Научная статья на тему 'Методика оценки инновационного потенциала региона с учетом составляющих его структуры'

Методика оценки инновационного потенциала региона с учетом составляющих его структуры Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
601
246
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / БАЗОВАЯ ФОРМУЛА / СИСТЕМА СУБИНДЕКСОВ / REGION / REGIONAL ECONOMY / INNOVATIVE POTENTIAL / ASSESSMENT METHODOLOGY / BASIC FORMULA / SUB-INDEX SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Колосова Татьяна Валентиновна, Лутченкова О.Н.

В статье дано определение инновационного потенциала региона, проанализированы современные методики оценки инновационного потенциала и показана структура инновационного потенциала ряда регионов ПФО. По итогам статьи сделан вывод об ограничениях в использовании изученных методик и представлена базовая формула для аналитики структуры регионального инновационного потенциала с учетом системы субиндексов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodology of evaluation of the regional innovative potential with regards to its structural components (Russia, Nizhniy Novgorod)

The article defines the innovative potential of a region, analyzes contemporary methods of its assessment, and discusses the structure of the innovative potential in a number of regions within the Privolzhsky Federal okrug. The author lists the limitations of methods discussed, and presents a basic formula to analyze the structure of the regional innovative potential with regards to the sub-index system

Текст научной работы на тему «Методика оценки инновационного потенциала региона с учетом составляющих его структуры»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ

экономики промышленного моногорода, результаты которой призваны не только сохранить город, но дать импульс к его стратегическому развитию.

Решение отмеченных задач требует разработки соответствующего методического обеспечения. В то же время резуль-

таты их решения выступают в качестве исходных данных для определения стратегических целей структурной перестройки экономики промышленного моногорода и формирования механизма их реализации, для чего также необходима разработка соответствующих методических рекомендаций.

Литература

1. Виттингтон Р, Чандлер А., Альфред Дюпон — мл. Классики менеджмента. — СПб.: Питер, 2001.

2. Жирнель Е.В. Проблемы разработки комплексных инвестиционных планов модернизации моногородов (опыт Республики Карелия). — URL: http://regconf.hse.ru/uploads/bd15f9e20b4658ba30ce8589b7dca473fa2fbc9b.doc

3. Петрикова Е.М. Комплексная инвестиционная программа экономики моногорода // Региональная экономика: теория и практика. — 2010. — №43(178); Петрикова Е.М. Комплексная инвестиционная программа развития моногородов. — URL: http:// www.ecocity.ru/articles/332-kompleksnaya-investicionnaya-programma-rasvitiya-monogorodov.html

4. Предложения Минфина России по поддержке монопрофильных муниципальных образований. — URL: http://www.admhmao. ru/economic/finans/seminar/2310/predlozh.htm

5. Приоритетные направления деятельности Министерства регионального развития РФ в 2011 г. по вопросам государственной поддержки муниципальных образований с монопрофильной экономикой. — URL: http://www.minregion.ru

6. Пьянкова С.Г. Формирование институтов развития монопрофильных территорий: зарубежный и отечественный опыт // Фундаментальные исследования. — 2011. — №12 (часть 2)

7. Стародубровская И.В., Лободанова Д.И., Борисова Л.В., Филюшина А.С. Стратегии развития старопромышленных городов: международный опыт и перспективы в России / Под ред. И. Стародубровской. — М.: Институт Гайдара, 2011.

8. Стратегическое территориальное планирование в городах и регионах России: ресурсы для развития / Под ред. Б.С. Жи-харевича — СПб.: Леонтьевский центр, 2012.

9. Шматко А.Д. Организационно-экономическое моделирование систем менеджмента качества: Автореф. дисс. на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет. — СПб., 2004.

10. Шматко А.Д. Основные вопросы организации финансирования инновационной деятельности организаций // Вестник экономической интеграции. — 2010. — Т.1. — № 11. — С. 80-83.

11. Шматко А.Д. Проблема вариативности финансовой поддержки инновационной деятельности высокотехнологичных предприятий // Экономика и предпринимательство. — 2013. — № 10(39). — С. 722-724.

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА С УЧЕТОМ СОСТАВЛЯЮЩИХ ЕГО СТРУКТУРЫ

Т.В. Колосова,

заведующий кафедрой менеджмента и маркетинга Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета,

доктор экономических наук

О.Н. Лутченкова,

аспирант кафедры менеджмента и маркетинга Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета

lyudmilaganicheva@yandex.ru

В статье дано определение инновационного потенциала региона, проанализированы современные методики оценки инновационного потенциала и показана структура инновационного потенциала ряда регионов ПФО. По итогам статьи сделан вывод об ограничениях в использовании изученных методик и представлена базовая формула для аналитики структуры регионального инновационного потенциала с учетом системы субиндексов.

Ключевые слова: регион, региональная экономика, инновационный потенциал, базовая формула, система субиндексов.

УДК 338.303 ББК 65.9

Конкурентоспособность России в мировом рейтинге во многом зависит от конкурентоспособности составляющих страну регионов, которая проявляется через эффективное использование региональных ресурсов (природных, трудовых, финансовых, интеллектуальных, инфраструктурных) и высокий уровень жизнеобеспечения населения, оцениваемый на основе международных стандартов. В связи с этим стратегической целью национальной политики России является обеспечение устойчивого развития ее регионов, ведущего к повышению их конкурентоспособности в масштабах страны. Мировая практика показывает, что наиболее эффективными являются модели развития региональной экономики, основанные на применении инновационного подхода. Именно инновационная деятельность, как наиболее перспективный вид изменений, который вносит наибольший вклад в повышение эффективности деятельности хозяйствующих субъектов, может служить

базисным фактором развития. Уровень развития и динамизм инновационной сферы — науки, новых технологий, наукоемких отраслей и предприятий, активно внедряющих нововведения, — обеспечивают основу устойчивого экономического роста хозяйствующих единиц [8]. При этом инновационный потенциал является важнейшим элементом определяющим будущее, как отдельных регионов, так и всей страны в целом.

Устойчивое развитие региона обеспечивается возможностями аккумулирования ресурсов в инновационной сфере, их рациональным использованием в рамках выбранных приоритетов, то есть повышением инновационного потенциала. Современная модель устойчивого развития регионов предполагает системную интеграцию научно-технической сферы в процессы экономического и социального развития [9]. Без наличия инновационного потенциала в регионе невозможно осуществление инновационной деятельности и обеспечение успешности ре-

21 9

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ

ализации инновационных проектов, создание инновационной инфраструктуры. Само понятие инновационного потенциала вследствие многоаспектности в экономической литературе трактуется различными способами.

Потенциал (от лат. Potentia — сила) в широком смысле — средства, запасы, источники, имеющиеся в наличии и могущие быть мобилизованы, приведены в действие, использованы для достижения определенной цели, осуществления плана, решения какой-либо задачи; возможности отдельных лиц, общества, государства в определенной области [3]: экономической, производственной, инновационной и др. Также потенциал — это способность государства, общества изменять определенную сферу деятельности [3].

Инновационный потенциал — это результат целенаправленной деятельности (инновационного процесса) в форме новых продуктов (услуг), технологий, форм и методов управления, причем наличие новизны фиксируется со стороны потребителя [2].

Инновационный потенциал региона, по мнению авторов статьи, представляет собой совокупность научного, технического, управленческого, кадрового, финансово-экономического потенциалов, в том числе материальных, интеллектуальных, информационных и иных ресурсов региона, которые могут быть мобилизованы, приведены в действие, использованы для осуществления инновационной деятельности, осуществляемой для собственного развития и повышения конкурентоспособности региона в рамках страны и на мировом рынке.

В современных российских условиях рынок инноваций характеризуется существенной ролью государства. Так, рост федеральных бюджетных расходов на проведение НИОКР за последние семь лет увеличился в десять раз. Государство финансирует 3/4 всех расходов на данные цели. Для сравнения — за рубежом доля государства не превышает 1/4, а 3/4 всех расходов приходится на долю частного сектора. По данным Роспатента, из 100% охраноспособных результатов интеллектуальной деятельности, полученных при бюджетном финансировании, патентуется только 5% таких результатов, а в коммерческом обороте находится 1-2% из них [б].

Внутренние проблемы инновационного развития страны, такие как:

- недостаточная эффективность расходования государственных средств, выделяемых на научно-исследовательские и опытноконструкторские работы;

- низкая эффективность ключевых с точки зрения наращивания инновационной активности направлений социально-экономической политики (создание благоприятного инвестиционного климата, борьба с коррупцией, политика в сфере технического регулирования, таможенное регулирование, политика в сфере развития конкуренции и др.);

- недостаточная приоритезация задач по поддержке инновационной активности бизнеса, инноваций в регионах, развитию человеческого капитала и целого ряда других задач инновационного развития [7];

обусловливают в целом низкий спрос на инновации в российской экономике.

При этом существует избыточный перекос в сторону закупки готового оборудова-

ния за рубежом в ущерб внедрению собственных новых разработок. Уровень инновационной активности предприятий и регионов значительно уступает показателям стран-лидеров в этой сфере. К негативным факторам следует отнести сокращение в последние годы базисных (радикальных) инноваций — принципиально новых для отрасли продуктов и технологий. При этом возросла доля псевдоинноваций — способов улучшения производственного цикла, новых только для внедряющей организации [7].

Таким образом, в российской региональной экономике наблюдается диспропорция между наличием инновационных возможностей и их реальным воплощением на практике. В связи с этим устойчивое развитие регионов в долгосрочной перспективе обуславливает необходимость комплексной оценки их инновационного потенциала, с целью обеспечения более высоких конкурентных преимуществ на мировом рынке.

На современном этапе развития науки разработано множество методик для оценки инновационного потенциала региона (например, методика Белоусовой О.М., Киселева В.Н., методика рейтингования регионов по инновационному признаку национального рейтингового агентства «Эксперт РА», методика Минэкономразвития РФ и ассоциации инновационного развития по отбору регионов — лидеров). Их характеристики представлены в таблице 1.

Проведенный анализ показывает, что представленные методики не учитывают такую особенность субъектов Российской Федерации как неравномерность их социально-экономического развития и обеспечения ресурсами, которая является источником различий в региональном инновационном потенциале, не только по уровню, но и по его структуре. Так, на основании анализа данных Федеральной службы государственной статистики [10] можно сделать вывод, что среди регионов Приволжского федерального округа наиболее высокий инновационный потенциал имеют Нижегородская область, Республика Татарстан, Самарская область. Наиболее низкий инновационный потенциал у Республики Марий Эл. Однако если рассмотреть его структуру, то, например, по кадровому потенциалу Республика Мари Эл находится далеко не на последнем месте, а по уровню инновационной активности и инфраструктурной составляющей Нижегородская область не является безусловным лидером (рис. 1).

Таблица 1

Общая характеристика современных методик оценки инновационного

потенциала региона [5]

№ п/п Методика Формула расчета Недостатки методики

1 Методики международных организаций Не применимы в российских условиях из-за отсутствия информации в региональном разрезе.

2 Проект «Социальный атлас российский регионов» Х — Х ттч у\. у\. min Число входящих в расчет показателей не учитывает всех характеристик инновационного потенциала региона, не учитываются особенности структуры инновационного потенциала региона.

X — X ^ max ^ min r A + B + C + D + E

5

3 Методика, предложенная Киселевым В.Н. N СИИФА] = £ XiJ / N i—1 X — X X ^ J ^ i min J X — X i max i min Число входящих в расчет показателей не учитывает всех характеристик инновационного потенциала региона, не учитываются особенности структуры инновационного потенциала региона.

4 Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов рейтингового агентства «Эксперт РА» P = — .100% P max Число входящих в расчет показателей не учитывает всех характеристик инновационного потенциала региона, результаты рейтингования представляют собой лишь ранги регионов по инновационному потенциалу и выступают составляющей частью инвестиционного потенциала субъектов, не учитываются особенности структуры инновационного потенциала региона.

5 Методика, разработанная Минэкономразвития и ассоциацией инновационного развития по отбору регионов-лидеров in imin,n q„ = . . imax,n .min,» Определение уровня инновационного потенциала является составляющей частью оценки уровня инновационного развития регионов России, не учитываются особенности структуры инновационного потенциала региона.

220

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ

Ш

Кадровый потенциал

О) э о

0 X н О

11

1 о

» Республика Марий Эл ■ Республика Татарстан Удмуртская Республика )( Пермский край Ж Нижегородская область • Самарская область

Рис. 1. Структура инновационного потенциала некоторых регионов ПФО

Знание особенностей структуры регионального инновационного потенциала необходимо для определения степени готовности и наличия возможностей использования конкретных ресурсов для осуществления инновационной деятельности.

Для оценки инновационного потенциала базовой формулой может послужить формула, предложенная в методике рейтингового агентства «Эксперт РА»:

Р = — -100%

P

± max

где P — вычисляемый показатель;

Pc — значение показателя в оцениваемом регионе;

Pmax — максимальное значение среди всех регионов [4]. С целью аналитики структуры регионального инновационного потенциала вводится система субиндексов:

Ри

Ри

(РК + РФ-э + РА + РИнф ) / 4

Рк

( n=1 ( D \ n=1 ( р

.Рк

РФ

-100%

Ц .100%] 2( -100%

инф.тах

n j

/4

+

+

n

n

+

+

n

где РИ — инновационныйпотенциал региона;

P1< — кадровыйпотенциал региона;

Рк — показатели,характеризующие кадровый потенциал;

РФ-э — финансово-экономический потенциал региона;

Рф-э — показатели, характеризующие финансово-экономический потенциал;

РА — уровень инновационнойактивности в регионе;

Ра — показатели, характеризующие уровень инновационной активности;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

РИнф — развитие инновационной инфраструктуры в регионе;

Ринф — показатели, характеризующие развитие инновационной инфраструктуры;

n — количество показателей, характеризующих тот или иной потенциал региона.

В каждом регионе наблюдается преобладание той или иной группы показателей в совокупном инновационном потенциале. Следовательно, в зависимости от доминирующей группы имеющихся ресурсов все регионы можно классифицировать как:

- регионы с кадроориентированным инновационным потенциалом (Республика Мари Эл, Республика Мордовия, Кировская область, Нижегородская область, Пензенская область, Ульяновская область);

- регионы с финансово устойчивым инновационным потенциалом (Нижегородская область, Самарская область);

- регионы с инновационно активным инновационным потенциалом (Республика Башкортостан, Чувашская Республика);

- регионы с институционально-инфраструктурным инновационным потенциалом (Республика Башкортостан, Республика Мари Эл, Республика Мордовия, Республика Татарстан, Удмуртская Республика, Чувашская Республика, Пермский край, Кировская область, Оренбургская область, Пензенская область, Самарская область, Саратовская область, Ульяновская область);

- регионы с универсальным инновационным потенциалом. Это те регионы, в которых факторы совокупного инновационного потенциала распределены равномерно. Наиболее приближенная к этому типу регионов среди регионов Приволжского федерального округа — Нижегородская область.

Большинство исследуемых субъектов Российской Федерации относится к регионам с институционально-инфраструктурным инновационным потенциалом, некоторые регионы можно отнести к нескольким типам.

Использование представленной в статье формулы позволяет выявить особенности структуры инновационного потенциала областей, республик и округов, выявить его преимущества среди других субъектов РФ и наиболее слабые звенья. При проведении рейтингов по уровню инновационного потенциала среди регионов для определения более четкой картины об их ресурсном положении, следует проводить дополнительное их рейтингование в разрезе составляющих структуры инновационного потенциала субъекта РФ. Это должно способствовать наиболее оптимальному выбору направлений региональной инновационной стратегии, максимальному использованию имеющихся инновационных ресурсов и выявлению резервов по изысканию недостающих инновационных возможностей, что обеспечит достижение стратегических целей субъекта РФ.

Литература

1. Колосова Т.В. Комплексная оценка показателей устойчивого развития промышленного предприятия // Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития: сборник материалов XIX Междунар. науч.-практ. конф.: в 2-х ч.: Ч.1 / Под общ. ред. С.С. Чернова. — Новосибирск: Изд-во ЦРНС, 2014.

2. Колосова Т.В. Мониторинг инновационного потенциала как инструмент обеспечения устойчивого развития предприятия // Экономика и эффективная организация производства / Под общ. ред. Е.А. Памфилова. Сб. науч. тр. по итогам международной научно-технической конференции. Вып.14. — Брянск: БРИТА, 2011.

3. Колосова Т.В., Лутченкова О.Н. Анализ и уточнение понятийно-терминологического аппарата инновационного потенциала региона // Промышленное развитие России: проблемы, перспективы. Труды X Международной науч.-практ. конф. преподавателей, ученых, специалистов, аспирантов, студентов: В 3 т. — Нижний Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2012. — Т. II С. 100-103.

4. Литвинова В.В. Теоретические и методологические аспекты оценки инвестиционного климата региона // Молодой ученый. — 2011. — №4. Т.1. — С. 161-169.

5. Лутченкова О.Н. Анализ инновационного потенциала региона: основные показатели и методики оценки // Социальноэкономические проблемы развития регионов: экономика, образование, управление и право: сборник науч. трудов междунар. науч.-практ. конф. в 2-х ч. — Нижний Новгород: НФ МЭСИ, 2013 — Ч.1. — 295 с.

22 1

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ

6. Михалева Е.П. К вопросу о формировании рынка инноваций на современном этапе в РФ // Актуальные вопросы экономических наук: матер.междунар. науч. конф. (г. Уфа, октябрь 2011 г.). — Уфа: Лето, 2011. — С. 27-31.

7. Постановление правительства Нижегородской области от 31.07.2013 г. № 504 «Об утверждении Концепции инновационного развития Нижегородской области до 2020 года». http://mmprom.govemment-nnov.ru/?id=34575

8. Сухарев О.С. Институциональная теория и экономическая политика: К новой теории передаточного механизма в макроэкономике. Кн. II. — М., 2007.

9. Устойчивое экономическое развитие в условиях глобализации и экономики знаний: концептуальные основы теории и практики управления. — М., 2007.

10. Федеральная служба государственной статистики [Официальный сайт] // http://www.gks.ru.

МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА ИННОВАЦИОННОПРОМЫШЛЕННОГО КЛАСТЕРА

И.В. Табунов,

доцент кафедры экономического анализа и управления недвижимостью Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета,

кандидат экономических наук tkolosova@mail.ru

В статье показана необходимость управления интеллектуальным капиталом инновационно-промышленного кластера, рассмотрены особенности и принципы управления. По итогу статьи представлена модель развития интеллектуального капитала инновационно-промышленного кластера, способствующая формированию экономики знаний, повышению эффективности использования субъектами кластера высоких, наукоемких и информационных технологий и более рациональному управлению интеллектуальным потенциалом кластера.

Ключевые слова: инновационно-промышленный кластер, интеллектуальный капитал, принципы управления, элементы интеллектуального капитала

УДК 330.342. ББК 65.30

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. отмечено, что успех реализации инновационного сценария развития страны будет зависеть от способности государственных органов власти обеспечить условия для дальнейшего совершенствования институциональной среды и формирования институциональных структур, присущих постиндустриальному обществу. В число этих условий входит поддержка кластерных инициатив, направленных на достижение результативной кооперации организаций — поставщиков оборудования и комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных организаций в рамках территориально-производственных кластеров [6,8].

Инновационно-промышленный кластер, как объект управления, есть социально-экономическая система со своей структурой, персоналом, производственно-хозяйственным комплексом, рыночным механизмом и уровнем развития, которая функционирует в определенном экономическом пространстве, во внешней среде (природной, федеральной, конкурентной — межрегиональной, рыночной и т. п.) и, в то же время, нацелена на решение промышленных проблем, связанных с использованием инновационных ресурсов для решения различных социально-экономических задач на основе самообеспечения [13].

Системное исследование процесса формирования, аккумулирования и эффективного использования интеллектуального капитала инновационно-промышленного кластера в настоящее время приобретает все большую актуальность для наукоемких предприятий и реформирования российской экономики в целом [14].

Существующие подходы к управлению интеллектуальным капиталом инновационно-промышленного кластера, рассматривая лишь отдельные сферы управленческой деятельности, не позволяют сформировать общей теоретической базы. Отсутствие целенаправленной интеграции всех составляющих системы управления интеллектуальным капиталом и ориентации всех структур инновационно-промышленного кластера на достижение поставленных целей не обеспечивает эффективной трансформации знаний сотрудников в активы, приносящие прибыль.

222

Капитал с общеэкономической точки зрения — это специфическое благо, обладающее имманентным свойством создания новых ценностей, что обеспечивает его собственнику определенную доходность [1].

Интеллектуальный капитал — это система капитализированных интеллектуальных знаний, созидательное использование которых обеспечивает производство новых интеллектуальных благ и получение соответствующих доходов [9].

Сложности и противоречия современного воспроизводственного процесса, а также растущие и меняющиеся требования к созданию жизненных благ обусловливают необходимость не только ускоренного, но и опережающего, диверсифицированного развития интеллектуального капитала.

Управление интеллектуальным капиталом инновационно-промышленного кластера осуществляется в соответствующем экономическом и инновационном пространстве, которое представляет собой относительно обособленную сферу хозяйствования, образованную непрерывно взаимодействующей в границах определенной географической территории или отрасли совокупностью физических и юридических лиц, вступающих на основе обмена инновационными ресурсами в определенные экономические отношения по поводу распределения факторов и результатов инновационно-промышленной деятельности [5].

Управление интеллектуальным капиталом инновационнопромышленного кластера для обеспечения эффективности его развития должно основываться на следующих принципах.

1. Принцип целеполагания. Постановка целей является исходным моментом экономической и управленческой деятельности. При этом цели управления могут быть следующими:

а) цель поддержания интеллектуального капитала кластера в его достигнутом состоянии (сохранение гомеостаза). Такая цель обычно не является приоритетной, а может быть промежуточной управленческой целью для обеспечения в будущем дальнейшего развития интеллектуального капитала;

б) цель предотвращения уменьшения объемов интеллектуального капитала кластера. Такие цели обычно называют стабилизационными или антикризисными и состоят они в обеспечении устойчивости инновационного и экономического развития инновационно-промышленного кластера;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.