В. Ф. Самохин
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ЦЕЛИ И СУЩНОСТЬ
Работа представлена кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин Военной
академии связи им. С. М. Будённого.
Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор О. Ю. Ефремов
В статье выполнен анализ подходов к формированию понятия «педагогическая инновация». На основе общефилософского определения инновации дана дефиниция педагогической инновации, учитывающая цели и задачи инновационной деятельности в системе профессионального образования.
The article presents the analysis of the approaches to formation of a concept «pedagogical innovation». Based on the general philosophical definition of innovation, the term «pedagogical innovation» is defined taking into account the purposes and objectives of innovation activities in professional education system.
Термины «инновация», «инновационный процесс» ит. п. в педагогической литературе еще сравнительно недавно практически не встречались. Однако в последние годы ситуация существенно изменилась. Эти термины уже широко используются и в педагогике, что несомненно является следствием объективных процессов, происходящих в сфере образования и призванных сформировать отлаженную систему введения инноваций с целью реализации одного из основополагающих принципов современного образования - принципа личностного подхода.
Важная особенность инноваций в системе профессионального образования заключается в том, что субъектами инновационного процесса являются ученик и педагог. Если это не учитывать, то из педагогической инновации выпадает все собственно образовательное, связанное с учеником и самим педагогом, вся гуманистическая, гуманитарная составляющая инновационной деятельности, относящаяся, в частности, к формированию инновационного мышления и инновационной культуры как ученика, так и учителя.
Второй отличительной особенностью педагогической инновации является необходимость системного охвата возможно большего числа педагогических проблем, относящихся к сфере профессионального образования. Разрозненные локальные инновации теряют смысл и не имеют серьезных перспектив, если отсутствуют их координация, взаимообусловленность и поддержка педагогическим коллективом.
Условием, определяющим эффективность педагогической инновации, является исследовательская деятельность педагогов, которые, решая проблемы частной методики, задаются более общими вопросами и начинают по-новому переосмысливать существующие дидактические принципы обучения.
Однако деятельность педагога-новато-ра в условиях традиционного обучения может оказаться неприемлемой, а сам пе-
дагог восприниматься в коллективе как некая инородная личность.
Поэтому инновационный образовательный процесс, разворачиваемый в педагогическом коллективе, требует активного участия в исследованиях каждого педагога, что будет способствовать формированию инновационной культуры всего коллектива.
В ряде работ рассмотрены подходы к формированию понятия «образовательная педагогическая инновация»1. Подробный анализ подходов к формированию понятия «образовательная инновация», выполненный в работе2, привел автора этой работы к выводу о том, что, «несмотря на многочисленные исследования ученых и все усиливающийся интерес к данной проблематике, признанной трактовки понятия «образовательная инновация» до сих пор нет ни в педагогической литературе, ни в самой инновационной образовательной среде». Действительно, имеющиеся в ряде работ определения «образовательной (педагогической) инновации» по своему содержанию и смыслу лишь подтверждают отсутствие среди исследователей единого взгляда на эту принципиально важную дефиницию в рамках бурно развивающейся дисциплины -педагогической инноватики:
• «педагогическая инновация - это образовательная деятельность, связанная с иным, чем в массовой практике и в культурной традиции процессом становления личности... с иным взглядом и подходом к образовательному процессу»3;
• педагогическая инновация - это «такое содержание возможных изменений педагогической действительности, которое ведет (при освоении новшеств педагогическим сообществом и внедрении их) к ранее неизвестному, ранее не встречавшемуся в данном виде в истории образования состоянию, результату, развивающих теорию и практику обучения и воспитания»4;
•«инновационная деятельность - это целенаправленное преобразование практики образовательной деятельности за счет создания, распространения и освоения новых
образовательных систем или каких-то их компонентов»5.
Т. М. Ковалева6 считает возможным («в силу не слишком «жесткой», но в то же время и «нерасплывчатой» характеристики») принять определение образовательной инновации, сформулированное в работе М. М. Поташника7, в которой понятие образовательной инновации осмысливается как «целенаправленное изменение, вносящее в среду внедрения новые элементы, вызывающие переход системы из одного состояния в другое». По мнению Т. М. Ковалевой, «осмысленное привнесение новых элементов, которое позволяет качественно менять саму образовательную ситуацию, и дает нам возможность характеризовать данное действие как инновацию»8. Далее в работе М. М. Поташника9 в развитие этого понятия приводятся примеры «осмысленно привнесенных новых элементов», которые могут рассматриваться в качестве образовательных инноваций: возникновение новых педагогических профессий, таких как тьютор или фа-си литатор; инновации в методике преподавания конкретных учебных дисциплин; опыты по переносу зарубежных педагогик на «российскую почву», например, образовательные системы М. Мантессори, Вальдорф-ской педагогики, системы Френе и пр.
Не исключая возможной полезности и приемлемости перечисленных «образовательных инноваций», все же принятое в работе М. М. Поташника определение нельзя считать корректным по ряду причин.
Во-первых, указанный в определении признак - целенаправленное изменение» -может характеризовать как конструктивное, так и деструктивное, приемлемое и неприемлемое изменение образовательной среды. В определении отсутствует целеполагающий фактор.
Во-вторых, признак - «вносящие в среду внедрения новые элементы» - так же не характеризует смысл «новых элементов». Сама по себе новизна не определяет характер ее влияния на среду - положительный или отрицательный.
В-третьих, признак - «вызывающие переход системы из одного состояния в другое» - не обязательно указывает на то, что система в новом состоянии будет лучше и будет лишена кризисных явлений, вызвавших необходимость поиска новых решений по их преодолению
Неопределенность признаков, содержащихся в анализируемой дефиниции, не дает оснований считать, что «целенаправленное изменение, вносящее в среду внедрения новые элементы, вызывающие переход системы из одного состояния в другое», можно принять в качестве определения «образовательной инновации». При такой формулировке оно может быть отнесено к любой сфере деятельности (политической, технической, социальной, военной и т. п.), но во всех случаях в нем будут присутствовать указанные недостатки.
Анализ приведенных выше и других известных из литературы определений педагогической инновации указывает на то, что им также присущи недостатки, аналогичные рассмотренным.
Исключить имеющуюся некорректность в определении «педагогической инновации» можно, если оно будет иметь смысловое содержание о причинах появления и цели реализации новшества, о характере его влияния на среду внедрения и условия его социализации. Для этого можно воспользоваться приведенным Л. А. Холод-ковой10 общефилософским определением инновации как «комплексного процесса создания, распространения и использования нового практического средства для удовлетворения человеческих потребностей, меняющихся в ходе развития социокультурных систем и субъектов».
В данном общесистемном определении указаны:
• причины появления новшества - возникновение изменений в развитии системы (субъектов);
• характер влияния на среду новшества при его внедрении - удовлетворение возникающих потребностей системы;
• условие социализации новшества -практическая направленность, комплексный учет возможностей создания, распространения и использования.
В явном виде в данном определении отсутствует признак, относящий инновации к образовательной сфере, и признак, определяющий цель создания новшества.
Дополнить (видоизменить) данное общее определение, при котором оно наиболее полно будет соответствовать понятию «педагогическая инновация», можно, сформулировав общую цель системы профессионального образования в условиях изменяющейся социокультурной среды.
На современном этапе образовательная система призвана перейти к концепции развивающего личность образования, структурирующего систему непрерывного формирования творческого мышления и развития способностей обучающихся, призванного «разбудить» в человеке творца и развить заложенный в нем творческий потенциал, воспитать смелость мысли, уверенность в своих творческих силах, потребность в творческом образе жизни, способность генерировать новые нестандартные идеи, имеющие общечеловеческую ценность и в то же время не наносящие вреда природе, т. е. привить человеку те качества, которые характеризуются понятиями «инновационное мышление» и «инновационная культура». Эти понятия, подробно рассмотренные в работе Л. А. Холодковой11, характеризуют восприимчивость человека к новому, его способность к созданию новшеств и их реализации.
«Инновационное мышление - высшая ступень познания, постижения возникающих в общественных отношениях противоречий, творческого их разрешения на основе осознания соответствия или несоответствия нового потребностям и интересам человека».
«Инновационная культура человека -это область его духовной жизни, отражающая его ценностную ориентацию, закрепленную в мотивах, знаниях, умениях, навы-
ках, в образцах и нормах поведения и обеспечивающая восприимчивость им новых идей, готовность и способность к поддержке и реализации новшеств во всех сферах жизни».
В эпоху интеллектуального передела мира, эволюционно сменившего территориально-сырьевой передел, у России нет альтернативы пути инновационного развития. Для этого необходимо, чтобы достижения научной и технической мысли внедрялись достаточно быстро; чтобы перемены в управлении, образовании, праве не отставали от технических перемен и помогали им; чтобы здоровый консерватизм, присущий людям, не перерастал в косность и тормоз развития. Наконец, необходимо сформировать в вузе «дружелюбную» инновационную среду, в которой конструктивное отношение к новой идее, любому нововведению будет в числе наиболее значимых ценностей. Следовательно, приоритетной задачей системы профессионального образования является обеспечение эф -фективного использования внутреннего потенциала, для чего требуется создать необходимые образовательные технологии, правовые и управленческие механизмы, позволяющие наиболее полно осуществ-лять стоящие перед вузом задачи по подготовке профессиональных кадров для инновационной экономики.
Принимая во внимание, что целью инновационной деятельности в системе профессионального образования является формирование человека с развитым инновационным мышлением и высоким уровнем инновационной культуры, можно дать следующее определение:
Образовательная (педагогическая) инновация - комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического средства для формирования у обучающегося инновационного мышления и инновационной культуры.
При таком понимании педагогической инновации система профессионального образования будет не только способствовать
более масштабному освоению результатов фундаментальных и прикладных исследований вузовской науки в реальном секторе экономики страны, но и обеспечит подго-
товку кадров с развитым инновационным мышлением и высоким уровнем инновационной культуры, готовых к реализации инновационной политики государства.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Ковалева Т. М. Инновационная школа: аксиомы и гипотезы. М.: Педагогическое сообщество России, 2000; ПолонскийВ. М. Оценка качества научно-педагогических исследований. М.: 1987; Юсуфбекова Н. Р. Общие основы педагогической инноватики: опыт разработки теории инновационных процессов в образовании. М.: 1991.
2 Ковалева Т. М. Указ. соч.
3 ХодановичА. И. Инновационные аспекты современных образовательных технологий // Инновации. 2003. № 2-3, С. 73-75.
4 Юсуфбекова Н. Р. Указ. соч.
5 Лазарев В. С., Мартиросян Б. П. Педагогическая инноватика: объект, предмет и основные понятия // Педагогика. 2004. № 4. С. 11-21.
6 Ковалева Т. М. Указ. соч.
7 Управление развитием школы / Под ред. М. М. Поташника и В. С. Лазарева. М.: 1995.
8 Ковалева Т. М. Указ. соч.
9 Управление развитием школы / Под ред. М. М. Поташника и В. С. Лазарева. М.: 1995.
10 Холодкова Л. А. Инновационная культура субъектов военного профессионального образова-ния: теория и практика. СПб.: ВУС, 2004.
11 Там же.