Научная статья на тему 'Психологическая и социально-педагогическая поддержка преодоления компьютерной зависимости подростков'

Психологическая и социально-педагогическая поддержка преодоления компьютерной зависимости подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1893
219
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЬЮТЕРНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ / COMPUTER ADDICTION / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ADOLESCENCE / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С ПОДРОСТКАМИ-АДДИКТАМИ / SOCIAL-PEDAGOGICAL WORK WITH ADOLESCENTS-ADDIKTAMI

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы —

В статье автор обращается к психологическим и социально-педагогическим характеристикам феномена «компьютерная зависимость личности»; анализирует возможности психологической и социально-педагогической коррекции такой зависимости в подростковом возрасте, факторы оптимизации социализирующих влияний среды на формирование аддиктивного поведения современных подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND SOCIO-PEDAGOGICAL SUPPORT TO OVERCOME COMPUTER ADDICTION OF TEENAGERS

In the article, the author refers to the psychological and socio-pedagogical characteristics of the phenomenon of «computer addiction personality», analyzes the possible psychological and socio-pedagogical correction of such dependence in teens, factors of influences optimization on the formation of addictive behavior of modern teenagers.

Текст научной работы на тему «Психологическая и социально-педагогическая поддержка преодоления компьютерной зависимости подростков»

УДК 37.06 ББК 74.200

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ПРЕОДОЛЕНИЯ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ

ПОДРОСТКОВ

Поздняков Алексей Викторович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии образования и социальной педагогики Курский государственный университет (г. Курск)

Аннотация. В статье автор обращается к психологическим и социально-педагогическим характеристикам феномена «компьютерная зависимость личности»; анализирует возможности психологической и социально-педагогической коррекции такой зависимости в подростковом возрасте, факторы оптимизации социализирующих влияний среды на формирование аддиктивного поведения современных подростков.

Ключевые слова: компьютерная зависимость, подростковый возраст, социально-педагогическаяра-бота с подростками-аддиктами.

PSYCHOLOGICAL AND SOCIO-PEDAGOGICAL SUPPORT TO OVERCOME COMPUTER ADDICTION OF TEENAGERS

PozdnyakovA.V., cand. Pedagog. Sci.., docent, Department of educational psychology and social pedagogy Kursk State University (Kursk)

Abstract. In the article, the author refers to the psychological and socio-pedagogical characteristics of the phenomenon of «computer addiction personality», analyzes the possible psychological and socio-pedagogical correction of such dependence in teens, factors of influences optimization on the formation of addictive behavior of modern teenagers.

Key words: computer addiction, adolescence, social-pedagogical work with adolescents-addiktami.

Для современного общества характерна тенденция «компьютеризации». Компьютерные технологии, войдя в нашу повседневную жизнь, стали своеобразным «мостом», который соединил уже имеющиеся научные разработки и новейшие идеи будущих проектов. На этом фоне можно смело говорить о высокой вероятности того, что в недалёком будущем человек уже не сможет полноценно жить без

компьютера и Интернета. Конечно же, компьютер значительно облегчил нашу жизнь. Однако вместе с этим человечество столкнулось с такой глобальной проблемой, как формирование зависимости от компьютеров. В обществе появляется целый класс зависимых от компьютера людей. Большинство из них -подростки с известными социально-психологическими проблемами: неудовлетворённость собой, не-

самостоятельность, ранимость критнкон, нежелание брать на себя ответственность. Их можно отнести к категории социально незрелых. Основной деятельностью этих подростков является игра на компьютере, круг социальных контактов у них очень узок, вся другая деятельность направлена лишь на выживание, на удовлетворение физиологических потребностей, а главное - на удовлетворение потребности в реализации игровой деятельности. Количество людей, попадающих под эту категорию, растёт с каждым годом, поэтому исследование проблем компьютерной и Интернет-зависимости становится всё более актуальным. Вместе с тем, актуальность проблемы «зависимости» в современном обществе резко контрастирует с дефицитом психолого-педагогических работ, связанных с эмпирическими и теоретическими исследованиями данной проблемы.

В своей работе мы опирались на исследования ученых из различных областей. Так, в медицинской психологии предпринимали попытки изучить ад-диктивное поведение А.Ю. Егоров, С.А. Игумнов, Л.М. Либерман, В.Д. Менделевич. В психологии к анализу этой бесспорно острой проблемы обращались такие исследователи, как А.Е. Воискуновская, А.В. Гоголева, С.А. Кулаков, В.В. Москвичев, Б.Ш. Ширгалин, Т. Шишова. В педагогических исследованиях предпринимали попытку изучить данную проблему О.Е. Кучерова, Е.А. Репринцева, Л.М. Рышкова.

Понятие «зависимость» произошло от глагола «зависеть», который, в свою очередь, означает «находиться в подчинении, быть связанным в своих действиях, мыслях и ином чужой волей, влиянием». Зависимость, рассматриваемая нами, является чем-то средним между зависимостью и манией. И в данном случае эти два понятия неразделимы если не для всех видов, то уж для игровой зависимости точно. Понятие «компьютерная зависимость» появилось в 1990 году. Специалисты относят подобный вид зависимости к специфической эмоциональной «наркомании», вызванной техническими средствами. Компьютерная зависимость является одной из разновидностей аддиктивного поведения [Азарова 2003,19].

Анализ научной литературы показывает, что существует несколько подходов к понятию аддик-тивного поведения. Так Ц.П. Короленко, Т.А. Донских считают, что аддиктивное поведение - это один из типов отклоняющегося поведения с формированием стремления к уходу от реальности путем ис-

кусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций [Короленко 1990,6]. Е.П. Ильин под аддиктивным поведением понимает злоупотребление одним или несколькими веществами, протекающее на фоне измененного состояния сознания. В этот момент человеком не только отбрасываются насущные проблемы на задний план, но и затормаживается работа его психики, а чаще совсем прекращается индивидуально-личностное развитие.

Существуют различные симптомы компьютерной зависимости. Так М. Орзак выделяет следующие признаки:

- хорошее самочувствие или эйфория за компьютером;

- невозможность остановиться;

- увеличение количества времени, проводимого за компьютером;

- пренебрежение семьей и друзьями;

- ощущение пустоты, депрессии, раздражения вне времени за компьютером;

- ложь членам семьи о своем времяпрепровождении;

- проблемы с учебой.

Кроме вышеназванных психологических симптомов, со временем у растущего организма появляются нарушения в функционировании системы пищеварения и болевые ощущения в области позвоночника, лопаток и запястий рук, а регулярное раздражение глазных яблок способствует появлению головных болей и проблем со зрением [Орзак 1998, 24].

Родителям, близким стоит насторожиться, если их ребенок:

- начинает пить, есть, учить урок, не отходя от компьютера;

- начал прогуливать школу для того, чтобы посидеть за компьютером;

- как только заходит в квартиру, сразу же направляется к компьютеру;

- агрессивен, если компьютер сломался;

- угрожает, шантажирует, если ему запрещают длительное время работать на компьютере.

По каким причинам ребенок уходит в виртуальную реальность? Ряд зарубежных исследователей указывают названные критерии. Так Л.Берман полагает, что дети через компьютерную игру снима-

19

ют стресс, обучаясь этому у своих родителей, которые не показывают им более эффективных способов решения психологических и социальных проблем. Американский исследователь А. Пастернак в качестве основных причин выделяет отсутствие семейного статуса, депрессии. Ряд отечественных исследователей подростковых аддикций (C.B. Бернш-тейн, K.C. Лисецкий и др.) причинами актуализации психологической готовности к формированию зависимости считают неспособность подростка выйти из ситуации и несформированность способов психологической защиты.

Каковы же причины формирования компьютерной аддикции у современных подростков?

Одной из основных причин появления компьютерной зависимости у подростка является наличие проблем в семье. Так, причиной может стать детская безнадзорность, то есть родители настолько бывают заняты решением своих проблем, что у них совершенно не хватает времени на ребенка. Такие родители не интересуются успехами в школе, чувствами и переживаниями ребенка, они не знают, чем живет ребенок и что он хочет. Они просто покупают ему компьютер, считая, что таким образом выполнили свой родительский долг. И ребенок имеет полную свободу действий, он предоставлен самому себе [Корнеева 2004,23].

Следующей причиной может стать постоянная конфликтная ситуация в семье. B таких семьях царит эмоционально-психологическое напряжение, и уход в виртуальную реальность становится для ребенка своеобразной «отдушиной» [Корнеева 2004,24]. Развод родителей также может послужить поводом для ухода в другую реальность, где нет никаких проблем. Недостаток общения с родителями, сверстниками, одноклассниками или просто значимыми людьми является еще одной причиной. Заниженная или завышенная самооценка ребенка может послужить толчком к обращению к виртуальной реальности. Чтобы хоть как-то снять это напряжение, дети уходят в виртуальный мир, если ребенка не устраивает его семья, а именно отношение родителей к нему или их образ жизни (например, злоупотребляют алкоголем), то в таких случаях у ребенка возникает чувство отчуждения к собственной семье, в результате чего виртуальный мир поглощает ребенка с головой. Если в семье присутствует жестокое обращение с ребенком со стороны родителей, различные суровые наказания за провинности или

непосильные домашние нагрузки, то для ребенка самым лучшим вариантом, чтобы не видеть это насилие, становится виртуальный мир. В этой новой реальности его никто не будет обижать, и он сам всегда сможет постоять за себя. Здесь он становится сильным и непобедимым. Количество его «жизней» ничем не ограничено, и, если что-то пойдет не по его желанию, он всегда может начать игру сначала [Сонькин 2003,18].

Еще одной причиной компьютерной зависимости становится физическое, эмоционально-психологическое насилие со стороны одноклассников или сверстников [Корнеева 2004,23].

Все вышеназванные причины приводят к уходу ребенка от проблем повседневной жизни в новую, неизведанную и манящую реальность. Зачастую, когда дети погружаются в виртуальный мир, они не могут ему сопротивляться. Подростки и дети еще не имеют необходимых психологических механизмов защиты, и, следовательно, их психическая система страдает, что выражается в появлении приступов панического ужаса, тревоги, раздражения, ночных кошмаров, навязчивых состояний. У детей при постоянном взаимодействии с компьютером нарушается режим питания, они теряют чувство времени, могут не спать сутками.

Полностью трансформируется режим дня и ночи - близкие и родители отмечают непонятные телодвижения и вскрики, беспокойный сон после компьютерных игр. В данном случае ребенок потерял контроль над виртуальной реальностью, и теперь она контролирует его. В этом и заключается суть игровой зависимости. Эмоциональная сфера ребенка формируется, прежде всего, при общении с родителями и сверстниками, чтении книг, при взаимодействии непосредственно с окружающей средой. Каждый знает, что виртуальная реальность не дает истинного представления об окружающем и создает представление о реальности виртуального мира и абсолютной ненужности естественного, повседневного. Это и происходит, если ребенка «отдают на воспитание» компьютеру [Азарова 2003,29].

Говоря о структуре и видах психологической зависимости от компьютера, можно выделить сете-голизм и кибераадикцию.

Сетеголиками называют зависимых от Интернета людей. Им необходимо вновь и вновь быть в сети, и они могут запросто потратить 12-14 часов в сутки, непрерывно скачивая музыку, программы,

общаясь в чатах и на форумах. Они заводят бесконечные виртуальные знакомства, не стремясь при этом перенести их в реальность [http:// www.baby.com.ru].

У сетеголиков наблюдается самоизоляция, потеря внутренних ориентиров, неуравновешенность, рассеянность, неряшливость, наплевательское отношение к близким и, естественно, огромные расходы на оплату услуг провайдера.

Помимо основных признаков зависимости от компьютера, у сетеголиков проявляются дополнительные симптомы:

- навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту;

- предвкушение следующего сеанса он-лайн;

- увеличение времени, проводимого в он-лайн;

- увеличение количества времени, расходуемого он-лайн.

По статистике, число сетеголиков составляет 3-5% от общего числа пользователей Интернет. В основном это новички, у которых недавно появился доступ в «мировую паутину», и они стремятся на практике опробовать все ее возможности. Со временем такие пользователи постепенно «остывают» к сети и проводят там меньше времени. Но в некоторых случаях излишнее увлечение Интернетом перерастает в зависимость, что может привести к неприятным последствиям.

Увлечение компьютерными играми называют игровой (кибер) аддикцией. В психологии «аддик-тивной реализацией» называют уход от реальности. По мнению ряда исследователей, компьютерные игры как раз и рассчитаны на такой «уход» [http:// www.baby.com.ru]. Многие игры создают свою реальность, свой мир, свою лексику (жаргон). Взять тот же фантастический мир бродилок, квестов, RPG. Человек увлекается игрой, сливается со своим персонажем, проживает его жизнь. Более того, в игре можно вернуться на предыдущий уровень, исправить все ошибки, что делает виртуальную реальность намного комфортнее реальной действительности. Усиливает зависимость и то, что во многих играх предусмотрена возможность создания собственных уровней и карт. Получается, что в игре человек может стать кем угодно, делать все, что ему захочется (в пределах возможностей игры, конечно) и при этом избегать ответственности, ведь в случае проигрыша он легко может вернуться на предыдущий уровень.

Особенно это интересно и эмоционально привлекательно для подростков. Тот факт, что на протяжении всего подросткового возраста потребность подростков в том, чтобы взрослые, особенно родители, признали их равноправными партнерами в общении, оказывается неудовлетворенной, порождает многочисленные конфликты подростка со взрослыми, родителями. И зачастую именно в компьютере ребенок находит «отдушину», пытаясь скрыться от этих конфликтов. В искусственном мире компьютера подросток самостоятельно моделирует окружающее себя общество. В киберпространстве он раскрепощается, красочно описывая то, что в реальности ему трудно передать посредством прямого личностного общения.

Подробнее рассмотрим механизмы формирования компьютерной зависимости у подростков. Механизм формирования компьютерной зависимости основан на частично непонимаемых требованиях организма и психической системы, заключающегося в желании окунуться в роль своего персонажа и тем самым отрешиться от действительности [Новосельцев 2003,27]. Данные механизмы работают независимо от сознания человека и характера мотивации игровой деятельности. Эти мотивы появляются уже после первого знакомства ребенка с той или иной компьютерной игрой. Можно сказать, что независимо от того, зачем подросток стал играть в ту или иную игру, у него сразу происходит формирование игровой зависимости.

Рассмотрим каждый из механизмов.

1-й механизм - это уход от реальности. Основой этого механизма является потребность ребенка в отстранении от повседневных хлопот и проблем, будь то проблемы в школе, со сверстниками, в семье или с учителями.

Термин «уход от реальности» обозначает не просто уход из общества или социума, а именно уход от реальности. Уйти от социума можно, используя совершенно другие и самые разнообразные способы, включая неролевые компьютерные игры. Однако, чтобы уйти от настоящей реальности, необходимо заменить ее на другую - виртуальную [Стукова 1996 ,42]. Психологические аспекты этого механизма основаны на естественном стремлении человека избавиться от разного рода проблем и неприятностей, связанных с повседневной жизнью. Ролевая компьютерная игра - это простой и доступный способ моделирования другого мира или таких жизнен-

21

ных ситуаций, в которых человек никогда не был и не будет в реальности. Это простой способ пожить в другой жизни, где нет проблем, забот [http:// www.add.net.ru/].

В этом смысле может показаться, что ролевые компьютерные игры служат средством снятия стрессов, снятия уровня депрессии, то есть своего рода терапевтическим методом. Однако использование ролевых игр в таком качестве под вопросом. Ребенок очень быстро привыкает к этой идеальной реальности, в дальнейшем выход из которой становится трудно найти, потому что в реальной жизни проблемы никуда не исчезают, и ребенок начинает все чаще и чаще уходить в другую реальность, он как бы начинает злоупотреблять ею. И поэтому возникает опасность полного отрешения от настоящего мира, может произойти 100%-ная замена реальности на виртуальный мир.

Возрастает риск формирования очень сильной компьютерной зависимости. Здесь можно провести параллель с процессом формирования наркотической зависимости. При употреблении наркотиков закрепление тяги и устойчивой потребности напрямую зависит от частоты и регулярности приема наркотиков. Таким же образом дело обстоит и с компьютерной зависимостью: чем больше и чаще сидишь за компьютером, тем сильнее « втягиваешься», а в дальнейшем доходит до такой крайности, когда уже просто не в состоянии обходиться без компьютерной игры [Смолян 1999,61].

Следующий механизм формирования компьютерной зависимости - это принятие роли.

В основе этого механизма лежит потребность в игре как таковой, которая свойственна человеку. Для ребенка характерно стремление к применению роли компьютерного персонажа, которая позволяет ему удовлетворять потребности, которые по каким-то причинам не могут удовлетвориться в реальной жизни. Человек привык играть в ролевые игры с самого детства. Они являются частью познавательной деятельности человека. Когда ребенок играет в ролевую игру, то он сознательно принимает на себя роль взрослого человека (мамы, папы, бабушки, деда), тем самым он удовлетворяет бессознательную потребность в познании мира. По мере взросления ребенок заменяет ролевые игры на интеллектуальные, но все же потребность принять на себя роль другого человека сохраняется. При помощи виртуальной реальности эту потребность можно удов-

летворить в компьютерной игре [http:// www.add.net.ru/].

Сам процесс формирования зависимости полностью построен на желании и острой необходимости в принятии роли. После того, как ребенок несколько раз играет в ролевую игру, он замечает, что может принимать на себя роль своего компьютерного персонажа. Он понимает, что здесь он вполне может удовлетворить те потребности, которые не удовлетворены в реальной жизни. Он осознает, что его компьютерного персонажа уважают, он сильный, умный, с его именем считаются, он может убить сотню врагов сразу, и для ребенка очень приятно входить в роль этого героя, чувствовать собственную силу и мощь, тогда как в действительности попасть в подобные ситуации и остаться живым у него вряд ли получится.

Дальше происходит следующее: чем больше ребенок начинает играть, тем ярче становятся различия между реальной жизнью и виртуальной.

Игра превращается в средство компенсации жизненных проблем, ребенок начинает реализовы-вать свои потребности в игровом мире, а не в реальном. Конечно, последствия такой компенсации очень тяжелы. Это влечет за собой ряд серьезных проблем в развитии личности самого ребенка, в формировании самосознания и самооценки, а также высших психических функций [Новосельцев 2003, 29].

Таким образом, возникновение потребности в принятии роли другого человека, связанной с ролевыми компьютерными играми, появляется на фоне таких психологических факторов, как:

• желание и острая необходимость в уходе от реальности;

• потребность в полном отождествлении себя с персонажем компьютерной игры.

Данные факторы могут выступать как совместно, так и доминируя один над другим. Оба эти механизма основаны на процессе компенсации негативных жизненных переживаний [http:// www.add.net.ru/].

Вполне возможно, что если ребенок полностью удовлетворен своей жизнью и умеет рационально решать свои проблемы, то у него не возникнет желания уходить в виртуальный мир. Однако таких детей очень немного, поэтому большинство из них можно считать потенциально предрасположенными к формированию психологической зависимости от ролевых компьютерных игр.

Формирование зависимости происходит не мгновенно, а постепенно. Можно выделить стадии формирования данной зависимости:

1. Стадия легкой увлеченности.

После того, как ребенок поиграл в компьютерную игру, ему начинает нравиться сюжет этой игры, он соотносит себя с главным героем, ему нравятся графика, картинки, музыка. Ребенок начинает сравнивать мир реальный и виртуальный и отдает предпочтение последнему. Компьютерная реальность позволяет детям осуществить свои мечты.

2. Стадия увлеченности.

Для перехода на эту стадию необходимо появление у ребенка новой потребности - потребность играть в компьютерные игры. Стремление к игре на данной стадии есть мотивация, которая опосредована потребностями бегства от реальности и принятия роли. Здесь игра принимает систематический характер. Если ребенок не может удовлетворить данную потребность по каким-либо причинам, он прибегает к различным активным действиям, чтобы добиться своего.

3. Стадия зависимости.

На этой стадии происходят серьезные изменения в ценностно-смысловой сфере ребенка. Происходит изменение самосознания и самооценки. Игра полностью вытесняет реальный мир.

Можно выделить две формы, в которых проявляется зависимость: социализированную и индивидуализированную.

При социализированной форме компьютерной зависимости ребенок поддерживает социальный контакт с обществом, пусть даже в основном с такими же игроками, как и он сам.

При индивидуализированной форме зависимости нарушаются не только нормальные человеческие особенности миропонимания и мировоззрения, но и взаимодействие с окружающим миром, социумом. Здесь происходит нарушение основной функции психики, и вместо реального окружающего подростка мира происходит отражение мира нереального и виртуального.

Такие дети всегда, часто подолгу, играют без свидетелей, их потребность не изменяется и не исчезает с удовлетворением базовых физиологических потребностей. Для них компьютерная игра выступает в роли наркотика. Если в течение какого-то временного промежутка их тяга не замещается, то они впадают в состояние, близкое к своего рода «ломке»,

испытывают отрицательные эмоции, становятся раздражительными и агрессивными, впадают в прострацию. Такие явления с клинической точки зрения называются психопатологией или стилем существования, вызывающим данную патологию [Короленко 1990,146].

4. Стадия привязанности.

Это последняя, завершающая стадия компьютерной зависимости. Она характеризуется угасанием игровой активности человека, смещением психологической составляющей индивида в сторону выздоровления. Здесь ребенок держит дистанцию с компьютером, однако полностью оторваться от уже сформировавшейся потребности в виртуальной реальности он не в силах. Данный период протекает достаточно долго, иногда даже всю жизнь, в зависимости от скорости угасания привязанности [Бурлаков 1999,90].

В силу своих индивидуальных особенностей подросток может остановиться в формировании тяги на одном из предшествующих периодов ее возникновения, таким образом, потребность исчезает быстрее. Но если этого не происходит, и ребенок проходит все периоды формирования психологической потребности в виртуальной реальности, то, следовательно, данная стадия будет носить затяжной характер. Важным в этом процессе будет считаться уровень снижения неконтролируемой тяги от общего ее показателя, и, чем он больше, тем меньше по времени будет угасать зависимость [Короленко 1990,150].

Изучив особенности формирования аддиктивно-го поведения в подростковом возрасте, необходимо осветить круг вопросов касающихся психолого-педагогической работы с подростком, его родителями.

Одним из важнейших направлений психолого-педагогической работы с подростками, страдающими игровой зависимостью, является работа с ближайшим окружением ребенка, прежде всего с семьей. Необходимо убедить родителей в том, что компьютерная зависимость - это болезнь, которую невозможно преодолеть самостоятельно, совместно формировать у подростка готовность встретиться со специалистами, которые могут оказать ему необходимую психологическую и психотерапевтическую помощь [Игровая аддикция 2008,92].

Важно понимать, что аддиктивное поведение является реакцией на серьезный конфликт детско-родительских отношений, поэтому психотерапевтическое воздействие, направленное на разделение

23

конфликта, является необходимой мерой [Менделе-вич 2001,58].

В целом, основными стратегическими задачами семейной психотерапии являются следующие:

- улучшение внутрисемейных отношений;

- преодоление членами семьи позиции, связанной с приписыванием семейных проблем кому-то одному;

- развитие способности к взаимопониманию и эмпатии;

- совершенствование навыков индивидуального и совместного решения проблем;

- укрепление независимости;

- достижение баланса между стремлением членов семьи к независимости, с одной стороны, и достижению сплоченности - с другой.

Может сложиться впечатление, что перечисленные задачи семейной психотерапии носят слишком отвлеченный характер, в то время как преодоление аддиктивного поведения невозможно вне конкретных программ. Это неверно. Мы еще раз обращаем внимание на универсальность причин аддикции. Освоение членами семьи эффективных способов сотрудничества, самостоятельное построение гармоничных отношений и совместное решение проблем являются наиболее эффективным способом преодоления аддикции. Психотерапия не может избавить семью от абсолютно всех проблем и предотвратить возникновение новых, но может раскрыть семейные ресурсы и научить членов семьи пользоваться определенными стратегиями, позволяющими решать различные проблемы самостоятельно. Наиболее важным является умение членов семьи именно решать проблемы, а не исключать их из собственной жизни.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Еще одним направлением является отработка подростком своего негативного игрового опыта, с осознанием и применением всех разрушительных последствий, к которым привела зависимость, тем самым формируется нежелание возвращаться к прошлому. Одновременно подросток осваивает новые способы поведения в ситуациях, которые раньше однозначно связывались с игрой (например, в стремлении избавиться от негативных чувств) [http:// www.родитель.ru].

С организационной позиции психолого-педагогическая поддержка лиц с игровой зависимостью может быть представлена следующими этапами совместной деятельности семьи и школы в целях по-

мощи ученикам в решении проблем: диагностическим, поисковым, договорным, деятельностным, рефлексивным.

Важным направлением психолого-педагогической работы является также правильная организация досуговой деятельности подростков, основная цель которой состоит в направлении азарта, риска, свойственных подростку, в социально-положительное русло. Культурно-досуговая деятельность является одним из важнейших средств оптимизации среды, окружающей подростка [Белавина 1993, 37].

Процесс функционирования культурно-досуго-вой деятельности можно представить как взаимодействие двух тенденций: социализации и индивидуализации.

Если первая состоит в присвоении индивидом социальной сущности, то вторая - в выработке у него индивидуального способа жизнедеятельности, благодаря которому он получает возможность развиться.

Именно в досуговой деятельности дети и подростки знакомятся с искусством, природой, трудом, нравственными и эстетическими ценностями.

Таким образом, коррекция отклоняющегося поведения возможна лишь через вовлечение подростка в сферу досуговой деятельности, так как здесь он больше открыт для влияния на них самых различных социальных институтов, что позволяет с максимальной эффективностью воздействовать на их нравственный облик и мировоззрение [Польшакова 2002, 11].

Досуговая деятельность может быть представлена в различных формах: художественной, связанной с богатством эмоциональных средств воздействия; просветительской, включающей лекции, беседы, диспуты, экскурсии; познавательно развлекательной, основанной на познавательной значимости игры.

К возможным рекомендациям практическим психологам и социальным педагогам следует отнести существующие психокоррекционные методы (индивидуальные, направленные на личность подростка):

- обучение социальным навыкам и умениям преодоления стресса;

- оказание подросткам социальной поддержки с помощью включения семьи, школы, друзей и т.д.;

24

- может проводиться социально-психологический тренинг проблем разрешающего поведения, поиска социальной поддержки, ее восприятия и оказания, индивидуальных и групповых психокоррек-ционных занятий по повышению самооценки, развитию адекватного отношения к собственной личности, эмпатии;

- овладение навыками практического применения активной стратегии проблем, совершенствование поиска социальной поддержки, психологическая коррекция пассивной стратегии избегания, увеличение уровня самоконтроля, замена «значимых других»;

- выработка мотивации на достижение успеха может быть основана на тренинге поведенческих навыков;

- использование библиотерапии, святоотеческих источников, художественной литературы.

Методы и средства, применяемые школьным психологом, могут быть очень разными, однако цель этой работы должна сводиться к формированию адекватного мировоззрения, в котором четко отражалось бы предназначение человеческой жизни, ее значимость и неповторимость. Обязательным должно быть применение социально-педагогических методов:

1. работа с семьей подростка, направление работы здесь в основном такое же, как и с подростком (формирование целевых ориентиров, выходящих за рамки повседневной, чисто материальной жизни);

2. налаживание контактов с церковными приходами, приглашение для бесед священнослужителей, просьбы о поминовении, о здравии подростков, находящихся в наиболее опасном положении;

3. установление (на уровне администрации школы) контактов с дворцами пионеров, секциями, армейскими подразделениями, при этом целью педагога психолога и социального педагога являются расширение социальных контактов подростка, его кругозора, заполнение свободного времени полезным или хотя бы нейтральным делом.

Литература

1. Азарова, Р.И. Досуг современной молодежи // Внешкольник. - 2003. - № 10.

2. Белавина, И.Г. Восприятие ребенком компьютера и компьютерных игр // Вопросы психологии. - 1993. -№ 3.

3. Бурлаков, В.П. Психология компьютерных игр // Наука и жизнь. - 1999. - № 5.

4. Бушуева, A.A., Репринцева, Е.А. Компьютерные игры детей: от порождаемых компьютером страхов - к педагогическому сопровождению социально-нравственного развития младших школьников // Психолого-педагогический поиск. 2012. №2 (22). С. 125-136.

5. Запесоцкая, И.В. Нарушение смысловой регуляции как иммерсионный механизм состояния зависимости // Психолого-педагогический поиск. - 2012. -№3 (23). - С. 148-154.

6. Корнеева, Е.И. Компьютерная зависимость: «бермудский треугольник» за углом // Мир семьи. - 2004. -№ 11.

7. Короленко, Ц.П., Донских, Т.А. Семь путей к катастрофе. - Новосибирск: Наука, 1990.

8. Менделевич, В.Д. Психология девиантного поведения. -М.: МеДпресс, 2001.

9. Новосельцев, В.И. Компьютерные игры: детская забава или педагогическая проблема? // Директор школы. -2003. - № 9.

10. Репринцева, Е.А., Завалишина, О.В. Педагогическая поддержка подростков, склонных к Интернет зависимости: моделирование процесса // Психолого-педагогический поиск. 2011. - № 2 (18). - С. 48-57.

11. Репринцева, Е.А. Педагогическая поддержка подростков, склонных к интернет зависимости: от теоретических предпосылок - к реалиям социального воспитания // Известия Российской академии образования. - 2012. - №2 (22). - С. 753-762.

12. Репринцева, Е.А. Современная молодежная игра в зеркале трансформации традиционной русской культуры: что делать социальному педагогу? // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - 2012. - № 1. С.181-190.

13. Репринцева, Е.А. Феномен игры в культуре и образовании // LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH& Co. KG. Saarbrucken, Germany, 2011. - 408 p.

14. Смолян, Г.Л. Сетевые информационные технологии и проблемы безопасности личности // Информационное общество. - 1999. - № 1.

15. Собкин, В., Евстигнеева, Ю. Виртуальная атака // Первое сентября. - 2001. - № 8.

16. Сонькин, В.Н. Чем занимаются наши дети? // Здоровье детей. - 2003. - № 21.

17. Стукова, О.В. В компьютерной колыбели? В компьютерных сетях? // Аномалия. - 1996. - № 23.

18. http://www. baby.com.ua

19. http://www.add.net.ru

20. http://www.родитель.ru

21. http://www.comprice.ru

22. http://www.psychology.net.ru

25

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.