Научная статья на тему 'Стратегия инновационного развития российской экономики'

Стратегия инновационного развития российской экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1139
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ / ГОСУДАРСТВО / ПОЛИТИКА / ЭКОНОМИКА / ИННОВАЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ / STRATEGY / STATE / POLICY / ECONOMY / INNOVATIVE MECHANISM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Колобова Гузель Анисовна

В статье дана оценка положений Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной в конце 2011 г. Анализ проведен с учетом тенденций научного осмысления инновационного процесса в России.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article the assessment of provisions of Strategy of Innovative Development of the Russian Federation for the Period till 2020, approved in the end of 2011, is given. The analysis is carried out taking into account tendencies of scientific comprehension of innovative process in Russia.

Текст научной работы на тему «Стратегия инновационного развития российской экономики»

Гузель КОЛОБОВА

СТРАТЕГИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ

В статье дана оценка положений Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной в конце 2011 г. Анализ проведен с учетом тенденций научного осмысления инновационного процесса в России.

In the article the assessment of provisions of Strategy of Innovative Development of the Russian Federation for the Period till 2020, approved in the end of 2011, is given. The analysis is carried out taking into account tendencies of scientific comprehension of innovative process in Russia.

Ключевые слова:

стратегия, государство, политика, экономика, инновационный механизм; strategy, state, policy, economy, innovative mechanism.

Инновационная составляющая экономического роста бази -руется на том, что развитие производства достигается за счет использования технических и технологических ново -введений, новаций в управленческих решениях, новых познаний и развития творческих способностей персонала. Такой тип экономи -ческого роста стал формироваться в экономически развитых стра -нах во второй половине XX в.

Роль государства, ответственного за формирование условий раз -вития экономики, и в т.ч. инновационного процесса, является клю -чевой. Без убедительной политической стратегии и тактики невоз -можно обеспечить развитие основных элементов инновационной инфраструктуры. Государство, как инициатор и ключевой разработ -чик инновационного механизма модернизации экономики, должно сформировать политико - правовое и политико -организационное обеспечение инновационного процесса, способствовать развитию инновационных идей в обществе и формированию инновацион ных очагов (центров, парков, инкубаторов, наукоградов, платформ и пр.), распространение которых позволит создать экономику зна -ний.

Приоритет инновационного варианта политической стратегии модернизации экономики закреплен в Концепции долгосроч -ного социально - экономического развития РФ на период до 2020 года1 (далее — Концепция), в которой были правильно обозначены вызовы времени, но не были прописаны конкретные механизмы и решения (прежде всего, институциональные), позволяющие пре -вратить российскую экономику в экономику знаний.

В Послании Президента РФ Д.А. Медведева Федеральному Собранию 2009 г. был отмечен несистемный государственный подход к формированию новой экономики, создающей уникаль ные технологии и инновационные продукты. В выступлении на совещании по вопросам модернизации и технологического разви тия экономики (май 2009 г.) президент РФ Д.А. Медведев конста -тировал: «Основная проблема заключается в том, что, несмотря на правильные программные установки, никаких существенных изменений в технологическом уровне нашей экономики не про исходит». Инновационная проблематика озвучена во всех посла -ниях Президента РФ Федеральному Собранию с 2006 по 2011 гг.,

1 Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально - экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» // СЗ РФ, 2008, № 47, ст. 5489.

КОЛОБОВА

Гузель Анисовка — к.ю.н., доцент; заведующий кафедрой

гражданского права и процесса БАГСУ при Президенте РБ, г. Уфа

^1е1_^1оЬоуа@

mail.ru

практически во всех программных высту -плениях политического руководства го -сударства, посвященных экономической политике, однако результативность госу -дарственной политики в инновационной сфере крайне низка.

В России наблюдается рост элементов инновационной структуры: по данным 2010 г., было зарегистрировано более 80 технопарков, еще больше инновационно -технологических центров, около 100 центров трансфера технологий, около 10 национальных инновационноаналитических центров, 86 центров НТИ, 62 бизнес - инкубатора, 15 центров инно -вационного консалтинга1. Однако нельзя утверждать, что Россия встала на путь инновационного развития. В первую оче редь потому, что эффективное государ -ственное управление инновационными процессами практически отсутствует2.

Основные причины существенного отставания России в инновационной сфере ученые связывают с несовершен ством политики в области инноваций, отсутствием прочной связи науки с биз несом и рынком, развитого внутрен него высокотехнологического рынка и его потребительского сегмента; с от -сутствием координирующего центра и согласованной межведомственной стра тегии развития науки и инноваций3. Среди проблем реализации государст -венной инновационной политики ана литики выделяют невысокий уровень креативности, патернализм в решении задач модернизации страны, отсутствие институционального алгоритма дей ствий различных акторов по созданию долговременного спроса на инновации4. Эксперты отмечают низкую инноваци -онную активность предприятий и бес

1 Голиченко О.Г. Современная технологическая революция и новые возможности инновационно -го развития «догоняющих» стран // Инновации, 2010, № 3, с. 12.

2 Черешнев В.А. Институциональные и организационно-правовые условия формирования инновационной среды для модернизации экономики // Инновации, 2010, № 5, с. 37—42.

3 Селезнев П.С. Инновационная политика в со -временной России и ведущих странах Запада : дис. ... к.полит.н.: 23.00.02. - М., 2009, с. 13.

4 Пильщикова И.Ю. Институциональные риски

и угрозы реализации государственной инноваци

онной политики : дис. ... к.полит.н.: 23.00.02. —

Ростов н/Д, 2010, с. 11.

системные меры государственной под -держки инноваций5.

Проблема преодоления технологиче-ского отставания России, формирование инновационного цикла российской эко номики были обозначены в числе пер вых актуальных государственных задач, озвученных в начале 2012 г. в экономи ческом блоке предвыборной программы В.В. Путина6. Среди приоритетных отрас -лей будущим президентом РФ были выде леныфармацевтика,высокотехнологичная химия, авиационная промышленность, информационно коммуникационные технологии, нанотехнологии и некоторые другие.

С 2008 г. государственные программные документы в сфере инноваций носили декларативный характер, поэтому самым значимым событием государственной политики стало появление долгождан ной Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года7 (далее — Стратегия). Безусловно, четыре года — непозволительно долгий срок разработки стратегического целе-полагания в судьбоносном для страны направлении. К сожалению, для нашего государства весьма характерно, что в Стратегии, принятой в конце 2011 г., ука -заны мероприятия, которые должны быть исполнены в 2011 г. Реализация Стратегии предусматривает 2 этапа: 1) 2011—2013 гг., 2) 2014-2020 гг.

Поскольку Стратегия разработана на основании Концепции, ее цель опреде лена аналогично: перевод экономики России на инновационный путь разви тия к 2020 г., при этом основные целевые показатели дополнены специальными, такими как увеличение доли публикаций российских исследователей, количества цитирований работ российских ученых, число патентов и др.

5 Сибиряев А.С. Государственная инновационная политика в Российской Федерации: под -ходы к разработке и реализации: автореф. дис. ... к.полит.н.: 23.00.02. - М., 2011, с. 3.

6 Путин В.В. О наших экономических задачах // Ведомости, 2012, 30 янв.

7 Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г., утв. распоряжением Правительства РФ от 08.12.2011 г. № 2227 р, официально не опубликована, раз мещена 10.02.2012 г. на официальном сайте Министерства экономического развития РФ // http://www.economy.gov.ru/minec/ activity/ sections/ innovations/doc20120210_04 (дата обращения 15.02.2012).

Следует констатировать, что Стратегия сняла целый ряд замечаний, ранее предъ -являемых экспертами к действиям власти в этом направлении.

1) Одной из самых обсуждаемых проблем российской инновационной поли тики в научной литературе стал выбор российского варианта инновационного развития. Весьма тревожной тенденцией признавалось положение о преимуще ствах технологического заимствования, пересадки на российскую почву полу чивших признание в развитых эконо миках наукоемких технологий и произ водств.

В условиях неопределенности госу -дарственной политики в этом направ лении фактические действия государ ства указывали на выбор варианта мас -штабного заимствования имеющихся за рубежом результатов инновационной деятельности. Ученые отмечали, что этот вариант не перспективен, не создает стратегических преимуществ для нашей экономики, говорили о необходимости организации собственных технологиче ских разработок1.

В Стратегии государство впервые обо значило вариант российского инноваци онного развития: из трех возможных, с точки зрения разработчиков, вариантов (инерционное, т.е. ориентированное на импорт, развитие; догоняющее разви тие; достижение лидерства в ведущих научно технических секторах и фунда ментальных исследованиях) для России оптимальным признан вариант развития с элементами лидерства в некоторых сег -ментах экономики, в которых имеются (или могут быть созданы) конкурентные преимущества, но с реализацией догоня -ющего варианта в большинстве секторов экономики.

2) В научной литературе как особо значимая проблема рассматривались несовершенство структуры политико организационных механизмов иннова ционной деятельности, отсутствие коор динации их деятельности между собой

1 См., напр.: Пильщикова И.Ю.

Институциональные риски и угрозы реализации государственной инновационной политики : дис. ... к.полит.н.: 23.00.02. — Ростов н/Д, 2010, с. 12; Сидоров М., Шапкин И. От сырьевой к инновационной экономике России // Власть, 2008, № 3, с. 5.

и иными элементами инновационной системы2.

Российский инновационный меха низм определялся действиями (или бездействием) различных политико организационных механизмов, ключе выми из которых являются Президент РФ, Правительство РФ, Министерство обра -зования и науки РФ, Министерство эко -номического развития РФ. Кроме того, к элементам инновационной системы ранее были отнесены Правительственная комиссия по высоким технологиям и инновациям, Российский фонд техноло -гического развития, Фонд содействия раз -витию малых форм предприятий в научно -технической сфере, Инвестиционный фонд РФ, ОАО «Российская венчурная компания», государственные корпорации «Внешэкономбанк» и «Ростехнологии», ОАО «Роснано» и др.

Стратегия обозначила целостность и структурирование национальной иннова ционной системы. Общее управление реа лизацией Стратегии и координация вза имодействия между основными элемен тами возложены на Правительственную комиссию по высоким технологиям и инновациям. Непосредственная реали зация Стратегии будет осуществляться федеральными органами исполнитель ной власти: координаторами реализации Стратегии в соответствующих сферах опре -делены Министерство экономического развития РФ, Министерство образования и науки РФ, Министерство промышлен -ности и торговли РФ, Министерство связи и массовых коммуникаций РФ.

Стратегией обозначены инструменты обеспечения взаимодействия структур ных элементов инновационной системы (механизмы технологических платформ, координационные механизмы, механизм обмена информацией и др.), иные эле -менты инновационной системы (инсти туты развития и научные фонды, органы управления федеральных целевых про грамм, федеральные органы исполни тельной власти, биржевые институты), которые смогут обеспечить инновацион ный процесс в России и ее интеграцию в международную инновационную среду

2 См., напр.: Теория и политика инновационного развития и инновации в политике (по материалам круглого стола журнала «Полис» и Института социологии РАН) // Полис, 2010, № 2, с. 128—145.

3) В российском обществе модерни -зация через инновации пока не стала общенациональным интересом, поэтому в Стратегии получил развитие вопрос о включении гражданского общества в инновационный процесс: одной из основ ных задач развития в этом направлении признано формирование у граждан ком петенций инновационной деятельности. Стратегией предусмотрены конкретные меры совершенствования системы обра зования, ориентация образовательных программ на получение навыков иннова ционного предпринимательства, стиму лирование инновационной активности молодежи, формирование культуры инно ваций и повышение престижа инноваци онной деятельности.

4) Проблема неактивности предприя -тий в инновационной сфере (как част ных, так и с государственным участием) неоднократно обозначалась как уче-ными, так и руководством государства. Государственная инновационная политика должна быть направлена на повышение активности бизнеса. В Стратегии ключе -вой задачей государства признано развитие бизнес - среды, благоприятной для инно -ваций, обозначены задачи формирова ния гармоничной инновационной среды, направления стимулирования и под -держки инвестиционной деятельности, средства гармонизации отношений «госу дарство — бизнес». Новым инструментом объединения усилий бизнеса, науки и го сударства по реализации приоритетных направлений модернизации и технологического развития российской эконо мики станут технологические платформы. Технологическая платформа представляет собой коммуникационный инструмент, направленный на активизацию усилий по созданию перспективных коммерческих технологий, новых продуктов (услуг), привлечение дополнительных ресурсов для проведения исследований и разрабо ток на основе участия всех заинтересован -ных сторон (бизнеса, науки, государства и гражданского общества), а также на со вершенствование нормативной правовой базы в области научно технологического и инновационного развития.

5) Стратегической задачей в части раз -вития науки государством объявлено воз -вращение России в число ведущих миро -вых научных держав. Сложность решения этой задачи является традиционным пред

метом обсуждения ученого сообщества. Исследования, проведенные Институтом экономики РАН, показали, что около 2/3 мировых новаций, внедренных в эконо мики развитых стран в XX в., было реа -лизовано на базе достижений и идей рос сийской фундаментальной естественной науки1. Однако в настоящее время судьба науки в России вызывает серьезные опа сения. Ученые — основное конкурент ное преимущество любого государства, но Россия по целому ряду объективных причин продолжает терять свой научный потенциал.

В Стратегии изложено понимание того, что развитие науки требует структурной модернизации сектора исследований и разработок, обеспечения воспроизводства кадрового потенциала науки, эффектив ности государственных расходов в этой сфере, развития негосударственного сек тора исследований и науки.

В экономически развитых странах инно -вационный процесс объединяет науку, технику, экономику, предприниматель ство и управление2. В Стратегии предпри -нята попытка увязать разрозненные пока элементы российской инновационной системы путем обозначения основных проблем формирования инновационной среды и ключевых государственных задач по их устранению, установления механиз мов взаимодействия элементов, определе ния государственных способов поддержки инноваций и мер по созданию соответ -ствующей инфраструктуры.

В Стратегии остались нерешенными вопросы, во многом определяющие результативность инновационного меха низма модернизации экономики. Прежде всего, это вопросы качества политико правовых и политико организационных механизмов регулирования инновацион ного процесса.

Во первых, следует отметить неопре деленность правовой составляющей инновационного развития государства. Стратегия определила отдельные произ водные направления совершенствования российского законодательства (граждан ского, налогового, бюджетного, экологи ческого, антимонопольного, о техниче -ском регулировании, в сфере обеспечения

1 Стратегический ответ России на вызовы нового века / под общ. ред. Л.И. Абалкина. ИЭ РАН. — М. : Экзамен, 2004, с. 309.

2 Селезнев П.С. Указ. соч., с. 24.

безопасности, о миграционном учете, об образовании), при этом принципиальный вопрос так и не был обозначен.

Инновационное развитие и модерниза -ция общества невозможны без совокуп -ности специально подготовленных поли -тических решений, облеченных в форму закона как важнейшего инструмента осу ществления общественно политических преобразований1.

Отчасти инновационная деятельность регулируется Федеральным законом от 23.08.1996 г. № 127 - ФЗ «О науке и госу -дарственной научно технической поли тике». Однако федеральные политикоправовые основы инновационной дея тельности просто отсутствуют, ключе -вые понятия, такие как «инновации», «инновационная деятельность», «инно -вационная политика», «инновационная система», «инновационная продукция» и др., которые должны стать базовыми для всех отраслей права, не имеют зако нодательного оформления. Попытки разработки единого консолидирующего акта в виде закона об инновационной деятельности предпринимались неодно кратно. Находящийся в настоящее время на рассмотрении Государственной Думы долгожданный законопроект об иннова ционной деятельности не отвечает требо -ваниям ситуации: в заключении на про -ект правительством РФ отмечено, что он не содержит самостоятельного предмета правового регулирования, носит деклара тивный характер и предусмотренные им задачи не направлены на развитие инно вационной деятельности2.

В отсутствие правовой регламентации федеральной инновационной политики субъекты РФ вынуждены заполнять право -вые пробелы региональным законодатель -ством, которое в силу понятных причин не может быть унифицированным и работать в полную силу. Очевидно, что отсутствие основополагающего политико правового механизма значительно затрудняет созда -ние устойчивой экономической среды в инновационной сфере.

Во - вторых, оценка ситуации на миро -вом рынке высоких технологий пока зывает, что Россия способна успешно

1 Теория и политика инновационного развития и инновации в политике (по материалам круглого стола журнала «Полис» и Института социологии РАН) // Полис, 2010, № 2, с. 140.

2 Сибиряев А.С. Указ. соч., с. 14.

конкурировать по 10—15 макротехноло -гиям. Очевидно, что выбор приоритетов должен опираться на анализ социально экономической и политической струк туры нашего общества. Чрезвычайно велика ответственность государства за выбор этих приоритетов.

До разработки Стратегии приоритет -ными в инновационной сфере являлись тематические направления, заданные Комиссией по модернизации и техно логическому развитию экономики РФ: компьютерные технологии и программы, ядерные технологии, космос и телекомму никации, медицина и фармацевтика, энер гоэффективность. Будущим президентом В.В. Путиным были озвучены несколько иные сферы, о чем мы упоминали ранее. Стратегия также объявила свой набор приоритетных направлений, развитие которых может увеличить долю высоко технологичных товаров и услуг России в общем объеме мировых рынков до 5—10% к 2020 году, — речь идет о ядерных тех нологиях, авиастроении, судостроении, программном обеспечении, вооружении и военной технике, образовательных услу -гах, космических услугах и производстве ракетно - космической техники.

Как мы видим, имеет место значитель ное несовпадение обозначенных госу -дарственных приоритетов в столь крат косрочном периоде. Это несовпадение неизбежно ставит вопросы о наличии и применимости механизмов определения инновационных приоритетов, необходи мости публичного обсуждения направле ний развития, ответственности органов государства, принимающих эти решения. То есть, речь идет о тех вопросах, кото рые не получили развития в принятой Стратегии.

В -третьих, Стратегия, определяя усло -вия формирования инновационной среды, практически не предъявляет никаких тре бований к институциональной среде.

По мнению ученых, вопрос реализа -ции инновационной направленности экономики упирается в деловой климат в стране. В нашем государстве работают несовершенные, но в целом приемлемые для ведения бизнеса налоговый режим и законодательство. Основная проблема заключается в недостатке прозрачности и подконтрольности обществу работы представителей государства — от тамо -женных и налоговых служб до судебной и

правоохранительной системы1, т.е. в низ -ком качестве политико организационных механизмов регулирования экономики.

В свою очередь, без частного капитала инновационный процесс не сможет стать системным. В России сложилась ситуа ция, при которой научные исследования и разработки финансируются преимуще ственно из бюджетных средств. Однако эта ситуация не может долго продол жаться — государственные финансовые возможности ограничены, поэтому необ ходимость привлечения частных средств чрезвычайно актуальна. На этом этапе реальное формирование инновацион ной среды во многом зависит от включе -ния в процесс бизнес сектора, который предъявляет обоснованные претензии к качеству политико организационных механизмов регулирования экономики. Качественное изменение институцио нальной среды является важнейшим усло вием развития инновационного процесса, однако Стратегия разработана без учета этой глобальной государственной задачи.

1 Путин В.В. О наших экономических задачах // Ведомости, 2012, 30 янв.

Таким образом, ключевые проблемы, не обозначенные в Стратегии, имеют политическую природу. Несоответствие политико - правовых и политико- орга -низационных механизмов модернизации экономики озвученным политическим целям, недоверие бизнес сообщества к предпринимаемым государством дей ствиям, отсутствие инициативы граждан -ского общества в развитии инноваций во многом являются результатом незавер шенности правовых и институциональных изменений в нашем государстве.

Сложность ситуации заключается в том, что инновационная модернизация эко -номики по своему содержанию является вторичной, производной от модерниза ции, связанной с переходным состоянием российского общества, посткоммуни -стической трансформацией. Очевидно, что имеют место системные проблемы, напрямую связанные с функционирова нием политической системы российского общества. В подобных условиях перво степенное значение приобретает качество государственного регулирования эконо мики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.