70
PSYCHOLOGICAL SCIENCES / «ШУШШШ1Ю^ВДГНа1»#1Ш)1,2Ш
УДК: 159
Дувалина О. Н.,
кандидат психологических наук, доцент КГУ им. К. Э. Циолковского, г. Калуга
Чернявская Е. А. студентка 3 курса, филологического факультета, КГУ им. К. Э. Циолковского, г. Калуга DOI: 10.24411/2520-6990-2019-10123 ФЕНОМЕН ИНТЕРНЕТ-АДДИКЦИИ КАК ОДНА ИЗ ПРИЧИН ДЕВИАНТНОГО
ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
Dobalina O. N.,
candidate of psychological Sciences, associate Professor at KSU. K. E. Tsiolkovsky, Kaluga
Chernyavskaya E. A. 3rd year student, Faculty of Philology, KSU K. E. Tsiolkovsky, Kaluga
THE PHENOMENON OF INTERNET ADDICTION AS ONE OF THE CAUSES OF DEVIANT
BEHAVIOR IN ADOLESCENTS.
Аннотация
Настоящая статья посвящена проблеме девиантного поведения подростков, вызванного интернет-зависимостью. Данная проблема является сейчас наиболее актуальной, поскольку с каждым годом увеличивается стремление человечества во всех сферах своей жизни использовать различные гаджеты и всемирную сеть Интернет. В статье дано определение интернет-аддикции, сформированы основные причины появления интернет-зависимости среди молодежи подросткового возраста. Цель работы - рассмотреть влияние интернет-зависимости на подростков, проследить последствия, обусловленные данной зависимостью. В статье рассмотрены особенности личности, наиболее уязвимой к формированию зависимости, а так же дана характеристика сети Интернет как привлекательного ресурса для молодежи.
Abstract
This article is devoted to the problem of deviant behavior of adolescents caused by Internet addiction. This problem is now the most urgent, as the desire of mankind in all spheres of its life to use various gadgets and the worldwide Internet is increasing every year. The article defines Internet addiction, forms the main reasons for the emergence of Internet addiction among adolescent youth. The purpose of the work is to consider the impact of Internet addiction on adolescents, to trace the consequences of this addiction. The article discusses the features of the person most vulnerable to the formation of addiction, as well as describes the Internet as an attractive resource for young people.
Ключевые слова: интернет-зависимость, аддикция, девиантное поведение, интернет-пространство, подростки.
Key words: Internet addiction, addiction, deviant behavior, Internet space, adolescents.
Современный мир невозможно представить без новых технологий, гаджетов и, конечно, всемирной сети Интернет. Безусловно, нельзя умалять пользу Интернета, принесшего человечеству огромное количество возможностей и удобств разного рода, однако использование Интернет-пространства не обошлось без вредных последствий. Уже давно родители и учителя заметили особое пристрастие детей и подростков к гаджетам и Интернет-сети и, как следствие, негативное влияние Интернета на подростков. Тема настоящей статьи является сейчас наиболее актуальной, поскольку с каждым годом человечество все больше и больше привыкает к использованию разнообразных гадже-тов и выходу в Интернет-пространство.
Интернет-аддикция, или интернет-зависимость, в настоящее время становится глобальной проблемой, охватывая все большее количество людей. В группу риска развития данного типа зависимости попадают в основном подростки, а, как известно, подростковый возраст является критическим периодом, важными особенностями которого
являются возникновение рефлексии и поиск своей индивидуальности. Интернет-пространство дает возможность подростку реализовать большую часть своих потребностей и в первую очередь, связанных с самореализацией, с возможностью заявить о себе на весь мир [4]. Как уже было сказано, подростковый период является критическим моментом в развитии человека, именно поэтому от того, как будет проходить данный этап в жизни индивида, зависит успешность социальной адаптации личности.
Девинатное поведение являет собой поведение, отклоняющееся от общепринятых, социально одобряемых и установленных в обществе норм. Данное поведение может быть вызвано многими факторами. Одной из таких причин является зависимость от сети Интернет. Стоит сказать, что представляет собой указанный вид зависимости. Интер-нет-аддикция - это психическое расстройство, для которого характерна ярко выраженная зависимость от пользования Интернетом, стремление ухода от
<<шушетим~^©и©мак>>#6(@©)),2(0]9 / PSYCHOLOGICAL SCIENCES
реальности путем достижения особого эмоционального состояния удовлетворенности и уверенности в себе.
Для интернет-зависимых подростков характерны такие личностные особенности, как ощущение одиночества и низкая самооценка, влекущие за собой проблемы в общении; склонность к избеганию проблем и ответственности, что способствует их уходу из настоящего в виртуальный мир. Данные особенности являются факторами риска социальной дезадаптации, поскольку относятся к категории патологических пристрастий, приводящих к деформации личности [1].
К причинам интернет-зависимости отсносятся
[1]:
- недостаточное внимание родителей;
- неуверенность в себе, в своих силах, застенчивость;
- недостаток общения со сверстниками и значимыми людьми;
- комплексы и трудности в общении;
- склонность подростков к быстрому «впитыванию» всего нового, интересного;
- отсутствие увлечений и хобби, любых привязанностей, не связанных с компьютером;
- желание быть «как все» сверстники.
Для подростков интернет-пространство обладает чертами, неосознанно привлекающими их внимание:
- иллюзия вседозволенности и безнаказанности, позволяющая подростку посещать запрещенные сайты и влекущая за собой несомненный урон нравственному развитию ребенка;
- насыщение чувства взрослости;
- возможность самореализации;
- удовлетворение коммуникативных потребностей;
- принадлежность к группе по интересам;
- хакерство и бесконечный поиск новой информации;
- удовлетворение базовой потребности в безопасности;
- игры и игровая деятельность.
Перечисленные выше потребности легко могут быть решены при помощи Интернета, что так сильно прельщает детей и подростков и создает риск формирования у них зависимости от Интернета. Как мы видим, не все эти потребности оказывают положительный эффект на еще не сформировавшееся сознание подростков. Обеспокоенность родителей и учителей аддиктивным поведением подростков небеспочвенна. Как результат интернет-зависимости, у ребенка появляется навязчивое желание проверить свои социальные сети, он постоянно испытывает желание выйти в Интернет, если выход во всемирную сеть по той или иной причине невозможен, это вызывает чувство тревожности. Ребенок проводит все больше свободного времени за компьютером, снижается аппетит, происходит нарушение сна, возникает эмоциональная нестабильность, появляется раздражительность и гнев при принудительном отключении компьютера и гаджетов [2].
Интернет-аддикция способствует формированию целого ряда психологических проблем у подростков: конфликтное поведение, хронические депрессии, предпочтение виртуального пространства реальной жизни, трудности адаптации в социуме,
_7_1_
потеря способности контролировать время пребывания за компьютером, возникновение чувства дискомфорта при отсутствии возможности пользования интернетом [3]. Как мы видим, перечисленные последствия интернет-зависимости являются достаточно серьезными для подростков. Дети, зависимые от Интернета, не смогут стать полноценными и психологически здоровыми членами общества.
К сожалению, Интернет-пространство представляет собой не только источник полезной информации, но и собрание ресурсов, не предназначенных для детей и подростков. Компьютерные игры с жестоким посылом, сайты с деструктивным и вредным контентом, запрещенные видеоматериалы, «группы смерти», сайты по продаже нелегальных препаратов и сайты с инструкциями по сборке оружия и взрывоопасных материалов становятся очевидной причиной девиантного поведения подростков.
Стоит заметить, что интернет-аддикции в большей степени подвержены дети с уже имеющимися проблемами и отклонениями (например, с проблемами в семье или в школе), что делает этих детей еще более уязвимыми в искушении поддаться отклоняющемуся поведению. В таком случае зависимость от Интернета может только сильнее усугубить ситуацию.
Кроме того, замена настоящей жизни на виртуальное пространство вызывает отчуждение ребенка от его реальной жизни, родителей, друзей и школы, что, как следствие, также становится причиной девиантного поведения. Так же это становится причиной агрессии подростка на окружающий его реальный мир.
Как мы видим, интернет-зависимость оказывает глубоко негативное влияние на развитие детей и подростков, именно поэтому детям необходима помощь взрослых в решении данной задачи. Разумеется, жизнь без существования Интернета стала совершенно невозможной. Дети и подростки едва не с рождения приучены к различным гаджетам. Каждый ребенок с самых ранних лет окружен разного рода гаджетами дома и в школе на уроках информатики. Конечно, мы не можем лишить Интернет-сети ни детей, ни себя, однако столь явное негативное влияние на психическое состояние детей требует немедленного решения. В настоящий момент проблема интернет-аддикции продолжает оставаться малоизученной, однако сама постановка проблемы и разработка методик по ее устранению уже сейчас позволяет бороться с данным явлением.
Список использованной литературы
1. Егоров А. Ю. Интернет-зависимости / А. Ю. Егоров // Интернет-зависимость: психологическая природа и динамика развития; под ред. А. Е. Войскунского. - М.: Акрополь, 2009. - С. 29-55
2. Лотякова А.М. Феномен интернет-зависимости у подростков // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/12/18115
3. Репина М. А., Федоров А. Ф. Проблема интернет-зависимости среди подростков // Молодой ученый. — 2014. — №20. [Электронный ресурс] URL: https://moluch.ru/archive/79/13878/
4. Щелина Т. Т., Маслова В. С. Феномен интернет-зависимости как причина девиантного поведения подростков // Молодой ученый. — 2014. — №21.1. [Электронный ресурс]. URL: https://moluch.ru/archive/80/13809/