Научная статья на тему 'Профилактика кибераддикции как основа предотвращения преступного поведения подростков с пограничным состоянием психики'

Профилактика кибераддикции как основа предотвращения преступного поведения подростков с пограничным состоянием психики Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
1640
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДДИКТ / КОМПЬЮТЕР / COMPUTER / ПСИХИЧЕСКОЕ РАССТРОЙСТВО / MENTAL DISORDER / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ / COMPUTER GAMES / АГРЕССИЯ / AGGRESSION / УБИЙСТВО / MURDER / ПОДРОСТКИ / TEENAGERS / ПРОФИЛАКТИКА / PROPHYLAXIS / ADDICT

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Фоменко Андрей Иванович, Семенцова Ирина Анатольевна

Компьютерная зависимость (кибераддикция) рассматривается как психическое расстройство, не исключающее вменяемости лица. Исследуется первичная, вторичная и третичная профилактика кибераддикции. Основным средством профилактики является психологическое воздействие, а главным субъектом семья. Комплексное решение данной проблемы невозможно без участия в ней СМИ, на представителей которых должна быть возложена моральная ответственность за качество информационной продукции и ее содержание. Необходимо работать над созданием информационно-психологической безопасной среды, привлекая для этого все возможности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prevention of Cyber Addiction as the Basis of Preventing Criminal Behavior of Adolescents with Borderline Mental State

Computer addiction (cyberaddiction) is regarded as a mental disorder, not excluding sanity of a man. The authors investigate the primary, secondary and tertiary prevention of cyberaddiction. The primary means of prevention is the psychological impact, and the main subject the family. The complete solution of this problem is impossible without the participation of the media, representatives of which should be entrusted with the moral responsibility for the quality of information products and content. It is necessary to work on the creation of information-psychological security environment, involving all opportunities for this purpose.

Текст научной работы на тему «Профилактика кибераддикции как основа предотвращения преступного поведения подростков с пограничным состоянием психики»

УДК 342

ПРОФИЛАКТИКА КИБЕРАДДИКЦИИ КАК ОСНОВА ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ПРЕСТУПНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С ПОГРАНИЧНЫМ СОСТОЯНИЕМ ПСИХИКИ

© 2015 г. А.И. Фоменко, И.А. Семенцова

Фоменко Андрей Иванович -

кандидат юридических наук, доцент,

заведующий кафедрой уголовно-правовых дисциплин,

Институт управления, бизнеса и права,

пр. Нагибина, 33А/47, г. Ростов-на-Дону, 344068.

E-mail: [email protected]

Семенцова Ирина Анатольевна -кандидат юридических наук, доцент, кафедра уголовного права и криминологии, Ростовский юридический институт, ул. Маршала Еременко, 83, г. Ростов-на-Дону, 344015.

E-mail: [email protected]

Fomenko Andrey Ivanovich -

Candidate of Legal Sciences, Associate Professor,

Head of the Department "Criminal Law",

Institute of Management, Business and Law,

Nagibina Ave., 33A/47, Rostov-on-Don, 344068, Russia.

E-mail: [email protected]

Sementsova Irina Anatol'evna -Candidate of Legal Sciences, Associate Professor, Criminal Law and Criminology Department, Rostov Law Institute,

Marshala Eremenko St., 83, Rostov-on-Don, 344015, Russia.

E-mail [email protected]

Компьютерная зависимость (кибераддикция) рассматривается как психическое расстройство, не исключающее вменяемости лица. Исследуется первичная, вторичная и третичная профилактика кибераддикции. Основным средством профилактики является психологическое воздействие, а главным субъектом - семья. Комплексное решение данной проблемы невозможно без участия в ней СМИ, на представителей которых должна быть возложена моральная ответственность за качество информационной продукции и ее содержание. Необходимо работать над созданием информационно-психологической безопасной среды, привлекая для этого все возможности.

Ключевые слова: аддикт, компьютер, психическое расстройство, компьютерные игры, агрессия, убийство, подростки, профилактика.

Computer addiction (cyberaddiction) is regarded as a mental disorder, not excluding sanity of a man. The authors investigate the primary, secondary and tertiary prevention of cyberaddiction. The primary means ofprevention is the psychological impact, and the main subject - the family. The complete solution of this problem is impossible without the participation of the media, representatives ofwhich should be entrusted with the moral responsibilityfor the quality of information products and content. It is necessary to work on the creation of information-psychological security environment, involving all opportunities for this purpose.

Keywords: addict, computer, mental disorder, computer games, aggression, murder, teenagers, prophylaxis.

Зависимость от компьютерных игр (кибераддикция) в настоящее время в России официально не признана психическим расстройством. Однако в последнее время все чаще приходится слышать о бессмысленных кровавых убийствах, совершенных подростками.

Анализ зарубежной статистики и отечественная судебная практика показывают, что зачастую на почве компьютерных игр совершаются преступления, причем с особой жестокостью, что характерно для некоторых психических расстройств. Самое опасное заключается в том, что такой зависимости подвержены преимущественно лица подросткового возраста.

В последнее время сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних сталкиваются с такой формой зависимости несовершеннолетних -компьютерной аддикцией. В отказных материалах,

составленных в отношении 20 % малолетних, имеется информация о том, что они часто проводят время в компьютерных салонах, многие из них совершают кражи и грабежи, чтобы оплатить время пребывания там [1]. Группу риска для развития компьютерной зависимости составляют подростки в возрасте 10-17 лет.

В России преступления из-за компьютерных игр совершаются в основном на фоне психического расстройства, сопровождающегося внезапно возникшей агрессией. Однако официальная статистика в России отсутствует.

Врач-психиатр Центра охраны психического здоровья детей и подростков рассказывает: «Практически все подростковые ролевые компьютерные игры построены на агрессии и убийствах. А ведь ролевая игра не простое развлечение. В таких играх быстро усваиваются модели поведения. По-

этому в ряде стран детям до 18 лет запрещено играть в некоторые особо агрессивные компьютерные игры, так как они могут подвигнуть незрелую, неразвитую личность на реализацию агрессивных импульсов уже не в игре, а в жизни.

Приведу несколько примеров такого поведения, произошедших в России.

- В Туапсе подросток из-за того, что родители отобрали у него клавиатуру компьютера, чтобы он не смог ночью играть в свою любимую игру "Готика", убил спящего отца, нанеся ему шесть ударов молотком по голове, а затем позвал мать и под страхом смерти заставил ее вернуть отобранную клавиатуру, после чего спокойно пошел доигрывать.

- В Питере молодому геймеру во время игры поступил приказ из виртуального пространства убить собственного отца: он нанес отцу несколько ударов ножом, один из которых оказался смертельным.

- Уфимский студент ранил ножом отца за то, что тот уже глубокой ночью вырвал провода из компьютера, не дав ему доиграть эпизод в World of Warcraft, а затем выбросился из окна и разбился насмерть.

- В Удмуртии подросток убил отца из-за компьютерной игры.

Этот список можно было бы продолжать долго» [2].

Исследователи установили, что подростки, которые слишком увлекаются Интернетом, более склонны к агрессии и асоциальному поведению. Чрезмерное количество часов, проведенных в Интернет-пространстве, формировали предпосылки для агрессивного поведения.

Пребывание за компьютером до 16-18 ч в сутки иногда может сопровождаться периодическими расстройствами желудка (без каких-либо диагностируемых заболеваний). Вероятнее всего, что молодой организм таким образом проявляет защитные реакции. Наблюдаются серьёзные отклонения от нормы в поведении, реакциях, неадекватная эмоциональность либо заторможенность, наличие импульсивности в поведении, истеричность, резкая смена эмоций в их крайнем проявлении, отсутствие эмоционального и поведенческого самоконтроля.

Подросток начинает слышать голоса, команды, взгляд становится отсутствующим, пустым, потухшим, происходит потеря аппетита и интереса к жизни. Наступают необратимые изменения в мозге. Нередко необходимы изоляция и лечение, как при шизофрении.

Представляет интерес зарубежная официальная статистика. «Более 80 процентов преступников, отбывающих наказание в тюрьмах Китая, совершили свои преступления из-за компьютерных онлайн игр. Такие шокирующие данные были обнародованы в эфире телепередачи "Исповедь убийцы", вышедшей

на Центральном телевидении Китая (ССТУ). Так, статистика, обнародованная властями Китая, потрясает воображение - более 210 миллионов человек регулярно играет в онлайн игры, и, что страшнее всего, - совершают преступления под их влиянием» [3].

Киберзависимые могут страдать от галлюцинаций. У некоторых возникает мания величия и нарциссизм. Поведение игромана делается антиобщественным, заболевание иногда перерастает в иные формы зависимости. Это пагубное пристрастие может протекать отдельно или быть симптомом иного психического нарушения, например, шизофрении, депрессии, различных маниакальных состояний. Ки-бераддикции способствуют патопсихологические, биологические и нейрохимические расстройства.

Само понятие зависимости приравнивается к психозам. Его называют «третьим эндогенным заболеванием» и даже считают одним из вариантов развития шизофрении [4].

Криминологическая характеристика лиц, совершивших преступления на почве компьютерной зависимости, показывает что «из всех типов акцентуаций наиболее подвержены риску развития виртуальной аддикции неустойчивый и шизоидный, реже другие типы. К психологическим факторам, способствующим развитию виртуальной аддикции, следует отнести также привлекательность переживаний, выработку гедонистической установки (получение удовольствия любой ценой), реакции имитации, компенсации, группирования» [5].

Ученые сходятся во мнении, что компьютерная зависимость полностью не исключает возможность контролировать свои поступки. Исходя из этого, лицо страдающее зависимостью от компьютерных игр и совершившее преступление, не может быть признано невменяемым, поскольку присутствует волевой признак юридического критерия невменяемости. Поэтому с уголовно-правовой точки зрения можно условно назвать зависимость от компьютерных игр психическим расстройством, не исключающее вменяемость лица.

Вышесказанное обосновывает актуальность профилактики компьютерной игровой зависимости особенно в подростковом возрасте.

Но следует отметить, что вопросы профилактики интернет-зависимости в настоящее время практически не разработаны. Ряд зарубежных исследователей предлагают использовать для профилактики и коррекции Интернет-аддикции (зависимости) опНпе-психотерапию, другие - считают недопустимым применение компьютерных технологий и компьютера в процессе коррекции и лечения компьютерных аддиктов.

Следует учитывать, что индивидуально-личностными особенностями возникновения игровой компьютерной зависимости в младшем подростковом возрасте являются неадекватная, чаще завышенная самооценка, повышенное стремление к риску и поиску острых ощущений, слабый волевой потенциал, несбалансированное развитие параметров субъектности ребенка (осознание способности к рефлексии; осознание свободы выбора и ответственности за него; понимание и принятие другого, осознание саморазвития). Социально-психологические особенности возникновения игровой компьютерной зависимости в младшем подростковом возрасте представляют собой совокупность, обусловливающую детско-родительские отношения и характер взаимодействия ребенка со сверстниками [6].

Специалисты рекомендуют родителям использовать следующие стратегии для профилактики развития компьютерной зависимости:

1. Показывать личный положительный пример. Важно, чтобы слова не расходились с делом. И если отец разрешает сыну играть за компьютером не более часа в день, то и сам он не должен играть по три-четыре часа.

2. Ограничить время работы с компьютером, объяснив, что компьютер - не право, а привилегия, поэтому общение с ним подлежит контролю со стороны родителей. Резко запрещать работать на компьютере нельзя. Если ребенок склонен к компьютерной зависимости, он может проводить за компьютером два часа в будний день и три - в выходной. Обязательно с перерывами.

3. Предложить другие возможности времяпровождения. Можно составить список дел, которыми можно заняться в свободное время. Желательно, чтобы в списке были совместные занятия (походы в кино, на природу, игра в шахматы и т. д.).

4. Использовать компьютер как элемент эффективного воспитания, в качестве поощрения (например, за правильно и вовремя сделанное домашнее задание, уборку квартиры и т. д.).

5. Обращать внимание на игры, в которые играют дети, так как некоторые из них могут стать причиной бессонницы, раздражительности, агрессивности, специфических страхов.

6. Обсуждать игры вместе с ребенком. Отдавать предпочтение развивающим играм. Крайне важно научить ребенка критически относиться к компьютерным играм, показывать, что это очень малая часть доступных развлечений, жизнь гораздо разнообразней и игра не заменит общения.

7. В случаях, если родители самостоятельно не могут справиться с проблемой, обращаться к психологам, в специализированные центры.

Профилактика аддиктивного поведения приобретает особенную значимость в подростковом возрасте. Но особенно нужно уделять внимание тем, у кого уход от реальности еще не нашел своего яркого выражения, кто только начинает усваивать аддик-тивные патерны поведения в тяжелых спорах с потребностями среды, кто потенциально может быть вовлечен в разные виды аддиктивной реализации.

Специалисты отмечают, что в соответствии с терминологией ВОЗ, выделяют первичную, вторичную и третичную профилактику. Предупреждение развития патологического использования компьютеров относится к заданиям первичной профилактики. Она осуществляется по четырем основным направлениям и представляет, во-первых, широкую воспитательную работу среди молодежи, во-вторых, санитарно-гигиеническое воспитание населения, в-третьих, общественные мероприятия по работе с компьютерными технологиями, в-четвертых, административно-законодательные мероприятия [7].

Нужно отметить значимость технологий занятости. Для подросткового возраста характерен поиск себя в мире. Клубная работа - спортивные секции, художественные кружки, дополнительное образование, факультативы; кружки уменьшают запас свободного времени и увеличивают количество заданий, которые требуют не только времени, но и занимают внимание подростка. Временное или частичное трудоустройство молодого человека поможет найти свое предназначение в жизни.

Большое значение имеют семейные технологии. Формирование гармоничных взаимоотношений в семье, доверительные отношения между родителями и детьми, общие интересы всех членов семьи -неотъемлемая часть полноценного развития ребенка. Подросток нуждается в умеренном контроле над его действиями и умеренной опеке с тенденцией к развитию самостоятельности и умения принимать ответственность за свою личную жизнь.

Однако, как показывают данные социологического опроса, 36 % опрошенных родителей считают, что компьютерные игры безопасны для ребенка. При этом средний возраст, с которого родители разрешают играть в компьютерные игры, составляет 8 лет. Это тот возраст, когда ребенок не способен контролировать свои желания и поступки и нуждается в помощи взрослых [8]. Поэтому профилактику компьютерной игровой зависимости нужно проводить не только с детьми, но и с их родителями.

Исследования психологов показали, что в семьях подростков, страдающих компьютерной зависимостью, чаще используются негармоничные стили воспитания. В этих семьях преобладает хаотический уровень адаптации. Это означает, что члены семьи в конфликтных ситуациях не способны конструктивно решать возникающие проблемы. Все члены семьи дистанцированы друг от друга. Так, например, у каждого из них свои интересы, которые не согласуются с интересами других членов семьи, поэтому им трудно принимать совместные решения. Кроме того, для них характерна неэффективная коммуникация, которая может проявляться в неадекватном взаимном восприятии членами семьи друг друга и собственной семьи в целом, в наличии множество «закрытых» для обсуждения тем и т.д. Все это приводит к формированию коммуникативных и личностных проблем у ребенка, иллюзорное решение которых становится возможным, в частности, в условиях виртуальной реальности, т.е. повышает риск развития компьютерной зависимости.

Неоценимый вклад в профилактику аддикции может внести культура религиозных чувств, если она ориентирована не на отход от реальности существующего мира, а напротив, наделяет человека высшей духовной и этической силой для противостояния трудностям и аддиктивным влечениям. Духовное развитие также имеет значение для формирования почтенного отношения к своей личности и окружающим, что выступает крепким фундаментом для построения межличностных отношений.

Вторичная профилактика основана на познании личности компьютерных аддиктов с учетом генеза и механизмов их поведения и направлена на предупреждение развития компьютерной зависимости и возобновление личностного и социального статусов пациента.

Отмеченные профилактические технологии были применены по отношению к ученикам лицеев и лично к 63 ученикам группы риска с целью предупреждения последующего формирования компьютерной зависимости. Все ученики из группы риска согласились на участие в проведении беседы на тему «Проблема компьютерной зависимости», где обсуждались вопросы факторов риска, первых признаков формирования компьютерной зависимости, роль индивидуальных особенностей и характерные признаки аддиктивной личности. Почти все лицеисты вступили в контакт с дополнительными вопросами о компьютерной зависимости, некоторые ученики просили дать рекомен-

дации психотерапевта в городе проживания. Лишь у пяти (8 %) учеников через полгода (данные кли-нико-катамнестического метода) были выявлены признаки психической аномалии [9].

Первичная профилактика компьютерной и игровой зависимости - это комплекс профилактических и воспитательных психолого-педагогических мероприятий, обеспечивающих устойчивость к агрессивному воздействию информационной среды, позволяющий предупредить угрозы формирования зависимости среди несовершеннолетних [10].

О.В. Литвиненко предлагает профилактику компьютерной игровой зависимости среди детей, подростков и молодежи осуществлять на социально-общественном, социально-средовом и индивидуальном уровнях с участием органов законодательной и исполнительной власти, школы, семьи, подростков, школьников и студентов. Первый уровень должен предусматривать разработку закона «Информационно-психологическая безопасность личности» с подразделом по обеспечению информационно-психологической безопасности от компьютерных игр; организацию экспертизы (сертификации) компьютерных игр, запрещение распространения и использования компьютерных игр, негативно воздействующих на психику; контроль деятельности компьютерных клубов; разработку и реализацию социальных программ по профилактике компьютерной зависимости [11].

В настоящее время отсутствие проблемы информационно-психологических угроз в правовом поле существенно тормозит научное и практическое решение поставленных вопросов, несмотря на то, что в мировом опыте, в том числе опыте нашей организации, уже существуют технические решения, принесшие бы значительную пользу нашему обществу. Государство, безусловно, вправе и должно регулировать степень присутствия и предельные уровни угроз, сохраняя тем самым конституционные свободы граждан.

Считаем, что продажа компьютерных игр, в которых много насилия и жестокости, должна быть ограничена в России. Соответствующий законопроект, внесен в Госдуму. В некоторых зарубежных странах уже введен запрет на компьютерные игры с элементами насилия (Китай, Япония, Германия и др.) и на законодательном уровне утвержден целый список таких игр, запрещенных к продаже.

Комплексное решение данной проблемы позволило бы приблизиться к созданию информационно-психологически безопасной среды в ее иде-

альной форме - фактической иммунности нации к информационно-психологическим угрозам.

Полноценная профилактика аддиктивного поведения невозможна без участия в ней СМИ - авторитетного и популярного пропагандистского органа. На представителей этой мощной индустрии должна быть возложена моральная ответственность за качество информационной продукции и за ее содержание. В печатных изданиях и телевизионных программах информация для подрастающего поколения в настоящее время носит в основном развлекательный характер. Дети воспринимают СМИ, особенно телевидение, только как развлечение, что может уводить их от проблем реального мира в целом и проблем подросткового возраста в частности.

Таким образом, профилактика компьютерной игровой зависимости как психического расстройства, не исключающего возможность контролировать свои действия, должна носить комплексный характер, основные ее элементы - психологические методы воздействия, а главный субъект - семья.

Литература

1. Практическая психология образования: учеб. пособие для студентов вузов и практических работников / под ред. И.В. Дубровиной. М., 2000. 528 с.

2. Нравственность. Репродуктивное здоровье. Демо-графия-2011. URL: http://kazak.by/ index.php/gbn/296-

morality-reproductive-health demographics-2011_(дата

обращения: 30.10.2014).

3. Китай захлестнула волна преступлений, совершенных на почве компьютерных игр. URL: http://globalist.org.ua/novosti/society-news/prestupleniya-iz-za-kompyu ternykh-igr-no26872.html (дата обращения: 30.10.2014).

4. Сухаревич К. Психиатр: компьютерная зависимость сегодня неизлечима. URL: http://www.health. ej.by/health/ 2014/04/14/psihiatr_komp_yuternaya_zavisimost_segodnya_ ne_izlechima.html (дата обращения: 30.10.2014).

5. Личко А.Е., Иванов Н.Я. Словарь современной американской психиатрической терминологии с ее от-линиями от принятой в России // Обозрение психиатрии и медицинской психологии имени В.М. Бехтерева. 1992. № 4. С. 63-84.

6. Гришина А.В. Психологические факторы возникновения и преодоления игровой компьютерной зависимости в младшем подростковом возрасте: дис... канд. психол. наук. Н. Новгород, 2011. С. 196.

7. Юрьева Л.Н., Больбот Т.Ю. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика. М., 2006. 196 с.

8. Жук Л.А., Бай Е.А. Профилактика риска развития компьютерной зависимости у младших школьников.

URL: http://mosi.ru/ru/conf/articles/zhuk-la-bay-ea-profilak tika-riska-razvitiya-kompyuternoy-zavisimosti-u-mladshih (дата обращения: 30.10.2014).

9. Руководство по аддиктологии / под ред. В. Д. Мен-делевича. СПб., 2007. 768 с.

10. Программа первичной профилактики компьютерной и игровой зависимости как необходимое условие психологической безопасности несовершеннолетних / руководитель коррекционно-диагностического отдела, педагог-психолог ЦППРК «Практик» И.А. Коныгина.

11. Литвиненко О.В. Психологические детерминанты компьютерной игровой зависимости и особенности ее психопрофилактики: дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2008. С. 142.

References

1. Prakticheskaya psikhologiya obrazovaniya [Practical Psychology of Education]: ucheb. posobie dlya studentov vuzov i prakticheskikh rabotnikov. Ed. I.V. Dubrovina. Moscow, 2000, 528 p.

2. Nravstvennost'. Reproduktivnoe zdorov'e. Demografiya-2011 [Morality. Reproductive Health. Demographics 2011]. Available at: http://kazak.by/index.php/gbn/296-morality-reproductive-healthdemographics-2011 (accessed 30.10.2014).

3. Kitai zakhlestnula volna prestuplenii, sovershennykh na pochve komp'yuternykh igr [China is Flooded With Crimes Committed on the Grounds of Computer Games]. Available at: http://globalist.org.ua/novosti/society-news/prestupleniya -iz-za-kompyuternykh-igr-no26872.html (accessed 30.10.2014).

4. Sukkharevich K. Psikhiatr: komp'yuternaya zavisimost' segodnya neizlechima [Psychiatrist: Computer addiction is incurable today]. Available at: http://www.health.ej.by/ health/2014/04/14/psihiatr_komp_yuternaya_zavisimost_se godnya_ne_izlechima.html (accessed 30.10.2014).

5. Lichko A.E., Ivanov N.Ya. Slovar' sovremennoi ame-rikanskoi psikhiatricheskoi terminologii s ee otlichiyami ot prinyatoi v Rossii [Dictionary of Contemporary American Psychiatric Terminology With the Differences from the Accepted in Russia] Obozrenie psikhiatrii i meditsinskoi psikhologii imeni V. M. Bekhtereva, 1992, no 4, pp. 63-84.

6. Grishina A.V. Psikhologicheskie faktory vozniknoveniya i preodoleniya igrovoi komp'yuternoi zavisimosti v mladshem podrostkovom vozraste: dis... kand. psikhol. nauk. [Psychological Factors of Occurrence and Overcoming of Computer Game Addiction in Younger Teenage Age]. N. Novgorod, 2011, 196 p.

7. Yur'eva L.N., Bol'bot T.Yu. Komp'yuternaya zavisimost': formirovanie, diagnostika, korrektsiya i profilaktika [Computer Addiction: Formation, Diagnostics, Correction and Prevention]. Moscow, 2006, 196 p.

8. Zhuk L.A., Bai E.A. Profilaktika riska razvitiya komp'yuternoi zavisimosti u mladshikh shkol'nikov [Preventing the Risk of Computer Addiction of Younger students].

Available at: http://mosi.ru/ru/conf/articles/zhuk-la-bay-ea-profilaktika-riska-razvitiya-kompyuternoy-zavisimosti-u-mladshih (accessed 30.10.2014).

9. Rukovodstvo po addiktologii [Guidelines for Addictol-ogy]. Ed. V. D. Mendelevich. Saint Petersburg, 2007, 768 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Programma pervichnoi profilaktiki komp'yuternoi i igrovoi zavisimosti kak neobkhodimoe uslovie psikhologi-cheskoi bezopasnosti nesovershennoletnikh [The Program of

Поступила в редакцию

Primary Prevention of Computer Game Addiction as a Condition of Psychological Safety of Minors]. Lead. I.A. Kony-gina.

11. Litvinenko O.V. Psikhologicheskie determinancy komp'yuternoi igrovoi zavisimosti i osobennosti ee psikho-profilaktiki: dis. ... kand. psikhol. nauk [Psychological Determinants of Computer Game Addiction and Features of its Psychoprophylaxis]. Saint Petersburg, 2008, 142 p.

24 марта 2015 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.