Научная статья на тему 'Педагогические инновации в образовании'

Педагогические инновации в образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9415
1544
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИННОВАТИКА / ФОРМАЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ ОБРАЗОВАНИЯ / КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ / УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ / УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / PEDAGOGICAL INNOVATION / FORMAL EDUCATION / THE NUMBER OF HOURS COURSE / THE EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кирягина М. Е.

Педагогическая инноватика рассматривает глобальную проблему-образование человека. Изменения в образовании человека являются главной задачей данной науки, а не формальные признаки образования, например, количество часов, выделяемых на учебный предмет или обеспечение образовательных учреждений оборудованием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical innovation is considering a global problem-the education of the person. Changes in the person's education is the main goal of the science, and not formal education, for example, the number of hours allocated to the school subject or the provision of educational establishments equipment.

Текст научной работы на тему «Педагогические инновации в образовании»

М. Е. Кирягина

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ

Ключевые слова: педагогическая инноватика, формальные признаки образования, количество часов, учебный предмет,

учебно-воспитательный процесс.

Педагогическая инноватика рассматривает глобальную проблему-образование человека. Изменения в образовании человека являются главной задачей данной науки, а не формальные признаки образования, например, количество часов, выделяемых на учебный предмет или обеспечение образовательных учреждений оборудованием.

Key words: pedagogical innovation, formal education, the number of hours course, the educational process.

Pedagogical innovation is considering a global problem-the education of the person. Changes in the person's education is the main goal of the science, and not formal education, for example, the number of hours allocated to the school subject or the provision of educational establishments equipment.

За последние годы в педагогической теории возникло большое количество новых понятий и терминов, заимствованных из других дисциплин. Это свидетельствует о тесной связи педагогики с другими науками. В большом количестве такие термины приходят из техники и экономики, так как именно они оказывают существенное влияние на развитие общественной мысли. Сегодня часто говорят об экономичности и рационализации обучения, об обучающей технике и технологиях. К междисциплинарной категории относят и понятие «инновация».

Педагогическая инноватика рассматривает глобальную проблему-образование человека. Изменения в образовании человека являются главной задачей данной науки, а не формальные признаки образования, например, количество часов, выделяемых на учебный предмет или обеспечение образовательных учреждений оборудованием. Условия, в которых происходит образование, важны, но не они являются целью инноваций. Об этом важно помнить, чтобы четко понимать, что планируется и происходит в образовании. Инновационной доктрины в области образования в России сегодня не существуют. Имеется «Национальная доктрина образования в РФ», охватывающая период до 2025г., однако в ней отсутствует четкое обозначение вопросов, относящихся к инновациям в образовании.

Объектом исследования являлся анализ психолого-педагогической и методической литературы, опыта работы педагогов и психологов в области педагогических инноваций. «Инновация (от латинского inovatis) — это новинка, новшество, изменение. Инновация обозначает ввод чего-то нового, введение новизны». Такое определение не может удовлетворить научные критерии. В новом издании Общей энциклопедии термин новшество определяется как «новинка, обновление, новшество - практическое использование технических и технологических изобретений и достижений». [1] В специальной и педагогической литературе этот термин различными авторами определяется по-разному. Остановимся на определении инноваций

(новшеств) как педагогической категории, связанной с некоторыми определениями в социологии (новшество как социологическая категория).

Самым старым считается термин, данный Э. М. Роджерсом. Он сделал обширный обзор результатов исследований американских и некоторых европейских ученых. Роджерс так определяет новшества: «Новшество - это идея, являющаяся для конкретного лица новой. Не имеет значение, является ли идея объективно новой или нет, мы определяем её во времени, которое прошло с её открытия или первого использования» [2]. Майлс пишет: «Специальное новое, особое изменение, от которого мы ждём эффективности и реализации систематических целей» [2]. Американцы Бил и Болен определяют новшество как «изменение, которое включает в себя не только изменение материала, но и комплекс изменений во взгляде на его применение». Этим определением, в сущности, дается характеристика изменения или комплекса изменений [2]. Найхоф определяет новшество как процесс: «Это процесс, который начинается какой-то идеей и воздействует на изменения, завершаясь их усвоением или отрицанием со стороны потенциальных потребителей» [2]. Н. Потконяк пишет: «Хотя выражения «новшество»,

«модернизация», «оптимизация»,

усовершенствование», «развитие» образования не всегда точно определяются, что не так просто сделать, то в целом они подчеркивают желание «извлечь образование из кризиса», в котором оно сегодня находится, внести в образование изменения, то новое, которое сделает его более эффективным, успешным и улучшенным» [3].

Под педагогическими инновациями подразумевают нововведения в педагогической системе, улучшающие течение и результаты учебновоспитательного процесса. Однако нововведения могут и ухудшить систему [4] .В словаре С.И. Ожегова предлагает следующее определение понятию «новый»: «впервые созданный или

сделанный, появившийся или возникший недавно, взамен прежнего, вновь открытый». Заметим, что в определении новый не означает лучший. Это важно

для понимания новаций в образовании, где не всякое новое приводит к прогрессивному улучшению системы. Некоторые новшества могут быть или стать тормозом развития образовательной системы. Новизна - один из основных критериев оценки педагогических исследований, результат нововведения. Она всегда относительна как в личностном, так и в объективно - временном плане. Новое в одно время и для одного субъекта, может быть неновым для другого времени и субъекта [6].

Новшество в качестве педагогического понятия означает «введение нового в образовательно-воспитательную работу. Новшества часто относятся к введению и применению новых методов, способов, средств, новых концепций, к реализации учебной литературы, новых учебных программ, мер воспитания и др. Как понятие новшество целиком входит в понятие модернизации или осовременивания образовательновоспитательной работы» [5]. Новшество в

образовании - это может быть педагогическое средство, метод, методика, технология, программа и т.д. Под новшеством часто понимают целенаправленное прогрессивное изменение, т.е. определенный процесс. В других случаях новшеством называют само средство, введение которого в систему приводит к ее изменению. Н. Р. Юсуфбекова под новшеством в педагогике понимает «такое содержание возможных изменений педагогической действительности, которое ведет к ранее не известному, ранее не встречавшемуся в данном виде в истории образования состоянию, результату, развивающим теорию и практику обучения и воспитания» [1]. М. М. Поташник и О. Г. Хомерики пишут, что новшество — «это именно средство (новый метод, методика, технология, учебная программа и т.п.), а инновация — это процесс освоения этого средства» [1]. В. С.Лазарев считает, что по своему смыслу инновация и нововведение — это тождественные понятия. Они рассматривают нововведение (инновацию) как внедренное (освоенное) новшество. «Если

новшество — это потенциально возможное изменение, то нововведение (инновация) — это реализованное изменение, ставшее из возможного действительным» [3].

Педагогическая инновация - это внесение изменений в процесс образования человека. Они направлены на улучшение и развитие всей системы воспитания и образования.

Причинами развития инновационного обучения и становления педагогической инноватики является:

во-первых, кризис образования, который признается во всем мире свершившимся фактом. При всех различиях форм его проявления в разных странах общими являются следующие рассогласования: между потребностями

развивающейся общественной практики и уровнем реальной подготовленности выпускников высшей школы; новыми постановками целей высших учебных заведений, сложившейся организационной структурой и формами управления; интересами и

возможностями субъектов образовательного процесса.

В 1979 году ученые, члены «Римского клуба» назвали сложившуюся систему образования «поддерживающей», т.е. имеющей в своей основе «фиксированные методы и правила, предназначенные для того, чтобы справляться с уже известными, повторяющимися ситуациями». Альтернатива «поддерживающему» —

«инновационное» обучение, которое готовит обучаемых к ответственности за будущее, формирует у них веру в себя и в свои профессиональные способности влиять на это будущее. Группа ученых во главе с Дж. Боткиным в докладе «Римскому клубу» характеризует инновационное обучение как особый тип овладения знанием, альтернативный по отношению к традиционному, «нормативному» обучению.

Нормативное обучение «направлено на усвоение правил деятельности в повторяющихся ситуациях», тогда как инновационное обучение «подразумевает развитие способностей к совместным действиям в новых, возможно беспрецедентных, ситуациях».

Во-вторых, причина отечественного плана, связана с периодом перестройки в России. Получив в начале 1990-х гг. возможность саморазвития, многие школы пытались осуществить инновационную деятельность, и оказалось, что для внедрения новых форм, методик, педагогических технологий недостаточно знать эти новшества, требуется понимание того, как эти новшества внедрять, осваивать и сопровождать. Возникла потребность в научной поддержке инновационной деятельности. В результате стала развиваться педагогическая инноватика. Практическая

деятельность показала, что педагогические

новшества какими бы они привлекательными ни были, не могут быть освоены без надлежащего управления и организации инновационных

процессов. Инициативные инновационные группы или школы неизбежно сталкивались с проблемами, порождаемыми нововведениями, и вынуждены были искать пути их решения. С инновациями в образовании связаны также следующие проблемы: технология подготовки педагогов и

администраторов к инновационной деятельности, ее проектированию; зависимость распространения

новшеств от особенностей данной среды; закономерности восприятия новшеств педагогами и учащимися; снятие психологических барьеров перед нововведениями Изменения в содержании и организации деятельности образовательных

учреждений, их инновационная направленность тесно связаны с изменениями в методологической и технологической подготовке педагогов и

руководителей. Этот процесс и сегодня не имеет необходимой научно-организационной базы. Пока еще недостаточно научных исследований и рекомендаций по управлению инновационной

деятельностью педагогов, администраторов, руководителей регионального и

общегосударственного уровней.

Таким образом, под педагогическими инновациями подразумевают нововведения в педагогической системе, улучшающие течение и результаты учебно-воспитательного процесса.

Педагогические инновации необходимы в высшей школе, однако очевидно, что развитие педагогических инноваций ведет к росту потребности в новом теоретическом осмыслении сущности управления инновационными процессами на уровне, как государства, так и отдельных образовательных учреждений, в разработке педагогических условий, обеспечивающих эффективное инновационное движение.

Инновационные процессы позволяют

профессионально развиваться и

самореализовываться самим педагогам и администраторам, способствуют качественному развитию учащихся в изменяющемся мире [7].

Литература

1. Н.Р. Юсуфбекова Общие основы педагогической инноватики: опыт разработки теории инновационных процессов в образовании. М., 1991.

2. А.В. Хуторской Педагогическая инноватика: учебное пособие для студ. высш. учеб. завед. - М.: Академия, 2008. - 256 с.

3. B.C. Лазарев, Б.П. Мартиросян Педагогическая инноватика: объект, предмет и основные понятия // Педагогика. 2004. № 4.

4. В.М. Полонский Инновации в образовании (методологический анализ) // Инновации в образовании. 2007. № 3.

5. В.Р. Имакаев Педагогическое знание // Философские науки. 2005.

6. Вагизова А.И. Подходы к формированию системы инновационного образования РФ // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2011. Т. 14, № 23 - С. 293-298.

7. С.Д. Пивкин, Н.Ш. Валеева, А.И. Мингалеева Самоопределение обучающихся в инновационном курсе

// Вестник Казан. технол. ун-та. - 2012. Т. 15, № 6 - С. 258-262.

© М. Е. Кирягина - ст. препод. каф. инженерной компьютерной графики и автоматизированного проектирования КНИТУ, kiryaginamarina@yandex.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.