Научная статья на тему 'Блочно-модульная система как основа образовательного процесса в системе высшего профессионального образования'

Блочно-модульная система как основа образовательного процесса в системе высшего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1950
330
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЛОЧНО-МОДУЛЬНАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / БАЗОВАЯ ПОДГОТОВКА / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА / A BLOCK-MODULE SYSTEM OF EDUCATION / DEVELOPMENT OF A PERSON / BASIC KNOWLEDGE / INDIVIDUAL CURRICULUM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шендерей Павел Эдуардович, Томенко Татьяна Юрьевна, Шендерей Евгений Эдуардович

В работе рассматривается блочно-модульная система обучения. Эта система создает наиболее благоприятные условия развития личности путем обеспечения гибкости содержания обучения, приспособления к индивидуальным потребностям личности и уровню ее базовой подготовки посредством организации учебно-познавательной деятельности по индивидуальной учебной программе, на основе концепции модульного подхода к обучению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шендерей Павел Эдуардович, Томенко Татьяна Юрьевна, Шендерей Евгений Эдуардович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BLOCK-MODULE SYSTEM AS THE BASIS OF EDUCATIONAL PROCESS IN THE SYSTEM OF THE HIGHER VOCATIONAL TRAINING

In the work a block-module system of education is considered. This system creates optimum conditions of development of a person by maintenance of flexibility of the content of training, the adaptation to individual requirements of the person and level of its basic knowledge on by means of the organization of training-informative activity under the individual curriculum, on the basis of the concept of the modular approach to training.

Текст научной работы на тему «Блочно-модульная система как основа образовательного процесса в системе высшего профессионального образования»

Блочно-модульная система как основа образовательного процесса в системе высшего профессионального образования

Шендерей Павел Эдуардович

к.п.н., доцент, проректор по учебной и научной работе АНО «ВУЗ «Институт менеджмента, маркетинга и права», г. Тольятти; Тел.: 8482 35 63 14; [email protected]

Томенко Татьяна Юрьевна

к.п.н., проректор по методической работе, АНО «ВУЗ «Институт менеджмента, маркетинга и права» Тел.: 8482 35 63 14

Шендерей Евгений Эдуардович

к.п.н., проректор по информационным технологиям; АНО «ВУЗ «Институт менеджмента, маркетинга и права»; Тел.: 8482 35 63 14; [email protected]

В работе рассматривается блочно-модульная система обучения. Эта система создает наиболее благоприятные условия развития личности путем обеспечения гибкости содержания обучения, приспособления к индивидуальным потребностям личности и уровню ее базовой подготовки посредством организации учебно-познавательной деятельности по индивидуальной учебной программе, на основе концепции модульного подхода к обучению.

Ключевые слова: блочно-модульная система обучения, развитие личности, базовая подготовка, индивидуальная учебная программа.

Shenderey Pavel Eduardovich Candidate of science, pedagogics; associate professor; The pro-rector on educational and scientific work, INO HEI Institute of management, marketing and the right; Tolyatti, Tel.: 8482 35 63 14; [email protected]

Tomenko Tatyana Yurevna Candidate of science, pedagogics; The prorector of methodical work, INO HEI Institute of management, marketing and the right; Tel.: 8482 35 63 14

Shenderey Evgeniy Eduardovich Candidate of science, pedagogics, The prorector on information technologies; INO HEI Institute of management, marketing and the right; Tel.: 8482 35 63 14; [email protected]

BLOCK-MODULE SYSTEM AS THE BASIS

OF EDUCATIONAL PROCESS IN THE SYSTEM OF THE HIGHER VOCATIONAL TRAINING

In the work a block-module system of education is considered. This system creates optimum conditions of development of a person by maintenance of flexibility of the content of training, the adaptation to individual requirements of the person and level of its basic knowledge on by means of the organization of training-informative activity under the individual curriculum, on the basis of the concept of the modular approach to training.

Keywords: a block-module system of education, development of a person, basic knowledge, individual curriculum.

Динамизм и вариативность, в соответствии с современными тенденциями развития общества, становятся все более характерными для отечественной образовательной системы. Согласно требованиям, изложенным в Концепции модернизации российского образования, учебный процесс в вузах переходит в новое качественное состояние, становится личностно ориентированным, развивающим, мотивированным, учитывающим способности, потребности и особенности каждого студента. В связи с этим значительное внимание уделяется внедрению новых педагогических технологий, одна из которых -блочно-модульное обучение. Данный вид обучения основан на следующей основной идее: студент должен учиться сам, а педагог обязан осуществлять управление его учением: мотивировать, организовывать, координировать, консультировать, контролировать.

Модульное обучение зародилось в конце Второй мировой войны, когда были крайне необходимы системы обучения профессиональным умениям в относительно короткий период, как ответ на обострившиеся социально-экономические нужды. При этом были детально изучены индустриальные задачи и разработаны инструкции по их теоретическому и технологическому применению, а также инструкции по технике безопасности в разных сферах промышленности. Это было уже разновидностью модульного обучения, но сам термин еще не был адаптирован к образованию и профессиональному обучению. Лишь через десять лет авторитеты в сфере образования отозвались на тенденцию систематизировать техническое и профессиональное обучение на модульной основе.

Идеи модульного обучения берут начало в трудах Б.Ф. Скинера и получают теоретическое обоснование и развитие в работах таких зарубежных ученых, как Дж. Расселл,

Б. Гольдшмид, Г. Оуенс и др. Толчком к внедрению модульных технологий послужила конференция ЮНЕСКО, прошедшая в Париже в 1974 г., где рекомендовалось «... создание открытых и гибких структур образования и профессионального обучения, позволяющих приспосабливаться к изменяющимся потребностям производства, науки, а также адаптироваться к местным условиям» [1, с.16; 50]. Наилучшим образом этим требованиям отвечало модульное обучение, позволявшее гибко строить содержание обучения из блоков, интегрировать различные виды и формы обучения, выбирать наиболее подходящие из них для определенной аудитории обучающихся, которые, в свою очередь, получали возможность самостоятельно работать с предложенной им индивидуальной учебной программой в удобном для них темпе.

Интерес исследователей к модульному обучению основывался на стремлении к достижению разнообразных целей. Так, целью одних (Б. Гольдшмид, Дж. Расселл) был выбор подходящего для конкретной личности способов учения, удобного темпа работы; вторые (Дж. Клингстед, С. Курх) стремились помочь обучающимся определить свои сильные и слабые стороны, дать возможность тренироваться самим, используя корректирующие модули; третьи (В.М. Гареев, Е.М. Дурко, С.И. Куликов, Г. Оу-енс) интегрировали различные методы и формы обучения; четвертые (В.Б. Закорюкин, В.И. Панченко и др.) старались гибко выстроить содержание обучения из сформированных единиц учебного материала. Были и те (М.А. Чошанов), кто своей целью ставил достижение высокого уровня подготовленности обучающихся к профессиональной деятельности. В.В. Карпов, М.Н. Катханов, М.А. Анденко стремились к установлению междисциплинарных связей и решению

проблемы взаимодействия между специальными кафедрами высшей школы. М.Д. Миронова, В.Ю. Пас-вянскене, М. Тересявичене в качестве цели избрали систематизацию знания и умения по учебной дисциплине. В нашу страну модульное обучение пришло в конце 80-х гг. благодаря трудам исследователя П.А. Юцявичене и ее учеников.

Таким образом, сущность модульного обучения состоит в более или менее самостоятельной работе обучаемого по предложенной ему индивидуальной учебной программе («учебному пакету» в соответствии с терминологией МОТ), включающей целевой план действий, банк информации и методическое руководство по достижению поставленных дидактических целей и т.п. [Handbook on Modules of Employable Skills Training, 1991]. Необходимо отметить, что модульное обучение - это специфическая образовательная технология,

имеющая мало общего с известным способом организации содержания обучения (инвариантная основа и вариативный набор учебных тем, называемых «модулями»), получившего весьма широкое распространение в рамках традиционных образовательных технологий.

Мы в своей работе придерживаемся мнения о том, что цель модульного обучения состоит в создании наиболее благоприятных условий развития личности путем обеспечения гибкости содержания обучения, приспособления к индивидуальным потребностям личности и уровню ее базовой подготовки посредством организации учебно-познавательной деятельности по индивидуальной учебной программе [2]. Кроме того, считаем, что определяющими факторами успешности обучения студентов является выбор или создание такой образовательной технологии, которая бы наиболее полно соответствовала требованиям к деятельности специалиста на рабочем месте и индивидуальным особенностям каждого обучаемого. Этим требованиям в наибольшей степени соответствует организация учебного процесса на основе концепции модульного подхода к обучению.

Семантический термин «модульное обучение» непосредствен-

но связан с международным понятием «модуль» (П.А. Юцявичене, Создание модульных программ, 1990), который может быть определен как целостный блок информации, самостоятельное освоение которой обучаемым обеспечивает в дальнейшем успешное выполнение функционально завершенной части работы. Модуль, выступающий основным средством модульного обучения, в свою очередь, состоит из ряда учебных элементов (менее объемных частей учебной информации), освоение которых обеспечивает успешное выполнение отдельных этапов или «шагов» этой части работы. Из модулей можно комплектовать блоки для выполнения конкретного заказа.

С.Я. Батышев в работе «Блочно-модульное обучение» дает следующее определение модуля: «Модуль - это часть блока, такой объем учебного материала, благодаря которому обеспечивается первичное приобретение некоторых теоретических знаний и практических навыков для выполнения какой-либо конкретной работы. Учебный материал модуля ориентируется на подготовку рабочего определенного уровня квалификации. Модули, в свою очередь, состоят из модульных единиц. Это части модуля, части учебного материала. В основе выделения модульных единиц лежит разделение работы на виды работ, логически завершенные части работ».

Важный момент в разработке модуля - представление его содержания в наглядном, удобном для использования виде. Значение термина «модуль» в его этимологическом смысле - сжатие, компоновка знаний. Очевидно, что эффективность усвоения модуля будет зависеть не только от полноты учебной информации, но и от того, каким образом эта информация скомпонована. Существуют несколько моделей компоновки знаний: логическая модель, продукционная модель, фреймовая модель, модель семантической сети и др. [3].

Примером логической модели может служить символическая запись математических аксиом и теорем с использованием логики предикатов. Так, словесную запись теоремы «Если две прямые а и Ь

параллельны третьей прямой с, то они параллельны между собой» можно записать при помощи логики предикатов в следующем виде: (а//с, Ь//е)Л#&(а Ь). Сжатие очевидно: в случае словесной записи 67 знаков, в случае логической модели - всего 15.

Продукционная модель представлена в виде набора правил, предписаний для решения задач или осуществления процедур (например, инструкция использования или эксплуатации какого-либо оборудования, формула для проведения расчетов).

Фреймовая модель «сжимает», структурирует и систематизирует информацию в специальные таблицы, матрицы, схемы и т.д. на основе фрейма. Фрейм (рамка) - это единица представления знаний, добытых в прошлом, детали которой при необходимости могут быть изменены согласно текущей ситуации (например, новые элементы для периодической системы Менделеева, новые данные археологии для описания исторической эпохи, новые образцы сварочных аппаратов в сварочном производстве и т.п.). Фрейм состоит из так называемых слотов - ячеек, каждая из которых имеет свое назначение.

Модель семантической сети опирается на представление знаний с использованием

графов, блок-схем, рисунков. Как правило, гуманитарная информация обобщается, систематизируется в виде так называемых опорных конспектов, графов, генеалогических деревьев и т.д. [4].

В Международной организации труда (МОТ) считают, что блочно-модульная система обучения является наиболее гибкой из существующих систем. Ее проще всего приспособить к любой из существующих программ промышленной профессионально-технической подготовки в любой части земного шара (включая и промышленно развитые страны) без необходимости значительных изменений в структуре существующих учебных заведений. Она может быть использована как для кратковременной, так и длительной подготовки кадров с равным успехом.

Модульное обучение основано на следующей основной идее: сту-

дент должен учиться сам, а педагог обязан осуществлять управление его учением: мотивировать, организовывать, координировать, консультировать, контролировать.

Сущность модульного обучения состоит в том, что каждый студент самостоятельно достигает целей учебной деятельности в процессе работы над модулем, в котором объединены учебное содержание и приемы учебной деятельности по овладению этим содержанием. Таким образом, модуль выступает средством модульного обучения, т. к. в него входит: целевой план действий, банк информации, методическое руководство по достижению дидактических целей. Именно модуль может выступать как программа обучения, индивидуализированная по содержанию, методам учения, уровню самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности ученика. Меняется форма общения педагога и студента, именно модули позволяют перевести обучение на субъект-субъектную основу.

Таким образом, основными мотивами внедрения модульного обучения являются:

- гарантированность достижения результатов обучения;

- возможность выбора уровня обучения;

- возможность обучения в индивидуальном темпе;

- возможность работы в парах, группах;

- возможность самооценки, самокоррекции, самоконтроля, самообразования.

Полноправными участниками блочно-модульного обучения являются студенты, преподаватели, кафедры вуза, деканаты, учебный отдел. Рассмотрим основные функции участников блочно-модульного обучения.

Студенты:

- знакомятся с содержанием рабочих учебных планов, рабочих программ учебных дисциплин с целью организации самостоятельной работы по освоению основной образовательной программы;

- выполняют все виды учебной работы (включая самостоятельную) в течение учебного года и отчитываются об их выполнении в сроки, установленные в соответствующих

документах (рабочих программах учебных дисциплин, программах практик и др.).

Преподаватели:

- разрабатывают рабочие программы учебных дисциплин с разбиением их на модули;

- формируют пакеты необходимых учебно-методических материалов для обучения и текущего контроля знаний студентов;

- самостоятельно выбирают формы и методы преподавания дисциплины и контроля качества знаний студентов;

- принимают участие в обобщении и организации обмена опытом работы по блочно-модульной системе.

Кафедра:

- участвует в формировании рабочих учебных планов по направлению (специальности) в рамках блочно-модульного построения учебного процесса;

- разрабатывает методическое обеспечение учебного процесса по закрепленным за ней дисциплинам;

- организует самостоятельную работу студентов в процессе обучения;

- регулярно анализирует информацию о текущей работе студентов и результатах контроля освоения дисциплинарного модуля, разрабатывает и реализует меры по устранению выявленных недостатков;

- обобщает опыт работы преподавателей по блочно-модульной системе с целью активного внедрения прогрессивных подходов к учебному процессу.

Деканаты факультетов:

- разрабатывают учебный план с использованием блочно-модуль-ной технологии;

- осуществляют мониторинг качества обучения студентов в рамках блочно-модульной системы;

- проводят индивидуальную работу со студентами на основе анализа данных об успеваемости студентов;

- принимают участие в обобщении и организации обмена опытом работы кафедр по блочно -модульной системе и его распространении.

Учебный отдел:

- разрабатывает инструктивно-методические материалы по блоч-

но-модульной системе (положения, инструкции, рекомендации и др.);

- участвует в составлении расписания в рамках блочно-модуль-ного построения образовательного процесса;

- готовит бланки документов, используемых в блочно-модульной системе, и доводят их до непосредственных исполнителей;

- изучает, обобщает и распространяет имеющийся опыт обучения студентов по блочно-модуль-ной системе.

Успешность модульного обучения определяется соблюдением специфической системы принципов и правил, устанавливаемых во взаимоотношениях между преподавателем, обучаемыми и учебным материалом.

Теория модульного обучения базируется на таких принципах как модульность, динамичность, действенность и оперативность знаний и их системы, гибкость обучения, осознание перспективы, разносторонность методического консультирования, паритетность отношении обучающего и обучаемого (П.А. Юцявичене, Создание модульных программ, 1990). Остановимся на детальном рассмотрении названных принципов:

Принцип модульности обязывает строить содержание обучения в виде функционально завершенных модулей (блоков модулей), имеющих четкую внутреннюю структуру. Учебный материал в рамках каждого модуля рассматривается как некоторая целостность, направленная на достижение интегрированной дидактической цели, объединяющей ряд частных целей, достижение которых обеспечивается учебным материалом элемента модуля. Предполагается, что каждый обучаемый, в конечном счете, достигает поставленной дидактической цели, однако пути ее достижения неизбежно оказываются различными как по содержанию, так и продолжительности.

Принцип динамичности говорит о необходимости быстро и уместно менять содержание учебных элементов, а также структуру и содержание модулей (блоков) в зависимости от изменения социального заказа и содержания предметной области. Это особенно важно при

изучении таких быстро меняющихся дисциплин, как использование новых информационных технологий в профессиональной деятельности.

Принцип действенности требует ясно и доступно показывать направления и способы переноса полученных знаний в сферу конкретной профессиональной деятельности обучаемых.

Принцип гибкости обязывает строить индивидуализированную структуру модуля (блока) по критерию уровня реальной компьютерной подготовки обучаемых, который, в свою очередь, может быть выявлен с помощью «входной» диагностики знаний и умений.

Кроме того, осуществление принципа гибкости предполагает адаптацию структуры модуля (блока) к требованиям рабочего места, запросам и реальным возможностям самих обучаемых.

Постоянный контроль усвоения знаний, в свою очередь, дает возможность своевременно корректировать индивидуальную стратегию обучения каждого человека.

Принцип осознанной перспективы показывает приоритетность доведения интегрированной дидактической цели и пути ее достижения до каждого обучаемого, который должен принять и осознать ее как личностно значимый и ожидаемый результат.

Принцип разносторонности. Обязывает предоставить обучаемому и преподавателю свободу выбора путей организации взаимодействия в процессе усвоения содержания модуля. Каждый из них должен иметь возможность выбрать стратегию обучения из ряда стандартных вариантов, либо использовать собственные, оригинальные алгоритмы.

Принцип паритетности обязывает обучаемых самостоятельно освоить учебный материал до определенного уровня. Освобождает преподавателя от выполнения чисто информационной функции, создавая условия для реализации функции консультативно-

координирующей.

Личный опыт и проведенные исследования дают нам основание заключить, что реализация указанных выше принципов модульного

обучения в практике может создать благоприятные условия для быстрого и качественного обучения студентов - будущих специалистов по использованию полученных знаний в их профессиональной деятельности с учетом индивидуальных особенностей обучаемых.

В ходе блочно-модульного обучения деятельность студентов (учебная, научная, социальная) оценивается рейтинговыми баллами, из которых формируются учебный, научный и социальный рейтинги. Общий (суммарный) рейтинг складывается из совокупности этих рейтингов. При этом преподаватели дисциплин определяют предметные рейтинги, научные руководители - научные рейтинги, кураторы групп - социальные рейтинги. Общий рейтинг определяется деканатом факультета.

Преподаватели дисциплин выставляют рейтинговые баллы по десятибалльной шкале по блокам (модулям) рабочей программы. Модульный предметный рейтинг каждого студента - это сумма баллов по блокам, умноженная на понижающий или повышающий коэффициенты, которые учитывают как учебную дисциплину студентов (посещаемость занятий, сдача выполненных заданий и т. п.), так и их активность (досрочная сдача заданий, выступления на семинарах и др.). Модульная оценка по предмету определяется путем деления модульного рейтинга на количество блоков в нем и выставляется в зачетно-экзаменационную ведомость. Преподаватели заранее информируют студентов о порядке определения и применения стимулирующих коэффициентов. При этом ведущие преподаватели имеют право:

— поручать прием блоков (модулей) тьютерам или осуществлять текущий контроль знаний студентов по блокам (модулям) лично;

— привлекать (при необходимости и по согласованию с заведующим кафедрой) тьютеров к участию в экзамене;

— выставлять итоговую рейтинговую оценку «автоматом» при условии сдачи всех модулей на положительные оценки (не менее 4 баллов);

— применять разнообразные педагогические технологии, на-

правленные на совершенствование процесса обучения, но не нарушающие основные принципы мо-дульно-рейтинговой системы.

Студенту предоставлено право сдавать блоки (модули) без учета графика в случае неявки по уважительной причине. Студенты, не сдававшие запланированные блоки и модули по дисциплине без уважительной причины в течение семестра, не аттестуются, в экзаменационную ведомость выставляется неудовлетворительная оценка (0 баллов).

Модульный учебный рейтинг каждого студента определяется путем суммирования модульных оценок по всем дисциплинам курса с учетом поощрений либо взысканий за учебную деятельность.

Модульный научный рейтинг студентов, принимавших то или иное участие в научных исследованиях кафедры, или выступавших на конференциях с докладами, определяется научными руководителями в соответствии с применяемой шкалой баллов.

Модульный социальный рейтинг каждого студента определяется на основании данных (если они представлялись в деканат) по его участию в спорте, художественной самодеятельности, общественной работе и т. п. в соответствии с применяемой шкалой баллов.

В конце семестра (являющегося одновременно и окончанием модуля) преподаватели дисциплин определяют семестровую оценку (среднеарифметическое модульных), на основании чего принимается решение:

— поставить зачет «автоматом», если семестровая оценка студента не менее 4-х баллов;

— в случае, если его семестровая оценка ниже 4 баллов, предложить студенту для получения зачета дополнительное задание или вопросы;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— итоговую рейтингоую оценку «автоматом» выставлять при дополнительном условии сдачи всех модулей на положительные оценки (не менее 4 баллов), в противном случае студент должен сдавать экзамен;

— итоговая оценка выставляется не ниже семестровой (независимо от экзаменационной оценки),

если она больше или равна 6-ти баллам и студент имеет право получить ее «автоматом»;

- в случае, когда семестровая оценка меньше 6 баллов и студент обязан сдавать экзамен, приоритетной должна быть экзаменационная оценка (независимо от семестровой оценки).

Существенное значение при модульном обучении играет организация учебного процесса. Это осуществляется в следующих формах:

- путем самообразования;

- в институте (в нашем исследовании Институт менеджмента маркетинга и права, г. Тольятти);

- в Учебном центре ОАО «АВТОВАЗ» на тематических семинарах, конференциях, проводимых с привлечением ведущих мировых фирм;

- по направлению Учебного центра на краткосрочных курсах в специализированных учебных заведениях, имеющих лицензию на обучение;

- по направлению Учебного центра на семинарах и конференциях, проводимых в других городах и предприятиях Российской Федерации.

Содержание и направление обучения студентов конкретных специальностей определяют соответствующие методические комиссии, состоящие из специалистов института и ведущих специалистов подразделений предприятия. Разрабатываемые курсы и методические пособия выносятся на рассмотрение соответствующей методической комиссии. Затем утверждаются председателем комиссии -руководителем предприятия по данному направлению.

Система курсов ежегодно обновляется на основе анализа потребностей в обучении и утверждается на совете института.

Обучение студентов, например, основам информационных технологий проводится в компьютерных классах кафедры информационных технологий АНО «ВУЗ «Института менеджмента маркетинга и права».

Организаторы обучения оказывают необходимую помощь при формировании последовательности курсов (модулей), на которых необходимо обучиться студентам института менеджмента маркетинга и

права, например, для достижения соответствующего уровня использования информационных технологий на своем рабочем месте.

Курсы подбираются с учетом имеющегося уровня знаний. При комплектовании групп учитываются цели обучения, образовательные потребности обучаемых, исходный уровень их подготовки. Содержание разделов курса может быть изменено на 10% по запросу самих студентов с учетом их профессиональных потребностей. Преподаватель в процессе занятий подбирает практические задания, учитывая специфику обучаемых.

Курсы состоят из лекций и ла-бораторно-практических занятий (ЛПЗ). Лекции проводятся с обязательным использованием мультимедиа презентаций. ЛПЗ ведутся с использованием мультимедийных, интерактивных, обучающих курсов на CD-ROM (работа по внедрению курсов с использованием мультимедиа технологий в учебном процессе ведется совместно с ООО «Мультимедиа Технологии и дистанционное обучение», г. Москва).

Наряду с традиционными информационными лекциями широко используются лекции проблемные.

Лабораторно-практическое занятие состоит из следующих этапов:

1) вводная часть (преподаватель формулирует цель занятия, дает задание, определяет вопросы, выполняет вместе с обучаемыми схему предстоящих действий);

2) самостоятельная работа (студенты намечают последовательность выполнения необходимых действии, решают поставленные задачи, составляют отчеты;

3) заключительная часть (преподаватель анализирует ход выполнения, результаты работы студентов, выявляет встречающиеся ошибки и определяет причины их возникновения).

Учет особенностей обучаемых, отбор содержания материала, произведенный в соответствии с принципами квалитативных педагогических технологий, подготовленный высококвалифицированный преподаватель, оптимальное соотношение лекций и специально подобранных ЛПЗ, применение мульти-медиапрезентаций позволяют осуществлять эффективное обучение с

высокой профессиональной направленностью.

Итак, блочно-модульное обучение позволяет:

- с позиции обучающегося -получать образование с минимальными финансовыми затратами, в удобной форме, в удобное время, в индивидуальном темпе;

- с позиции обучающего - снизить трудоемкость при подготовке учебно-методических разработок к каждому курсу, учебнику, программе;

- с позиции учебного заведения - увеличить количество обучающихся теми же силами преподавателей и на той же учебной базе;

- с позиции отрасли - возможность проводить углубленную профессиональную подготовку персонала с большим охватом и без значительного увеличения финансовых затрат;

- с позиции общества - доступность для каждого желающего члена общества получить высшее образование и продолжить послевузовское профессиональное образование в системе непрерывного обучения.

Как видим, логика блочно-модульной технологии ведет к инновационным формам обучения, которые определяют эффективность решения комплексных педагогических задач. В этом смысле она представляет собой систему групповых упражнений, элементов деловых игр, практических заданий, реализуемых в системе интегрированного образования.

Достоинствами модульной системы также являются: полнота содержания и логическая последовательность учебного материала, направленного на подготовку выпускников к деятельности в той или иной сфере; возможность маневрирования модулем для того, чтобы он наиболее удачно вписывался в структуру учебного процесса и взаимодействовал с ней, создавал основу для последующего преобразования структуры курсов; оптимальность решения оперативных задач, связанных с методическим и научно-информационным сопровождением обучения; качество структуры организационного и научно-методического обеспечения эффективности изучения содержания различных учебных дисциплин.

Литература

1. Прокопенко И. Модульная ситема повыения квалификации руководящих кадров низшего и среднего звена / И. Прокопенко // Проблемы труда. — 1985. — № 2 — С. 17—24.

2. Шендерей Е.М. Проектирование содержания профессиональной подготовки студентов в негосударственных вузах / Е.М. Шендерей, Е.Э. Шендерей, П.Э. Шен-дерей. — М.: Институт общего и среднего образования РАО, 2002. — 179 с.

3. Борисова Н.В. От традиционного через модульное к дистанционному образованию / Н.В. Борисова : учеб. пособие. Домодедово: ВИПК МВД России, 1999. — 174 с.

4. Шендерей Е.Э. Проектирование содержания подготовки студентов в области информационных технологий / Е.Э. Шендерей, П.Э. Шендерей. — Саратов: Научная книга, 2004. — 156 с.

5. Сложные технологии модульного обучения: учеб. пособие / Г.В. Лаврентьев, Н.Б. Лаврентьева. — Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 1994. — 30 с.

6. Методологические основы системы модульного формирования содержания образовательных программ и совместимой с международной системой классификации учебных модулей (по материалам научных исследований, выполненных МГУ им. М.В. Ломоносова в рамках проекта ФПРО 2005 года и национального проекта 2006 года) — (электронный ресурс): http://edu.vgasu.vrn.ru/SiteDirectory.

Bibliography

1. Prokopenko, I. Modular system of improvement of professional skill of the managerial personnel of the lowest and average link / I. Prokopenko // The magazine Labour Problems. - 1985. - № 2 - p. 17-24.

2. Shenderey, E.M. Designing of the maintenance of vocational training of students in not state high schools / Е.М. Shenderey, Е.E. Shenderey, P.E. Shenderey. - М.: Institute of the general and secondary education, 2002. -p. 179.

3. Borisova, N.V. From traditional through modular to remote formation / N.V. Borisova // Textbook. Domodedovo: RIIPS MIRF, 1999. - p. 174 .

4. Shenderey, Е.E. Designing of the maintenance of preparation of students in the field of an information technologies / Е.E. Shenderey, P.E. Shenderey. - Saratov: Nauchnaya kniga, 2004. - p. 156.

5. Difficult technologies of modular training: textbook / G.V. Lavren-tyev, N.B. Lavrenteva. - Barnaul: Publishing house of the Altay university, 1994. - p. 30.

Methodological bases of system of modular formation of the maintenance of educational programs and classification of educational modules compatible to the international system (on materials of the scientific researches executed by the Moscow State University of M.V. Lomonosov within the limits of project FPRO of 2005 and the national project of 2006) -(electronic resource): http://edu.vgasu.vrn.ru/SiteDirectory.

Экономика, Статистика и Информатика 7 №3, 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.