Научная статья на тему 'Инновационные процессы в современном высшем образовании'

Инновационные процессы в современном высшем образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2882
325
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Linguistica
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТЕХНОЛОГИЯ / ГОСУДАРСТВО / МОДЕРНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шакуров Андрей Алексеевич

Проанализированы понятия «инновация», «новация» и «реформа». Рассмотрены основные составляющие инновационного процесса в системе современного высшего образования. Выявлены перспективы внедрения и развития инновационных технологий в образовании, предлагается свое видение инноваций в образовании

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes the concepts such as innovation, novation and reform, the basic components of the innovation process in the system of modern higher education. Identified prospects of implementation and development of innovative technologies in education

Текст научной работы на тему «Инновационные процессы в современном высшем образовании»

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеева, И.С. Профессиональный тренинг переводчика [Текст] / И.С. Алексеева. — СПб.: Союз, 2003.

2. Комиссаров, В.Н. Теоретические основы методики обучения переводу [Текст] / В.Н. Комиссаров. — М.: Рема,1997.

3. Пичкова, Л.С. Концепция формирования иноязычной компетентности в магистратуре в кон-

тексте Болонского процесса [Текст] / Л.С. Пичкова, Н.А. Багдасарова. — М.: МГИМО-Университет, 2007.

4. Борисова, Л.И. Лексические особенности англо-русского научно-технического перевода. Теория и практика перевода [Текст]: учеб. пособие / Л.И. Борисова. - М.: НВИ-Тезаурус, 2005.

УДК 378.1:330.341.1

А.А. Шакуров

ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СОВРЕМЕННОМ ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ

Тема инновационной политики в высшей школе актуальна уже довольно продолжительное время. Это связано с переходом России на новый уровень развития, в том числе и в образовании. Президент и Правительство Российской Федерации в рамках приоритетного национального проекта продолжают уделять огромное внимание образованию и его совершенствованию. Появились федеральные законы «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», действуют и разрабатываются многочисленные программы, направленные на ускоренную модернизацию высшей школы, внедрение качественно усовершенствованных образовательных программ, интеграцию образования и науки, использование новых информационных технологий, полную компьютеризацию учебных заведений, формирование новых финансовых и управленческих механизмов в российских вузах. Совершенствованию образования способствует также инновационная деятельность профессорско-преподавательского состава.

Российская система образования наряду с экономикой, промышленностью, здравоохранением и культурой имеет немаловажное значение для сохранения Россией достойного места в ряду ведущих стран мира, для повышения ее

международного престижа.

В системе образования инновации необходимо рассматривать в комплексе социальной обусловленности, в связи с чем важны следующие условия:

♦ соответствие системы образования жизненным нуждам общества;

♦ нацеленность образования на прогрессивное развитие общества;

♦ стремление молодых людей к получению новых знаний.

Попытаемся выявить и проанализировать наиболее перспективные инновационные направления развития вузов, обосновать свое видение этого процесса.

В отечественной педагогической литературе наметилось много подходов к исследованию инновационных направлений в образовании. Авторы анализируют инновационные проблемы, которые включают в себя использование современных достижений в области экономики, науки, техники, а также в сферах управления, права, культуры и др.

Стоит отметить, что на теоретико-методологическом уровне наиболее полно проблема инноваций в образовании освещена в работах А.В. Хуторского [10] и М.М. Поташника [9]. Монографии ученых дают нам возможность

проанализировать как отдельные стадии инновационного процесса, так и весь комплекс нововведений.

На наш взгляд, актуальными являются исследования, в которых отражены следующие проблемы:

♦ глобализации образования (В.И. Байден-ко [1], Е.А. Карпухина [6] и др.);

♦ государственного регулирования образования (С.А. Белякова [8], С.В. Шишкин [11] и др.);

♦ прогнозирования, планирования, мониторинга высшего образования, вхождения России в Болонский процесс, финансирования вузов, качества высшего образования и кадровой политики высшей школы (В.И. Байденко и др. [2], И.Г. Галямина [5] и др.);

♦ образования в повышении конкурентоспособности экономики страны (А.А. Аузан, Э. Гидденс, Д. Норт, Р.М. Нуреев).

Перечисленные выше авторы в своих работах рассматривают главным образом цели и задачи инновационных процессов и модернизации высшего образования в России, не уделяя внимания конкретным механизмам их осуществления на практике.

Несмотря на актуальность проблемы инноваций в высшей школе и модернизации высшего образования, по нашему мнению, сегодня нет единого социально-экономического комплекса исследований, не проведен глубокий анализ работы высшей школы, проблем, тенденций ее развития и изменений в функционировании вследствие происходящих инновационных процессов, который позволил бы создать научно обоснованную концепцию государственного регулирования процессов развития системы высшего профессионального образования в России.

Полагаем, что основными задачами, стоящими перед образованием в условиях инновационного развития, являются:

♦ модернизация институтов образования для обеспечения равных возможностей реализации способностей всех категорий граждан;

♦ формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей;

♦ применение новых, в том числе информационных, образовательных технологий,

внедрение прогрессивных форм организации образовательного процесса и активных методов обучения, а также создание учебно-методических материалов, соответствующих современному мировому уровню;

♦ формирование у выпускников профессиональных компетенций, обеспечивающих их конкурентоспособность на рынке труда;

♦ создание современной системы непрерывного профессионального образования, обеспечивающей кадровую поддержку динамичного обновления технологических процессов, идущих в обществе.

Инновации в образовании зависят от общественных потребностей и, следовательно, включают комплексные процессы создания, внедрения, распространения новых методов обучения и т. д., изменения образовательной среды. Надо отметить, что при внедрении инноваций в образовательную деятельность необходимо опираться на непрерывность этого процесса, который предполагает постоянное развитие организационных и технологических средств. Все это направлено на то, чтобы система управления высшей школой, а также использование компьютерных и телекоммуникационных технологий в сфере образования и другие технологические инновации способствовали:

♦ росту числа потребителей образовательных услуг;

♦ увеличению количества предложении образовательных услуг в результате развития новых форм обучения;

♦ развитию здоровой конкуренции между различными учебными заведениями.

Инновационные процессы в образовании в XXI веке стали неотъемлемой частью социального развития. Сами по себе они не возникают, инновации являются результатом научных исследований, передового педагогического опыта отдельных преподавателей и преподавательских коллективов, поэтому данной проблеме посвящено достаточно много монографий и диссертационных исследований. Попытаемся путем сравнительного анализа исследовать основные подходы к проблеме инноваций в высшей школе.

Прежде всего следует четко определиться в понятийном аппарате и разграничить такие понятия, как «инновация», «новация» и «реформа».

Большой академический толковый словарь русского языка приводит следующее значение слова «инновация» — комплекс мероприятий, направленных на внедрение новых технологий, техники и т. п. в какую-либо сферу деятельности [3, с. 287].

По нашему мнению, инновацию в педагогическом процессе следует рассматривать как введение нового в содержание учебного процесса, применение новых методов и форм обучения, воспитания и организацию совместной деятельности преподавателя и студента.

В том же словаре находим значение слова «новация» — новшество, нововведение [4, с. 475]. Применительно к проблеме образования новация — это средство (новая образовательная программа, новый метод и технология), а инновация — это процесс освоения этого средства.

В Словаре русского языка С.И. Ожегова приводится значение слова «реформа» — преобразование, изменение, переустройство чего-нибудь [8, с. 589].

Таким образом, отличие инновации от реформы состоит в следующем: инновация — это нововведение, которое организуется и проводится сотрудниками образовательной системы, а реформа — это преобразование или нововведение, организуемое и проводимое государством. При этом нововведение надо рассматривать как результат инновации, а инновационный процесс — как появление идеи, разработку идеи в прикладном аспекте и реализацию ее на практике.

Итак, развитие современного общества невозможно без инноваций, именно они представляют собой основные инструменты решения возникающих в обществе, в том числе и в образовании, проблем.

Высшее образование всегда являлось и является важнейшей подсистемой социальной сферы государства, так как вовлеченный в процесс получения систематизированных знаний, умений и навыков студент сможет их эффективно использовать в дальнейшей профессиональной деятельности. Поэтому одна из важнейших задач — обеспечение повсеместного равного доступа всех категорий граждан к полноценному и качественному образованию, которое будет отвечать их интересам независимо от материального достатка, национальности, территориального признака и

состояния здоровья. Важнейшим показателем развитости страны является высокий уровень образованности населения, поэтому высшее образование выступает определяющим фактором формирования научно-технического прогресса и повышения общественно-экономической формации. Для этого, с одной стороны, государству необходимо выделять достаточное количество средств на развитие высшей школы, с другой стороны, высшая школа должна обеспечить эффективное использование всех ресурсов от человеческих до материальных и финансовых.

Считаем, для того чтобы образование стало более качественным и доступным, государству необходимо дать следующие гарантии:

♦ процесс обучения должен осуществляться на современной учебно-материальной базе с использованием самого современного учебно-лабораторного оборудования;

♦ обучение должно проходить в условиях, которые могли бы гарантировать защиту прав личности, обеспечивать физическую, психологическую безопасность;

♦ у обучающегося должна быть возможность бесплатно пользоваться фондами учебных библиотек и сетью Интернет.

Следует отметить, что в настоящее время государство не утратило контроль за подготовкой специалистов и ведет активную работу в ряде направлений по подготовке приоритетных специальностей, изменяя содержание учебного процесса и вводя Государственные образовательные стандарты нового поколения, тем самым переходя на более качественный уровень образования.

Повышение значимости, доступности и качества высшего образования позволит не только повысить экономическую составляющую развития государства, но и увеличит социальные гарантии в обществе. Поэтому перед вузами страны ставится задача создания необходимого уровня образования, отражающего общественно необходимую степень профессиональной подготовки и в дальнейшем востребованности специалистов на рынке труда.

Полагаем, что инновации в системе высшего профессионального образования предполагают непрерывный комплексный процесс создания новых знаний, умений и навыков через

соединение фундаментальной науки, учебного процесса и практики. Постоянно развивающаяся информационная среда образовательного процесса должна содействовать непрерывному совершенствованию знаний и приобретению их учащимися самостоятельно. Поэтому сегодня мы можем наблюдать активный переход к использованию современных информационных и телекоммуникационных технологий, к новым активным методам обучения и т. п.

Широкое применение информационных и телекоммуникационных технологий, на наш взгляд, способствует резкому повышению эффективности активных методов обучения во всех формах учебного процесса. Высшее образование должно ориентироваться на развитие творческих способностей человека, вовлекать его в образовательный процесс, тем самым закреплять в сознании студента профессиональные установки.

В связи с развитием компьютерной техники постепенно меняется характер использования информационных технологий в образовании, и это закономерный процесс перехода от старого к новому качественному уровню образования, организации и ведения всей педагогической деятельности. В перспективе появится возможность создавать мультимедийные образовательные центры, а с повсеместным распространением сетевых технологий произойдет внедрение совместного обучения в учебных заведениях разного типа и комплексов дистанционного образования.

Развитие инновационных образовательных технологий позволит создать единое образовательное пространство в России и включить российские вузы в мировую образовательную систему, так как российская система образования сможет конкурировать с

системами образования передовых стран.

Современные рыночные отношения требуют формирования рынка образовательных услуг, которые в ходе конкурентной борьбы улучшат качество высшего образования и сделают его более доступным, будут соответствовать всем требованиям обучающихся и заложат стратегическую программу развития будущего.

Представляется, что сегодня недостаточно внимания уделяется стратегии развития конкурентоспособности вузов, созданию и распространению инновационных технологий и изучению опыта зарубежных стран.

Рынок образовательных услуг активно требует научных исследований, выдвижения идей, разработки и внедрения в процесс обучения инновационных технологий. Решение об их внедрении должно приниматься на основе целого комплекса требований в соответствии с Государственным образовательным стандартом, а также стратегическими и тактическими целями развития вуза. При этом вуз должен обладать всеми необходимыми научными, кадровыми, материально-техническими и финансовыми ресурсами. Использование и развитие инноваций в вузе будут влиять на его рейтинг и экономическую стабильность.

Внедрение инноваций в систему высшего образования требует от вузов наличия соответствующих целей, информационной инфраструктуры и средств. Только при наличии системы высокотехнологизированного, общедоступного и качественного образования российские вузы смогут интегрироваться в мировой рынок образовательных услуг и составить достойную конкуренцию учебным заведениям других государств.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Байденко, В.И. Болонский процесс: проблемы, опыт, решения [Текст] / В.И. Байденко. — М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. — 111 с.

2. Байденко, В.И. Концепция российского мониторинга Болонского процесса [Текст] / В.И. Байденко, Н.А. Селезнева, Е.Н. Карачарова. — Там же, 2004. — 70 с.

3. Большой академический толковый словарь русского языка [Текст]. В 17 т. Т. 7 / под ред. К.С. Горбачевич. - СПб.: Наука, 2007. - 730 с.

4. Там же. Т. 12. - 2009. - 652 с.

5. Галямина, И.Г. Проектирование государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования нового поколения с использованием компетентностного

подхода [Текст]: мат. к 6-му заседанию методолог. сем. 29 марта 2005 г. - М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. - 106 с.

6. Карпухина, Е.А. Управление совместными образовательными программами [Текст] / Е.А. Карпухина // Тенденции развития образования: проблемы управления. - М.: Университетская книга, 2005.

7. Модели финансирования вузов: анализ и оценка [Текст] / под ред. С.А. Белякова. - М.: Технопечать, 2005. - 274 с.

8. Ожегов, С.И. Словарь русского языка [Текст] / С.И. Ожегов; под ред. Н.Ю. Шведовой. - М.: Рус.яз., 1984. - 797 с.

9. Поташник, М.М. Качество образования: проблемы и технология управления [Текст] / М.М. Поташник. - М.: Пед. о-во России, 2002. - 350 с.

10. Хуторской, А.В. Педагогическая инновати-ка: методология, теория, практика [Текст] / А.В. Хуторской. - М.: Изд-во УНЦ ДО, 2005. - 222 с.

11. Шишкин, С.В. Доступность высшего образования в России [Текст] / С.В. Шишкин. - М.: Независимый ин-т социальной политики, 2004. - 500 с.

УДК 800:37:004

С.В. Кади

ОБУЧАЮЩЕ-КОНТРОЛИРУЮЩАЯ КОМПЬЮТЕРНАЯ ПРОГРАММА КАК СРЕДСТВО ИНТЕНСИФИКАЦИИ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБУЧЕНИЯ

Основными тенденциями развития в области высшего профессионального образования в настоящее время являются объединение науки и практики, потребность в изучении иностранного языка, техническое оснащение и компьютеризация. «Концепция модернизации российского образования» на период до 2010 года находит свое развитие в Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования, утвержденном Министерством образования и науки РФ 25 марта 2010 года.

Согласно ГОС, иноязычная профессиональная подготовка в высшей школе предполагает: знание теоретических основ общения, умение устанавливать и поддерживать контакты с другими людьми, эвристическое мышление, стратегические умения, обладание рефлексивными способностями, а также постоянное стремление к самосовершенствованию в коммуникативной деятельности. Следовательно, иноязычная профессиональная компетентность в значительной

степени призвана обеспечить профессиональную компетентность специалистов, поскольку получаемые в процессе обучения знания и формирующиеся на их основе умения: а) приводят в конечном счете к разностороннему развитию личности, соответствуют ее запросам; б) знакомят с новейшими достижениями науки в той или иной сфере профессиональной деятельности; в) могут быть применены к предметно-практической деятельности; г) интерактивны и глобальны в связи с тем, что студент в жизни сталкивается не с учебными предметами, а с проблемами, для решения которых требуется «надпредметный» комплекс знаний и умений; д) обеспечивают оптимальное сочетание оперативных и фундаментальных знаний, поскольку быстрее стареют знания, относящиеся к узкой специальности, медленнее - теоретические. Таким образом, одной из приоритетных задач, стоящих перед высшим образованием является развитие у студентов системы компетенций как компонентов профессиональной компе-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.