Научная статья на тему 'Психолого-педагогический подход к пониманию селфи-мании отечественных и зарубежных учёных'

Психолого-педагогический подход к пониманию селфи-мании отечественных и зарубежных учёных Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
351
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛФИ / SELFIE / SELFIE ADDICTION / АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ADDICTIVE BEHAVIOR / АДДИКТИВНЫЙ МЕХАНИЗМ / ADDICTIVE MECHANISM / СОЦИАЛЬНЫЕ МЕДИА / MEDIA / СЕЛФИМАНИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Дубровина Л.А., Колесникова Л.И.

В статье раскрывается проблема понимания сущности широко распространённого на сегодняшний день социального явления как селфи-мания, причины и психологические механизмы его появления и развития. Чрезмерное увлечения селфи позволяет отнести такое поведение индивидов к разряду социальных аддикций. Сравнение подходов к изучению социальных аддикций в отечественной и зарубежной психологии даёт возможность выявить влияние культуры, ментальности на поведение человека и в дальнейшем разработать совместно педагогам и психологам эффективную систему профилактики аддиктивного поведения. В статье авторы предлагают обратить внимание на личностно-социальный подход к пониманию селфи-аддикции, как на личностные особенности людей, склонных к чрезмерному фотографированию себя в различных ситуациях, так и на социальные условия, которые способствуют возникновению подобного явления. Отнесение селфи-мании к одному из видов аддиктивного поведения позволяет перейти от изучения конкретного вида социального отклонения к системному пониманию замещающего поведения. Aвторы приходят к выводу, что многие социальные отклонения в поведении, разнообразие которых, с развитием современных цифровых и компьютерных технологий, увеличивается в геометрической прогрессии, имеют одни психологические корни. Это означает, что назрела необходимость выработки единого подхода к их пониманию и разработки психолого-педагогической профилактики данного аддиктивного поведения, связанного с селфи и социальными цифровыми средствами коммуникации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHO-PEDAGOGICAL APPROACH TO CONPREHENSION OF SELFIE ADDICTION BY HOME AND FOREIGN SCIENTISTS

The article deals with a problem of today's widespread comprehension nature of social phenomenon such as selfie addiction, the reasons and psychological mechanism of its cases and development. Because of the excessive interest in selfie, one admits such behavior of individuals to be attributed to the social addictions. The comparison of approaches in the study of social addictions in Russian and foreign psychology enables to reveal the influence of culture and mentality on a person's behavior and in future to develop an effective system of addictive behavior prevention by educators and psychologists mutually. In the article the authors propose to pay attention to a personal-social approach in understanding selfie addiction, that is to the personal features tending to excessive selfie taking in different situations and to the social environment, which promote this phenomenon. The attribution of selfie-mania to the one type of the addictive behavior allows proceeding from the study of the specific social deviant behavior to the systematic comprehension of the substitutional one. The authors come to the conclusion that most social behavioral problems, a variety of which with the development of advanced digital and computer technologies increases in a geometrical progression, have some psychological reasons. This means that there is a need to develop a common approach to understand them and to work out psychological and educational prevention of the addictive behavior connecting with the selfie and social media.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогический подход к пониманию селфи-мании отечественных и зарубежных учёных»

3. Внеурочная деятельность: теория и практика 1 - 11 классы. Составитель А.В. Енин. Москва: ВАКО, 2016.

4. Камакин О.Н. Организация досуга учащихся. 5 - 11 классы: игры, эстафеты, туристические старты и слёты. Волгоград: Учитель, 2013.

5. Кривых С.В. О педагогических технологиях в учебно-воспитательном процессе. Актуальные вопросы управления развивающей и развивающейся школой. Из опыта работы многопрофильной гимназии № 17. Ответственный редактор Т.В. Покачалова, С.В. Кривых. Новокузнецк: Издательство ИПК, 1999: 38 - 43.

References

1. Federal'nyjgosudarstvennyj obrazovatel'nyjstandartsrednego (polnogo) obschego obrazovaniya. Utverzhden Ministerstvom obrazovaniya i nauki RF. Moskva. 17.05.2012.

2. Metodicheskie rekomendacii po priznaniyu rezul'tatov intellektual'noj deyatel'nosti edinoj tehnologiej. Utverzhdeny Ministrom obrazovaniya i nauki RF 01.04.2010.

3. Vneurochnaya deyatel'nost': teoriya ipraktika 1 - 11 klassy. Sostavitel' A.V. Enin. Moskva: VAKO, 2016.

4. Kamakin O.N. Organizaciya dosuga uchaschihsya. 5 - 11 klassy: igry, 'estafety, turisticheskie starty islety. Volgograd: Uchitel', 2013.

5. Krivyh S.V. O pedagogicheskih tehnologiyah v uchebno-vospitatel'nom processe. Aktual'nye voprosy upravleniya razvivayuschej i razvivayuschejsya shkoloj. Iz opyta rabotymnogoprofil'nojgimnazii№ 17. Otvetstvennyj redaktor T.V. Pokachalova, S.V. Krivyh. Novokuzneck: Izdatel'stvo IPK, 1999: 38 - 43.

Статья поступила в редакцию 28.09.16

УДК 37.013.42

Dubrovina L.A., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Vladimir State University n.a. N.G. and A.G. Stoletovs (Vladimir

City, Russia), E-mail: Dubrovina69@bk.ru

Kolesnikova L.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Vladimir State University n.a. N.G. and A.G. Stoletovs (Vladimir

City, Russia), E-mail: lara1961@inbox.ru

PSYCHO-PEDAGOGICAL APPROACH TO CONPREHENSION OF SELFIE ADDICTION BY HOME AND FOREIGN SCIENTISTS. The article deals with a problem of today's widespread comprehension nature of social phenomenon such as selfie addiction, the reasons and psychological mechanism of its cases and development. Because of the excessive interest in selfie, one admits such behavior of individuals to be attributed to the social addictions. The comparison of approaches in the study of social addictions in Russian and foreign psychology enables to reveal the influence of culture and mentality on a person's behavior and in future to develop an effective system of addictive behavior prevention by educators and psychologists mutually.

In the article the authors propose to pay attention to a personal-social approach in understanding selfie addiction, that is to the personal features tending to excessive selfie taking in different situations and to the social environment, which promote this phenomenon. The attribution of selfie-mania to the one type of the addictive behavior allows proceeding from the study of the specific social deviant behavior to the systematic comprehension of the substitutional one. The authors come to the conclusion that most social behavioral problems, a variety of which with the development of advanced digital and computer technologies increases in a geometrical progression, have some psychological reasons. This means that there is a need to develop a common approach to understand them and to work out psychological and educational prevention of the addictive behavior connecting with the selfie and social media.

Key words: selfie, selfie addiction, addictive behavior, addictive mechanism, media.

Л.А. Дубровина, канд. психол. наук, доц. Владимирского государственного университета им. Н.Г. и А.Г. Столетовых,

г. Владимир, E-mail: Dubrovina69@bk.ru

Л.И. Колесникова, канд. пед. наук, доц. Владимирского государственного университета им. Н.Г. и А.Г. Столетовых,

г. Владимир, E-mail: lara1961@inbox.ru

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПОНИМАНИЮ СЕЛФИ-МАНИИ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ УЧЁНЫХ

В статье раскрывается проблема понимания сущности широко распространённого на сегодняшний день социального явления как селфи-мания, причины и психологические механизмы его появления и развития. Чрезмерное увлечения селфи позволяет отнести такое поведение индивидов к разряду социальных аддикций. Сравнение подходов к изучению социальных аддикций в отечественной и зарубежной психологии даёт возможность выявить влияние культуры, ментальности на поведение человека и в дальнейшем разработать совместно педагогам и психологам эффективную систему профилактики аддиктивного поведения.

В статье авторы предлагают обратить внимание на личностно-социальный подход к пониманию селфи-аддикции, как на личностные особенности людей, склонных к чрезмерному фотографированию себя в различных ситуациях, так и на социальные условия, которые способствуют возникновению подобного явления. Отнесение селфи-мании к одному из видов аддиктивного поведения позволяет перейти от изучения конкретного вида социального отклонения к системному пониманию замещающего поведения.

Авторы приходят к выводу, что многие социальные отклонения в поведении, разнообразие которых, с развитием современных цифровых и компьютерных технологий, увеличивается в геометрической прогрессии, имеют одни психологические корни. Это означает, что назрела необходимость выработки единого подхода к их пониманию и разработки психолого-педагогической профилактики данного аддиктивного поведения, связанного с селфи и социальными цифровыми средствами коммуникации.

Ключевые слова: селфи, селфи-мания, аддиктивное поведение, аддиктивный механизм, социальные медиа.

Подростки сегодня вырастают в век Интернета, цифровых технологий, не представляя мир без сотовых телефонов, персональных компьютеров и социальных медиа (от англ. media- социальные средства коммуникации, использующие цифровые и сетевые технологии) [1]. Смартфоны внедрились в жизнь человека так стремительно и прочно, что уже никто не мыслит жизни без них. С изобретением и доступности смартфонов, технология селфи (от англ. «self» «сам себя» - разновидность автопортрета,

заключающаяся в запечатлении самого себя на фотокамеру) [2], приобрела огромную популярность и превратилась в ежедневную активность для многих молодых людей по всему миру.

Фотографирование самого себя и выкладывание снимков на всеобщее одобрение в социальные сети стало модным сравнительно недавно, Оксфордский английский словарь описывает «селфи» как слово 2013 года, но набрало за столь короткие срок такие обороты, что ученые забили тревогу [3].

Люди всегда любили фотографировать себя и других в течение многих десятилетий, но появление цифровых фотокамер привело к экстремальным последствиям. Это связано с выставлением селфи в социальные сети: Facebook, Instagram, Twitter и др. Далее, эти селфи подвергаются комментариям со стороны друзей и посторонних лиц. Это ведет к цепочке реакций, ведущих к сложному аддиктивному расстройству, которое называется селфи-зависимость. Постоянное фотографирование себя и выкладывание на просторы социальных сетей одинаковых снимков для большинства представителей молодого поколения становится нормой поведения. Практически одинаковые снимки, количество которых в памяти гаджетов увеличивается с каждым днем, не представляют собой никакой эстетической ценности и опасности. Беспокойство вызывают случаи, когда подросток рискует жизнью ради эффектного селфи или пытается покончить жизнь самоубийством, так как не может зафиксировать тот самый имидж, который бы ему понравился или получил наибольшее количество лайков (от англ. like- нравиться, одобрять) [1] на сайтах в социальных медиа. Примером может служить экстремальный случай, происшедшей с британским подростком Денни Боумен, девятнадцати лет, который пытался покончить с собой, потому что был не удовлетворён своей внешностью на селфи, которые он делал. Этот подросток - британец стал первым селфи аддиктом. Селфи-мания захлестнула социальные медиа, стала повальным увлечением среди мировых звезд, политиков и даже Папы Римского Франциска, которые публикуют свои короткие фотоотчеты в социальной сети. Денни Боумен один из миллионов подростков, попавшихся на крючок этого нового тренда [4].

Люди не осознают, когда они публикуют свои фото в Facebook или Twitter, как этот процесс быстро выходит из-под контроля. Получить как можно больше одобрений - становится навязчивой идеей. Это подобно потреблению наркотика или азартной игре.

Подростки - самая уязвимая популяция. В пубертатный период подростки проводят тщательную оценку самих себя, сравнивая свои внешние данные, физическое развитие, интеллектуальные способности и социальные умения с аналогичными качествами своих сверстников и идеальных героев. Использование социальных медиа для подростка - это способ контактировать со сверстниками, выражать себя. Но чрезмерное Интернет пользование и публикации селфи в сети могут иметь негативные последствия [5].

Американская Психиатрическая Ассоциация (АПА) официально классифицировала «селфи» как психическое расстройство. Психиатры выделили три стадии расстройства:

- пограничная: проявляется в постоянной (не менее трёх раз за день) съемке автопортретов без их опубликования в сети;

- острая: создание, по меньшей мере, трёх «селфи» в день и публикация этих снимков в социальных сетях;

- хроническая: неконтролируемое желание снимать фото самого себя, публикация в социальных сетях шести и более снимков ежедневно.

Представители АПА заявляют, что лекарства от этого расстройства пока нет. Но предлагают в качестве временного лечения курс когнитивно-поведенческой психотерапии [6].

На сегодняшний день не существует научных исследований, доказывающих, что публикация селфи в социальных сетях является психическим расстройством. Мнения специалистов по поводу того, что же такое селфи-мания разделяются. Одни учёные связывают понятие «селфи-мании» с переходным подростковым возрастом и неустойчивой психикой, а также отождествляют с нарциссизмом и эгоизмом. Другие исследователи придерживаются мнения, что постоянное желание фотографировать себя -это всего лишь способ самовыражения, позволяющий утвердиться в своем кругу общения [5].

Американский психолог P.J. Weber пишет: «Самое обычное селфи - то, где ты выглядишь милым, частично потому, что хочешь быстро получить позитивные комментарии о своей внешности, поместив свое фото на сайте. Но демонстрировать постоянно то новую одежду, то пребывание на какой-то вечеринке, это весело, но здесь существует опасность, что твоя самооценка может начать уставать от бесконечных комментариев и «лайков», которые ты получаешь после выкладывания селфи в сети. Все, кто просматривает и комментирует твои селфи, основываются не на том, кто ты, а на том, как ты выглядишь в данный момент» [7].

По мнению учёного, селфи-мания является следствием наличия психологических комплексов, недостатка позитивных эмоций, похвалы и внимания. С помощью селфи индивид старается повысить самооценку в глазах окружающих.

Психотерапевт M.M. Dolcini считает, что к селфи побуждает желание соответствовать модным тенденциям, улучшать себя, видоизменяться на фотографиях. Особенно часто такая мотивация встречается у молодёжи [8].

По мнению американского психолога N.J. Wade, представителя бихевиористского направления, увлечённость селфи не является болезнью или аддикцией. Это сформированный сообществом стереотип поведения [9]. На социальные корни селфи-мании указывает и исследование, проведенное учеными университета Эдинбурга. Было выявлено, что одинаково и количество и содержание фотографий, выкладываемых в Facebook, которое может влиять на уровень поддержки, личной жизни и взаимоотношений с друзьями подростка. Так, принятие сверстниками подростка обеспечивает ему жизненно важное подтверждение в развитии его характера [10].

Российский медицинский психолог Олег Долгицкий считает, что селфи-мания - это форма компенсации социальных потребностей. Количество лайков - это ценностный эквивалент любви и уважения, которые люди могут давать через фото. По мнению специалиста, определить зависимость от создания автопортретов или выявить этапы развития селфи-мании пока невозможно. Привлекая внимание к себе, человек компенсирует потребность в уважении [11].

В современной отечественной психологии проблема сел-фи-мании обозначена, но не получила необходимого научного осмысления. Обсуждение, в основном, проходит на общественном уровне. На наш взгляд, при рассмотрении проблемы сел-фи-мании необходимо вспомнить теорию аддиктивного поведения Ц.П. Короленко и Т.А. Донских (1992 г.), которая может быть применена к данной проблеме. Эта теория хотя и была разработана задолго до возникновения проблемы селфи-мании, однако, в ней раскрыты психологические механизмы любых социальных отклонений, возникающих по аддиктивному типу.

Авторы предлагают следующее определение аддиктивного поведения: «Это замещающее поведение, в котором эмоциональные отношения с людьми заменяются суррогатными вещами или активностями, формируется болезненная привязанность к ним. Состояние привязанности к предмету или участие в активности начинает управлять жизнью человека, появляется ад-дикция как стиль жизни. Аддиктивный подход зарождается в глубине психики, характеризуется установлением эмоциональных отношений, связей, но не с людьми, а с неодушевленными предметами или явлениями. Происходит проекция эмоций на предметные суррогаты. Для аддикта типична гедонистическая установка в жизни, немедленно получить удовольствие любой ценой. Мышление подчинено эмоциям («мышление по желанию»), оно оправдывает стремление к эмоциональному возбуждению. Объекты аддиктивной привязанности могут меняться (алкоголь, азартные игры, наркотики и др.), но механизм сохраняется. Это может создать иллюзию исчезновения проблемы» [12, с. 35].

Аддиктивное поведение рассматривается, как стремление человека уйти от повседневности методом трансформации собственного эмоционального состояния. Отношения с окружающим миром строятся по психологическому механизму болезненной привязанности, проекции собственных эмоций на предметы, явления, активности, которые сами по себе не являются ни наркотиками, ни психостимуляторами. Изменение настроения по аддиктивному механизму может быть достигнуто разными способами: алкоголь, азартные игры, компьютерные игры, секс, длительное погружение в какую-либо деятельность. Нередко даже пища становится средством эмоционального возбуждения. Возникает иллюзия внутреннего благополучия. Предметы заменяют живых людей. Люди воспринимаются как объекты для манипуляций, что, в свою очередь, порождает негативное отношение окружающих к аддиктам.

Как отмечают Т. Донских и Ц. Короленко, объекты аддикции могут меняться, а аддиктивный механизм сохраняется. Поэтому, нередко, избавляясь от одной зависимости человек «впадает» в другую (по тому же механизму). Аддикция - это процесс, который имеет начало, развитие и завершение. Российские психологи выделяют следующие этапы развития аддиктивного поведения:

1. Начало отклонения. На этом этапе происходит переживание интенсивного острого изменения психического состояния в виде настроения, риска и фиксации в сознании связи этого настроения с определенным объектом или активностью.

2. Становление аддиктивного ритма. Ритм коррелирует с жизненными затруднениями, фрустрациями. Человек пробует два пути разрешения проблемых ситуаций: естественный и ис-

кусственный (аддиктивный), отдавая предпочтение последнему.

3. Формирование аддиктивного поведения, которое вытесняет прежнее «Я». Происходит постоянная внутренняя борьба с сами собой, внутренний конфликт. К людям проявляется нетерпимость, агрессивность, максимализм независимо от возраста.

4. Полное доминирование аддиктивного поведения. На этом этапе возникает отчуждение от общества, усиливается изоляция.

5. Катастрофа. На этом этапе постоянными становятся такие состояния, как подавленность, апатия, депрессивность, полный эмоциональный разрыв с близкими людьми. Человек не может справиться с большим количеством накопившихся стрессов. Возможны попытки суицида.

Выделяются личностные особенности людей, склонных к аддиктивному поведению:

- сниженная способность переносить трудности повседневной жизни, низкая социальная адаптация;

- склонность к частым перепадам настроения, высокая тревожность;

- наличие комплекса неполноценности, неуверенности в себе;

- зависимость от оценки окружающих (что связано с предыдущей особенностью), неумение самостоятельно принимать решение, проявлять гибкость и креативность в поведении.

Библиографический список

Таким образом, можно сделать вывод, что аддикты имеют проблемы в эмоциональной сфере, понимании и принятии себя, самоактуализации, не умеют строить социальные отношения. Всеми перечисленными особенностями аддиктов обладают и индивиды, страдающие селфи-манией. Современные психологи акцентируют внимание на какой-либо одной выдающейся черте личности с селфи-зависимостью, но эта концепция не охватывает системного подхода к изучению проблемы. Поэтому имеет смысл рассматривать селфи-манию как частный вид аддикции, как селфи-аддикцию.

Основное внимание необходимо уделить психологическому механизму селфи-аддикции, где происходит подмена реальных эмоциональных отношений с людьми виртуальной активностью. Необходимо помочь индивиду жить социально активной, просо-циальной жизнью, быть полезным обществу реально, а не виртуально, самовыражаться, оказывать эмоциональную поддержку другим людям и получать её, развивать в себе социальную устойчивость и нравственную зрелость.

В России одним из подходов к психолого-педагогической профилактике селфи-аддикции может служить сохранение российской ментальности: приобщение подрастающего поколения к культуре, традициям, конструктивному общению. Систематизация научных подходов к изучению и осмыслению социальных отклонений в целом позволяет разработать эффективную систему их педагогической профилактики и психологической коррекции, и по отношению к селфи-мании, в частности.

1. Апресян Ю.Д., Медникова Э.М., Петрова А.В. Новый большой англо-русский словарь: в 3 т. 6-е издание, стереотипное Москва: Русский язык, 2001.

2. 'selfie' added to Oxford dictionary. BBC. 28 August 2013.

3. Available at: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Селфи

4. Available at: http://www.dailymail.co.uk/news/article-2588364/Selfies-killed-Schoolboy-took-200-photoes-day-wanted-perfection/ html#xzz3yrDOPHHA/ DailyMail on Facebook

5. Селфимания: болезнь или искусство самовыражения Available at: /expert.ru/2015/08/5/selfimaniya-bolezn-ili-iskusstvo-samovyirazheniya/«Expert Online»

6. Available at: http://ria.ru/world/20140630/1014185209.html

7. Weber P.J. The Huffington Post. US, March 23, 2016.

8. Dolcini M.M. A new window into adolescents' worlds: The impact of online social interaction on risk behavior. Journal of Adolescent Health. 54 (5): 497 - 498. Available at: doi:10.1016/ j.jadohealth.2014.02.013

9. Wade N.J. 2014. "The first scientific 'selfie'?" Perception. 43 (11), 1141 - 1144.

10. O'Keefe, Gwenn Schurgin, and Clarke-Pearson, Kathleen. The Impact of Social Media on Children, Adolescents, and Families. Official Journal of the American Academy of PEDIATRICS. Vol. 127; No. 4. April 1, 2011.

11. Available at: http://www.npnd.ru/news/detail.php?ID=1151

12. Донских Т., Короленко Ц. Семь путей к катастрофе. Новосибирск, 1992.

References

1. Apresyan Yu.D., Mednikova 'E.M., Petrova A.V. Novyj bol'shoj anglo-russkij slovar': v 3 t. 6-e izdanie, stereotipnoe Moskva: Russkij yazyk, 2001.

2. 'selfie' added to Oxford dictionary. BBC. 28 August 2013.

3. Available at: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Selfi

4. Available at: http://www.dailymail.co.uk/news/article-2588364/Selfies-killed-Schoolboy-took-200-photoes-day-wanted-perfection/ html#xzz3yrDOPHHA/ DailyMail on Facebook

5. Selffman/ya:bolezn'il/iskusstvosamovyrazheniyaAvailableat:/expert.ru/2015/08/5/selfimaniya-bolezn-ili-iskusstvo-samovyirazheniya/«Expert Online»

6. Available at: http://ria.ru/world/20140630/1014185209.html

7. Weber P.J. The Huffington Post. US, March 23, 2016.

8. Dolcini M.M. A new window into adolescents' worlds: The impact of online social interaction on risk behavior. Journal of Adolescent Health. 54 (5): 497 - 498. Available at: doi:10.1016/ j.jadohealth.2014.02.013

9. Wade N.J. 2014. "The first scientific 'selfie'?" Perception. 43 (11), 1141 - 1144.

10. O'Keefe, Gwenn Schurgin, and Clarke-Pearson, Kathleen. The Impact of Social Media on Children, Adolescents, and Families. Official Journal of the American Academy of PEDIATRICS. Vol. 127; No. 4. April 1, 2011.

11. Available at: http://www.npnd.ru/news/detail.php?ID=1151

12. Donskih T., Korolenko C. Sem'putej k katastrofe. Novosibirsk, 1992.

Статья поступила в редакцию 26.09.16

УДК 378. 14

Skitskaya L.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Transnistrian State University (Tiraspol, Transnistria), E-mail: Skitskaja@mail.ru

Tkach L.T., Cand. of Sciences (Pedagogy), Professor, Transnistrian State University (Tiraspol, Transnistria), E-mail: tkachlt@mail.ru

IMPLEMENTATION OF THE PRINCIPLE OF CONTINUITY IN THE SCIENTIFIC AND PRACTICAL TRAINING OF UNDERGRADUATES. On the basis of an analysis of categories of continuity and discontinuity the authors represent a continuous pedagogical education as a complete system, consisting of discrete elements. The study reveals a variety of approaches to building models of continuing education, including both general and vocational. The work represents some contents of a Research Seminar

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.