УДК 37.018.761
ПСИХОЛОГИЯ ПОДРОСТКОВОГО ОБЩЕНИЯ В УСЛОВИЯХ МЕДИАПРОСТРАНСТВА
Е.А. Малышева
Аннотация. На современном этапе развития системы образования учеными и практиками большое значение уделяется вопросам влияния медиапространства на развитие ребенка. Еще несколько лет назад речь шла о преимущественно негативной роли этого фактора социализации. Но эти изменения, существенно изменившие жизнь детей и образовательный процесс на всех ступенях образования, являются частью современной реальности, и наша задача - пересмотреть и использовать возможности медиапространства в образовательном процессе, в создании условий для развития ребенка, учитывать эти условия в его социальном развитии.
В статье рассмотрены результаты изучения влияния медиапространства на общение подростков. Анкетирование показало, что подростки являются активными пользователями социальных сетей, все же предпочитают реальное живое общение. Такое общение удовлетворяет их потребности в доверительном отношении, понимании. На основе полученных результатов автором сформулированы психолого-педагогические условия формирования опыта общения у подростков.
Ключевые слова: общение, подростки, медиапространство, социальное развитие, общеобразовательная организация.
PSYCHOLOGY OF THE ADOLESCENT COMMUNICATION IN TERMS OF MEDIA SPACE
E. Malyshevа
Abstract. At the present stage of development of the system of Education, scientists and practitioners pay great attention to the impact of media space on the development of the child. A few years ago it was spoken mainly about the negative role of this factor of socialization. But these changes, which have significantly changed the lives of children and the educational process at all levels of Education, are part of modern reality and our task is to review and use the opportunities of media space in the educational process, in creating conditions for the development of the child, taking into account these conditions in his social development.
The article deals with the results of studying the influence of media space on communication among adolescents. The survey showed that despite the fact that teenagers are active users of social networks, they still prefer real-live communication. Such communication meets their needs for trust, understanding. On the basis of the obtained results the author formulates psychological and pedagogical conditions for the formation of communication experience within adolescents.
Keywords: communication, teenagers, media space, social development, educational organization.
Общение является одним из необходимых факторов формирования личности, важнейшим условием социального становления личности. На протяжении многих лет данная тема являлась актуальной и неоднозначной, она стала предметом изучения философов и социологов (Б.Д. Парыгин, И.С. Кон и др.), психолингвистов (А.А. Леонтьев и др.), ученых в области социальной психологии (Г.М. Андреева, Б.Ф. Поршнев и др.), специалистов по детской и возрастной психологии (Я.Л. Коломинский, B.C. Мухина и др.).
По мнению Е.П. Ильина, «человеческое общение - это связь между людьми, приводящая к возникновению обоюдного психического контакта, проявляющегося в передаче партнеру по общению информации (вербальной и
невербальной) и имеющего целью установление взаимопонимания и взаимопереживания» [1, с.205].
По мнению С.И. Самыгина, Л.Д. Столяренко, процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения. Поскольку человек вступает в общение всегда как личность, постольку он воспринимается и другим человеком - партнером по общению, так же как личность. Впечатления, которые возникают при этом, играют важную регулятивную роль в процессе общения. Во-первых, потому, что, познавая другого, формируется сам познающий индивид. Во-вторых, потому, что от меры точности «прочтения» другого человека зависит успех
организации с ним согласованных действий [4, с.143].
Именно эта особенность общения вызывает трудности в принятии виртуального общения как полноценного факта взаимодействия. Собеседники не видят, не воспринимают непосредственно сигналы друг друга, а считывают их с экранов «гаджетов» и пытаются дополнить полученную информацию за счет «смайликов», пытающих компенсировать эмоциональную оставляющую коммуникации.
В процессе общения взаимодействуют как минимум два человека, и каждый из них является активным субъектом и каждому приходится принимать в расчет не только потребности, мотивы, установки другого, но и то, как этот другой понимает мои потребности, мотивы, установки.
По мнению М.И. Лисиной «общение - это взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата». Общение выполняет многообразные функции в жизни людей. Наиболее значимы среди них: развития межличностных отношений, организация совместной деятельности и познание людьми друг друга [2, с.31].
Мы согласны с мнением о том, что общение есть взаимодействие между участниками, каждый из которых является носителем активности и предполагает ее в своих партнерах.
Значимой характеристикой общения выступает то, что каждый его участник должен проявлять активность, субъектные качества. При этом человек инициативно воздействует на своего партнера по общению, а партнер воспринимает его воздействия, отвечая на них. Ситуация общения предполагает попеременное действие и восприятие воздействий друг друга [3].
При таком восприятии сущности общения, виртуальное взаимодействие тоже можно отнести к общению, но с учетом определенных особенностей.
Общение людей на разных возрастных этапах является важной составляющей полноценной жизни каждого из них, дефицит общения отражается на формировании личности. Особенно заметным это становится в подростковом возрасте.
Эмоциональное общение со сверстниками, выступая ведущей деятельностью, оказывает огромное влияние на развитие подростка.
Во-первых, оно решает воспитательные задачи с помощью воздействия мнения товарищей на самооценку и самоотношение подростка.
Во-вторых, сверстники являются для подростка проводниками специфической информации (мнение друг о друге, информацию о взаимоотношениях полов и др.).
В-третьих, группа сверстников создает эмоциональное единение, основанное на общности интересов, схожем эмоциональном реагировании на события и ситуации. В общении с друзьями, подростки познают нормы, ценности, цели, средства социального поведения, социализируются [5].
Уже несколько десятилетий дети с раннего возраста активно осваивают медиапространство, которое ежедневно окружает их и становится привычным. Очень важным аспектом является воспитание культуры общения в медиапространстве посредством ознакомления с медиапродуктами (телевидение, компьютерные технологии, печатные издания).
С приходом интернета в жизнь подростка границы общения сильно раздвигаются, ведь интернет позволяет общаться с людьми, находящимися в любой точке земного шара. Современные подростки являются активными пользователями социальных сетей, и могут часами просиживать здесь в поисках интересной для него информации. Причин тому множество. В пространстве Интернета подросток может «сломать» стигматизацию реальной жизни и стать тем, кем он хочет, создать о себе впечатление по своему усмотрению. Он по собственной инициативе завязывает контакты или избегает их. Нередко именно эта свобода толкает молодых людей на преступления, обман. Они скрываются под чужим именем и считают, что могут, таким образом, избежать наказания. Другие сами становятся жертвами всемирной паутины.
Для изучения особенностей и предпочитаемого характера общения со сверстниками в подростковом возрасте нами было проведено анкетирование респондентов 13 -14 лет (п=26) одной из школ города Костромы: 14 девочек (54%) и 12 мальчиков (46%).
На вопрос: «Для каких целей Вы используете Интернет», респонденты ответили:
- общение - 84%;
- развлекательные цели - 54%;
- помощь в учебе - 76%;
- неопределённые цели - 19%
90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
84%
Общение
54%
Развлекательные, игровые цели
76%
19%
Помощь в учебе, Неопределенные цели получение информации
Рисунок 1. - Цель использования Интернета подростками
На вопрос: «Какое общение для Вас предпочтительней», учащиеся ответили:
- виртуальное общение - 41,8%;
- реальное общение - 58,2%.
На вопрос: «Какие потребности Вы удовлетворяете в процессе общения?» подростки ответили:
- потребность в обсуждении общих тем -84%;
- потребность в понимании - 87,4%;
- потребность в доверительных отношениях - 83,6%;
- потребность быть услышанным, понятым - 84%.
На вопрос: «Какие темы Вы обсуждаете в процессе общения?» респонденты ответили:
- школьные проблемы - 68,4%;
- обсуждение кинофильмов, телепередач -64,6%;
- литература и искусство - 15,2%;
- обсуждение моды, предметов одежды -49,4%;
- обсуждение музыки - 87,4%;
- рассказы о своей семье, о различных ситуациях, связанных с семьей - 32 %.
На вопрос: «С какой категорией лиц Вам приятней общаться?», подростки ответили:
- одноклассники, сверстники - 81%;
- со старшими ребятами (девочками) -30,4%;
- с младшими по возрасту - 3,8%;
- со взрослыми людьми - 23%;
- с представителями своего пола - 81%;
- с представителями противоположного пола - 34,2%;
- смешанные компании - 19%.
90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
3 Столбец!
одноклассни ки
сверстники 81%
30%
4%
со старшими с младшими ребятами по возрасту
со
взрослыми людьми
23%
с
представит. своего пола
81%
с
представит. смешанные противополо компании жного пола 34,20% 19%
Рисунок 2. - Предпочтения подростков в общении
На вопрос: «В каких местах Вы предпочитаете общаться?», респонденты ответили следующим образом:
- дома - 72,2%;
- на улице - 22,8%;
- в школе - 91,2%.
На вопрос: «Испытываете ли Вы потребность в уединении?»
- да - 76%;
- нет - 24%;
- не знаю - 0 ответов.
Анкетирование показало, что, несмотря на
существенное влияние медиапространства на все сферы человеческой жизни, реальное общение подростков друг с другом превалирует. При этом, виртуальное общение, несомненно, тоже занимает лидирующие позиции. Такой вариант общения позволяет передавать информацию оперативно, вне зависимости от места нахождения собеседника, позволяя испытывать иллюзию присутствия собеседников рядом.
В данном возрасте он испытывает огромную потребность в понимании, в доверительном отношении к нему. Он особенно остро чувствует свою значимость и любую критику со стороны взрослых воспринимает агрессивно. В процессе взаимодействия друг с другом подростки учатся самоанализу и рефлексии. Взаимная заинтересованность, совместное
времяпровождение, общение имеют
исключительную важность. У него появляются тайны, которые он доверяет уже не родителям, а обретенному другу. Общение со сверстниками позволяет подростку определить свои возможности в этой сфере.
В условиях погруженности в медиапространство современный подросток получает постоянный поток разноплановой и разнохарактерной информации, большая часть которой не имеет ценности для ребенка. Наряду с этим, значительная доля информации не предназначена для данной возрастной аудитории или негативно воздействует на сознание молодого человека. В связи с этим становится важным уметь вычленять ценное «информационное зерно», критично подходить к получаемым сведениям. На основании этого мы предположили, что развитие общения подростков в условиях медиапространства будет успешным, если у детей формируется способность критически воспринимать полученную информацию.
Образовательная среда современной школы пронизана медиапростанством, а это технические и информационные возможности, которые важно принимать и использовать всем субъектам
образовательного процесса: и обучающимся, и педагогам и родителям. Взрослые участники образовательного процесса подчас видят в техническом прогрессе лишь зло, но грамотное использование средств Интернета, компьютерных технологий и технологий дистанционного обучения может значительно расширить образовательные возможности и рамки взаимодействия «учитель - ученик». Сложность состоит в том, что педагоги и родители должны быть не только морально готовы их принять, но и разбираться в этих вопросах для грамотного использования возможностей медиапространства в образовательном процессе. В связи с этим мы предполагаем, что развитие общения подростков в условиях медиапространства будет успешным, если повышается уровень компетентности родителей и педагогов в информационных технологиях как субъектов образовательного процесса.
В условиях погруженности детей и взрослых в систему социальных сетей, новостных лент и поисковых систем, виртуальное взаимодействие существенно «перетянуло» на себя решение коммуникативных задач между людьми. Многие исследователи говорят об «однобокости», искаженности такого общения: передавая информацию друг другу, люди исключили невербальные каналы восприятия,
эмоциональную составляющую взаимодействия и т.д. Молодое поколение может легко высказаться и проявить себя в социальной сети, быть звездами интернет-форумов, но теряется перед реальным выступлением в классе на уроке. Происходит деформация в формировании коммуникативных навыков у подрастающего поколения как в общении друг с другом, так и в общении со взрослыми, которые подчас не понимают, не принимают эту культуру, разговаривают со своими детьми «на разных языках».
В связи с этим мы предполагаем, что развитие общения подростков в условиях медиапространства будет успешным, если создаются условия для установления доверительных отношений между ребенком и взрослыми на основе знаний его возрастных особенностей и потребностей.
Представленные условия положены нами в основу программы опытно-экспериментальной работы, проводимой на базе школ города Костромы.
Целью программы является повышение медиаграмотности педагогов и родителей и формирование критического восприятия детьми полученной информации на основе умений анализировать, логически осмысливать,
обобщать, делать выводы, формировать свою точку зрения.
Мы предполагаем, что учет сформулированных условий позволит получить
нам позитивные результаты по итогам реализации программы опытно-
экспериментальной работы по развитию общения подростков в условиях медиапространства.
Литература:
1. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин.
- СПб.: Питер, 2004. - 509 с.
2. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И. Лисина. - СПб; 2009.
3. Немов Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учебных заведений: в 3 кн. / Р.С. Немов. - 4-е изд.
- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. - Кн.1: Общие основы психологии. - 688 с.
4. Самыгин С.И. Психология для студентов вузов / С.И. Самыгин, Л.Д. Столяренко. - 3-е изд. -Ростов н/Д: Феникс, 2011. - 157 с.
5. Хухлаева О.В. Психология подростка / О.В. Хухлаева. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 150 с.
Сведения об авторе:
Малышева Елена Александровна (г. Кострома, Россия), аспирант кафедры психолого-педагогического образования ФГБОУ ВО «Костромской государственный университет», заведующий муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Костромы «Детский сад № 25», e-mail: [email protected]
Data about the author:
E. Malysheva (Kostroma, Russia), post-graduate student of the Department of psychological and pedagogical education of the Kostroma state University, Head of the municipal budget pre-school Educational Institution of the city of Kostroma «Kindergarten № 25», e-mail: [email protected]