Научная статья на тему '"инновация": проблема трактовки сущности понятия в педагогике'

"инновация": проблема трактовки сущности понятия в педагогике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1560
210
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИННОВАЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИННОВАТИКА / НОВШЕСТВО / НОВОВВЕДЕНИЕ / СИСИТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Грязнова Елена Владимировна, Мальцева Светлана Михайловна, Паскаль Валерия Вячеславовна, Макарова Оксана Васильевна

В данной статье предпринята попытка анализа актуального в современной науке и образовании понятия инновации. Сложность вызвана не только широким спектром применения этого термина вообще во всех областях человеческой деятельности, но и в педагогической науке в частности, где сложилось множество вариантов его формулировки. Авторы попытались проанализировать и систематизировать наиболее часто встречающиеся варианты толкования. В результате были выделены две группы определений. К первой отнесены трактовки, приравнивающие инновации к новшествам, нововведениям. Ко второй трактовки, признающие новшества только одним из элементов инновационной деятельности. Авторы считают, что педагогические инновации направлены на достижение наибольшей результативности процесса образования, получение наилучшего эффекта совместной работы педагогов и обучающихся. А потому наиболее перспективной и точной признается точка зрения второй группы исследователей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «"инновация": проблема трактовки сущности понятия в педагогике»

УДК 377, 167

«ИННОВАЦИЯ»: ПРОБЛЕМА ТРАКТОВКИ СУЩНОСТИ ПОНЯТИЯ В ПЕДАГОГИКЕ Грязнова Елена Владимировна, д.фил.н., профессор

(e-mail: [email protected]) Мальцева Светлана Михайловна, к.фил.н., доцент Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, г Нижний Новгород, Россия (e-mail: [email protected]) Паскаль Валерия Вячеславовна, учитель русского языка и литературы

(e-mail: [email protected])

Макарова Оксана Васильевна, учитель русского языка и литературы МАОУ «Школа №187 с углубленным изучением отдельных предметов»,

г Нижний Новгород, Россия (e-mail: [email protected])

В данной статье предпринята попытка анализа актуального в современной науке и образовании понятия инновации. Сложность вызвана не только широким спектром применения этого термина вообще во всех областях человеческой деятельности, но и в педагогической науке в частности, где сложилось множество вариантов его формулировки. Авторы попытались проанализировать и систематизировать наиболее часто встречающиеся варианты толкования. В результате были выделены две группы определений. К первой отнесены трактовки, приравнивающие инновации к новшествам, нововведениям. Ко второй - трактовки, признающие новшества только одним из элементов инновационной деятельности. Авторы считают, что педагогические инновации направлены на достижение наибольшей результативности процесса образования, получение наилучшего эффекта совместной работы педагогов и обучающихся. А потому наиболее перспективной и точной признается точка зрения второй группы исследователей.

Ключевые слова: инновация, педагогическая инновация, педагогическая инноватика, новшество, нововведение, сиситема образования, образовательный процесс, образовательный результат.

В последнее время российская система образования претерпевает определенные изменения, и это, безусловно, требует осмысления в собой отрасли педагогического знания, а именно в педагогической инноватике, которая призвана объяснять и анализировать появление инноваций, помогая им стать частью действующей системы. В условиях реализации ФГОС все чаще звучат такие понятия, как инновация, новшество, инновационная деятельность, нововведения и другие. Однако, однозначного подхода к определению термина «инновации» нет до сих пор. Ученые различных областей знания трактуют его по-разному. Для того, чтобы прийти к единому

определению, нужно изучить существующие, структурировать их и выбрать среди них наиболее удачное и подходящее для такой области знания как педагогика.

С целью наиболее всестороннего и правдивого анализа обратимся к истории. Термин «инновация» восходит к латинскому «тоуайо», что в переводе на русский означает «нововведение, новшество». Австралийский экономист Йозеф Шумпетер первый применил данное понятие. Он рассматривал данное понятие преимущественно в отношении экономики и приравнивал его к новому взгляду на какой-то известный процесс, экономическому открытию, либо успешному применению нового изобретения в экономике и других сферах человеческой деятельности.

Близкие к нему понятия: «новация» - любое новое явление, лишь вероятностно реализуемое; «новаторство», то есть прогрессивно новое в созидательной деятельности человека. Можно ли все их вместе с инновацией объединить под названием «новшество», остается не до конца ясным. Термин кажется понятным, но не поддается полному осмыслению в доступных для восприятия формах. Следовательно, необходимо провести теоретические изыскания в данной области.

Далее довольно долгое время термин использовался именно в экономической сфере, но со временем проник во все действующие отрасли знания, а именно культуру, науку, производство и образование, достаточно прочно и уверенно в них закрепившись. Исходя из этого, можно сделать вывод, что инновации вступили в процесс становления в качестве части всех существующих дисциплин, а данное понятие превратилось в междисциплинарные.

Определение этого термина в педагогике стало частью описанного выше явления.

Началом разговоров об инновациях в системе образования России считаются 80-е годы ХХ века. В этот период остро встает необходимость инноваций в педагогике. Появляется отрасль педагогики, названная «педагогическая инноватика», которая рассматривает образование человека в контексте совершенствования его уровня знаний. Основной задачей иннова-тики здесь становится анализ изменений в сфере образования.

Большое количество ученых обращалось к проблеме определения понятия «инновации». Однако единого понимания так и не сложилось. Терминологическая неопределенность данного понятия вынуждает нас снова и снова обращаться к поиску верного определения.

Бесспорным является тот факт, что для грамотного применения на практике должно существовать грамотное, фактически обоснованное понятие «инноваций», которое бы раскрывало их истинную сущность. Следовательно, мы можем полагать, что формирование нашего собственного определения понятия «инновация», базирующегося на точке зрения ученых и

исследователей, будет иметь важное значение, способствовать появлению единого определения данного понятия.

Изучив научную литературу по данному вопросу, мы можем говорить о том, что понятие «инновация» имеет несколько трактовок. Если в экономической сфере трудности возникают с внутренним наполнением понятия, с тем, что мы называем инновацией: процесс, результат или их совокупность, то в образовании термин имеет неоднозначную трактовку по причине довольно большого количества синонимов. Именно поэтому встает вопрос классификации действующих определений. Условно их можно подразделить на две группы.

К первой группе мы отнесем определения термина «инновация» тех ученых, которые считают его равным понятиям «нововведение» или «новшество», исходя из мысли, что сам процесс внедрения, применения новшеств, их успешного использования в системе образования можно называть инновациями.

«Педагогический словарь» предлагает следующее определение: «Педагогическая инновация - это целенаправленное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом» [1, с. 42].

Этой точки зрения придерживаются такие ученые-исследователи и педагоги, как В.А. Сластенин, В.С. Лазарев и Б.П. Мартиросян, рассматривающие в своих трудах инновации как процесс введения нового (новшеств) в систему образования, тем самым совершенствуя и содержание, и методы, и формы совместной деятельности педагога и обучающегося.

К этой группе следует отнести и точку зрения Н.Р. Юсуфбековой, полагающей, что «инновациями следует считать процессы создания новшеств, их осмысливание педагогическим сообществом и использованием в практике обучения и воспитания» [2, с. 10].

Следовательно, можно предположить, что для ученых, объединенных здесь в первую группу, педагогические инновации неотделимы от понятия процесса. При таком трактовании понятия, нововведение и новшество сближаются по смыслу.

Ко второй группе следует отнести определения тех ученых, которые разделяют понятия «инновации» и «новшества», говоря о том, что инновации есть результат внедрения новшества. А новшество - это рядовое однократное улучшение системы. Другими словами, инновации складываются из новшеств.

Так, Р. А. Фатхундинов отмечал различность понятий новшество и инновация, полагая новшество «оформленным результатом исследований, разработок или экспериментов, повышающих эффективность работы» [3, с.174]. Инновацией же, по его мнению, можно назвать итоговый результат

от внедрения новшества, направленного на изменение объекта, на который направлен процесс обновления.

По мнению ученого А.И. Пригожина, данные понятия также нельзя считать тождественными. Автор говорит о том, что новшество это - только предмет инновации, у новшества и инновации совершенно разные жизненные циклы. В то время, как новшество в конце концов устаревает, инновация со временем превращается в устойчивый, постоянно и стабильно функционирующий объект (так называемый процесс «рутинизации») [4, с.270-275]. Кроме того, инновации следует отличать от несущественных изменений, не ведущих к изменению качества, вносящих лишь некоторые поправки в технологический процесс. Педагогическими инновациями можно считать педагогические методы, средства формы, содержательные программы, направленные либо на сочетание новых и известных элементов, либо на модификации существующих программ, либо на внедрение принципиально новых радикальных идей.

Исходя из всего перечисленного выше, можно дать такое определение данного термина в интерпретации представителей второй выделенной нами группы: «Инновация - это результат применения новшеств, который влияет на действующую систему, изменяет ее и увеличивает эффективность работы, позволяя получить возможный на данный момент максимум».

На наш взгляд, определение инноваций как конечного результата новшества наиболее полно и точно выражает суть данного понятия. Новшеством мы называем предполагаемое изменение, полезное применение которого еще не доказано. Инновации, в свою очередь, это изменения уже повлиявшие на существующие системы, оказавшие большое влияние и укрепившиеся в отрасли науки.

Педагогические инновации направлены на достижение наибольшей результативности процесса образования, получение наилучшего эффекта совместной работы педагогов и обучающихся. Внедряя что-то новое в систему образования, государство ждет положительного эффекта, приносящего пользу на всех ступенях образования [5].

Подводя итог всему сказанному, можно говорить о том, что вторая точка зрения, на наш взгляд, наиболее удачна. Рассматривая инновации как результат применения новшеств, мы проводим четкую грань между этими терминами, четко ограничивая их друг от друга.

Безусловно, современное состояние общества и существующая система образования нуждаются во внедрении инноваций, которые могут преобразовать и положительно повлиять на существующие каноны, оказать положительное влияние на учебный процесс и повысить результативность совместной работы педагога и учеников, помочь достичь максимальной эффективности в изучении образовательной программы.

Список литературы

1. Педагогический словарь, Загвязинский В.И., Закирова А.Ф., Строкова Т. А., 2008. 352 с.

2. Юсуфбекова, Н.Р. Педагогическая инноватика:возникноение и становление / Н.Р. Юсуфбекова//Вестник Московского городского педагогического университета. 2010. 4(14)2010. С. 8-17.

3. Фатхутдинов Р. А. Инновационный менеджмент. Учебник, 4-е изд. СПб.: Питер, 2003. 400 с:

4. Пригожин А.И. Нововведения: стимулы и препятствия. М., 1989. 370с.

5. Балашова Е.С., Богачева А.В., Воронкова А.А., Мальцева С.М. К вопросу о формировании предметных результатов образовательной деятельности студентов гуманитарных специальностей в контексте кросскультурной коммуникации // Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 12-15.

Maltceva Svetlana Mihailovna, Candidate of Philosophy, Associate Professor Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia (e-mail: [email protected])

Gryznova Elena Vladimirovna, doctor of philosophical Sciences, Professor Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia (e-mail: [email protected])

Pascal Valeriya Vyacheslavovna, teacher of Russian language and literature (e-mail: [email protected])

Makarova Oksana Vasilyevna, teacher of Russian language and literature MAOU "School № 187 with in-depth study of individual subjects", Nizhny Novgorod, Russia

(e-mail: [email protected])

"INNOVATION": THE PROBLEM OF INTERPRETATION OF THE ESSENCE OF THE CONCEPT IN PEDAGOGY

This article attempts to analyze the actual concept of innovation in modern science and education. The complexity is caused not only by a wide range of application of this term in General in all areas of human activity, but also in pedagogical science in particular, where there are many variants of its formulation. The authors have tried to analyze and systematize the most common interpretations. As a result, two groups of definitions were identified. The first group included interpretation, equating innovation to innovation, innovation. The second interpretation that recognizes innovation is only one element of innovation. The authors believe that pedagogical innovations are aimed at achieving the greatest efficiency of the education process, obtaining the best effect of joint work of teachers and students. Therefore, the point of view of the second group of researchers is recognized as the most promising and accurate.

Key words: innovation, pedagogical innovation, educational system, educational process, educational result.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.