Научная статья на тему 'Факторы риска развития наркотической и компьютерной зависимостей в подростковой среде'

Факторы риска развития наркотической и компьютерной зависимостей в подростковой среде Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1722
196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЬЮТЕРНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ / НАРКОТИЧЕСКАЯ ЗАВИСИМОСТЬ / АДДИКЦИЯ / ДЕЗАДАПТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Фадеева Светлана Владимировна

В последнее время наблюдается тенденция увеличения числа подростков попавших под влияние наркотической и компьютерной зависимостей. В статье раскрываются причины возникновения и приведены методы профилактической работы с этими формами зависимого поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Факторы риска развития наркотической и компьютерной зависимостей в подростковой среде»

Библиографический список

1. Бабина, С. Н. Подготовка будущих учителей физики и технологии к интеграции технологического и физического образования учащихся [Текст]: монография / С. Н. Бабина. - М.: Педагогика, 2003. - 176 с.

2. Венславский, В. Б. Подготовка студентов - будущих учителей физики, технологии и предпринимательства к обучению школьников моделированию электронных устройств [Текст]/ В. Б. Венславский // Вестник ЧитГУ. - 2008. - № 6 (51). -С. 14-19.

3. Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования. - Российское образование. Федеральный портал. Режим доступа: http://www.edu.ru/db/portal/spe/okso_fros.htm

4. Филатова, Л. О. Развитие преемственности школьного и вузовского образования в условиях введения профильного обучения в старшем звене средней школы [Текст]/ Л. О. Филатова. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2005. - 191 с.

УДК 37

Фадеева Светлана Владимировна

Соискатель кафедры социальной педагогики и психологии Владимирского гуманитарного университета, svetik-73@mail.ru, Ковров

ФАКТОРЫ РИСКА РАЗВИТИЯ НАРКОТИЧЕСКОЙ И КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТЕЙ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ

Fadeeva Svetlana Vladimirovna

The post-graduate of the professorship of pedagogies and psychology of the Vladimir State Humanists’ University, svetik~73@mail.ru, Kovrov

FACTORS OF RISK OF THE DEVELOPMENT NARCOTIC AND COMPUTER DEPENDENCIES BESIDE TEENAGER

Экономическая нестабильность и слабо развитая социальная сфера современного общества провоцирует рост различных форм зависимого поведения среди подростков таких как, курение, употребление алкоголя и наркотиков, компьютерная, Интернет и игровая зависимости.

Особую озабоченность вызывает распространение наркотической и компьютерной зависимостей, которое за последнее десятилетие приняло угрожающие размеры и приобрело черты социального бедствия. О динамике развития этих форм социального недуга свидетельствуют данные органов здравоохранения. В Российской Федерации в 2007 г. зарегистрировано свыше 500 тысяч лиц, допускающих немедекаментозное потребле-

ние наркотиков. Фактическое число наркоманов, по экспертным оценкам, в 5-8 раз превышает официальные данные.

Число компьютерозависимых так же с каждым годом возрастает, наиболее уязвимыми в плане формировании зависимости являются подростки. Переживая сложный период физиологического и психического развития, они не обладают устоявшимися стратегиями поведения в отношениях со сверстниками и взрослыми, испытывают трудности в социальной адаптации и поэтому зачастую находят решение своих проблем в уходе от реальности в виртуальный мир. Часто в процессе компьютерных игр подростки поддерживают своё состояние эйфории, употребляя наркотики и алкоголь.

В 90-х г. XX в. термин «компьютерная зависимость» классифицируется как разновидность эмоциональной «наркомании», вызванной техническими средствами и характеризуется как патологическое пристрастие человека к работе, игре или проведению времени за компьютером. Однако если наркотическую зависимость относят к фармакологическим, то компьютерную к субстанциональным. Не смотря на различие агентов вызывающих данные аддикции, характерными особенностями проявлений той и другой является: синдром абстиненции, стремление любой ценой заполучить желаемый объект, поведение направленное на приобретение этого объекта, снижение критического отношения к негативным сторонам зависимости, потеря интереса по отношению к социальной стороне жизни, внешнему виду, удовлетворению других потребностей.

Наркотическая и компьютерная зависимости - это разные формы психологической привязанности, имеющие одно патологическое стремление постоянно или периодически испытать определенные ощущения или снять явления психического дискомфорта, по средством наркотиков или компьютера, и та и другая форма зависимости определяет целенаправленное поведение человека с целью получения необходимого ему ощущения.

Если наркоман полностью зависит от препарата, то при компьютерной зависимости составной частью аддикций являются эмоции, человек находится на «эмоциональном крючке». Обе зависимости сопровождаются сильными эмоциональными переживаниями и, как ни парадоксально, в первую очередь важна не модальность эмоции (положительная или отрицательная), а ее интенсивность. Чем сильнее эмоция, тем сильнее зависимость, разница лишь в объектах этого пристрастия, у наркоманов зависимость химическая, а у компьютерщиков - психическая.

Мы можем констатировать тот факт, что в настоящее время недостаточно изучены механизмы, факторы, а так же последствия формирования зависимого поведения у подростков, блокирующие механизмы развития социально значимой личности. Поэтому на наш взгляд проблемы профилактики, возникновения и развития как наркотической так и компьютерной аддикции в подростковом возрасте является одной из актуальных и серьёзных проблем имеющих мультидисциплинарный характер.

Нами было проведено исследование, в котором приняли участие 120 подростков в возрасте от 14 до 17 лет. Целью данного исследования являлось выявление и изучение факторов риска развития наркотической и компьютерной зависимостей среди учащихся профессионально технических училищ. В результате проведённого исследования на базе ПТУ № 1 и № 2 г. Коврова Владимирской области. Было выявлено, что 82% учащихся считают, в нашем городе существует проблема наркотической зависимости, то есть, большинство респондентов в своей жизни сталкивались с употреблением наркотических веществ или осведомлены об этой проблеме. Анализ ответов на вопрос, как часто ты сам используешь наркотические вещества; показывает, что около 6% респондентов пробовали употреблять наркотики. 80% дали ответ - «Не пробовал и не буду никогда», однако 14% учащихся не уверены в том, что никогда в жизни не попробуют наркотическое вещество. Мотивируя свой ответ тем, что один раз в жизни нужно попробовать всё. Полученные результаты показывают что у большинства опрошенных сформирована устойчивая, осознанная мотивация отказа от наркотиков, а осведомлённость о их негативном влиянии на организм человека довольно высока, 20% - процент подростков у которых осознанная мотивация отказа от наркотических веществ не сформирована.

Анализ результатов анкетирования учащихся показал, что совсем иначе обстоит дело с компьютерной зависимостью, 76% из опрошенных подростков компьютерные увлечения ставят на первый план, после общения с друзьями. 46% оппонентов более 7 часов ежедневно проводят за компьютером, причём большую часть времени они уделяют играм и Интернету, 78% используют компьютер только как центр развлечений, 56% хотели бы больше времени уделять этому новому виду развлечения, но им приходиться отвлекаться на другие дела, при этом 74% испытывают чувства раздражения, при вынужденном прекращении общения с компьютером. Лишь 5% опрошенных учащихся отметили, что компьютерная зависимость существует, остальные респонденты (95%) не видят проблемы в чрезмерном использовании компьютерных технологий, считая это занятие безобидным увлечением.

Таким образом, можно предположить, что целостное представление о новой форме зависимости, связанной с развитием современной компьютерной техники, и её негативных последствиях у подростков не сформировано, и если о пагубном влиянии наркотических средств большинство опрошенных имеют представление, то в компьютерной зависимости не видят, ничего страшного. У подавляющего большинства подростков не сформирована культура общения с современной техникой.

Результаты исследований показывают, что компьютерная зависимость так же как и наркотическая оказывает неблагоприятное воздействие на развитие личности подростка. Среди респондентов чрезмерно увлечённых компьютерными играми имеют проблемы в общении 36%, у 25% компьютернозависимых занижена самооценка, довольно высокий процент тревож-

ности, обиды, подозрительности. У их сверстников не имеющих зависимости проблемы общения и уровень тревожности значительно ниже 20% и 6% соответственно.

Следует обратить внимание на то, что в возникновении и развитии этих видов аддиктивного поведения наиболее значимыми являются социальные и психологические факторы. Принято считать, что большинство детей, попадающих под влияние той или иной зависимости, воспитываются в неполных семьях - там, где есть только мама или, что значительно реже отец. Однако сегодня это представление явно теряет свою актуальность: значительная часть несовершеннолетних, имеющих опыт наркотизации живёт, вместе с обоими родителями [5]. А наличие компьютера вообще считается неотъемлемой составляющей достойного качества жизни. По-видимому, главное значение имеет не состав семьи и её материальное положение, а характер взаимоотношений, складывающийся между членами семьи. Чаще всего, как показывает статистика, подвергаются наркотическому заражению несовершеннолетние из семей, где воспитание осуществляется по типу гипоопеки. Проще говоря, это те дети, которые предоставлены сами себе.

Для возникновения девиаций поведения опасна не только гипоопека, но

и, казалось бы, прямо противоположный тип семьи, связанный с гиперопекой в воспитании (А. Е. Личко 1991). В этом случае ребёнка с раннего детства опекают и контролируют, следят за каждым его шагом, не давая ни малейшей возможности проявить самостоятельность. Ребёнок или превращается в кумира семьи, чьи реальные или мнимые способности являются предметом восхищения всех членов семьи, или становиться объектом постоянных завышенных притязаний и требований со стороны родителей. Привыкнув к постоянному контролю со стороны окружающих, подросток легко подчиняется любому внешнему давлению, и легко попадает в наркозависимость или уходит в мир компьютерных игр и Интернета.

Таким образом, подросток, испытывающий трудности в семье и школе, легче и быстрее становится зависимым, особенно при отсутствии поддержки (либо контроля) близких и друзей и с лёгкостью уходит в мир виртуальных грёз. Он часто не в состоянии противостоять негативным воздействиям среды, находить силы для преодоления тяжёлых жизненных ситуаций таких как: неполная семья, сильная занятость родителей, алкоголизм или наркомания у кого-либо из близких родственников или близких людей, психические заболевания, тяжёлый характер или частые нарушения общепринятых правил поведения у кого-либо из родственников, подросток пытается найти свой способ ухода от решения проблем, что поначалу и позволяют сделать рассматриваемые нами аддикции.

Особым фактором, влияющим на возникновение зависимостей, оказываются и микросоциальные группы с асоциальной направленностью, где личность как бы утрачивает некоторые черты, присущее ей как индивиду, и её поведение ориентируется на психологический комплекс, характеризующий в целом данную группу. Как известно, в стихийных группах гос-

подствует психология заражения и подражания. Формы индивидуального мышления и поведения определяются формулой: «Если все употребляют наркотики, то и я должен так поступать». Нарушение подобных правил грозит подростку самым страшным для него наказанием, вплоть до изгнания из группы. Нежелание быть «белой вороной» важный момент и при возникновении «болезненных отношений» между ребёнком и компьютером. Когда подавляющее большинство сверстников «болеет» какой-то новой игрой, а ты в ней не то, что не разбираешься - даже не слышал, ты мгновенно становишься аутсайдером. А это, поверьте, для подростка самое страшное. Возрастная потребность подростков к общению и группированию со сверстниками является фактором риска вовлечения в употребление психоактивных веществ и компьютерную зависимость. Наркоманы и компьютерозависимые подростки, как правило, ищут группу себе подобных, которая приняла бы их.

Молодые люди, у которых под влиянием неправильного воспитания в семье, социальной дезадаптации сформировались такие черты личности как нервозность, эмоциональная незрелость, амбициозность, отсутствие контроля за своим поведением, неумение ставить цели и добиваться их, ложная система ценностей, обычно выдвигают завышенные требования к жизни, ожидая немедленной их реализации. Для подростков с данными чертами характерно расхождение между желаниями и возможностями их удовлетворения. В. А. Попов пишет: «...степень риска приобщения к наркотикам наиболее велика у подростков с неполноценной системой межличностных отношений, которая продуцирует интенсивное фоновое эмоциональное напряжение и часто приводит к социальной дискомфортности и повышенной конфликтности. Эмоциональные, психологические и физические стрессовые состояния требуют от подростка снятия напряжения». Подросткам с такими чертами характера недостаёт умения сосуществовать с другими. Они болезненно впечатлительны, как правило, боязливы и уступчивы, их отличает неустойчивость психических процессов. Они не умеют смириться с поражениями, легко раздражаются и в случае жизненных неудач быстро впадают в уныние. У них развившаяся привычка уклоняться от жизненных трудностей, уходя в свой внутренний мир, который может стать миром наркотических или виртуальных ведений [3].

Возникновению, зависимого поведения в переходном возрасте предрасполагает и акцентуация характера подростка. Акцентуация характера по определению Л. М. Шипицыной - это крайние варианты его нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, отчего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении отдельного рода психогенных воздействий [8].

Например: психически неустойчивых подростков гипертимного типа привлекает неудержимый интерес ко всему вокруг, что делает их неразборчивыми в выборе знакомств. Для подростков гипертимного типа характерны контакты со случайными людьми. Они склонны к групповым формам

делинкветного (склонность к совершению противоправных действий) поведения, их привлекает возможность сиюминутного получения удовольствия. Для детей этого типа серьёзную опасность представляет алкоголизация и наркомания. Люди данного типа менее подвержены компьютерной зависимости.

Подростки эпилептойдного плана больше склонны к игровой компьютерной зависимости, чем к наркомании. Подростков данного типа разработчики компьютерных игр подлавливают на азарте, на увлечении материальной стороной жизни и, конечно, на агрессивности, к которой склонен данный тип людей.

Наиболее существенными чертами, подростков шизоидного типа, является замкнутость, отгороженность от окружающего мира, неспособность или нежелание устанавливать контакты, сниженная потребность в общении, как правило, этот тип людей наиболее склонен к компьютерной зависимости, чем наркотической. Шизойдный подросток, как правило, плохо приспосабливается к реальности, может долго терпеть мелочную опеку в быту, подчиняться установленному распорядку жизни, но реагирует бурным протестом на малейшую попытку вторгнуться без позволения в мир его интересов, фантазий, увлечений который они находят в компьютерных играх и Интернете. Подростки данного типа с большим удовольствием общаются посредством чатов, чем в реальной жизни. Алкогольной и наркотической зависимости данный тип подростков, как правило, не подвержен.

Таким образом, картина причин возникновения и развития компьютерной и наркологической зависимостей остаётся непростой. Учитываю социальную и экономическую нестабильность общества, распространение числа нарко и компьютерозависимых подростков имеет тенденцию негативного характера, что подтверждает актуальность и значимость изучения данных форм зависимостей. На фоне продолжающегося стремительного роста наркотической и компьютерной зависимости общество сталкивается с глобальной проблемой вырождения молодого населения страны.

Решению проблем зависимого поведения во многом способствует профилактическая работа с подростками. Можно выделить ряд этапов профилактической деятельности по предупреждению наркотической и компьютерной зависимостей.

1. Диагностический: включающий в себя диагностику личностных особенностей, которые могут оказать влияние на формирование аддиктив-ного поведения (повышенная тревожность, низкая стрессоустойчивость, неустойчивая я-концепция, низкий уровень интернальности, неспособность к эмпатии, некомуникабельность, повышенный эгоцентризм, низкое восприятие социальной поддержки, стратегия избегания при преодолении стрессовых ситуаций, направленность на поиск ощущений и др.), а также получение информации о положении ребенка в семье, о характере семейных взаимоотношений, о составе семьи, о его увлечениях и способностях, о его друзьях и других возможных референтных группах.

2. Информационно-просветительский этап, представляющий собой расширение компетенции подростка в таких важных областях, как психосексуальное развитие, культура межличностных отношений, технология общения, способы преодолевание стрессовых ситуаций, конфликтология и собственно проблемы аддиктивного поведения с рассмотрением основных аддиктивных механизмов, видов адциктивной реализации, динамики развития аддиктивного процесса и последствий.

3. Психологический этап, предусматривающий тренинги личностного роста с элементами коррекции отдельных личностных особенностей и форм поведения, включающие формирование и развитие навыков работы над собой.

Профилактика зависимых форм поведения должна коснуться всех сфер жизни подростка: семьи, образовательной среды, общественной жизни в целом.

В семье для подростка значимыми факторами являются эмоциональная стабильность и защищенность, взаимное доверие членов семьи. Подросток нуждается в умеренном контроле его действий и умеренной опеке с тенденцией к развитию самостоятельности и умения принимать ответственность за свою собственную жизнь. Роберт Т. и Джина Байярд в связи с этим пишут: “...поражает контраст между теми детьми, которые сопротивляются” чрезмерному “контролю родителей, и теми, кто не делает этого. Иногда способный ребенок оказывается настолько зависимым от решений, принимаемых родителями, что достигает зрелости совершенно неготовым к самостоятельной жизни”.

В связи с тенденцией увеличения нарко и компьютерозависимого поведения у подростков становятся актуальны такие стороны школьной жизни, как адекватная учебная нагрузка детей, придание особой значимости личностному аспекту, касающемуся и детского, и педагогического контингента. Целесообразно включение в образовательный цикл предметов, интегрированных курсов, спецкурсов и факультативов, направленных в своем содержании на расширение объема знаний о реальной жизни. Данная информация необходима для обретения свободы выбора, для развития адаптивных способностей и понимания важности умения жить в реальной жизни и решать жизненно-важные проблемы без страха перед действительностью, пользуясь разнообразными активными стратегиями преодоления стресса.

Полноценная профилактика зависимого поведения невозможна без участия в ней средств массовой информации - авторитетного, массового и популярного пропагандистского органа. На представителей этой мощной индустрии должна быть возложена моральная ответственность за качество информационной продукции и её содержание.

В переходном (подростковом) возрасте решающее значение приобретает стремление найти свое место в обществе, подростки активно ищут идеал -кому подрожать. В связи с этим, очень важно, какие образцы поведения предлагает им окружение. В общественной жизни большую роль может играть система психологической и социальной поддержки, обеспечивающая помощь молодому поколению.

Библиографический список

1. Леонова, Л. Г. Вопросы профилактики аддиктивного поведения в подростковом возрасте. [Текст]/ Л. Г. Леонова, Н. Л. Бочкарёва. // Учебно-методическое пособие под редакцией зав. кафедрой психиатрии НМИ, члена-корреспондента АН ВШ, действительного члена Нью-Йоркской академии наук, д.м.н., профессора Ц. П. Короленко - Новосибирск: НМИ, 1998.

2. Розин, В. М. Культурная деятельность подростка в контексте современной подростковой культуры [Текст]/ В. М. Розин //Школьные технологии. - 2000. - № 5.

3. Формирование смысложизненных ориентаций личности - факторы профилактики социальных отклонений молодёжи [Текст]/ Под общ. ред. В. А. Попова -Владимир: ВГПУ, 2008. - 260 с.

4. Степанова, М. Как обеспечить безопасное общение с компьютером.[Текст]/ М. Степанова. // Народное образование. - 2003. -№ 2. - С. 145-152

5. Байярд, Р. Т. Ваш беспокойный подросток [Текст]/ Р. Т. Байярд. // Семья и школа. 1995г. № 5

6. Короленко, Ц. П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития [Текст]/ Ц. П. Короленко. //Обозр. психиат. и мед. психол., 1991. -№ 1.-С. 8-15.

7. Панков Медицинские и психологические проблемы школьников-подростков[Текст]: разговор учителя с врачом./Панков, А. Г. Румянцев, Г. Н. Трас-нецкая. - М.: АПКиПРО, 2002. - 239 с.

8. Профилактическая работа с несовершеннолетними различных групп социального риска по злоупотреблению психоактивными веществами [Текст]/ Под ред. Л. М. Шипицыной, Л. С. Шпилени. - М.: Моск. гор. фонд поддержки шк. книгоиздания, 2004. - 336 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.