Библиографический список
1. Воронов Н.В. Российский дизайн. Москва, 2001; Т. 1.
2. Гутнов А.Э. Эволюция градостроительства. Москва, 1984: 41 - 42.
3. Иконников А.В. Художественный язык архитектуры. Москва, 1885.
4. Ле Корбюзье. Беседа со студентами архитектурных школ. Мастера архитектуры об архитектуре. Москва: Искусство, 1972: 257 - 258.
5. Некрасов А.И. Теория архитектуры. Москва: Стройиздат, 1994. References
1. Voronov N.V. Rossijskij dizajn. Moskva, 2001; T. 1.
2. Gutnov A.'E. 'Evolyuciya gradostroitel'stva. Moskva, 1984: 41 - 42.
3. Ikonnikov A.V. Hudozhestvennyjyazyk arhitektury. Moskva, 1885.
4. Le Korbyuz'e. Beseda so studentami arhitekturnyh shkol. Mastera arhitektury ob arhitekture. Moskva: Iskusstvo, 1972: 257 - 258.
5. Nekrasov A.I. Teoriya arhitektury. Moskva: Strojizdat, 1994.
Статья поступила в редакцию 23.09.16
УДК 37.035
Petroniuk I.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Philosophy and Defectology, Institute of Continuing
Adult Education (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]
INTELLIGENT-SEARCH ACTIVITY IN EDUCATIONAL PROCESS AS A MEANS OF DEVELOPMENT OF TEENAGERS. The
author attempts to determine the contents of an intellectually-search activity. The author considers that it possible to develop communicative, ethical, social and civic competence while teaching adolescents. The article presents the results of practical implementation in the educational process of an extracurricular activities program "Urban pedestrian rally". In this program participants show much success in formation of personality, regulatory, cognitive, communicative universal educational actions. The author concludes that the intellectually-search activity can be an effective means of developing adolescents, if it is organically included in the educational process, and allows teenagers getting social experience and a system of values of the host society. It also helps to create socio-cultural identity, to acquire social skills, to understand social reality and everyday life, it gives some experience of doing independent social actions, to develop communicative, ethical, social, civic competence, tolerance, to join a healthy lifestyle, to develop a sense of citizenship and patriotism and to raise legal culture.
Key words: intellectually-search activities, extracurricular activities, development, teenager, competence.
И.С. Петронюк, канд. пед. наук, доц. каф. психологии и дефектологии Институт непрерывного образования
взрослых, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ПОИСКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОДРОСТКА
В статье предпринята попытка определения интеллектуально-поисковой деятельности. Автор рассматривает её возможности для развития коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности обучающихся подросткового возраста. В статье представлены результаты внедрения в практику образовательного процесса программы внеурочной деятельности «Городское пешеходное ралли». У участников программы отмечены успехи в формировании личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий. Автор приходит к выводу, что интеллектуально-поисковая деятельность может служить эффективным средством развития подростков, если она органично включена в образовательный процесс и позволяет получить подростку социальный опыт и принимаемую обществом систему ценностей; сформировать социокультурную идентичность; приобрести социальные знания, понимания социальной реальности и повседневной жизни, опыта самостоятельного социального действия; развить коммуникативную, этическую, социальную, гражданскую компетентности; развить толерантность; приобщиться к здоровому образу жизни; развить чувства гражданственности и патриотизма; воспитать правовую культуру.
Ключевые слова: интеллектуально-поисковая деятельность, внеурочная деятельность, развитие, подросток, компетентность.
Образовательный процесс, осуществляемый в любом образовательном учреждении основывается на организации совместной деятельности участников этого процесса, подразумевающей приобретение и передачу опыта ценностного общения. Новый Федеральный государственный образовательный стандарт требует, чтобы воспитание охватывало все виды учебной и внеурочной деятельности в современном общеобразовательном учреждении [1]. Введение стандарта второго поколения призвано во многом изменить школьную жизнь ребёнка. Поэтому, поиск новых форм организации обучения, образовательных технологий, открытой информационно-образовательной среды сегодня остаётся актуальным.
Вариативная часть учебного плана образовательного учреждения включает в себя внеурочную деятельность во второй половине дня, которая организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное). Её введение способствует расширению образовательного пространства, создает дополнительные условия для развития обучающихся. Среди доступных в общеобразовательном учреждении видов внеурочной деятельности называют: игровую, познава-
тельную, досугово-развлекательную, трудовую, спортивно-оздоровительную, туристско-краеведческую деятельности, проблемно-ценностное общение, художественное, техническое и социальное творчество. Мы предлагаем рассмотреть ещё один вид деятельности - интеллектуально-поисковую, которая, на наш взгляд, является наиболее эффективным средством развития обучающихся.
Интеллектуальная деятельность - умственная, мыслительная, познавательная и творческая деятельность человека [2]. Это рациональная деятельность человека, результатом которой является отражение действительности, получаемое путем логического построения мысли и отражает её новизну в форме произведения науки, литературы, искусства, изобретения и т. п.
Поиск, согласно Толковому словарю Ожегова, - это действия ищущего. Информационный поиск — процесс отыскания во множестве документов тех из них, которые относятся к теме информационного запроса или содержат необходимые факты.
Под интеллектуально-поисковой деятельностью мы предлагаем понимать поиск отражения действительности, получаемое путём логического построения мысли и отражает её новизну в форме интеллектуального продукта. Интеллектуально-поиско-
вая деятельность открывает дополнительные возможности для создания благоприятных условий её реализации как в социальном, так и в учебном пространстве. Кроме того, интеллектуально-поисковая деятельность - это одна из основных потребностей ребенка. Педагоги, имеющие значительный стаж работы с детьми, знают, что поиск новых методов и форм - постоянная составляющая образовательного процесса [3]. Многих такие находки уходят из педагогической практики быстро, другие трансформируются со временем в более эффективные. Интеллектуально-поисковая деятельность, по нашему мнению, всегда являлась основой процесса обучения. На современном этапе интеллектуально-поисковая деятельность способна стать хорошим средством воспитания и развития подростка, если она органично включена во внеурочную и до-суговую деятельности.
Предложенное и апробированная программа внеурочной деятельности «Городское пешеходное ралли» призвана реализовать общекультурное направление развития личности обучающихся в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования второго поколения, носит образовательно-развивающий характер, направлена на раскрытие индивидуальных психологических особенностей подростков, способствует успешному овладению воспитанниками практическими навыками, позволяющими жить и ориентироваться в большом городе.
Пешеходная прогулка по городу сочетает активный отдых, познание и освоение окружающего социокультурного пространства. Пешеходная прогулка в составе команды позволяет развивать коммуникативную компетентность. Пешеходная прогулка в форме соревнования открывает дополнительные возможности для сплочения детского коллектива и развития лидерских качеств. Поэтому, городское пешеходное ралли можно считать одной из наиболее эффективных форм внеурочной деятельности [4].
Предлагаемая программа позволяет подросткам интегрироваться в социокультурное и образовательное пространство города, который является квинтэссенцией человеческой цивилизации. Цель внеурочной деятельности «Городское пешеходное ралли» - создание условий для развития и воспитания личности обучающихся, обеспечивающих формирование основ гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа, воспитания нравственности ребенка, освоения основных социальных ролей, норм и правил. Задачами являются: получение необходимого для жизни в обществе социального опыта и становление в них принимаемой обществом системы ценностей; формирование у подростков социокультурной идентичности; приобретение детьми социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни, опыта самостоятельного социального действия; развитие коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности обучающихся; развитие у подростков толерантности; приобщение обучающихся к здоровому образу жизни; развитие у них чувства гражданственности и патриотизма; воспитание у обучающихся правовой культуры.
Занятия проводились в форме интерактивных бесед, виртуальных экскурсий, веб-квестов, игр, соревнований, городских пешеходных ралли. Критериями результативности реализации программы служат: внедрение в практику образовательного процесса эффективных форм организации отдыха; приобретение подростками новых социальных знаний; оздоровления и занятости детей; уровень адаптации воспитанников в общеобразовательном учреждении; развитие творческой активности каждого подростка; развитие ценностных отношений обучающихся; приобретение ими опыта самостоятельного общественного действия. Показателями служат уровни развития коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности и социокультурной идентичности подростков [4].
Предполагалось, что в результате освоения программы обучающиеся должны уметь: ориентироваться в городском пространстве; действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным маршрутом городской прогулки; эффективно
Библиографический список
взаимодействовать в группе сверстников, совершающих пешеходное ралли.
В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД:
личностные (потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к окружающим, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению однокурсников; целостность взгляда на социокультурную среду Санкт-Петербурга;
этические чувства, эстетические потребности, ценности на основе опыта знакомства с социокультурной средой Санкт-Петербурга; осознание значимости изучения истории и культуры для личного развития);
регулятивные (понимать и принимать задачи, сформулированные педагогом; планировать свои действия на отдельных этапах работы при планировании, организации и осуществлении пешеходных путешествий в городе; осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности; анализировать причины успеха или неуспеха);
познавательные (пользоваться приёмами анализа и синтеза при информации при работе с информационными источниками; проводить сравнение и анализ полученной информации; применять полученную информацию при выполнении заданий; проявлять индивидуальные творческие способности при подготовке и участии в городских пешеходных ралли);
коммуникативные (включаться в диалог, коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность; работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; предлагать помощь и сотрудничество; слушать собеседника; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению; формулировать собственное мнение и позицию; осуществлять взаимный контроль; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих).
Полученные результаты реализации программы показали на первом уровне (приобретение обучающимися социальных знаний) - овладение способами самопознания, рефлексии; приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия; развитие творческих способностей; на втором уровне (формирование ценностного отношения к социальной реальности) - получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура); на третьем уровне (получение обучающимися опыта самостоятельного общественного действия) - приобретение опыта общения с представителями разных социальных, профессиональных групп, других поколений, опыт самоорганизации, организации совместной деятельности в команде; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками и взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами).
Основным средством развития подростка при реализации предложенной программы внеурочной деятельности является интеллектуально-поисковая деятельность, которая в свою очередь развитию индивидуализации личности, формированию мотивации к получению учащимися знаний. Без навыков интеллектуально-поисковой деятельности сложно успешно освоить предлагаемые программы основной школы и высших учебных заведений.
Таким образом, интеллектуально-поисковая деятельность может служить эффективным средством развития подростков, если она органично включена в образовательный процесс. Именно интеллектуально-поисковая деятельность позволяет получить подростку социальный опыт и принимаемую обществом систему ценностей; сформировать социокультурную идентичность; приобрести социальные знания, понимания социальной реальности и повседневной жизни, опыта самостоятельного социального действия; развить коммуникативную, этическую, социальную, гражданскую компетентности; развить толерантность; приобщиться к здоровому образу жизни; развить чувства гражданственности и патриотизма; воспитать правовую культуру.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. Утверждён Министерством образования и науки РФ. Москва. 17.05.2012.
2. Методические рекомендации по признанию результатов интеллектуальной деятельности единой технологией. Утверждены Министром образования и науки РФ 01.04.2010.
3. Внеурочная деятельность: теория и практика 1 - 11 классы. Составитель А.В. Енин. Москва: ВАКО, 2016.
4. Камакин О.Н. Организация досуга учащихся. 5 - 11 классы: игры, эстафеты, туристические старты и слёты. Волгоград: Учитель, 2013.
5. Кривых С.В. О педагогических технологиях в учебно-воспитательном процессе. Актуальные вопросы управления развивающей и развивающейся школой. Из опыта работы многопрофильной гимназии № 17. Ответственный редактор Т.В. Покачалова, С.В. Кривых. Новокузнецк: Издательство ИПК, 1999: 38 - 43.
References
1. Federal'nyjgosudarstvennyj obrazovatel'nyjstandartsrednego (polnogo) obschego obrazovaniya. Utverzhden Ministerstvom obrazovaniya i nauki RF. Moskva. 17.05.2012.
2. Metodicheskie rekomendacii po priznaniyu rezul'tatov intellektual'noj deyatel'nosti edinoj tehnologiej. Utverzhdeny Ministrom obrazovaniya i nauki RF 01.04.2010.
3. Vneurochnaya deyatel'nost': teoriya ipraktika 1 - 11 klassy. Sostavitel' A.V. Enin. Moskva: VAKO, 2016.
4. Kamakin O.N. Organizaciya dosuga uchaschihsya. 5 - 11 klassy: igry, 'estafety, turisticheskie starty islety. Volgograd: Uchitel', 2013.
5. Krivyh S.V. O pedagogicheskih tehnologiyah v uchebno-vospitatel'nom processe. Aktual'nye voprosy upravleniya razvivayuschej i razvivayuschejsya shkoloj. Iz opyta rabotymnogoprofil'nojgimnazii№ 17. Otvetstvennyj redaktor T.V. Pokachalova, S.V. Krivyh. Novokuzneck: Izdatel'stvo IPK, 1999: 38 - 43.
Статья поступила в редакцию 28.09.16
УДК 37.013.42
Dubrovina L.A., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Vladimir State University n.a. N.G. and A.G. Stoletovs (Vladimir
City, Russia), E-mail: [email protected]
Kolesnikova L.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Vladimir State University n.a. N.G. and A.G. Stoletovs (Vladimir
City, Russia), E-mail: [email protected]
PSYCHO-PEDAGOGICAL APPROACH TO CONPREHENSION OF SELFIE ADDICTION BY HOME AND FOREIGN SCIENTISTS. The article deals with a problem of today's widespread comprehension nature of social phenomenon such as selfie addiction, the reasons and psychological mechanism of its cases and development. Because of the excessive interest in selfie, one admits such behavior of individuals to be attributed to the social addictions. The comparison of approaches in the study of social addictions in Russian and foreign psychology enables to reveal the influence of culture and mentality on a person's behavior and in future to develop an effective system of addictive behavior prevention by educators and psychologists mutually.
In the article the authors propose to pay attention to a personal-social approach in understanding selfie addiction, that is to the personal features tending to excessive selfie taking in different situations and to the social environment, which promote this phenomenon. The attribution of selfie-mania to the one type of the addictive behavior allows proceeding from the study of the specific social deviant behavior to the systematic comprehension of the substitutional one. The authors come to the conclusion that most social behavioral problems, a variety of which with the development of advanced digital and computer technologies increases in a geometrical progression, have some psychological reasons. This means that there is a need to develop a common approach to understand them and to work out psychological and educational prevention of the addictive behavior connecting with the selfie and social media.
Key words: selfie, selfie addiction, addictive behavior, addictive mechanism, media.
Л.А. Дубровина, канд. психол. наук, доц. Владимирского государственного университета им. Н.Г. и А.Г. Столетовых,
г. Владимир, E-mail: [email protected]
Л.И. Колесникова, канд. пед. наук, доц. Владимирского государственного университета им. Н.Г. и А.Г. Столетовых,
г. Владимир, E-mail: [email protected]
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПОНИМАНИЮ СЕЛФИ-МАНИИ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ УЧЁНЫХ
В статье раскрывается проблема понимания сущности широко распространённого на сегодняшний день социального явления как селфи-мания, причины и психологические механизмы его появления и развития. Чрезмерное увлечения селфи позволяет отнести такое поведение индивидов к разряду социальных аддикций. Сравнение подходов к изучению социальных аддикций в отечественной и зарубежной психологии даёт возможность выявить влияние культуры, ментальности на поведение человека и в дальнейшем разработать совместно педагогам и психологам эффективную систему профилактики аддиктивного поведения.
В статье авторы предлагают обратить внимание на личностно-социальный подход к пониманию селфи-аддикции, как на личностные особенности людей, склонных к чрезмерному фотографированию себя в различных ситуациях, так и на социальные условия, которые способствуют возникновению подобного явления. Отнесение селфи-мании к одному из видов аддиктивного поведения позволяет перейти от изучения конкретного вида социального отклонения к системному пониманию замещающего поведения.
Авторы приходят к выводу, что многие социальные отклонения в поведении, разнообразие которых, с развитием современных цифровых и компьютерных технологий, увеличивается в геометрической прогрессии, имеют одни психологические корни. Это означает, что назрела необходимость выработки единого подхода к их пониманию и разработки психолого-педагогической профилактики данного аддиктивного поведения, связанного с селфи и социальными цифровыми средствами коммуникации.
Ключевые слова: селфи, селфи-мания, аддиктивное поведение, аддиктивный механизм, социальные медиа.
Подростки сегодня вырастают в век Интернета, цифровых технологий, не представляя мир без сотовых телефонов, персональных компьютеров и социальных медиа (от англ. media- социальные средства коммуникации, использующие цифровые и сетевые технологии) [1]. Смартфоны внедрились в жизнь человека так стремительно и прочно, что уже никто не мыслит жизни без них. С изобретением и доступности смартфонов, технология селфи (от англ. «self» «сам себя» - разновидность автопортрета,
заключающаяся в запечатлении самого себя на фотокамеру) [2], приобрела огромную популярность и превратилась в ежедневную активность для многих молодых людей по всему миру.
Фотографирование самого себя и выкладывание снимков на всеобщее одобрение в социальные сети стало модным сравнительно недавно, Оксфордский английский словарь описывает «селфи» как слово 2013 года, но набрало за столь короткие срок такие обороты, что ученые забили тревогу [3].