Научная статья на тему 'Влияние глобальной сети интернет на психику подростков'

Влияние глобальной сети интернет на психику подростков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5754
882
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ / ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПОДРОСТКИ / ПСИХИКА / INFORMATION TECHNOLOGY / INTERNET / INTERNET ADDICTION / PSYCHE / TEENAGERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пьянкова Нина Геннадьевна, Матвиюк Виталий Михайлович

В статье рассматриваются проблемы влияния современных информационных технологий на подрастающее поколение. Раскрываются возможные последствия их негативного воздействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Influence of the global Internet on the psyche of children and adolescents

The article deals with the problem of the influence of modern information technology on the younger generation. Disclosed are the possible consequences of their negative impact.

Текст научной работы на тему «Влияние глобальной сети интернет на психику подростков»

КОНТ TF.TTT

научно-методический электронный журнал ART 14858 УДК 316.6:004.738.5

Пьянкова Нина Геннадьевна,

Пьянкова Н. Г., Матвиюк В. М. Влияние глобальной сети Интернет на психику подростков // Концепт. -2014. - Спецвыпуск № 30. - ART 14858. - 0,3 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2014/14858.htm. - Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.

кандидат педагогических наук, преподаватель кафедры социально-гуманитарных дисциплин филиала ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет» в г. Тихорецке, г. Тихорецк n g p@bk.ru

Матвиюк Виталий Михайлович,

преподаватель СПО филиала ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет» в г. Тихорецке, г. Тихорецк vit-matviyuk@mail.ru

Влияние глобальной сети Интернет на психику подростков

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы влияния современных информационных технологий на подрастающее поколение. Раскрываются возможные последствия их негативного воздействия.

Ключевые слова: интернет, подростки, информационные технологии, психика, интернет-зависимость.

Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.

В настоящее время россияне, как и жители других развитых стран, живут в мире современных технологий, которые стали неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Практически в каждом доме имеется компьютер, с доступом в Интернет. По данным опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), проведенного 4-5 октября 2014 г., Интернетом пользуются 66% граждан России от 18 лет и старше или 76,3 млн человек. Ежедневно выходят в Сеть - 46%, или 53,6 млн взрослых россиян.

Доля пользователей, которые выходят в глобальную Сеть каждый день или несколько раз в неделю, превысила 80%. Годовой прирост интернет-пользователей составил 9%, а для суточной аудитории данный показатель равен 12%.

Результаты опросов не учитывают самую юную часть российской интернетаудитории. В России ежедневно пользуются интернетом 89% подростков в возрасте 12-17 лет, что вместе с детьми до 12 лет составляет ещё около 10 млн пользователей (см. рис. 1).

По количеству пользователей интернета Россия ещё в 2012 г. вышла на первое место в Европе, которое ранее занимала Германия и на шестое место в мире. Первое место в мире занимает Китай, где веб-пользователей более 600 млн человек, далее идут США, Япония, Индия и Бразилия.

По последним данным, интернетом пользуются 68% граждан России от 18 лет и старше, из них ежедневно - 50%, или 58,3 млн россиян. Доля пользователей, которые выходят в глобальную Сеть каждый день или несколько раз в неделю, превысила 80%.

Темпы роста аудитории интернета в России замедляются. С осени 2012 по осень 2013 г. прирост численности пользователей хоть и составил 5 млн человек, или около 9%, но это самый низкий показатель за последние десять лет [1].

г\л Л г\л

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14858 УДК 316.6:004.738.5

Пьянкова Н. Г., Матвиюк В. М. Влияние глобальной сети Интернет на психику подростков // Концепт. -2014. - Спецвыпуск № 30. - ART 14858. - 0,3 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2014/14858.htm. - Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.

Федеральные округа Проникновение Проникновение

интернета % мобильного

интернета. %

Индекс доступности Число доменов на мобильного доступа 1000 пользователей к интернету

ЦФО (без Москвы) 55 39 0.52 53

СЗФО (без Санкт- Петербурга) 61 33 0.74 43

ЮФО‘ 55 42 0.59 33

СКФО* 55 42 0,58 9

ПФО 52 38 0.59 34

УрФО 59 38 0,91 35

СФО 56 35 0.59 26

ДФО 49 50 0.52 35

Москва 74 49 2.91 161

Санкт-Петебург 69 43 2,01 114

Россия 57 41 1.00 77

Рис. 1. Сравнение показателей развития Интернета по федеральным округам

По результатам первого общероссийского научного исследования цифровой компетентности подростков, проводившегося в 2013 г. Фондом Развития Интернет и факультетом психологии МГУ имени М. В. Ломоносова при поддержке Google, на вопрос «Что Вы взяли бы с собой на необитаемый остров», большинство опрашиваемых выбрали вариант «Компьютер и интернет» (рис. 2).

Рис. 2. Результаты опроса подростков 12-17 лет. Ответы на вопрос «Что Вы взяли бы с собой

на необитаемый остров», %

Но ни для кого давно уже не секрет, что в одних случаях глобальная сеть Интернет является стимулом к развитию подростка и помощником при выполнении различных заданий и задач, а в других случаях представляет собой весьма негативную среду, которая может привести к пагубному воздействию на еще не

IV О ГУ

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14858 УДК 316.6:004.738.5

Пьянкова Н. Г., Матвиюк В. М. Влияние глобальной сети Интернет на психику подростков // Концепт. -2014. - Спецвыпуск № 30. - ART 14858. - 0,3 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2014/14858.htm. - Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.

сформировавшуюся детскую психику.

Одной из наиболее встречающихся опасностей в процессе взаимодействия подростков с сетью Интернет являются, прежде всего, сайты с эротическим и порнографическим содержанием. Данная тема вызывает интерес ребенка, у которого растет и усиливается интерес. Это связано, главным образом, с незнанием и любопытством у детей и подростков. Поэтому не стоит недооценивать данную проблему, а также считать ее закрытой в семье. Необходимо начинать постепенно вводить ребенка в курс дела с раннего этапа взросления, стараться преподносить при этом информацию таким образом, чтобы она была верно понята им. В случае, когда интерес ребенка будет максимально удовлетворен, он не будет проявлять столь нездоровый интерес к внешним источникам. Впоследствии родителям будет намного проще ответить на все волнующие его вопросы. Можно попытаться объяснить ребенку, что содержащаяся информация в Интернете совершенно далека от реальности, поэтому не нужно проявлять к ней интерес и доверять ей [2].

Как известно, сегодня встречаются различные формы и виды зависимости, среди которых наиболее распространенными являются алкогольная и наркотическая зависимость. Но не меньшую опасность представляет еще одно бедствие среди подростков - интернет-зависимость. Зачастую под подростковой интернетзависимостью понимают, общение в социальных сетях и время провождение в ролевых онлайн играх. Настоящей угрозы от таких информационноразвлекательных ресурсов не исходит до тех пор, пока ребенок не станет заменять ими реальное общение с близкими и друзьями. В течение длительного периода ведения переписки в социальных сетях, большинство школьников утрачивают навыки коммуникативного общения, которые помогают в развитии и самореализации в жизни ребенка. Так называемые «смайлики» зачастую заменяют проявления улыбки и настоящих эмоций и чувств.

Регулярное нахождение у экрана компьютера приводит к возникновению физических и психических проблем. Играя и общаясь в социальных сетях и в различны онлайн играх, ребенок перестает встречаться с друзьями, выходить из дома, начинает вести малоподвижный образ жизни, редко бывает на свежем воздухе. Такое положение вещей приводит не только к ухудшению зрения, быстрой утомляемости, возникновению проблем с ЖКТ, к нарушению опорно-двигательного аппарата, но и с психологической нагрузкой, которая проявляется в замкнутости ребенка и в его агрессивном поведении [3].

Конечно, степень интернет-зависимости у подростков во многом определяется особенностями родительского воспитания. Однако, как показывает статистика, только один из десяти родителей запрещает скачивание музыки, фильмов и игр и т. д. Согласно другому исследованию экспертов, 74,4% подростков признают тот факт, что имеют доступ в интернет в любое желаемое время без ограничения по времени, а 9,7% утверждают, что хотя бы раз подвергались нападкам педофилов в чате и в различных социальных сетях. Также необходимо отметить, что, согласно международным исследованиям, средним приблизительным возрастом первого знакомства с порнографией считается одиннадцать лет. Данный показатель является весьма шокирующим, но, с другой стороны, это не удивительно, ведь по сути, десятки тысяч интернет сайтов предлагают огромное количество не только взрослой, но детской порнографии. Поэтому необходимо не только органам власти, но и родителям сделать все, что в их силах, чтобы защитить психологическое здоровье их детей.

IV 3 ^

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14858 УДК 316.6:004.738.5

Пьянкова Н. Г., Матвиюк В. М. Влияние глобальной сети Интернет на психику подростков // Концепт. -2014. - Спецвыпуск № 30. - ART 14858. - 0,3 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2014/14858.htm. - Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.

Ученые выделяют следующие стадии развития интернет-зависимости у подростков.

На первой стадии подросток знакомится с Интернетом, узнает о его возможностях и выбирает подходящий для себя вариант виртуальной реальности. Постепенно он формирует собственный стиль в сети, восполняющий ему тот недостаток общения или информации, которого ему не хватает в реальной жизни.

Далее происходит отдаление от настоящей жизни, подросток все больше времени начинает проводить в той реальности, которую он выбрал на предыдущей стадии. Время нахождения в онлайне увеличивается. Также на второй стадии формирования интернет-зависимости, когда подросток перестает использовать интернет для достижения жизненных целей, происходит перенос этих самых целей в виртуальную реальность.

Третья стадия стабилизирующая. Проблема очевидна, признаки и симптомы интернет-зависимости налицо, она плавно переходит в хроническую форму. Через некоторое время страсть к выбранному взаимодействию становится не такой выраженной, активность в сети гаснет. Подросток возвращается в реальность, однако делает он это без всякого желания. Зависимость от интернета сохраняется, но уже в неактивной форме, и усиливается при стрессе или при появлении новых интересных тем.

Основными признаками, определяющими интернет-зависимость у подростков, принято считать следующие.

Ощущение огромной радости перед каждым новым сеансом, а без доступа в интернет-грусть и уныние.

Подростка за уши не оттащить от монитора и ни под каким предлогом не выманить на улицу.

Подросток реже встречаетесь с друзьями, т. е. потихоньку теряет контакты со сверстниками в оффлайне.

Подросток постоянно обновляет страничку в соцсетях, часто проверяет e-mail почту, аккаунты на различных сайтах и т. д.

Подросток теряет чувство времени. Заглянув вроде бы по делу на несколько минут, он зависает в сети на несколько часов и не замечает, как стремительно пролетает время.

Во время интернет-серфинга забывает об учебе, домашних делах, встречах и договоренностях.

Сайты подросток посещает не с целью найти нужную информацию, а заходит на них бесцельно и механически.

Тратит немалые деньги на интернет, а также на обеспечение постоянного обновления, как различных компьютерных устройств, так и программного обеспечения. Еще и пытается скрыть это от родителей.

На физиологическом уровне подросток чувствует последствия длительного сидения за компьютером: боль в глазах, ломоту в суставах, нарушение сна и режима питания.

Испытывает влияние информации из сети на психологическое самочувствие -негативные новости или сообщения вызывают у подростка бурю отрицательных эмоций, таких как ярость, печаль или тревогу.

Все это является явными признаками интернет зависимости. Главное необходимо помнить, что подростку самому чрезмерную увлеченность интернетом заметить бывает очень сложно.

IV ^ rw

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14858 УДК 316.6:004.738.5

Пьянкова Н. Г., Матвиюк В. М. Влияние глобальной сети Интернет на психику подростков // Концепт. -2014. - Спецвыпуск № 30. - ART 14858. - 0,3 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2014/14858.htm. - Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.

На сегодняшний день существует множество различных программы, способных помочь родителям и уберечь их детей от интернет-зависимости. Так, к примеру, оснащение современных операционных систем такой функцией, как «родительский контроль», дает возможность контролировать нахождение ребенка в Интернете (рис. 3).

Рис. 3. Использование функции родительского контроля для ограничения просмотра содержимого С помощью родительского контроля можно:

назначить время, когда дети могут пользоваться компьютером, а также определить, какими играми и программами они могут пользоваться.

ограничить время, в течение которого детям разрешен вход в систему. Это не позволит детям входить в систему в течение определенного периода. Можно установить разные разрешенные часы доступа для каждого дня недели. Если в момент окончания разрешенного периода времени дети работают за компьютером, происходит автоматический выход из системы.

контролировать доступ к играм, выбирать допустимую возрастную категорию, выбирать типы содержимого, которые следует блокировать, и устанавливать разрешение или запрет на доступ к отдельным играм.

запретить детям доступ к определенным программам.

Таким образом, принятие решения в ограничении использования компьютера ребенком, вызывает необходимость правильной организации свободного времени ребенка [4]. Необходимо положительно воздействовать на общение ребенка со сверстниками, друзьями и т. д., приглашать одноклассников домой, к примеру, купить билеты в кинотеатр для него и друзей, записать его в спортивную секцию. Также необходимо по возможности больше проводить времени с ребенком. Заинтересованность родителей в развитии ребенка будет играть главнейшую роль в его будущем и сможет помочь развивающейся личности. При соблюдении этих требований ребенок сможет сделать правильный выбор своего жизненного пути и добиться поставленных целей, а значит стать успешной личностью.

(V С rw

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14858 УДК 316.6:004.738.5

Пьянкова Н. Г., Матвиюк В. М. Влияние глобальной сети Интернет на психику подростков // Концепт. -2014. - Спецвыпуск № 30. - ART 14858. - 0,3 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2014/14858.htm. - Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.

Несмотря на все сказанное выше, необходимо помнить, что интернет является неотъемлемой частью развития ребенка в условиях современных технологий и каким образом будет сказываться данное влияние зависит, прежде всего, от правил взаимодействия с глобальной сетью, которые должны быть четко и верно установлены в любой семье, что лишний раз подтверждается в исследованиях многих ученных [5; 6; 7; 8; 9; 10].

Ссылки на источники

1. Пользователи интернета в России // Интернет в России и в мире. - URL: http://www.bizhit.ru/index/users_count/0-151 (дата обращения 25.10.2014).

2. Юрьева Л. Н., Больбот Т. Ю. Компьютерная зависимость: монография. - М.: Пороги, 2006. - 190 с.

3. Болезни от компьютера, профилактика и лечение. - URL: www.comp-doctor.ru (дата обращения: 29.10.14).

4. Академия Интернет. - URL: http://inetedu.ru/articles/26-security/153-internet-for-children.html. (дата обращения: 29.10.14).

5. Лобанова А. В. Эмпирическое исследование профессиональных деструкций преподавателя высшей школы // Успехи современного естествознания: науч.-теорет. журн. - 2007. - № 3. Развитие научного потенциала высшей школы, II научная международная конференция, 4-11 марта 2008 г., Объединенные Арабские Эмираты. - С. 95-96.

6. Дегтярева Е. А. Личностно-развивающая направленность инновационных процессов в высшей профессиональной школе // Перспективы науки. - 2013. - № 9 (48). - С.45-48.

7. Пьянкова Н. Г., Матвиюк В. М. Педагогические условия совершенствования подготовки бакалавров экономики к инновационной профессиональной деятельности // Концепт: науч.-метод. электрон. журн. - 2014. - Т. 20. - С. 1741-1745.

8. Матвиюк В. М. Интерактивные формы обучения как важнейший компонент организации учебного процесса на современном этапе // Первые шаги в науку: современные проблемы и перспективы развития: материалы I (первой) краевой науч.-практ. конф. преподавателей и студентов среднего профессионального образования. - Краснодар, 2013. - С. 138-142.

9. Пьянкова Н. Г. Формирование готовности студентов негосударственного вуза к инновационной

профессиональной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Дагестанский

государственный педагогический университет. - Махачкала, 2009

10. Сердюк И. И. Повышение качества профессионального образования. // Первые шаги в науку: современные проблемы и перспективы развития: материалы I (первой) краевой научнопрактической конференции преподавателей и студентов среднего профессионального образования. - Краснодар: ЦНТИ, 2013. - 250 с.

Nina Pyankova,

Candidate of Pedagogical Sciences, Teacher of social humanitarian disciplines, branch of the Kuban State University in Tihoretsk n g p@bk.ru Vitaliy Matviyuk,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Teacher, branch of the Kuban state Universityi in Tihoretsk vit-matvivuk@mail.ru Influence of the global Internet on the psyche of children and adolescents

Abstract. The article deals with the problem of the influence of modern information technology on the younger generation. Disclosed are the possible consequences of their negative impact.

Key words: Internet, teenagers, information technology, psyche, Internet addiction.

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт» 6

r>J

6 ~

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.