья и физической подготовленности студентов / А.Ф. Фролов,
В.А. Литвинов // Известия РГСУ, 2005. № 9.
отказ от вредных привычек способствует улучшению здоровья, что проявляется в лучшем усвоении учебного материала, ускоряет процесс восстановления после интеллектуальных нагрузок и стресса. Повышение адаптационных и резервных возможностей организма повышает эффективность образовательного процесса без ущерба для здоровья студента. Процесс адаптации к новым условиям обучения в вузе, нервнопсихическое напряжение студентов первого курса, а также эмоциональный стресс зачетноэкзаменационного периода - весь этот комплекс специфических реакций организма студентов удается оптимизировать направленным использованием средств физической культуры и спорта и целенаправленных элементов здорового образа жизни.
Объединенные усилия педагогов кафедры физического воспитания в процессе научнотеоретических обоснований (лекционный курс) и развития практических навыков во время занятий физическими упражнениями (академические занятия физкультурой на спортивных сооружениях), вовлечение в тренировки в спортивных секциях, культурно-оздоровительная рекреация решают сложную проблему единства образовательного и культурно-воспитательного пространства в системе высшей школы.
Literature:
1. Kuraev G.A. Firmware and psychophysiological monitoring of adaptation and health in schools and Universities / G.A. Kuraev, V.V. Babenko, S.Yu. Kar-yanova // Valeology. 2003. № 4.
2. Shakhanov A.V. Physiological aspects of adaptation of children and adolescents in different educational and sports and health technology / A.V. Shakhanov, K.D. Chermit, N. Khasanova // Valeology. 2003. № 4.
3. Evseev Yu.I. Physical Education : manual for students of higher educational Institutions. Rostov-on-Don, 2002.
4. Frolov A.F. Problems of health and physical fitness of students / A.F. Frolov, V.A. Litvinov // Bulletin of the Russian State Social University. 2005. № 9.
315