УДК 316.624 10.20310/1810-231Х-2016-15-2-32-39
КОМПЬЮТЕРНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ ПОДРОСТКА КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
Васильева Елена Валерьевна
Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения, Россия, г. Тамбов, е-mail: [email protected]
В данной статье рассматривается специфика компьютерной зависимости подростков как социально-педагогическая проблема. Даются определения понятиям «аддикция», «ад-диктивное поведение», «аддиктивный агент»». Сущность аддиктивного поведения раскрывается с точки зрения различных научных областей: медицинской, социологической, психологической, социально-педагогической. Дается описание зависимости как комплексного био-психо-социо-духовного заболевания, затрагивающего все сферы жизни человека. Затрагиваются личностные проблемы подростков, которые используют зависимое поведение как защитный механизм, создавая тем самым иллюзорную зону комфорта и благополучия. При анализе компьютерной зависимости подчеркивается качественное отличие аддиктивного агента - виртуального мира. В связи с этим раскрываются основные причины, механизмы возникновения и психологические признаки компьютерной зависимости. Рассматривая зависимость как комплексное заболевание, анализируются изменения в личности подростка на биологическом, психологическом, социальном и духовном уровнях, которые приводят к социальной дезадаптации. Именно поэтому социально-педагогическая работа с подростками в области профилактики компьютерной зависимости сейчас особенно актуальна.
Ключевые слова: аддикция, аддиктивное поведение, виртуальный мир, аддиктивный агент, зависимость, био-психо-социо-духовное заболевание, компьютерная зависимость, подростки
Результатом научно-технического прогресса XX в. стало появление компьютера и развитие компьютерных технологий: в настоящее время темпы компьютеризации превышают темпы развития всех других отраслей. Использование информационно-коммуника-тивных технологий широко применяется как в образовательном процессе, так и в досуговой сфере. Применение компьютерных технологий в образовании решает проблемы эффективности, качества и доступности образования. Вместе с появлением компьютеров появились компьютерные игры, которые постоянно совершенствовались, привлекая внимание все большего числа детей и подростков. На сегодняшний день компьютерная техника достигла такого уровня развития, что позволяет программистам разрабатывать очень реалистичные игры с хорошим графическим и звуковым оформлением. Однако вместе с развитием компьютерных технологий растет и количество людей, которых называют «компьютерными фанатами» или «геймерами» (от лат. «game» - игра).
Все чаще ими становятся подростки в силу своих психологических и физиологических особенностей. Взросление и становление лич-
ности в данный возрастной период процесс сложный и сопровождается активным осмыслением и усвоением социальных установок. В связи с этим возникает множество проблем, которые подросток не всегда может решить самостоятельно. Оказываясь, по разным причинам, без поддержки близкого социального окружения подросток попадает в ситуацию, когда он не решает проблемы, а создает иллюзорную зону комфорта, используя компьютерные технологии как психоактивные действия. Так, порой у некоторых из них не остается времени на учебу, общение с друзьями, они думают лишь об одном - о компьютерных играх. В связи с этим стала актуальной проблема анализа негативного влияния компьютера на развитие подрастающего поколения - речь идет о возникновении компьютерной зависимости (аддикции).
Термин «аддикция» первоначально применялся для обозначения поведения людей с химической зависимостью. При дальнейшем изучении зависимости под аддикцией стали понимать специфическое поведение, в развитие которого участвуют как социальные условия раннего развития, так и психологические особенности человека.
Аддиктивное поведение - это один из типов девиантного (отклоняющегося) поведения с формированием стремления человека к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций [1].
Понятие «зависимость» весьма неоднозначно и может трактоваться как с негативной позиции, так и с позитивной, то есть можно говорить о социально приемлемой и осуждаемой зависимости. Другими словами, виды зависимости распространяются от нормативных привычек, увлечений, которые способствуют развитию человека до зависимого поведения, которое способствует развитию дезадаптации.
Кроме того, следует отметить, что зависимость может иметь различный характер - системный и элементарный. Системный характер означает, что зависимость охватывает большую часть или все отношения личности с окружением (наркомания, гемблинг, алкоголизм и т. д.). Элементарный характер ограничивается узким кругом действия и поведения. В соответствии с этим зависимое поведение рассматривается в различных научных областях.
Согласно МКБ-10 (медицинская классификация болезней 10-го пересмотра) обозначена классификация психических и поведенческих расстройств, которые относятся к зависимому поведению: психические и поведенческие расстройства вследствие употребления психоактивных веществ; поведенческие синдромы, связанные с физиологическими нарушениями и физическими факторами; зависимое расстройство личности; расстройство привычек и влечений; социализированное расстройство поведения и т. д. Но даже медицинская типология не может отразить полностью весь спектр зависимости, так как данное понятие является не только физиологической болезнью, но психологической, социальной и духовной. Например, в практической психологии встречаются такие поведенческие зависимости, как фанатизм (музыкальный, религиозный и т. д.), парасуици-дальное поведение (патологическое увлечение экстремальными видами спорта), которые могут привести к психосоциальной дезадаптации, но при этом не включены в классификацию поведенческих расстройств.
Проблема девиантного поведения изучалась в рамках социологии Э. Дюргеймом, ко-
торый рассматривал его в рамках термина «аномия» (состояние общества, когда старые нормы и ценности перестают соответствовать реальным отношениям, а новые еще не утвердились) и тесно связывал два данных процесса в обществе. Причиной девиантного поведения он полагал потерю нормативных ориентиров в обществе во время общественных кризисов и дезорганизации социума или коллектива. Социолог Р. Мертон считал, что отклоняющееся поведение - явление социальное. При этом человек с девиантным поведением влияет и на других людей, которые связаны с ним в системе. Следовательно, данный вид поведения может быть использован теми людьми, которые не имеют к нему социальной устойчивости. Социология девиантного поведения рассматривается как специальная (частная) социологическая теория, которая является более общей теорией по отношению к наукам, изучающим отдельные проявления девиантности (аддикто-логия, суицидология и т. д.) [2].
В психологии аддиктивное поведение, по определению Ц. П. Короленко, - это поведение, которое направлено на устранение психологического дискомфорта и эмоциональной напряженности путем целенаправленного изменения состояния собственного сознания посредством разнообразных форм деятельности или употреблением психоактивных веществ. Оно характеризуется стремлением ухода от реальности посредством изменения своего психического состояния, т. е. вместо решения проблемы «здесь и сейчас» человек выбирает уход от реальности, достигая тем самым более комфортного психологического состояния в настоящий момент, откладывая имеющиеся проблемы «на потом».
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что сущность аддиктивного поведения следует рассматривать комплексно как био-психо-социо-духовное заболевание. В дальнейшем мы будем опираться на следующее определение зависимого поведения, данное Ю. В. Валентиком, так как оно полно раскрывает не только психологическую сторону аддикции, но и показывает социально-педагогические проблемы, возникающие у человека при аддиктивном поведении.
Аддикция определяется как систематическое повторение действий, лишенных целесообразности и реального приспособительного значения, возникающих у дефицитарных личностей, как свидетельство психологической
декомпенсации и ведущих к снижению социальной адаптации или дезадаптации. При отсутствии аддиктивного агента возникает состояние психофизического дискомфорта, актуализация патологического влечения к аддик-тивному агенту, обострение психологической декомпенсации и личностного дефицита.
Под аддиктивным агентом подразумевается то психоактивное вещество или психоактивное действие, систематическое использование которого приводит к формированию патологической потребности в нем, злоупотреблению и, далее, к болезненной зависимости. Так, можно сделать вывод, что аддик-цию необходимо рассматривать как процесс: становление, развитие (динамика), завершение. Часто возникновение зависимости происходит незаметно, временной интервал развития может быть разным (т. е. наблюдается быстрая или медленная динамика) и распознать ее можно будет на той стадии, которая покажет очевидность аддикции. Завершение зависимого поведения - вопрос неоднозначный. Многие ученые считают, что аддикция неизлечима и завершение болезни это, по сути, процесс ремиссии. При этом ремиссия может быть как непродолжительной (например, несколько месяцев, год и т. д.), так и в течение всей жизни [3].
Суть зависимого поведения заключается в стремлении человека изменить свое психическое состояние посредством приема некоторых веществ или фиксацией внимания на определенных предметах или видах деятельности. Процесс употребления такого вещества, привязанность к предмету или действию сопровождается развитием интенсивных эмоций и принимает такие размеры, что начинает управлять жизнью человека, лишает его воли к противодействию зависимости. Такая форма поведения характерна для людей с низкой переносимостью психологических затруднений, плохо адаптирующихся к быстрой смене жизненных обстоятельств, стремящихся в связи с этим быстрее и проще достичь психофизиологического комфорта. Аддикция для них становится универсальным средством ухода от реальной жизни. Для самозащиты люди с зависимым типом поведения используют механизм, называемый в психологии «мышлением по желанию»: вопреки логике причинно-следственных связей они считают реальным лишь то, что соответствует их желаниям.
Когда подросток сталкивается с трудностями и не может с ними справиться, не умеет удовлетворять свои потребности здоровыми способами, то аддиктивное поведение становится защитным механизмом. Выходом из сложной ситуации может стать построение собственной реальности, например, при использовании компьютерных игр. И постепенно происходит углубление подростка в виртуальный мир, по сравнению с которым действительность теряет как отрицательную, так и положительную окраску.
Другими словами, подросток с зависимым поведением характеризуется низкой стрессоутойчивостью, неуверенностью в себе перед жизненными трудностями, неспособностью ждать и терпеть, стремлением немедленного осуществления желаемого. В связи с этим еще не научившемуся существовать во взрослом мире подростку кажется, что компьютер, виртуальная жизнь - идеальный выход из проблемных ситуаций. Зависимость от компьютера осознают окружающие ребенка друзья, родственники, знакомые, но отнюдь не он сам, что очень схоже с любым другим видом зависимости [4].
Неразумное интенсивное использование компьютера не только причиняет вред психологическому и физическому здоровью подростка, но и оказывает пагубное влияние на его межличностные отношения. Ц. П. Короленко и Н. В. Дмитриева выделяют психологические признаки компьютерной зависимости, включающие в себя, наряду со специфичными, и общие для других форм аддиктивного поведения:
- ютимия (несколько повышенное настроение) во время использования компьютера;
- неудержимое влечение к выходу в интернет;
- увеличение количества времени нахождения за компьютером;
- трудности в прекращении использования компьютера;
- нарастающие отрицательные эмоции (раздражительность, апатия, сниженное настроение, чувство пустоты, чувство скуки) вне общения с компьютером;
- потеря интереса к семье, учебе, прежним увлечениям;
- безответственность, невыполнение обязанностей в школе и дома [5].
Предпосылки аддиктивного поведения как предмет исследования современной науки изу-
чается с точки зрения био-психо-социо-духовных факторов, влияющих на развитие зависимости.
Средовые (социальные) факторы наиболее сильные, определяющие возникновения аддик-тивного поведения. При этом наибольшее значение приобретают нарушения семейных отношений.
Практически во всех случаях подростковой аддикции обнаруживались признаки одного из типов (а иногда и нескольких) проблемных семей: неполная семья, распавшаяся, ригидная, псевдосолидарная, деструктивная семья (автономия отдельных членов семей, отсутствие взаимности в эмоциональных контактах); гиперопека со стороны матери, принимающей на себя всю ответственность за поступки ребенка; сверхзанятые родители, гипо-опека; отсутствие границ между поколениями; неразвитость родительских чувств у родителей ребенка; проекция на подростка собственных негативных качеств; эмоциональное отвержение и отсутствие истинной родительской любви и так далее. Итак, можно полагать, что неблагополучие в семье является одним из главных социальных факторов, влияющих на формирование аддиктивного поведения подростка.
Из других социальных предпосылок возникновения аддикции можно назвать влияние групп сверстников и неразвитую досуговую деятельность. Приобщение подростков к компьютерной зависимости может происходить в компаниях сверстников.
Среди биологических предпосылок формирования компьютерной аддикции одним из определяющих фактов аддиктивного поведения является наличие в анамнезе подростков различных проявлений резидуально-органи-ческого поражения ЦНС (синдром дефицита внимания, речевые нарушения и др.).
Из психологических факторов необходимо выделить акцентуации характера. Здесь имеется в виду неустойчивый тип акцентуации характера, за ним следуют эпилептоидный, ги-пертимный и истероидный типы.
Немаловажную роль в формировании компьютерной зависимости играют неразвитые навыки общения, неадекватная самооценка, внешний локус контроль, неумение справляться со стрессовыми ситуациями и т. д.
Под духовными факторами понимается заполнение духовного вакуума подростка материальными ценностями, неразвитое понимание экзистенциальных ценностей и т. д.
Исходя из этого, мы можем выделить основные причины возникновения компьютерной зависимости подростка:
- отсутствие или недостаток общения и тёплых эмоциональных отношений в семье: родители (или иные близкие родственники) не уделяют подростку времени, необходимого для ежедневного выражения искреннего участия в его жизни, не интересуются состоянием душевного мира, мало спрашивают о его мыслях и чувствах, о том, что действительно волнует и тревожит, не слышат его;
наличие в анамнезе подростка различных проявлений резидуально-органического поражения ЦНС;
- отсутствие у ребенка серьезных увлечений, интересов, хобби, привязанностей, не связанных с компьютером;
- неумение подростка налаживать контакты с окружающими, отсутствие друзей;
- экзестенциальная пустота, духовный вакуум;
- «усредненность» подростка. В данном случае имеется в виду, что подросток не проявляет себя ни в учебе, ни в общении со сверстниками, не развивает свои сильные стороны. Если такое положение вещей не устраивает ребенка, он вполне может впасть в зависимость от использования компьютера, где он успешен, у него много друзей и т. д. Другими словами, в виртуальной реальности он может создать себе образ, противоположный реальному.
Разумеется, использование компьютера имеет и множество положительных моментов, и может служить средством для саморазвития подростка. Зависимость же наступает тогда, когда при появлении альтернативных возможностей обучения, общения, досуга, они (новые возможности) отвергаются, когда компьютер используется лишь как средство получения удовольствия. В связи с этим необходимо рассмотреть психологический механизм аддик-тивного поведения.
Психологический механизм аддиктивного поведения - это система регуляторных факторов, обеспечивающих возникновение, модуляцию или прекращение аддиктивных реакций. Ц. П. Короленко и его соавторы выделили конвенциональный и интегрирующие механизмы.
Конвенциональный механизм является следствием аддиктивной социализации. Его специфика заключается в том, что в инициации аддиктивного поведения имеет значение влияния групп сверстников, недостаточного роди-
тельского контроля, психического инфантилизма и алкогольной семьи, тогда как на интенсивность аддикции в большей степени влияют неполный дом, антисоциальность сверстников.
В результате влияния этих условий формируются личности без стабильных интересов и жизненных установок. И уже к моменту первых аддиктивных проб в этом случае формируется аддиктивная готовность, а также поисковое поведение в отношении референтных объектов.
Интегрирующий механизм развивается в ситуации острой и хронической фрустрации, жизненной неустроенности, при несовпадении внутреннего и внешнего представления о себе субъектом, при переживаниях психической или физической измененности, при невозможности управлять психикой и управлять поступками, стремлении избавиться от тревожного чувства вины или внутренней пустоты. При этом в инициации аддиктивного поведения значимы переживания физической непривлекательности, гипотомия, когнитивные расстройства, депрессивные расстройства.
Итак, можно сделать вывод, что основной причиной возникновения компьютерной зависимости у подростков можно считать недостаток общения и взаимопонимания с родителями, сверстниками и значимыми людьми. В начале использование компьютера компенсирует общение, потом окружающие становятся неважны. Подростковый возраст - это период формирования жизненных ценностей, расширения социальных контактов. А зависимый ребенок ограничивает свой круг общения компьютером. Виртуальное общение и компьютерные игры сегодня стали для многих детей важнее учебы или прогулки с друзьями. Они привязывают подростка к несуществующим объектам, мешая получать удовольствие от общения с окружающими людьми. В результате у некоторых, подростков отмечается отсутствие жизненного опыта, инфантилизм в решении жизненных вопросов, трудности в социальной адаптации. И это при том, что умственный коэффициент у таких детей, как правило, высок.
В анализе компьютерной аддикции важна, прежде всего, констатация качественного отличия аддиктивного агента, содержанием которого в данном случае выступает виртуальный мир. Виртуальный мир динамичен, в нем можно реализовывать свои скрытые желания,
владеть ситуацией, преодолевать трудности, чувствовать себя героем, испытывать различные эмоции в играх, виртуальных контактах, принимаемых решениях. При этом происходящее в данном случае образование двусторонних связей, динамичное взаимодействие между аддиктом и виртуальным миром формирует иллюзию общения с реальным миром.
По мере прогрессирования аддикции виртуальный мир постепенно становится все более привлекательным, в то время как реальный воспринимается неинтересным, скучным, а зачастую и враждебным. Связи зависимого подростка с реальным миром ослабевают; эмоции, интересы, когнитивная сфера, энергия и система ценностей сосредотачиваются на виртуальном мире. Образуется внутреннее психологическое пространство, которое распространяет свое влияние на оценку внешних событий. Подросток использует содержание воображения, фантазии для обслуживания проектов виртуального мира, и испытывает при этом чувство контроля над происходящими событиями и объектами. Происходит опасное для ребенка размывание границ между воображением и реальным, вплоть до нарушения самоохранительных тенденций с иллюзией преодоления своей биологической хрупкости и повреждаемости.
Виртуальный мир как аддиктивный агент в определенном смысле способен выполнять функцию и транзиторного объекта. Транзитор-ный объект занимает промежуточное психологическое пространство, находясь между внутренней и внешней реальностью. Он замещает контакты с миром, с ним подросток взаимодействует, как с живым человеком. Данное свойство объясняет потерю интереса к окружающим людям, а также изменение навыков выстраивания коммуникаций.
Виртуальный компьютерный мир также замещает реальность, однако, в этом случае пристрастие к нему сразу же приобретает принципиально иной характер. Зависимый подросток сливается с виртуальным миром, как на когнитивном, так и на эмоциональном уровне и становится частью виртуальной реальности. Границы между реальным и виртуальным миром становятся все более проницаемыми: реальность начинает восприниматься как нечто нереальное. Уходя в виртуальный мир, ребенок перестает ощущать себя в биологическом плане, в результате происходит вытеснение инстинкта самосохранения. Опас-
ность состоит в том, что подросток относится к реальной действительности как к виртуальной, незаметно для себя переносит на нее виртуальную динамику, в которой все возможно и восстановимо. Это приводит к значительному нарушению регулирующей функции Эго, к потере связи с реальностью.
При анализе особенностей компьютерной аддикции Ц. П. Короленко отмечает, что ее важной составляющей по сравнению с другими аддикциями, является многоуровневое включение зависимого подростка в аддиктив-ную реальность с нарастающей иллюзорной оценкой происходящего. А такая высокая степень интеграции психических функций приводит к тому, что подросток не нуждается в использовании типичных для других форм ад-дикций психологических защитах. Их отсутствие объясняется их ненужностью, так как зависимый подросток рассматривает виртуальный мир как более реальный.
Среди психологических механизмов, участвующих в развитии зависимости, важная роль отдается возможности ребенка манипулировать персонажами, образами, ситуациями виртуального мира и в то же время персонализировать все то, к чему он имеет отношение. Тенденция персонифицировать образы виртуального мира, в том числе и неодушевленные предметы, фантастические фигуры из различных игровых сюжетов предопределяет силу фиксации и глубину психологической зависимости. В компьютерной зависимости персонификация проецируется на виртуальность за счет потери способности подростка персонифицировать людей из реального мира.
Из всего сказанного следует вывод, что компьютерная зависимость сопровождается значительными личностными изменениями подростка, происходит формирование дегума-низированной зависимой личности, в функционировании которой заложена аутодеструк-ция. Кроме того, необходимо рассматривать последствия компьютерной зависимости так же комплексно: на биологическом, психологическом, социальном и духовном уровне.
При наличии аддикции на биологическом уровне происходят нарушения нормального функционирования организма, изменяется положение внутренних органов, наблюдается нарушение сна. Так как подросток продолжительное время сидит в одном положении, то происходит перенапряжение мышц шеи и спины, возрастает опасность возникновения
грыжи межпозвоночных дисков шейного или поясничного отделов, искривления позвоночника, образование пролежней, например, на спине. При неправильном освещении в комнате и расположении монитора увеличивается нагрузка на зрение, что приводит к его снижению. Из-за того, что человек постоянного находится в помещении, снижена физическая активность, может развиться полигиповитаминоз.
Серьезные нарушения происходят и на психологическом уровне. Согласно психогенетической модели личности Ю. В. Валентика, каждый человек пребывает в различных статусах, в зависимости от возраста и жизненной ситуации. Для каждого статуса существуют свои значимые другие люди (ЗДЛ). Например, статус Я-ребенок (сын/дочь) предполагает наличие ЗДЛ в виде родителей. При появлении зависимости проявляется статус Я-пато-логическое, который постепенно вытесняет остальные конструктивные статусы и соответствующих им ЗДЛ, заменяя их патологическими личностями. Иными словами, подросток отрывается от своего прежнего окружения (перестает воспринимать родителей, близких друзей, учителей и т. д.) и начинает общаться с другими такими же зависимыми, как и он. Таким образом, социальная составляющая - связи с ЗДЛ, обрываются.
Кроме этого, у подростка происходит сильное искажение, изменение личности, нивелируются прежние черты характера и формируются новые, снижаются прежние интересы (например, к учебе, общению) и беднеет эмоциональная сфера (действия, не связанные с компьютером, несут малый эмоциональный заряд).
В обозначенных психологических изменениях мы отчасти видим и социальные изменения как, например, потеря связи с нормативным окружением в виде ЗДЛ. Важно подчеркнуть нарушение внутрисемейных отношений и возрастание возможности возникновения у членов семьи такой болезни, как «созависи-мость», которая, как и зависимость, требует длительной реабилитации [6].
Очевидны изменения и в духовной сфере. Происходят изменения в приоритетах и ценностях, интересах, в связи с чем у подростков появляются проблемы в обучении (начиная от пропуска занятий до неспособности к восприятию учебного материала). Возрастает конфликтное отношение к окружающим, негати-
визм; возможно антисоциальное и делинквент-ное поведение (например, увеличившееся количество убийств на фоне увлечения компьютерными играми). И, как итог, нарушается процесс социализации, адаптации в обществе.
Как видно из вышеизложенного, комплексное рассмотрение компьютерной зависимости представляет собой обширное поле для деятельности социального педагога в сфере профилактики аддикции. Образовательная организация становится для подростка основной моделью социального мира. В нем он учится использовать различные стратегии поведения, осваивает границы в общении и изучает свои возможности, внутренние ресурсы. Ее социальное пространство помогает подростку специализироваться: изучать нормы и правила поведения, создавать новые социальные связи, отстаивать свою жизненную позицию. Именно поэтому так важно создавать пространство внутри образовательной организации, которое будет способствовать гармоничному развитию личности, выбору активной жизненной позицией, становлению позитивного жизненного сценария. Другими словами будет содействовать развитию личности, способной не использовать аддиктивное поведение.
Литература
1. Менделевич В. Д. Руководство по аддик-тологии. СПб., 2007.
2. Березкин А. В. Социологическая интерпретация феномена интернет-зависимости в контексте теории аномии Эмиля Дюркгейма и Роберта Мертона // Вестник КемГУ. 2011. № 3 (47). С. 107-111.
3. Змановская Е. В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения). М., 2004.
4. Николаева Е. И. Социальные, психологические и психофизиологические механизмы ад-диктивного поведения. Новосибирск, 2000.
5. Короленко Ц. П., Дмитриева Н. В. Психосоциальная аддиктология. Новосибирск, 2001.
6. Валентик Ю. В. Психогенетическая модель личности пациента с зависимостью от психоактивных веществ // Наркология. 2002. № 9. С. 21-26.
References
1. Mendelevich V. D. Rukovodstvo po addik-tologii [Guide to addi^o^]. SPb., 2007.
2. Berezkin А. V. Sotsiologicheskaya interpre-tatsiya fenomena internet-zavisimosti v kontekste teorii anomii Emilya Dyurkgejma i Roberta Mertona [Sociological interpretation of a phenomenon of Internet dependence in the context of the Emile Durk-heim and Robert Merton's theory of anomy] // Vest-nik KemGU. 2011. № 3 (47). S. 107-111.
3. Zmanovskaya E. V. Deviantologiya: (Psikho-logiya otklonyayushchegosya povedeniya) [Devian-tology: (Psychology of deviant behavior)]. M., 2004.
4. Nikolaeva E. I. Sotsial'nye, psikhologi-cheskiye i psikhofiziologicheskiye mekhanizmy ad-diktivnogo povedeniya [Social, psychological and psychophysiological mechanisms of addictive behavior]. Novosibirsk, 2000.
5. Korolenko Ts. P., Dmitrieva N. V. Psikho-sotsial'naya addiktologiya [Psychosocial addictolo-gy]. Novosibirsk, 2001.
6. Valentik Yu. V. Psikhogeneticheskaya model' lichnosti patsiyenta s zavisimost'yu ot psikhoak-tivnykh veshchestv [Psychogenetic model of the identity of the patient with dependence on psychoactive agents] // Narkologiya. 2002. № 9. S. 21-26.
* * *
COMPUTER DEPENDENCE OF THE TEENAGER AS SOCIAL AND PEDAGOGICAL PROBLEM
Vasilyeva Elena Valeryevna
The Center of Medical Pedagogics and the Differentiated Training, Russia, Tambov, e-mail: [email protected]
In this article the author considered specifics of computer dependence of teenagers as a social and pedagogical problem and gave definitions to the concepts «addiction», «addictive behavior», «addictive agent». The essence of addictive behavior reveals from the point of view of various scientific areas: medical, sociological, psychological, social and pedagogical. The author gave description of dependence as the complex bio-psycho-socio-spiritual disease affecting all spheres of human life and touched personal issues of teenagers who use dependent behavior as the protective mechanism, creating thereby an illusory zone of comfort and wellbeing. In the analysis of computer dependence the author emphasized qualitative difference of the addictive agent - the virtual world. In this regard the author revealed main reasons, mechanisms of emergence and psychological signs of computer dependence. Considering dependence as a complex disease, the author analyzed changes in the identity of the teenager at the biological, psychological, social and spiritual levels which lead to social dis-
adaptation. For this reason social and pedagogical work with teenagers in the field of prevention of computer dependence is especially actual now.
Key words: addiction, addictive behavior, virtual world, addictive agent, dependence, bio-psycho-socio-spiritual disease, computer dependence, teenagers
Об авторе:
Васильева Елена Валерьевна, социальный педагог Центра лечебной педагогики и дифференцированного обучения, г. Тамбов
About the author:
Vasilyeva Elena Valeryevna, Social Teacher of the Center of Medical Pedagogics and the Differentiated Training, Tambov