ГУМАНИТАРНЫЕ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
УДК 330.526.34 Е. Л. Водолажская
ВЛИЯНИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ
Ключевые слова: малое предпринимательство, человеческие ресурсы, инновации в предпринимательской сфере.
Кадровая составляющая является «движущей силой» развития научно-технического потенциала страны. Инновации в современном быстро меняющемся мире играют решающую роль в динамичном социальноэкономическом развитии большинства государств. Перспективы отечественной экономики требуют создания экономики, основанной на использовании интеллектуального капитала, на внедрении инноваций.
Keywords: small business, human resource, innovation in entrepreneurship sphere.
Personnel are the main healthy part of development science - technology potential of country. Innovation in modern and mobility world play the main role in dynamical social - economy development of most government. Prospect of native economy need the creation economy which was based on using intellectual capital and adoption innovation.
Инновации в современном быстро меняющемся мире играют решающую роль в динамичном социально-экономическом развитии большинства государств. Как свидетельствует опыт развитых стран, только инновации способны поддерживать их конкурентоспособность в условиях неустойчивости внутренней и внешней среды национальных рынков. Перспективы отечественной экономики с точки зрения ее конкурентоспособности с объективной необходимостью требуют создания экономики, основанной на использовании интеллектуального капитала, на внедрении инноваций. Инновации являются фактором, существенно влияющим на формирование прогрессивного технологического уклада современной российской экономики и основой ее реформирования. Потенциал отечественной экономики характеризуется достаточным научно-
образовательным уровнем и высокоразвитым сектором наукоемкой промышленности. Однако в современных условиях в отечественной экономике отчетливо просматриваются два типа векторов ее развития. Первый связан с ресурсно-ориентированным типом ее развития, характерным для стран с большими запасами природных ископаемых, добычей и экспортом основных факторов производства, обеспечивающих рост ВВП. Второй вектор развития характеризуется экономикой догоняющего развития, основанной на использовании технологических новшеств, созданных в развитых странах, в то время как наиболее предпочтительным является переход к постиндустриальной экономике [1].
Объективная необходимость инноваций в современной экономике обусловлена тем, что рынок, находясь в прямой зависимости от состояния внешней и внутренней среды, выдвигает все новые и новые запросы потребителей, а жесткая конкуренция обеспечивает преимущества только тем предприятиям, которые способны рыночные инновации объединить с ресурсом традиционных отраслей экономики [2].
Целью государственной инновационной политики является перевод научно-промышленного потенциала России на инновационный путь разви-
тия, построение экономики, основанной на научных знаниях, которая освободит экономическое развитие страны от экспортно-сырьевой зависимости и обеспечит высокую динамику экономического роста в перерабатывающих отраслях. Россия располагает мощным интеллектуальным потенциалом, поэтому развитие малых предприятий в сфере исследований и разработок открывает необозримое поле деятельности для наших ученых и инженеров многочисленных НИИ. Реализация инновационного потенциала в определяющей степени зависит от адекватности и эффективности функционирования институциональных форм его организации. Одной из таких форм является малый инновационный бизнес в сфере научной инфраструктуры, который обусловлен его экономической и технологической гибкостью в реализации новых идей, позволяющих реагировать на требования рынка. В настоящее время плодотворной инновационной деятельностью занимается лишь 15% отечественных предприятий. Кроме того, в нашей стране мало создается образцов новой техники с использованием лицензий патентов и других средств, правовой защиты объектов интеллектуальной собственности, замедляется рост инновационноактивных предприятий. Малым инновационным предприятиям могут помочь высшие учебные заведения, которым нужно дать возможность создавать при вузах подобные структуры, вносить в их уставный капитал свой объекты интеллектуальной собственности, на льготных условиях предоставлять им в аренду свои площади и технику. Поэтому в ближайшее время центрами системной интеграции инновационной активности в России могут быть территории и сохранившаяся система вузовской и академической науки [3].
Кадровый состав научно-инновационной сферы является органической частью населения региона страны. В зависимости от условий в научно -инновационной сфере и вне ее - в других сферах, регионах, странах - может происходить «перелив кадрового потенциала», т. е. миграция работников из одной структуры в другую. Поэтому при рассмотрении предмета исследования в рамках данного
объекта должна быть учтена вся совокупность экзогенных и эндогенных факторов, влияющих на его динамику.
Находясь в органической взаимосвязи с остальными составляющими системы, кадровая составляющая является в определенном смысле «движущей силой» развития научно-технического потенциала. Все перечисленные составляющие представляют собой условия для развития и увеличения кадрового потенциала. В то же время, увеличение кадрового потенциала является предпосылкой усиления других составляющих. Все проис-ходящие изменения в этих составляющих отражаются и на кадровой.
Наряду с этим, все происходящие в системах более высокого уровня изменения по отношению к научно-инновационному потенциалу, элементом которых он является, опосредованно влияют на кадровую составляющую. Так, перемены политического, экономического и социального характера породили такие явления, как миграция ученых, отсутствие притока молодых специалистов, безработица среди лиц с высшим образованием, в том числе имеющих ученые степени, непривычные для них условия трудоустройства. Появление различных форм собственности и элементов рыночной экономики по-новому формируют рынок труда.
Инновационное предпринимательство можно представить как целенаправленный процесс, основанный на взаимодействии трех важнейших элементов системы экономических отношений инновационного предпринимательского типа, включающих непосредственно сами новации, предпринимательскую деятельность и как результат этого взаимодействия разрушение либо созидание новой рыночной субстанции. Именно эта субстанция и формирует новую организационно-экономическую, управленческую, социальную, технико-
технологическую системы общества. Инновационный сектор является крупной, значительной частью рыночной экономики, который подразделяется на государственный и предпринимательский сектора, сектор высшего профессионального образования и сектор некоммерческих организаций.
Предпринимательский сектор включает все организации, чья основная деятельность связана с производством продукции или услуг в целях продажи, в том числе находящиеся в собственности государства, а также частные некоммерческие организации, обслуживающие вышеназванные организации.
Таким образом, инновации, инновационные процессы и предпринимательская деятельность влияют на формирование прогрессивного технологического уклада экономики, а их развитие отвечает мирохозяйственным тенденциям экономических процессов. Предприятия являются площадкой для инновационной деятельности, которая осуществляется в условиях неустойчивости внутренней и внешней - (рыночной) среды их функционирования.
Существующее отечественное законодательство не в полной мере обеспечивает эффективное регулирование развития инновационных процессов в сфере предпринимательства. Активный
инновационный процесс, по сути, только имитируется. Нормативно-законодательная база, предназначенная для оживления вялотекущего инновационного процесса, только формируется, большинство законов находятся в стадии проектов или доработок. Интересы предпринимателей, осуществляющих инновационную деятельность, пока слабо отражены в законах и нормативно-правовых актах.
Главная проблема страны - как объединить науку, подготовку кадров и реальное производство -начала решаться [4].
Многообразие инноваций, их различные типы, уровень проникновения инновационной деятельности в отечественную экономику объективно требуют систематизации инноваций по определенным признакам. Инновации можно разделить как нововведения технические, научно-технические и не научно-технические. Исследование в экономической литературе существующих классификаций инноваций, позволяет выделить среди них ряд наиболее часто встречающихся видов инноваций:
- по типу инновации различают (материально-технические, продуктовые, технологические и социальные);
- по инновационному потенциалу (радикальные, улучшающие, комбинаторные);
- по принципу отношения к своему предшественнику (замещающие, отменяющие, возвратные, открывающие и ретровведения);
- по механизму осуществления (единичные и диффузные);
- по особенностям инновационного процесса (внутриорганизационные, межорганизационные);
- по источнику инициативы или происхождения: авторские (собственные, самостоятельные) и заказные (переносные, заимствованные) [5].
Обобщая результаты теоретических и практических исследований сущности и разнообразия видов инноваций, необходимо дополнить эту классификацию еще одним свойством, характеризующим признак принадлежности инноваций, включающий организационные, экономические, управленческие и информационные новации. Данная классификация инноваций, основанная на системности их многообразных признаков, позволяет обеспечить проведение более точной идентификации каждой инноваций в том числе и по такому свойству как научно-техническая новизна, производственная
применимость и коммерческая реализуемость, а также определяет необходимость включения в состав характеристик управленческих инноваций, способствующих организационно-управленческому
обеспечению инновационной деятельности предприятий и развитию инновационных процессов.
Понятие «инновационный процесс» также неоднозначно по своему содержанию. В экономической литературе оно используется как в узком, так и в расширенном значении. В узком смысле инновационный процесс представляет собой законченный цикл реализации инноваций, тогда как в расширенном его толковании представляет собой не единичный цикл, а непрерывное поступательное развитие, связанное с созданием, распространением и коммер-
циализацией инноваций. Наибольшее распространение в современных условиях получила «интегрированная модель» инновационного процесса, предполагающая параллельную реализацию всех его этапов. Иначе говоря, период от момента зарождения идеи и до ее коммерциализации не обязательно будет включать все традиционные этапы (фундаментальные исследования, проектные разработки, создание опытных образцов и выход на рынок) в силу различных обстоятельств. Так, инновация может состоять в синтезе уже существующих решений, например, с целью адаптации их к требованиям рынка, что исключает стадию фундаментальных исследований.
Все эти этапы и их специфика непосредственно связаны с характеристиками инновационной восприимчивости хозяйственных систем. В связи с чем, специалисты [6] выделяют ряд тенденций инновационного развития хозяйственных систем, к которым относят:
- возрастающую роль интеграции науки, образования, производства и рынка;
- усиление инновационной ориентированности инвестиций;
- рост интеллектуализации физического, научно-исследовательского, управленческого, предпринимательского, посреднического и других видов труда;
- возрастание взаимосвязи между хозяйственными системами различного уровня в национальной экономике.
Инновационный тип развития хозяйственных систем неизбежно вызывает изменения всех ее составляющих, где значительная роль принадлежит государственному управлению, стимулированию и регулированию этих процессов. Особенно среди задач государства необходимо выделить:
- координацию всех субъектов экономической деятельности;
- поддержка инновационного потенциала ключевых субъектов инновационной деятельности;
- формирование благоприятного делового и инвестиционного климата;
- поощрение развития коммерциализации инноваций;
- формирование развитой сети инновационной инфраструктуры;
- обеспечение соответствия системы образования международным стандартам и уровням;
- содействие интеграции науки, образования, производства и рынка;
- формирование адекватной институциональной структуры;
- обеспечение защиты интеллектуальной собственности.
Именно эта субстанция и формирует новую организационно-экономическую, управленческую, социальную, технико-технологическую системы общества. Инновационный сектор является крупной, значительной частью рыночной экономики, который подразделяется на государственный и предпринимательский сектора, сектор высшего профессионального образования и сектор некоммерческих органи-
заций.
В состав государственного сектора входят организации министерств и ведомств, обеспечивающие управление государством и удовлетворение потребностей общества в целом; некоммерческие организации, полностью или в основном финансируемые и контролируемые правительством.
Предпринимательский сектор включает все организации, чья основная деятельность связана с производством продукции или услуг в целях продажи, в том числе находящиеся в собственности государства, а также частные некоммерческие организации, обслуживающие вышеназванные организации.
В сектор профессионального высшего образования входят университеты и другие высшие учебные заведения, независимо от источников финансирования и правового статуса, а также находящиеся под их контролем либо ассоциированные с ними научно-исследовательские институты, экспериментальные станции, клиники.
Сектор некоммерческих организаций состоит из частных организаций, не ставящих своей целью получение прибыли (профессиональные общества, общественные организации, учреждения, автономные некоммерческие организации, фонды и т. д.) и частных индивидуальных организаций.
Таким образом, инновации, инновационные процессы и предпринимательская деятельность влияют на формирование прогрессивного технологического уклада экономики, а их развитие отвечает мирохозяйственным тенденциям экономических процессов. Предприятия являются площадкой для инновационной деятельности, которая осуществляется в условиях неустойчивости внутренней и внешней - (рыночной) среды их функционирования. Существующие государственные инновационные механизмы уже не приемлемы для создания инновационной экономики в России и требуют корректировки. Инновационные процессы в предпринимательстве должны определяться преобладающим типом инноваций, обеспечивающих эффективную взаимосвязь между конкретным нововведением и предпринимательской деятельностью предприятий.
Анализ содержательных характеристик предпринимательства в трактовке приведенных исследователей свидетельствует о специфической отличительной черте предпринимателя, проявляющейся в инновационном типе мышления, отвечающим происходящим в обществе современным экономическим процессам. А предпринимательство и новаторство в форме инновационного типа мышления в современном обществе взаимосвязаны и взаимообусловлены как объективно необходимое сочетание, представляющее взаимосвязанное единое целое.
Иначе говоря, именно в условиях саморегулирующей системы рыночного хозяйства впервые зарождается новаторская инициатива, которая затем проявляется как инновационная функция предпринимательства, базирующаяся на поиске новых форм комбинации факторов производства для достижения наивысшего экономического результата и конкурентных преимуществ [7].
Необходимость инноваций, переход на инновационный путь развития предпринимательства, использование научно-технических достижений в малом, среднем и крупном производствах обусловлены также и динамикой экономического роста субъектов предпринимательской деятельности и усилением конкурентоспособности отечественной экономики в мировом сообществе, степенью обеспечения ее экономической безопасности, а также полноценной интеграцией в мировую экономику.
Создание инновационной компании, занимающейся внедрением результатов интеллектуальной деятельности, довольно сложный процесс. Первоначально в вузе или НИИ необходимо оценить, насколько актуален на рынке инновационный проект, ради которого планируется создание малого предприятия. Затем существенное время может потребоваться на поиск стратегического партнера-инвестора, который сделает финансовые вложения в данное предприятие, например, став его учредителем. Даже если эти два этапа пройдут сравнительно быстро, с момента создания предприятия до момента получения первой прибыли могут пройти месяцы. Но с этим ничего нельзя поделать, инновационный бизнес требует и производственной базы, и необходимого научного задела, все это не делается за несколько дней, это существенно сложнее, чем открыть, например, торговую палатку.
При этом новые рабочие места будут созданы в ближайшие месяцы, а насколько на этих местах будут высокие зарплаты зависит, прежде всего, от молодых ученых, от того, насколько они будут активны, нацелены на результат - коммерциализацию технологии, от того, какую поддержку им смогут оказывать инвесторы, вузы и НИИ [8].
Отдельно остановимся на роли инвесторов в развитии малого инновационного предпринимательства. Несмотря на необходимость перевода российской экономики на инновационные рельсы, до сих пор отечественные предприниматели крайне мало внимания уделяли инновационному бизнесу. Большие деньги по-прежнему инвестируются в сырьевые месторождения. Без помощи бизнес-сообщества эффективное функционирование малых инновационных предприятий невозможно. Малым инновационным предприятиям могут помочь вузы и НИИ, которым нужно дать возможность на льготных условиях предоставлять таким предприятиям в аренду
свои площади и технику. Теперь университетам разрешено учреждать малые инновационные предприятия для коммерциализации технологий, над которыми ученые совместно с аспирантами и студентами так долго работали в своих лабораториях. В то же время все должны понимать, что эта привилегия влечет соответствующие обязанности и ответственность. Во-первых, к сожалению, не все разработки найдут свое место на рынке, во-вторых, бизнес - это риск, и далеко не все созданные инновационные предприятия выживут в условиях жесточайшей рыночной конкуренции.
Литература
1. Беломестнов В.Г. Управление инвестиционными процессами: Монография. - Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2006.
- 172 с.
2. Гукова А.В., Шапошникова Н.В., Тронин С.А. Финансовое обеспечение инвестиционных решений: Учебно-методическое пособие. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2003. - 60 с.
3. Косов Н.С., Лютиков С.А. Повышение действенности государственного регулирования инвестиционной сферы: Монография. - Тамбов: Издательство ТГТУ, 2007.
4. Михайлова Э.А., Орлова Л.Н. Экономическая оценка инвестиций: Учебное пособие. - Рыбинск: РГАТА, 2008.
- 176 с.
5. Евсеев, В. О. Человеческие ресурсы: оценка факторов конкурентоспособности / В. О. Евсеев. - М. : Гардарики, 2007. - 270 с.
6. Жильцов, Е. Н. Социальная сфера в рыночных условиях / Е. Н. Жильцов, П. Н. Ломанов. - М. : Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2004. - 231 с.
7. Жильцов, Е. Н. Экономика социальных отраслей сферы услуг / Е. Н. Жильцов, В. Н. Казаков. - М.: Экономический факультет МГУ; ТЕИС, 2007. - 288 с.
8. Курамшина К.С., Останина С.Ш. Возможности и перспективы взаимосвязи вызов с промышленными предприятиями при участии государства, преодоление барьеров инновационного развития в сфере образования / К. С. Курамшина, С. Ш. Останина // Вестник Казанского государственного технологического университета. -2012. - Т. 15. - №14 - С. 26243-245.
9. Курамшина, К. С. Совершенствование методов оценки экономической эффективности инновационных проектов сферы образования / К. С. Курамшина, С. Ш. Останина // Вестник Казанского государственного технологического университета. - 2012. - Т. 15. - №14 - С. 262 -264.
© Е. В. Водолажская - доц. каф. экономики КНИТУ, [email protected].