Негосударственные вузы как особая сфера
V V
российской системы образования
Романова Ираида Николаевна
ГОУ ВПО «Поволжская академия государственной службы», филиал в г. Тольятти.
Климова Ольга Владимировна
Тольяттинское управление Министерства образования и науки Самарской области; ведущий специалист
Шендерей Павел Эдуардович
к.п.н., доцент, проректор по учебной и научной работе АНО «ВУЗ «Институт менеджмента, маркетинга и права», г. Тольятти; Тел.: 8482 35 63 14; [email protected]
Шендерей Евгений Эдуардович
к.п.н., проректор по информационным технологиям; аНо «ВУЗ «Институт менеджмента, маркетинга и права»; Тел.: 8482 35 63 14; [email protected]
В работе рассматривается негосударственный сектор в образовании, который является неотъемлемой частью отечественной образовательной системы и решает важную государственную задачу - подготовка высококвалифицированных и конкурентоспособных специалистов. Появление негосударственных вузов является следствием закономерного развития системы образования. В самой системе негосударственного образования заложен большой потенциал, который предстоит раскрыть и использовать в интересах России.
Ключевые слова: негосударственный сектор в образовании; негосударственный вуз; мультимедиатехнологии; новые образовательные технологии.
Romanova Iraida Nikolaevna
SEI HPE P.A. Stolypin Volga Region Civil
Service Academy, the branch in Tolyatti
Демократические преобразования, происходящие в России, формирующиеся рыночные отношения, безусловно, коснулись отечественной системы образования. Прежде всего стоит сказать о «рождении» рынка образовательных услуг - сегодня наряду с государственными функционируют различные негосударственные образовательные учреждения.
Отметим, что первым негосударственным (общественным) вузом в России была Московская практическая академия коммерческих наук, основанная в 1810 г. Позднее, все вузы перешли в собственность государства.
Ситуация изменилась в 1992 г. с принятием Закона РФ «Об образовании», разрешившего создание негосударственных образовательных учреждений и установившего порядок их лицензирования и государственной аккредитации.
Появление и развитие негосударственных образовательных учреждений в России вызвано рядом объективных социально-экономических предпосылок, обусловленных
венных вузов (федеральных) было 685, государственных вузов (субъектов РФ) было 54, муниципальных - 13, негосударственных - 671.
Однако, несмотря на то, что негосударственных вузов достаточно много (около 50%) в них обучается примерно 17% от общего числа студентов.
Динамика развития негосударственных вузов, в количественном выражении следующая: в 1993 г. государственных вузов было 548, негосударственных - 78; в 2007 г. государственных вузов - 685, негосударственных - 671.
Главная их особенность заключалась в том, что за обучение платило не государство, а сам студент. Это стимулировало формирование системы внебюджетной подготовки кадров в государственных вузах. На сегодняшний день примерно 49% студентов в государственных вузах обучаются на платной основе. Динамика изменения доли обучающихся на платной основе в период с 1998 г. по 2007 г. (в государственных и негосударственных вузах) следующая: 1998 г. - 23% доля обучающихся на платной основе, 2007 г. примерно 58% - доля обучающихся на платной основе.
В первые годы своего существования негосударственным высшим учебным учреждениям (даже при условии, что предлагали они качественное образование) не могли изменить стереотипное общественное мнение о том, что государственное образование лучше. Постоянно приходилось сталкиваться с непониманием и прямым сопротивлением, препятствиями в работе. Связано это, прежде всего, с тем, что высшая школа, будучи производной социально-экономической системы советского общества, была призвана решать социальные задачи, которые определялись государством и правящей компартией, вносила существенный вклад в развитие всех сфер общественной жизни, создание мощного интеллектуального потенциала страны. В советской сис-
Klimova Olga Vladimirovna The Tolyatti management of the Ministry of Education and Science of the Samara region; senior staff
Shenderey Pavel Eduardovich Candidate of science, pedagogics; associate professor; The pro-rector on educational and scientific work of INO HEI Institute of management, marketing and the right; Tolyatti, Tel.: 8482 35 63 14; [email protected]
Shenderey Evgeniy Eduardovich Candidate of science, pedagogics, The prorector on information technologies; INO HEI Institute of management, marketing and the right; Tel.: 8482 35 63 14; [email protected]
NOT STATE HIGH SCHOOLS AS SPECIAL SPHERE THE RUSSIAN EDUCATION SYSTEM
In the work not state sector in formation which is an integral part of domestic educational system and solves the important state problem - preparation of highly skilled and competitive experts - is considered . Occurrence of non-state high schools is a consequence of natural development of an education system. In the system of not state formation the more potential which should be opened and used in interests of Russia is put.
Keywords: not state sector in formation; not state high school; multimedia technologies; new educational technologies.
такими причинами, как:
- спрос определенных групп населения на создание образовательных учреждений нового типа;
- наличие предложений со стороны значительного числа специалистов-энтузиастов, разрабатывающих и реализующих собственные подходы в организации, содержании и методике образовательного процесса;
- потребность в отработке новых экономических подходов к развитию системы образования [1, 8] и т.д.
Негосударственный сектор в образовании (в отличие от объектов промышленности, строительства, торговли) возник не путем приватизации государственных вузов, а благодаря созданию новых, дополнивших, а не заместивших государственные.
По данным Национального ак-кредитационного агентства в сфере образования в 2007 г. государст-
теме образование рассматривалось не как затратная часть бюджета, а как источник прогресса, инструмент коренных преобразований, основной капитал государства. Основополагающими его характеристиками являлись массовость, доступность, бесплатность, которые делали нашу систему образования одной из самых демократичных в мире и привлекательной с точки зрения социальной справедливости. Сегодня общество, особенно старшее поколение россиян, при оценке современной системы образования соотносит его с советской системой. По нашему мнению, именно этот фактор сыграл существенную роль в негативном (и зачастую незаслуженно негативном) восприятии рождения негосударственного платного образования.
Следует согласиться и с мнением ректора Международного банковского института В.Н. Вениами-нова о том, что «...определенная дискриминация в отношении даже аккредитованных негосударственных вузов сохраняется. Это выражается, в первую очередь, в специфике законодательства, не допускающего любых форм финансирования негосударственных вузов из бюджета, что весьма эффективно обыгрывается противниками приобщения негосударственных вузов к госзаказу» [3].
Подчеркнем, что высшее образование во всем мире - прежде всего негосударственное высшее образование. Причем это образование высшего качества. Каждый вуз сохраняет свое лицо и имеет право выдавать собственные дипломы -разного цвета, формы и содержания. Так, если студент окончил Гарвардский, Колумбийский или Стэндфордский университет, никто не спросит, есть ли у него диплом государственного образца - имя вуза говорит само за себя.
Настороженное отношение к негосударственным вузам в России, в общем-то, нормально - ведь этим учебным учреждениям от силы пятнадцать лет. А для вуза это очень маленький срок, за который невозможно создать свою историю, особые традиции, обрасти легендами - все то, что лучшими государственными вузами формировалось на протяжении многих десятков
лет, сменой поколений как студентов, так и профессоров. Нужно время, нужны выпускники, которые бы гордились своим вузом и были бы ему благодарны за полученное образование, нужна сильная научная школа, высокопрофессиональный профессорско-преподавательский состав. У современных негосударственных вузов есть все - кроме времени. Так что вопрос признания в этой ситуации - вопрос будущего.
Справедливость этих слов доказывает то, что даже за небольшой срок, который негосударственные вузы существуют, подвижки есть. Шаг за шагом, но негосударственное высшее образование прокладывает себе дорогу в будущее. Представители негосударственных вузов входят практически во все региональные Советы ректоров вузов. Постепенно приходит признание, уважение, основанное на реальных достижениях негосударственных вузов.
Большую поддержку в работе в последние годы стало оказывать и Министерство образования и науки РФ: проводятся совместные научно-практические конференции и семинары, выставки и презентации. Студенты лучших негосударственных вузов приглашаются министерством на крупные общественные, молодежные мероприятия. Тем более что студенчество негосударственных вузов очень активно - ребята побеждают на региональных и всероссийских конкурсах студенческих научных работ, много ездят по стране, участвуют и становятся дипломантами научных конференций и форумов. Впрочем, прямым следствием начинающегося признания стало то, что к качеству услуг негосударственного вуза еще повысились требования. Сейчас негосударственный вуз, аккредитованный Минобразования и науки России, должен соответствовать всем требованиям Государственных стандартов по уровню подготовки специалистов, лицензионным нормативам в части обеспеченности учебными площадями, литературой и т. д. Кроме того, и сам студент, сделав свой выбор в пользу негосударственного вуза, предъявляет высокие требования к качеству обучения, материально-технической обеспеченности учеб-
Экономика, Статистика и Информатика
ного процесса. Подтверждая свой статус, негосударственный вуз всегда должен быть в авангарде, постоянно доказывая свои преимущества, внедряя новейшие методы и методики обучения, развивая науку и формируя научные школы, организуя систему воспитательной и индивидуальной работы со студентами, постоянно обновляя материальную базу учебного процесса.
В связи с этим, понятие «негосударственный» некоторыми специалистами оспаривается как неточное и некорректное. Могут ли «негосударственные» вузы считаться таковыми, если находятся в государстве, занимаются подготовкой специалистов, нужных государству, да и процесс обучения у них должен соответствовать госстандарту? Возможно, пора отказаться от акцентирования внимания на форме собственности и указывать ее лишь в договоре со студентом.
Проблема, которая сегодня волнует многих, - отношение работодателей к выпускникам государственных и негосударственных вузов. Получают ли какие-нибудь преимущества выпускники государственных вузов? Какие запросы существуют у самих студентов? В сфере российского образования, по мнению многих специалистов, до сих пор сохраняется такой разброд, что по старинке гарантом качества большинство людей (в том числе и работодатели) считают государство, а не вуз. Поэтому, с одной стороны, диплом вроде бы дает выпускнику негосударственного вуза при устройстве на работу такие же права, какими обладает выпускник государственного вуза. С другой стороны, о равенстве всех форм образования можно говорить сколько угодно, но на практике работодатель обычно смотрит на диплом: государственный - хорошо, в противном случае - «вы нам не подходите».
Мнения работодателей о государственных и негосударственных вузах выясняли специалисты агентства «РейтОР», глубоко проанализировавшие проблему на основе данных собственного исследования московских вузов [4]. Ведь именно в столице число как государственных, так и негосударственных вузов максимально.
№3, 2009
Как показали опросы работодателей Москвы, выпускники негосударственных вузов явно не в почете: более 60% работодателей предпочитают нанимать на работу выпускников государственных вузов. Однако это не означает, что работают у них только выпускники государственных вузов. Ясно одно: существует дополнительная преграда у выпускников негосударственных образовательных учреждений (НОУ) при построении успешной карьеры.
Более того, часть работодателей (что выяснилось при проведении глубинных интервью) вообще не хотят рассматривать выпускников НОУ в качестве кандидатов на ту или иную должность. Так, представитель одной из крупных московских компаний прямо заявил: «Я не верю, что вменяемые негосударственные вузы сейчас могут существовать в России». Другой работодатель, генеральный директор ГГ-компании сказал: «Мы вообще не работаем и не стремимся работать с выпускниками НОУ».
Лишь около 40% работодателей не выразили особых предпочтений при выборе молодого специалиста. Позиция данной категории работодателей такова: «Мы смотрим на кандидата, а не на вуз, откуда он пришел». Однако при проведении глубинных интервью выяснилось, что все равно на предприятиях, в которых такое мнение есть, работают выпускники ведущих государственных вузов Москвы.
Итак, проблема «барьера» для выпускников негосударственных вузов действительно существует: в некоторых случаях диплом об окончании НОУ - это один из факторов, препятствующих построению успешной карьеры, в других -это преграда, которую невозможно преодолеть.
Впрочем, стоит сделать несколько оговорок. Во-первых, агентством «РейтОР» произведен опрос преимущественно представителей крупных предприятий, где на ведущих позициях молодые специалисты, имеющие диплом об окончании НОУ, не закрепляются. Недостаточно ясна ситуация в малом и среднем бизнесе, возможно, выпускники негосударственных вузов уходят именно туда.
Во-вторых, нельзя сводить к единой группе все негосударственные вузы, поскольку есть здесь и лидеры, выпускники которых котируются на рынке труда гораздо выше, и аутсайдеры, выпускники которых, как выразился один из работодателей, являются «вспомогательным персоналом».
В-третьих, много зависит от самого выпускника. Если он получил достаточно знаний и имеет необходимый набор личностных качеств, то правовой статус его вуза может и не сыграть решающей роли в карьере. Но пока таких выпускников, судя по опросам работодателей, немного.
Как видим, стереотип общественного сознания относительно того, что государственные вузы готовят лучших специалистов, чем негосударственные, существует. В этой связи важно понимать, каковы ожидания самих выпускники вузов? Есть ли различия в их запросах и карьерных ожиданиях? Вновь обратимся к исследованию, проведенному агентством «РейтОР» [4].
Карьерные ожидания старшекурсников московских негосударственных образовательных учреждений явно выше ожиданий студентов государственных вузов. Так, около четверти старшекурсников НОУ заявили, что после полученного образования они смогут стать бизнесменами, будут владеть своим собственным делом. Около половины старшекурсников этих вузов заявляют о своем намерении стать топ-менеджерами. Таким образом, завтрашние выпускники НОУ считают, что уже сделали главный шаг к стремительной успешной карьере.
Что касается старшекурсников государственных вузов, то они в своих оценках были более сдержаны. 42% представителей этой группы видят себя после окончания вуза на должности специалиста, 28% думают, что смогут попасть в топ-менеджмент вскоре после получения диплома о высшем образовании.
Итак, различия между выпускниками государственных и негосударственных вузов существуют уже на уровне сознания: последние склонны к завышению своих карьерных возможностей. Даже допуская, что часть выпускников НОУ
сможет попасть на высокие должностные позиции с помощью неформальных каналов (родителей, знакомых, родственников), ожидания значительной части представителей этой группы явно завышены.
Интересны и мнения студентов в плане оценки своей будущей заработной платы. К примеру, около трети старшекурсников негосударственных вузов всерьез думают, что смогут получать более 30000 рублей сразу после окончания вуза. По категории старшекурсников государственных вузов этот процент значительно ниже. Можно сделать вывод о том, что старшекурсники, получающие диплом государственного вуза, более реалистичны при оценке уровня своей первоначальной заработной платы.
По оценкам работодателей, полученных как в ходе формализованных опросов, так и при проведении глубинных интервью, только единицы смогут сделать успешную стремительную карьеру вскоре после окончания вуза. Остальным следует ждать длительных испытательных сроков, медленного продвижения по должностной лестнице и столь же нескорого повышения заработной платы.
К преимуществам негосударственных вузов можно отнести следующий факт: если человек готов платить за обучение, значит, он действительно заинтересован в получении знаний. К примеру, отмена лекции в государственном вузе часто становится поводом для радости студентов. Иная ситуация в вузах негосударственных: если по какой-либо причине занятие пропало, то студенты могут и поинтересоваться, когда оно будет проведено. Таким образом, базовая установка на получение знаний положительно сказывается на качестве подготовки.
Впрочем, не секрет, что существует особая категория студентов, уверенных: «кто платит, тот и музыку заказывает». Поэтому в вузах, думающих о своей репутации (а только так можно конкурировать в современных условиях), поддерживающих «марку», стремящихся сформировать свой имидж на рынке труда, отсев студентов (особенно на первом курсе) обычно бывает довольно большим. Негосударст-
венный вуз предъявляет очень жесткие требования - каждая пересдача зачета или экзамена стоит довольно дорого. Иногда условия таковы, что в случае, если студент не может осилить зачет с трех попыток, ему приходится заново оплачивать и изучать весь курс.
Существует и еще одно обстоятельство, говорящее о преимуществах негосударственных вузов. Сегодня, учитывая смену образовательной парадигмы, главное - не просто дать студенту определенную сумму знаний, а научить особому способу мышления, приводящему к открытию новых знаний. Следовательно, процесс обучения должен стать более мобильным, гибким и интересным. Одно из главных достоинств негосударственных вузов как раз в том, что они имеют возможность дать все это своим студентам. Кроме того, современный хороший специалист -это специалист, постоянно обучающийся, т. к. знания морально устаревают с огромной скоростью. Таким образом, важное требование, предъявляемое современному выпускнику - это умение самоорганизовываться, иметь способность к самообучению. Этому негосударственные вузы учат своих студентов изначально (напомним - за повторные зачеты в негосударственных вузах надо платить).
Важным фактором успеха внебюджетных вузов является и более высокая, чем в государственных, материальная заинтересованность и социальная защищенность преподавателей и сотрудников: чем выше уровень оплаты труда, тем выше и отдача. Поэтому уже ни для кого не секрет, что качество подготовки специалистов в негосударственных вузах на сегодняшний день не только не ниже, но зачастую даже превосходит качество подготовки в традиционных вузах.
Интересной возможностью некоторых негосударственных вузов можно также назвать то, что студенты могут принимать активное участие в выборе своего преподавателя. К примеру, проводится анкетирование «Преподаватель глазами студента» и в случае, если педагог набирает меньше 70% положительных оценок, с ним могут расторгнуть договор, меньше 80%
- снизить ставку оплаты, больше 90% - повысить. Такой подход способствует положительным изменениям в профессорско-преподавательском составе негосударственных вузов: в 1995—1996 гг. здесь преподавало 315 профессоров и преподавателей (из них 90% -«совместители»), в 2004—2005 гг. преподавателей стало уже более 2 тыс. (численность «совместителей» составила 47%). Кроме того, во многих негосударственных вузах сегодня есть возможность растить свои научно-педагогические кадры, т.к. в них открыта аспирантура.
Не будем спорить, что первое время большинство негосударственных вузов предоставляли действительно некачественное образование, о фундаментальности которого можно было говорить с большим трудом. Часто приходилось сталкиваться с тем, что профилирующие курсы читал случайный или малоподготовленный в этой области специалист (например, курс по менеджменту и экономической теории читал лектор с гуманитарным и техническим образованием, а человек с гуманитарным образованием читал некоторые естественнонаучные курсы). Это наблюдалось во многих вновь возникающих негосударственных вузах по всей стране, очень часто нарушения образовательного процесса были характерны для филиалов. Сегодня ситуация улучшилась - системные меры руководства вузов, проверки, комплексные аттестации и естественная конкуренция сделали свое дело. Доля аккредитованных вузов значительно увеличилась, многие вузы находятся на стадии подготовки к комплексной аттестации и государственной аккредитации, а частью негосударственных вузов уже пройдена неоднократная комплексная аттестация и аккредитация. Как уже было сказано выше, во многих негосударственных вузах появилась аспирантура, начали оформляться свои педагогические и научные школы.
Нетрадиционно решается в некоторых негосударственных вузах и проблема неизбежного устаревания материала, изложенного в учебниках и учебных пособиях. Так, в состав кафедр (особенно тех,
которые ведут обучение на старших курсах) наряду со штатными педагогами и «звездами» из других университетов, приглашаемыми для чтения отдельных курсов или лекций, включаются «практики» (работники банков, финансовых и иных компаний), имеющие ученые степени, звания и несущие в учебный процесс свой бесценный практический опыт. Также широко практикуется проведение занятий по принципу «вчера - на практике, сегодня - на занятиях» [5].
Следует учитывать и то обстоятельство, что значительную часть преподавательского состава государственных вузов составляют люди в возрасте, преподающие по старой системе и не всегда успевающие за новинками современного образовательного процесса. В негосударственных вузах преподавательский состав относительно молод. Это позволяет таким учреждениям проявлять максимальную гибкость и мобильность, благодаря которым удается быстро реагировать на общественные потребности. Эта мобильность проявляется на разных уровнях: от общей системы управления вузом до ежедневной организации учебного процесса, который подчинен главной цели: достижению отличного качества подготовки специалиста. Упор здесь делается на востребованность, опережающую подготовку специалистов с учетом будущих требований рынка. А в целом, в силу специфики своей организационной структуры, в негосударственном вузе лучше управляемость и организация работы. Хорошие адаптационные возможности, динамизм особенно ярко проявляется в вопросах внедрения инноваций и передового опыта в формах и методах обучения.
По мере оснащения материальной базы негосударственных вузов современной компьютерной, телекоммуникационной, демонстрационной и иной техникой и оборудованием изменилась суть и повысилась эффективность инноваций в этом направлении. Нормой учебного процесса в ведущих негосударственных вузах стали мультиме-диатехнологии, видеоконференции, электронные учебники, кейсы, си-муляционные компьютерные игры,
Экономика, Статистика и Информатика 19 №3, 2009
■ ■
тренинги, групповые презентации и др. Новые образовательные технологии повлияли в ряде случаев на методику и структуру изучения отдельных дисциплин. Некоторые негосударственные вузы весьма эффективно участвуют во внедрении и разработке «пионерских» проектов дистанционного обучения, часто работая в творческом союзе с известными государственными университетами. В части негосударственных вузов используются материалы и технологии дистанционного обучения при переводе студентов-очников на индивидуальный план обучения [6, 8, 9].
Еще одно преимущество негосударственного вуза - богатый библиотечный фонд современной литературы. В библиотеку книги поступают непосредственно из издательств (часто у таких вузов есть свой транспорт, сюда ежемесячно доставляется новейшая литература). Решение о приобретении нового учебника руководство негосударственного вуза принимает оперативно, без бюрократических проволочек, здесь (в отличие от вуза государственного) не нужно «пробивать» фонды, искать деньги. Также многие негосударственные вузы имеют собственную типографию и издательство, что также расширяет их возможности.
Наряду с технологическим совершенствованием учебно-материальной базы принципиально важным моментом для имиджа негосударственного вуза является эстетическое оформление, комфортность условий для преподавателей, студентов и персонала. С выдумкой оформленные помещения, удобная аудиторная мебель, современное оборудование, мягкие диваны в холлах, где отдыхают студенты, регулярно обновляемые художественные выставки, цветы во многих помещениях - такая же визитная карточка вуза, как и качество обучения [6].
Но все же подлинной оценкой качества работы вуза остаются его выпускники. Если они хорошо подготовлены к профессиональной деятельности и востребованы на рынке труда - обучение соответствует современному уровню.
Как уже говорилось выше, трудоустройство - важная деталь ра-
боты любого вуза, а тем более негосударственного. Сегодня часть негосударственных вузов стараются заранее решить этот вопрос. Например, устраивают своих студентов на производственные практики на определенные предприятия, заключают договора с этими предприятиями - и закрепляют студентов на все время обучения. По окончанию обучения студент - уже сформированный специалист для конкретного предприятия, которое с удовольствием берет его на работу. Проходят и «ярмарки вакансий», потенциальные работодатели приглашаются на защиту дипломных работ и отбирают лучших выпускников. Часто работодатели, уже имевшие подобный положительный опыт, подают заявки на студентов будущих выпусков.
Отметим особое место негосударственных вузов в России в связи с Болонским процессом. С одной стороны, здоровая конкуренция государственной и негосударственной форм высшего образования может «убить» вузы слабые и неконкурентоспособные. С другой -откроет второе дыхание сильным и именитым вузам негосударственного сектора. Болонский процесс подразумевает «узнаваемость» и сопоставимость документов об образовании, выдаваемых различными учебными заведениями стран, принимающих в нем участие. Так, документ об образовании, полученный в России, будет легко узнаваем, например, в Европе. С этой точки зрения будущее для известных и зарекомендовавших себя положительно негосударственных вузов рисуется в весьма ярких красках.
Итак, негосударственный сектор системы высшего образования России состоялся, является неотъемлемой частью отечественной образовательной системы и решает важную государственную задачу -готовит кадры высококвалифицированных и конкурентоспособных специалистов для общества, основанного на знаниях. Правомерно утверждать, что негосударственные вузы появились вполне обосновано и даже закономерно. В самой системе негосударственного образования заложен большой потенциал, который предстоит раскрыть и использовать в интересах России.
Однако существует противоречие между реальным развитием системы негосударственного образования и восприятием ее в обществе. Продолжает сохраняться устойчивое представление о том, что негосударственные вузы неконкурентоспособны на рынке образовательных услуг.
Что ожидает негосударственные вузы завтра? Можно предположить, что, во-первых, при стабильном развитии нашего государства они останутся составляющей частью вузовского сообщества, оставив, впрочем, ведущую роль вузам государственным. При этом, учитывая ситуацию демографического кризиса и предоставления государственным вузам более широких возможностей в плане обучения студентов на внебюджетной основе, следует ожидать усиление конкуренции между всеми членами вузовского сообщества.
Во-вторых, несомненно, подсистеме негосударственных вузов предстоит пройти процедуру «самоочищения от накипи», в чем активную роль предстоит сыграть не только Министерству образования и науки, но и общественности в лице советов ректоров и ассоциаций негосударственных вузов России и регионов.
В-третьих, часть недостаточно устойчиво чувствующих себя в настоящее время негосударственных вузов примкнут к более сильным государственным или негосударственным вузам (в том числе и в статусе филиалов). Уже сегодня имеются первые примеры включения продвинутых негосударственных вузов в университетские комплексы.
В-четвертых, возможно, что часть негосударственных вузов основной своей деятельностью оставит переподготовку и повышение квалификации специалистов прекратит обучение по программам высшего образования.
В-пятых, учитывая, что негосударственные вузы уже давно так или иначе представляют собой реальную конкуренцию государственным, вероятна ситуация, что отпадет необходимость деления вузов на государственные и негосударственные. Произойдет деление на вузы качественные и все остальные.
Литература
1. Блажнов Е.А. Паблик ри-лейшнз: учеб. пособие. М., 2004.
2. О результатах проверки эффективности государственных расходов при реализации мероприятий по развитию российского образования за 2000—2002 годы // Официальные мероприятий по развитию российского образования за 2000— 2002 годы // Официальные документы в образовании. 2004. № 13. С. 58.
3. Вениаминов В. Н. От князя Владимира до президента Владимира Владимировича (размышления о негосударственных вузах). -М. : Международный банковский институт, 2002. Электронный ресурс: Ьйр^^-л^лЫ^рЬ.гиМгакШга/Ьоок/ Ьоок1.8Ь1ш1.
4. Государственные и негосударственные вузы: мнения работодателей http://www.ucheba.ru/vuz-rating/3086.htm1
5. Имиджелогия-2004: Состояние, направление, проблемы: Материалы Второго Международного симпозиума по имиджелогии / Под ред. Е.А. Петровой. М., 2004.
6. Бархатов В.Ю., Протасов А.М., Путилов Г.П. Некоторые особенности развития высшего образования в России. М., 2003.
7. Вениаминов В.Н. Реформа образования и негосударственные вузы Санкт-Петербурга // Обучение и карьера в Санкт-Петербурге. 2005. № 3(9).
8. Шендерей Е.М., Шендерей Е.Э., Шендерей П.Э. Проектирование содержания профессиональной подготовки студентов в негосударственных вузах. М., 2002, 179 с.
9. Шендерей Е.Э., Шендерей П. Э. Проектирование содержания подготовки студентов в области информационных технологий. Саратов: Научная книга, 2004, 156 с.
Bibliography
1. Blajnov E.A. Public relations: Textbook. М., 2004.
2. About results of check of efficiency of the State expenditure at realisation of actions for Russian education development for 2000-2002//0fficial actions for Russian education development for 2000-2002//0fficial documents in formation. 2004. № 13. p. 58.
3. Veniaminov В.Н. From prince Vladimir to president Vladimir Vladimirovich (reflexion about not state high schools). - М: The international bank institute, 2002. An electronic resource:
http:.//www.ibi.spb.ru/struktura/book/ bookl.shtml.
4. The State and not state high schools: opinions of employers http://www.ucheba.ru/vuz-rating/3086.html
5. Imagelogy-2004: Condition, direction, problems: Materials of the Second International symposium of imagelogy / Under edition of E.A. Petrova. - М., 2004.
6. Barhatov V.Yu., Protasov A.M., Putilov G.P. Some features of development of higher education in Russia. М., 2003.
7. Veniaminov V.N. Reform of formation and not state high schools of St.-Petersburg//Training and career in St. - Petersburg. 2005. № 3 (9).
8. Shenderey Е.М., Shenderey Е.E., Shenderey P.E. Designing of the maintenance of vocational training of students in non-state high schools. М., 2002, p. 179.
Shenderey, Е.E. Designing of the maintenance of preparation of students in the field of an information technologies / Е.E. Shenderey, P.E. Shenderey. - Saratov: Nauchnaya kniga, 2004. - p. 156.
Экономика, Статистика и Информатика 21 №3, 2009
■