Сергей НЕДЕЛЬКО, Екатерина ЕРЕМИНА
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ РОССИЙСКИХ РЕГИОНОВ И ПРОБЛЕМЫ ЕГО СТИМУЛИРОВАНИЯ
В статье рассматривается развитие и укрепление инновационной составляющей экономического развития страны как одна из приоритетных задач, стоящих перед государством. Деятельность органов государственной власти регионов по инновационному развитию территории рассмотрена на примере Пензенской обл.
The article discusses the development and strengthening of the innovative component of the economic development of the country as one of the priority tasks of the government. Activity of government bodies concerning the innovative development of a territory is considered on the example of the Penza region.
Ключевые слова:
комплексное развитие регионов, инновационность территории, креативный класс, правительственные инновационные программы; comprehensive development of regions, innovation of territory, creative class, governmental innovative programs.
Инновационное развитие России становится важнейшей не только экономической, но и политической задачей. Исследование проблем инновационного развития вызывает большой интерес научной общественности. Сегодня актуальным является исследование инновационной политики как России в целом, так и ее отдельных регионов. В данной статье предпринята попытка провести анализ взаимодействия и взаимовлияния общероссийской инновационной политики и политики, проводимой региональной властью Пензенской обл.
Состояние и проблемы инновационного развития РФ
Базовые принципы инновационной политики в развитых странах заключаются в усилении ее региональной составляющей, формировании единого научно-инновационного пространства, поддержании среды, благоприятствующей созданию нововведений, признании организационных изменений в качестве важного источника конкурентоспособности1.
Инновационное развитие является одним из направлений программы комплексного развития регионов, включающей также развитие всех сфер материального производства, непроизводственной и социальной сфер. Региональные органы власти заинтересованы в повышении уровня регионального инновационного потенциала и в интенсификации инновационной деятельности субъектов хозяйствования, поскольку использование инноваций обеспечит соответствующим структурам, функционирующим на определенной территории, а соответственно и на территории в целом, конкурентные преимущества, высокий предпринимательский доход, вследствие чего усилится конкурентоспособность региона на межрегиональном и международном рынках.
Влияние нововведений на конкурентоспособность региона осуществляется через создание нового типа конкурентных преимуществ — инновационных, которые, в отличие от, например, природно-ресурсных, являются, в конечном счете, неисчерпаемыми, не ограниченными ни по потенциалу воздействия, ни временными рамками. Они способны обеспечить непрерывный и
1 См.: Шелюбская Н. Новые направления инновационной политики ЕС // http://vasilievaa.narod.ru/ptpu/12_4_03.htm
НЕДЕЛЬКО
Сергей
Иванович —
к.и.н., доцент;
заведующий
кафедрой
государственного
управления и
социологии региона
Пензенского
государственного
университета (ПГУ)
ЕРЕМИНА Екатерина Витальевна — к.соц.н., доцент; доцент кафедры государственного управления и социологии региона ПГУ
устойчивый экономический рост и посту -пательное развитие региона как в текущем периоде, так и в стратегическом плане.
Необходимо отметить, что, несмотря на многообразие точек зрения и попыток определения инноваций, в них обычно выделяются следующие направления.
Согласно первому, понятие инновации распространяетсяна новый продукт,услугу, способ их производства, на новое в орга -низационной, научно исследовательской, финансовой, социальной и иных сферах. Иначе говоря, инновация — это конечный результат творческого процесса, который может быть воплощен в виде нового про -дукта, технологии, метода и т.п.
В соответствии со вторым подходом инновация рассматривается не как резуль -тат, а как процесс получения этого резуль -тата, внедрения новых технологий, мето дов или усовершенствования старых.
В качестве факторов конкурентоспособ -ности и инновационного развития регио -нов, определяющих характер институцио -нальной среды, можно выделить следую щие.
1. Направления развития научноинформационного пространства. Они отражают возможные формы взаимодей ствия науки и производства, показателей инновационной, патентной активности российских регионов.
Оценивать уровень инновационного развития региона по одному или несколь -ким искусственно сформированным кри -териям очень сложно, т.к. инновационное развитие многомерно, происходит одно -временно по нескольким направлениям:
1) научная активность региона — доля занятых в науке, число организаций, зани -мающихся научными исследованиями, удельная численность исследователей с учеными степенями, удельная численность аспирантов, отношение числа защитив шихся аспирантов к числу выпущенных;
2) инновационная деятельность региона
— абсолютные и относительные показа -тели производства инновационной про -дукции, величины внутренних затрат на исследования и разработки, объем соз -данных и используемых передовых техно логий, ориентированность предприятий на осуществление технологических и организационных инноваций, структура внутренних затрат на исследования и раз работки, численность персонала, занятого исследованиями и разработками и др.;
3) образовательный сектор — совокуп -ная доля занятых в системе образования региона. Показатели, связанные с выс -шим образованием, выступают как эле мент множества условий институциональ ной среды1.
Первое направление можно рассма тривать как центральное и наиболее приближенное к представлению о регио нальной инновационной системе. Другие выделенные направления развития стоит рассматривать как более «узкие», специ -ализированные характеристики научно инновационного пространства.
2. Мягкие институциональные условия. Они рассматриваются в рамках кон -цепции креативного класса, согласно которой инновационность территории связана с присутствием на ней крупных городов с диверсифицированной эконо -микой, в которых за счет специфической инфраструктуры и привлечения талант ливых мигрантов формируется креатив ный класс. В городах толерантные мест -ные сообщества оказываются притяга -тельными для творческих людей и сами обладают способностями к восприятию нового знания. Привлекательность терри -тории усиливается, если у новых жителей имеется возможность присоединиться к различным экономическим и социаль -ным структурам. Национальное и про -фессиональное разнообразие еще больше увеличивает вероятность того, что регион привлечет креативных людей с разными навыками и идеями2.
Исследования показывают, что крупные города характеризуются развитой систе -мой высшего образования, но демонстри -руют отрицательную связь с долей креа -тивного класса. Формирование региональной инновационной системы связано с высокой долей городского населения, но не с числом городов в регионе. Можно говорить о первостепенной роли насе -
1 См.: Марков Л.С., Маркова В.М., Казанцев К.Ю. Институциональные механизмы инновационного развития российских регионов // Регион: экономика и социология, 2011, № 4, с. 21-23.
2 См.: Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. — М. : Классика-ХХ1, 2005; Пилясов А., Колесникова О. Оценка творческого потенциала российских региональных сообществ // Вопросы экономики, 2008, № 9, с. 50—69; Зубаревич Н.В. Города как центры модернизации экономики и человеческого капи тала // Общественные науки и современность, 2010, № 5, с. 5—19.
ления, а не собственно города, в форми ровании региональной инновационной системы. Регионам с крупными региональными центрами не свойствен высо кий уровень образованности и креативно сти населения.
Российский креативный класс отри цательно связан с урбанизированностью территории и разнообразием занятости, его представители не ищут дополнитель ную занятость, а держатся за постоянное место работы, что является следствием общей экономической неопределенно сти и серьезным ограничением на пути инновационного развития. Доля креатив ного класса на территории положительно связана исключительно с направлениями развития регионов, содержащими науч ную составляющую — научные и научно -образовательные центры.
Многонациональность региона не слу жит залогом его инновационного раз -вития, если она является исторически сложившейся. Определяющее влияние на инновационное развитие регионов оказывают интернациональные потоки мигрантов. Присутствие в регионе раз -витой системы вузов является атрибутом крупных городов и служит дополнитель ным фактором привлечения мигрантов.
В целом научно исследовательская де ятельность занимает важное место в фор мировании и развитии научно- инно -вационного пространства, способствует становлению малого бизнеса региона.
3. Нормативно правовое регулирова ние на региональном уровне. Оно задает формальные правила игры, которые во многом определяют характер отношений между экономическими агентами, условия функционирования и производительность компаний. Все составляющие научноинновационного развития, связанные с наукой, демонстрируют наибольшую интенсивность формального регулирова ния со стороны органов государственной региональной власти1.
Дальнейшее развитие и укрепление инновационной составляющей экономи -ческого развития нашей страны является одной из приоритетных и долгосроч -ных задач, стоящих перед государством. Однако, несмотря на богатый опыт вне дрения и проведения экономики инно
1 См.: Марков Л.С., Маркова В.М., Казанцев К.Ю. Указ. соч., с. 28—33.
вационного типа в других странах, в РФ необходимо решать вопрос о стимулиро вании инновационного развития эконо -мики как отдельно взятых регионов, так и всей страны.
Субъекты РФ многочисленны и неодно -родны по объему и составу инновацион -ного потенциала. Процесс внедрения, развития и поддержания инновационного развития в каждом регионе должен прохо дить индивидуально и учитывать различ ный комплекс инновационных целей и задач. Использование гибкого механизма финансового обеспечения, способного учитывать инвестиционную потребность инновационной сферы и инвестиционный потенциал, приведет к эффективному раз -витию инновационного потенциала всего субъекта.
Выделяют несколько механизмов реги онального стимулирования инновацион ного развития.
Одним из них выступают недоиспользованные возможности. Специфика сло -жившейся в настоящее время ситуации заключается в том, что в стране имеются значительные фундаментальные и тех нологические разработки, уникальная научно производственная база, однако данные разработки не могут решить наи более актуальные проблемы и, соответ ственно, остаются невостребованными. Также необходимо улучшение законодательства, которое регулировало бы все возникающие вопросы относительно интеллектуальной собственности.
Еще одним важнейшим механизмом стимулирования инновационного разви тия региона и основой инновационной политики являются правительственные инновационные программы. Существует множество различных программ, которые различаются по уровню создания, т.е. дей -ствие их происходит на муниципальном, региональном или федеральном уровнях. Данный механизм является наиболее широко используемым.
Также необходимо отметить и такие дополнительные меры поддержки регио нальных инноваций, как создание благо приятных условий функционирования, обеспечение ресурсной базой, содействие в продвижении продукции и информаци онная поддержка. Это — основные направ -ления возможной деятельности региональных властей, которые могут помочь в инновационном развитии.
Основным источником финансирования инновационной сферы остается государство. Ввиду переориентации эко -номической политики необходимо создание новых государственных программ, направленных на поддержку инновацион ных проектов, которые, как правило, тре -буют больших материальных затрат как на создание, так и на внедрение.
Основными формами финансовой под держки со стороны государства являются: гранты (безвозмездная субсидия предпри -ятиям, организациям и физическим лицам в денежной или натуральной форме на проведение научных или других исследо -ваний, опытно - конструкторских работ, на обучение, лечение и другие цели с после дующим отчетом об их использовании); субсидии (пособие, преимущественно в денежной форме, предоставляемое госу дарством за счет средств государственного бюджета местным органам власти, юриди ческим и физическим лицам, другим госу дарствам); пособия отдельным талантли -вым молодым ученым.
В мировой практике апробирован ряд организационно- экономических мер, способствующих региональному иннова ционному развитию: осуществление спе -циальных целевых программ на общего -сударственном, региональном и местном уровнях; прямые государственные субси дии и целевые ассигнования региональ ных органов власти; налоговые льготы, направленные на стимулирование регио нального инновационного развития; фор мирование научных, технологических и инновационных парков; создание инку баторов малого инновационного бизнеса; образование под эгидой государства и местных органов исполнительной власти центров по передаче технологий из гос сектора в промышленность; организация управленческого консультирования пред принимателей и др. меры.
Наиболее действенным механизмом стимулирования развития инноваций в регионах можно назвать согласованные действия правительства, бизнеса, науки, образования, финансовых организаций и средств массовой информации. Во всем мире именно регионы рассматриваются как первая ступенька инновационной деятельности развития всей страны.
Становление новых экономических отношений в России вызывает необходи мость видоизменения механизма государ
ственного регулирования процессов раз вития. Ситуация обусловливает актуаль -ность разработки государственной и реги ональных стратегий преодоления низкой инвестиционной активности. Для анализа инвестиционной ситуации в стране можно оценить уровень инвестиций в экономику разных регионов. Основным показате -лем будет являться объем инвестиций в основной капитал. Таким образом, можно рассмотреть, насколько инвестиционное обеспечение регионов влияет на их инно вационный потенциал, т.е. насколько сильно развитие зависит от объема инве стиций.
При анализе объемов инвестиций в основной капитал по федеральным окру гам за 2009—2011 гг. можно увидеть диф -ференциацию округов по этому важ ному показателю потенциала развития. Наибольший уровень инвестиций прихо -дится на Центральный федеральный округ, что вполне логично ввиду его федераль -ного значения. Следующей группой явля -ются Приволжский, Уральский и Северо -Западный федеральные округа. Их инно -вационное развитие достаточно велико, что и объясняет их лидирующее положе -ние среди остальных округов по объему инвестиций. Средние позиции занимают Южный, Сибирский и Дальневосточный федеральные округа. Наихудшее положе -ние по инвестициям отмечается в Северо -Кавказском округе ввиду своего слабого развития и малой численности населе -ния1.
Однако не только государственное финансирование является источником финансовых вложений в инновационную сферу. Многие предприятия сами вклады вают свои средства в производство и вне дряют собственные инновации.
По результатам проведенного в 2010 г. Федеральной службой государственной статистики РФ обследования в 80 субъ -ектах РФ инвестиции в основной капитал осуществляли 93% организаций, не отно -сящихся к субъектам малого предприни -мательства, и 39% малых предприятий (без микропредприятий). Высокая инве стиционная активность наблюдалась в республиках Хакасия, Тыва, в Еврейской
1 Грибова Е.В., Сергеева А.Н. Механизмы стимулирования инновационного развития эконо мики региона // Капитал страны : федеральное интернет-издание; http://www.kapital-rus.ru/ агйс^/агйс1е/194497/
АО, Приморском и Хабаровском краях и Самарской обл., где свыше 90% орга низаций осуществляли инвестиции в основной капитал. Среди субъектов РФ с низкой инвестиционной активностью — Кабардино - Балкарская Республика, где инвестиционная деятельность зафикси -рована у 51% организаций, Республика Северная Осетия — Алания (59%), Астраханская обл. (64%) и Республика Калмыкия (67%). В 2011 г. 56% руководи -телей организаций планируют увеличение объема инвестиций в основной капитал, 23% — его сокращение. Инвестиционная деятельность во многом зависит от эко -номической ситуации, складывающейся в организации. В 2010 г. руководители 90% организаций оценили свою экономиче скую ситуацию как «благоприятную» и «удовлетворительную».
Основной целью инвестирования в основной капитал в 2010 г., как и в преды -дущие годы, являлась замена изношенной техники и оборудования; на это указали 67% респондентов (в 2009 г. — 64%, в 2000 г
— 56%). Инвестиции с целью повышения эффективности производства (автомати -зация или механизация существующего производственного процесса, внедрение новых производственных технологий, снижение себестоимости продукции, экономия энергоресурсов) осуществляли 32—46% организаций; цели, связанные с увеличением производственных мощно стей с неизменной номенклатурой про дукции, преследовали 32% организаций, а с расширением номенклатуры выпускае -мой продукции — 29%.
Проведенные исследования показали, что основным препятствием для негосу дарственного финансирования и инве стиций является недостаток собственных финансовых средств. Среди других факторов, влияющих на инвестиционную политику, следует назвать (по убывающей значимости): высокий процент коммерче ского кредита, неопределенность эконо -мической ситуации в стране, недостаточ -ный спрос на продукцию, инвестицион ные риски, сложный механизм получения кредитов для реализации инвестицион ных проектов. Дороговизна инноваций и их медленная окупаемость являются важными сдерживающими факторами для инвестиций и одним из наиболее сильных негативных инвестиционных факторов для предпринимателей. Исходя из этого,
можно сказать, что решение вопросов с банками (к примеру, снижение различного рода налоговых и других видов выплат с них взамен на понижение кредитных ста вок для определенного рода организаций) могло бы частично решить вопрос; соот ветственно, научные разработки данного региона могли бы иметь большую степень реализации1.
Федеральная целевая программа «Исследования и разработки по приори -тетным направлениям развития научно технологического комплекса России на 2007—2012 годы» является отражением документов, регламентирующих инноваци -онную деятельность страны и ее развитие в целом. Основной целью Программы явля -ется развитие научно - технологического потенциала России для реализации приори -тетных направлений развития науки, техно -логий и техники в РФ. К основным задачам Программы относят обеспечение ускорен ного развития научно - технологического потенциала по приоритетным направле ниям развития науки, технологий и тех ники в соответствии с перечнем критиче ских технологий РФ2.
Важнейшим направлением выступает идея создания так называемых инноваци онных программ на каждом предприятии с государственным участием. Серьезный импульс дан и крупному частному бизнесу. В январе 2011 г. на президентской комис -сии было принято решение, по которому заявки на крупные инновационные про екты с целевым объемом продаж в 2015 г. не менее 15 млрд руб. будут поддержи ваться государством. В портфеле комис -сии более 40 проектов.
Особенности современной региональной инновационной политики
Каждый регион имеет свою программу развития инновационной деятельности. В Пензенской обл., благодаря активной поддержке губернатора В.К. Бочкарева, разработаны и реализуются значимые для развития региона инновационные программы. Среди них можно выделить «Концепцию развития инновационной
1 Грибова Е.В., Сергеева А.Н. Указ. соч.
2 Постановление Правительства РФ от 17.10.2006 № 613 «О федеральной целевой программе “Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно -технологического комплекса России на 2007—2012 годы”» // http:// nordoc.ru/doc/49-49911
деятельности в Пензенской области на 2009—2013 годы»1 и долгосрочную целе -вую программу «Развитие инновацион ной деятельности в Пензенской области (2009—2013 годы)»2. К настоящему вре -мени в области число инновационных организаций среднего уровня, демонстри рующих динамичное развитие, составляет не более 40, большинство инновационных проектов выведены только на ранние ста дии реализации.
Конкурентоспособную инновационную продукцию, создаваемую в области, поможет вывести на рынок комплексное развитие региональной инновационной системы, в которой финансовые средства и организационные меры будут направ лены на объединение административного ресурса и усилий предпринимательского сектора.
Цель Программы — создание условий для развития инновационной деятель ности как основы экономического роста Пензенской области на 2009—2013 гг. Основные задачи Программы:
— создание и развитие региональной инфраструктуры поддержки инновацион ной деятельности;
— совершенствование законодательства, направленного на поддержку инноваци онной деятельности;
— содействие развитию кадрового потен циала для инновационной деятельности;
— создание финансовых рычагов и сти мулов развития инновационной деятель ности;
— создание благоприятных условий для коммерциализации научных разработок, продвижения продукции инновационных предприятий;
— создание системы статистического учета и мониторинга результатов иннова ционной деятельности на региональном уровне;
— создание и развитие системы инфор мационной поддержки всех этапов инно вационной деятельности, позициониро
1 Постановление Правительства Пензенской области от 17.09.2008 № 604-пП «Об утверждении “Концепции развития инновационной деятель -ности в Пензенской области на 2009—2013 годы”» // http://www.penzenskaya-pravda.ru/news.1855.htm
2 Постановление Правительства Пензенской области от 20.10.2008 № 677-пП «Об утверждении долгосрочной целевой программы “Развитие инновационной деятельности в Пензенской обла сти (2009—2013 годы)”» // http://www.biznes-penza. ru/content/help/doc/30.php
вание Пензенской обл. как региона пер -спективного инновационного развития.
Прогнозируемые финансовые затраты на реализацию Программы составят 1409,173 млн руб.
Механизмы реализации Программы включают в себя следующие основные мероприятия.
1. Разработка методик оценки инно вационных проектов, инновационного потенциала промышленных предприятий, высших и средних учебных заведений. Данное направление включает в себя разра -ботку форм сбора статистической инфор мации об инновационной деятельности, разработку методики для оценки иннова ционной активности предприятий.
2. Оказание финансовой поддержки приоритетным инновационным проектам Пензенской обл. Направление включает в себя предоставление бюджетных инве стиций юридическим лицам — субъектам инфраструктуры инновационной деятель ности, осуществляющим финансовую поддержку субъектов малого предприни -мательства, зарегистрированных на тер ритории области и реализующих иннова ционные проекты.
3. Создание технопарков. Включает развитие благоприятной инновацион ной бизнес среды, с высокой степенью доступности информационных и техно логических ресурсов, низкой стоимостью инфраструктурного и кадрового обеспече ния, оптимальной логистической схемой, увеличение объемов инвестиций, привле -каемых в экономику Пензенской обл.
4. Разработка проектов нормативных правовых актов об инновационной дея тельности. Предполагается, что они будут отражать вопросы научно технического развития области, регулирования отноше ний использования и защиты прав интел лектуальной собственности.
Программой предусматривается форми рование целевых групп для направления их на обучение и переподготовку в реги оны — лидеры инновационного развития.
В целях создания благоприятных усло -вий для коммерциализации научных раз -работок, продвижения продуктов инно -вационной деятельности предприятий на региональный, российский и междуна -родные рынки предусматривается предо ставление субсидий субъектам иннова -ционной деятельности на реализацию инновационных проектов — победителей
федеральных конкурсов, а также на воз -мещение части затрат по регистрации и (или) правовой охране изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности.
Важным фактором является также со -здание и развитие системы информаци онной поддержки всех этапов инноваци -онной деятельности: освещение в СМИ, подготовка электронных и печатных мате -риалов об инновационной деятельности Пензенской обл., поддержка специализи -рованного интернет- портала, позициони -рование Пензенской обл. как региона пер -спективного инновационного развития.
Финансовая поддержка инновацион -ной деятельности на региональном уровне включает в себя:
— субсидирование затрат по регистра -ции и правовой охране результатов интел лектуальной деятельности;
— субсидирование инновационных про -ектов — победителей федеральных кон -курсов;
— субсидирование процентной ставки по кредитам, привлекаемым субъектами малого предпринимательства, на создание новых производств, на технологическое перевооружение, пополнение оборотных средств;
— компенсацию затрат на открытие биз -неса вновь создаваемым юридическим лицам малого предпринимательства;
— развитие кадрового потенциала для инновационной деятельности;
— товарное кредитование субъектов малого предпринимательства;
— предоставление поручительств по обязательствам субъектов малого пред принимательства по кредитным догово рам и договорам займа перед банками кредиторами;
— микрофинансирование субъектов малого бизнеса;
— организацию выставочной деятельно -сти в сфере инноваций;
— информационное обеспечение инно -вационной деятельности.
На инновационное развитие экономики Пензенской области направлены меро -приятия 47 региональных программ.
В основном упор делается на создание новой импортозамещающей и экспорто -ориентированной наукоемкой и высоко технологичной продукции. Особое вни -мание уделяется повышению конкурен -тоспособности продукции за счет техни -ческого перевооружения производства, внедрению инноваций, дальнейшему раз -витию инфраструктуры промышленно -сти, повышению инвестиционной актив -ности организаций промышленности и сельского хозяйства.
Результатом реализации инновацион ной программы «Государственная под -держка научно технического творчества молодежи» станет создание научнотехнических проектов студентами и выпускниками высших и средних специ альных учебных заведений.
Реализация программ ы
«Энергосбережение в учреждениях и орга низациях бюджетной сферы Пензенской области» позволит внедрить такие инно -вационные технологии, как реновация систем отопления, автоматическое регули -рование систем теплоснабжения, замена ламп накаливания на энергосберегающие лампы, увеличение теплозащитных харак теристик наружных конструкций.
Для создания эффективной системы исследований и разработок в области нано -технологий на территории Пензенской обл. 8 организаций ведут разработки в области наноиндустрии1.
Таким образом, сегодня, в условиях глобализации хозяйственных связей, инновационность выступает важнейшим понятием, оказывающим непосредствен ное влияние на конкурентоспособность через создание новых возможностей в межотраслевом и межрегиональном взаи модействии и общее усиление регионали зации, через смещение развития интегра ционных процессов на региональный уро -вень, через активизацию экономической деятельности регионов.
1 Инновационная деятельность Пензенской области // http://www.spb-venchur.rU/regions/7/ innovatepo.htm