^НаучнО-Технические^ведомости^^СПбГПу^
УДК 338.242
Н.О. Заручникова, Е.Р. Счисляева
ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
В рыночных условиях хозяйствования основной движущей силой экономического роста являются инновации - основной источник сегодня экономического роста и повышения эффективности национальной экономики. Еще ранее стало очевидным, что действующие механизмы «внедрения» результатов исследований и разработок неэффективны, инновационная активность предприятий низка, а средний возраст производственного оборудования высок и к настоящему времени составляет свыше 25 лет.
Как и любой процесс, использование инноваций нуждается в государственном регулировании. Для этого в последние годы был принят ряд нормативно-правовых документов по государственному регулированию и стимулированию инновационной деятельности, создается национальная инновационная система, определены механизмы государственного финансирования инноваций, включая создание инфраструктуры инновационной деятельности. Однако главной проблемой до сих пор остается разорванность связей между основными участниками инновационного процесса (разработчиками и потребителями нововведений), информационная непрозрачность и поэтому низкая мотивация как к разработке, так и к использованию инноваций.
Опыт развитых стран свидетельствует о том, что коренные преобразования в области производительных сил в эпоху научно-технической революции, быстрая сменяемость ее волн, а следовательно, новых комбинаций факторов производства, широкое внедрение нововведений стали нормой современной экономической жизни.
В 30-е гг. австрийский ученый Й. Шумпетер ввел понятие «инновации» как изменения с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производ-
ственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности [1].
На данный момент мировое развитие идет по постиндустриальному, информационному пути. Движущей силой при этом является его инновационный характер, базирующийся на научных достижениях, быстром освоении новых технологий [8]. В общей системе экономических отношений инновационной деятельности принадлежит ключевое место, поскольку ее конечными результатами (повышением эффективности производства, ростом объема выпуска наукоемкой продукции) определяется в современных условиях экономическая мощь страны. К инновациям относятся все изменения, которые впервые нашли применение на предприятии и приносят ему конкретную экономическую и (или) социальную пользу. Понятие «инновации» является довольно широким и включает в себя ряд следующих нововведений:
- новые или улучшенные виды продукции (продуктовые инновации);
- новые или улучшенные услуги (инновации услуг);
- новые или улучшенные производственные процессы и технологии (процессные и технологические инновации);
- измененные социальные отношения на предприятии (кадровые инновации);
- новые или улучшенные производственные системы;
- новые модели технологии управления.
Эти виды инноваций в практике предприятия переплетаются между собой. В условиях современных технологий технические, хозяйственные, организационные, управленческие и социальные изменения в производственных процессах неотделимы друг от друга [2].
Как отмечают многие ученые, государственное регулирование инновационных процессов
Экономика и менеджмент предприятия
является на сегодняшний день одним из главных условий успешного функционирования экономики.
К основным функциям государственного регулирования инновационной сферы относятся:
- аккумулирование средств на научные исследования и инновации;
- координация инновационной деятельности;
- стимулирование инноваций, конкуренции в данной сфере, страхование инновационных рисков, введение государственных санкций за выпуск устаревшей продукции;
- создание правовой базы инновационных процессов, особенно системы защиты авторских прав инноваторов и охраны интеллектуальной собственности;
- кадровое обеспечение инновационной деятельности;
- формирование научно-инновационной инфраструктуры;
- институциональное обеспечение инновационных процессов в отраслях государственного сектора;
- обеспечение социальной и экологической направленности инноваций;
- повышение общественного статуса инновационной деятельности;
- региональное регулирование инновационных процессов;
- регулирование международных аспектов инновационных процессов [3].
Центральное место в системе прямого государственного регулирования занимает финансирование НИОКР и инновационных проектов из бюджетных средств. При этом финансирование науки из средств федерального бюджета с каждым годом растет. Если в 2008 г. было выделено 162 115,9 млн р., то в 2009 г. - 219 057,6 млн р. [4]. Государственные ассигнования и субсидии могут предоставляться государственному и негосударственному секторам на инновационные цели или на обеспечение инновационной составляющей инвестиций многоцелевого характера. В целях диверсификации инновационных вложений государства возможно создание специализированных государственных холдинговых и инновационных компаний. Важное значение для генерирования нововведений и создания
первоначального спроса на инновации имеют государственные контракты на выполнение НИОКР и государственные заказы на инновационную продукцию. Эффективность инновационных процессов повышается при использовании конкурсов в распределении бюджетных средств.
Без государственной поддержки и масштабных бюджетных затрат еще никому не удавалось создать серьезную науку и передовую технику. Эти затраты многократно окупятся в последующем и, в конечном счете, именно они предопределят успех намечаемых в России социально-экономических преобразований.
Основной правовой формой государственного регулирования инновационной деятельности являются нормативно-правовые документы. К сожалению, инновационная деятельность в России еще не имеет должного правового регулирования; единого законодательного акта, определяющего понятие, виды инноваций, порядок осуществления инновационной деятельности, пока нет. Соответствующие документы и инструментарий методов, позволяющие повысить эффективность инновационной деятельности, в настоящее время только разрабатываются. В условиях, когда активизация и поддержка государством инновационной деятельности становятся насущной проблемой, необходимо принятие федерального закона об инновационной деятельности.
Одной из наиболее актуальных проблем российской экономики является повышение конкурентоспособности отечественных товаров, работ и услуг. Удельный вес инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции составляет 12,4 % [5]. И здесь государство должно принять должные меры, направленные на существенную активизацию инновационной деятельности.
Как показывает зарубежный опыт, в активизации инновационной деятельности большую роль играют малые предприятия. Для успешного осуществления инновационных проектов малые предприятия могут воспользоваться двумя альтернативами:
- предприятия сами разрабатывают инновационно-технические предпосылки и реализуют
Научно-технические ведомости СПбГПУ 5' 2011. Экономические науки
на рынке полученные результаты. Такой подход связан с большими и постоянно растущими затратами, обусловленными научно-техническим прогрессом, и соответственно высокими рисками. Это касается прежде всего продукции высокого технологического уровня, производство которой по силам в основном только крупным предприятиям;
- в рамках кооперационной стратегии малые и средние предприятия сотрудничают с другими компаниями. При этом кооперация может осуществляться на всех этапах инновационного процесса. Кооперация малых и средних предприятий в целях повышения конкурентоспособности и снижения рисков находит все более широкое применение при крупномасштабных инновациях. Сотрудничество может идти в самых разных формах, например в форме стратегического альянса, кооперационных исследований, кооперационного производства, кооперационного маркетинга [6].
Проведенный анализ статистических данных показал, что уровень инновационной активности в России - один из самых низких в мире. На сегодня доля российских исследователей в общемировом числе публикаций в научных журналах составляет всего 2,48 %. Доля предприятий, осуществляющих технологические инновации, в 2009 г. составила 10,4 %, тогда как в Японии - 33 %, Канаде - 67 %, Германии - 66 % [7]. Значительная часть предприятий реального сектора экономики относится к нововведениям пассивно. В условиях обострения мировой конкуренции за рынки и ресурсы ускоренный перевод отечественной экономики на инновацион-
ный путь развития приобретает особую актуальность.
Итак, инновационная политика государства является составной частью общей государственной социально-экономической политики. Государственное регулирование процессов формирования инновационных экономических отношений в сфере предпринимательства и изменение статуса предприятия-инноватора, адекватные общим позитивным идеям глобализации экономики, способны осуществить постепенный переход от использования традиционных сравнительных конкурентных преимуществ к инновационным конкурентным преимуществам каждого субъекта инновационно-предпринимательской деятельности и страны в целом.
Государственное регулирование в сфере инновационного предпринимательства имеет много функций, успешная реализация которых позволяет ему сегодня выйти на новый качественный уровень, требующий четко определенной стратегической цели и тактических действий, направленных на сочетание интересов государства и инновационного предприятия, для которого это государство создало условия и оказывает поддержку в бизнесе. При этом, безусловно, следует уделять большое внимание развитию существующих и созданию новых правовых форм государственного регулирования инновационной деятельности.
Уровень инновационной активности, особенно на уровне предприятий, недостаточен, что требует развития других форм регулирования инновационной деятельности, в частности государственно-частного партнерства.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Герчикова, И.Н. Менеджмент [Текст] : учебник / И.Н. Герчикова. - М.: Юнити-Дана, 2008. -С. 11.
2. Басов, А.И. Инновации - главное направление инвестиционного процесса [Текст] / А.И. Басов // Финансы и кредит. - 2006. - № 5. - С. 24.
3. Переходов, В.Н. Основы управления инновационной деятельностью [Текст] / В.Н. Переходов. -М.: Инфра-М, 2008. - С. 47
4. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.gks.ru
5. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// ru.wikipedia.org
6. Переходов, В.Н. Основы управления инновационной деятельностью [Текст] / В.Н. Переходов. -М.: Инфра-М, 2008. - С. 47.
7. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:/ /statistika.ru/
8. Бабкин, А.В. Модель национальной инновационной системы на основе экономики знаний [Текст] / А.В. Бабкин, Т.Ю. Хватова // Экономика и управление. - 2010. - № 12 (62). - С. 170-176.