УДК 372:151.7 ББК 74.100:88.834.01
Жукова Марина Владимировна
кандидат педагогических наук, доцент г. Челябинск Zhukova Marina Vladimirovna Candidate of Pedagogics,
Assistant Professor Chelyabinsk
Профилактика аддиктивного поведения как актуальная проблема дошкольного образования
Preventive Maintenance of Addictive Behaviour as an Actual Problem of the Preschool Education
В статье выявлены актуальность проблемы профилактики аддиктивного поведения как фактора сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения концептуальные модели, детерминанты формирования аддиктивного поведения, факторы, способствующие формированию аддиктивного поведения в дошкольном возрасте.
The topicality of the problem of addictive behaviour preventive maintenance as a factor of the younger generation’s health preservation and promotion, conceptual models, formation determinants of the addictive behaviour, factors promoting addictive behaviour formation at preschool age are revealed in this article.
Ключевые слова: девиантное поведение, зависимость, аддикция, аддик-тивное поведение, профилактика аддиктивного поведения, старший дошкольник.
Key words: deviant behaviour, dependence, addiction, addictive behaviour, preventive maintenance of the addictive behaviour, a senior preschool child.
Кризис политической и экономической системы, пересмотр законодательного устройства, реорганизация системы образования приводят к разрушению ранее сложившихся ценностных ориентиров в российском обществе. Реклама психоактивных веществ и аддиктивных способов личностной реализации в средствах массовой информации способствуют формированию различных видов аддиктивного, как одной из форм деструктивного (разрушительного) поведения, то есть причиняющего вред человеку и обществу [2]. На сегодняшний день масштабы и темпы распространения этой формы девиантного поведения так велики, что ставят под угрозу физическое, психическое и моральное здоровье подрастающего поколения, актуализируя проблему изучения путей, способов и средств профилактической работы.
В современной науке существует множество разногласий в определении понятий аддикция и аддиктивное поведение, обусловленных их относительной новизной. Аддикция (в разговорном английском addiction - пагубная привычка, страсть от лат. addictus - слепо преданный, полностью, пристрастившийся к чему-либо, обреченный, порабощенный, целиком подчинившийся кому-либо) -в русском языке является синонимом слова пристрастие (страсть к чему-либо, сильная наклонность, привязанность, слепое безотчетное предпочтенье чего-либо) [1].
Проблеме изучения аддиктивного поведения посвящен ряд исследований, которые рассматривают это явление с точки зрения клинических проявлений (R.C.Burket, R.Christian, P.J.Frick, W.Matthys, W.C.Myers). С данной точки зрения аддикция рассматривается как состояние зависимости, развивающееся в результате привыкания к тому или иному лекарственному препарату [5].
В отличие от зарубежных исследований, в основном рассматривающих ад-дикцию как синоним зависимости, а аддиктивное поведение - как синоним зависимого поведения, в отечественной литературе аддиктивное поведение относят к одному из типов девиантного (отклоняющегося от действующих социальных норм) поведения, которое характеризуется несформировавшейся зависимостью (Ц. П. Короленко, А. С. Тимофеева, А. Ю. Акопов, С.А. Кулаков и др.). Алкоголизм, например, как одна из форм аддиктивных реализаций рассматривается авторами (Ц. П. Короленко, А. С. Тимофеева и др.) как болезнь, к возникновению которой привели аддиктивные формы поведения [3].
Многие исследователи (С.А. Кулаков, А.С. Тиганов, Н.П. Фетискин) рассматривают аддиктивное поведение как злоупотребление одним или несколькими психоактивными веществами на стадии, когда еще нет признаков психической и физической зависимости.
Ц.П. Короленко [2] дает более широкую трактовку определения аддиктив-ного поведения как одной из форм деструктивного поведения, характеризующейся формированием стремления к уходу (бегству) от реальности, которая достигается фармакологическими (прием веществ, воздействующих на психи-
ку) и нефармакологическими (сосредоточение внимания на определенных предметах и активных видах деятельности) средствами.
N. Peseschkian [4] выделил четыре вида «бегства» от реальности: «бегство в тело», «бегство в работу», «бегство в контакты или одиночество» и «бегство в фантазии».
Аддиктивное поведение рассматривается также как аутодеструктивное поведение (Змановская Е.В.), связанное с зависимостью от употребления какого-либо вещества (или от специфической активности) в целях изменения психического состояния и переживаемое как невозможность жить без объекта аддик-ции, как непреодолимое влечение к нему.
Такой более широкий взгляд на аддиктивное поведение и на аддикции в целом позволил выделить три группы зависимостей: 1) химические зависимости - зависимости от психоактивных веществ (ПАВ); 2) нехимические зависимости (гэмблинг, сексуальныке аддикции, любовные аддикции, аддикция отношений, работогольная аддикция, аддикция к трате денег, ургентные аддик-ции) и 3) промежуточные формы зависимости - аддикции к еде (переедание и голодание).
Спектр аддиктивных зависимостей не ограничивается данным перечнем, в связи с возрастающей компьютеризацией и «интернетизацией» стала актуальной проблема патологического использования интернета, обозначенная в зарубежной литературе I. Goldberg, K. Young еще в конце 80-х. Речь идёт о так называемой «интернет-зависимости» (синонимы: интернет-аддикция нетаголизм, виртуальная аддикция, кибераддикция). В последние десятилетия в западной литературе появляются публикации, посвященные аддикции упражнений (Baekeland, 1970, Sachs, Pargman, 1984, Griffiths, 1997, Murphy, 1994, Kjelsas, Augestad, Flanders, 2003), возникающих в процессе занятий различными видами спорта. В настоящее время круг нехимических зависимостей существенно расширился за счет отнесения к ним «веселого автовождения» (McBride A.J., 2000), «состояний перманентной войны» и духовного поиска (Постнов В.В., Дереча В.А., Карпец В.В., 2004), технологических аддикций к мобильным те-
лефонам и просмотру телепередач (Griffiths M.D., 1995), религиозного, политического, спортивного, национального фанатизма (Менделевич В.Д., 2003).
Таким образом, спектр способов аддиктивной реализации личности достаточно обширен, однако исследователи проблемы выделяют общие признаки ад-дикции, так, R. Brown [У] предложил шесть компонентов, универсальных для всех вариантов аддикции salience (особенность, «сверхценность»), euphoria (эйфория), tolerance (рост толерантности), withdrawal symptoms (симптомы отмены), conflict (конфликт с окружающими и самим собой), relapse (рецидив).
Представления о природе зависимого поведения сводятся к ряду концептуальных моделей, в основе которых находятся методологические подходы, рассматривающие зависимое поведение как проблему аддиктивной личности и как проблему социума. Так, Д. Д. Исаев и А. Ю. Егоров выделяют специфические (успокаивающую, коммуникативную, активирующую, гедонистическую, конформную, манипулятивную, коммпенсаторную) модели формирования аддик-тивного поведения: К неспецифическим относят: моральную, модель болезни (Е.В. Змановская, П. Кутер) симптоматическую (Ю.А. Клейберг, П. Кутер), психоаналитическую (J. ^hut, E. Khantzian), системно-личностную, биоиопси-хосоциальную (Кулаков С. А.) модели формирования аддиктивного поведения.
К макросоциальным факторам формирования аддиктивного поведения относятся дезинтеграция общества и нарастание в нем изменений, к которым некоторые члены общества неспособны адаптироваться (J. Ammon).
Среди микросоциальных факторов следует назвать семейные и внесемей-ные взаимодействия, которые определяют индивидуальные реакции, особенности общения, систему предпочтений индивидуума. Их влияние может быть как конструктивным (поддерживают развитие личности, способствует продуктивному общению, взаимопониманию), так и деструктивным (способствуют фиксации на страхе, комплексе вины и неполноценности).
Среди ведущих детерминант аддиктивного поведения можно выделить внешние (технический прогресс в области пищевой промышленности и фармацевтической индустрии, влияние молодежной субкультуры, влияние семьи) и
внутренние (определяющие индивидуальное своеобразие аддиктивного поведения) факторы. К внутренним факторам способствующим формированию различных аддикций и относят: тип характера (В.Т. Кондратенко, С.А. Кулаков), невротическое развитие личности, сочетающееся с пищевыми и сексуальными аддикциями (Н.С.Рязанцев), нарушение коппинг-функции (В.М. Ялтонский), определенные личностные особенности (Т.В. Якимова, В.Д.Москаленко), типологические особенности нервной системы (Н.С. Курек, B. SegaI, ), наследственность (Н.Ю. Гасан-Заде, Д.Н. Долганов), органическая неполноценности структур головного мозга (А. С. Андреев, И.В. Боев, Ю. А.Е. Личко).
Следует отметить, что аддиктивное поведение является более характерным для подростков, однако уже в дошкольном возрасте существует опасность приобщения детей к психоактивным веществам. Так, первые пробы пива осуществляются детьми уже в возрасте 3-4 лет (В.Ю. Завьялов), первые пробы вина наблюдаются в 6-7 лет (А. Г. Макеева), около 40% первоклассников уже имеют эпизодический опыт курения в дошкольном возрасте (И.А. Анохина). Не меньшую опасность представляет собой компьютеризация современного общества. М. В. Соколова отмечает, что нижняя возрастная планка использования развивающих компьютерных и DVD-программ «... опустилась до рекордной отметки - фильмы маркированы отметкой «0+», рекомендованы для развития детей с момента рождения» [6, с. 147.].
Исследованием установлен тот факт, что формированию аддиктивного поведения дошкольников способствуют:
• специфические психологические факторы (восприимчивость, внушаемость) которые, в сочетании с пристальным интересом к миру взрослых, могут в неблагоприятных условиях составить основу установки на употребление психоактивных веществ или использования нехимических способов аддиктивной реализации;
• семейные факторы (деструктивные отношения в семье, незнание особенностей и закономерностей развития личности ребенка, неблагоприятные события, переживаемые семьей, аддиктивное поведение самих родителей), которые
могут усугубить протекание внутренних конфликтов, возникающих в кризисные периоды развития, формируют страхи, недоверие к близким людям, неверие в собственные возможности, низкую самооценку, либо установку на принятие аддикции, вследствие срабатывания психологических механизмов подражания, копирования, идентификации, поведенческого научения;
• общественные факторы (конфликты с воспитателями, одиночество детей в группе, негативные ожидания со стороны воспитателей, стимулирование конкуренции детей), которые способствуют нарушению у детей чувства безопасности в детском саду, снижение самооценки и формирование недоверия к воспитателям.
Анализ научной литературы, собственные научные изыскания привели нас к мысли, что аддиктивная установка дошкольника связана с такими личностными особенностями, как терпимость к отклонениям от социальных норм, недостаточная ориентация на достижение успеха своим трудом, оппозиционная настроенность в отношении основных социальных требований, сниженная переносимость трудностей, скрытый комплекс неполноценности, тревожность,
Таким образом, актуальной становится проблема профилактики аддиктивного поведения. На наш взгляд, наиболее благоприятным периодом для начала профилактической работы является дошкольное детство, поскольку предпосылки зависимого поведения начинают формироваться задолго до совершения реальных проб, в связи с чем эффективная профилактика должна носить опережающий характер. В этом возрасте возможны как прямая (формирование устойчивых установок по отношению к психоактивным веществам), так и непрямая (формирование ресурсов, необходимых для развития самостоятельности ответственности и инициативности ребенка), первичная профилактика.
Библиографический список
1. Даль, В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия [Текст] / В.И. Даль. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, Изд-во ЭКСМО-МАРКЕТ, 2000, - 736 с. - С. 532.
2. Короленко, Ц.П. Социодинамическая психиатрия [Текст] / Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева. - М.: «Академический проект», 2000. - 460 с.
3. Короленко, Ц.П. Корни алкоголизма [Текст] / Ц.П. Короленко, А.С. Тимофеева. -Новосибирск: Кн. изд-во, 1986. - 117 с.
4. Руководство по аддиктологии [Текст] / под ред. проф. В. Д. Менделевича. - СПб.: Речь, 2007.-768 с.
5. Словарь медицинских терминов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.medlinks.ru/dictionaries.php?dic_tid=70&dic_ltr=%C0.
6. Соколова, М.В. О развивающих видеопрограммах для младенцев. Другое детство. Сборник тезисов участников II Всерос. научно-практ. конфер. по психологии развития [Текст] / М.В. Соколова. - М.: МГППУ, 2009. - 327 с.
7. Brown, R. Some contributions of the study of gambling to the study of other addictions. In W Eadingtone & J. A. Cornclius, Gambling Behavior and Problem Gambling. Reno: University of Nevada press. -1993. - P. 241-272.
Bibliography
1. Brown, R. Some Contributions of the Study of Gambling to the Study of Other Addictions. In W. Eadingtone & J. A. Cornclius, Gambling Behavior and Problem Gambling. Reno: University of Nevada Press. - 1993. - P. 241-272.
2. Dal, V.I. Explanatory Dictionary of the Russian Language. Modern Version [Text] / V.I. Dal. - М.: Eksmo-Press Pub. H., EKSMO-MARKET Pub. H., 2000. - 736 p. - P. 532.
3. Dictionary of Medical Terms [Electronic Resource]. - Access Mode: http://www.medlinks.ru/dictionaries.php?dic_tid=70&dic_ltr=%C0.
4. Korolenko, Ts.P. Socio-Dinamic Psychiatry [Text] / Ts.P. Korolenko, N.V. Dmitrieva. -М.: «Akademicheskii Proekt», 2000. - 460 p.
5. Korolenko, Ts.P. Alcoholism Roots [Text] / Ts.P. Korolenko, А^. Timofeeva. - Novosibirsk: Pub.H., 1986. - 117 p.
6. Management on Addictology [Text] / Under Edition of the Prof. V. D. Mendelevich. -St.P.: Rech, 2007. - 768 p.
7. Sokolova, М^. About Developing Video Programs for Babies. Other Childhood. Collection of Theses of Participants of the IInd All-Russian Scientific-and-Practical Conference on Development Psychology [Text] / М^. Sokolova. - М.: MSPPU, 2009. - 327 p.