УДК 332.1
инновационный потенциал социально-экономической системы региона
статья посвящена вопросам накопления, анализа и развития инновационного потенциала социально-экономических систем региона. даны рейтинговые оценки инновационного потенциала регионов Приволжского федерального округа, произведены их ранжирование и сравнительная оценка. выявлены перспективные направления развития.
Ключевые слова: регион; инновационный потенциал; социально-экономическая система региона; региональная экономика.
The paper focuses on issues of accumulation, analysis and development of the innovation potential specific to socio-economic systems of a region. Rating assessments of the innovation potentials of regions integrated into the Volga Federal District are provided along with their ranking and comparative evaluation performed. Prospective lines of development are identified.
Keywords: region; innovation potential, socio-economic system of a region; regional economy.
Формирование инновационного потенциала социально-экономической системы
Регион представляет собой важнейшую и во многом определяющую часть общей национальной социально-экономической системы (СЭС), обладающей сложной внутренней структурой, элементы которой формируют взаимодействующие подсистемы бизнеса, власти и социума с прямыми и обратными связями. При осуществлении классификации таких подсистем можно выделить логико-структурную схему формирования инновационного потенциала СЭС региона, что позволит не только проанализировать и оценить уровень развития, но и выделить приоритетные направления его повышения, включая развитие инвестиционной деятельности в форме государственно-частного инновационного партнерства, совершенствование государственного регулирования процессов накопления, реализации и развития инновационного потенциала СЭС региона и др. (рис. 1).
Инновационность СЭС — это возможности и способности ее хозяйствующих субъектов к созидательной, креативной деятельности. Это своего рода созидательное разрушение мысле-и жизнедеятельности человека, направленное на
Погодина Татьяна Витальевна
д-р экон. наук, профессор кафедры «Инвестиции и инновации» Финансового университета
E-mail: [email protected]
Медведева Татьяна Александровна
доцент кафедры «Финансы и кредит» Чувашского филиала Московского гуманитарно-экономического института E-mail: [email protected]
1. Определение цели и задач исследования тенденций и оценки накопления и развития инновационного потенциала СЭС региона
Рис. 1. Алгоритм оценки логико-структурной схемы формирования инновационного потенциала сЭс региона
4. Направления повышения инновационного потенциала СЭС региона
получение инновационного дохода и/или какой-либо иной формы эффекта, эффективности. Инно-вативность СЭС — это возможности и способности ее хозяйствующих субъектов к заимствованию новшеств с той же целевой ориентацией. Инно-ватизация СЭС — это возможности и способности хозяйствующих субъектов накапливать, реализо-вывать и развивать ее инновационность и инно-вативность.
В связи с тем что СЭС региона представляет собой сложную структуру и состоит из множества различных отраслевых, функциональных, организационно-управленческих и других подсистем, целесообразно выделять и их инновационные потенциалы, которые обладают разными или тождественными силами преобразования. Их реализация и развитие могут быть согласованными, следовательно, более эффективными, и/ или рассогласованными, значит, менее эффективными, а то и убыточными. С помощью логико-структурной схемы оценки существующих
и взаимодействующих в регионах Приволжского федерального округа (ПФО) инновационных потенциалов социально-экономических подсистем было выявлены и установлены различия по уровню, направленности реализации и развития их инновационных потенциалов, в частности производственных, воспроизводственных и промышленных структур, что негативно воздействует на осуществление инновационной экономической политики бизнеса, власти и общества. Так, современная инновационная промышленная политика, представляющей собой совокупность мер государственно-правового регулирования деятельности хозяйствующих субъектов, определяется тем, что сложившаяся структура хозяйства большинства регионов тяготеет к экстенсивному воспроизводству, что приводит к неэффективному использованию их производственного потенциала.
В ходе анализа экономических показателей ПФО было установлено, что в 2011 г. округ произвел 22,8 % промышленной продукции России.
Законодательно-регулирующий блок:
- нормативные правовые акты по управлению имуществом;
- нормативные акты по вопросам учета и отчетности;
- законодательство
о собственности и орг.-прав. формах предприятий
Производственные фонды:
- регулирование рынка недвижимости;
- осуществление амортизационной политики
Финансовые ресурсы:
- федеральные целевые программы;
- регулирование инвестиций
и финансовых рынков
Инновационная промышленная политика региона
Рынок земли и природных ресурсов:
- регулирование землепользования и землеотвода;
- нормативно-правовое регулирование эксплуатации недр;
- охрана окружающей среды
Трудовые ресурсы:
- нормативно-правовое регулирование трудовых отношений;
- техническое регулирование безопасности производства;
- регулирование иммиграции
Регулирование внутренних рынков продукции:
- заключение торгово-экономических договоров;
- г о сударственные гарантии;
- членство
в международных организациях
Налоговое регулирование:
- оптимизация уровня налоговой нагрузки;
- предоставление налогового кредита;
- предоставление налоговых льгот
Рынок знаний и информации:
- регулирование оборота интеллектуальной собственности;
- оказание государственной поддержки объектам
и организациям информационной инфраструктуры;
- оказание поддержки развития системе образования
Рис. 2. инструментарий инновационной промышленной политики региона
Наиболее высокие темпы роста в 2005-2011 гг. отмечались в таких регионах ПФО, как Пензенская и Саратовская области, республики Мордовия, Марий Эл, Башкортостан и Татарстан. Снижение производственного потенциала зафиксировано в Нижегородской и Оренбургской областях [7]. Несмотря на спад производства, экономический потенциал Чувашии в настоящее время оказывает заметное влияние на социально-экономическое развитие ПФО.
стимулирование инновационной промышленной политики региона
В силу ограниченности ресурсов регионов наиболее рациональным вариантом политики поощрения их экономического роста является стратегия
несбалансированного роста, ориентированная на поддержку реально и потенциально конкурентоспособных отраслей и предприятий; поощрение отраслей и предприятий, поставляющих на рынок принципиально новые и модернизированные товары (услуги) с улучшенными потребительскими и эксплуатационными характеристиками, позволяющими расширить их позиции на существующих товарных рынках и завоевать новые. Однако следует отметить, что в рамках данной стратегии ставка на возрождение всей промышленности в масштабах, сложившихся к 1992 г., задача непосильная. Поэтому стратегия несбалансированного роста в сфере промышленности должна трансформироваться в политику селективной поддержки тех отраслей и предприятий, которые являются
Таблица 1
Рейтинговая оценка регионов ПФо по уровню развития инновационного потенциала
за 2000-2011 гг.
Регион ПФО Годы
2000 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
Факт Откл.от 2000 г
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Республика Башкортостан 1,866 1,817 1,903 1,752 1,798 1,723 1,750 1,622 -0,244
Республика Марий Эл 2,378 2,400 2,410 2,370 2,363 2,379 2,408 2,200 - 0,178
Республика Мордовия 2,333 2,221 2,139 2,123 2,223 2,257 2,262 1,973 - 0,360
Республика Татарстан 1,334 1,307 1,333 1,508 1,366 1,437 1,444 1,075 -0,259
Удмуртская Республика 1,818 1,862 1,774 2,028 2,150 2,120 2,109 1,888 0,070
Чувашская Республика 2,246 2,140 2,229 2,208 2,163 2,156 2,144 2,099 -0,147
Пермский край 1,513 1,583 1,757 1,761 1,535 1,696 1,805 1,593 0,078
Кировская область 2,286 2,338 2,208 2,338 2,311 2,338 2,309 2,218 -0,068
Нижегородская область 1,649 1,713 1,575 1,526 1,612 1,603 1,539 1,460 -0,189
Оренбургская область 1,838 1,943 2,076 2,012 2,043 2,105 2,031 1,628 -0,212
Пензенская область 2,213 2,170 2,069 2,189 2,167 2,149 2,141 2,028 -0,185
Самарская область 0,869 1,044 0,968 1,020 0,950 1,227 1,199 1,125 0,256
Саратовская область 2,085 2,114 2,042 2,079 2,114 2,100 1,959 1,890 -0,195
Ульяновская область 2,171 2,199 2,220 2,276 2,260 2,310 2,165 2,002 -0,169
Источник: составлено авторами
наиболее перспективными для дальнейшего прогресса региона и укрепления его инновационного потенциала. Для успешного осуществления инновационной промышленной политики мы предлагаем использовать адекватный инструментарий инновационной промышленной политики на местах и в центре, представленный на рис. 2 [1, 2, 3].
Рейтинговая оценка региона
Инновационный потенциал СЭС региона может быть проанализирован на основе разработанной нами рейтинговой оценки, представленной в табл. 1, с использованием «метода расстояний», что позволяет, во-первых, установить уровень развития инновационного потенциала в регионе, во-вторых, определить динамику его изменения, в-третьих, сравнить его инновационный потенциал с потенциалами других регионов.
По каждому показателю был сформирован «эталонный регион», имеющий наибольшее или оптимальное значение исследуемого показателя. Затем на основе исходных данных были рассчита-
ны стандартизированные показатели по формуле [5, с. 71-75]
а,..
X =
(1)
где х. — стандартизированные показатели состояния )'-го региона;
а. — значение 1- го показателя )'-го региона; ор1 а. — максимальное (оптимальное) значение 1- го показателя
Для каждого региона значение рейтинговой оценки определялось по формуле
Р, =
I (1 - )
(2)
Регионы были проранжированы в порядке возрастания рейтинговой оценки, при этом наивысший рейтинг присвоен регионам с минимальным значением рейтинговой оценки. Рейтинговая оценка и значение рейтинга регионов представлены в табл. 2 [7].
п
2
Таблица 2
Группировка регионов ПФо по уровню инновационного потенциала и динамике его изменения за 2000-2011 гг.
Уровень развития экономического потенциала Динамика
Повышение Понижение
Высокий I. Республика Татарстан II. Самарская область
Выше среднего III. Нижегородская область IV.-
Средний V. Оренбургская область, Республика Башкортостан VI. Пермский край
Ниже среднего VII. Саратовская область. Республика Мордовия VIII. Удмуртская Республика
Низкий IX. Пензенская область, Кировская область, Ульяновская область, Чувашская республика, Республика Марий Эл X.-
Составленная матрица ранжирования регионов по уровню развития инновационного потенциала (высокий — до 1,199, выше среднего — от 1,2 до 1,499, средний — от 1,5 до 1,799, ниже среднего — от 1,8 до 1,999, низкий — 2,0 и более) и по динамике его изменения (повышающийся, понижающийся), представленной в табл. 3, показывает, что наивысшим инновационным потенциалом в 2011 г. обладали Республика Татарстан и Самарская область. Указанные регионы характеризовались большими объемами промышленного производства, строительства, низкой долей убыточных организаций и высоким уровнем жизни населения. Следует также отметить, что Самарская область является лидером в ПФО по инновационной и деловой активности, объему привлекаемых иностранных инвестиций и степени развития малого бизнеса. Поэтому она наиболее перспективна с точки зрения укрепления инновационного потенциала регионом. В то же время в Самарской области отмечается тенденция снижения уровня инновационного потенциала в 2011 г. по сравнению с 2010 г.
Меры, которые необходимо принять для повышения инновационного потенциала ПФО
Чувашская Республика относится к группе регионов с низким уровнем инновационного потенциала. Конкурентоспособность этого региона обеспечивается наличием развитого строительного комплекса, низкой долей убыточных организаций и высокой долей инновационных организаций. Все
это позволяет сделать вывод, что особенно актуальным для республики является использование кластерного подхода к развитию экономики, поскольку он будет способствовать изменению социально-экономической ситуации в регионе и повышению его конкурентоспособности [4].
При детальном анализе установлено, что в большинстве регионов ПФО, в том числе в Чувашской Республике, имеются крупные предприятия химической промышленности и машиностроения. Высокий уровень концентрации данных производств, с одной стороны, способствует развитию конкуренции, а с другой, создает условия для производственно-кооперационного взаимодействия между предприятиями. Все это позволяет сделать вывод, что указанные отрасли являются наиболее перспективными с позиции повышения их инновационного потенциала [6, с. 2-8].
В целях оптимизации управления структурной перестройкой в регионе очень важно добиться технологического равновесия отраслей региональной экономики и обеспечить перепрофилирование ряда производств на дифференцированной основе. Предприятия, подлежащие перепрофилированию, условно можно подразделить на три группы:
а) выпускающие нерентабельную, неконкурентоспособную продукцию и обанкротившиеся;
б) предприятия конверсионных отраслей и предприятия, ориентированные на создание импортозамещающих производств;
в) предприятия, имеющие резервные мощности, обусловленные объективным спадом производства.
Таблица 3
структура механизма государственного регулирования развития инновационного потенциала сЭс региона
Элементы Содержание
1 2
Цель Создание условий, позволяющих каждому региону иметь необходимые и достаточные ресурсы для обеспечения достойных условий жизни граждан, комплексного развития инновационного потенциала
Задачи Разработка долгосрочной программы системно-структурного преобразования территорий с учетом приоритетов пространственного инновационного развития и ресурсных ограничений; формирование в регионах благоприятного инновационного и инвестиционного климата; урегулирование финансовых взаимоотношений между федеральными, региональными, муниципальными органами власти по поводу аккумулирования финансовых ресурсов в инновационной сфере
Субъекты Организационно-управленческие органы региональной власти, бизнеса и общества
Объекты Инновационные предприятия, объекты производственной инфраструктуры, производственные ресурсы, человеческий потенциал и окружающая среда, формирующие экономический потенциал региона
Принципы Сочетание стратегического, тактического и оперативного планирования; партисипативное управление; научно обоснованный подход; комплексное решение задач; использование системы сбалансированных показателей
Стратегии Несбалансированный рост; перспективное развитие; «догоняющая» модернизация; сетивизации, кластеризации и диверсификации производства
Методы Административно-правовые; финансово-экономические; программно-целевые; информационно-коммуникативные; психологические; нормативные и др.
Инструменты Выделение региональной составляющей при разработке общероссийских прогнозов и программ; согласование бюджетной, денежной, структурной, региональной экономической и инновационной политики; разграничение предметов ведения и компетенций между Российской Федерацией и ее субъектами, позволяющее последним в конкретно-исторических условиях эффективно решать задачи по обеспечению комплексного развития экономического потенциала регионов; разработка системы стандартизации качества товаров и услуг; программно-целевое управление общественными финансами; государственно-частное партнерство и т. д.
Государственно-частное партнерство как средство повышения инновационного потенциала сЭс
Как форма решения масштабных и общественно-значимых задач по накоплению, реализации и развитию инновационного потенциала СЭС регионов России, в настоящее время все большую значимость приобретает государственно-частное партнерство (ГЧП) в инновационной сфере, объединяющее необходимые рычаги управления. Однако такой синергизм государства и инновационного бизнеса требует специальных инструментов для каждого конкретного направления реализа-
ции. Перспективной формой ГЧП представляется контракт на оказание технической помощи. Одной из форм ГЧП может стать создание и функционирование научно-производственных и технико-внедренческих зон и т. п. Авторами статьи разработан механизм регулирования развития инновационного потенциала, представленный в табл. 3.
К числу достоинств данного механизма относится заложенная в нем возможность автостабилизации СЭС региона, что является одной из важнейших задач при выборе стратегий развития инновационного потенциала региональных социально-экономических систем.
выводы
1. Современное состояние инновационных потенциалов социально-экономических систем и подсистем регионов ПФО рассогласовано и разбалансировано, что негативно сказывается на эффективности его реализации.
2. При исследовании инновационных потенциалов социально-экономических систем и подсистем регионов ПФО, основанном на сравнительном анализе характеристик анализируемого региона с соответствующими характеристиками регионов-конкурентов, в качестве регионов-конкурентов были выбраны Чувашская республика и регионы Приволжского федерального округа, что связано с их территориальной близостью.
3. Оценка инновационных потенциалов социально-экономических систем и подсистем регионов ПФО и их группировка на основе расчета коэффициентов специализации и построения рейтинговой оценки инновационной активности показала, что Чувашская Республика относится к группе регионов с низким уровнем инновационного потенциала. Конкурентоспособность республики по отношению к другим регионам с низким уровнем инновационного потенциала определяется наличием развитого строительного комплекса, высокой обеспеченностью материально-технической базы, низкой долей убыточных организаций и высокой долей инновационных организаций. Таким образом, особенно актуальным для республики является использование кластерного подхода к развитию экономики и ее инновационного потенциала, что будет способствовать изменению социально-экономической ситуации в регионе и повышению его конкурентоспособности.
4. Проведенный анализ показал, что большинство регионов ПФО, в том числе Татарстан и Чувашия, имеют специализацию в химической промышленности и машиностроении. Высокий уровень концентрации данных производств, с одной стороны, способствует развитию конкуренции, а с другой, создает условия для производственно-кооперационного инновационного взаимодействия между предприятиями. Все это позволяет сделать вывод, что указанные отрасли являются наиболее перспективными с позиции повышения их инновационного потенциала.
5. Одним из актуальных способов повышения инновационного потенциала региона является государственно-частное партнерство. Эффективной его формой может стать создание и функционирование
научно-производственных баз и технико-внедренческих зон. Однако такой синергизм государства и инновационного бизнеса требует специальных инструментов для каждого конкретного направления реализации и отдельных разработок.
6. В развитие этого направления предложена структура механизма государственного регулирования развития инновационного потенциала социально-экономической системы региона, включающая механизмы автостабилизации и инновационные подходы к модернизации экономики региона.
литература
1. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. № 19. Ст. 2333.
2. Указ Президента Российской Федерации от 03.06.1996 № 803 «Об Основных положениях региональной политики в Российской Федерации // Российская газета. 1996. 11 июня. С.4.
3. Распоряжение Правительства РФ от 05.09.2011 № 1535-р «Об утверждении плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года (вместе с «Планом мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 165-р»)] // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 37. Ст. 5292.
4. Закон Чувашской Республики от 04.06.2007 № 8 «О Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года // Собрание законодательства Чувашской Республики. 2007, № 5. Ст. 247; 2012. № 12. Ч. 1. Ст. 1178.
5. Погодина Т. В., Задорова Т. В. Кластерная политика в системе регионального управления. Чебоксары: Новое время, 2011. 175 с.
6. Погодина Т. В., Задорова Т. В. Стратегические приоритеты кластеризации экономики Чувашской Республики // Региональная экономика. 2008. № 26 (83). С. 2-9.
7. Федеральная служба государственной статистики. Российская Федерация. URL: www.gks.ru. (дата обращения: 30.12.2012).