Научная статья на тему 'Развитие инновационных процессов в образовании'

Развитие инновационных процессов в образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7132
623
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИННОВАТИКА / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИННОВАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / INNOVATION / PEDAGOGICAL INNOVATIC / INNOVATIVE PROCESS / INNOVATIVE ACTIVITY / INNOVATIVE TRAINING / INNOVATIVE FORMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шендерей Павел Эдуардович, Романова Ираида Николаевна, Шендерей Евгений Эдуардович

В работе рассматриваются инновационные процессы в образовании, которые представляют собой процессы создания, освоения и применения педагогических новшеств, т.е применение совокупности новых образовательных процессов, идей, технологий (информационных технологий в том числе), которые целенаправленно изменяют систему образования, расширяют рынок образовательных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шендерей Павел Эдуардович, Романова Ираида Николаевна, Шендерей Евгений Эдуардович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF INNOVATIVE PROCESSES IN FORMATION1INO HEI Institute management, marketing the right; Tolyatti

In work it is considered innovative processes in formation which represent processes of creation, development and applications of pedagogical innovations, т.е. application of set of new educational processes, ideas, technologies (an information technology including) which purposefully change an education system, expand the market of educational services.

Текст научной работы на тему «Развитие инновационных процессов в образовании»

...............

РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ОБРАЗОВАНИИ

Шендерей Павел Эдуардович,

к.п.н., доцент, проректор по учебной и научной работе АНО «ВУЗ «Институт менеджмента, маркетинга и права», г. Тольятти; тел. раб. 8482 35 63 14; сот. 71 67 56; E - mail: Pavel@immp.tlt.ru Романова Ираида Николаевна, ГОУ ВПО «Поволжская академия государственной службы», филиал в г. Тольятти.

Шендерей ЕвгенийЭдуардович,

к.п.н., проректор по

информационным технологиям; АНО «ВУЗ «Институт менеджмента, маркетинга и права»; тел. раб. 8482 35 63 14; сот. 47 88 40; E - mail: Pavel@immp.tlt.ru В работе рассматриваются инновационные процессы в образовании, которые

представляют собой процессы создания, освоения и применения педагогических новшеств, т.е применение совокупности новых образовательных процессов, идей, технологий (информационных технологий в том числе), которые целенаправленно изменяют систему образования, расширяют рынок образовательных услуг. Ключевые слова: инновация, педагогическая инноватика, инновационный процесс,

инновационная деятельность, инновационное обучение,

инновационное образование.

Shenderey Pavel Eduardovich

Candidate of science, pedagogics; associate professor; The pro-rector on educational and scientific work of IN HEI Institute of management, marketing and the right; Tolyatti, office number 8482 35 63 14; mobile number 71 67 56; Pavel@immp.tlt.ru Romanova Iraida Nikolaevna SEI HPE P.A. Stolypin Volga Region Civil Service Academy, the branch in Tolyatti.

Shenderey Evgeniy Eduardovich

Candidate of science, pedagogics, The pro-rector on information technologies; IN HEI Institute of management, marketing and the right; office number 8482 35 63 14; mobile number 47 88 40; Pavel@immp.tlt.ru

EVELPMENT F INNVATIVE PR CESSES IN F RMATI N

In work it is considered innovative processes in formation which represent processes of creation, development and applications of pedagogical innovations, т.е application of set of new educational processes, ideas, technologies (an information technology including) which purposefully change an education system, expand the market of educational services. Keywords: innovation, pedagogical nnovatic, innovative process, innovative activity, innovative training, innovative formation.

Термин «инновация» существует в научной литературе с конца 19 в. В 30-е годы нынешнего столетия на западе складывается специальная отрасль исследования нововведений - «инноватика». Первоначально предметом изучения инноватики были экономические и социальные закономерности создания, внедрения и распространения научно-технических нововведений. В дальнейшем под инноватикой стали понимать различные социальные новшества. К 60-70 годам XX века наука о нововведениях становится широко разветвленной отраслью знаний, охватывающей философию, социологию, культурологию, психологию, педагогику, менеджмент, методологию и пр. Инновационные исследования оформляются в самостоятельное направление научной деятельности. Инноватика является областью междисциплинарного исследования [1, 2].

Предмет инноватики - создание, освоение и распространение различного типа новшеств.

«Инновация» и сегодня - это множество определений и многообразие мнений: •целенаправленное изменение, которое вносит в определенную социальную единицу - организаций относительно стабильные элементы (Пригожин А.И.);

•особая организация деятельности и мышления, охватывающая всю сферу образования и подготовки кадров (Щедровицкий П.Г.);

•процесс освоения новых методов, методик, технологий (информационных технологий в том числе), программ и т.д. (М.М. Поташник);

•системный процесс, включающий в себя пять специфических типов человеческой деятельности: изыскание, экспертизу, авторский надзор, мониторинг, реконструкцию истории (М. Рауа).

Вышеперечисленные определения обозначили как предметную, так и процессуальную сущность понятия «инновация» и взаимно дополнили его.

В контексте нашего исследования важным будет понимание инноваций как процесса создания и использования нового опыта, сопряженного с изменениями в социокультурной, социально-педагогической среде. Мы поддерживаем идеи В.Г. Слободчикова, который считает инновации нововведениями, «вновлениями», внедрениями нового в текущий процесс, а инновационный процесс понимает как введение новообразований в технологию и практику.

Инновационный процесс как сфера освоения новых методов, методик, технологий, программ множественно исследована в работах К. Ангеловски, С.Д. Полякова, М.М. Поташника, А.И. Пригожина, Н.Р. Юсуфбековой и других [1-6].

Особенно привлекательным кажется исследование М.М. Поташника, рассматривающего инновационные процессы на деятельностном, содержательном, управленческом, организационном и структурном уровнях и выделяющего во всяком процессе следующие составляющие: •инновационный потенциал инноваторов и среды; •особенности вводимого новшества;

•особенности инновационной деятельности инициаторов и участников нововведения.

Подобны по делению инновационного процесса на этапы и заключения К. Ангеловски, выделяющего:

•индивидуальную активность новаторов, •плановую и совместную работу единомышленников, •плановую и систематическую работу общества.

Инновационный процесс осуществляется через решение ряда проблемных задач. Отражается инновационная деятельность в такой объективной характеристике, как степень новизны полученного решения задач. В науке используются три основных понятия, на которых базируется данная характеристика:

Экономика, Статистика и Информатика

№4, 2009

•открытие,

•изобретение,

•рационализаторское предложение.

Таким образом, под

инновационным процессом

понимается комплексная деятельность по разработке, освоению, использованию и распространению инноваций (новшеств) в образовании, особая организация мышления и деятельности с воплощением результатов на практике и с результатами (что важно) и последствиями этого воплощения. Схематично инновационный процесс можно представить так (см. табл. 1).

При этом противоречия, которые обозначены в таблице, можно разделить на три типа:

а) противоречия, которые присутствуют исходно в самом факте возникновения проблемной задачи, когда нужно что-то сделать, но неизвестно, как это сделать. Такие противоречия не наталкивают на решение задачи, но пробуждают к творчеству;

б) противоречия, возникающие между параметрами системы при попытке изменить их в лучшую сторону. Улучшение одних характеристик может привести к ухудшению других;

в) противоречия, заключающиеся в предъявлении к одной и той же части системы взаимно противоположных требований.

Наиболее часто встречающийся пример противоречий второго типа: попытка расширить круг преподаваемых предметов ведет к возрастанию нагрузок на учащихся, что отрицательно сказывается на их здоровье. Перевод учебного заведения в режим эксперимента усложняет характер деятельности всех его структур.

К противоречиям третьей группы можно отнести требование к управленческому звену, сочетающему при достижении целей авторитарный и демократический подходы.

Подводя итоги вышесказанному, отметим, что инновационные процессы подразумевают деятельность по созданию, освоению, использованию

Таблица 1

1 этап Установка на экспериментальный поиск

2 этап Целеполагание

3 этап Анализ и описание системы

4 этап Модель будущего состояния (конечного продукта)

5 этап Выявление противоречий этапов 3-4 (сопоставление)

Таблица 2

Классификационные признаки инноваций и инновационных

35

и ц

а в о

н

н и

и

а я ао нр

з

и р

п

X

е

ы н

я Я о

ои иц

а к

ки ф

и с с а л К

1) по содержанию - социальные, - технические, - педагогические, - экономические и пр.

2) по особенностям организации - внутриорганизационные, - меж организационные

3) по степени новизны - абсолютная, - условная, - относительная, - частная

4) по ин новаци онному потенциалу - радикальная, - комбинированная, - модифицированная

5) по уровню разработки и распространения - государственные, - республиканские, - региональные, - муниципальные, - отраслевые, - корпоративные

6) по этапам организации, технологии жизненного цикла - начальный, - основной, - заключительный

и распределению в обществе новшеств.

Инновационные процессы все более внедряются в образовательную среду. Попытки построения единой теории инновационного процесса предпринимались неоднократно. Рассмотрение происходило на всех стадиях: от генерации идеи, разработки по ее применению, апробации на практике, дальнейшего рассмотрения и до использования. Учеными-теоретиками было отмечено, что эффективность процесса в целом зависит даже не от результативности каждого отдельного этапа, а скоре от логичности и скорости перехода от

одной ступени к другой. И главным направлением поисков и экспериментов стало сокращение временных интервалов между стадиями, совмещение их в общий процесс.

Условия развития инновационных процессов требуют усиления методологической и творческой подготовки научно-педагогических кадров, что скажется на педагогическом творчестве. Ибо процессы модернизации в образовании предусматривают не только обновление учебного материала, но и совершенствование изложения учебных

дисциплин, применение новых методов исследования, анализа и систематизации знаний, формирование у студента единой картины миропонимания. С процессом развития педагогического творчества тесным образом связаны методы активизации творческого мышления взрослых и школьников, методы и средства системного анализа, методы поиска и принятия решений и прочие. При этом при оценке педагогического творчества участников образовательного процесса необходимо исходить из позиций создания и освоения ими новшеств в учебно-воспитательном процессе. Диапазон инноваций в образовании широк, попытки свести их в определенную систему,

проклассифицировать по

определенным признакам делались неоднократно. Так, А.И. Пригожин приводит классификацию

нововведений в образовании, развивает эту проблему и рекомендует использование типов нововведений в школе, сгруппированных по разным признакам; дальнейшее развитие и рекомендации в решении данной проблемы, использование типов нововведений в школе,

сгруппированных по различным признакам, можно найти в работах М.М. Поташника, B.C. Лазарева, О.Г. Хомерики, А.В. Лоренсова. Классификацию можно представить так (таблица 2).

Инновационные процессы в образовании - это процессы создания, освоения и применения педагогических новшеств, которые и изучает педагогическая инноватика.

Педагогические инновации глубоко гуманистичны по своему смыслу, субъектны по позициям участников нововведенческой работы, направлены в будущее и имеют свои особенности в ценностной сфере, в специфике объекта инноваций и в специфике результата нововведенческой деятельности.

Проанализировав сущность понятий «инноватика», «инновации», «инновационные процессы»,

необходимо дать определение инновационному образованию,

инновационному обучению,

инновационной деятельности в образовании.

Одним из первых теоретиков отечественной педагогической инноватики была Н.Р. Юсуфбекова, которая считала педагогическую инноватику призванной решать противоречия между педагогической теорией и практикой. Сегодня можно говорить о педагогической инноватике как об учении, рассматривающем и исследующем педагогические

новшества, их оценивающем в степени освоения педагогическим сообществом и, наконец, их использовании и применении.

По мнению С.Д. Полякова, понятие инновационная деятельность -ключевое для инновационных процессов. Деятельность как «форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование в интересах людей», включающая в себя «цель, средства, результат и сам процесс». Важным является вопрос адаптированности инновационной деятельности к окружающей среде, либо среды, отсюда возможна формулировка

«инновационность среды». Такая инновационность подразумевает внедрение новшества в структуру и функционирование организации (организационный аспект) и соотношение новшества к нормам и ценностям людей, среды (социокультурный аспект).

В работах Л.В. Ушениной обобщены результаты анализа педагогических концепций о сущности инновационной деятельности и включены следующие признаки инновационного

педагогического опыта:

• инновационный педагогический опыт есть системная деятельность педагога, кардинально меняющая традиционную практику обучения;

• результаты инновационной деятельности выражаются в изменениях содержания, методах, технологиях, средствах, формах организации учебного процесса;

• инновационный педагогический опыт является социально-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

общественной и социально-психологической характеристикой качества и значимости творческой деятельности педагога;

• ведущим компонентом инновационного педагогического опыта является исследовательская деятельность педагога по постановке и решению педагогических задач и проблем, основанная на взаимосвязи педагогической теории и образовательной практике.

Инновационная деятельность, таким образом, всегда связана с необходимостью изменения привычной социальной среды. Можно выделить следующие уровни реализации инновационной педагогической деятельности:

- репродуктивный - уровень первоначального усвоения способов деятельности, воспроизведения готовых образцов,

- эвристический - уровень анализа деятельности, синтеза различных инновационных находок, модификации образцов осуществления взаимодействия с учетом особенностей среды,

- креативный - уровень исследований, поиска альтернативы.

Данным уровням соответствуют такие виды деятельности, как передовой опыт, творческая деятельность, инновационная деятельность. Первые два служат основой подготовки к непосредственно инновационной деятельности. Под конечной целью инновационной деятельности в образовании будем рассматривать становление конкурентоспособной образовательной системы за счет новых средств и технологий обучения и путем успешного развития образовательной базы и кадрового потенциала.

Инновационное образование - это новая педагогика, новые образовательные процессы (например, развитие открытого образования), новые технологии (информационные технологии в том числе). Основной подход в инновационном образовании, провозглашенный Выготским Л.С. и Юсуфбековой Н.Р., - личностно-центрический, при котором при

Экономика, Статистика и Информатика LL9 №4, 2009

построении нового образования на первом месте ребенок, его индивидуальность, его социальная значимость. «Поднимаются» и интересы, цели и установки всех участников образовательного нововведенческого процесса (педагогов-исследователей, педагогов-новаторов, учителей, менеджеров образования), что определяет специфику педагогических инноваций и их отличие от других сфер научной и организационной деятельности. Образование -важнейший показатель развития общества, а потому инновационность его, как характеристика процесса, являет собой социальную значимость для развития общества.

Но введение разнообразных форм, методов и методик не всегда есть инновационное обучение в системе образования, как часто думается и предполагается, ведь так много сейчас новшеств в структурном и видовом разнообразии учреждений. Хотя уже сегодня в инновационном обучении уже используются апробированные и признанные методы: методы Ю.К. Бабанского, который классифицировал их с позиций воспитывающего обучения; методы Ю. Вооглайд, который классифицирует их исходя из направленности «восприятия». В классификации Л. Иовайши лежит развитие умений и навыков в процессе различных видов взаимодействий педагога и обучающегося. Широкое распространение получил метод «мозгового штурма».

Среди современных теорий получили широкое распространение теория программированного обучения, теория поэтапного формирования умственных действий, теория проблемного обучения, теория познавательного интереса и теория содержательного обобщения,

развивающего обучения и другие.

Анализ вышеуказанных подходов к обучению и теории инновационных способов обучения выявил их основные идеи: личностный подход, «учение без принуждения», идея опорных сигналов свободного выбора, трудной цели, самоанализа, успешности как стимула обучения и прочие.

Говоря об инновационном обучении и образовании, необходимо выделить ряд отличий его от традиционного.

По Дж. Боткину, главное отличие - в таком развитии всего потенциала личности, которое делает ее готовой к любому, даже непредвиденному будущему. Если традиционное обучение направлено на усвоение правил деятельности в повторяющихся ситуациях и в этом смысле личность обращена к закреплению прошлого опыта, что не дает ей свободы действия в «беспрецедентных» ситуациях, то инновационное обучение как раз направленно на создание нового отношения к будущему, готовности и способности к «совместным действиям в новых ситуациях». Дидактика инновационного обучения вводит обширный инструментарий учебно-исследовательской деятельности, преследуя цель развития творческого и критического мышления,

разрабатывает модели обучения (в том числе непрерывного), стимулирующие поиск, рефлексию, готовность выбора альтернативных возможностей.

Однако различие традиционного и инновационного обучения не сводится к отличию в наборе дидактических средств и формально провозглашаемых целей. Развитие творчества, готовность к будущему - эти цели могут декларироваться и в рамках традиционного обучения.

Исследователи видят в инновационном обучении новый подход к становлению личности человека, побуждаемый изменившейся ситуацией в области знания. Как говорят науковеды, мы вступили в мир «неклассического» знания. Этот новый тип знания требует и новых форм освоения, включающих ученика не только в воспроизводство образцов, но и порождение новых фактов, идей. Изменились не только основы производства научных знаний, изменения охватили все стороны жизни. Термин «глобальные инновации» уже вошел в характеристику условий существования человечества.

Инновации во всех областях общественной и индивидуальной жизни уже преобразили «всю систему

отношений человека с миром и самим собой». В этих условиях резко обострились «противоречия между темпами общественного и индивидуального развития». Различный подход к разрешению этих противоречий - вот то, что различает традиционное и инновационное обучение. Последнее в отличие от первого изменяет место и роль человека в культуре, это касается и личности ученика, учителя. Их отношения и взаимодействия лишаются четко закрепленных функций, на смену ролевой дистанции приходит совместная деятельность,

сотрудничество, совместное решение продуктивных задач, включающих учителя и ученика в единое смысловое поле подготовки к заранее не заданному результату. Именно в этом коренном отличии к личности ученика, в особенностях новой, новаторской смены лежит главный отличительный признак инновационного обучения. Все остальные его дидактические и психологические составляющие -производное от изменения структуры социальных отношений. Процесс усвоения знаний превращается из самоцели в средство развития личности и ее учителя (такой тип дидактического взаимодействия Дж. Боткин называет «предвосхищающим», расширяя это понятие не только на область результатов рациональных процессов, но и на область более широкую -«стремление к переоценке ценностей». Инновационное обучение и отвечает задаче поиска новых целей и способов деятельности, которые могут развиваться лишь в совместной деятельности. Различие это не единственное между данными системами обучения, хотя и основополагающее.

Инновационное обучение не новая методическая разновидность

существующей традиционной системы обучения, это новый способ организации учебно-воспитательного процесса, отвечающий потребностям нового общественного уклада постиндустриального периода с высокими темпами развития, при этом собравший в себе все достижения

современной педагогики и психологии. В рамках данной стратегии рождается большое разнообразие моделей обучения, которые при всех своих отличиях несут общие черты: демократизм позиций учителя, приоритет творческой и продуктивной деятельности. Анализ различных моделей инновационного обучения современных и имевших место в истории образования, проведенный В.Я. Лаудис и И.П. Негурэ, подтвердил эту общность принципов, структуирующих инновационное обучение, начиная от моделей Л.Н. Толстого, Ф. Штейнера, М. Монтессори, А.Н. Макаренко, Я.Корчака и кончая моделями В. Сухомлинского, Ш. Амонашвили и других.

Отсюда следует, что стратегия инновационного обучения как научно-обоснованное, социально-

затребованное направление развития современного образования

концентрирует в себе все наивысшие достижения педагогических поисков и открытий в науке об обучении.

Иные исследователи подчеркивают, что переход к инновационной деятельности, будь то область экономики, политики, права нуждаются в интенсивном и целенаправленном обучении кадров, включающем новое содержание, современные методы продуктивного мышления и новые технические средства. Сравнивая инновационное и традиционное образование, видно, что разница между ними носит не хаотичный, а системный характер. Так, это подчеркивают многие исследователи, B.C. Лазарев и М.М. Поташник, глубоко изучившие и рассмотревшие проектирование инноваций в образовании, указывают на развитие инновационных систем не по типу «локальных изменений», касающихся отдельных параметров: содержания, методов усвоения и пр., и не по типу «модульных изменений», а по типу «системных изменений». Это обстоятельство подтверждается и рядом положений, высказанных в работах В.Я. Ляудис и других ученых. В них единицей анализа и проектирования выступает учебно-воспитательная ситуация как системно-

организованное целое. Отсюда следует, что предметом проектирования и организации выступает

взаимодействие ее участников, основные пункты их

взаимообусловленности, сопряженности и условия достижения координации в отношении принятых отдаленных и ближайших целей.

Важным также является то, что интенсивное и разностороннее развитие личности ученика в ситуациях инновационного обучения всегда сопряжено с развитием личности обучающих. Всякая инновационная система обучения должна предусмотреть условия развития личности обеих сторон, учителя и ученика. И процесс перехода в это новое русло нового стратегического направления организации не может ограничиваться лишь управленческими решениями. Центральной проблемой на начальном этапе инновационной деятельности становится решение задачи капитального научного перевооружения кадров, прежде всего учителя, осуществляющего

непосредственно «главный

производственный процесс» в системе образования.

Опираясь на различные характеристики систем

инновационного образования, можно определить ряд свойств, которые помогут нам обрисовать «идеальную» систему инновационного образования. Такими определяющими свойствами являются:

• преимущества в результате и процессе инновационной деятельности;

• совместимость системы с ценностями и опытом отдельных учителей;

• простота во внедрении новых программ и методик;

• обеспеченность системы ресурсами;

• наличие нормативно-правовой базы, обеспечивающей и регламентирующей ее деятельность;

• наличие структур (служб, учреждений), прогнозирующих результаты развития инновационной системы и моделирующих

инновационный процесс.

К основным особенностям построения системы инновационного образования, будь то любой -региональный, муниципальный -уровни относятся:

• вариативность образования;

• дифференциация образовательной сети;

• децентрализация управления;

• развитие педагогического творчества;

• возрождение национальных и региональных начал в образовании.

Залог восприимчивости

образования к национальным, региональным, социокультурным особенностям, к индивидуальным запросам личности - в вариативности образования. Вариативность может развиваться в следующих направлениях:

• вариативность организационно-правовых форм деятельности образовательных учреждений, их типов и видов;

• вариативность содержания образования;

• вариативность систем образовательных учреждений;

• вариативность форм получения образования.

Государственные стандарты, базисный учебный план, курсы и программы, определяющие его региональную часть - инновационную практику, - имеют основополагающее значение. С одной стороны, в инвариантной части сохраняется единое образовательной пространство, с другой - в вариативной части обеспечивается использование множества вариантов нового содержания, что способствует обеспечению «ресурса» свободы творчества и инноватики. Вариативное образование пришло реально в общеобразовательную школу, подкрепленное базисным

региональным планом, возникла новая педагогическая среда, иная образовательная ситуация, новое образовательное пространство.

Вариативное образование как основной фактор системы инновационного образования может быть представлено как:

Экономика, Статистика и Информатика 21 №4, 2009

• поисковое образование, апробирующее иные «необычные» пути выхода из различных образовательных ситуаций;

•обретение иных путей понимания и усвоения знаний в современном меняющемся мире;

• выбор индивидуального пути, призванного развивать личность.

Реализация принципов

вариативности образования требует определенных условий для дифференциации образовательного процесса в условиях развития образовательного пространства любого масштаба. В рамках не только города, региона, но и всей страны уже отработаны и опробованы, используются на практике повсеместно также основные формы

дифференцированного обучения, как внешняя и внутренняя, идущее от различных концептуальных взглядов на человека и его место в обществе, от различных жизненных философий, различных взглядов на связь общества и школы. Внешняя связана с профильным обучением, организацией сети инновационных учебных заведений (гимназии, лицеи, колледжи, классы с углубленным изучением предметов и др.). Внутренняя - это гибкие, мягкие опосредованные методы, позволяющие учителю и ученику выбирать наиболее удобные, понятные и приятные формы при овладении учебным материалом и формы его выражения. Отсюда дифференцированное обучение в инновационной образовательной системе необходимо воспринимать как создание наиболее благоприятных условий для реализации способностей и возможностей ученика. Проектирование дифференцированного обучения невозможно без глубокого изучения индивидуальностей образовательного коллектива, личностных особенностей ученика. При этом необходимо учитывать, что связь дифференциации и индивидуализации взаимна: индивидуализация не является результатом дифференциации, диффиренциация способствует лишь развитию индивидуализации, и

наоборот.

Анализ состояния современной отечественной системы образования позволяет сделать вывод о том, что в современном образовании происходят два основных разнонаправленных процесса: внешний, сдерживающий развитие образовательной системы, -сокращение и ухудшение материально-технического и ресурсного обеспечения; внутренний -саморазвитие системы образования, расширение сферы образовательных услуг. В процессе саморазвития системы образования наиболее ярко выражены две тенденции: вариативность образования и его регионализация.

Основной фактор развития образования сегодня - сама школа, а движущая сила этого фактора -инновационное движение в образовании, которая сегодня приобретает все более широкий размах.

Инновационные образовательные учреждения всех видов и типов, всех ступеней обучения стали трамплином для образовательного инновационного движения. Сегодня это массовое, рациональное, многослойное и многообразное движение.

Вступая в новую эпоху, в сфере образования необходимо ясно определить, о каком образовании, о каких человеческих идеалах и устремлениях, для какого общества должна идти речь.

Чтобы яснее представить путь и движущие силы развития образования в современном мире, необходимо рассмотреть некоторые устойчивые закономерности, влияющие на сферу образования. К мировым тенденциям можно отнести рост наукоемких производств, для эффективной работы которых более половины персонала должны составлять люди со специальным образованием,

интенсивный рост объема научной и технической информации, усвоить которую может специалист, включенный в систему непрерывного образования, компьютеризацию (систему развития информационных технологий), поднявшую ценность

творческой деятельности, рост производительности в материальном производстве, повышение

благосостояния населения. Четко прослеживается закономерный рост престижа образования.

Реакцией на требования времени стали следующие тенденции в развитии школы:

• демократизация образования (общедоступность, свобода выбора его видов и форм, отказ от авторитарной модели управления),

• создание учебно-научно-производственных комплексов как специфической формы интеграции образования, науки и производства,

• фундаментализация образования (углубление фундаментальной подготовки при одновременном сокращении объема общих и обязательных дисциплин за счет системного анализа содержания и выделения его основных инвариант),

• индивидуализация обучения и учебного труда учащихся (внедрение индивидуальных планов обучения, увеличение числа факультативных курсов),

• гуманитаризация и гуманизация образования,

• компьютеризация образования (внедрение информационных технологий в образовательный процесс),

• тенденция к автономизации,

• рост требований к профессионализму педагогов,

• создание системы регулярной оценки эффективности работы учебного заведения.

В определенной степени указанные тенденции проявляются и в российской системе образования.

Задачей образования и обучения становится «не передача определенной суммы знаний, а формирование определенных способностей в процессе активной деятельности в соответствии с идеей

самообразования».

Понятие «образование» «не сводится только к образованию как к формированию личности, но включает в себя формирование нового знания, образа деятельности, в которой

действует личность». Отсюда понятие «образование» (его психолого-педагогическое содержание) можно рассматривать как:

• особую сферу, обеспечивающую воспроизводство общества подготовку к общественной жизни новых его членов,

• особый исторический тип культурного содержания,

• особый метод в психолого-педагогической работе.

Основываясь на нормативных и концептуальных материалах, лежащих в основе деятельности Министерства образования, можно определить и государственную стратегию в области образования. Она состоит в том, чтобы средствами образования

способствовать решению комплекса общесоциальных задач

стабилизационного, развивающего и прогностического характера, а именно:

• укрепление демократических основ общества,

• становление национального самосознания в обществе,

•снятие социальной напряженности в обществе,

• развитие потенциала российской экономики и культуры.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Путь к решению проблем образования лежит через:

• сохранение единого образовательного пространства,

• обеспечение гарантий прав граждан на получение образования,

• гуманитаризацию и гуманизацию содержания образования,

• обеспечение возможности получить образование в соответствии со склонностями, способностями, интересами и состоянием здоровья учащихся.

• Современное образовательное пространство мыслится как:

• подвижное и открытое,

• аккумулирующее социокультурный опыт человека,

• диагностирующее, выявляющее противоречия и отклонения в сравнении с определенным идеальным состоянием,

• прогнозирующее развитие процесса на основе познанных закономерностей.

Будущее российской школы находится в зависимости от следующих факторов, которые также являются общемировыми и актуальными для большинства стран мирового сообщества:

•государственная политика должна быть направлена на опережающие развитие образования по сравнению с другими социальными сферами;

•общественное мнение необходимо формировать в пользу приоритетности сферы образования как важнейшего условия социально-экономического прогресса;

• становление рынка образовательных услуг и сопутствующей ему конкуренции должно сопровождаться льготным налогообложением, системой госдотаций, созданием условий для капитальных вложений в образование;

• широкое развертывание научных исследований в области экономики, социологии, психологии и педагогики образования;

• формирование службы общественного контроля за деятельностью учебных заведений, наличия четких критериев их рейтинговой оценки.

Исходя из задач, стоящих перед образованием, его функций, факторов его планомерного и мобильного развития можно рассматривать, что глобально все инновации в образовании должны:

• учитывать социокультурные факторы,

• создавать на основе имеющихся новые обучающие методики, технологии, программы, способствующие развитию интеллекта, стимулирующие движение личности вперед.

Важно обеспечить при реализации инновационного образования процесс непрерывного взаимодействия и творчества всех участников.

Взаимосвязь творчества и инновации очевидна, т.к. всякому инновационному процессу

предшествует творчество, создание нового на основе преобразования существующего.

Чтобы новая модель (новый облик,

новое изобретение) была внедрена, необходимо этот процесс стимулировать (то есть создать условия, диагностировать, учитывать мнения и интересы, связать в единое целое задачи формирования и пр.). Менеджмент имеет в инновационном образовательном пространстве свою специфику, отсюда необходимо отдельно рассмотреть вопрос управления инновационными

процессами в образовании.

Итак, анализ исследований инновационного образования как социально-педагогической проблемы позволяет сделать следующие выводы:

1. Анализ сущностных характеристик «инноваций», «педагогической инноватики», «инновационных процессов», «инновационной деятельности», «инновационного обучения», «инновационного образования» строится на том, что

• инновационные процессы в образовании - это процессы создания, освоения и применения педагогических новшеств, которые изучает педагогическая инноватика, призванная решать противоречия между педагогической теорией и практикой, рассматривающая и исследующая педагогические новшества, оценивающая степень их освоения, использования и применения педагогическим сообществом;

•инновационное образование - это совокупность новых образовательных процессов, идей, технологий (информационных технологий в том числе), которые целенаправленно изменяют систему образования, расширяют рынок образовательных услуг.

2. В инновационном образовании отражены серьезные содержательные перемены, носящие системный характер, коренным образом отличающие его от традиционного образования.

3. Основными особенностями построения системы инновационного образования любого уровня являются:

• вариативность образования в части содержания, организационно-правовых форм деятельности, систем

Экономика, Статистика и Информатика 23 №4, 2009

образовательных учреждений, форм получения образования,

• дифференциация образовательной сети,

• развитие педагогического творчества,

• изменения в системе управления.

4. Эффективность инновационных процессов в образовании обеспечивается только комплексом педагогических условий.

5. Стратегия государства в области образования состоит в решении комплекса общесоциальных задач стабилизационного, развивающего и прогностического характера.

Литература

1. Шендерей Е.М., Шендерей Е.Э., Шендерей П.Э. Проектирование содержания профессиональной подготовки студентов в

негосударственных вузах. - М.: Институт общего среднего образования РАО, 2002, - 180 с.

2. Шендерей П.Э. Развитие исследовательской компетенции студентов в системе спецкурсов по единой проблеме. - Саратов: Научная книга, 2004. - 100 с.

3. Майнцер К. Сложность и самоорганизация // Вопросы философии. - 1997. - 3. - с. 19-23.

4. Макарова Л.В. Индивидуализация процесса обучения и рейтинговая система оценки знаний студентов // Концепция высшего технического образования в новых социально-экономических условиях. - М.: Изд-во МЛИ, 1992. - с. 142-156.

5. Макарова Л.В. Преподаватель, модель деятельности и аттестация / Под ред. проф. В.Л. Балакина. - М. 1992. - 148 с.

6. Макарова Н.В. Информатика. Учебник. - М.: Финансы и статистика, 1997. - 604 с.

Bibliography

1. Shenderey Е.М., Shenderey E.E.,

Shenderey P.E. Designing of the maintenance of students vocational training in notstate high schools. - M.: Institute of general secondary education RAE, 2002, - 180 p.

2. Shenderey P.E. Development of the research competence of students in system of special courses on a common problem. - Saratov: Nauchnaya kniga, 2004. - 100 p.

3. Mainzer K. Difficulty and self-organization // Voprosy filosofii. - 1997. -3. - p. 19-23.

4. Makarova L.V. Training process individualization and rating system of students' knowledge estimation // The concept of higher technical education in new social and economical conditions. -M.: The publishing house of MLI, 1992. - p. 142-156.

5. Makarova L.V. Professor, activity model and attestation / Under editorship of professor Balakin V.L. - M. 1992. - 148 p.

6. Makarova N.V. Informatics. Textbook. - M.: Finansy i statistika, 1997. -604 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.