Научная статья на тему 'Состояние общества, здоровье человека и проблемы воспитания, образования и оздоровления студентов средствами физической культуры'

Состояние общества, здоровье человека и проблемы воспитания, образования и оздоровления студентов средствами физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
483
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА / ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И МАССОВЫЙ СПОРТ В СИСТЕМЕ ОЗДОРОВЛЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пономарев Игорь Евгеньевич, Литвинов Виктор Александрович, Пономарев Олег Игоревич

В статье отмечается, что острая проблема низкого качества здоровья подросткового поколения это не только подтверждение снижения жизнеспособности (индивидуальной и общественной), это доказательство необходимости улучшения качества и благополучия граждан, совершенствование финансирования системы здоровья сбережения, развитие физической культуры и массового спорта, большого внимания воспитания, образования и оздоровления молодежи. Материальные и моральные вложения в здоровье народа позволят более эффективно использовать потенциал единого здорового общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пономарев Игорь Евгеньевич, Литвинов Виктор Александрович, Пономарев Олег Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Состояние общества, здоровье человека и проблемы воспитания, образования и оздоровления студентов средствами физической культуры»

УДК 316

Пономарев Игорь Евгеньевич

кандидат социологических наук, доцент. Ростовский государственный экономический университет [email protected]

Литвинов Виктор Александрович

доцент. Ростовский государственный университет путей сообщения. [email protected]

Пономарев Олег Игоревич

преподаватель. Ростовский государственный строительный университет [email protected]

Состояние общества,

здоровье человека и проблемы воспитания, образования и оздоровления студентов средствами физической культуры

Igor E. Ponomarev

Doctor of sociology, Assistant professor Rostov State University of Economics [email protected]

Victor A. Litvinov

Associate professor. Rostov State University [email protected]

Oleg I. Ponomarev

Teacher.

Rostov State University of Civil Engineering [email protected]

The state of society,

health and education issues, education and health of students means of physical training

Аннотация. В статье отмечается, что острая проблема низкого качества здоровья подросткового поколения - это не только подтверждение снижения жизнеспособности (индивидуальной и общественной), это доказательство необходимости улучшения качества и благополучия граждан, совершенствование финансирования системы здоровья сбережения, развитие физической культуры и массового спорта, большого внимания воспитания, образования и оздоровления молодежи. Материальные и моральные вложения в здоровье народа позволят более эффективно использовать потенциал единого здорового общества.

Ключевые слова: оциальная структура общества, воспитание и образование, физическая культура и массовый спорт в системе оздоровления студенческой молодежи.

Annotation. The acute problem of low quality health teenage generation is not only a confirmation of reduction of viability (individual and social), is proof of the need to improve quality and well-being of citizens, improving health financing system savings, development of physical culture and sports, great attention to training, education and youth rehabilitation. Material and moral investment in people's health will allow to use more effectively the potential of a single healthy society.

Keywords: social structure of society, education and training, physical culture and sports in system of improvement of students.

Социальная структура общества очень сложна и противоречива (богатые - бедные, властьпридержащие, культурные - некультурные, образованные - недоученные, воспитанные -невоспитанные, асоциальные элементы, бомжи, заключенные, силовики, пенсионеры - социально обеспеченные, пенсионеры - нищие, здоровые -больные, инвалиды и др.) Изменившаяся социальная структура общества изменила мотивацию к труду, отношение к образованию и науке. В эпоху экономики это закономерно, но резко осложняет функционирование «внутренних механизмов». В обществе, в молодежной среде произошла резкая смена социальных установок. На фоне бессилия

здравоохранения, клинической медицины, серьезных дефектов школьной системы воспитания и обучения, семейно-бытовых проблем и качества жизни, - возникает острая проблема выживания людей, сокращения жизнеспособности организма, укрепления внутренних механизмов защиты, адаптации, накопления биофизических сил и резервов организма. Если не комфортно человеку - страдает человеческий потенциал, экономическая эффективность системы государства.

Материальные вложения в здоровье народа позволяет более эффективно использовать потенциал единого здорового общества. Это обес-

печит и реализацию Стратегии развития физической культуры и спорта в РФ на период до 2020 г. Только воспитанный, культурный, образованный человек стремится вести здоровый образ жизни, а здоровое общество проявляет интерес к занятиям физической культурой, массовому спорту во имя повышения своей жизни способности, продления трудового возраста и самореализации. Как решаются все эти вопросы в учреждениях высшего профессионального образования, насколько полно осваивают ценностный потенциал физической культуры студенты, -будущие специалисты? Среди студенческой молодежи «тусуются» личности с извращенным воспитанием, вредными привычками, полным отсутствием фундаментального школьного образования, не имеющие культурной базы, открыто игнорирующие образование и науку. От 30 до 40 % первокурсников не имеют аналитического мышления, не способны к творческому поиску, мотивации в учебе.

Проблема кадров квалифицированных специалистов обострилось в связи с изменениями в системе высшего образования не в лучшую сторону. Стране нужны здоровые, компетентные, профессиональные специалисты и честные руководители. Не хватает «технарей» - инженеров и педагогов по физической культуре, тренеров. Нужны специалисты здоровые физически, психически, с высоким запасом адаптационных возможностей, биологических резервов. Ассоциация студенческих профсоюзных организаций Юга России фиксирует серьезный факт: 80 % студентов нуждаются в повышенном внимании врачей. Физическое воспитание студенческой молодежи - как мощный фактор оздоровления, нуждается в научно-методическом обеспечении.

Информационная база мониторинга физического воспитания - неотъемлемая потенциальная часть управления всей системой воспитания, образования, оздоровления. Несовершенство организации воспитательно-образовательного процесса по учебной программе «Физическая культура» в школах и вузах объясняется многими причинами:

- отсутствием должной физкультурно-оздоровительной и спортивной базы, недостаточно полной инфраструктурой, несовременной материально-технической оснащённости мест занятий физической культурой и спортом;

- при оценке эффективности и качестве профессионального образования не учитываются показатели уровня здоровья студентов, физического развития, профессиональной психофизической подготовленности;

- педагоги, тренеры, ученые кафедр физического воспитания не имеют единого понимания методической концепции оценки и качества образования;

- не учитывается теоретическая подготовка, количественный и качественный уровень знаний по учебной программе «Физическая культура». Нет экзамена по ФК, зачет ставят за физическую подготовку. Все это не позволяет сравнить эф-

фективность и качество проводимых занятий ФК в сфере воспитания, образования и оздоровления личности будущего специалиста.

Задача педагогов и ученых кафедры физического воспитания в вузе:

- научить студентов оценивать состояние своего физического здоровья, функционального состояния, физической подготовленности с помощью самоконтроля и простых тестов;

- сформировать мотивацию к здоровому образу жизни при полном исключение вредных привычек;

- уметь самостоятельно строить свой комплекс физкультурно-оздоровительных мероприятий.

Необходимо, наконец-то, поднять социальный статус педагогов вузов. Необходимо оптимизировать финансирование медико-гигиенических, культурно оздоровительных, образовательных учреждений. Уровень здоровья народа и демографические показатели являются объективными показателями социального, экономического, культурного, образовательного и научного развития страны. Эти показатели определяют будущее России, и ее потенциал.

Уровень здоровья населения РФ тревожит специалистов: медиков, социологов, экономистов. Средняя продолжительность жизни в РФ на 810 лет ниже, чем в развитых странах. Смертность населения от болезней системы кровообращения превышает показатели Западной Европы в 4-5 раз, младенческая смертность в 1,52 раза. По данным Минздрава России лишь 14 % школьников старших классов практически здоровы.

Острую проблему низкого уровня здоровья и слабой физической подготовленности школьников и студентов можно успешно решать правильной организацией Воспитания, Образования и Оздоровления в стране подрастающего поколения. Методами профилактики: выявление и устранение факторов риска, ослабления силы неблагоприятных воздействий и условий в среде обитания, активное повышение внутренних сил защиты организма - адаптации, иммунитета, накопления биофизических резервов здоровья, культуры образа жизни. Особого внимания требуют объективные, внешние факторы, явления и причины, неблагоприятно влияющие на здоровье, психо-физические и поведенческие функции подрастающего поколения.

Здоровье закладывается в генах ребенка от генов родителей. Но здоровье родителей часто уже подорвано неблагоприятными условиями и низким качеством жизни, не здоровой общественной средой обитания. Это предопределяет действия механизмов возникновения патологий, генетических заболеваний, врождённых аномалий, морфофункциональных расстройств. По данным научных прогнозов имеется тенденция к увеличению количества детей с отклонениями в состоянии физического и психического здоровья. Серьезные недостатки в воспитательной среде (семья, школа, ближайшее окружение, противо-

речия в общественной жизни, антикультура средств информации, телевидения, компьютерных игр, ложь во взаимоотношениях).

- все это негативно отражается на сознании, мышлении, мировосприятии, поведении и образе жизни детей, подростков, учащихся школ, студентах;

- страдает психо-эмоциональная сфера организма, психическое здоровье подрастающего поколения, что выражается в форме протестно-агрессивного поведения, с выраженной асоци-альностью.

Духовно-нравственный кризис в общественной жизни серьезно затронул семью и здоровые семейные традиции, рушится воспитательно-образовательная система. Духовно-нравственные, культурные ценности заменяются личностно-предметными, материальными достижениями. Индивидуализм, потребление, экономический расчёт, выгода - доминируют.

Физическая культура - мощный и эффективный фактор воспитания, обучения и оздоровления человека. По уровню развития физической культуры в обществе и личном образе жизни можно судить об уровне социального благосостояния, физического и духовного здоровья человека. В сложных, экстремальных условиях жизни именно эта сфера социальной деятельности способна обеспечить социокультурную, физическую, психологическую и духовную адаптацию человека, его выживание. Цель физической культуры и главная стратегическая задача всей системы физического воспитания - формирование личной физической культуры и здорового образа жизни человека.

Достижение поставленной цели невозможно без активной позиции ученика (студента), который должен сам стремиться к достижению лично значимых целей физического, психологического и социального развития. А это невозможно без воспитания, образования, культурного, интеллектуального развития, здорового мышления, самовоспитания личной ответственности за свое поведение, свой образ жизни, свое личное физическое здоровье.

Мотивация к здоровью через занятия физической культурой потребует от студента изменить свой внутренний мир. Для самосовершенствования потребуется овладеть теоретическими знаниями и практическими навыками физической культуры. Мотивация, направленная на здоровье и оздоровительный образ жизни, требует психологической и интеллектуальной готовности студента:

• его осознанного понимания актуальности оздоровительной деятельности, как личной и социальной значимости здоровой жизнедеятельности;

• личного желания овладеть теорией и практикой, системой оздоровительной деятельности, средствами физической культуры;

В структуру понятия «мотивация к здоровью» входят: мотивы, интересы, потребности и ценностные ориентиры студента. Таким образом, могут быть решены проблемы личного физического и психологического саморазвития, самосовершенствования и перспективы самореализации в жизни. Физическое воспитание предусматривает формирование у студентов научно-обоснованной, осознанной потребности в сохранении и укреплении здоровья. Мотивация к здоровье-сбережению, это направленность личности к личному здоровью через физкультурно-оздоровительную деятельность, гигиенический режим, закаливание, здоровый образ жизни, исключение вредных привычек. Многолетние наблюдения за студентами показывают, что первокурсники, не осознавшие значимость физической культуры для сохранения и укрепления здоровья, зачастую не посещают академические занятия по физическому воспитанию (лекции, практические занятия), не занимаются физкультурно-оздоровительной деятельностью самостоятельно, имеют слабую физическую подготовленность, они чаще болеют простудными заболеваниями. Их видимое участие в процессе обучения нацелено лишь на получение зачета по предмету «физическая культура». Этот контингент студентов нуждается в эффективном физическом воспитании, образовании, оздоровлении.

В модернизации и совершенствовании нуждаются все структуры вузовского управления, ответственные за организацию воспитательного, образовательного процесса, науку, за контроль и качество деятельности каждого сотрудника университета и каждого студента.

Выводы. Отсутствие должной координации воспитательно-образовательной и оздоровительной деятельности педагогов-ученых, педагогов-практиков, тренеров и чиновников, ответственных за процесс профессиональной подготовки специалистов в вузе, а так же структур управления и финансирования сферой физической культуры и спортом, - негативно сказывается на работе вузов. В стороне остается и Министерство образования, которое не осуществляет мониторинг эффективности и качества уровня здоровья, физического развития и физической подготовленности студентов в зависимости от качества организации воспитательно-образовательного и оздоровительного процесса в университетах. В результате в высших учебных заведениях страны, где сконцентрированы ученые, педагоги и студенческая молодежь, остро нуждающаяся в укрепление своих физических, психических, социокультурных и духовно-нравственных качеств и возможностей, - педагогический, методический и научный потенциал кафедр физического воспитания и спорта востребован не достаточно. Не учтены и не оплачены многие качественные и количественные показатели специалистов, достигнутые средствами физической культуры и спорта, повседневной воспитательной, образовательной и оздоровительной деятельности педагогов, ученых, тренеров. В стране более двух миллионов человек с высшим образованием, но из-за недостаточной квалификации не удается укомплектовать вновь созданные научно-иссле-

довательские центры. Система подготовки аспирантов и молодых талантливых ученых требует совершенствования, в частности, законодательной базы, регулирующей научную деятельность. Новое поколение молодых ученых нуждается в

Литература:

1. Виноградов П.А. О современной концепции развития физической культуры и спорта. Челябинск. ,1997. с. 15-36

2. Филимонова С.И Физическая культура и спорт. Пространство формирующее самореализацию личности. М., Изд-во «Теория и практика физической культуры», 2004, с. 315.

3. Фролов А.Ф. Образ жизни и здоровья : метод указания / А.Ф. Фролов, В.А. Литвинов. Ростов-на-Дону, 2003. с. 26.

4. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 г. № 1101 -р). М. : 2009.

современном оборудовании лабораторий, экспериментальных полигонов, научно-внедренческих производствах. А пока мы ищем и приглашаем зарубежных ученых для работы в российских вузах.

Literature:

1. Vinogradov P.A. On the modern concept of the development of physical culture and sports. Chelyabinsk, 1997. s. 15-36.

2. Filimonova C.I. Physical Culture and Sports. The space forming the self-realization of the individual. M : Publishing House of the «Theory and Practice of Physical Culture», 2004, s. 315.

3. Frolov A.F. Lifestyle and Health: guidance method / A.F. Frolov, V.A. Litvinov. Rostov-on-Don, 2003. p. 26.

4. Strategy of development of physical culture and sports in the Russian Federation for the period up to 2020 (approved by the order of 7 August 2009, the Government of the Russian Federation № 1101 -p). M. : 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.