Научная статья на тему 'Диагностика влияния рисков интернет-пространства при использовании школьниками старшего подросткового возраста гаджетов'

Диагностика влияния рисков интернет-пространства при использовании школьниками старшего подросткового возраста гаджетов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
4717
617
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РИСКИ ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВА / ПРИЧИНЫ НЕБЕЗОПАСНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГАДЖЕТОВ / ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ / ПОДРОСТКИ / RISKS OF THE INTERNET / REASONS FOR UNSAFE GADGETS USE / INTERNET ADDICTION / ADOLESCENTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Максимов Андрей Сергеевич, Мануйлова Лидия Михайловна

В статье рассматривается проблема влияния рисков интернет-пространства на формирование у школьников старшего подросткового возраста гаджет-зависимости. Цель исследования анализе ряда субъективных причин небезопасного использования подростками современных гаджетов, наиболее часто встречающихся контентных и коммуникационных онлайн-угроз, обусловливающих небезопасное использование гаджетов подростками, негативных последствий их небезопасного использования. В качестве диагностических методов использовались опрoсник «Гаджет-зависимость» (Л. Н. Юрьева и Т. Ю. Больбот), опросник Г. Айзенка, направленный на выявление уровня тревожности, фрустрации, агрессии и ригидности подростков; разработанные авторами анкеты для сбора информации о сформированности у обучающихся селфи-зависимости и выявления мнения родителей о возможной зависимости их детей от гаджет-средств. Проведённый авторами анализ результатов диагностики гаджет-зависимости, зависимости от Интернета у учащихся 8-9 классов общеобразовательных школ г. Омска (с помощью обследования 76 обучающихся и 38 родителей) актуализирует проблему дифференцированного осуществления профилактической и коррекционной работы с учащимися для преодоления развития интернет-зависимости, формирования у подростков навыков безопасного поведения, обучения родителей правилам работы и общения в сети, использованию программ родительского контроля, организации свободного времени и здоровьесберегающего режима дня обучающегося.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIAGNOSTICS OF THE INTERNET RISKS INFLUENCE WHEN GADGETS ARE USED BY SENIOR SCHOOL STUDENTS

The article deals with the problem of the Internet risks influence on the gadget dependencies formation in senior adolescence. The purpose of the study is to analyze a number of subjective reasons for the unsafe use of modern gadgets by teenagers, the most common content and communication online threats that cause unsafe use of gadgets by teenagers, the negative consequences of their unsafe use. The "Gadget Dependency" test (L.N. Yurieva and T. Yu. Bolbot) was used as a diagnostic method, as well as the G. Eysenck's questionnaire aimed at revealing the level of anxiety, frustration, aggression and rigidity of adolescents; some questionnaires developed by the authors to collect information concerning selfie dependence formation and the parents' opinion identification about the possible dependence of their children on gadgets. The analysis of results of gadgets and Internet dependence diagnostics among the 8-9th classes students of general education schools in Omsk (by means of 76 student and 38 parents examination) foregrounds the problem of differentiated realization of prophylactic and correction work with students to overcome the internet-dependence, to form safe behavior skills in teenagers, to teach the parents the rules of work and communication in the Internet, to use the programs of paternal control, to organize the spare time and health saving mode of day regimen.

Текст научной работы на тему «Диагностика влияния рисков интернет-пространства при использовании школьниками старшего подросткового возраста гаджетов»

УДК 159.922.7 Б01 10.17238^^998-5320.2018.31.94

А. С. Максимов,

Омская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации

Л. М. Мануйлова,

Омский государственный педагогический университет

ДИАГНОСТИКА ВЛИЯНИЯ РИСКОВ ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВА ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ШКОЛЬНИКАМИ СТАРШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА ГАДЖЕТОВ

В статье рассматривается проблема влияния рисков интернет-пространства на формирование у школьников старшего подросткового возраста гаджет-зависимости. Цель исследования - анализ ряда субъективных причин небезопасного использования подростками современных гаджетов, наиболее часто встречающихся контентных и коммуникационных онлайн-угроз, обусловливающих небезопасное использование гаджетов подростками, негативных последствий их небезопасного использования. В качестве диагностических методов использовались опросник «Гаджет-зависимость» (Л. Н. Юрьева и Т. Ю. Больбот), опросник Г. Айзенка, направленный на выявление уровня тревожности, фрустрации, агрессии и ригидности подростков; разработанные авторами анкеты для сбора информации о сформированности у обучающихся селфи-зависимости и выявления мнения родителей о возможной зависимости их детей от гаджет-средств. Проведённый авторами анализ результатов диагностики гаджет-зависимости, зависимости от Интернета у учащихся 8-9 классов общеобразовательных школ г. Омска (с помощью обследования 76 обучающихся и 38 родителей) актуализирует проблему дифференцированного осуществления профилактической и коррекционной работы с учащимися для преодоления развития интернет-зависимости, формирования у подростков навыков безопасного поведения, обучения родителей правилам работы и общения в сети, использованию программ родительского контроля, организации свободного времени и здоровьесберегающего режима дня обучающегося. Ключевые слова: риски интернет-пространства, причины небезопасного использования гаджетов, интернет-зависимость, подростки.

Проблема. Интенсивное развитие информационных технологий приводит к появлению всё новых приспособлений - гаджетов - нестандартных технических устройств, выполняющих одновременно несколько функций (планшетные компьютеры, смартфоны, электронные книги, часы с множеством встроенных функций и др.), способных облегчить жизнь человека, сделать её более комфортной и удобной. Очень быстро гаджеты стали играть важную роль и в жизни современных подростков, оказывая существенное влияние на их поведение, ценностные ориентации и установки, развлечения, социальную и познавательную активность. Молодёжь уже трудно представить без гаджетов, главными достоинствами которых являются обеспечение быстрой и доступной связи, удобный поиск информации, наличие обучающих функций.

Однако, как известно, в глобальной сети находится не только полезная информация, но и контент агрессивного и социально опасного содержания. Поэтому, несмотря на пользу и многие преимущества гаджетов, их использование подростками сопряжено с потенциальными рисками, с возможным негативным, иногда даже разрушающим влиянием Интернета. Неслучаен и тот интерес, который проявляют к изучению рисков интернет-пространства, их возможного и реального влияния на психическое и физическое здоровье несовершеннолетнего отечественные [1; 2 и др.] и зарубежные [3; 4 и др.] исследователи.

Список контентных и коммуникационных онлайн-угроз сейчас непрерывно расширяется, к таким внешним угрозам относятся: кибербуллинг (травля, оскорбления или угрозы, посылаемые жертве с помощью средств электронной коммуникации), троллинг (издевательства в сетевом общении или провокация пользователей с целью получить от них эмоциональные комментарии), кибер-мошенничество, получение с помощью гаджетов личной информации для её преступного использования в реальной жизни, незаконный сбор персональных данных несовершеннолетних и их распространение, вовлечение несовершеннолетних в опасные сетевые игры, доступность сайтов для взрослых (в частности, с фотографиями и видеоматериалами аморального характера, изображениями сцен насилия), сайтов агрессивной (пропагандирующих терроризм, ксенофобию) и аутоагрессивной

направленности, вовлечение в деятельность деструктивных организаций (сект, групп (например, групп смерти), террористических организаций и др.) [5; 6].

Психосоциальный вред, который может принести подросткам небезопасное использование гаджетов, заключается не только в возникновении у них физических и психических расстройств, но, что случается гораздо чаще, и в формировании отклонений в поведении, заключающихся в проявлении жестокости к другим людям, попытках суицида, в предпочтении виртуального мира реальности, развитии номофобии - зависимости от гаджетов [7; 8].

Методология. Во многом небезопасное использование гаджетов подростками обусловлено их возрастными особенностями.

Известно, что развитие личности подростка происходит через межличностные отношения. Социальные сети позволяют легко познакомиться с понравившимся человеком, найти сверстника, понимающего и разделяющего твои интересы; в сетях подросток может свободно высказывать свои мысли и выражать чувства, демонстрировать «взрослость» и самостоятельность, представляя свой желаемый, соответствующий требованиям подростковой субкультуры образ, а не реальный, часто далёкий от этих требований.

В виртуальном мире, где отсутствуют запреты и ограничения морально-этического и социального планов, подростки стремятся уйти от своих проблем и трудностей, дать выход накопившимся эмоциям. Чрезмерное «пребывание» в этом мире, где подростки чувствуют себя увереннее, чем в реальном социальном пространстве, приводит к тому, что они на подсознательном уровне отвыкают от необходимости соблюдения единых, установленных для всех правил, нести ответственность за любые (в т. ч. и негативные) последствия собственных действий, от неизбежности наказания за агрессивное поведение и нарушение закона и т. д. Увлечённость агрессивными играми приводит к тому, что они начинают применять подобные методы решения проблем в реальной жизни [9]. Следствием использования социальных сетей становятся возникающие у подростков затруднения и дальнейший отказ от установления связей с окружающими в реальном мире.

Подросткам свойственно безответственное отношение к своей безопасности, при возникновении сложных, потенциально или реально опасных ситуаций (как объективного, так и субъективного плана) они, с одной стороны, склонны преуменьшать степень их опасности, с другой стороны, переоценивают свои возможности по их преодолению. В неоправданно рискованных, необдуманных поступках проявляется и характерное для подростков стремление приобрести новый для себя опыт, доказать свою взрослость. Слабый волевой и эмоциональный контроль, потребность понравиться сверстникам могут привести к совершению опасных действий по отношению к себе, другим людям.

Эти возрастные особенности образуют для подростков ещё одну зону риска при, казалось бы, невинном увлечении селфи. Одна из причин этого увлечения - подражание, потребность в создании своего образа, возможно, далёкого от реальности, но соответствующего образу преуспевающего, благополучного, бесстрашного человека, для которого риск - это одна из привлекательных форм получения удовольствия. В становлении подобного поведенческого стереотипа велика роль телевидения, Интернета, призывающих к активному действию, соревнованию, результаты которого легко отразить, запечатлев момент успеха.

Выкладывая снимки в Интернете и получая большое количество позитивной оценки в виде лайков, комментариев, подростки испытывают чувство удовлетворения собой и своими действиями, которого им может не хватать в реальности. Ради одобрения они стремятся сделать кадр в экстремальной ситуации, рискуя собственным здоровьем и даже жизнью, ведь при экстремальных селфи всё внимание человека концентрируется на телефоне, захватывающем ракурсе.

Фактором небезопасного использования подростками гаджетов выступает отсутствие должного контроля со стороны родителей. Далеко не все родители достаточно осведомлены о рисках, связанных с использованием информационно-коммуникационных технологий. Одобряя то, что подростки находятся дома, заняты гаджетами, компьютером, родители зачастую не осознают возможную опасность, которую может нести глобальная сеть.

Цель. Выявление фактов небезопасного использования гаджетов школьниками подросткового возраста, гаджет-зависимости, засисимости от Интернета, по нашему мнению, актуализирует проблему формирования у них навыков безопасного поведения.

Методы. Проведённое нами выборочное исследование проблемы было осуществлено на базе двух общеобразовательных школ г. Омска, в экспериментальную выборку вошли 76 учащихся, из них 36 учащихся 8-х классов, 40 учащихся 9-х классов.

Диагностика включала использование опросника «Гаджет-зависимость» (Л. Н. Юрьева и Т. Ю. Больбот), опросника Г. Айзенка, направленного на выявление уровня тревожности, фрустрации, агрессии и ригидности подростков; разработанных нами анкет для сбора информации о сфор-мированности у обучающихся селфи-зависимости и выявления мнения родителей о возможной зависимости их детей от гаджет-средств.

Отметим, что результаты диагностики обучающихся и диагностики родителей учащихся оказались примерно одинаковыми, что дало нам основание показать обобщённые результаты по группам, не разделяя их.

С помощью опросника «Гаджет-зависимость» (Л. Н. Юрьева и Т. Ю. Больбот) выявлялось наличие у учащихся кибер-аддикции (в том числе интернет-аддикции).

При анализе результатов опроса прослеживаются следующие тенденции. Больше половины опрошенных мальчиков (52,6 %) имеют риск развития гаджет-зависимости, из них учащихся 8 класса - 16 человек, 9 класса - 24 человека. Такие школьники всё больше времени проводят за компьютером (гаджетом), пренебрегая семейными обязанностями, учёбой, им трудно прекратить работу за компьютером самостоятельно. В стадию увлечённости гаджетами попали 16 человек (21,0 %) - по 4 подростка из каждого класса. Подростки могут контролировать время пребывания в Интернете, самостоятельно переключиться на другую деятельность. Не подвержены риску развития гаджет-зависимости 10 учащихся 8-х классов (13,1 %). Обнаружено наличие зависимости у 10 школьников (13,1 %): двое учеников 8-х классов и восемь - 9-го класса. Стадия наличия зависимости говорит о том, что подросток ощущает оживление и удовольствие только тогда, когда находится за компьютером, вне сети ему скучно, неинтересно, он раздражителен, угнетён, его общение со сверстниками происходит преимущественно в Интернете.

По данным исследования, у 4 девочек (5,3 %) наблюдается стадия увлечённости, при которой они могут контролировать время пребывания за компьютером (с гаджетом), самостоятельно закончить работу в сети. У 14 девочек (18,4 %) отмечается стадия развития зависимости, они пренебрегают семейными обязанностями, испытывают затруднения в учебе.

Таким образом, у обследованных мальчиков преобладает стадия риска развития компьютерной зависимости (52,6 %), в отличие от девочек, у которых эта стадия выявлена в 18,4 % случаев.

Свыше половины опрошенных подростков проявляют негативное отношение к попыткам окружающих прервать пребывание за компьютером - аддиктивную реализацию. Как правило, первыми обращают внимание на избыточное времяпровождение за компьютером окружающие (родители, учителя). У самого подростка критика к своему поведению в это время сниженная или отсутствует. Зависимые считают, что контролируют время и могут остановиться в любое мгновение. Но многие респонденты сознались, что «дают себе ещё минутку, пять минут, и так продолжается в течение часа и больше», для них попытки ограничить время проведения за компьютером чаще всего остаются неуспешными.

Таким образом, полученные данные указывают на то, что при нахождении вне компьютера, без гаджета у обучающихся возникает скука, подавленность, депрессия, раздражённость, отмечается дискомфорт в реальном мире. Исчезновение подавленности и негативных эмоций происходит, когда они возвращаются к компьютеру, включают гаджет. При аддиктивной реализации создаётся иллюзия лёгкого изменения своего психического состояния с помощью Интернета или компьютерной игры, преодоления негативных эмоций и ощущений. Развитие аддикции требует всё большего времени нахождения за компьютером и в Интернете, чтобы достичь желаемого эффекта.

Знания об интернет-опасностях у обследованных школьников сформированы недостаточно, что говорит о необходимости защиты подростков от интернет-зависимости и опасностей в сети.

Актуальной для нашего исследования была и диагностика уровня тревожности, фрустрации, агрессии и ригидности подростков, обусловливающих возможные проявления отклоняющегося поведения подростков (опросник Г. Айзенка).

По результатам обследования тревожность выявлена у 52,6 % учащихся 8-х классов и 31,6 % учащихся 9-х классов. Постоянно попадая в ситуацию дискомфорта, подростки реагируют на эту ситуацию негативными переживаниями, которые вызывают тревожность, характеризующуюся субъективными ощущениями напряжения, беспокойства, мрачных предчувствий.

55,3 % восьмиклассников и 34,2 % девятиклассников испытывают фрустрацию. Думая об удовлетворении определённых потребностей, при анализе своего будущего подросток убеждается

в неосуществимости своих планов и рисует его в мрачных тонах. Такое состояние, как указывают психологи, может привести к депрессии, неврастении и суициду.

42,1 % учащихся 8-х классов и 34,2 % учащихся 9-х классов проявляют агрессию, направленную на «чужаков», на отличающихся от них сверстников.

Ригидность выявлена у 76,3 % восьмиклассников и 47,4 % девятиклассников. Таким подросткам свойственны склонность к упрямству и отстаиванию своей тактики в решении житейских вопросов, эмоциональная впечатлительность, неспособность к саморегуляции, самокоррекции, неподатливость к внешним воздействиям.

Результаты исследования показали, что мальчики в отличие от девочек чаще проявляют склонность к преодолению норм и правил, к аддиктивному поведению, но менее склонны к проявлению агрессии и насилию, чем девочки. Отметим, что девочки больше мальчиков оказались склонными ориентироваться на социально желательные ответы при заполнении опросника.

Общим для мальчиков и девочек стало наличие умеренных агрессивных тенденций во взаимоотношениях с другими людьми; склонность к аутоагрессивному поведению; низкий волевой контроль эмоциональных реакций; умеренная склонность к делинквентному поведению; практически одинакова их склонность к риску, выраженная потребность в острых ощущениях.

Дополнительную информацию для оценки сформированности селфи-зависимости мы получили с помощью анкетирования.

Результаты исследования показали, что все 76 учащихся зарегистрированы в социальных сетях, при этом 60,5 % из них пользуются только одним аккаунтом в основной социальной сети. Доля учащихся, имеющих много аккаунтов в разных социальных сетях, составила 23,7 %.

Ответы учащихся показали, что селфи делают несколько раз в день 13,2 % от общего количества опрошенных, не больше двух селфи в неделю - 47,4 % учащихся. При этом подавляющее большинство выставляет свои снимки в социальных сетях сразу после того, как они были сделаны. Не выкладывают селфи-снимки в социальные сети 36,8 % школьников. Не делают селфи только 5,5 % детей (4 ученика 9-х классов).

Наиболее часто встречающейся в ответах учащихся целью селфи оказалось неумение занять себя в свободное время (31,6 % от общего числа ответов). К редким ответам можно отнести использование селфи для заработка (5,3 %) или как средства привлечения большего числа подписчиков в социальных сетях (2,6 %). Любят демонстрировать себя, освещать свою жизнь на публике 21,1 % учащихся. Делают селфи с целью собрать больше лайков 15,8 % обучающихся, причём два подростка (2,6 %) ответили, что иногда не могут успокоиться, пока фото не наберёт нужного количества лайков.

На вопрос, делали ли они когда-нибудь необычное селфи, 6 девятиклассников (7,9 %) ответили, что делали селфи на лоне экстремальных природных условий. В условиях экстремального движения транспорта делали селфи 36,8 % опрошенных. В экстремальных городских условиях фотографировались 13,7 % детей. Подобных снимков не делали 31,6 % опрошенных школьников.

С утверждением, что селфи является болезнью, согласились 34,2 % опрошенных (8 восьмиклассников и 18 девятиклассников). Не считают селфи болезнью только 18,4 % респондентов. Около половины опрошенных подростков (47,4 %), ответили, что не задумывались над этим вопросом.

Анализ результатов проведённого анкетирования показал, что большинство опрошенных подростков делает селфи и выкладывает его в Интернет, а от количества полученных оценок фотографий зависит отношение большого числа подростков к своей внешности и поступкам. Полученные данные свидетельствуют о формирующейся селфи-зависимости среди обучающихся.

Все подростки, которые ответили, что делали селфи в условиях угрозы их жизни и здоровью, попадают в группу риска, а это более половины учащихся - 68,4 %.

Своеобразной экспертизой стало анкетирование 38 родителей учащихся с целью оценки ими возможной зависимости их детей от гаджет-средств.

Опасения по поводу времени, которое подростки проводят в своей комнате, играя за компьютером, высказал каждый пятый родитель, по словам одного из них, его сын всегда проводит своё свободное время, играя за компьютером. Серьезной проблемой является нарушение детьми временных рамок, установленных для пользования Сетью (так ответили 34,2 %). Уже названный подросток всегда нарушает установленные родителями рамки пользования сетью и ведет себя агрессивно, если ему запрещают выходить в Сеть. В то же время дети редко пользуются гаджетами против родительской воли, только 10 подростков часто нарушают запрет (такой ответ дали 26,3 % опрошенных родителей).

Значительная часть родителей (52,6 %) указали на то, что их дети могут пренебрегать своими обязанностями по дому для того, чтобы провести больше времени за компьютером, с гаджетом. 39,5 % от общего числа родителей признали, что их дети больше времени проводят в Интернете, чем с близкими. Один из родителей отметил, что его ребёнок всегда предпочитает занятия с гадже-тами общению с близкими.

Каждый третий из опрошенных родителей считает, что их ребёнок чаще отдаёт предпочтение виртуальному общению со сверстниками. Около половины респондентов (42,1 %) ответили, что их дети формируют новые отношения с друзьями по Сети довольно часто, а по мнению 21,1 % опрошенных, новые отношения с друзьями по Сети у их детей формируются очень часто, что говорит о необходимости проявлять родительский интерес к виртуальному кругу общения ребёнка с целью оградить его от опасных знакомств в Сети.

Большинство родителей (55,3 %) отметили, что их дети не получают странных звонков от новых сетевых «друзей», у 13 подростков такие звонки иногда случаются. Часто звонят новые сетевые «друзья» трём детям (7,9 %), у одного такие звонки случаются очень часто.

На вопрос «Как часто ваш ребёнок секретничает, если вы спрашиваете его о том, что он делает в Интернете?» больше половины родителей (52,6 %) ответили, что с данной проблемой встречаются довольно часто, четверо - очень часто, у шестерых родителей дети всегда скрывают, чем занимались в Интернете. Только трое подростков не скрывают от родителей мотивов пребывания в Сети.

Со слов родителей, большинство детей не предпочитают нахождение за компьютером своим прежним любимым занятиям, хобби, интересам (такой ответ дан 36,8 % от всех опрошенных). Иногда дети более склонны играть за компьютером, чем заниматься любимым делом (так ответили 36,8 % родителей). Девять подростков часто отодвигают хобби на второй план.

Иногда дети злятся, когда взрослые накладывают запрет на пользованием мобильным телефоном/планшетом (так ответили 22 родителя). Спокойно реагируют на запрет 18 подростков. Один ребенок очень часто ведёт себя агрессивно, когда ему запрещают пользоваться гаджетом.

Дети часто предпочитают вместо прогулок с друзьями проводить время за компьютером - так ответили 57,9 % родителей. Двое подростков всегда проводят время за устройством и полностью исключили прогулки.

Результаты исследования показали, что большая часть опрошенных родителей (42,1 %) оценивает долю вероятности формирования зависимости их детей от гаджетов (Интернета) как низкую, но их серьёзное негативное влияние на своих детей отметили 15,8 % родителей. Стадия наличия зависимости, по ответам опрошенных, была выявлена только у одного ученика 8 класса, этот подросток ощущает оживление и удовольствие только тогда, когда находится за компьютером, вне Интернета ему скучно, неинтересно, он раздражителен, угнетён, его общение со сверстниками происходит преимущественно в интернете. Однако прослеживается недооценка родителями тех тревожных признаков формирования гаджет-зависимости, возможного небезопасного использования гаджетов, которые проявились в их ответах и, как видится, закрепились как типичные формы поведения и поведенческих реакций детей: нарушение запрета пользования гаджетами, предпочтение занятий гадже-тами другим видам активности, стремление к скрытности своих занятий, чрезмерное увлечение компьютерными играми и др.

Выводы. Результаты проведённого исследования позволяют осознать необходимость дифференцированно осуществлять профилактическую и коррекционную работу с учащимися для преодоления интернет-зависимости, формирования саморегуляции, развития интереса к различным видам деятельности вне Интернета, расширения взаимодействия в социальном и образовательном пространстве.

Обучение подростка адекватному восприятию и оценке информации, её критическому осмыслению на основе нравственных и культурных ценностей - один из возможных путей разрешения проблемы формирования безопасного поведения при использовании гаджетов. Школьные педагоги должны иметь представление о современных технологиях информационной безопасности, помогать школьникам и их родителям овладеть правилами, которыми нужно руководствоваться при работе и общении в сети, обучать родителей использованию программ родительского контроля, совместно с родителями продумать занятость детей в свободное время, здоровьесберегающий режим дня обучающегося.

Незнание подростками правил работы и общения в Сети, неумение их использовать приводят к тому, что подростки легко склоняются к необдуманным, легкомысленным действиям в виртуальном пространстве. Кажущиеся анонимность и безнаказанность могут побуждать подростков к таким поступкам, которые в реальном мире большинство из них некогда бы не совершили. Не осознавая

последствий своих действий, того, что эти действия могут нанести реальный моральный, экономический или даже физический вред другим людям, подростки могут совершать правонарушения в сфере информационно-коммуникационных технологий.

С учётом быстроты и устойчивости формирующейся у подростков зависимости от виртуального мира особое внимание следует уделять тем из них, кто попал в группу риска, они нуждаются в более серьезной социально-педагогической и социально-психологической помощи. Непринятие мер в отношении таких детей может привести к их социальной дезадаптации, отчуждению от семьи и школы, следствием чего выступают затруднения в профессиональном самоопределении, усвоении ценностно-нормативных представлений, норм морали и права, развитии способности оценивать себя и других с этих позиций, руководствоваться ими в своём поведении.

Библиографический список

1. Губанова А. Ю. Электронный контент для детей: риски или новые возможности // Вестник РГТУ. Серия: Философия. Социология. Искусствоведение. - 2016. - № 2(4). - С. 92-98. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_26374971_61436288.pdf.

2. Соколова А. А. Анализ состояния разработанности проблемы рисков интернет-пространства для здоровья подростков по материалам зарубежной литературы // Образование личности. - 2015. - № 3. - С. 42-47. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_25004138_11587197.pdf.

3. Livingstone S., Smith P. K. (UK) Annual research review: Harms experienced by child users of online and mobile technologies: The nature, prevalence and management of sexual and aggressive risks in the digital age // Journal of Child Psychology and Psychiatry and Allied Disciplines. 2014. Vol. 6. рр. 635-654.

4. Valcke M., De Wever B., Van Keer H., Schellens T. (Belgium) Longterm study of safe Internet use of young children // Computers and Education. 2011. Vol. 1. рр. 1292-1305.

5. Архипова А. Ю, Волкова М. М, Кирзюк А. Е. «Группы смерти»: от игры к моральной панике [Электронный ресурс]. - М.: РАНХиГС, 2017. - 24 с. URL: socioprognoz-ru.1gb.ru/files/File/2017/ 1493324735929662.pdf.

6. Федоренко С. В. Молодежь и информационные технологии: угрозы виртуального пространства интернет [Электронный ресурс] // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. статей по материалам XXII междунар. научно-практ. конф. Ч. II. - Новосибирск: СибАК, 2012. URL: https://sibac.info/conf/pedagog/xxii/30284.

7. Богачева Т. В. Педагогические риски интернет-пространства для здоровья детей и подростков и их минимизация // Мир психологии. - 2014. - № 4. - С. 211-216. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_ 22923659_77558724.pdf.

8. Табурца В. А. Влияние гаджетов на психику ребенка: маркеры проблемы, спектр последствий [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 15. - С. 1826-1830. URL: http://e-koncept.ru/2016/96284.htm.

9. Войскунский А. Е. Феномен зависимости от Интернета // Гуманитарные исследования в Интернете. -2000. - № 6. - С. 100-131. URL: http: // nest.udm.net/unter/flowvois.htm.

А. S. Maksimov,

candidate of pedagogical Sciences, lecturer of the chair of criminology, psychology and pedagogics,

Omsk Academy of the Ministry of the Interior of the Russian Federation,

e-mail: [email protected] ORCID ID: http:orcid.org/0000-0002-8503-5610 7 pr. Коmаrоv, Omsk, 644092, Russian Federation

L. M. Manuylova,

candidate of pedagogical Sciences, associate Professor, associate Professor of social pedagogics and social work chair Omsk State Pedagogical University

e-mail: [email protected] ORCID ID: http:orcid.org/0000-0002-1893-929X 14 Naberezhnaya Tukhachevskogo, Omsk, 644099, Russian Federation

DIAGNOSTICS OF THE INTERNET RISKS INFLUENCE WHEN GADGETS ARE USED

BY SENIOR SCHOOL STUDENTS

The article deals with the problem of the Internet risks influence on the gadget dependencies formation in senior adolescence. The purpose of the study is to analyze a number of subjective reasons for the unsafe use of modern gadgets by teenagers, the most common content and communication online threats that cause unsafe use of gadgets by teenagers, the negative consequences of their unsafe use.

The "Gadget Dependency" test (L.N. Yurieva and T. Yu. Bolbot) was used as a diagnostic method, as well as the G. Eysenck's questionnaire aimed at revealing the level of anxiety, frustration, aggression and rigidity of adolescents; some questionnaires developed by the authors to collect information concerning selfie dependence formation and the parents' opinion identification about the possible dependence of their children on gadgets.

The analysis of results of gadgets and Internet dependence diagnostics among the 8-9th classes students of general education schools in Omsk (by means of 76 student and 38 parents examination) foregrounds the problem of differentiated realization of prophylactic and correction work with students to overcome the internet-dependence, to form safe behavior skills in teenagers, to teach the parents the rules of work and communication in the Internet, to use the programs of paternal control, to organize the spare time and health saving mode of day regimen.

Keywords: risks of the Internet, reasons for unsafe gadgets use, Internet addiction, adolescents.

References

1. Gubanova A. Ju. E-content for children: risks or new opportunities. Vestnik RGTU. Serija: Filosofja. Sociologija. Iskusstvovedenie. 2016. no. 2(4). pp. 92-98.

2. Sokolova A. A. Analysis of the state of worked out of problem of risks of internet for the health of teenagers on materials of foreign literature. 2015. no. 3. pp. 42-47.

3. Livingstone S., Smith P. K. (UK) Annual research review: Harms experienced by child users of online and mobile technologies: The nature, prevalence and management of sexual and aggressive risks in the digital age. Journal of Child Psychology and Psychiatry and Allied Disciplines. 2014. Vol. 6. рр. 635-654.

4. Valcke M., De Wever B., Van Keer H., Schellens T. (Belgium) Longterm study of safe Internet use of young children. Computers and Education. 2011. Vol. 1. рр. 1292-1305.

5. Arhipova A. Ju, Volkova M. M, Kirzjuk A. E. «Gruppy smerti»: ot igry k moral'noj panike [«Groups of death» : from a game to moral panic]. Moscow. RANHiGS, 2017. 24 p. URL: socioprognoz-ru.1gb.ru/files/File/2017/1493324735929662.pdf.

6. Fedorenko S. V. Young people and information technologies : threats of virtual space the internet. Lichnost', semja i obshhestvo: voprosy pedagogiki i psihologii: sb. statej po materialam XXII mezhdunar. nauchno-prakt. konf. Part. II. Novosibirsk: Publ. SibAK, 2012. URL: https://sibac.info/conf/pedagog/xxii/30284.

7. Bogacheva T. V. Pedagogical risks of Internet space for children and teenagers health and their minimization Mir psihologii. 2014. no. 4. pp. 211-216. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_22923659_77558724.pdf.

8. Taburca V. A. Influence of gadgets on the psyche of child : markers of problem, spectrum of consequences. Nauchno-metodicheskij jelektronnyj zhurnal «Koncept». 2016. Vol. 15. pp. 1826-1830. URL: http://e-koncept.ru/2016/96284.htm.

9. Vojskunskij A. E. Phenomenon of dependence on the Internet. Gumanitarnye issledovanija v Internete. -2000. no. 6. pp. 100-131. URL: http: // nest.udm.net/unter/flowvois.htm.

Поступила в редакцию 15.02.2018 © А. С. Максимов, Л. М. Мануйлова, 2018

Авторы статьи:

Андрей Сергеевич Максимов, кандидат педагогических наук, преподаватель кафедры криминологии, психологии и педагогики, Омская академия МВД России, 644092, Омск, пр. Комарова, 7, e-mail: [email protected] Лидия Михайловна Мануйлова, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры социальной педагогики и социальной работы, 644099, Омск, Набережная Тухачевского, 14, e-mail: [email protected]

Рецензенты:

Т. С. Котлярова, кандидат педагогических наук, учитель начальных классов, гимназия № 115.

С. А. Маврин, заведующий кафедрой социальной педагогики и социальной работы, доктор педагогических

наук, профессор.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.