Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 3 (257).
Управление. Вып. 7. С. 6-8.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Е. М. Колмакова
ФАКТОРЫ АКТИВИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКИХ РЕГИОНОВ
В статье рассматривается роль инноваций как основного источника экономического роста и конкурентоспособности региона, анализируются цели и основные направления модернизации и инновационного развития региона на примере Челябинской области, факторы инновационной деятельности региона, такие как развитие малого и среднего предпринимательства, науки.
Ключевые слова: инновационная экономика, регион, факторы активизации, инновационное
развитие региона.
Превращение инноваций в основной источник экономического роста и конкурентоспособности региона и усиление роли интеллектуального капитала в обеспечении эффективной деятельности организаций региона являются важными тенденциями современной экономики. Другими словами, для сохранения своей конкурентоспособности и эффективности современные компании должны осуществлять активную инновационную деятельность и наращивать свой интеллектуальный капитал.
Инновационная экономика - это приоритет государственного развития в современных условиях. Для ее формирования Правительством РФ предпринят ряд мер. В частности, создана президентская комиссия по модернизации и технологическому развитию экономики, а также правительственная комиссия по высоким технологиям и инновациям. Приняты законодательные меры, направленные на стимулирование инновационных процессов. Цели и основные направления модернизации и инновационного развития отечественной экономики определены в Концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 г. и Основных направлениях деятельности Правительства на период до 2012 г. В этих документах Правительства Российской Федерации охарактеризован переход к инновационному социально-ориентированному развитию, к созданию экономики, опирающейся на модернизированные традиционные сектора (металлургию, химию, сельское хозяйство, строительный комплекс), новую развитую транспортную инфраструктуру и конкурентоспособные отрасли «новой экономики» - на-
учные, инжиниринговые, образовательные и медицинские услуги.
В частности, А. Чубайс выделил пять приоритетов программы инновационного развития1:
• общее экономическое законодательство;
• региональная политика;
• технологические приоритеты;
• инструменты механизма государственной инновационной политики;
• преобразование науки.
Эффективное развитие национальной инновационной системы невозможно без развития региональных секторов национальной инновационной системы. Это обусловлено следую-щим2:
• неравномерным распределением ресурсов для инновационного развития; условия и факторы развития региональных секторов национальной инновационной системы приобретают существенную специфику, которая нуждается в тщательном изучении с целью разработки соответствующих инструментов национальной инновационной политики;
• поддержка государством различных субъектов инновационной деятельности предполагает активное участие в ней и органов государственного управления субъектов Российской Федерации, и органов местного самоуправления;
• современные инновационные процессы во многом опираются на среду малого и среднего предпринимательства, сосредоточенную в основном на региональном уровне. (Например, в США малые и средние предприятия не только обеспечивают 75 % новых рабочих мест, но и создают 70 % всех инноваций, открытий и изобретений).
Инновационные производства могут рассматриваться в перспективе как главный источник устойчивого социально-экономического развития территории. Изменения во внешней среде и усиливающаяся конкурентная борьба приводят к необходимости вводить новшества в коммерческую деятельность организаций региона, принимать меры по совершенствованию программ, процессов, продуктов и услуг, производимых в регионе.
Таким образом, инновационное развитие региона включает процессы:
• освоения новых продуктов или качественного изменения в существующих продуктах;
• освоения новых методов производства и распределения;
• освоения новых рынков сбыта;
• внедрения новых методов управления;
• реализации новых методов учета и использования финансовых ресурсов и др.
Систему целей инновационного типа развития региона можно представить в следующем виде:
• поддержание репутации региона;
• укрепление позиций на отечественном и внешнем рынках; выпуск продукции, соответствующей мировому уровню;
• сохранение и развитие трудового потенциала территории;
• обеспечение высокого уровня жизни населения региона;
• повышение стоимости активов территории.
Доказано, что существует зависимость между развитием человеческого капитала и функционированием предприятий малого, среднего и крупного бизнеса в регионе, которая проявляется, прежде всего, в создании новых рабочих мест и развитии способностей работников. В результате инновационной деятельности предприятий региона рынок насыщается потребительскими товарами, пользующимися спросом, стабилизируются цены, повышается уровень жизни населения.
Начиная с 2000 г., количество малых и средних предприятий в Челябинской области ежегодно возрастает. На конец 2009 г. в области зарегистрировано 31,2 тыс. малых предприятий3. Итогом реализации потенциала человеческого капитала являются новые технологии, которые, в свою очередь, обеспечивают достижения в разных сферах производства и услуг: энергетике, связи, сельском хозяйстве, управлении и т. д. Появление новых технологий
стимулирует экономический рост и развитие интеллектуального капитала. Для того чтобы появились новые технологии на предприятиях, необходимо государственное вмешательство в сферу определения прав собственности, долгосрочного кредитования. До настоящего времени эти условия остаются несовершенными. Однако есть некоторые предпосылки благоприятного решения проблемы. Количество малых и средних предприятий растет с каждым годом. Важной является идея создания так называемых инновационных программ на каждом предприятии с государственным участием. Серьезный импульс дан крупному частному бизнесу. В январе 2010 г. комиссией по модернизации и технологическому развитию экономики РФ было принято решение, в соответствии с которым заявки на крупные инновационные проекты с целевым объемом продаж к 2015 г. не менее 15 млрд р. будут поддерживаться государством. В 2010 г. в портфеле было более 40 проектов4.
Предпринимательские структуры (малый и средний бизнес) носят инновационный характер, с одной стороны, обеспечивая экономический рост, с другой - при экономическом росте создаются условия для развития человеческого капитала (появляются средства для повыше -ния квалификации, стимулирования персонала, создания лучших условий труда для работников, новые технологии способствуют росту производительности труда и т. д.).
Особенностью развития человеческого капитала в регионе является взаимосвязь между малым, средним и крупным бизнесом - в этом случае внутренний рынок переориентируется на производство товаров и услуг, опирающихся не на монопольные инновации (производимые лишь на крупных предприятиях), а на развитие предпринимательских инноваций.
Положительные стороны развития малого бизнеса не исключают развития крупных предприятий, а также их разумной взаимосвязи. К примеру, государством путем льготного налогообложения крупных структур стимулируется их развитие. Крупный бизнес поддерживает малые структуры, занимающиеся научными разработками. В результате в регионе в последние годы реальной является тенденция роста инновационной активности.
Важнейшим фактором активизации инновационной деятельности региона является сфера науки. Наука выступает базовым первичным элементом национальной и региональ-
ных инновационных систем. Инновационная активность в стране зависит от качества системы образования, эффективности системы стимулирования научной и инновационной деятельности, подготовленности органов государственного управления и др. институтов, спроса со стороны экономики. Важным шагом в направлении инновационного развития явилось принятие Федерального закона № 217, в котором говорится о создании малых инновационных предприятий при вузах и академических институтах. На сегодня в российских вузах создано более 400 малых инновационных предприятий5.
Челябинская область имеет высокий трудовой и научный потенциалы (население области составляет свыше 3,5 млн чел., в различных отраслях заняты свыше 1,7 млн чел.; действуют 46 вузов и 52 научно-исследовательских организаций).
Стратегией социально-экономического развития Челябинской области до 2020 г., утверждённой постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 25.10.2007 № 890 «О принятии Стратегии социально-экономического развития Челябинской области до 2020 года» определены «точки ускоренного роста» экономики Челябинской области, одна из которых - развитие инновационной деятельности.
В Челябинской области принята областная целевая программа «Развитие инновационной деятельности в Челябинской области на 20112012 годы».
К настоящему времени развитие инновационной деятельности в области характеризуется, по нашему мнению, следующими проблемами:
• отсутствует кластерный подход к формированию инновационной инфраструктуры, с помощью которой осуществляется взаимодействие между образовательными учреждениями, малыми и промышленными предприятиями;
• недостаточно собственных средств у субъектов инновационной деятельности на
выполнение опытно-конструкторских работ и создание опытного производства инновационной продукции;
• имеется дефицит квалифицированных специалистов по коммерциализации научнотехнических разработок и управлению результатами интеллектуальной деятельности.
В данной Программе предусматривается реализация мероприятий по следующим направлениям:
• разработка и совершенствование нормативных правовых актов, регулирующих инновационную деятельность;
• развитие инновационной инфраструктуры;
• информационная поддержка инновационной деятельности, повышение уровня инновационной культуры;
• финансовая поддержка субъектов инновационной деятельности;
• развитие кадрового потенциала в инновационной сфере;
• продвижение инноваций на международные, межрегиональные и областной рынки.
Таким образом, развитие малого и среднего бизнеса в регионе и развитие сферы науки являются важнейшими факторами активизации инновационной деятельности в регионе.
Примечания
1 Чубайс, А. Инновационная экономика в России : что делать? // Вопр. экономики. 2011. № 1. С. 122.
2 Бухвальд, Е. Проблемы инновационной деятельности в экономике субъекта Российской Федерации // Вестн. Ин-та экономики РАН. 2010. № 1. С. 143.
3 Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации. 2010 : стат. сб. М. : Росстат, 2010. С. 482.
4 Чубайс, А. Инновационная экономика в России... С. 123.
5 Там же. С. 125.