Научная статья на тему 'Влияние медиапространства на формирование смысла жизни у современных подростков'

Влияние медиапространства на формирование смысла жизни у современных подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
815
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКИ / СМЫСЛ ЖИЗНИ / СОЦИАЛЬНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИИ / ВИРТУАЛЬНЫЕ ДРУЗЬЯ / УХОД ОТ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ / ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Евсюкова Марина Александровна

актуальность выбранной темы обусловлена проблемами негативного влияния медиапространства на формирование личности современных подростков. Возникла необходимость активно привлекать внимание педагогов и родителей к проблеме «ухода» детей в виртуальный мир

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние медиапространства на формирование смысла жизни у современных подростков»

Влияние медиапространства на формирование смысла жизни у современных подростков Евсюкова М. А.

Евсюкова Марина Александровна / Yevsyukova Marina Aleksandrovna - педагог -психолог, МБОУГимназия №4, Московская область, г. Дзержинский

Аннотация: актуальность выбранной темы обусловлена проблемами негативного влияния медиапространства на формирование личности современных подростков. Возникла необходимость активно привлекать внимание педагогов и родителей к проблеме «ухода» детей в виртуальный мир. Abstract: relevance of the chosen topic due to the problems of the negative impact of media space in shaping the personality of modern teenagers. There was a need to actively attract the attention of teachers and parents to the problem of «care» of children in the virtual world.

Ключевые слова: подростки, смысл жизни, социальные взаимоотношении, виртуальные друзья, уход от действительности, интернет-зависимость.

Keywords: adolescents, the meaning of life, social relationships, virtual friends, escape from reality, Internet addiction.

Подростковый возраст - период активного формирования мировоззрения человека, системы взглядов на действительность, самого себя и других людей. В этом возрасте совершенствуется самооценка и самопознание, что оказывает сильное влияние на развитие личности в целом. Основные личностные новообразования подростка (открытие «Я», осознание своей индивидуальности, возникновение рефлексии, развитие мышления, воображения, формирование нравственного мировоззрения и самоопределение) являются важными внутренними условиями развития ценностных ориентаций.

Прогресс информационно -коммуникационных технологий существенно изменяет отношения ребенка, как со сверстниками, так и со взрослыми. Развитие и жизнедеятельность современных детей осуществляется во многом в искусственной сфере. Компьютер и мобильные устройства становятся неотъемлемой частью их жизни с самого раннего возраста. Современные дети очень быстро овладевают манипуляциями с гаджетами. Наряду с развитием когнитивных качеств личности (получение новых знаний, овладение обобщенными способами действий при решении одного типа задач, развития элементов планирования, прогнозирования и быстроты реакции) есть и факты, которые не могут не настораживать.

Так, современные исследователи отмечают калейдоскопичный характер информированности подростков. Чрезмерная увлеченность детьми компьютерными играми приводит к размыванию границ между реальным и виртуальным миром. В связи с этим, все чаще мы имеем факты агрессивности детей. У них наблюдаются сложности в распознавании эмоций своих партнеров, что ведет к затруднению межличностного восприятия окружающих людей.

Все эти настораживающие факты приходятся на период активной социализации подростков и на становление характера.

Наличие гаджетов, умение ими почти профессионально пользоваться влияют на «завоевывание» авторитета среди сверстников, на статус личности в коллективе и, в конечном счете, на успешность социализации.

За время моего наблюдения и диагностики в МБОУ «Гимназия № 4» учащиеся с 2011 по 2014 год проводили за компьютером столько часов:

• до 2 часов в день (2011 год) - 42 %;

• от 2 до 5 часов (2011 год) - 34%;

• больше 5 часов (2011 год) - 24%.

• До двух часов в день проводили (2014 год) - 31%;

• от 2 до 5 часов (2014 год) - 38%;

• более 5 часов (2014 год) - 31%.

50 40 30 20 10 0

2014 2011

до 2 часов

от 2 до 5 часов

свыше 5 часов

Мы видим, что продолжительность нахождения детей за компьютером возросло. Что же привлекает подростков в виртуальном мире?

Приблизительно виртуальное время нахождения в интернете распределяется таким образом:

• познавательные цели (для школы, для себя) - 52% ответов;

• игры - 48% ответов;

• музыка - 64% ответов;

• фильмы - 34% ответов;

• общение в социальных сетях - 70% ответов.

По результатам анкетирования, в подростковом возрасте наиболее актуальны потребности, значимые для смыслообразования: самоутверждение, наличие друга, желание занять достойное место в коллективе и, конечно же, общение со сверстниками.

У подростков активная жизнь в социальных сетях составляет:

• в 5-6 классах - 38%;

• в 7-х классах - 85%;

• до 92% ответов в 8-10 классах

Социальные сети для подростков становятся средой жизнеобитания: «Интернет - это мое все», -провозглашают они.

Социальные взаимоотношения в сети находятся в режиме реальной жизни. Идет расширение круга «виртуальных друзей», что, несомненно, придает «статусность» самому подростку. Из 103 случайно выбранных участников социальной сети «ВКонтакте»:

• у 14% ребят от 30 до 50 друзей;

• у 24% участников от 50 до 100 друзей;

• 42% ребят имеют от 100 до 250 друзей;

• 20% участников имеют свыше 250 друзей.

от 30 до50 друзей от 50 до 100 друзей от 100 до 250 друзей свыше 250 друзей

Также можно отметить, что 74% опрошенных подростков общаются под своим именем, имеют реальных друзей и доверяют им: «в интернете, в основном, общаюсь со своими одноклассниками и друзьями по школе», «доверяю интернет-друзьям, так как это мои знакомые по школе и секции».

А 26% ребят не доверяют своим «виртуальным друзьям».

Общение в интернете приводит к тому, что подросток «примеряет» на себя различные «имиджевые» маски, «обыгрывая» различные жизненные ситуации (например, в игре «виртуальная сем ья», которая достаточно популярна среди подростков). Чаще всего в «семейной» игре выбирают роли «братьев» и «сестер» - до 75%, роли виртуальных родителей выбирают реже. 18% и 7% пробовали себя поочередно в разных ролях.

Зачем нужны эти игры?

Вот такие ответы давали подростки:

• «виртуальная семья нужна для того, чтобы попробовать себя в семье»; «чтобы почувствовать себя взрослым» - 28%;

• «для того чтобы улучшить общение в семье», «виртуальная семья» - та же игра, что и игра «дочки-матери»; «хочется иметь брата или сестру» - 44%;

• «виртуальной маме можно сказать больше, чем реальной, чтобы не огорчать реальную маму» - 32%;

• влияние виртуальной среды приводит к поверхностному осмыслению фактов, «уходу» от действительности: «все мы живем в виртуальном мире» - таких ответов было 25%.

Адаптация современных подростков к жизни происходит под воздействием навязываемых стандарто в социального поведения. Эти стандарты «прописываются» на популярных страницах, которыми изобилует интернет, и которые ежедневно посещают ребята. Популярность страничек можно определить количеством подписчиков на них Так у группы «NEW DAY» - 1 068 643 подписчиков, у страницы «Удивительный мир» -всего лишь 417 131 подписчиков. На страницах, как в клубе по интересам, можно узнать все. Но самое интересное, что можно встретить «нравственные наставления»: «надо жить в свое удовольствие и плевать, что говорят другие», «мы никому ничем не обязаны», «нас по -прежнему двое: я и моя свобода». Картинки завораживают, меняются, как в калейдоскопе, а у подростков в подсознании остаются не всегда достойные умозаключения и выводы. Наиболее понравившиеся выводы тиражируются по количеству подписчиков, а те, в свою очередь - по своим друзьям.

С одной стороны, молодые люди гордятся тем, что у них много друзей (которым доверяет 74% подростков). Данная востребованность позволяет ребятам чувствовать себя вполне комфортно. Создается иллюзия, что он, подросток, в курсе всей информации, многое знает и находится в кругу единомышленников. С другой стороны, чем больше друзей у нашего подростка и выше его самооценка, тем меньше у него желания заниматься внутренним саморазвитием. В связи с этим, снижается способность к рефлексии, желание искать смысл жизни, формируется позиция наблюдателя и потребителя.

До появления интернета человек чаще искал смысл жизни самостоятельно: он жил, спорил и ошибался. Подростков виртуальная жизнь устраивает больше, чем настоящая: ошибки в игре можно исправить, перезагрузив программу. Поисковые системы выдают результат без всяких усилий со стороны пользователя, тем самым в человеке гаснет любопытство и любознательность. Человеку хорошо в виртуальном мире: нет необходимости меняться, работать над собой. Не имея достаточного жизненного опыта и моральных убеждений, подросток усваивает неправильные установки.

Компьютер может стать эффективным средством развития детей, а может полностью захватить сознание ребенка, лишает его самобытности и негативно воздействует на его развитие.

Чтобы тотальная информатизация жизнедеятельности не привела к размыванию нравственных ценностей и ориентировок, чтобы подросток не потерялся в виртуальной «Матрице», необходимо ввести обязательный компьютерный ликбез родителей. Ответственные за ребенка взрослые должны знать о влиянии медиапространства на развитие детей. Понимая серьезность этой проблемы, они должны быть в курсе общения детей в виртуальном мире: какие группы посещает, и что за информация его привлекает. Особое внимание нужно уделять детям с проблемами реального общения! Пусть подросток делится полученной информацией, рассказывает о проблемах, возникающих в сети. Он должен знать, что в интернет-пространстве нужно вести себя так же осторожно, как и в жизни. Пусть интернет станет помощником в поиске смысла жизни для наших детей.

Уберечь детей от интернет-зависимости можно, если выполнять несколько простых условий:

1. Находить время для общения с ребенком. Важно, чтобы в семье была доверительная атмосфера. Когда родители сажают своего ребенка за клавиатуру, чтобы он не мешал им заниматься своими делами - они сами распахивают дверь для зависимости.

2. Быть для ребенка проводником в интернете. Нужно самим показывать все возможности - и не только игры и социальные сети.

3. Знать, чем занимается ребенок в сети. Важно не шпионить за подростком - он должен иметь право на неприкосновенность личной переписки. Можно добавить ребенка в «друзья» в социальных сетях и поддерживать общение на просторах интернета. Заодно быть в курсе того, с кем он общается.

4. Позаботиться о досуге ребенка. Если у подростка будет достаточное количество интересов и хобби (книги, спорт, музыка, коллекционирование...), то у него не останется времени для бесцельного блуждания по сети. А мотивация использовать интернет в полезных целях будет значительно больше.

Важный момент: эти условия должны выполняться еще до того момента, как Ваш ребенок впервые сел за компьютер, а не тогда, когда его уже из сети не «вытащить за уши».

Самое важное:

Интернет - это важный инструмент для поиска информации, обучения и общения. Для того чтобы ребенок не «потерялся» в сети, родителям необходимо больше выделить времени для общения со своим сыном или дочерью. И позаботиться о том, чтобы их жизнь и отдых были увлекательными и разносторонними.

Литература

1. Клейберг Ю. А. Психология девиантного поведения. Вопросы психологии. 1998.

2. Еникеева Д. Д. Популярные основы психиатрии. - Д.: Сталкер. 1997.

3. Абрамова Г. С. Практическая психология. - М.: Академический проект. 2001.

4. Егоров А. Ю. Интернет-зависимости. Руководство по аддиктологии. СПб.: Речь. 2007.

5. Байярд Р. Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток: Практическое руководство для отчаявшихся родителей. Пер. с английского М.: Просвещение. 1991.

6. [Электронный источник]. Режим доступа: http://www.internet-kontrol.ru/zdorove/profilaktika-internet-zavisimosti.html (дата обращения 17.02.15 г.).

7. [Электронный источник]. Режим доступа: http://vitaportal.ru/psihologiya/internet -zavisimost-u-detej-i-ee-ргой1акйка.Мт!(дата обращения 17.02.15 г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.