Научная статья на тему 'Prevention of modern teenager's computer excessive gambling'

Prevention of modern teenager's computer excessive gambling Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
462
221
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИГРОВАЯ ЗАВИСИМОСТЬ / АДДИКТИВНАЯ ФОРМА ПОВЕДЕНИЯ / ИГРОМАНИЯ / РОЛЕВАЯ КОМПЬЮТЕРНАЯ ИГРА / ЦЕННОСТНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / ПРОФИЛАКТИКА / СТРАТЕГИИ ПРОФИЛАКТИКИ ЗАВИСИМОСТИ / EXCESSIVE GAMBLING / ADDICTIVE FORM OF BEHAVIOR / GAMBLING / ROLE-PLAYING COMPUTER GAME / VALUE ORIENTATION / PROPHYLAXIS / PREVENTION STRATEGIES OF DEPENDING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Shamsutdinova D. V.

This article is devoted to the prevention of young people's excessive gambling. The article organized and convincingly derived the prevention strategies dependent gaming behavior among young people and teenagers.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Prevention of modern teenager's computer excessive gambling»

Д.В. Шамсутдинова

ПЕДАГОГИКА ПРОФИЛАКТИКИ КОМПЬЮТЕРНОЙ ИГРОВОЙ ЗАВИСИМОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПОДРОСТКА

Данная статья посвящена проблеме профилактики игровой зависимости молодежи. В статье аргументированно и доказательно выведены стратегии профилактики зависимого игрового поведения подростков.

Ключевые слова: игровая зависимость, аддиктивная форма поведения, игромания, ролевая компьютерная игра, ценностная ориентация, профилактика, стратегии профилактики зависимости.

D. V.Shamsutdinova Prevention of modern teenager’s computer excessive gambling.

This article is devoted to the prevention of young people’s excessive gambling. The article organized and convincingly derived the prevention strategies dependent gaming behavior among young people and teenagers.

Key words: excessive gambling, addictive form of behavior, gambling, role-playing computer game, value orientation, prophylaxis, prevention strategies of depending.

Проблема профилактики зависимого поведения подростков приобретает в последнее время особую актуальность.

Происходит стремительный рост аддиктивных (зависимых) форм поведения, которые не только разрушают физическое и психическое здоровье будущего поколения, но и представляют серьезную угрозу национальной безопасности страны. В последние два десятилетия существенно расширилось пространство ненормативного поведения. В сферу подростковой девиации втягивается все большее количество молодых людей, целенаправленно объединяющихся для совершения преступлений - сегодня

криминальная активность малолетних

правонарушителей сопоставима с

преступностью взрослых. Особую тревогу вызывает рост зависимых форм и способов самовыражения и образа жизни поведения молодежи, разрушительно воздействующих на здоровье и психику молодого человека (алкоголизм, наркомания, игровая

зависимость, агрессивное поведение и т.д.). Общественная значимость данной проблемы определяется теми долгосрочными

социальными и личностными последствиями подобного образа жизни, который выводит из общественного бытия наиболее дееспособную часть населения, препятствует процессу интеграции молодого человека в общество, сопровождается неизбежной биологической, генетической и социальной деградацией личности. Предпринимаемые государством меры и профилактические программы не обеспечивают снижения социальных

патологий. Более того, сохранение негативных

тенденций в социальной, экономической и духовной сферах общества позволяет делать прогнозы относительно дальнейшего роста социальных и личностных девиаций1.

Одной из социально опасных аддиктивных форм игрового поведения учащееся молодежи игровая компьютерная зависимость, которая обусловливает развитие психопатологических изменений личности, способствует социальнопсихологической дезадаптации, создает реальную социальную угрозу психическому здоровью молодежи, ведет к нарушениям социальных норм поведения, правонарушениям, самоубийствам. Учитывая деструктивный характер компьютерной игровой зависимости, расширение социальной базы данного вида деятельности следует рассматривать как чрезвычайную социально-кризисную ситуацию, требующую специальных законодательных, профилактических и коррекционных программ, особенно, в отношении детей и подростков, а также учащихся средних и старших классов, которые являются группой риска компьютерной игровой аддикции.

Игромания быстрыми темпами распространяется среди детей и молодежи. Тому способствует стремительное расширение информационного рынка (компьютерного, телекоммуникаций,

информационно-телекомму-никационных

1 По заявлению представителей государственных органов, курирующих соответствующую проблемную область, масштаб такого рода явлений и тенденции их развития угрожают национальной безопасности страны. -См.: статью Председателя Государственного

антинаркотического комитета, директора ФСНК В.Иванова «Глобальный спрут» (Известия, 2 декабря 2010 г.).

технологий, программных продуктов и знаний, рынка информационных услуг), что приводит к широкому использованию компьютеров во всех сферах жизнедеятельности. С совершенствованием компьютеров совершенствуются игры, привлекая все большее количество людей. Основной деятельностью «компьютерных фанатов» является игра, при этом круг социальных контактов у них предельно узок, вся другая деятельность ориентирована только на выживание и создание минимальных условий для удовлетворения потребности в игре на компьютере.

Количество подростков, попадающих в игровую зависимость, растет с каждым днем - в обществе формируется целый класс людей-фанатов компьютерных игр. Общение с этими людьми указывает, что многим из них увлечение компьютером отнюдь не идет на пользу, а некие серьезно нуждаются в психолого-педагогичес-кой помощи2. Результаты анкетирования подростков показали, что 22,9% опрошенных вовлечены в проблему игровой зависимости. Каждый пятый был отнесен к 1-3 стадии игровой компьютерной зависимости; 15,9% имели выраженные признаки 1-2 стадии компьютерной игровой зависимости, 7% имели выраженные признаки 3 стадии компьютерной игровой зависимости. Компьютерная игровая зависимость достаточно широко распространена во всех возрастных группах, включая дошкольников 5-7 лет (21%), школьников (2638%), студентов вузов (24%), офисных работников 22-30 лет (21%) и 31-40 лет (15%). Наиболее подвержена компьютерной игровой зависимости возрастная группа школьников, особенно среднего (5-8 классы) и старшего (9-11 класс) школьного возраста, среди которых 33 и 38% лиц с выраженными признаками компьютерной зависимостью. Динамика формирования компьютерной игровой зависимости детерминирована возрастными, гендерными и психологическими

характеристиками личности. Способствовать риску развития пристрастия к азартным играм

2 Большая часть из них - люди с известными психологическими неувязками: неустроенная личная

жизнь, неудовлетворенность собой, и, как следствие, утеря смысла жизни и обычных человеческих ценностей. Единственной ценностью для них является компьютер и все, что с этим связано.

могут также дефекты воспитания в семье: гиперопека, эмоциональная нестабильно-сть, излишняя требовательность, стремление к престижности и переоценка значимости материальных благ. Психологические исследования3 показывают, что лица, отнесенные к группе «зависимых», играли не менее 35 часов в неделю. 71% этой группы составили лица, в среднем играющие 30-50 часов в неделю, т.е.около 200 часов в месяц (или 5-7 часов в день). У 12% длительность игры была больше (60-70 часов в неделю или 8-10 часов в день). Длительность игры «увлеченных» составляла менее 30 часов в неделю, в среднем 15-30 часов в неделю (или 2-4 часа в день). Входящие в группу нормативных (без признаков игровой зависимости) или не играли в компьютерные игры, или играли в них периодически, редко (в среднем 1 час в день, но не более 7-8 часов в неделю).

Как правило, подростки и учащиеся старших классов не в состоянии оценить возможные последствия игровой зависимости. В частности, 42% нормативных подростков отрицательно относится к компьютерным играм, понимая пагубные их последствия, а «зависимые» и «увлеченные» подростки наоборот - приветствуют занятия компьютерными играми (соответственно, 50 и 66%). Анализ причин занятия компьютерными играми показал, что практически половина нормативных, «увлеченных» и «зависимых» подростков указали, что компьютерные игры -это способ занять свободное время. При этом значительная часть «увлеченных» и «зависимых» подростков (20 и 32% соответственно) причиной занятия

компьютерными играми указали стремление «уйти от жизненных проблем». Изучение личных мотивов занятия компьютерными играми показало, что около 40% подростков отмечают «ради интереса, развлечение».

Результаты исследований

свидетельствует о снижении адаптационных возможностей у подростков с компьютерной игровой зависимостью и высоком задействовании их функциональных резервов, которые находятся в стадии устойчивого

3 См.: О.В. Литвиненко «Психологические

детерминанты компьютерной игровой зависимости и особенности ее психопрофилактики». Автореферат канд. дисс. психолог. наук. - СПб, 2008 г.

истощения. В частности, у подростков с компьютерной игровой зависимостью в сравнении с нормативной группой снижены практически все нейрофизиологические характеристики ЦНС, такие как скорость процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга, уравновешенность и подвижность нервных процессов.

Психологический статус лиц с компьютерной игровой зависимостью характеризуется признаками нравственной деструкции,

нарушением мотивационной и

эмоционально-волевой сферы личности, сочетанием нескольких типов акцентуаций характера, психическим утомлением и напряжением. Достоверно ниже количество точных реакций, но значимо выше количество преждевременных реакций, что указывает на превалирование процессов возбуждения в коре головного мозга. Ниже устойчивость реакций, свидетельствующая о концентрации внимания, а также уровень функциональных возможностей и функциональное состояние ЦНС4.

Помимо личностных изменений, игровая зависимость меняет коммуникативно-поведенческий стиль. С одной стороны, педагоги отмечают, что подростки в ходе общения между собой заняты обсуждением компьютерных игр и успехов в них, поиском новых компьютерных развлечений. С другой стороны, исследования показывают, что группа «зависимых» подростков отмечает резкое сужение круга общения. Так, 53% «зависимых» и 31% «увлеченных» от-мечают, что после занятий компьютерным играми стали одинокими, необщительными, а 30% подростков в обеих указанных группах ответили, что общаются преимущественно с игроками. 41% «увлеченных» и 53% «зависимых» подростков отметили снижение остроты зрения, рези в глазах, а 22 и 31% -быструю утомляемо-сть, проблемы со сном. Разрушается социально-психологический климат семьи: 35% «зависимых» подростков отмечают конфликты в семье и 14% -безразличные отношения. В группе нормативных подростков аналогичные

показатели составили, соответственно, 13% и 4%.

Процесс формирования игровой

4 См.: О.В. Литвиненко. Указ. соч.

зависимости основан на двух базовых механизмах, которые носят компенсаторный характер и работают независимо от сознания человека и характера осознанной мотивации игровой де-ятельности: а) уход от

действительности в силу невозможности решить значимые личностные проблемы; б) стремление обрести ролевую идентичность в доступном мире «виртуальной реальности». Уход от реальности мотивирован стремлением избавиться от повседневных проблем, не просто поменять среду общения, но объективную действительность в целом, «погрузившись» в другую действительность -виртуальную. Психологическая основа этого стремления коренится в потребности человека избавиться от различного рода трудностей, связанных с повседневной жизнью. Ролевая компьютерная игра - это доступный метод моделирования другого мира, создания благоприятных для человека жизненных ситуаций, в которых он никогда не был и не будет в мире действительном5. Но со временем настоящий мир начинает казаться чужим и полным угроз - человек не может перенести в него опыт, который он обрел в

о. о. 6

виртуальной действительности .

Таким образом, опыт ухода от действительности приводит к усилению этой мотивации, к появлению устойчивой потребности бегства от действительности. Здесь уместна аналогия с наркотиками и наркотической зависимостью - с каждой принятой дозой сила зависимости возрастает. И здесь с каждым часом игры зависимость от нее усиливается, и скоро человек не сможет обходиться без компьютерной игры.

5 В этом смысле ролевые компьютерные игры служат временным средством снятия стрессов, понижения уровня депрессии, т.е. специфическим терапевтическим способом. Но на практике человек склонен злоупотреблять этим средством ухода от действительности, теряя чувство меры и способность контролировать себя. Вследствие этого возникает опасность полного отрешения от действительности, формирование полноценной психологической зависимости от компьютера.

6 Вот исповедь одного компьютерного игромана, который увлекался в играми типа 3D-Actюn

(«трехмерное действие», вид «из глаз»): «Когда я встаю из-за компьютера и выхожу на улицу, мне не хватает орудия, которое есть у меня в игре. Без него я чувствую себя беззащитным, поэтому стараюсь побыстрее придти домой и опять сесть играть».

Компьютерная игра предоставляет значительные возможности прожить и освоить богатый репертуар социальных ролей. И это естественно, ибо освоение роли лежит в основе социализации личности. Ролевые игры, в особенности в детском возрасте, являются частью познавательной деятельности человека. Дети сознательно принимают на себя роль взрослых, удовлетворяя бессознательную потребность в познании окружающего мира. Актуализация потребности в ролевой компенсации связана с дефицитами социализации либо с психологическими акцентуации-ями. Ролевая игра - это эффективный метод проживания тех ролей, которые недоступны в реальной жизни или их выполнение не соответствует социальным требованиям и личностным притязаниям. Компьютерный герой и сам виртуальный мир позволяют человеку удовлетворить те потребности, которые не удовлетворены в настоящей жизни - в признании, уважении, самореализации7.

Проведенные исследования ценностных ориентаций учащихся с различной степенью игровой зависимости показали, что ценности таких учащихся выстраиваются по степени значимости следующим образом: 1) ценности, фиксирующие направленность на себя, развлекательно-гедонистическую ориентацию личности (интересный досуг, богатая впечатлениями жизнь, получение

удовольствий и кайф как жизненный принцип, собственное здоровье, комфорт, безопасность, удовлетворение своих потребностей, риск, приключения); 2) ценности, связанные с материальными благами; 3) ценности индивидуалистического характера,

отражающие ориентацию на себя (достижение, независимость от других, независимость, предприимчивость, эгоцент-

7 «Героя» уважают, с его мнением считаются, он сильный и уверенный, способен уничтожить много противников, иными словами, он - супермен, и для человека приятно ощущать себя таким же. В настоящей жизни у большинства людей нет условий, чтобы испытать нечто подобное. И чем больше человек играет, тем больше он ощущает контраст между собой «реальным» и «идеальным», тем менее симпатичным для него становится настоящая жизнь, в которой он имеет не много шансов стать «героем». Личность в ролевом плане начинает реализовывать себя в игровом мире, все сильнее уходя в его стихию.

ризм, стре-мление к достижению личного успеха, выбор собственных целей, независимость, благосостояние, склонность к эгоизму; 4) ценности физического развитии и здоровья. Низкая значимость оказалась у ценностей: а) связанных с общением, с направленностью на другого человека (хорошая компания, дружба, авторитет и уважение других, понимание в кругу сверстников); б) демонстрирующих социально-нрав-ственную позицию личности, способность к самоотдаче, служению людям (чувство долга, любовь к родине, справедливость, доброта, верность,

скромность)8.

Таким образом, учитывая деструктивный характер компьютерной игровой зависимости, расширение социальной базы данного вида деятельности следует рассматривать как чрезвычайную социально-кризисную

ситуацию, требующую специальных законодательных, профилактических и

коррекционных программ, особенно, в отношении детей и подростков, а также учащихся средних и старших классов, которые являются группой риска компьютерной игровой аддикции (О.В. Литвиненко).

Профилактика компьютерной игровой зависимости должна предусматривать разработку и реализацию дифференцированных мер превенции на общественном, социально-сре-довом и индивидуальном уровнях - в виде специальных психопрофилактических

программ, направленных на усиление факторов защиты (личностных и социально-средовых) и снижение факторов риска формирования компьютерной игровой зависимости. Учитывая тенденции развития компьютерной игровой зависимости, ее профилактика должна стать ключевой задачей всех участников образовательного и

8 Результаты других исследований ценностных ориентаций и интересов у подростков игровой зависимостью показали схожую картину: для

«зависимых» наиболее важными являются «досуг, развлечения» как приятное и бесцельное время препровождение; жизненная ценность «материальное благополучие» занимает второе место; стремление к физическому развитию, здоровье, стоит на третьем месте. Для них мало значимо стремление получить профессию и образование - четвертое место, а культурное развитие - имеет последнее шестое ранговое место в структуре их жизненных ценностей. - См.: О.В. Литвиненко. Указ. соч.

воспитательного процесса в образовательном учреждении. Особое внимание в системе профилактики необходимо уделять представителям «группы риска».

Исследования отмечают недооценку со стороны родителей подростков и педагогов проблемы компьютерной игровой

зависимости, следствием чего является усугубление этой патологической зависимости. Так, 67% родителей не считает проблему компьютерной зависимости важной, не обращает на нее внимания, а увлечение детей компьютером считают «веянием нового времени». 20% родителей считает, что проблеме компьютерной

зависимости стоит уделять внимание (но в то же время, считают они, подросток вправе сам выбирать, как проводить свое свободное

время). И только 13% родителей считает компьютерную зависимость серьезной проблемой, которой необходимо заниматься.

Педагогика профилактики компьютерной игровой зависимости должна включать несколько стратегий.

Во-первых, диагностическую работу по выявлению учащихся группы риска путем постоянного психологического тестирования. Регулярные психологические и

социологические исследования необходимы также для оценки эффективности профилактической работы.

Во-вторых, информационно-просветительную работу. На социально-средовом уровне необходимо постоянное информирование педагогов и родителей о проблеме

компьютерной игровой зависимости -проведение просветительских бесед, оформление стендовой информации,

подготовка методических материалов на тему компьютерной зависимости и способах борьбы с нею, организация внеучебных форм досуга учащихся, проведение диспутов и дискуссий на тему виртуальной агрессии и ее последствиях. На индивидуальном уровне необходимо информировать учащихся о проблеме

компьютерной игровой зависимости,

консультировать по формам и способам оптимизации жизненного стиля, формировать ценности здорового образа жизни.

В-третьих, усиление факторов личностной защиты - путем развития тех составляющих мира личности, которые исключают обращение к пагубной привычке. Приоритетом

педагогических усилий должно стать духовнонравственное развитие личности,

формирование ценностных ориентаций, усиление мотивации на культурное и физическое развитие, здоровый образ жизни.

В-четвертых, компенсацию тех

психологических характеристик, которые способствуют приобщению к компьютерным играм. В процессе психолого-педагогического консультирования необходимо определить те сильные стороны психологического профиля личности, которые в соответствующих условиях могли бы обеспечить учащемуся полноценный процесс самореализации в социально приемлемых и личностно конструктивных формах деятельности.

В-пятых, выстраивание конструктивных контактов с родителями подростков - в педагогической профилактике семья должна рассматриваться как «первичная среда защиты» от игровой зависимости.

В-шестых, оптимизацию социально-психологической «среды обитания» личности и создание условий, позволяющих

компенсировать дефициты социализации в других сферах жизнедеятельности и создать благоприятную среду, чутко реагирующую на личностные проблемы учащихся. Дело в том, что механизм формирования игровой зависимости основан на стремлении личности компенсировать негативные жизненные переживания положительным опытом виртуального бытия и восполнить дефициты социализации. Следовательно, устранив эти причины, мы сможем минимизировать количество и интенсивность факторов, стимулирующих данный вид девиантного поведения учащихся.

Литература

1. Литвиненко О.В. Психологические детерминанты компьютерной игровой зависимости и особенности ее психопрофилактики. Автореф. канд.дисс.психолог.наук. - СПб, 2008 г.

2. Дружинин В.Е. Психическое здоровье детей. - М.: Творческий центр «Сфера», 2002.

3. Игумнов С.А. Психотерапия и психокоррекция детей и подростков. - М.: Изд-во института психотерапии, 2000.

4. Руководство по профилактике злоупотребления психоактивными веществами в студенческой среде / Н.А. Сирот и др. - М.: Социальный проект, 2003.

5. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. -М.: АРКТИ, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.