Научная статья на тему 'Проблемы воспитания и формирования культуры здоровья студентов'

Проблемы воспитания и формирования культуры здоровья студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
111
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / ОЗДОРОВЛЕНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ОБУСЛОВЛЕННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ / ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАДРОВ / ВУЗОВСКАЯ СРЕДА / КУЛЬТУРА / НАУКА / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ТРУД И РЕЗУЛЬТАТ ТРУДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Литвинов Виктор Александрович, Пономарев Игорь Евгеньевич

Основные сферы современной жизнедеятельности человека и общества (образование, труд, досуг) требуют приложения всего комплекса человеческих сил и возможностей физических, психологических, эмоциональных, интеллектуальных, духовных. Сложный период перехода страны к рыночной экономике в 90-е годы неблагоприятно отразился на физкультурно-оздоровительном и спортивном движении. Социально-экономи-ческие факторы и условия послужили предпосылкой формирования нездоровых мотиваций у некоторой части учащейся молодежи и студентов, И это негативно отразилось на их состоянии здоровья и физической подготовленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Литвинов Виктор Александрович, Пономарев Игорь Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы воспитания и формирования культуры здоровья студентов»

УДК 796 + 378

Литвинов Виктор Александрович

доцент. Ростовский государственный

университет путей сообщения,

г. Ростов-на-Дону

[email protected]

Пономарев Игорь Евгеньевич

кандидат социологических наук, доцент.

Ростовский государственный

экономический университет

[email protected]

Victor A. Litvinov

Assistant professor, Rostov State

University of communication line

[email protected]

Igor E. Ponomarev

Doctor of sociology, Assistant professor

Rostov State University of Economics,

[email protected]

ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ

ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ

PROBLEMS OF EDUCATION AND CULTURE OF STUDENT HEALTH

Аннотация. Основные сферы современной жизнедеятельности человека и общества (образование, труд, досуг) требуют приложения всего комплекса человеческих сил и возможностей - физических, психологических, эмоциональных, интеллектуальных, духовных.

Сложный период перехода страны к рыночной экономике в 90-е годы неблагоприятно отразился на физкультурно-оздоровительном и спортивном движении. Социально-экономические факторы и условия послужили предпосылкой формирования нездоровых мотиваций у некоторой части учащейся молодежи и студентов, И это негативно отразилось на их состоянии здоровья и физической подготовленности.

Ключевые слова: воспитание, образование, оздоровление, социально-обусловленные заболевания, проблема профессиональных кадров, вузовская среда, культура, наука, интеллектуальный труд и результат труда.

Annotation. Main areas of modern human life and society (education, work, leisure) require the application of complex human forces and capabilities - physical, psychological, emotional, intellectual, and spiritual.

Difficult transition to a market economy in 90 years, affected the fitness and sports motion. Socio-economic factors and conditions were the prerequisite for the

formation of unhealthy motivations some part of students and the students, and this has a negative impact on their health and physical fitness.

Key words: education, training, rehabilitation, and social disease caused by the problem of professional personnel, college environment, culture, science, intellectual work and the result of labor.

Обзор научных публикаций педагогов, тренеров, врачей, гигиенистов, валеологов отражает тревожный факт: в семьях, в школах, и дошкольных учреждениях не уделяется должного внимания культуре здоровья и здорового образа жизни. Среди молодежи отмечается пассивное отношение к физической культуре. Специалисты-профессионалы, занимающиеся обучением и внедрением физкультурно-оздоровительных технологий в учебных заведениях, нуждаются в интеграции научных и учебно-методических связей в области физической культуры, спорта и туризма. Ученым кафедры физического воспитания вузов разных регионов страны необходимы научные и культурные межвузовские связи для единения и развития творческой деятельности в едином научно-образовательном пространстве России [3].

Позитивно-пассивное отношение к физической культуре и спорту проявляют более 50% учащихся общеобразовательной школы. Школьники понимают положительную значимость занятий физической культурой и спортом для организма, но отводят себе роль болельщиков или пассивных наблюдателей. До 10% школьников выражают негативное отношение к занятиям ФК и С, предпочитая более интеллектуальные виды деятельности. До 20% школьников имеют медицинские справки, освобождающие их от уроков физкультуры. До 10% учащихся регулярно не посещают занятия в спортивных залах. В стенах университета эти тенденции возрастают [1].

Основная масса молодых людей, пришедших в вуз, имеют к физической культуре позитивно-пассивное отношение (более 60%) и посещают практические занятия в спортивных залах лишь чтобы получить зачет. Более 20% первокурсников имеют негативное отношение и лишь 12% студентов считают, что ФК и С является неотъемлемой частью их жизни [4].

Дефекты воспитания в семье, несовершенство форм воспитания и образования в предвузовский период роста, развития и становления личности проявляются отсутствием мотиваций к здоровью, к здоровому образу жизни.

Негативно-пассивное отношение к академическим занятиям физической культурой приводит к тому, что часть студентов не выполняет научно-обоснованный объем двигательной активности (не менее 5 часов в неделю), необходимый для нормального функционирования организма, формирования мотивационно-ценностного отношения к личному здоровью и физической культуре. Недооценка роли физической культуры проявляется серьезными последствиями на состоянии здоровья и жизнедеятельности нации в целом.

Рассматривая научно-методические проблемы культуры здоровья студентов и оздоровительные технологии по физической культуре и спорту в учебных заведениях, следует шире и глубже понимать все объекты и субъекты исследования. Наши исследования среди студентов РГУПС - 1200 перво-

курсников и студентов РГЭУ (РИНХ) - 1000 первокурсников показали, что низкий рейтинг здоровья проявляется в недостаточном уровне компетентности в личных показателях здоровья и физического состояния. Большинство опрошенных не смогли ответить на вопросы: индивидуальные показатели веса, роста, ЖЕЛ, ЧСС, АД, время восстановления организма после 20 приседаний. У многих имеются те или иные факторы риска в повседневном образе жизни и поведении. Усиливает прессинг на здоровье не соблюдением элементов гигиенического режима и здорового образа жизни. Первокурсники не владеют методикой конструирования рационального образа жизни.

Довольно большой процент опрошенных имеет низкую медицинскую активность, не владеют теоретическими основами физической культуры, не используют для поддержания здоровья и работоспособности немедикаментозные средства, стимулирующие и общеукрепляющие мероприятия (физические упражнения, закаливание) [1].

Все это говорит о низком уровне мотивации к здоровью и здоровому образу жизни. При таком осознании значимости личного здоровья никакие мероприятия по сохранению здоровья не дадут ожидаемого результата. Надо усилить внимание воспитанию, дойти до сознания, восстановить духовное и нравственное здоровье личности.

Пассивное или даже негативное отношение к физической культуре и спорту является следствием домашнего и школьного дефектов воспитания, того социума, тех людей, кто разработал и «формировал» подрастающее поколение.

Оздоровительный эффект всей системы занятий физической культурой определяется отношением к ней личности. При положительной мотивации создаются условия и предпосылки для достижения главной цели - укрепления здоровья, физического и психологического развития, на базе которых формируется возможность для оптимальной саморегуляции личности в образовании, в трудовой деятельности, в личной жизни. Но прежде необходимо, чтобы вся эта сложная, эволюционизирующая система, огромный багаж человеческой цивилизации были обеспечены политическими, законодательными, социально-экономическими, культурно-образовательными, информационными, социогенными гарантами.

В основу концепции модернизации российской высшей школы взято единство образовательного и культурно-воспитательного процесса, создание вузовской среды с доминантой приоритета воспитания, как ведущего направления управления процессом социализации, развития нравственности, духовности, культуры, в том числе физической и интеллектуальной культуры личности - всех тех качеств, которые получили определение, как феномен интеллигентности [4].

Университетская культурно-образовательная среда с ее материальной базой, квалифицированными кадрами, традициями позволяет эффективно формировать воспитание гармонично и всесторонне развитой личности с высоким уровнем культуры, образованности и духовного здоровья.

В истории нашей страны был период снижения внимания и значимости воспитательной работы, когда упор делался на специальное образование.

Однако, жизнь показала, что внедрение комплекса воспитательных мероприятий в учебно-производственную деятельность студенческой молодежи и вовлечение всех подразделений вуза в воспитательный процесс - острая необходимость постперестроечного периода страны и общества. Становление новых социально-экономических реальностей жизни в Российском обществе четко обнаружило, что образование без воспитания не дает ожидаемого результата. Сегодня каждый вуз стремится обосновать и внедрить в практику учебно-производственной деятельности свою систему воспитательной работы. Каждый университет воссоздает свою систему воспитательной программы.

Личностно-ориентированный подход заинтересованности самого студента в физическом, духовном и нравственном воспитании, осознанная тяга к истинным ценностям жизни создают условия для формирования интеллигентности, культурных мотиваций к освоению навыков здоровых межличностных отношений. Принцип «Табу», система запретов не дают должного эффекта воспитания среди учащейся молодежи и студенчества в XXI веке.

Учителя средних школ и лицеев, педагоги университетов и академий обращают внимание на объективный факт: в наши дни воспитательный процесс зависит от социальной характеристики учащихся и студентов, социально-экономической и культурной принадлежности региона и постоянного места жительства молодежи. Социальный портрет (сельские-городские, богатые-бедные, благополучные семьи, безотцовщина, беженцы, мигранты) студентов требует не единого, не валового подхода в воспитательной работе, а строго индивидуального: принцип адресного воспитания, нацеленного на конкретного человека. Не случайно во многих вузах созданы и эффективно работают в плане воспитания отделы обеспечения студентов. Они, с учетом индивидуальных особенностей, успешно решают проблемы обеспечения общежитием, питанием, дополнительной материальной помощью, культурой свободного времени, занятий физической культурой и спортом, медицинского обеспечения [2].

Резкое расслоение общества по материально-экономическому уровню обеспеченности требует дифференцированного подхода к личности студента. Нервно-эмоциональная атмосфера, стрессы в молодежной среде требуют подчас усилий не только опыта педагога, но и врача. Особенно остро стоит вопрос воспитания среди студентов младших курсов, которые вдруг оказались в новом, не домашнем социуме. Адаптация к вузовской учебно-производственной деятельности и самостоятельной организации своего свободного времени, распоряжения личными финансами, построения межличностных отношений -для многих молодых людей стал экстремально напряженным. Целостность и гармоничность формирования профессиональных и личностно-гражданских качеств возможна лишь при наличии культурно-воспитательной базы, здоровой среды обитания, интеллектуального, социокультурного пространства для становления и развития личности будущего специалиста и гражданина.

Воспитание - обоюдозависимый процесс коллективного сотворчества педагога, учащейся молодежи и общества, социума. Но, делая акцент на ученике, студенте, молодежи, все почему-то забывают об учителе и педагоге.

Педагог вуза, как главный участник педагогического процесса, несет на себе все тяжелые последствия от контактов с обучаемым и действия всего комплекса неблагоприятных факторов окружающей среды, общества, его несовершенства и алогичности. Профессор университета должен сегодня дать научно-обоснованный ответ на вопрос студенческой аудитории: «Если ты умный, почему же ты бедный?»

Таким образом:

1. Образование должно быть качественно, однако абсурды и парадоксы современной действительности ставят в тупик высококвалифицированных педагогов: чему и как учить, воспитывать? Остро стоит проблема квалификации кадров, современных методик, учебников, материальной базы.

2. Здоровая среда обитания в вузе, сформированный психологический климат взаимопонимания и взаимопомощи помогают воспитывать в студентах лучшие человеческие качества, поддерживать традиции, не снижать уровень преподавания.

3. В университетах все чаще встает вопрос дефицита высококвалифицированных кадров, владеющих педагогическими, научными и методическими знаниями и опытом работы. К сожалению, на кафедрах растет число любителей почасовой оплаты, но не знающих и не любящих специфику работы с молодежью в современном вузе.

4. Важно сохранить среди профессорско-преподавательского состава ученых-ветеранов, педагогов, сотрудников, которые стояли у основания и формирования высшей школы, достигшей сегодня высокого уровня развития. Благодаря усилиям которых сохранены лучшие традиции и успехи университетов в России.

5. Союз поколений, как крепкая, дружеская семья, сохранит и умножит лучшие традиции и передаст следующим поколениям чистые помыслы и плоды высококвалифицированного труда во благо обновленной России.

Выводы:

В условиях качественного социально-экономического и культурного преобразования нашего государства остро встает о необходимости усиления и совершенствования процесса воспитания и образования по физической культуре в вузе.

Необходимо внедрять в процесс обучения современные средства и методы воспитания молодежи, направленные на улучшение их физической подготовленности, необходимой для эффективной профессиональной деятельности.

В учебном процессе по физической культуре стоит больше внимания уделять лекционной, методической и консультативной работе со студенческой молодежью.

Необходимо на протяжении обучения в вузе заложить в студентах максимум знаний о собственном здоровье и здоровье сберегающем поведении, чтобы они смогли пользоваться ими всю свою жизнь, создав при кафедрах

физического воспитания и спорта методические кабинеты и учебно-консультативные центры.

Для объективной оценки эффективности и качества постановки воспитательно-образовательного процесса по физическому воспитанию в вузе, на наш взгляд, необходимо включать следующие показатели:

• Уровень теоретических знаний по физической культуре личности.

• Динамику показателей физического развития и физической подготовленности студентов.

• Состояние здоровья и уровень биофизических резервов здоровья студентов.

Литература

1. Виноградов П.А. О современной концепции развития физической культуры и спорта. - Челябинск, 1997. С. 15-35.

2. Воинов В.Б., Литвиненко О.В., Гаусова Л.К., Беляева Г.П. Разработка психологических и нейрофизиологических показателей предрасположенности учащихся и студентов к вредным привычкам, методы профилактики // Валеология. - 2003. № 3.

3. Неведкович С.Д., Орлов В.А. Мониторинг резервов физического здоровья и работоспособности молодежи России // Физическая культура и спорт Российской Федерации: Сб. науч. ст. - Воронеж: Изд-во фирмы «Воронеж», 2000. - Вып. 1. С. 121-129.

4. Филимонова С.И. Физическая культура и спорт. Пространство, формирующее самореализацию личности. - М.: Изд-во «Теория и практика физической культуры», 2004. 315 с.

5. Фролов А.Ф., Литвинов В.А. Образ жизни и здоровье: Метод. указания. - Ростов н/Д, 2003. 26 с.

Literature

1. Vinogradov P.A. On the modern concept of the development of physical culture and sports. - Chelyabinsk, 1997. P. 15-35.

2. Voinov V.B., Litvinenko O.V., Gausova L.K., Belyaeva G.P. Development of psychological and neurophysiological indicators predisposition pupils and students to harm — nym habits, methods of prevention // Valeology. - 2003. № 3.

3. Nevedkovich S.D., Orlov V.A. Monitoring reserves of physical health and serviceability — lities Russian youth / Physical Culture and Sports of the Russian Federation: compilation of scientific articles. - Voronezh, publ. firm «Voronezh», 2000. - Vol. 1. P. 121-129.

4. Filimonov S.I. Physical Culture and Sports. Space forming samoreali — zatsiyu personality. - Moscow: Publishing House «Theory and Practice of Physical Culture», 2004. 315р.

5. Frolov A.F., Litvinov V.A. Lifestyle and Health: Methodical instructions. -Rostov-on-Don, 2003. 26p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.