Олег БУКИН
НОРМАТИВНЫЕ ОСНОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
В статье анализируются нормативные основания государственной инновационной политики в современной России.
Особое внимание уделяется рассмотрению главных целей, задач и приоритетов данного направления государственной политики.
In the article the normative bases of the state innovation policy in the modern Russia are analyzed. Special attention is given to consideration of basic aims, tasks and priorities of this branch of state policy.
Ключевые слова:
государственная инновационная политика, национальная инновационная система, приоритеты инновационного развития; state innovation policy, national innovation system, priorities of innovation development.
I ■ ля подавляющего большинства государств, и России в их I I числе, в условиях современных темпов развития науки и J I техники приоритеты в государственной инновационной политике определяются как необходимостью преодоления техно логического отставания отдельных отраслей, областей деятельно сти, хозяйственных структур и т.д., так и критериями увеличения социально - экономической эффективности каждого нового вос -производственного цикла.
По справедливому замечанию ряда исследователей, сегодня в России возникла необходимость в отходе от прежних догм, отказе от не оправдавших себя подходов, а приоритетом становится создание полноценной национальной инновационной системы с обратными связями, в которой взаимодействуют предпри нимательская среда и среда, производящая знания, т.е. научно -исследовательского комплекса. Это взаимодействие невозможно без наличия механизма, обеспечивающего не только передачу зна -ний, но и их устойчивое воспроизводство, а также эффективное экономическое применение. В такой системе потребность в новых знаниях порождает ответную реакцию национальной научнотехнической сферы, а это, в свою очередь, приводит к тому, что предпринимательская среда начинает ориентироваться на нацио нальные научно -технические разработки. Государство — важней -ший партнер субъектов национальной инновационной системы, катализатор и регулятор происходящих в ней процессов. При этом нельзя забывать и об обществе в целом: именно развитие в нем тяги к знаниям, предпринимательского духа и общенациональной способности к инновациям во многом обеспечивают успешность действия инновационной системы страны. Наконец, существен -ным фактором состояния и развития инновационной системы является степень зрелости финансовых отношений, которые задают стимулы к росту предпринимательского духа и развитию национальной способности к инновациям. Они призваны обе -спечить высокую степень эффективности обмена и кооперации как внутри предпринимательской среды и среды, производящей знания, так и между ними1.
В современной России принят и действует целый ряд право -
1 См.: Голиченко О.Г. Основные факторы развития национальной инновационной системы: уроки для России. — М.: Наука, 2011, с. 5.
БУКИН
Олег
Юрьевич —
соискатель кафедры
политологии,
истории, социальных
технологий
Московского
государственного
университета путей
сообщения
РоШо1о^а-МПТ@
yandex.ru
вых документов, в той или иной степени определяющих нормативные основания государственной инновационной поли -тики. В их числе Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.1, Концепция долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.2, Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 г. и дальней -шую перспективу3, Стратегия инноваци -онного развития Российской Федерации на период до 2020 г.4, Доктрина развития российской науки5, Приоритетные направ -ления развития науки, технологий и тех ники в Российской Федерации6, Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 г.7, а также ряд других документов концептуального характера.
Помимо них были приняты и реали -зуются следующие федеральные целе -вые программы: «Научные и научнопедагогические кадры инновационной России» на 2009—2013 гг.8, «Развитие электронной компонентной базы и радио электроники» на 2008—2015 гг.9, «Развитие атомного энергопромышленного ком плекса России» на 2007—2010 гг. и на пер -спективу до 2015 г.10
Одним из первых документов, содержа щих относительно развернутый перечень приоритетов государственной иннова -ционной политики, стали Основы поли тики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу.
1 Утв. Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2009, № 537.
2 Утв. Распоряжением Правительства РФ от
17.11.2008, № 1662- р.
3 Утв. Распоряжением Президента РФ от 30.03.2002 , № Пр-576.
4 Утв. Распоряжением Правительства РФ от 08.12.2011, № 2227-р.
5 Утв. Указом Президента РФ от 13.06.1996, № 884.
6 Утв. Указом Президента РФ от 07.07.2011, № 899.
7 Утв. Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике (протокол от
15.02.2006, № 1).
8 Утв. Постановлением Правительства РФ от
28.06.2008, № 568.
9 Утв. Постановлением Правительства РФ от
26.11.2007, № 809.
10 Утв. Постановлением Правительства РФ от 06.10.2006, № 605.
Согласно Основам, для достижения цели государственной политики в области раз -вития науки и технологий — перехода к инновационному пути развития страны — должны быть решены следующие основ -ные задачи:
— создание организационных и эконо -мических механизмов для повышения вос -требованности инноваций отечественным производством, обеспечения опережаю -щего развития фундаментальной науки, важнейших прикладных исследований и разработок;
— совершенствование нормативноправовой базы научной, научно технической и инновационной деятель ности;
— адаптация научно-технического комплекса к условиям рыночной эко номики, обеспечение взаимодействия государственного и частного капитала в целях развития науки, технологий и тех ники;
— рациональное сочетание государст -венного регулирования и рыночных меха низмов, мер прямого и косвенного стиму лирования научной, научно технической и инновационной деятельности при реа лизации приоритетных направлений раз вития науки, технологий и техники;
— совершенствование системы под -готовки научных и инженерных кадров высшей квалификации в области науки и технологий;
— поддержка научных исследований и экспериментальных разработок в прио ритетных направлениях развития науки, технологий и техники с учетом мировых тенденций в этой сфере;
— укрепление научно -исследователь -ского сектора высшей школы;
— активизация деятельности по передаче знаний и технологий между оборонным и гражданским секторами экономики, раз витие технологий двойного применения и расширение их использования;
— ускоренная реализация научных и научно технических достижений, способ ствующих предотвращению возникнове ния военных конфликтов, техногенных и экологических катастроф и снижению ущерба от них;
— разработка и модернизация воору -жения, военной и специальной тех ники, содействие развитию оборонно промышленного комплекса;
— совершенствование технических
средств, форм и способов борьбы с тер роризмом, в т.ч. с международным.
Формирование национальной иннова -ционной системы провозглашено важ нейшей задачей, неотъемлемой частью экономической политики государства. В документе подчеркивается, что нацио -нальная инновационная система должна обеспечить объединение усилий государ ственных органов управления всех уров -ней, организаций научно технической сферы и предпринимательского сек тора экономики в интересах ускорен ного использования достижений науки и технологий в целях реализации стра тегических национальных приоритетов страны.
Формирование национальной иннова ционной системы предусматривает:
— создание благоприятной экономиче -ской и правовой среды;
— построение инновационной инфра -структуры;
— совершенствование механизмов госу -дарственного содействия коммерциализа ции результатов научных исследований и экспериментальных разработок.
Также подчеркивается, что формиро -вание национальной инновационной системы требует решения следующих основных задач:
1) совершенствование механизмов вза -имодействия между участниками иннова ционного процесса, включая организацию взаимодействия государственных научных организаций и высших учебных заведе ний с промышленными предприятиями в целях продвижения новых технологий в производство, повышения квалификации производственного персонала;
2) проведение действенной экономи -ческой политики в отношении участни ков инновационного процесса, стиму лирование внебюджетного финансиро вания, создание институциональных и правовых условий для развития венчур ного инвестирования в наукоемкие про екты;
3) создание и развитие объек-тов инновационной инфраструктуры (инновационно- технологические центры, технопарки и т.п.), сети организа ций по оказанию консалтинговых услуг в области инновационной деятельно сти, содействие созданию и развитию в научно технической сфере малых инно вационных предприятий, специальных
бирж интеллектуальной собственности и научно - технических услуг1.
В Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г., разработанной на основе положений Концепции долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., в качестве главной цели определен перевод к 2020 г. экономики России на инновационный путь развития. В этой связи поставлены следующие задачи:
— развитие кадрового потенциала в сфере науки, образования, технологий и инноваций;
— повышение инновационной активно -сти бизнеса и ускорение появления новых инновационных компаний;
— максимально широкое внедрение в деятельность органов государственного управления современных инновационных технологий;
— формирование сбалансированного и устойчиво развивающегося сектора иссле дований и разработок;
— обеспечение открытости националь -ной инновационной системы и эконо мики, а также интеграции России в миро вые процессы создания и использования нововведений;
— активизация деятельности по реали -зации инновационной политики, осу ществляемой органами государственной власти субъектов РФ и муниципальными образованиями.
При этом обращает на себя внима -ние тот факт, что реализация Стратегии предусматривает решение задач в рам ках следующих направлений социально экономической политики:
• бюджетная политика — в части обе -спечения приоритетности инновацион ных расходов и определения параметров и траектории изменения основных статей расходов бюджета, необходимых для раз вития инноваций (наука, образование, институты развития, поддержка бизнес инноваций);
• налоговая политика — в части оптими -зации уровня налоговой нагрузки на базо вые факторы инновационного развития (прежде всего, в отношении работников), а также в части введения необходимых налоговых льгот;
1 См.: Сайт Совета Безопасности Российской Федерации. // http://www.scrf.gov.ru/documents /15/22.Ыт!
• техническая политика — в части фор -мирования системой технического регу лирования стимулов к технологической модернизации и инновациям, а также к снятию барьеров и ограничений на вне дрение новых технологий;
• конкурентная политика и политика в сфере борьбы с коррупцией — в части минимизации возможностей для неспра ведливой конкуренции через использова ние административного ресурса, в части предотвращения и пресечения анти конкурентных действий доминирующих на рынках хозяйствующих субъектов, а также в части формирования благопри ятного предпринимательского климата, включая деятельность правоохранитель ных и контрольных органов, судебной системы, конкурентоспособность рос сийской юрисдикции, общее правовое регулирование создания и ведения биз неса;
• политика в сфере государственных закупок — в части создания необходимых инструментов и процедур, дающих воз можность государственным заказчикам закупать инновационную продукцию, а государству в целом — стимулировать за счет государственных закупок создание такой инновационной продукции;
• внешняя и внешнеэкономическая политика — в части более активного отста -ивания интересов российских инноваци онных компаний на внешних рынках, а также в части поиска за рубежом техноло -гических партнеров для российских пред приятий, способных оказать значимое содействие в технологической модерниза ции российской экономики;
• региональная политика — в части установления более высокого приоритета поддержки тех регионов, которые осу ществляют инвестиции в инновационное развитие1.
Как видно даже из небольшого обзора, говорить о недостатках нормативной базы государственной инновационной политики в современной России в целом не приходится. Вместе с тем наблюда -ется недостаточная разработанность кон цептуальных оснований и практических механизмов государственной иннова ционной политики в рамках отдельных отраслей и сфер экономики. Думается, это должно стать одним из направлений дальнейших научных исследований и разработок.
1 См.: Сайт Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации // http:// minsvyaz.ru/ru/doc/?id_4=685